Происхождение св. Предания вообще очень древнее. Оно появилось на земле одновременно с сотворением человека и поселением его в раю. Сотворив человека, Господь дал ему заповедь о невкушении плодов от дерева познания добра и зла; человек эту заповедь передает жене своей. С этих пор на протяжении многих веков до самого Моисея единственным источником Богооткровенного учения было священное Предание. Моисей, положив начало священному Писанию, все то, чему не был свидетелем и что было до него, взял из Предания. Но и с появлением Писания Предание не утратило своего значения, так, как и в ветхозаветном Писании, подобно как впоследствии и в новозаветном, далеко не все оказалось записанным. Так, например, в первой книге Моисеевой «Бытия» о патриархе Енохе говорится лишь, что « Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусаила. И ходил Енох пред Богом по рождении Мафусаила триста лет и родил сынов и дочерей.... И ходил Енох пред Богом, и не стало его, потому что Бог взял его » ( Быт.5:21–24 ). А между тем, апостол Иуда и апостол Павел сообщают нам о патриархе Енохе некоторые сведения, каких нет во всем ветхозаветном Писании. Из послания Иуды мы узнаем о грозном пророчестве патриарха Еноха. « Пророчествовал , пишет апостол Иуда, седьмый от Адама Енох, говоря: се идет Господь со тьмами святых ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, какие произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники » ( Иуд.1:14–15 ). Апостол же Павел сообщает о том, что патриарх Енох не видел смерти, но перешел живым на небо, « Верою , пишет он, Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу » ( Евр.11:5 ). Откуда, спрашивается, могли знать апостолы об этих подробностях о патриархе Енохе, если в св. Писании Ветхого Завета о них совершенно не упоминается? Конечно из Предания. И еще: В пятой книге Моисеевой «Второзаконие» о смерти Моисея сказано лишь, что она последовала на одной из гор, и что Бог скрыл от людей могилу своего пророка; ( Втор.34:1–6 ), а тот же апостол Иуда в своем послании повествует, что вслед за смертью Моисея между Архангелом Михаилом и диаволом произошел спор из-за тела пророка: « Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнесть укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь » ( Иуд.1:9 ). Откуда мог заимствовать апостол Иуда о вышеприведенном споре? Очевидно, тоже из ветхозаветного Предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

2) Книга на Енох – апокрифен текст, написан в I в. пр. Р.Хр. от името на старозаветния патриарх и пръв пророк Енох. Написаната от неизвестен автор (или автори) книга на Енох повествува за преселването на Енох на небето, където той наблюдавал въстанието на Синовете Божии, картини от бъдещия край на света и пр. Авторските видения и пророчества съставят въпросната книга. Въпреки нейната неканоничност, в раннохристиянската литература книгата на Енох се ползувала с авторитет. Но след окончателното установяване канона на Св. Писание, авторитетът на книгата Енох угаснал, а текстът й изчезнал. Бил намерен отново едва в 1773 г. на етиопски (амхара) език, в двоен превод. Впоследствие, при разкопките в Ахмим (Египет) били намерени два големи фрагмента на гръцкия текст, а в Кумран (Палестина) – в повече на брой, кратки арамейски фрагменти. Еон (гр.) – според гностиците – духовна същност която изтича (еманира) от върховния Бог. Епархия (гр. παρχα) – църковно-административна единица, управлявана от архиерей (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх). Епикурейство – учение на древногръцкия философ Епикур (341 –270), който обяснявал света на основата на атомистическото учение и на стремежа на човека към щастие. Епископ (от гр. «епископос» – надзирател) – духовно лице (свещенослужител) от третата, най-висшата степен на църковната йерархия. Първите епископи са били светите апостоли. Те ръкоположили от своя страна други лица за епископи (от гр. надзорник), презвитери (от гр. старейшина) и дякони (от гр. служител). Виж. Апостолска приемственост. Първоначално дяконите прислужвали на църковните трапези, а по късно започнали да прислужват и при богослужение. За епископи се избират и ръкополагат най-достойните, най-подготвените и богопосветени лица от монасите. Епископът се ръкополага най-малко от двама архиереи. Той извършва самостоятелно всички тайнства и треби; обладава върховната власт в управлението на епархията (църковния окръг). В Българската православна църква епархийските архиереи се наричат митрополити. Епископите у нас нямат епархия, а заемат висши длъжности по управлението в Църквата, в повечето случаи като викарии (помощници) на митрополитите. Те носят име на древноцърковни епархии, които днес не съществуват. Хорепископ или викарен епископ, митрополит, архиепископ, патриарх, католикос и папа са само служебни звания на епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

е. три года в собственном смысле), и облечением во вретища, сетования и плача достойное о попираемых являющая, и обретающихся тогда от прелести антихристовы отводимых. Их же Захария в виде двею маслину, и двою светильнику назнаменова» 693 . И далее говорит, что Енох и Илия будут творить чудеса и по окончании своей проповеди будут убиты антихристом, но чрез три дня с половиною «равночисленные летам прорицания его» (чем опять указывается на то, что Илия и Енох будут пророчествовать три года с половиною в строгом собственном смысле) воскреснут и будут взяты на небо 694 . Св. Иоанн Дамаскин : «Послется Енох и Илия Фесвитянин, и обратят сердца отец на чада, сие есть, Синагогу на Господа нашего Иисуса Христа, и апостольскую проповедь, и от него (антихриста) убьются. И приидет Господь из небесе, им же образом святии апостоли ведеша его шествующа на небо, Бог совершен, и человек совершен, со славою и мощию, и убиет человека беззакония, сына погибели духом уст Своих» 695 . Тоже самое учение могут прочитать раскольники: а) В синаксаре в неделю мясопустную: «преди седми лет (т. е. до второго Христова пришествия), якоже глаголет Даниил, приидет Енох и Илия проповедают людям не приимати сего (антихриста). Сей же ем их и мучит, таже и главы их отсечет» 696 . б) В книге Кирилловой: «Его же (антихриста) Христос истинный обличити Своих угодников, Еноха и Илию пошлет, не приимати лживого. Он же окаянный пред всеми повелит их убити» 697 . в) В книге о вере: во время пришествия антихристова послани будут от Бога Енох и Илия по писанному в Апокалипсисе в главе 11, и Иоанн Евангелист с ними ко утверждению верных. Енох о законе естественном, Илия же о законе писанном, а Иоанн о законе благодати» 698 . г) В Зерцале душезрительном: «первого пришествия Христа Бога моего Иоанн предрекл есть, покаяние проповедуя, второго же предтеча будет Илия пророк Фезвитянин прозванный, еще же и ревнитель: прорече се исперва Малахия. Но Иоанна Богослова паки откровение научило есть велми: рече бо яко прииедет Илия пророк, являет же с нем и другого древнего, глаголю же праведного Еноха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

Игорь, Киев 1 августа 2020, 19:42 Что дают эти знания христианину? Как далеко они отстоять от пути спасения. Нам - то увидеть себя грешниками уже дело. иерей Пётр Михалёв 3 августа 2019, 00:01 ///Хотелось бы знать о книге Еноха. Существует ли она на самом деле. И еще хотелось бы больше узнать о Енохе. Где можно найти такой материал? Спаси Господи всех.///до нас дошёл апокриф, который Церковь отвергла. иерей Пётр Михалёв 2 августа 2019, 23:58 ///ветхий завет книга Премудрости Иисуса сына Сирахова Глава 44 стих 15 - " Енох угодил Господу и был взят на небо, — образ покаяния для всех родов. " по моему здесь не двусмысленно говорится куда взят Енох.../// Уважаемый Николай, так в статье я как раз указываю, что мы должны ориентироваться на СЕптуагинту(церковно-славянский перевод), а не на масоретский текст, который Вы цитируете. А на церковно-славянском сказано: " Енох угоди Господеви и преложися, образ покаяния родом. " - заметьте, ни слова о небе. раиса 2 августа 2019, 10:36 Весь материальный мир именуется землею. Воздушное пространство - это тоже земля. В церковных песнопениях поется о том, что эти ветхозаветные праведники были видимым образом взяты на небо,т.е. подняты в воздух и помещены в пространство, о котором нам Священное Писание не говорит. Значит до поры нам это знать не положено. Глубоко воцерковленные люди не дерзают любопытствовать и строить догадки своим падшим и греховным умом, это всегда приводит к неосознанному богохульству. Неофиты, не дерзайте поправлять богословов, не зная досконально Священное Писание, вытаскивая из него стихи, искажая смысл. Для нас достаточно той информации, что взяты живыми, а как и куда не нашего ума дело. р.б. Николай 6 июля 2019, 11:10 ветхий завет книга Премудрости Иисуса сына Сирахова Глава 44 стих 15 -  " Енох угодил Господу и был взят на небо, — образ покаяния для всех родов. " по моему здесь не двусмысленно говорится куда взят Енох... Сергий 24 июня 2019, 19:16 Хотелось бы знать о книге Еноха. Существует ли она на самом деле. И еще хотелось бы больше узнать о Енохе. Где можно найти такой материал? Спаси Господи всех.

http://pravoslavie.ru/55239.html

Быт. 5:13 По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок лет и родил сынов и дочерей. Быт. 5:14 Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер. Быт. 5:15 Малелеил жил шестьдесят пять лет и родил Иареда. Иаред значит снисходить, спускаться. Быт. 5:16 По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать лет и родил сынов и дочерей. Быт. 5:17 Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер. Быт. 5:18 Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха. Енох значит посвящённый. Кажется, по смыслу этого имени, Енох с самого младенчества был посвящён Богу. Быт. 5:19 По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей. Быт. 5:20 Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер. Быт. 5:21 Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. Мафусал, или Мафушаел – Муж послания, или посланный. Мефу считают однозначащим с Бефа финикийских надписей, слово это означает человек в обоих языках, столь родственных между собою, что еврейский и финикийский считают одним и тем же языком. Имя Мафушаел переводят ещё муж стрелы по аналогии слова бросать, высылать, с действием метания стрелы (Гезениус); наконец, имя это переводили – «послание смерти». Бохарт указывает на предание, что Мафушаел умер в год потопа и смерть его была как бы предвестником всеобщей гибели (Английская Библия in loco). Быт. 5:22 И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Быт. 5:23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. Быт. 5:24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его. Многие мыслители указывают на тот важный факт, что Енох имел, при краткости жизни своей, детей, и видят в этом особое благоволение Божие к брачной жизни, сохраняемой в целомудрии и чистоте. «Дабы иметь лучшее понятие о кончине Еноха, – говорит м. Филарет, – обратиться должно к кончине Илии, которого тоже взял Иегова ( 4Цар. 2:11 ). Должно думать, что и в Енохе по достижении внутреннего человека его в предопределённую меру благодатного возраста смертное поглощено было жизнию ( 2Кор. 5:4 ) некоторым благороднейшим образом, нежели тот, который мы называем смертию телесною» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И декабря в 17 день; «Енох не вкусивый и доныне смерти». И в книге печатной Иоанна Златоуста в неделю вторую поста: «постися Енох, и взят бысть с плотию на небо и доныне жив есть». О Илии же в книгах четвертых царств пишет, глаголя: «и бысть идущему Илии и Елисею, и се колесница огненная и кони огненные, и разлучиша между обеима има, и взят бысть Илия вихром яко на небо». И Сирах глаголет: «Илия, взявыйся вихром огненным и колесницею огненных коней, вписан на обличение на времена…» «Илия на Фаворе виден бысть: Моисея от мертвых представи, Илия же от живых явися, яко той есть Судия живых и мертвых». Пролог августа в 6 день. Но по всему заметно, что вы держитесь безпоповского ложного мудрования, потому то и хотите иметь антихриста духовного. По силе вашего ложного мудрования вы хотите, впрочем, дать вместе с тем духовное царствование антихристу в по 8-ми летех его рождения. Но эта нелепость, очевидно, сама по себе решается, что на бабьих баснях зиждется и не имеет для себя ни основания, ни подпор; значит ваше мудрование ложно, и только ожидайте повеления Господня, что Он, праведный Судия, послет ангелов собрать эти плевелы и сжечь огнем неугасимым. Это же подтверждает Иоанн Дамаскин в 4-й книзе своей, яко во время антихристова пришествия послани будут Енох и Илия; и в Синаксаре, в неделю мясопустную, о втором пришествии Христове глаголет: «преди же семи лет, якоже глаголет Даниил, приидут Енох и Илия, проповедующа людем не приимати сего антихриста»; и в Евангелии недельном на рожество Иоанна Предотечи, и в Благовестнике в зачале 40, еже от Матфея, и в зачале 71 подобно сему пишет; и в Книге о правой вере в главе 30 пишет сице: «во времы пришествия антихристова послани будут Илия и Енох, по писанному в Апокалипсисе и Иоанн Евангелист с ними ко утвержению верных: Енох о законе естественном, Илия же о законе писанном, а Иоанн Богослов о законе благодати. Так Ларион Егоров мудрствовал; и ты так, почтенный отец, мудрствуй. И обрящешися со всеми святыми отцами и со всею вселенскою церковью одного духа, но не со слугами антихриста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Во 1-х, они говорят, что под Илией, Енохом и И. Богословом нужно разуметь не лиц определенных, а законы: писанный (Илия), естественный (Енох) и благодатный (И. Богослов) 87 и в доказательство этого приводят следующие слова Книги о вере: «посланы будут Енох и Илия... и Иоанн евангелист с ними, к утверждению верных. Енох о законе естественном, Илия же о законе писанном, а Иоанн о законе благодати» (гл. 30, л. 270 об.). Но если понять эти слова согласно с безпоповцами, то явится много несообразностей. Напр., Енох и Илия посланы будут Богом пред кончиной мира; между тем естественный закон вложен в человека при самом рождении, а писанный существовал задолго до явления в мир Сына Божия. По словам Апокалипсиса, два свидетеля явятся во вретище, будут творить чудеса и карать беззаконников, будут убиты и тела их будут лежать непогребенными на стогнах града три дня с половиною; но все это – такие черты, которые никак не могут быть отнесены к законам. Затем, и в Книге о вере сказано не то, что Енох, Илия и Иоанн Богослов будут законы, а что они посланы будут для утверждения верных «о законе», т. е. законом, или в законе того времени, в которое каждый из них жил: Енох законом естественным, Илия – писанным, а Иоанн Богослов – благодатным. Возражение. В Благовестнике прямо сказано, что «Илия есть пророческое слово, послан ко вдове от язык церкви» (Благов. на св. от Лк. зач. 14). – Но там же неоднократно говорится, что Илия будет предтечей второго пришествия точно так же, как Иоанн был предтечей первого (Мф. зач. 40 и 71; Мк. зач. 39 и др.). Затем, бл. Феофилакт, согласно словам Спасителя ( Мк. 9:12 ) неоднократно говорит, что Илия придет пред вторым пришествием Христовым, а пророческое слово или закон были уже до первого пришествия Спасителя на землю. 88 Во 2-х, безпоповцы утверждают, что Илия уже явился в лице Иоанна Крестителя. «Сам Христос, говорят они, назвал Иоанна Крестителя Илией: той есть Илия хотяй приити» ( Мф. 11:14 , зач. 40). 89 Хотя Спаситель сказал об Иоанне Крестителе иудеям: «аще хощете прияти, той есть Илия, хотяй приити» ( Мф. 11:14 , сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Существенное отличие от языческих апофеозов заключается в том, что Библия нигде не причисляет Еноха ни к богам, ни к полубогам. Енох был и остался только благочестивым человеком. Слово чисто еврейское, значит «посвященный», «присвоенный» ( Втор. 20:5 ; Числ. 7:11 ). Какое же значение имеет библейское сказание? И не стало его, потому что взял его Бог . Бытописатель передает только о том, что за благочестие Енох удалился из среды людей, его взял (по арабскому переводу, «к себе») Бог. Куда же Енох был взят? По свидетельству апокрифических иудейских книг, в рай; по мнению св. Иринея (Contra haeres. 5, 5) и эфиопского перевода ( Быт. 5:24 ), – на небо. Апостол Павел и вся Новозаветная Церковь учат, что Енох не видел смерти ( Евр. 11, 5 ). Абен-Эздра, Ярхи и Розенмиллер предположили, что библейский рассказ не дает оснований для общей веры в какое-то особенное, чудесное удаление Еноха. Вопреки учению ап. Павла, они уверяют, что Библия говорит о ранней смерти благочестивого патриарха. Но для такого предположения нет оснований в тексте. Нигде в исторических повествованиях Библии не употребляется (стоящее здесь) слово – «взял» – для обозначения смерти. Единственное основание для такого предположения может дать выражение у Исаии 57:1–2: Праведник похищается 52 Богом из среды живых, т. е. умирает (как видно из контекста). Очевидно, это выражение не исторического, а поэтического характера. Такие же поэтические выражения: Пс. 48:16; 72:24 – когда примет меня имеют значение, совершенно противное взглядам Розенмиллера. Во всех же других случаях для обозначения смерти употребляется один глагол: . Нет библейских оснований для предположения, будто у евреев ранняя смерть считалась признаком Божественного благоволения. Напротив, долголетие патриархов и награда за исполнение 5-й заповеди говорят о кратковременности жизни как уделе нечестивых. Признавая общепринятое мнение о том, что Енох остался жив, Шписс замечает, что библейское сказание о его взятии не могло иметь значения для веры в бессмертие души. Библия говорит не о бессмертии души, а о продолжении телесного существования 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В продолжение своей долговечной жизни первые прародители, без сомнения, и словом и примером передавали свою веру потомству, и между потомками их в допотопном мире видим высокие образцы сей веры в Енохе и Ное. О праведном Енохе читаем в книге Бытия: и угоди Енох Богу, и необреташеся, зане преложи его Бог ( Быт. 5:24 ). «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его». «Ходил Енох пред Богом»: это значит: он благоугождал Богу; и Бог, в знак своего благоволения к нему и в подкрепление веры его современников, взял его на небо, подобно тому, как после пророк Илия был взят от земли на небо. Так благоугодил Енох Богу не иначе как чрез веру в обетованного Искупителя. Об этом свидетельствует апостол Павел, говоря: Верою Енох преселен был так, что не видел смерти; и не стало его: потому что Бог преселил его. Ибо прежде преселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу ( Евр. 11:5 ). Ной был проповедником веры в мире допотопном и послепотопном. Самое рождение его ознаменовано свидетельством веры. В книге Бытия об отце Ноя Ламехе написано: И роди сына, и нарече имя ему, Ное, глаголя: Сей упокоит нас от дел наших, и от печали рук наших, и от земли, юже прокля Господь Бог ( Быт. 5:29 ). Яснее повторю: Ламех «родил сына, и нарек имя ему: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей, и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь Бог». Ламех по вере ожидал от сына своего того же, чего надеялись первые прародители, назвав своего первенца Каином, то есть приобретением. Ной обрел благодать пред очами Господа Бога. Говорит бытописатель. «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем. Ной ходил пред Богом ( Быт. 6:8, 9 )». Ной удостоился многократных откровений Божиих; он проповедовал истину своим современникам и призывал их к обращению на путь истины, возвещая гнев и суд Божий. О нем апостол Павел пишет: «Верою Ной, будучи извещен свыше о том, что еще не было видимо, благоговея (пред Богом) устроил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он весь мир, и сделался наследником праведности по вере» ( Евр. 11:7 ). Ной перенес истинную веру в мир послепотопный: вышедши из ковчега, он поставил Богу жертвенник, принес на нем жертву, и жертва его так была угодна Богу, что Он дал обещание не поражать более землю таким всеобщим потопом (Быт. гл. 8). Вера Ноя так была совершенна, что Бог благоволил открыть ему судьбу отдаленного его потомства, и вместе с этим судьбу истинной церкви в то время, когда придет на землю обетованный Спаситель ( Быт. 9:26, 27 ). 3) Вера послепотопных патриархов в обетованного Спасителя

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Тогда разумеша ученицы, яко Иоанна и Илию глаголет, понеже предтеча Иоанн был первому Его пришествию, якоже и Илия будет второму пришествию» 115 . Что же касается до второго свидетеля, имеющего предшествовать славному пришествию Христову, то основанием для разумения под ним Еноха служили отцам Церкви с одной стороны следующие слова Иисуса сына Сирахова: Енох угоди Богу, и преложися, образ покаяния родом ( Сир.44:15 ), с другой – то убеждение, что человеку лежит единою умрети ( Евр.9:27 ), и следовательно всего естественнее было думать отцам святым, что вторым свидетелем, который послан будет в мир от Бога пред кончиною века, и которого также умертвит антихрист, будет Енох, так как он еще не видел смерти, потому что, как повествует бытописатель, преложи его Бог ( Быт.5:24 ). Итак, по учению св. отцев Церкви, основанному на слове Божием, прежде второго пришествия Христова посланы будут в мир Илия и Енох, чтобы приготовить людей к последнему всеобщему суду, в частности – чтобы обратить своею проповедью и чудесами ко Христу иудеев, а потом и других людей, которые, как мы видели, пред кончиною мира забудут Бога и закон Его. Но так как пред пришествием Христовым явится и антихрист: то отсюда возникает вопрос: прежде ли пришествия человека беззакония посланы будут Богом два свидетеля в мир, или в то же самое время, когда царствовать будет на земле и сын погибели? На этот вопрос все отцы и учители Церкви дают такой ответ, что Илия и Енох явятся в мир прежде пришествия антихристова, именно за три года с половиною до его явления, и тогда как окончат свое свидетельство, имеющее продолжаться 1260 дней, зверь или антихрист, родившийся и возросший заранее в тайне, явится в то время открыто и вступит с пророками в брань, затем умертвит их. Такое учение св. отцев основывается на свидетельстве об этом св. Иоанна богослова, который ясно говорит, что егда скончают свидетельство свое пророки зверь, иже исходит от бездны, сотворит с ними брань, и победит их, и убиет я ( Откр.11:7 ). А если Илия и Енох явятся в мир прежде пришествия антихриста; то само собою понятно, что предметом их проповеди будет, между прочим, и явление в мир сына погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010