(Лосский Вл. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. БТ. Сб. 8. М., 1972. С. 165.) Завет Божий и жизнеутверждающее послушание «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, Как переплавляют серебро. Мы вошли в огонь и в воду, и ты вывел нас на свободу» ( Пс.66:10,12 ) Что же касается других потомков Адама, то братоубийство показало первым людям бездну греха и заставило их крепче стремиться к воссозданию Завета с Богом. Уже в ближайших поколениях у них является добрый обычай молитвенно взывать ко Господу, религиозно подчинять свою жизнь закону совести и правды. Начало такого усиленного богообщения Слово Божие приписывает Сифу и его потомкам. Начиная с Адама, в преемственном роде допотопных патриархов, Библия перечисляет следующих десять мужей: АДАМ ( Быт.5:3-4 ), СИФ ( Быт.5:4-8 ), ЕНОС ( Быт.5:6-11 ), КАИНАН ( Быт.5:9-13 ), МАЛЕЛЕИЛ (12–17), ИАРЕД (15–20), ЕНОХ (18–24), МАФУСАЛ (21, 25–27), ЛАМЕХ (25–31) и НОЙ (28, 32). При этом перечне Библия указывает год жизни, на котором тот или другой патриарх родил сына, годы, прожитые им после этого, и общую сложность всех лет, прожитых патриархом. Из этих указаний видно, что патриархи были награждены необычайным долголетием: рождая детей в 230 лет (Адам), 190 (Енос) и др., они жили почти до тысячелетнего возраста (Адам – 930, Иаред – 962, Мафусал – 969). В преемственном роде допотопных патриархов Библия особенно останавливается на Енохе, о котором делает таинственное указание, что, в то время как другие умирали, «ходил Енох пред Богом», и «не стало ею потому, что Бог взял его». Святые Отцы Православной Церкви считают эти слова за указание на то, что Енох великим напряжением веры достиг такой святости, что Господь принял его к Себе чудесным образом помимо смерти. По преданию Церкви, он явится перед вторым пришествием, обличит антихриста и тогда будет слугами антихриста убит, но воскреснет в момент сошествия Господа для суда над миром (Енох явится с другим праведником, не вкусившим смерти, — Илией). Умерщвленные перед самым всеобщим воскресением, они тем самым вкусят «оброка греха», то есть смерти, ибо «несть человек, иже жив будет и не согрешит».

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

Катены на основании фрагментов толкований прп. Ефрема Сирина составил Севир Эдесский (ок. 850-860) ( Melki J. S. Ephrem le Syrien: Un bilan de l " édition critique//PdO. 1983. Vol. 11. P. 84). Неск. несторианских толкований возникло позднее в сирийской традиции, среди которых вполне самостоятельным, хотя и с заметным влиянием комментария блж. Феодорита Кирского, был комментарий Ишодада Мервского (ок. 850) (Commentaire d " Iso " dad de Merv sur l " Ancien Testament/Ed. J.-M. Voste, trad. C. van den Eynde. Louvain, 1972. Vol. 5: Jeremie, Ezechiel, Daniel. P. XXI-XXVI. (CSCO. Syr.; 147)). Не сохранились более ранние комментарии Авраама бет-Раббанского (ум. в 569), а также Хенаны Адиабенского (ум. ок. 610) ( Baumstark. Geschichte. S. 115-116; Commentaire d " Iso " dadh de Merv sur l " Ancien Testament/Éd. J.-M. Vosté, trad. C. van den Eynde. Louvain, 1972. Vol. 5: Jeremie, Ezechiel, Daniel. P. XIV. (CSCO. Syr.; 147)). В Зап. Церкви в более поздний период толкователи ограничиваются экзегезой отдельных глав И. п. к., а также созданием катен ( Harvey. 1957. P. 2220). Рабан Мавр составляет катены из работ Иеронима и Григория Великого ( Rabanus Maurus. Comment. in Ezech.//PL. 110. Col. 497-1084C). Руперт Дойцский прилагает к своему трактату о Троице (De trinitate et operibus eius) толкование на И. п. к. ( Rupertus Tuitiensis abbas. In Ezech. prophetam commentariorum//PL. 167. Col. 1419-1498). Рихарду Сен-Викторскому принадлежат экзегетические толкования на отдельные места И. п. к. ( Richardus S. Victoris Prior. In visionem Ezech.//PL. 196. Col. 527-600). И. п. к. в иудаизме Тема видения небесного трона стала экзегетической основой для развитых в лит-ре хехалот мистических идей. Большую роль видение Иезекииля играет в евр. Книге Еноха (см. Еноха третья книга ), посвященной небесному вознесению раввина Ишмаэля бен Элиша. При описании божественной меркавы («колесницы» - т. о. интерпретируется открытый Иезекиилю небесный трон) очевидны ссылки на И. п. к. (3 Енох 24. 15 и Иез 1. 14; 3 Енох 24. 18 и Иез 10. 12). Иез 48. 35 используется в 3 Енох 24. 17 при описании «колесницы быстрого херувима». Для объяснения ветров, дующих под херувимом (3 Енох 23. 7), также цитируются слова из Иез 37. 1.

http://pravenc.ru/text/293579.html

Люди желали достичь славы, достигнув небес, то есть возвыситься до Бога без Божественной помощи. В книге пророка Исаии вновь Вавилон станет символом человеческого превозношения. Пророк предречет гибель царю Вавилона — врагу народа израильского. Израильский народ произнесет «победную песнь на царя Вавилонского» и скажет: «Как не стало мучителя, пресеклось грабительство! Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык… Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 13 : 4, 5, 12–15). Господь Иисус Христос предрекает падение города Капернаума: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня» (Мф. 11, 23). Неумеренная гордость отдельных людей, городов и даже целых народов становится причиной их падения. Награда за праведность В то же время в Библии говорится о том, что на небо возносились или восходили некоторые святые. Например, пророк Илия на огненной колеснице: «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные иразлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более» (4 Цар. 2 : 11, 12). На небо был вознесен потомок прародителей Адама и Евы — праведный Енох: «И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей… И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5, 22–24). Хотя здесь не говорится о вознесении Еноха, на это указывают другие библейские книги: «Енох угодил Господу и был взят на небо, — образ покаяния для всех родов» (Сир. 44, 15); «Не было на земле никого из сотворенных, подобного Еноху, — ибо он был восхищен от земли» (Сир.

http://pravmir.ru/on-ne-prosto-prishel-i...

157 Енох, значит посвященный. Кажется, по смыслу этого имени, что Енох с самого младенчества был посвящен Богу. 158 Мафусал, или Мефусалах, значит муж послания. Впоследсвии слово «послание» по аналогии означало выстрел из пращи или лука, метание стрелы. Здесь, вероятно, это слово употреблено в первоначальном смысле. 159 Точнее переводит Филарет: «Енох ходил с Богом, т.е., непрестанно и неизменно памятуя его законы, соединялся с ним сердцем и духом, и пребывал во всегдашнем общении с Богом, преодолев в себе все греховные стремления. Многие мыслители указывают на тот важный факт, что Енох имел, при краткости жизни своей, детей, и видят в этом особое благоволение Божие к брачной жизни, сохраняемой в целомудрии и чистоте. 160 «Дабы иметь лучшее понятие о кончине Еноха, говорит Филарет, обратиться должно к кончине Илии, которого также взял Иегова ( 4Цар.2:5 ). Должно думать, что и в Енохе, по достижении внутреннего человека его в предопределенную меру благодатного возраста, смертное поглощено было жизнью ( 2Кор.5:4 ), некоторым благороднейшим образом нежели тот, который мы называем смертью телесною» (стр. 172). Взятие Еноха на небо, по весьма кратковременной относительно жизни, за то, что угодил Богу, было в высшей степени знаменательное для древнего мipa явление, в котором ему осязательно давалось понятие о блаженной жизни за гробом, и самая жизнь, считавшаяся столь драгоценною праотцами, что долгие дни считались благословением, отодвигалась лишь на второй план. 162 Ноэ, или Ноа, в переводе семидесяти толковников значит успокоитель, а по смыслу еврейского текста значит утешитель. Нет сомнения, что пророческим предвидением нарекает Ламех имя сыну своему, предусматривая в нем праведника, от которого он ожидал отрады для земли, отягченной в это время, более чем когда-либо (см. следующую главу), преступлениями и развратом. В наречении этого имени проглядывала, вероятно, также та святая надежда на Обещанного, которая передана была праотцем Адамом роду своему. Совершенно неуместно толкование Евреев, которые полагали, что в словах «сей упокоить нас от печали рук наших и от земли, юже проклял Господь Бог», надобно видеть изобретение плуга.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В Прологе на тот же день говорится: «Сей Илия и Второму Пришествию Христову с Енохом прийти имать, к обличению нечестия антихристова и утешению верных». Пророки Енох и Илия не претерпели смерти телесной и были взяты от Земли яко на Небо, (где пребывают сейчас, мы не знаем), но знаем, что взяты в теле не претерпев смерти по воле Божией, для последующего прихода вновь на землю во времена антихристовы - и проповеди не принимать антихриста и власти его, будут посланы Богом в последнее время перед кончиной мира! Так как общий закон для всех, - родиться, претерпеть смерть телесную и Воскреснуть - участвовать в грядущем Всеобщем Воскресении, они (Енох и Илия) прежде 7-ми лет до кончины мира - примерно в это время будут посланы Богом на землю обличать антихриста и толковать людям не принимать его, и через три с половиной года будут умучены в Иерусалиме (при воцарении или чуть после воцарения антихриста на трон в Иерусалиме). И после трёх с половиной дней Воскреснут, и взыдут на небо во свидетельство истины Христовой, так что все будут дивиться! (Откр. гл.11;ст.3—13). В Синаксаре, читаемом в Церкви в Неделю мясопустную: «Прежде же седмих лет, якоже глаголет Даниил, приидет Енох и Илия, проповедаюше людям не приимати его (антихриста): сей же есмъ их умучит, также и главы их отсечет» (Триодь Постная). " И утвердит завет мнозем седмина едина. И будет в пол же седмины: отымется моя жертва и возлияние (Дан. гл.9;ст.27). Упомянувши об " единой " только седмице, он обозначил конечно ту последнюю, которая имеет быть в последние времена при кончине всего мира. Половину этой седмины (три с половиной годов) и займут два пророка: Енох и Илия. Они, одетые во вретища, будут проповедовать в продолжение тысячи двухсот шестидесяти дней, возвещая покаяние народу и всем язычникам. " (Священномученик Ипполит, Епископ Римский, " О Христе и антихристе " - слово Блажен кто ожидает еще 45 дней после смерти антихриста - «...такое толкование подтверждается и пророком Даниилом, который от убиения антихриста до второго Пришествия Христа полагает некоторое время (Дан. гл.12;ст.11-12.), тем давая понять, что зверь будет убит не непосредственно Самим Господом, во время схождения Его с небес в судный день, но еще до этого времени, и именно духом уст Его. Такое понимание подтверждает и блаженный толкователь: " Блажен тот, кто сверх предназначенного числа ожидает, по умерщвлении антихриста, еще сорок пять дней, в которые Господь и Спаситель придет в Своем величии " (Блаж. Иероним. Творения, Т.12, с.139).»

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2216

Меч Господа духов насытится кровью злых. Но святые и избранные будут спасены в этот день и не будут более видеть пред собою злых и нечестивых». Изображая состояние праведных при Мессии, Енох говорит: «они будут обитать с Сыном человеческим; вместе с Ним будут принимать пищу, почивать и вставать во весь век. Святые и избранные возвысятся на земле; они перестанут опускать очи свои долу; они будут облечены одеянием жизни, и это одеяние у них будет общим с Господом духов; одеяние их не обветшает и слава их не умалится» (глав. 61). Главы 64–68 (у Дильмана 65–69) содержат откровения Ноя, т. е. то, что Енох передал Ною. По замечанию Дильмана, 409 эти главы составляют в книге позднейшую вставку. В них замечаются противоречия тому, что сказано в предыдущих главах и повторения сказанного прежде. В 67-й главе указывается даже на самую книгу Еноха: «после этого прадед мой Енох, говорит Ной, сообщил мне познание о всех тайнах, содержащихся в его книге, и объяснил мне притчи, которые ему открыты». В 68-й главе имена падших ангелов указываются другие, а не те, какие указаны выше в 7-й главе. Впрочем, хотя эти главы составляют позднейшую вставку, но в них есть очень интересные места, и потому мы изложим кратко их содержание. 64-я глава начинается следующими словами: «В это время Ной увидел, что земля близка к падению и разрушению. Он отправился в путь и достиг до пределов земли, где было жилище прадеда его Еноха». Ной позвал Еноха и просил его сказать, что имеет произойти с землею, ибо земля страдает и сильно колеблется. Енох сказал: «Господь определил погубить всех жителей земли, потому что они узнали все тайны ангелов, враждебную и тайную силу демонов, силу магии и тех, которые распространили идолов по всей земле. Господь погубит всех кроме тебя, потому что он знает, что ты чист и свободен от преступления; Он сохранит тебя и произведет от тебя бесчисленное поколение праведных и святых людей» (глав. 64). В 66-й главе тоже самое возвещает Ною сам Бог . В 67-й главе весьма замечательны слова архангела Михаила об осуждении падших ангелов, «В это время святой Михаил отвечал и сказал Рафаилу: мой дух возмущается и восстает против строгости суда над ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

До сих пор исследователи псевдэпиграфа совершенно упускали из виду учение псевдо-Еноха о Боге; между тем в этом учении есть такие особенности, которые могут дать прямое указание на автора апокрифа. Во всей книге псевдо-Еноха Бог , при всех Своих бесконечных совершенствах, нигде не является абсолютным Духом; Он всюду изображается антропоморфическими чертами. Можно, конечно, предполагать, что автор говорит только символически, образно, и приписывает Богу человекообразные черты в том же смысле, в каком приписывали их Господу богодухновенные писатели; но некоторые места книги Еноха прямо говорят против этого предположения. Так в 14 и 70 главах изображается величественный престол, на котором восседает Господь, как могущественный Царь небес, окруженный тмами ангелов; в этом описании все нужно понимать в буквальном смысле, потому что Енох видит все это чувственными очами, а не в пророческом видении; так по крайней мере должно понимать 70 главу. Правда, это описание псевдо-Енох, очевидно, заимствовал у пророка Даниила (1 глава); но тогда как у последнего в конкретных образах только символически изображается слава «Ветхаго денми», у псевдо-Еноха описывается действительное жилище Господа, как существа пространственного и телесного: по 70 главе Енох видит это жилище на ряду с хранилищами звезд и небесных светил; между тем последние он созерцает чувственными очами, следовательно, и жилище Божие он видит как конкретный предмет, подлежащий восприятию внешних чувств. Нечего и говорить, что такое чувственное представление Господа слишком далеко от возвышенного христианского взгляда на Бога, как на существо абсолютно-духовное. Кроме этого в книге Еноха Бог нигде не является Богом любви и бесконечной благости; Он милосерд и долготерпелив, но в ветхозаветном смысле этих слов, поэтому Он требует и от людей только строгого послушания Своей воле, а не любви: Бог псевдо-Еноха есть скорее Бог гнева (55:3) и мщения (48:7), чем Бог христианской любви. Нередко даже Он изображается в книге Еноха с человеческими несовершенствами: Он иногда осуждает Свои действия, как неправильные (55:1), выслушивает советы и замечания от ангелов (9:4–11), остается покойным и даже радуется при виде страданий Своего возлюбленного народа (89:58) и т. д. Как далек псевдо-Енох от христианских понятий о Боге, видно уже из того, что он нигде не намекает на учение о Святой Троице, составляющее сущность всего христианства 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Енохическая традиция была в определенной мере известна Афинагору, Минуцию Феликсу, Коммодиану, Лактанцию, свт. Епифанию Кипрскому, блж. Иерониму, Руфину, хотя скорее всего по вторичным источникам. Вероятно, в раннехрист. эпоху появились прототипы Еноха второй книги (или слав. Книга Еноха), Еноха третьей книги (или евр. Книга Еноха, Хехалот), Истории Еноха и Илии (лат.), «Апокалипсиса Еноха» (сир.), фрагменты копт. апокрифа о Е. (основан на 1-й Книге Еноха; известны 2 саид. версии), «Видения Еноха праведного» (арм.). Однако к кон. IV в. цитирование енохической лит-ры начинает восприниматься как признак уклонения от Православия (енохические тексты действительно использовались манихеями: напр., в Кёльнском манихейском кодексе (Colon. 4780) цитируется 1 Енох 58. 7 - 60. 12 (ср.: 2 Енох 1. 3-10)). Так, блж. Иероним пишет, что многими отвергается Послание Иуды лишь на том основании, что в нем цитируются писания Е. ( Hieron. De vir. illustr. 4). Блж. Августин, анализируя историю исполинов, говорит об апокрифическом характере книг Е.: «Поэтому-то распространяемое под именем Еноха и содержащее басни о гигантах такого рода, будто отцами их были не люди, по справедливому мнению людей разумных, не должно быть приписываемо ему; ибо подобным образом и под именем других пророков, а в позднейшее время под именами и апостолов распространялось еретиками много такого, что при тщательном исследовании было исключено из числа канонических книг под именем апокрифов» ( Aug. De civ. Dei. 15. 23). Однако его позиция двойственна: он считает, что, поскольку писания Е. цитируются в Послании Иуды, они богодухновенны («Нельзя, впрочем, отрицать, что Енох, седьмой от Адама, написал нечто божественное» - Ibidem), но не были приняты в канон: «Если писания их не получили авторитета ни у иудеев, ни у нас, причиной тому служит крайняя древность, вследствие которой считали нужным относиться к ним с недоверием, чтобы не принять ложного за истинное» (Ibid. 18. 38). В визант. и сир. традициях последними, кто цитировали писания Е., были Георгий Синкелл в нач. IX в. и Михаил Сириец и Георгий Кедрин в XII в.

http://pravenc.ru/text/189985.html

Как они дерзки, можно видеть из сравнения с тем, что архангел Михаил, споря о теле Моисеевом с Диаволом, не укорил его, а только остановил его именем Господним; они же злословят всех и хуже животных растлевают себя. Их ждет горе Каина, Валаама, Корея (9–11). Служа соблазном для других, они подобны безводным облакам, бесплодным деревьям, лишенным даже листьев, пенящимся волнам и блуждающим звездам. Енох предсказывал им суд, и Господь совершит оный над ними во всех делах и словах их (12–15). При виде этих людей, ничем не довольных и поступающих по своим похотям, верующие должны припомнить предсказанное апостолами о появлении их, и зная, что они удаляются единства веры, сами должны стоять в вере и сохранять себя в любви Божией (16–20); а тех, которые увлечены лжеучителями, возвращать к вере духом милости (21–23). В заключение апостол воссылает славу Богу, Который один может соблюсти их от падения и сохранить непорочными (24–25). Послание от начала до конца представляет одну непрерывную речь, направленную против лжеучителей. Примечание Стих 6: «Ангелы, не соблюдавшие своего начальства, но оставльшие свое жилище». Как на опасный пример отвержения власти Божией апостол указывает на злых ангелов, которые не сохранили своего начальства и своего подчинения начальству, или не удержали данной им власти над другими, не сохранили своего достоинства. В этом и другом случае видна их гордость, противление воли Божией. Оставление своего жилища этим ангелам можно считать своевольным, и тогда оно усиливает их грех, или делает его невольным, и тогда оно было наказанием за грех . Сохранение в вечных узах, под мраком есть состояние противоположное тому, в котором находились злые ангелы до падения, чуждое света, радости и свободы. Стих 14: «Пророчествова и о сих седьмый от Адама Енох глаголя: се придет Господь в тьмах святых ангел». Енох – седьмой из допотопных патриархов, включая Адама. О пророчестве его ничего неизвестно из канонических книг Ветхого Завета. Но подобно тому, как о Моисее составлялись у евреев различные сказания, так и о Енохе было немало рассказов, поводом к чему могло служить не совсем понятное замечание бытописателя о конце жизни Еноха ( Быт.5:24 ): «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Богвзял его». В первые времена в Церкви в большом употреблении у еретиков была апокрифическая книга Еноха, в которой собраны были разные рассказы об этом патриархе и пророчества, будто бы принадлежавшие ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Святых вместе со священниками преследует сын беззакония, и они умирают от его страшных пыток. Некоторые не выносят мучений и убегают в пустыню, где погибают, но все они воскреснут в последний день. Мессия сжалится над теми, у кого на лбу и на руке будет печать Мессии. Ангелы возьмут их на свои крылья, и они избегнут гнева беззаконника. После этого они будут в раю вкушать от древа жизни. Претерпевшие же страдания воссядут одесную Мессии и получат венцы славы. К последнему часу будут избраны из них 60 праведников для борьбы с сыном беззакония. Илия и Енох. Дискуссионным остается вопрос о том, как образы Еноха и Илии в И. п. а. соотносятся с Откр 11. 3-12. Ряд элементов имеет явно дохрист. истоки (ср.: Мал 4. 5-6; 1 Енох 90) (см. ст. Енох ; подробнее см.: Bauckham. 1985). Антихрист, как псевдомессия, явится в 4-й год правления благочестивого царя из Гелиополя. Он представит великие знамения и чудеса и совершит почти все деяния, к-рые совершил Христос, за исключением воскрешения мертвых. Описывается его внешний вид: «...молодой, тонконогий, одно пятно седое спереди на голове его, плешивый, брови его доходят до ушей, и пятно проказы спереди на его руках» (ср.: 4Q186 Horoscope). Кроме того, он может изменяться: выглядеть то как ребенок, то как старец. Облик антихриста во многом совпадает с его описаниями в позднеиудейской апокалиптике (ср.: Schrage. 1980. S. 253-254). Он борется с девой Тавифой, со святыми и с Илией и Енохом, к-рых он убивает. Затем Илия и Енох воскресают и предают его смерти. Тавифа обличает лжемессию на всем его пути до Иудеи и Иерусалима. Сын беззакония убивает ее. Но она воскресает и утверждает, что он не имеет над ее телом и душой власти, потому что «живет она всегда в Господе». Ее кровь стала спасением для народа. Кроме имени и рассказа о воскресении, ничто не связывает этот образ с образом Тавифы в НЗ (ср.: Ibid. S. 255-256). Очевидно, она является собирательным образом христ. мучеников ( Frankfurter. 1990). В основе богословского осмысления истории И. п. а. лежит дуализм: борьба между добром и злом разворачивается в битве последних времен между Богом, Которого представляют Его святые, и антихристом. Периодизация истории в И. п. а. отсутствует. Описание ассирийско-персид. войны имеет мифологическо-аллегорический характер ( Weinrich. 1985. P. 135-147). Богословского осмысления истории, подобного тому, к-рое можно найти в 3-й книге Ездры или в книге Варуха, в этом памятнике нет. Эсхатология ограничивается упоминанием о тысячелетнем царстве. Тем не менее красной нитью через все сочинение проходит мысль о надежде на победу Бога над антихристом: в конце времен, после победы над сыном беззакония, будут спасены избранные, произойдет последний Суд, после к-рого наступит тысячелетнее царство Христа.

http://pravenc.ru/text/389251.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010