Всего этого слишком долго не видели или не хотели видеть, а между тем, быть может, именно здесь трепетало самое сердце греческого мира. Стоит ли сожалеть о развенчанном мифе? Лишилась ли теперь Греция своей красоты и значительности? Скорее наоборот. Эта страдавшая, искавшая, заблуждавшаяся Эллада дороже нам, чем та — воображаемая. Современный мир во многом повторяет ее опыт: так же, как она, он мечется, бросаясь от материализма и тоталитарной идеологии к метафизике и оккультизму. Поэтому, лишенная своих стилизованных одеяний и перестав быть идеалом, Греция становится более близкой к нам в своей скорбной неудовлетворенности, в искании вечного и совершенного. ПРИМЕЧАНИЯ ВВЕДЕНИЕ 1. Евангелист не говорит о том, произошла ли встреча Христа с греками. Но у Иосифа Флавия есть фраза (по-видимому, подлинная), из которой можно заключить, что беседа состоялась и имела последствия. Историк пишет, что Иисус «увлек за собой многих иудеев и многих из эллинов» (Археология, XVIII, 3). Следует отметить, что эти «эллины», как и упомянутые Евангелием, были, вероятно, прозелитами иудейства, которых насчитывалось немало в эллинистическом мире. 2. Св. Иустин. Апология, I, 20. 3. Там же, I, 46. 4. См. об этом: С. Соловьев. Эллинизм и Церковь. — В сб. его статей «Богословские и критические очерки», М., 1916, с. 3—30. Часть I СУМЕРКИ ОЛИМПА И ГРЕЧЕСКАЯ МИСТИКА Глава первая ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК. ГЕСИОД Греция и Иония, 1000—600 гг. до н. э. О, где же вы, святые острова, Где не едят надломленного хлеба, Где только мед, вино и молоко, Скрипучий труд не омрачает неба И колесо вращается легко? О. Мандельштам   В истории большинства древних религий есть переломный момент исключительной важности: когда человек, впервые осознав священный характер порядка, гармонии и разума, противопоставляет их иррациональным силам хаоса. Этот момент запечатлен в мифах о борьбе богов. Против стихийных демонов первобытного мира выступают божества человекоподобные, созидающие стройную иерархию мироздания. В античной религии это пока еще смутное ощущение божественности разума и духа выразили сказания, во многом похожие на мифы Вавилона, Египта, Ханаана. Если на Востоке Мардук, Ра, Ваал-Хадад поражают чудовищ, то у греков мы видим Зевсову дружину, низвергающую в бездну титанов и гигантов, и Аполлона, расправляющегося с драконом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

585 Родился в 1935 году. Монашество принял в монастыре святого Иоанна Богослова на острове Патмос. В 1961 году основал монастырь святых Киприана и Иустинии (Аттика, Греция). В 1979 году, будучи архимандритом и настоятелем названного монастыря, по причине неприятия экуменических позиций священноначалия Элладской Православной Церкви, вместе с братией заявил о присоединении к «каллиникитскому» синоду церкви ИПХ Греции, а в феврале 1979 года был рукоположен во епископа Оропосского и Филийского. 5/18 апреля 1985 года избран председателем новообразованного «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции. 586 Родился в 1948 году. В 1966 году окончил экономический лицей. В 1967 году поступил в монастырь святых Киприана и Иустинии (Фили, Аттика, Греция). В том же году был пострижен в великую схиму. В 1970 году был рукоположен во иеродиакона, а в 1974 году во иеромонаха. В 1982 году был возведён в сан архимандрита и назначен секретарём Оропосской и Филийской митрополии. В 1984 году получил степень лицензиата в Центре Традиционного Богословского Образования (Этна, Калифорния, США). В 1985 году был назначен секретарём «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции. Известен широкой публицистической деятельностью. 587 Родился в 1966 году. В 1989 году окончил богословский факультет Фессалоникийского университета, после чего поступил в монастырь святых Киприана и Иустинии (Фили, Аттика, Греция). В 1993 году был пострижен в великую схиму и рукоположен во иеромонаха. Известен как автор многочисленных статей и публикаций. 588 Родился в 1943 года в США. Окончил Калифорнийский университет по кафедре общей и византийской истории, Калифорнийский Государственный университет по кафедре психологии, получил степень лицензиата в ЦТБО. Преподавал в Калифорнийском университете, Бухарестском университете, на богословском факультете Упсальского университета (Швеция), Проводил богословские исследования в Гарвардской Богословской Школе, Оксфордском университете и Вашингтонском университете. Архиерейская хиротония состоялась в 1986 году. С 1995 года в сане архиепископа. Известен как автор многочисленных книг и статей по психологии, православному богословию и истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ограничена Кинотом не только власть игумена, но и вообще всех органов монастырского самоуправления. Без Кинота монастырь не может дать разрешения своему монаху выехать с Афона (ст. 96), не может разрешить какому-либо ученому познакомиться с монастырской библиотекой, для чего, помимо разрешения Кинота, требуется еще письменная рекомендация греческого Министерства Иностранных Дел или Вселенского Патриарха (ст. 185). В духовных вопросах Афон подчинен суду Вселенского Патриарха, но монастыри могут сноситься с Патриархом только через посредство Кинота (ст. 43). Здесь бросается в глаза одна аномалия. Как мы видели, новый Устав запрещает лицам, не имеющим греческого подданства, жить на Афоне, а вместе с тем подчиняет Афон Константинопольскому патриарху – турецкому подданному. Чтобы помешать объединению славянских монахов в защиту своих прав, Устав запрещает всякие общества и братства на Афоне (ст. 183), а также и всякую пропаганду национального характера (ст. 184). Таким образом, новый Устав лишил славянских монахов на Афоне не только равенства прав и прерогатив с греческими монахами, но и их прежних привилегий, хотя и то и другое было гарантировано им Лозаннским договором. А несколько лет спустя после издания Устава славянские монахи лишились и третьего права, гарантированного им этим договором, – неприкосновенности своих земельных владений, хотя эта неприкосновенность была подтверждена и самим новым афонским Уставом (ст. 181). Игнорируя Лозаннский договор, Греция издала закон об аграрной реформе и на основании этого закона отняла от афонских монастырей почти все их метохи, то есть находящиеся вне Афона земельные владения, которые служили главным источником их содержания. Например, в 1932 году Греция отняла от Хилендаря его метохи – Кумичский, Каламарийский, Папастат, Фурку, Превлаку и вообще все монастырские владения вне Афона, кроме Горы Каково – всего около 6000 гектаров и распределила их между беженцами из Турции. Правительство Югославии просило вернуть Хилендарю хотя бы Кумичский метох, но получила ответ, что Греция не может это сделать, так как 119 статья ее Конституции освобождает от экспроприации только владения менее 300 стремов, то есть 30 гектаров. Оценка земли была слишком низка и монастыри получили некоторое вознаграждение только после вмешательства Лиги Наций. Особенно много пострадали при этом Пантелеймон и Зограф.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Старец, принеся вновь подошедшим паломникам угощение, спросил одного из них: Старец: Возьмём ли мы Город? Что скажешь? Христос: Я пойду на Северный Эпир. Старец: Возьмём Город, Северный Эпир возьмём всемером! Христос: Семь и я – восемь! Старец: Молодец! И я перенесу мощи святого Косьмы Этолийского , они – тяжёлые! Что сказать, парни, обо всём этом пишут и говорят наши книги (церковные), но кто их читает? Народ не имеет понятия. Спит в лаптях! Димитрий: Это, Геронта, знамения времени? Старец: Знамения, знамения времени не видите... Надо быть, извините, бараном, чтобы не понимать, что происходит... Многие из святых Отцов молились, дабы пожить в наше время, ибо оно – время исповедническое. Времена – трудные, но мы не понимаем этого. Спим в лаптях. Скоро спросят с христиан, как раньше спрашивали за политические убеждения. Николай: Заведут ли на нас дело, Геронта? Старец: А, браво! Дела. Димитрий: Геронта, Греция пострадает? Старец: Много гроз прошла Греция, однако и ещё будут! Греция ни в чём не пострадает, ибо её любит Бог. В Малой Азии у нас было много мощей. На каждой пяди земли найдёшь святые мощи. Возьмём Святую Софию (имеется в виду храм Святой Софии (Премудрости) – Софийский храм в Константинополе) и откроются и врата. Эти врата никто не знает... увидим, что будет однако? Чем станут минареты потом? Николай: Мы их разрушим. Феодор: Сделаем их колокольнями. Старец (улыбаясь): Нет, они станут столпами для столпников, и будут свисать чётки до низу! Димитрий: Руководителями этой войны будут евреи? Старец: Да, евреи будут. Много будет содействовать и Папа, потому что все дети диавола будут считаться его (т.е. Папы) и он укажет им следовать за антихристом. Поэтому и святой Косьма сказал: «Папу проклинайте, т.к. он будет причиной». Святой подразумевал Папу того конкретного времени, который будет помогать водворению антихриста. Другие Папы по сравнению с ним покажутся хорошими. После такого, впервые ими слышанного и удивительного, каковое явила им любовь Старца, вся группа оставалась некоторое время молчаливой и взволнованной. Старец встал, благословил их и указал дорогу, чтобы им не заблудиться и добраться до места.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

А теперь немного истории. 29 мая 1453 г. османская стотысячная армия султана Мехмеда II осадила столицу Восточной Римской (Византийской) империи – как тогда казалось, неприступного Константинополя. Армия Мехмеда достигала 100 тысяч воинов (80 тыс. регулярного войска, 20 тыс. наемников из Европы), а армия византийского императора составляла чуть более 7 тысяч, среди которых были и латиняне-католики. Защитники Царьграда отчаянно защищались, и султанское войско уже было отчаялось взять город. Однако в конце концов Константинополь пал, и православный собор Святой Софии был обращен в мечеть. Причина падения Константинополя заключалась не столько в том, что армия Мехмеда намного количественно превосходила малочисленное византийское войско, а в том, что обещанная папой Римским армия так и не пришла на помощь оборонявшимся грекам. Но главная причина, на мой взгляд, заключалась в том, что Византийский император и Константинопольский Патриарх пошли на поклон к понтифику с тем, чтобы он им дал денег и армию для защиты Византийской империи. В 1439 году они заключили во Флоренции пресловутую Ферраро-Флорентийскую унию – Союз с Латинской церковью и Папским престолом. Тем самым они признали примат, или верховенство папы над всеми православными патриархами, что являлось предательством канонов православия. Жители Царьграда не приняли это решение и большинство из них покинули город, а кто остался – перестали посещать Святую Софию, где состоялось совместное с католиками униатское богослужение. Это было воспринято как предательство византийской аристократии и греческих иерархов православной церкви. Предательство продолжилось и тогда, когда оставшаяся греческая знать и философы признали султана Мехмеда Завоевателя своим «законным императором». Единственным православным государством на политической карте мира оставалось Московское княжество. Тогда-то в его глубинке и начала зарождаться историософская идея « Москва – Третий Рим». Россия не бросила завоеванные православные народы. Она оказывала материальную, финансовую, политическую, военную помощь грекам в Османской империи в обретении своей греческой государственности. Это произошло благодаря победе русской армии над османами в Адрианополе (Эдирне) в 1829 году. А уже через год Греция де-факто получила независимость от Османского государства. Но Греция не стала политическим союзником России, поскольку она предпочла союзу с ней протекторат Великобритании, зачастую выступая соперником «Третьего Рима» и противопоставляя ему подсказанную Афинам Лондоном «Великую идею» («Мегали идеа») Греческого царства. А в Первую мировую войну Греция вела за спиной России переговоры с Францией и Великобританией о возможности вступить с войсками Антанты в Константинополь.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/02/vn...

Глядя на сегодняшнюю ситуацию, мы видим похожую картину, когда Греция оказалась в стане «горячего» врага России – НАТО. В этой новой «унии» Греции с коллективным Западом католиков и протестантов Афины выступают союзником не только Ватикана, но и отколовшегося от Вселенского православия Фанара и подчиненных ему Александрийского патриархата, Элладской и Кипрской церквей, признавших лже-православную церковь Украины. Мы много раз слышали предание греческих афонских монахов о том, что придет «белый царь» и освободит Константинополь, а значит и Святую Софию, чтобы отдать ее грекам. Но это невозможно, потому что «белый царь» — это не НАТО, которое пойдет войной на Турцию. Под «белым царем» подразумевалась Россия, против которой выступает Греция на стороне НАТО и чего не делает та же Турция. Если у Турции возникнет противостояние с Грецией в лоне самого НАТО, то вряд ли Россия бросится на защиту единоверной Греции. Политика Греции, как и Элладской церкви, враждебна по отношению к России. Поэтому здесь может возникнуть новая конфигурация в случае возникновения вооруженного конфликта между Грецией и Турцией. Я не вижу оснований для вмешательства России в этот потенциальный конфликт. Россия должна решать свои насущные задачи, чем она и занимается сейчас на Донбассе. Украина во многом напоминает Грецию, которая выбрала не Россию-Мать в качестве поддержки, а коллективный Запад в лице НАТО и ЕС, то есть ту же самую Ферраро-Флорентийскую унию номер 2. Даже осажденные «азовцы», чтобы не попасть в плен и не отвечать за своих преступления против человечности, обращаются за помощью не к своим руководителям в Киеве, а к папе Римскому.  Если мы поддерживали Грецию на пути обретения независимости в 20-х годах XIX века, а греческие добровольцы участвовали в боях на стороне русской армии в Крымской войне против объединённых сил Великобритании, Франции, Сардинии и Османской империи, то сейчас в политическом отношении, хотим мы этого или нет, официальные Афины открыто заняли антироссийскую позицию. Поэтому, если Греция столкнется с Турцией, то грекам рассчитывать на нашу поддержку не стоит. Пусть её защищает НАТО.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/02/vn...

В Симферополе открылась конференция, посвященная 10-летию прославления святителя Луки Симферополь, 20 марта 2006 г . По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины 19-21 марта 2006 года в г. Симферополе, будет проходить международная духовно-научная конференция, посвященная 10-летию прославления святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, исповедника (профессора медицины В.Ф.Войно-Ясенецкого), посвященная труду святителя – " Наука и религия " , сообщает пресс-служба Симферопольского Епархиального управления. В ней примут участие не только богословы, духовенство, но и ученые из стран ближнего и дальнего зарубежья. Конференция открылась 19 марта архиерейской Божественной литургией и торжественным молебном перед началом конференции в Свято-Троицкой женской обители у мощей святителя Луки Затем, участники конференции совершили возложение цветов к мемориальной доске святителя Луки на здании учебного корпуса Крымского государственного медицинского университета им. Георгиевского На 1-м пленарном заседании 19 марта были заслушаны следующие доклады: 1. Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь – " Духовное  наследие святителя Луки- опыт осмысления в XXI веке " . 2. Архим. Нектарий (Антонопулос) игумен Спасо-Преображенского мужского монастыря (Фивы, Греция) " О новых чудесах, совершенных святителем Лукой в Греции " . 3. Архиепископ Черкасский и Каневский Софроний – " Путь науки без Бога " . 4. Проф. Белоглазов Владимир Алексеевич, проректор КГМУ, проф. – " Современная медицинская наука и Православие " . На 2-м заседании: 1. Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний – " Исповеднический подвиг святого целителя Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) и его деяния в памяти красноярцев " . 2. Проф.Георгий Патронас, преподаватель кафедры Нового Завета Афинского университета (Афины, Греция) – " Христианство и Православие в новом тысячелетии " . 3. Проф. Георгий Папагеоргиу профессор хирургии, заведующий хирургическим отделением больницы " Евангелизмос " (Афины, Греция) – " Наука и религия – путь к истине " .

http://pravoslavie.ru/16696.html

Попытку такой реформы делала русская дипломатия в 1914 году и вела об этом переговоры с Грецией, но Греция, восставшая против такого проекта еще в 1913 году, когда Афон еще не был ее территорией, еще более решительно высказалась против проекта после Бухарестского договора, включившего Афон в ее территорию. Тем более не примирится Греция с проектом теперь, так как проект лишил бы ее части ее территории, которой она владеет уже более тридцати лет. Поэтому было бы целесообразнее поднять вопрос не об отделении от Греции территории Афона, а лишь о провозглашении экстерриториальности Афона, подобной экстерриториальности Ватикана до Латеранского договора по итальянскому закону о гарантиях от 13 мая 1871 года. Такое положение Афона не лишало бы Грецию суверенитета над его территорией и вместе с тем дало бы Афонской монашеской республике внутреннюю самостоятельность, которую Греция до сих пор систематически нарушала, невзирая на Берлинский и Лозаннский договоры. И если международное право до сих пор признавало экстерриториальность центра католического мира – Ватикана, то было бы непоследовательно, если бы оно отказало в признании экстерриториальности центра мира православного – Афона. б) Точно также должно быть изменено и междуцерковное положение Афона, так как вина в тяжелом положении негреческого монашества на Афоне падает не только на государственную, но и на церковную греческую власть. Отстаивая в других вопросах, например в вопросе об автокефалии Польской Церкви, принцип обязательного совпадения церковных границ с государственными, греки сами нарушают этот принцип, подчиняя Афон в духовном отношении Константинопольскому патриарху, гражданину другого государства – Турции. Фактически в афонские дела вмешивается и Афинский Синод, но такая зависимость Афона от двух Высших Церковных Властей антиканонична, так как каноны не допускают такой двойной юрисдикции. Поэтому канонически было бы правильно, если бы Афон получил полную церковную самостоятельность, то есть автокефалию. Если автокефалию имеет один малый монастырь на Синайской Горе (см. Афинскую Синтагму том V, стр. 331–332, 503 прим. 520), тем более может получить такую же ограниченную автокефалию целая монашеская республика с более чем сотней монашеских поселений на Святой Горе. Для этого нужно лишь, чтобы один из игуменов афонских монастырей, например, Великой Лавры святого Афанасия, получил, подобно игумену Синайского монастыря, сан архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Греция идет по пути, повторяет трагедию России, связанный с отказом от веры в Бога. Мать русской православной церкви - сама на себя накладывает руки. Страшно, что в угоду заранее подготовленному общественному мнению, найден ключ отпирающий и делающий общедоступным Святой Афон.Миллионы жвачных, в шортах,с сигаретами в зубах, обвешанных кино,фотоаппаратами,мужчин, женщин, лиц неопределенного возраста и пола ринутся в ЗЕМНОЙ УДЕЛ БОГОРОДИЦЫ. Неужели мы приближаемся??? Господи укрепи, дай силы, здоровье, терпение Игумену Ефрему и сохрани его долгие лета. Екатерина 29 декабря 2011, 00:58 It " s shoking to read this kind of message from the father. Dear Fr. Vladimir, I am very suprised to see that you refer us to read somebody by the name Michael Lewis. Who is he? - " He left the financial world to become a journalist, writing on politics, finance and more " . People from financail world are liers, lie is the air they breath. And the same liers turn innocent people to be part of thier games. I am suprised you are not aware of it. I doubt that these words came from the orthodox person...in fact I doubt that these words came from God fearing person at all. Екатерина 29 декабря 2011, 00:29 Из всей этой сложившейся ситуации можно сделать два вывода: первое и главное: о. Ефрем привез Пояс Пресвятой Богородицы в Россию и ему смогли поклонится тысячи людей, прикоснуться к Благодати Божией, ощутить милость Господа и Пресвятой Богородицы; не удивительно, что лукавый будет мстить за такое мужество о. Ефрему, что и случилось сразу же по его возвращении на Святую гору. Работает принцип: совершил добро - жди искушения. Было совершенно большое добро, последовало и большое искушение. Мужества и терпения о. Ефрему. Помоги Господи ему все пережить. второй вывод: " православная " Греция сгнивает изнутри, как яблоко, если допускаются такие вещи с духовными людьми..очень жаль, теперь понятно почему Греция более других стран Европы переживает кризис - Бог посетил...для вразумления, а они, по-видимому, не понимают этого, а только ожесточаются.... Помощи Божией о. Ефрему и скорейшего освобождения, а Греции и её представителям пожелание вразумиться и одуматься..пока есть время. Лидия 29 декабря 2011, 00:07 Не только Православных людей, но даже и неверующих, потрясло такое безобразное и вопиюще бестактное обращение властей православной(!?) Греции со священнослужителем такого уровня! Всем понятны причины такого беспринципного поведения властей! Даже Великий праздник Рождества Христова не помеха - нет ничего святого! Но Бог поругаем не бывает и враг будет посрамлен!

http://pravoslavie.ru/50670.html

Характер облачений Христа и поза Богоматери акцентируют жертвенный аспект композиции, к-рая может толковаться как намек на грядущие страдания Спасителя. В то же время она обнаруживает определенную общность со сценой «Оплакивание Христа» в иконографическом варианте, получившем распространение в визант. монументальной живописи 2-й пол.- кон. XII в. «Недреманное око». Роспись кафоликона мон-ря Протат на Афоне. Ок. 1290 г. «Недреманное око». Роспись кафоликона мон-ря Протат на Афоне. Ок. 1290 г. Дальнейшая эволюция композиции, а также ее местоположение в храмовых росписях показывают, что данный содержательный аспект был определяющим для иконографии «Н. О.» и впоследствии. Сцена встречается в алтарных декорациях византийских храмов, где в пандан к ней нередко представлен образ Христа во гробе. В росписи ц. апостолов Петра и Павла в Беренде, Болгария (1-я пол. XIV в.), композиция размещена над входом в жертвенник ( Бакалова Е. Стенописите на църквата при село Беренде. София, 1976. С. 29, 31. Ил. 4, 19); в ц. Богоматери Перивлепты в Мистре (Греция) она занимает конху диаконника и составляет пару композиции «Христос во гробе» (в конхе жертвенника) ( Dufrenne S. Les programmes iconographiques des églises byzantines de Mistra. P., 1970. P. 54. Pl. 29. Fig. 61). Христос «Н. О.» и Христос во гробе составляют пару и в росписи ц. св. Онуфрия в посаде сел. Посада-Рыботыцка близ Пшемысля (Перемышля), Польша ( Ружицка-Брызек. 1994. С. 112-114). Локализация образа «Н. О.» в алтарной части и ее жертвенная символика находятся в тесной связи с богослужебным последованием. Чтение 120-го псалма включено в службу вседневной полунощницы, а парафраз библейского текста (Быт 49. 9) входит в утреннее богослужение Великой субботы: «Якоже лев Спасе уснув плотию, яко некий скимен мертв востаеши, отложив старость плотскую». «Недреманное око». Роспись зап. стены кафоликона Преображенского мон-ря в Метеорах, Греция. 1552 г. «Недреманное око». Роспись зап. стены кафоликона Преображенского мон-ря в Метеорах, Греция.

http://pravenc.ru/text/2564828.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010