Несколько столетий спустя епископом Крита стал святитель Андрей Критский, автор замечательных песнопений и богослужебных текстов… (Все знают Покаянный канон Андрея Критского.) В IX веке Крит захватывают сарацины. Через 100 лет византийцами они изгнаны, но в 1210 году, после IV Крестового похода, остров переходит к католикам и начинается «католическая оккупация» (как называют критяне это печальное для них время). В XVI веке остров разграбляют пираты-турки во главе с беспощадным Хайреддином Барбароссой. Через сто лет Крит переходит под власть турок. Лишь в самом конце XIX века этот остров вновь становится частью православной Греции. Все, что имело отношение к древней православной истории, во время мусульмано-католического владычества было уничтожено. В лучшем случае это руины, как, например, храм св. Дмитрия Солунского XI века (современник нашего Покрова-на-Нерли). Этот храм, как ни странно, не восстанавливают, хотя не является он и музеем. Это просто заброшенные и поросшие травой развалины, находящиеся в горах. Но интересно, как нам рассказали, что жители близлежащих деревень приходят в этот храм помолиться в особой нужде и считают его особо благодатным. Литургия же здесь не совершается. Большинство критян считает себя верующими – православными христианами. Во многих лавках и магазинчиках, кафе и тавернах – иконки. Православие здесь гораздо более тесно вплетено в жизнь человека, нежели в России. С одной стороны, это хорошо, с другой – перестает восприниматься как культура живого общения с Богом, как что-то возводящее вверх; скорее, это некая культурная традиция, в которой живут, к которой привыкли, но душу она не затрагивает. Воскресный день греки называют именно так, как он и должен называться, чем он и является по сути: КИРИАКИ – ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ. Утреннее богослужение начинается с Утрени, затем следует Литургия. Царские врата открыты с начала Утрени до окончания Литургии. Утреня служится в почти пустом храме, народ подтягивается к Литургии. Сам священник во время Утрени тяжело вздыхал, ходил по Алтарю, совершал поминовение, давал возгласы. Кажется, что эта Утреня тяготила и его. А она была совершенно невыразительной. Только раз, прочитав Евангелие, вынес его и дал поцеловать прихожанам. Наша Утреня со входами, каждениями, возгласами не в пример ярче греческой.

http://azbyka.ru/parkhomenko/mysli-posle...

478 О харак. полем. с раск., целях ее и общ. мер. в борьбе с раск. см. в наш. Руков. по облич. рус. раск.-старообр., изд. 8-е, стр. 23–24. 479 Миссион. Обозр. 1906г. стр. 109, 115–117. «Если вы укажете нищему, – говорит о. С.Потехин, опытный миссионер, – на его лохмотья с целью сравнить его нищету со своим достатком и богатством, ему лишь горче будет его нищета и ненавистнее ваше богатство. А слушатели, такие же бедные и нищие, вегда станут сожалеть больше о его нищете, чем радоваться о вашем богатстве» (там же, стр. 116). 492 Ольшев. Облич. штунд., стр. 45; Варжанский. Доброе исповедание, изд.2, Москва, 1912г., стр. 57–58. 494 Ольшев. Облич. штунд., стр. 49–50; еп. Алексий. Опыт правосл. противоштунд. катих., изд.2. Казань, 1910г., стр. 39. 495 Ольшев. Облич. штунд., стр. 51–2; Оболен. Крит. разб. вероисп. рус. сек.-рац., стр. 62; Кунцев. и Владык. Пособ. при бес. с сек.-рац., стр. 109–110. 502 Пользовлись преданием и другие апостолы. Так, на основании предания ап. Павел говорит о явлених воскресшего Иисуса Христа «более, нежели пятистам братий в одно время», Иакову и (70) апостолам ( 1Кор. 15:6–7 ), называет, по имени двух египетских чародеев ( 2Тим. 3:8 ) и приводит сказанные Гоподом Иисусом Христом слова: «блаженные давать, нежели принимать» ( Деян. 20:35 ). Ап. Иуда на основании предания же записал о споре архангела Михаила с дияволом (1:9) и пророчество Еноха (14–15 ст.ст.). 504 П. Оболенский. Крит. разб. вероисп. рус. сект.-рац., стр. 33–45; И. Ольшев. Облич. штунд., стр. 46–47; свящ. Н.Кутеп. О Свящ. Предании, изд. 3–4, Новочеркасск, 1899г., стр. 8–27; Д. Владыков , св. Руков. для бес. с бапт., пашк., молок. и др. Ахтырка, 1913г., b.I, стр. 7–10. 508 П. Оболен. Критич. раз. вероисп. рус. сек., стр. 13–14; Ольшев. Облич. штунд., стр. 48; Кальн. Сборн. 12 глав. противосек. бес., стр. 3–4; Гумил. Крат. ист. и облич. нов.рац.сек., стр. 23. 510 Оболенский. Крит. разб. вероисп. рус. сек.-рац., стр. 17–18; М. Кальн. Сборн. 12 глав. противосек. бес., стр. 2; Н. Кутеп. О Св. Пред., стр. 39–40.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   Когда, перезимовав у Никополя, святой Павел направился чрез Ефес на Запад, в Македонию, Ахаию, Испанию, и потом оказался во вторых узах в Риме; на всем этом пути, вероятно, с ним был неразлучно святой Тит; ибо видим его при святом Павле в Риме,— и он, пиша Второе Послание к Тимофею из Рима, поминает, что святой Тит послан им в Далматию по потребностям тамошних Церквей.    Этим кончаются сведения о святом Тите из Писания. До конца жизнь его доводит предание, по которому он епископствовал в Крите (Евсевий Кесарийский. Церковная история. 3, 4) и, весь остров верою просветив, в старости глубокой, на 94-м году от рождения своего, преставился ко Господу. Память его августа 25-го дня.    Святой Златоуст говорит о нем: «из спутников Павла Тит был муж опытнейший. Ибо если бы он не был опытным, то Апостол не вверил бы ему целого острова, не повелел бы ему дополнить недостающее или, как говорит он, «да недоконченная исправиши» (Тит.1:5). И то, что Апостол пишет краткое Послание, служит также доказательством добродетели Тита, — что он не нуждался в длинных речах, а только в некотором напоминании». Блаженный Феодорит прибавляет: «Тита святой Павел в Послании к Коринфянам увенчал многими похвалами». А там он говорит: «общник мне, и к вам споспешник», деятель «тщаливейший», которому достаточно указать дело,— и он тотчас без особых понуждений исполнит его (2 Кор.8:23, 17). О Критских христианах     Послание все обращено к святому Титу. Но как оно пишется по потребностям критских христиан, то при писании его, конечно, имелись в виду и они. Почему не излишне предложить и о них — что можно и что сколько-нибудь может способствовать к точнейшему пониманию Послания.    Как зашло христианство в Крит?    По предложенному уже сказанию о святом Тите, оно взыскано самими критянами и принесено к ним святым Титом, посланным для взыскания его. Святой Тит, искренно уверовав, и в критянах, конечно, засеменил такую же веру. Она могла подтверждена и умножена быть бывавшими в Иерусалиме иудеями — и уверовавшими там в Господа под действием Апостольского слова. Чтобы внесть к ним и крещение, допустим, что святой Тит,— или из Коринфа, во второе Апостольское путешествие святого Павла, или из Ефеса — в третье, или в то и другое,— был посылан в Крит, и по собственной ревности, и по желанию Апостола, и установил там крещение, распространив вместе с тем и святую веру по всему острову. Можно предположить его там действующим и во время уз святого Павла, в Кесарии, а отчасти и в Риме. Распространение веры там усилено действием Зины и Аполлоса, если слова о них святого Павла: «Зину и Аполлоса скоро предпосли» (Тит. 3:13) поймем так, что святой Павел, заезжая в Крит, застал их там и там их оставил вместе с Титом, потом с дороги уже велел поскорее прислать их к себе. Из сего будет следовать, что они действовали благовестнически пред заездом туда святого Павла, и, конечно, не бесплодно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

13 июня Синод Русской православной церкви предложил Константинопольскому патриарху Варфоломею перенести Собор на более поздний срок - в противном случае Русская православная церковь откажется от участия в нем. Поводом для этого предложения о переносе Собора со стороны РПЦ послужило отсутствие консенсуса среди Поместных Церквей по поводу регламента Собора и самих соборных документов. Кроме того, остается неурегулированным территориальный спор между Антиохийским и Иерусалимским патриархатами по поводу Катара. В 2013 году Иерусалимский патриархат создал в Катаре свою архиескопию - Антиохия посчитала это посягательством на свои канонические территории. Реакция со стороны Константинополя на инициативу Москвы последовала в том духе, что Собор пройдет в назначенные сроки - чего бы это ни стоило. Во Всеправославном соборе должны участвовать все Церкви. Только в этом случае его решения можно считать легитимными», - заявил глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион на пресс-конференции после итоговой сессии Синода. По его словам, существующий спектр проблем делает невозможным идею проведения мероприятия на Крите в назначенные сроки. Отказываясь от поездки на Крит, иерархи РПЦ, тем не менее, не отказываются от самой идеи Всеправославного собора. Синод постановил «всемерно продолжать усилия по укреплению общеправославного сотрудничества в подготовке будущего Святого и Великого Собора». В момент подготовки этого материала стало известно, что Сербская церковь все же отправит свою делегацию на Крит. Ранее сербы были в числе «сомневающихся»: они просили патриарха Варфоломея отложить Собор, но не отказывались окончательно от поездки. Таким образом, расстановка сил на сегодняшний день такова: из 14 общепризнанных Поместных Церквей на Собор не едут четыре - Русская, Болгарская, Грузинская и Антиохийская. Принять участие в Соборе пока согласились десять оставшихся Церквей - Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская, Сербская, Румынская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская и Чешская.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/i...

Однако неудачи не обескуражили Михаила Травла, и в 829 г. он отправил на Крит новое войско под командованием Кратера, стратига Кивириотов, надеясь отвоевать остров обратно. На 70 триерах византийцы прибыли на Крит, но и арабы не собирались отсиживаться в обороне. Вскоре враги стояли друг напротив друга, а с рассветом началась битва. Оба войска упорно бились почти весь день, наконец, ближе к вечеру сарацины стали отступать, не в силах сдержать натиск римлян. Отступление перешло в бегство, и только крайняя усталость византийцев не позволила им овладеть лагерем мусульман. Но это событие, начавшееся столь счастливо, закончилось катастрофично. Ночью византийцы радостно и шумно отмечали победу, не подозревая, что враги тайно под покровом темноты зашли им в тыл и находятся уже совсем близко. Когда христианское войско уснуло, арабы напали на спящий лагерь и перерезали почти всех находящихся в нем солдат. Полководец Кратер попытался спастись, но был взят в плен сарацинами и живым распят на кресте, стяжав мученический венец за отказ отречься от Христа 516 . После этого можно было с уверенностью сказать, что Крит перестал быть имперской территорией. Он стал стратегическим центром арабской экспансии на римские земли и представлял большую опасность в течение многих десятилетий. Достаточно сказать, что, по оценкам специалистов, в течение всего этого времени весь византийский флот оказался в состоянии блокады, которую не смогли разорвать даже храбрые действия его отдельных флотоводцев, например Орифы 517 . Арабы отчаянно отбивали все последующие попытки византийцев вернуть остров, и лишь в 961 г. он был отвоеван византийцами обратно. А в злосчастном 827 г. Римскую империю ждал еще один неприятный сюрприз: турмах острова Сицилия некто Евфимий воспылал страстью к красивой и молодой монахине Омонизе, еще в детстве принявшей постриг, выкрал ее силой из монастыря, сделав против воли девицы ее своей женой. Когда его упрекнули в этом дурном поступке, военачальник без долгих споров привел в пример императора, недавно также сочетавшегося браком с монахиней, и тоже против ее желания. Братья насильно выданной замуж девушки обратились к суду царя, и император приказал стратигу Сицилии протоспафарию Фотину, переведенному сюда с Крита, произвести расследование. В случае, если такой факт подтвердится, давал Михаил Травл наказ своему сановнику, Евфимию надлежало отрезать нос, согласно римским законам, и снять с должности. Тот, конечно, не стал ждать и бежал в Северную Африку, к повелителю Иврикии, имевшей самостоятельный статус по отношению к Халифату, с предложением передать Сицилию арабам в обмен на жизнь и награду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце документа сделан следующий Основной вывод : «Проведенный на острове Крит Собор не является ни Великим, ни Святым, ни Всеправославным: 1) Из-за неучастия в нем ряда поместных автокефальных Церквей, а также из-за допущенных организационных и богословских ошибок. Несмотря на это, мы уважаем и ценим усилия всех его организаторов и участников. 2) Внимательное изучение документов, принятых Собором на острове Крит, приводят нас к выводу, что некоторые из них содержат несоответствия с православным церковным учением, с догматическим и каноническим преданием Церкви, с духом и буквой Вселенских и Поместных Соборов. 3) Принятые Собором на острове Крит документы подлежат дальнейшему богословскому обсуждению с целью исправления, редакции, коррекции или замены другими (новыми документами) в духе предания Церкви» . Второй документ – это «Позиция Центра систематического богословия при Великотырновском университете по поводу Стамбульской конвенции», которая легла в основу заявления Священного Синода БПЦ по этому вопросу. Наши лучшие богословы выступили с профессиональной позицией, отражающей аутентичную православную точку зрения на Стамбульскую конвенцию. В целом она синтезирована в четырех основных пунктах: «I. Стамбульская конвенция открывает возможность введения новых определений человека и новых ценностей, которые противоречат нашей христианской идентичности как мужчин и женщин, нашей христианской традиции как народа и нашей способности как общества – спасшего своих евреев во время Второй мировой войны – защищать слабых от любой формы насилия. В ряде текстов конвенции (напр. ст.3 б, ст.4 п.2, ст.66, п.1 и т.д.) вводится понятие «гендер» не только в смысле социального пола, но и в смысле половой идентичности вообще. II. Понятие «гендер» квазинаучно и является частью идеологии гендер-идентичности, согласно которой пол является полностью социальным конструктом. III. Стамбульская конвенция и заложенные в ней модели общественного поведения, моральные предписания и законотворчество – это провокация по отношению к православному христианству как «традиционной религии Республики Болгария» (Конституция РБ, ст. 13

http://pravoslavie.ru/145298.html

Житие Григория Паламы (BHG 718) Encomium Gregorii Palamae. Ed. princeps: 1406 . Kleopa D. Το ... Γρηγορου Παλαμ μιλαι μα. 6 .1002). εροσολμοις 1857. α– πστ же: PG 151, 551–656. изд.: Φιλοθου Κοκκνου, Βος Γρηγορου Παλαμ/ Εσαγωγ, κεμενον, μετφρασις, σχλια π Χρστου Π. Κ. [Christou Ρ. Κ.] Θεσσαλονκη 1984. Крит. изд.: 1407 . Φιλοθου Κωνσταντινουπλεως Λγος ες γιον Γρηγριον Παλαμ ν, ρχιεπσκοπον Θεσσαλονκης Ed. Tsamis D. G. Θεσσαλονκη 1984. 199. (EEThS. Παρρτημα 42 το 27 τμου 1982). [Библ. указ]. Φιλοθου Κοκκνου γιολογικ ργα. 6 .1402). Θεσσαλονκη 1985. 427–591 [=TLG 3251/11]. Фрагменты (PG 151, 573В-574А) вошли в Добротолюбие ( Φιλοκαλα. θναι 4 1976. 5. 107–112). Рус. пер.: 1408 . Филофей (Коккин), патр. Константинопольский. Житие и подвиги св. Григория Паламы , архиепископа Фессалоникского, поборника Веры и благочестия Православной Восточной Церкви в борьбе ее с папизмом, и чудотворца... С приложением... св. Паламы «Десятословия» и двух бесед на честное Преображение Господне/Пер. с греч. Издание иером. Антония. Одесса 1899. 141. [Перев. Жития: 1–131, Десятословие: 132–141, указ. беседы отсутствуют]. в пер. еп. Феофана Затворника : Добротолюбие. 2 М. 1900. 5. 477–482. Энкомий Димитрию Мироточивому (BHG 574d) Laudatio sancti Demetrii. Ed. princeps: 1409 . Laourdas В. B.//Maked 1941–1952. 2. 558–580. Крит. изд.: 1410 . Tsamis D. G. Φιλοθου Κοκκνου γκμιο στν γιο μεγαλομρτυρα Δημτριο τ Μυροβλτη//EEThSTh 1981. 26. 49–83. Φιλοθου Κοκκνου γιολογικ ργα 6 .1402). Θεσσαλονκη 1985. 1. 636. [Текст: 33–60 (=TLG 3251/3)]. Darroèzus J.//REB 1985. 43. 279–280; Halkin F.//AB 1985. 103. 418–419; Faillier A.//REB 1986. 44. 300; Dennis G. T.//OCP 1987. 53. 466. Житие Исидора патриарха КНП Vita Isidori patriarchae. Ed. princeps: 1411 . Пападопуло-Керамевс A.//Зап. ист.-филол. ф-та СПб. Ун-та. 1905. 76. 6 .725). 52–149. Крит. изд.: 1412 . Tsamis D. G. Φιλοθου Κοκκνου βος το γιου σιδρου Πατριρχου Κωνσταντινουπλεως//EEBS 1981–1982. 25. 87–187. Φιλοθου Κοκκνου γιολογικ ργα 6 .1402). Θεσσαλονκη 1985. 329–423 [=TLG 3251/10].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Страдание святых десяти мучеников Критских острове Крит, см.   прим. 2 , на с. 903. или Гортин — в древности значительный город на о. Крит, при р. Лефее (ныне Иеропотамо). Развалины древнего города сохранились и доныне. Епиней, Кидония и Ираклия — различные города на о. Крит. Дие или Зевсе, Гере и о Рее см.  прим. 1 , на с. 989. было в половине III b. Память святого Павла, епископа Неокесарийского Феодорит именует Павла епископом Неокесарии — крепости, лежащей на берегах Евфрата. царствовал с 307 по 324 г. в восточной половине Римской империи, сначала — как соправитель императора Галерия, а потом самостоятельно. В то время как Константин Великий стал императором на западе, Ликиний — язычник сначала относился почти благосклонно к христианам, но когда Константин решительно объявил себя покровителем христианства, Ликиний сделался яростным гонителем Церкви Христовой, подозревая Константина в намерении завладеть и востоком, а своих подданных — христиан в сочувствии Константину и желании подчиниться ему. 325 г. примеру Апостола Павла, который в послании к Гал. 6:17, восклицает «ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем». Житие и страдание святой преподобномученицы Евгении Аврелий, римский император, царствовал с 161 по 180 г. Коммод, сын его, царствовал с 180 по 192 г. Платон (ученик его), Аристотель (ученик Платона), Эпикур — известные греческие философы, жившие в IV b. до Р. Х. его празднуется 14 июля. город в нижнем (северном) Египте. в переводе с греческого означает «благородная», «мужественная». в переводе с греческого означает — «черноцветная». император Септимий Север (с 193 по 211 г.) имел соправителем сына своего Антонина. город на севере Африки. Ныне на его месте расположен Тунис. Корнилий, папа Римский, управлял Римскою церковью с 251 по 252 г. богослужебные книги, которые в то время были редкостью и имелись не у многих. римский император, царствовал с 253 по 260 г. Галлиен, сын его, царствовал с 260 по 268 г. святых Евгении, Клавдии, Василлы, Прота и Иакинфа последовала около 262 г. Гробы Прота и Иакинфа были открыты при папе Дамасе в 366 г. и над ними выстроена была вскоре церковь. В настоящее время мощи Прота почивают в Риме в церкви Иоанна Предтечи у флорентинцев, мощи Иакинфа в церкви Апостола Павла Остийской, мощи Евгении в церкви 12 апостолов, мощи Василлы в церкви Пракседы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церкви у края ойкумены Противники Собора на Крите опасаются его превращения в инструмент модернизации православия 15.06.2016 798 Время на чтение 7 минут Патриархов Варфоломея и Кирилла обвиняют в стремлении к «восточному папизму». Фото РИА Новости Сегодня на остров Крит начнут прибывать делегации от православных Церквей для участия во Всеправославном соборе, который в официальных документах называют «Святым и Великим» - в отличие от церковных собраний в рамках каждой юрисдикции. В пятницу должен состояться так называемый малый синаксис, то есть предсоборное совещание делегатов. Но ни на совместных богослужениях, которые будут предварять торжественную часть, ни на церемонии открытия утром 20 июня фотографам не удастся запечатлеть картину воплощенной солидарности православных иерархов. От участия отказалась РПЦ, а ранее это сделали Болгарская, Антиохийская, Сербская и Грузинская церкви. Из 14 Церквей в «Святом и Великом» соборе примут участие в лучшем случае девять. Собравшись на экстренное заседание вечером в понедельник, Синод Русской православной церкви принял решение не направлять на Крит делегацию. В своем официальном заявлении епископы постановили «поддержать предложения Антиохийской, Грузинской, Сербской и Болгарской православных церквей о переносе проведения Всеправославного собора» на срок, который будет принят в результате консенсуса. Синод РПЦ направит это решение Константинопольскому (Вселенскому) патриарху Варфоломею, инициатору Собора. Московский патриархат ждет ответа от Константинополя, а если его не получит - на Крит не поедет. По сообщению РИА Новости, из стана «константинопольцев» уже поступают заверения, что Собор все равно состоится, невзирая на позицию Москвы. Однако Русская церковь оставляет за собой возможность в дальнейшем участвовать в соборном процессе, но уже на условиях полной солидарности Церквей. Также РПЦ видит будущий Собор в таком формате, который предполагает участие всех епископов, что дает ей преимущество как самой многочисленной по числу иерархов Церкви. Ранее Константинопольский патриархат на такие условия не соглашался.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/i...

Долгое время представления европейцев об Эгейском мире черпались исключительно из знаменитых гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея». Слепая вера в историческую точность текста привела к тому, что вплоть до второй половины XIX в. считалось, что вся история Греции, начиная со времён, описанных легендарным древнегреческим поэтом-сказителем, укладывается в отрезок I тыс. до н. э. Впоследствии, однако, было замечено, что в тексте присутствуют упоминания об элементах быта, которые не могли быть свойственны эпохе, в которую жил Гомер (VIII–VII вв. до н. э.): например, употребление медного и бронзового оружия, боевых колесниц. Кроме того, некоторые события, речь о которых идёт у Гомера, относятся авторами, почти ему современными или жившими ненамного позже его, ко времени глубокой древности: например, взятие Илиона (Трои) происходило значительно раньше, чем это следует из гомеровской поэмы. Гомер упоминает о великих Микенах, Пилосе и о Крите, где правит мудрый Минос. Крит предстаёт в «Илиаде» как богатый «стоградный» и «пространный» остров, жители которого отличаются высокой степенью культуры и живут в достатке и благополучии. При этом во всю исторически обозримую тогда эпоху (а это составляло примерно тысячу лет до Рождества Христова) Крит был второстепенной провинцией Эллады, где располагались несколько мелких городов-государств, постоянно враждующих друг с другом. Это заставило многих думать, что Гомер приукрасил действительность из эстетических соображений. Первым человеком, попытавшимся доказать достоверность описанных Гомером событий, был Генрих Шлиман (1822–1890) . Шлиман не был профессиональным археологом, но увлекался историей и изучением языков (в его арсенале, помимо родного для него немецкого, были русский, голландский, английский, французский, итальянский, португальский, арабский, новогреческий, древнегреческий языки и латынь). Скопив необходимые средства, он в 1871 г. приступил к раскопкам предполагаемой Трои на холме Гиссарлык 437 (см. рис. 48). Шлиман копал там, где, как считалось со времён Древнего Рима, существовал Илион.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010