О них см.: Фонкич Б. Л. Греческо-русские связи... С. 35–36, 38–39; «Крит, Восточное Средиземноморье и Россия в XVII в. ...». С. 46–47. Грамота 308 писана рукой Дионисия Ивирита, сотрудника Арсения Суханова во время его посещения Афона в 1654 г., впоследствии – справщика московского Печатного двора и переводчика (1655–1669 гг.); см.: Фонкич Б. Л. Письмо Дионисия Ивирита Паисию Лигариду//Byzantinorussica. 1994. 1. С. 114–126. 14 См.: Ш(ведова) М. М. Богоматерь Ивирская Портаитисса//«Крит, Восточное Средиземноморье и Россия в XVII в. С. 45; Евсеева Л. М., Шведова М. М. Афонские списки «Богоматери Портаитиссы» и проблема подобия в иконописи//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 336–362. 15 О передаче Никольского монастыря Ивиру в 1654 г. говорится в тексте жалованной грамоты Алексея Михайловича от 19 мая 1669 г., подтверждающей это дарение. См.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1669 г. 26. Между тем, ивирские монахи по царскому указу были оставлены в монастыре св. Николая уже осенью 1652 г., и это, несомненно, был «ответ» царя на поданную, по-видимому, в сентябре челобитную архимандрита Климента «пожаловать (ивиритов) здеся на Москве монастырем на прибег моления греческих властей и прочих мирских людей» (РГАДА Ф. 52. Оп. 1. 1652 г. 35. Л. 18, 20). 16 Греческий текст этого документа в сопровождении перевода Посольского приказа издан: Подлинные акты, относящиеся к Иверской иконе Божией Матери, принесенной в Россию в 1648 году. М., 1879. С. 1–7. Многочисленные ошибки в передаче текста вынуждают обратиться к подлинной грамоте РГАДА. Древнерусский перевод документа см.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1649 г. 2. Л. 11–15. 18 Подлинная грамота (вернее, ее константинопольская копия) – РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 325. О ней см.: Фонкич Б. Л. Греческо-русские связи... С. 44, 51; «Крит, Восточное Средиземноморье и Россия в XVII в. ...». С. 34. Перевод этого документа, сделанный в Посольском приказе 11 октября 1653 г., находится на л. 9–11 указанного выше (прим. 17) дела. 19 РГАДА. Ф. 52. Оп.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

Лат. пер.: Vita et mores (viri) theophori beati partis nostri Serapionis. Vie de s. Serapion de Zarzma/Trad., préf. Peeters P.//Histoires monastiques géorgiennes. 14 .151). 159–167; 168–207. Иованэ-Зосимэ Синай, ум. ок. 987. Грузинский гимнограф, поэт и переписчик, подвизавшийся в Палестине, в лавре Саввы Освященного, а затем на Синайской горе. 232 . 458 . [Иоанэ-Зосимэ. Хвала и слава грузинского языка//Чвени саундже (Наша сокровищница). 14 .82). 458. (Пророчество о груз. языке, содержащееся в нескольких синайских кодексах конца X в., обнаружили и опубликовали в начале XX в. А. Цагарели и Н. Марр)]. Иованэ (Иоанн) Афонский (Атонели, Иверский, Грузинский, Святогорец) Ум. X в., пам. 12/25 июля. Основатель, строитель и первый настоятель Афонского Иверского монастыря, отец Евфимия Афонского. 233 . 1960 . 503. [Эзра Афонский. Похвала святого отца нашего Иованэ Грузина, который построил на Святой Горе великую Лавру Грузинскую//Чвени саундже (Наша сокровищница). 14 .82). (Канон св. Иоанну, сост. аф. монахом и гимнографом XI в.)]. Эптвимэ (Евфимий) Афонский (Атонели, Иверский, Грузинский, Святогорец) ПБЭ 1904. 5. 267; LCI 6, 201 Ок. 955–1028, пам. 12/25 июля. Строитель и второй настоятель Афонского Иверского монастыря. Житие и церковное почитание 234 . . 1882. 401–432. [//Рай Грузии. 14 .79). 401–432. Первое изд. (по рукописи 170 Тифлисского Церковного Археологического Музея) Жития Свв. Иоанна и Евфимия, написанного Георгием Святогорцем (ум. 1065)]. 235 . 1946 . [Житие Свв. Иоанна и Евфимия, написанное Георгием Святогорцем/Крит. изд., подг. текста Джавахишвили Ив., ред. Шанидзе А. Тбилиси 1946. (Пространная версия по рукописям А-558, 170, 176 и Н-2077)]. 1959. 72. 448–450. 236 . 1960 . 292–336. [Чвени саундже (Наша сокровищница). 14 .82). 292–336. 2-е крит. изд. указ. Жития (по древнейшей ркп S-353 (XI в.) Тбилисского Института рукописей, с исп. ркп А-170)]. Рус. пер.: Георгий Святогорец. Житие блаженных отцов наших Иованэ и Эптвимэ и известие достойного жительства их, написанное убогим Гиорги иеромонахом/Пер. с древнегруз. свящ. Иосифа Зетеишвили//Символ. 1995. 34. 357–374; 1996. 35. 281–298. [По вышеуказ. 2-му крит. изд. оригинала С. Кубанеишвили, со ссылками на лат. пер. о. П. Пеетерса 14 .151)].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

О Критских христианах Послание все обращено к святому Титу. Но как оно пишется по потребностям критских христиан, то при писании его, конечно, имелись в виду и они. Почему не излишне предложить и о них — что можно и что сколько-нибудь может способствовать к точнейшему пониманию Послания. Как зашло христианство в Крит? По предложенному уже сказанию о святом Тите, оно взыскано самими критянами и принесено к ним святым Титом, посланным для взыскания его. Святой Тит, искренно уверовав, и в критянах, конечно, засеменил такую же веру. Она могла подтверждена и умножена быть бывавшими в Иерусалиме иудеями — и уверовавшими там в Господа под действием Апостольского слова. Чтобы внесть к ним и крещение, допустим, что святой Тит, — или из Коринфа, во второе Апостольское путешествие святого Павла, или из Ефеса — в третье, или в то и другое, — был посылан в Крит, и по собственной ревности, и по желанию Апостола, и установил там крещение, распространив вместе с тем и святую веру по всему острову. Можно предположить его там действующим и во время уз святого Павла, в Кесарии, а отчасти и в Риме. Распространение веры там усилено действием Зины и Аполлоса, если слова о них святого Павла: Зину и Аполлоса скоро предпосли (ср.: Тит. 3, 13) поймем так, что святой Павел, заезжая в Крит, застал их там и там их оставил вместе с Титом, потом с дороги уже велел поскорее прислать их к себе. Из сего будет следовать, что они действовали благовестнически пред заездом туда святого Павла, и, конечно, не бесплодно. Такими предположениями достаточно объясняется такое широкое распространение по острову христианства, что святой Павел, заехав туда и узнав об этом, нашел нужным поставить по всем градом пресвитеры (Тит. 1, 5). Христианство, выходит, там широкие пустило корни; но иерархии и прочего церковного устройства еще не было. Для восполнения сего недостающего и оставлен был в Крите святой Тит. Это последнее обстоятельство, — что не было иерархии и, следовательно, голоса определяющего, — было причиною и того, что между христианами появились многие суесловцы, которые давали себе свободу судить и рядить о деле христианства, и с догматической, и с нравственной стороны, как кому вздумается, по тем началам, в каких кто утвердился до принятия христианства, не соображаясь и не покоряясь тому образу здравых словес, который повсюду составлял одинаковую норму христианского учения. Не видно, чтоб у них образовались какие-либо ереси, а только вошли в обычай суесловия, стязания и свары. Отрезвляющего и остепеняющего их голоса не было. Апостол и видел, что для них нужнейшее есть установить властных блюстителей и образа учения веры, и образа жизни по вере, — для чего и оставил у них святого Тита.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

8:6, 16-17). При этом св. апостол рекомендовал Тита коринфянам как надежнейшего и вернейшего человека (2 Кор, 8:20-23). Далее из послания св. апостола Павла к Титу мы видим, что Тит сопровождал св. апостола Павла после освобождения его от первых уз, во время четвертого его путешествия и был оставлен им на острове Крите, чтобы недоконченное довершить и поставить по всем городам пресвитеров (Тит. 1:5). Но затем, как видно из Тит. 3:12, Тит снова был вызван апостолом и разделял с ним дальнейшие труды четвертого благовестнического путешествия от Никополя Киликийского в Македонию, Ахаию, Испанию и Рим, где апостол оказался во вторых узах, закончившихся мученическою смертью. Во всяком случае из 2 Тим. 4:9-10 ясно видно, что Тит находился при апостоле в Риме и был послан им оттуда в Далматию с каким-то поручением. Из предания известно, что Тит епископствовал затем на Крите до глубокой старости, просветив весь остров св. Христовою верою, и скончался 94 лет от роду, будучи девственником до смерти, подобно своему учителю, в 110 году по Р. X. Память его празднуется 25 августа. О критских христианах. Основание церкви Критской Послание к Титу, конечно, имеет в виду и критских христиан, для которых он был поставлен епископом. Остров Крит, или Кандия, по своей обширности и плодородию названный " царицей островов " Средиземного моря, в древности отличался многолюдством и славился своими торговыми сношениями и образцовым законодательством. С упадком греческих республик и Крит начал приходить в упадок. В 69 году до Р. X. римский консул Метелл сделал его римской провинцией. Оживленные торговые сношения привлекли на Крит множество людей низкого нравственного уровня, жаждавших наживы. В результате явилась нравственная порча, которая проявлялась в разврате и в склонности к обману, так что у греков " говорить по-критски " сделалось синонимом слову " лгать " . Еще древний поэт Эпименид, уроженец Крита, отметил это свойство своих соплеменников, а св. апостол Павел утвердил истину его слов в своем послании к Титу (1:12-13).

http://sedmitza.ru/lib/text/430652/

В этих книгах Тит нашел ключ к познанию истинного Бога: он уразумел суетность язычества и уверовал в единого Бога, Творца мира. Между тем на острове Крит стал распространяться слух об Иисусе Христе, появившемся в Иудее, о чудесах, творимых Им, и о новом учении, которое Он возвещает людям. Для удостоверения в истинности этих слухов, правитель острова послал в Иерусалим Тита, который был ему племянником. Св. Тит пришел в Иерусалим и, увидев Господа, последовал за Ним и Его учениками, видел чудеса Господа, Его страдание и уверовал в Его воскресение. В день пятидесятницы Тит услышал апостолов, на которых сошел Дух Святой, проповедующими на различных наречиях великие дела Божии. Уверовав во Христа, св. Тит с этих пор постоянно находился при апостолах и впоследствии принял крещение от св. ап. Павла. Великий апостол языков искренно любил Тита, и называл его чадом своим; Тит часто сопутствовал ап. Павлу по разным странам и делил вместе с ним труды благовестничества. Апостол Павел посылал его проповедовать христианство в Далмацию, поручил ему отнести свое послание к коринфянам и часто упоминает о нем, как о любезном брате, ревностно исполнявшем свое служение. Когда ап. Павел, посетив Крит, обратил там многих ко Христу, то поставил св. Тита епископом новооснованной церкви. Из Никополя, города в Македонии, ап. Павел написал к нему послание, в котором преподает ему наставления, как пастырю Церкви. Когда ап. Павел прибыл вторично в Рим, Тит посетил его, и видел мученическую кончину своего учителя; после этого события Тит возвратился в Крит и трудился неутомимо в проповеди евангельской. Когда, по повелению царскому, на острове строился большой идольский храм, св. апостол Тит, идя мимо, помолился Господу и храм внезапно упал; вследствие этого чуда множество язычников обратилось ко Христу, а на месте языческого храма была создана церковь во имя Господа. Он обратил ко Христу великое множество людей и скончался 25 августа в глубокой старости, на 94 году жизни. Сказание о нем, или житие его составлено преемником его св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А. Брокгауза. СПб., 1892. Т. IV. С. 251). – Примеч. пер. Разумеются турецкие сторожа, охраняющие священные места и взимающие с поклонников известную плату. – Примеч. пер. Дамаск, город в Сирии, у подошвы Антиливана. Здесь получил крещение святой апостол Павел. После разрушения египетскими турками Антиохии (в 1268 г.) сюда переселился Антиохийский патриарх. – Примеч. пер. Антиохия Сирийская, главный город Сирии, основанный за 300 лет до Р. X. Раньше славился богатством и образованностью (в IV–VI вв.). Потом Антиохия пришла в упадок. Здесь в первый раз верующие во Христа получили название христиан. В Антиохии проповедовали апостолы Павел и Варнава, здесь был и апостол Петр ( Гал. 2:11 ). Известные ее архипастыри: св. Игнатий Богоносец , св. Мелетий, архиеп., свт. Иоанн Златоуст и др. Ныне бедный турецкий городок Антакия (см.: Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия: В 4 вып./Труд и издание архим. Никифора. М., 1891–1892. С. 47). – Примеч. пер. Остров Крит, или Кандия, – наибольший из греческих островов, находится в восточной части Средиземного моря на юго-западе от Морей. Длина его 160 англ, миль, а ширина – от 6 до 36 англ. миль. По всей длине его пересекает горная цепь, делящая его на две половины: северную и южную; последняя особенно гориста. В древности Крит славился своими лесами. В Деяниях апостольских упоминаются мыс Салмон ( Деян. 27:7 ), на восточном конце острова, и гавани Хорошие Пристани близ г. Ласси и Финик – пристань на юго-западной стороне ( Деян. 27:8–12 ). В последней апостол Павел останавливался во время своего путешествия в Рим. В последние годы своей жизни апостол Павел вместе с Титом посетил этот остров и, оставляя его, заповедал апостолу Титу довершить незаконченное и поставить по всем городам пресвитеров ( Тит. 1:5 ). В 1204 г. Крит достался маркграфу Бонифацию Монферратскому, который уступил его венецианцам (ок. 1210 г.), под властью которых он находился до половины XVII столетия. Венецианцы по местам заселили его латинскими колонистами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Павел был на Крите и написал послание к Титу ранее этого времени; по третьим, он устроил церковь на Крите и написал послание по отбытии из Ефеса, после трехлетнего пребывания там. Прежде, чем разбирать эти взгляды, мы должны сказать, что все они построены на несправедливом предположении ученых, – что вся жизнь и деятельность апостола Павла обнимается книгой Деяний Апостольских и что, поэтому, здесь нужно искать пункт, к которому можно бы было приурочить проповедническую деятельность Апостола на Крите и написание послания к Титу, – и как таковые, естественно, страдают натянутостью и неправдой. Первый взгляд, – что апостол Павел предпринимал проповедническое путешествие на Крит из Ефеса, во время трехлетнего пребывания там 51 , и затем оттуда же написал послание Титу, – защищается Визелером 52 . Он представляет дело таким образом. После двухлетнего пребывания в Ефесе, Апостол совершил вторичное путешествие в Коринф, через Македонию, вместе с Титом, а оттуда с ним же отправился на Крит; насадив здесь церковь , Тита оставил на Крите, а сам возвратился в Ефес и отсюда написал ему послание. В то же время он написал первое послание к Коринфянам и отправил его по назначению; а чтобы узнать, какое действие оно произведет на коринфских христиан, он вызывает Тита из Крита и посылает его в Коринф, а вместо него отправляет на Крит Тихика и Артему. Затем, он сам отправляется в Македонию и, встретив Тита в Троаде, снова посылает его в Коринф со вторым посланием к Коринфянам; сам же отправляется в Никополь (в Епире) и, пробыв там два месяца, идет в Коринф. Правда, такая гипотеза Визелера отличается остроумием, но истины в ней нет. Против неё говорит содержание послания к Титу. 1) Этим содержанием предполагается, что ап. Павел пробыл с проповедью Евангелия на острове Крите довольно продолжительное время, поскольку насадил веру Христову во всех тамошних городах 53 ; по гипотезе же Визелера он должен был пробыть там весьма незначительное время, так как прежде чем отправиться на Крит он должен был провести немалое время в Коринфе, затем, по возвращении с Крита, быть в Ефесе, писать там послания к Титу и Коринфянам, отсюда отправиться в Македонию и зимовать в Никополе. Как бы ни был успешен Апостол в своих действиях, но для совершения всего этого ему потребно было времени не менее двух-трех лет, а не один год с небольшим, как назначает Визелер, – на одни переходы из одного места в другое нужно было не менее года! 2) В послании к Титу Апостол пишет, чтобы он оставался на Крите до времени прибытия к нему Тихика и Артемы и, с прибытием их, пришел к нему в Никополь 54 ; между тем, по теории Визелера, Апостол вызвал его из Крита раньше определенного времени и оторвал его т. обр. от выполнения возложенного на него дела – устроить критскую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Исход (Исх 12), читаемых за богослужением, и обращены к новокрещеным. Помимо нравственных поучений они содержат догматические и полемические рассуждения, направленные против маркионитов и манихеев. В гомелитическом наследии св. Зинона , еп. Вероны (IV в.), пасхальной тематике посвящены 14 проповедей ( Zeno Veron. Tract. I 2, 44, 57, 58; II 13, 14, 17-20, 25-27, 29; CPL, N 208; крит. изд.: Zenonis Veronensis Tractatus/Ed. B. Löfstedt. Turnholt, 1971. (CCSL; 22)); они имеют преимущественно морально-нравственную направленность и содержат традиц. христологическую типологию ветхозаветных образов П. Хромаций , еп. Аквилеи (ок. 387-407), обращается к раскрытию образов П. в 3 гомилиях ( Chromat. Aquil. Serm. 16-17A; CPL, N 217; текст см.: Chromatii Aquileiensis Opera/Ed. R. Étaix, J. Lemarié. Turhoult, 1974. P. 71-82. (CCSL; 9)). В сер. V в. лат. христ. поэт Целий Седулий создал поэму «Пасхальное стихотворение» (Carmen Paschale; CPL 1447; текст см.: Sedulii Opera omnia/Ed. I. Huemer. W., 1885. Vol. 1. P. 1-154. (CSEL; 10A)) в 5 книгах, в к-рой, опираясь на слова из Первого послания к Коринфянам (1 Кор 5. 7), рассматривал ветхозаветные прообразы в контексте домостроительного замысла единой истории двух заветов. Кроме того, он составил переложение своего поэтического труда в прозе под названием «Сочинение о Пасхе» (Opus Paschale; CPL 1448; текст см.: Sedulii Opera omnia. W., 1885. Vol. 1. P. 171-303. (CSEL; 10A)). В корпусе проповедей, сохранившихся под именем св. Максима , еп. Туринского, связанной с П. тематике посвящены 6 проповедей ( Maxim. Taurin. Serm. 37-39, 53-55; CPL, N 220-221; крит. изд.: Maximi episcopi Tavrinensis Sermones/Ed. A. Mutzenbecher. Turnhout, 1962. P. 144-154, 213-222. (CCSL; 23)). Сохранилось ок. 20 пасхальных проповедей свт. Льва I Великого , еп. Римского, посвященных воспоминанию страданий Иисуса Христа и Его Воскресения ( Leo Magn. Serm. 52-72; CPL, N 1657; крит. изд.: S. Leonis Magni Romani pontificis Tractatus septem et nonaginta/Ed. A. Chavasse. Turnhout, 1973.

http://pravenc.ru/text/Пасха.html

После окончания собора святой Андрей возвратился во Иерусалим и пребывал там в своих обычных богоугодных занятиях, заботясь, по поручению патриарха, о сиротах, питая странников, служа больным. Во всем этом он был столь усерден и старателен, как будто он служил Самому Христу. После сего в правление императора Юстиниана второго [ 8 ] Андрей был назначен архиепископом в Крит. Здесь он был светильником миру, осиявающим Христову Церковь богодухновенным учением и своею добродетельною жизнью. Как непобедимый подвижник, которого боятся бесы (ибо он их изгонял), Андрей был грозою для еретиков. Не только невидимые, но и видимые враги отгонялись его молитвами. Однажды на остров Крит напали прибывшие на кораблях сарацины и осадили город, называвшийся Друмеос, где с своим пастырем, святым Андреем, заперлись христиане. Но сарацины воевали безуспешно и со стыдом отступили, будучи отгоняемы не оружием, а гораздо сильнейшими всякого оружия молитвами святителя, которые он со слезами проливал к Богу и ими, как стрелами, уязвлял врагов. Его молитвы имели большую силу: ими он во время бездождия и засухи низвел дождь, который оросил критскую область и сообщил ей плодородие. Христов святитель Андрей написал много богодухновенных писаний и великий канон, который поется в четверток пятой недели Великого поста и другие каноны. Он украсил церковь песнопениями и почтил многими похвалами Пречистую Деву Богородицу [ 9 ]. По каким-то церковным нуждам он отправился некогда в Константинополь и здесь оказался для многих человеком полезным. Всякий услаждался его лицезрением и медоточивыми речами и совершенствовался душою. Поэтому-то и стекались к нему все искавшие спасения душам своим. Намереваясь же вернуться из Константинополя обратно в Крит, святый провидел свою кончину и сказал любезным своим друзьям о Христе, что он более не увидит Крита. Простившись с ними последним целованием, он сел на корабль и отправился в путь. Доплывши до острова Митилены, он заболел, и в одном месте, по имени Иерис, предал в руки Божии свою душу [ 10 ].

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Справка: В соответствии с пунктом 19 Положения о Высшем Церковном Совете Русской Православной Церкви Священный Синод раз в полгода заслушивает доклад Святейшего Патриарха о работе Высшего Церковного Совета. В первой  половине 2016 года состоялись три заседания Высшего Церковного Совета (23 марта, 13 апреля и 16 июня), в ходе которых обсуждались координация деятельности синодальных учреждений, текущие вопросы церковной жизни, а также исполнение определений Архиерейского Собора и Священного Синода, Патриарших указов и распоряжений. Высший Церковный Совет обсудил темы: теологического образования, оптимизации учебного процесса в духовных учебных заведениях, приходской работы с подростками, лицензирования воскресных школ в качестве центров дополнительного образования, повышения квалификации руководителей и сотрудников епархиальных отделов, развития церковной миссии в условиях распространения новых религиозных течений, участия Церкви в адаптации мигрантов. Высший Церковный Совет одобрил следующие документы: Одобрены отчеты о работе синодальных учреждений за 2015 год и утверждена тема и сроки проведения XXV Международных Рождественских образовательных чтений. ПОСТАНОВИЛИ: ЖУРНАЛ 48 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о состоявшемся на острове Крит 18-26 июня 2016 года Соборе Предстоятелей и иерархов десяти Поместных Православных Церквей. Справка: Священный Синод в заседании 13 июня 2016 года (журнал рассмотрев ситуацию, возникшую в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви в ранее установленные сроки — 18-26 июня сего года, — принял заявление по данной теме. В заявлении, которое в тот же день было направлено Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею и Предстоятелям всех Поместных Православных Церквей, в частности, содержался призыв поддержать предложение Антиохийской, Грузинской, Сербской и Болгарской Церквей о переносе сроков Всеправославного Собора. Тем не менее, 18-26 июня сего года на острове Крит состоялся Собор, в котором приняли участие делегации десяти Поместных Православных Церквей. Антиохийская, Русская, Грузинская и Болгарская Православные Церкви не участвовали в его работе. Святейший Патриарх Московский и вся Руси Кирилл 16 июня направил послание Предстоятелям и членам делегаций Поместных Церквей, собравшимся на острове Крит. В письме выражено убеждение в том, что разномыслия между отдельными Церквами по вопросам подготовки Святого и Великого Собора не должны стать фактором  разделений и ослабления единства Православной Церкви. Отметив важность голоса каждой Поместной Церкви и отсутствие согласия Антиохийского Патриархата на созыв Собора, Святейший Патриарх Кирилл указал, что встреча на Крите может внести вклад в подготовку к Святому и Великому Собору, в котором примут участие все общепризнанные Поместные автокефальные Церкви.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010