римский Константин Великий царствовал с 324 г. по 337 г. Страдание святого великомученика Георгия Победоносца Диоклитиан, ярый гонитель христианства, царствовал с 284 г. по 305 г. один из наиболее почитаемых греко-римских языческих богов. Аполлон считался богом солнца и умственного просвещения, а также охранителем общественного благополучия и предсказателем будущего. всех затруднительных случаях жизни языческие императоры имели обычай обращаться за советом к жрецам — служителям идолов, которые будто бы открывали им волю богов. Особенно развит был этот обычай в древней Греции. Здесь между прочим славился дельфийский оракул (прорицалище), где имелись специальные женщины — предсказательницы (пифии). треножники садились языческие жрецы, когда вопрошали своих богов. большой в древности малоазийский город, находившийся в северо-восточном углу залива, образуемого Мраморным морем. Свое название этот город получил от имени своего основателя, вифинского царя Никомеда 1-го, жившего в 3-м в. до Р. Хр. Ныне на месте некогда славной Никомидии находится небольшое местечко Исмид. малоазийская область. начальник войска. у древних римлян старший военачальник, сопровождавший императора в его путешествиях. Так как комиты составляли свиту императора и вместе с тем были его советниками, то должность эта считалась очень почетною. городской судья. мера длины; равнялась приблизительно 88 нашим саженям. Иисуса Христа. ( < < back) св. великомученика Георгия последовала в 304 г. В 4-м веке в честь святого Георгия была построена в Риме церковь, в которой хранится часть мощей его, его копье и хоругвь. ( < < back) Митилена находился в северной части Средиземного моря. ( < < back) то же что сарацыны. Именем агарян обозначалось первоначально кочующее племя аравийских бедуинов, по преданию происшедших от Агари, рабыни Авраамовой. Но впоследствии это наименование было распространено христианскими писателями на всех арабов вообще, а также и на мусульман. ( < < back) один из больших островов Средиземного моря; он находится в восточной части Средиземного моря, к югу от Греции. За 1000 лет до Р. Хр. здесь поселились выходцы из Греции. В 70-х годах по Р. Хр. Крит попал во власть римлян. Начиная с 650 г. по Р. Хр. Крит сильно страдал от набегов сарацын, овладевших островом с 823 г. В настоящее время Крит находится под временным управлением греческого королевского дома (под наблюдением европейских держав).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

30) Патриарх Фотий и византийское богослужение его времени. Одесса. 1892. (Речь, произнесенная в публичном собрании Историко-Филологического Общества 6 февраля 1891 года, в день тысячелетия кончины святейшего патриарха Фотия). 31) Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский, и его учено-литературная деятельность. Одесса. 1893 32) И. С. Ястребов. Некролог. (Из III тома Летоп. Ист.-Филол. Общ. при Новор. унив. 1894). 33) О древних литургических толкованиях. Одесса. 1894. (Из Лет. Истор.-Фил. Общ. при Нов. унив. т. IV). 34) К изучению „Типика Великой Церкви” (Из Лет. Ист.-Фил. Общ. при Нов. унив. т. VI. Визан. Отд. III). 35) Прение Панагиота с Азимитом по новым греческим спискам. Одесса. 1896. (Также Лет. Ист.-Фил. Общ. при Нов. унив. т. VI. Визан. Отд. III. стр. 295–328). 36) Рецензия на книгу А. А. Дмитриевского : Патмосские очерки (Византийский Временник. т. 1. Отд. Критики. 723). 37) Рецензия на книгу г. Дмитриевскаго: Богослужение страстной и пасхальной седмицы в Иерусалиме IX–X в. (Визан. Врем. т. II. Отд. Крит. стр. 632–655). 38) Рецензия на книгу Андреева: Константинопольские патриархи со времени Халкидонского собора до Фотия (Визан. Врем. т. IV. вып. 1–2. Отд. Крит. 192–208). 39) Рецензия на книгу г. Дмитриевского: Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока, т. I. Τυπιχα. ч. I. Памятники патриарших уставов и ктиторские монастырские типиконы. Киев. 1895. Τυπιχα. Addenda et corrigenda. Отд. оттиск из Трудов Киевск. акад. за 1896 год (Визан. Времен, т. IV, вып. 3–4. Отд. Крит. стр. 587–615). 40) При окончании перечня сочинений H. Ф. Красносельцева, мы получили с почты еще новое его издание: Addenda к изданию А. Васильева : Anecdota graecobysantina. Одесса. 1898. Окончание этого труда датировано: 2 сентября, значит, совершено за четыре дня до отъезда H. Ф. из Одессы и за 9 дней до его смерти. К сказанному присоединим прочувствованные слова одного из сослуживцев покойного по Новороссийскому университету проф. А. Деревицкого, помещенные в Одесской Газете:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Другими словами, настало время, когда мы все вместе должны очень серьезно работать над тем, чтобы количество абортов радикально уменьшилось. Думаю, вывод абортов из системы обязательного медицинского страхования был бы первым правильным шагом, на чем сейчас Церковь и настаивает. — «Аргументы и факты», Юлия Тутина. В этом году впервые после более чем многовекового перерыва должен был состояться Всеправославный Собор. К нему готовились несколько десятилетий, однако на Крит не приехали представители всех Поместных Православных Церквей. Что же дальше? — Действительно, от Собора многого ожидали. Было очень важно, чтобы документы, подписанные на нем, содействовали укреплению православного единства и роли Православной Церкви в мире. Но в подготовке Собора были допущены ошибки. Наша Церковь приняла в первом чтении все подготовленные к Собору проекты, несмотря на то, что имела по некоторым из них возражения. Позже мы передали целый ряд важных поправок, как, кстати, и несколько других Церквей. К сожалению, наши поправки были отвергнуты. Это первое, что вызвало разочарование. Но может быть, мы бы справились с ним и попытались добиться внесения поправок уже в ходе самого Собора, если бы не возникли новые обстоятельства, которые нельзя было игнорировать. В ходе предыдущих Соборов, даже Вселенских, нередко происходило разделение, раскол Церквей. Именно потому главным условием нового Собора было принятие только единогласных решений — именно так мы могли продемонстрировать православное единство. Как этого можно было достичь, когда Сербская Церковь предложила отложить Собор, а Болгарская, Антиохийская и Грузинская отказались ехать на Крит? Наше предложение решить проблему, собрав Всеправославное совещание непосредственно перед собором, было Константинопольским Патриархатом отклонено. Тогда, чтобы не допустить разделения, которого мы так опасались, нами было принято решение не ехать на Крит. Тем не менее, мы с уважением относимся к состоявшемуся собору, внимательно изучаем принятые им документы, отношение нашей Церкви к которым в конечном итоге вынесет Архиерейский Собор. Мы воспринимаем критскую встречу как часть соборного процесса, как этап на пути к Всеправославному Собору.

http://pravoslavie.ru/98825.html

С упадком греческих республик и Крит начал приходить в упадок. В 69 году до Р. Х. римский консул Метелл сделал его римской провинцией. Оживлённые торговые сношения привлекли на Крит множество людей низкого нравственного уровня, жаждавших наживы. В результате явилась нравственная порча, которая проявлялась в разврате и в склонности к обману, так что у греков «говорить по-критски» сделалось синонимом слову «лгать». Ещё древний поэт Эпименид, уроженец Крита, отметил это свойство своих соплеменников, а св. апостол Павел утвердил истину его слов в своём послании к Титу (1:12–13). Среди жителей Крита было много и иудеев, которых привлекла сюда торговля. Когда появилось на Крите христианство, в точности нам не известно. Из книги Деяний (2:11) мы знаем, что среди свидетелей чуда Пятидесятницы были и критяне, слышавшие вдохновенную проповедь апостолов на своём родном языке. Без сомнения, они и были первыми благовестниками христианства у себя на родине. Возможно, что главным проповедником христианства на Крите был св. Тит. Но прочное устроение Церкви Христовой на Крите принадлежит, как это ясно видно из послания к Титу, св. апостолу Павлу, трудившемуся здесь, по-видимому, во время своего четвёртого благовестнического путешествия, по освобождении из первых уз. Им были основаны церкви по всем городам, но он не успел поставить всюду пресвитеров, и поручил сделать это Титу (1:5). В числе сотрудников и помощников Тита на Крите были некий Зина законник и известный своею учёностью и красноречием Аполлос ( Тит. 3:13 ). Время и место написания послания к Титу Св. Иоанн Златоуст говорит: «Мне кажется, что апостол писал это послание во время между первым и вторым своим заключением. Это послание, кажется мне, предшествует второму посланию к Тимофею. Ибо то писал он при конце жизни, находясь в узах (последних), а это в такое время, когда был отпущен и свободен от уз». Освобождён от первых уз св. апостол Павел был около 64 года, когда и отправился в четвёртое своё путешествие, посетив Крит.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

После окончания Собора старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а Андрей, сделавшись известным, своей книжной премудростью и глубоким знанием догматов Церкви, императору и святым отцам, был оставлен в Константинополе, получив навсегда прозвище " Иерусалимита " , т. е. " Иерусалимлянина " . В столице Империи он получил послушание возглавить Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии с зачислением в клир главного храма Византии. 20 лет служил он в сане диакона и трудился в Доме сирот, проявляя должную заботливость и попечение. Здесь же, в Константинополе, он начал слагать свои дивные песнопения, которыми богато украсил литургическое наследие Святой Церкви. После двадцатилетнего диаконского служения святой Андрей был рукоположен в епископский сан и назначен на самую далекую кафедру империи - остров Крит, где за свои усердные труды был удостоен титула архиепископа. Здесь он был светильником миру, просвещающим Христову Церковь богодухновенным учением и добродетельной жизнью. Святой пастырь критский строил храмы Божии , а также дома для сирот и престарелых. Для своей паствы он был любящим отцом, неустанно проповедующим и, молитвами своими, отражающий все напасти и невзгоды, а для еретиков являлся непреклонным обличителем и грозой. Не оставлял святой Андрей и трудов по составлению церковных песнопений. Несколько раз святитель, оставив Крит, посещал Константинополь, где виделся с патриархом и императором, а также с близкими ему людьми. Там же выступил он в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество. В свое последнее посещение столицы, святой Андрей, почувствовав приближение скорой кончины, простился со своими друзьями. По дороге на Крит он сильно заболел. Тяжелый недуг заставил его остановиться на острове Митилина в городке Ерессо, где святой и скончался 4 июля около 740 года. В этот же день Святая Церковь и доныне совершает его память. Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, т. к. в его время этот праздник отдельно не праздновался). Великопостное богослужение, кроме Великого канона, было украшено и другими творениями святого песнописца. В рукописях сохранились каноны Недели Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая и Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся четверопеснец святого Андрея, к которому позднее присоединяли свои четверопеснцы и каноны св. Косма Маюмский, инокиня Кассия, епископ Марк Отрантский. По количеству оригинальных мелодий-напевов святой Андрей превосходит даже столь великого песнописца, как преподобный Иоанн Дамаскин. Составляя Октоих, святой Иоанн вносил в него ирмосы и напевы святителя Андрея Критского. Тексты Великого Канона: Великий Канон Андрея Критского (видео сюжет Ивана Дяченко):

http://zavet.ru/a/rss_1299673895.html

В 961 году Никифор Фока, назначенный главнокомандующим византийской армией, отправился на Крит, бывший в то время базой пиратов-мусульман. Направляясь на Крит, он послал на Афон письмо, где просил молитв святогорцев, а также просил прислать к нему преподобного Афанасия. Сам Афанасий поначалу отказывался, но, в конце концов, вынужден был согласиться. В спутники ему дали одного простого монаха, которому Афанасий начал повиноваться, как ученик своему учителю. Преподобный Афанасий прибыл на Крит уже после того, как Никифор подчистую разбил пиратов. В беседах с Афанасием Никифор вновь говорил преподобному о своем желании принять монашество. Он желал, чтобы преподобный устроил на Афоне иноческую обитель, куда бы мог удалиться военачальник. Но Афанасий, не желая связывать себя житейскими попечениями, отказался принять пожертвование на построение обители. Однако Никифор Фока не оставил своего намерения. Он пригласил к себе в Константинополь игумена Киминской обители Мефодия и просил его отправиться на Афон, и уговорить преподобного Афанасия принять пожертвование, и устроить обитель. Мефодий выполнил просьбу военачальника. Афанасий же увидел в их неотступных просьбах Божию волю и принял пожертвование. В 963 году он устроил келью близ Меланы, а затем и храм во имя Предтечи Иоанна. Потом ниже старой своей, в Меланах, каливы начал строить церковь во имя Пресвятой Богородицы. Построение этого храма было связано с чудом: рабочие, трудившиеся на строительстве, внезапно обессилили, и лишь молитвы преподобного вернули их в нормальное состояние. Впоследствии большая часть этих рабочих стала учениками преподобного. Кроме того, многие афонские иноки, желая быть учениками преподобного Афанасия, также собиралась в новой обители. Когда храм во имя Пресвятой Богородицы был закончен, были устроены еще два небольших храма – во имя чудотворца Николая и во имя святых Сорока мучеников. В это же время, 16 августа 963 года преподобный Афанасий принимает великую схиму. После того как было закончено строительство храмов, были устроены кельи для братии, трапеза, вмещавшая в себе двадцать один стол из белого мрамора, и за каждым могло сидеть по двенадцать человек, потом больница-странноприимница, и другие необходимые постройки. Кроме того, так как вблизи новой обители не было источников воды, преподобный Афанасий устроил водопровод.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Посещение нашего дома Мой отец стал священником в 1976 г., а спустя год старец Порфирий приехал на Крит, и они впервые встретились в доме отца Элевферия Капсоменоса. А немного позже Старец снова приехал на Крит, и уже пришел к нам домой. Тогда он сказал моему отцу: «В этот раз, папа-Георгий, я только для тебя приехал на Крит!» С тех пор между ними завязалась крепкая дружба. Нас было одиннадцать детей, и мы все ожидали Старца во дворе, что его особенно обрадовало. В первый же день он сообщил моей матери, что она беременна двенадцатым ребенком. Мама об этом не подозревала, и была удивлена. Она была тогда уже на третьем месяце, но беременность стала заметна гораздо позже. Таким образом, Старец с одного взгляда произвел УЗИ! Я помню его маленьким, хрупким и немощным. Несмотря на это, я сразу почувствовала, что он не такой, как другие люди. Мне было тогда 16 лет, но я уже понимала, что в нем есть что-то необычное, какая-то сила была в его присутствии, и это вызывало разные смешанные чувства, – удивление, почтение, страх, но также стыд и любопытство. По воздуху Первые четыре-пять дней он жил в нашем доме, но поскольку там было тесно, а семья была большая, то Старец ради уединения и молитвы попросил у отца пожить в келье при церкви Живоносного Источника, которая находилась недалеко от нашего дома. Когда-то этот храм был частью небольшого монастыря, который давно уже пришел в упадок. Вечером мать дала мне постельное белье, ключ, и вместе со Старцем мы пошли в ту келью. Я шла впереди, а Старец за мной. В какой-то момент я обернулась, и увидела нечто невообразимое: он не касался земли! Он шагал, но по воздуху! Я ужаснулась, повернулась вперед, и зашагала быстрей. В голову лезли мысли: «Да что это за человек такой?», – распираемая любопытством я снова и снова оборачивалась, чтобы посмотреть, не показалось ли мне. И однако же, он шагал по воздуху! Тут он спросил меня: «Детка, почему ты не смотришь вперед?» Я была напугана, и ничего не ответив еще больше ускорила шаг. На подходе к церкви надо было подняться много ступенек, я быстро пробежала половину и обернулась, ожидая что Старец находится еще в начале. Но он шел по воздуху прямо за мной, и приветливо спросил меня: «Детка… зачем ты бежишь?»

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Крит был главной опасностью для современного Православия, потому что (почти!) подвёл торжественно всё земное руководство Церкви к тому, чтобы совершить единое лжесоборное богоотступничество. Вслед за тем, на вершине «успеха», превратить собор в регулярный, постоянный... Затем, в 2025 году (юбилей Никейского Собора), созвать ещё более великий собор, на котором должна быть преодолена «ненависть», победить «любовь» и сбыться мечта нечестивых - «объединение церквей». Кстати, такое «объединение» одобрено большинством в мире: всеми секуляристами, псевдоцерковными, квазицерковными, теплохладными [людьми], учёными, неверующими... Чудо с провалом на Крите в 2016 году испортило этот ядовитый самообман. По мирским меркам угроза геополитического удара по Москве через украинскую «автокефалию» («месть» за Крит) страшна. Патриарх Кирилл, кажется, совершил политическую ошибку и поставил себя в ещё более слабую позицию, когда отправился в Стамбул для разговора с патриархом Варфоломеем об Украине. Он вернулся не только с пустыми руками, но и был унижен из-за своего бессилия. Но, может быть, эта «ошибка» и «бессилие» окажутся промыслительными. Патриарх Варфоломей посчитал себя «сильным» и нанёс «удар». Высокомерно решил, что именно через его неминуемую «победу» на Украине он поразит Москву в сердце. И так он смоет позор Крита, утвердит себя как «первый без равных» и властелин Православия... Но. Теополитика не просто более достоверна, чем геополитика. По сути она является единственно достоверной. Мировая геополитика - это самообман, утопия, призрак - как коммунизм, как капитализм, как мировое господство. Теополитический результат геополитического действия всегда парадоксален для мира. Кризис на Украине может пробудить Русскую Церковь - от самообмана светских утопий, самоубийственной «дипломатии», распущенности экуменизма и ВСЦ - для её истинного призвания. Она уже говорила недипломатично (жизнь Церкви - не дипломатия, а истина). В этом мире всепоникающего «фейка» малое стадо неодурманенных людей является опорой не для «великого и святого» церковного «фейка» (Крит, Фанар, ВСЦ и т.д.), а для святости и истины. Церковь - последняя крепость истины.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/17/uk...

Byzantine Icons of Verroia. Athens, 1995; Pennas C. An Unusual «Deesis» in the Narthex of Panagia Krena, Chios//ΔΧΑΕ. 1994. Περ. 4. 1993/1994. Τ. 17; Steppan Th. Die Mosaiken des Athosklosters Vatopaidi: Stilkritische und ikonographische Überlegungen//Cah. Arch. 1994. Vol. 42. P. 87-122; Χατζηδκη Ν. Ελληνικ τχνη. Βυζαντιν ψηφιδωτ. Αθναι, 1994; Galavaris G. Aspects of Book Illumination on Mount Athos//Διεθνς συμπσιο Βυζαντιν Μακεδονα 324-1430 μ. Χ. Θεσσαλονκη, 29-31 Οκτοβρου 1992. Θεσσαλονκη, 1995; idem. Ζωγραφικ βυζαντινν χειρογρφων. Αθνα, 1995; Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου: Παρδοση, ιστορα, τχνη. Αγιον Ορος, 1996. Τ. 1-2; Kissas S. A sepulchral Monument in Hagia Sophia, Thessaloniki//Museum of Byzantine culture. Thessal., 1996. N 3; Chatzidakis M. Hosios Loukas. Athens, 1997. P. 87-122. (Byzantine Art in Greece: Mosaics, Wall Paintings); Kourkoutidou-Nikolaidou E. , Tourta A. Wandering in Byzantine Thessaloniki. Thessal., 1997; Treasures of Mount Athos. Thessal., 1997; Conversation with God: Icons from the Byzantine Museum of Athens (9th - 15th cent.). Athens, 1998; Mother of God: Representations of the Virgin in Byzantine Art/Ed. M. Vassilaki. Mil. e. a., 2000. О. Е. Этингоф 1700-1830 гг. Христос на престоле. Икона. Мастер свящ. Эммануил Скордилис. 1638-1645 гг. (мон-рь Св. Троицы близ г. Ханья, Крит) Христос на престоле. Икона. Мастер свящ. Эммануил Скордилис. 1638-1645 гг. (мон-рь Св. Троицы близ г. Ханья, Крит) Переломным моментом в истории развития греч. церковной живописи стало взятие турками в 1669 г. столицы Крита Кандии, вызвавшее угасание деятельности находившихся на острове художественных центров. Мн. критские художники переселились на Ионические о-ва, в основном на Керкиру и Закинф (напр., Теодорос Пулакис, Эммануил Цанес, Илиас Мосхос), где возникла т. н. ионическая школа живописи. Др. важные художественные центры находились в сев.-зап. Г.- в Эпире и Зап. Македонии. Эпирская живопись в XVIII в., традиц. по характеру, преобладала в афонских мон-рях, в Фессалии и на Пелопоннесе.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Крит (называемый иначе Кандия — от главного города того же имени), находится в восточной части Средиземного моря, к югу от Эгейского моря. По своей обширности и плодородию назывался прежде «царицею островов» Средиземного моря. Христианство здесь началось еще во времена апостольские; первые начала его положены были очевидцами события Сошествия Святого Духа на Апостолов, ибо при сем были и Критяне (Деян.2:11). Затем оно было здесь утверждено и распространено Апостолом Павлом, как это можно видеть из послания его к Титу, коего Апостол поставил в Крите епископом для довершения того, чего не мог окончить сам и для рукоположения пресвитеров (Тит.1:5). В XVII веке о. Крит перешел во владение турок, сейчас — Греция. Карп (Апостол от 70-ти) был учеником и сотрудником св. Апостола Павла, что видно из воспоминания о нем первоверховного Апостола в послании к Тимофею: «» (2 Тим.4:13). Карп переносил послания Апостола Павла по его назначению; был епископом в Македонском городе Берии и ревностно заботился о распространении веры Христовой. Память св. Апостола Карпа празднуется 26 мая. Память преподобного Иоанна Хозевита, епископа Кесарийского Иоанн получил прозвище Хозевита от лавры Хузивской, в которой он провел большую часть своего иноческого жития. Эта лавра находилась в пустыне Хузиев или Хозева, между Иерусалимом и Иерихоном, вправо от большой дороги и недалеко от спуска в низменную долину Иорданскую. Лавра эта была расположена в дикой местности. Церкви и келлии монахов находились в глубине оврага и, вися на высоте 50 сажен, были как бы прилеплены к каменистым утесам. Хузивская лавра возникал в V веке. Имя первого ее основателя неизвестно. Время особенного процветания лавры Хузивской: VI, VII и VIII века, когда она особенно славилась строгостью жизни своих подвижников. Лавра эта существовала еще в XII веке. О дальнейшей судьбе ее ничего неизвестно. < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 4) > < >< back 5) > < >< back 6) > < >< back 7) > < >< back 8) > < >< back 9) >

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010