Быт. 40:17 в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы [небесные] клевали ее из корзины на голове моей. Быт. 40:18 И отвечал Иосиф и сказал [ему]: вот истолкование его: три корзины – это три дня; Быт. 40:19 через три дня фараон снимет с тебя голову твою Слова (говорит Англ. Библия) те же, что и употреблённые в Быт. 40:13 , с изменением лишь «снимет голову твою с тебя» (вместо вознесёт главу твою). И м. Филарет, и Англ. Библия полагают, что обыкновенная казнь в Египте состояла в обезглавлени, и тело казнённого вешалось потом на дереве для поругания и чтобы лишить его погребения. Некоторые, однако – напр., Онкелос, – полагали, что, может быть, употреблялась и казнь крестная. Англ. Библия делает ещё предположение, что, быть может, слова «снимет с тебя голову» в еврейском означали просто смертную казнь, как в латинском – capite plecti. и повесит тебя на дереве, и птицы [небесные] будут клевать плоть твою с тебя. Быт. 40:20 На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих; День рождения праздновался в Египте, как видно из памятников его, в самой высокой древности. См. у Вилкинсона «Обычаи древних египтян» (Vol. V, p. 290). Быт. 40:21 и возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону, Быт. 40:22 а главного хлебодара повесил [на дереве], как истолковал им Иосиф. Быт. 40:23 И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его. Глава XLI. Два сна фараона; Иосиф объясняет их и даёт совет фараону. Возвышение Иосифа; рождение Манассии и Ефрема. Начало голода Быт. 41:1 По прошествии двух лет Вероятно, от освобождения виночерпия. Так понимает эти слова м. Филарет. фараону снилось: вот, он стоит у реки; Аур – египетское слово, и коптское Иаро совершенно соответствует по форме еврейскому Иеор. Слово это означает великую реку и употребляется часто в Пятикнижии для означения Нила, который на египетском языке имел два названия: одно – упомянутое Аур, с прибавлением Аа (великий), а другое – священное Хапи, т. е. Апис, как передали нам это слово греческие писатели (см. Комм. Англ. Библию ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Создание, которое утверждает, что служит Богу и в то же самое время воздает благоговейное почтение, поклонение и молитву творению или вещи в связи с таким поклонением, практикует религию. Иегова Бог повелевает поклоняться Христу Иисусу, потому что Иисус Христос является выражением образа его Отца, Иеговы, и потому, что он является Исполнителем намерений Иеговы ( Евр. 1:3–6 ). Любое создание, практикующее церемонии почитания или поклонения, в которых благоговейное почтение, поклонение и молитва воздается мужчине, женщине или образу, или вещи, однозначно игнорирует Божью заповедь…» (Сторожевая Башня 1939, 15 ноября, стр. 339, англ.) «По этой причине Бог возвысил его и дал ему имя выше всякого имени, и Он заповедует всем созданиям на небесах и земле поклонятся Сыну, как он поклоняется Отцу» (Сторожевая Башня. 8/15 1941. С. 252, англ.). «Сейчас, во время прихода Христа, чтобы царствовать в небесной Сионской организации Иеговы для установления праведного нового мира, Иегова делает его бесконечно выше Божьих ангелов или посланников, которым заповедано поклониться ему. Это не значит, что Иисус и есть Иегова, как говорят определенные религиозники. Нет, просто, таким образом, исполняется то, о чем говорил Иисус, когда был на земле: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» ( Иоан.5:22,23 ). С тех пор, как Иегова правит как Царь через небесную организацию Сиона, всякий, кто поклониться Ему должен так же поклониться и склониться перед Вождем великой организации Иеговы, а именно, Иисусом Христом, Его соправителем на троне Теократии» (Сторожевая Башня. 10/15 1945. C. 313, англ.). Кроме того, поклонение Христу нашло свое отражение в юридическом уставе Общества Сторожевой Башни, который просуществовал с такой формулировкой до 1999 года! В 1945 году в «Ежегоднике» был опубликован полный текст юридического устава, среди которого было следующее утверждение о том, что одной из целей создания Общества является «публичное христианское поклонение Всемогущему Богу и Иисусу Христу» (С.32).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/izmenjal...

1487 Из стихотворения А.Блока «Балаганчик»: «Истекаю я клюквенным соком!» «Религиозный союз за право на аборт» (англ.). 1490 Ср.: «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» ( 1Кор.4:11–13 ). 1510 «В особенности проникнитесь важностью исполнения долга, на чем всегда настаивал мой первый духовник». «Христос умер, – говорил он мне. – выполняя свой главный долг». «Причина всех несчастий, физических и нравственных, – вглядывание в самого себя» (фр.). 1513 «Голос Шмемана – один из сильнейших в современном Православии, и к нему следует прислушаться. Пророческий и парадоксальный, он побуждает к размышлениям. («Вне Церкви нет настоящей свободы», – пишет он на стр.184. Перед тем, как возразить: «Если так, то вне Церкви нет и осуждения», прочитайте всю статью «Свобода в Церкви» и попробуйте разобраться в том, что он хочет сказать.) Его богословие – противоядие против того блестящего камешка, который предлагается поставленным на коммерческую основу богословием в качестве живого хлеба потребительскому обществу» (англ.). 1521 «…и я хочу подчеркнуть, Отче, что личное знакомство с Вами, после того как я Вас уже много читал, доставило мне огромное удовольствие… Пророческий аспект, если я осмелюсь так высказаться, большей части Ваших выступлений на наших собраниях, а также глубокое значение важности ближайшего будущего Православия, которые я ощутил в Вашем докладе…» (Фр.). 1524 «Только несколько строк благодарности за то, чем Вы делитесь с нами в ваших писаниях Я уже прочитала несколько Ваших книг, и у меня нет других слов, чтобы выразить мою благодарность, кроме очень сердечного спасибо… Возможно, я никогда не встречусь с Вами лично, но я могу образовывать себя в духе Христа и в Вашем, читая Ваши слова. Да сохранит Вас Бог и даст Вам долгую жизнь и крепкое здоровье для продолжения Его дела…» (англ.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Быт. 23:9 чтобы он отдал мне пещеру Махпелу, которая у него на конце поля его, чтобы за довольную цену отдал ее мне посреди вас, в собственность для погребения. Палестина, пересечённая отрогами скалистых гор, представляла большое удобство для погребения умерших в пещерах (ссылка Англ. Библии на Библейский словарь Смита под словом Burial): «Махпела» означает по-еврейски или двойную пещеру (Отто Герлах), или часть пещеры (ссылка Англ. Библии на Гезениуса). Пещера Махпела находилась, как мы видели выше (комментарий к Быт. 23:8 ), близ дубравы Мамре, невдалеке от Хеврона. Теперь ещё место это известно и мусульманам, над ним построена мечеть. Гарам, или священное место, обнесено стеною, или кремлём, который относят к глубокой древности (ссыл. Англ. Библии на Робинсона, Томсона Land and Book р. 580 и Станлея Sermons in the East). Быт. 23:10 Ефрон же сидел посреди сынов Хетовых; и отвечал Ефрон Хеттеянин Аврааму вслух сынов Хета, всех входящих во врата города его, и сказал: Быт. 23:11 нет, господин мой, послушай меня: я даю тебе поле и пещеру, которая на нем, даю тебе, пред очами сынов народа моего дарю тебе ее, похорони умершую твою. Сцена, здесь изображённая, переносит читателя на восток не только в древность, но и в настоящее время. И теперь ещё базары и входные врата городов – свидетели продажи и купли не только движимых, но и недвижимых имуществ, укрепление которых главнейше зиждется на большом количестве свидетелей, присутствующих при совершённом договоре. Вот почему и большая часть гражданских (независимо от уголовных) дел на востоке решается свидетельскими показаниями, которые могут быть не только личные, но и передаваемые в потомство, так что свидетельство внука или правнука об известном событии, в особенности публичном, вследствие полученных им об этом событии сведений по наследству, считается в числе достоверных свидетельских показаний. Вот почему, несмотря на отсутствие письменности, договор, заключённый Авраамом о покупке Махпела, не был нарушен никем, несмотря на то, что внук его Иаков с потомством давно оставили страну и жили в Египте, в стране Гессемской. Заметим и доселе сохранившуюся на востоке необычайную вежливость во взаимных отношениях при совершении сделок и приличную, складную речь, которая слышится в устах даже простолюдинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Англ. Комм. Библия замечает, что еврейское слово, здесь употреблённое, слово необыкновенное и встречается только здесь и в главе XL. В главе XL м. Филарет переводит это слово «пропасть» и прибавляет, что Иосиф называет свою темницу от худшей, подземной её части. Англ. Библия думает, что это была особая башня с подземельем, построенная при доме начальника телохранителей, и которая находилась под управлением особого темничного начальника, избранного из числа офицеров начальника телохранителей. Слово, которое для изображения этой тюрьмы употребляет Иосиф в Быт. 40и которое м. Филарет переводит «пропасть», даёт, по мнению Англ. Библии, понятие о сводчатом круглом помещении. И был он там в темнице. Быт. 39:21 И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы. Быт. 39:22 И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем. В Пс. 104сказано об Иосифе: «Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его». Весьма вероятно, что в первое время его заключения он подвергся этим истязаниям, обыкновенным в темнице, но по мере того, как Потифар разъяснял в уме своём происшествие с женою и в душу его проникало недоверие к словам своей жены, он, вероятно, приказал содержать Иосифа менее строго и засим обрёк его мысленно на вечное заключение, не заботясь более о его судьбе. Возвышение Иосифа в тюрьме с помощию Божиею зависело от ближейшего его начальника, которому вверена была тюрьма. Быт. 39:23 Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех. О. Герлах замечает, что Иосиф перенёс великое испытание, облегчаемое только явною милостию Божиею к нему. Тем не менее, чувствуя себя способным на великие дела, он видит, что лучшие годы его проходят в уединении и тишине темницы. Но таким именно путём ведёт Господь избранных своих: прежде чем выступить на предназначенное им Господом поприще, они долгие дни проводят в неизвестности и уединении. Так приготовлялись к служению путями Божиими Моисей, Давид, так, наконец, Сам Спаситель мира до 30 лет пробыл в неизвестности и перенёс искушение, пока явил себя миру во всём своём величии. Глава XL. Виночерпий и хлебодар фараона заключены в темницу; Иосиф разъясняет сны их; исполнение толкования снов; виночерпий забывает об Иосифе

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Это знамение есть непреложное для евреев доказательство, что Мессия уже пришёл. В комментарии к Быт. 3мы говорили, как от первого откровения, данного Адаму («семя жены сотрёт главу змия»), до воплощения Бога Слова во всём Ветхом Завете яснее и яснее выступало грядущее таинство: Аврааму ( Быт. 12:3 ) было обещано, что в нём благословятся все племена земные, Иаков уже прямо указывал на племя Иуды, из которого изыдет Примиритель. Моисей обещал народу израильскому пророка, который говорить будет слова Божии ( Втор. 18:15–18 ; Деян. 3:22 ); пророки, и в особенности пророк Исайя ( Ис. 9:6 ), говорят о царстве Князя мира; наконец, весь древний мир, по свидетельству Светония (жизнь Веспасиана), ожидал явления Царя мира из Иудеи (Titus Flavius Vespasianus; IV). Быт. 49:11 Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; Быт. 49:12 блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока. Картина довольства и богатства удела племени Иудина. В полной мере исполнилось пророчество это при Соломоне. Некоторые однако из еврейских комментаторов и христианских писателей относят это время к царству Мессии (Англ. Библия указывает на таргумы Иерус., на Иоанна Злат., Феодорита и др.). Быт. 49:13 Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона. Сравни Втор. 33:19 , пророчество Моисея о Завулоне: «…питаются богатством моря и сокровищами, сокрытыми в песке». Удел Завулона граничил к северу с Финикией и с уделом Неффалима, с востока примыкал к озеру Киннерет, или Генисаретскому, и к югу граничил с уделами Иссахара и Манассии. Западная его сторона была, сколько нам известно, отделена от берега моря уделом Ассира и частью Финикии (карта Ленормана и комментарий Англ. Библии), но, по всей вероятности, потомки Завулона искали средств жизни преимущественно в торговых сношениях с Сидоном и в морском плавании. Англ. Библия замечает, что именно это неполное совпадение пророчества с уделом Завулона доказывает, что Пятикнижие не написано, как хотели доказать некоторые критики, при или после Соломона, ибо тот, кто взялся бы подделывать священные сказания времён Моисея, избежал бы этих противоречий с действительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 47:11 И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон. В Исх. 1израильтяне строили для Египта Пифом и Раамсес, «города для запасов». Весьма вероятно (говорит Англ. Комм. Библия), что земля Гесем названа здесь землёю Раамсес потому, что перед Исходом она была известна под этим именем израильтянам, строившим крепость того же имени. Может быть также, что израильтяне, которые употреблялись на работы крепости, лишь усиливали оборону крепости, существовавшей прежде и носившей имя Раамсес, от которой и названа сама земля. Рамзес есть имя, которое носили многие монархи Египта; мы особенно знаем походы Рамзеса II, одного из позднейших монархов 19 династии. Город Раамзес по LXX переводчикам назывался впоследствии Героополисом (Англ. Библия in loco). Быт. 47:12 И снабжал Иосиф отца своего и братьев своих и весь дом отца своего хлебом, по потребностям каждого семейства. Буквально с еврейского: «по устам детища», говорит м. Филарет, т. е. смотря по потребностям семейства, сколько кому нужно. Англ. Библия, давая тот же перевод, комментирует это выражение так: «даже принимая в соображение потребности малых детей». Все главнейшие черты этого сказания согласуются с свидетельствами Геродота, Диодора Сиц.[илийского], Страбона и с египетскими монументами. Геродот (II, 109) говорит, что Сезострис разделил землю между жителями по ровной части каждому и получал доходы с неё в виде ежегодной ренты, платимой владельцами. Диодор (I, 54) говорит, что Сезострис разделил всю страну на 36 номов и поставил номархов над ними, дабы управлять ими и собирать царские доходы. Страбон (XVII) говорит также, что владевшие страною собирали подать с земли в виде ежегодной ренты. Диодор (I, 73) говорит ещё, что земля принадлежала в собственность только царю, жрецам и воинам, что подтверждается и скульптурами. Хотя о земле воинов ничего не сказано в настоящей главе Кн. Бытия, и указано только ( Быт. 47:26 ), что земля жрецов не принадлежала фараону, но есть основание думать, что земля воинов была земля коронная, которая отдавалась воину в виде жалованья и могла снова быть взята царём.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 33:19 И купил часть поля, на котором раскинул шатер свой, у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет. Кесита. Слово это (говорит митрополит Филарет) употреблено только в двух местах Св. книг: у Иисуса Навина ( Нав. 24:32 ) и у Иова ( Иов. 42:11 ). Хотя в текстах семидесяти, Вульгаты, Сирской Библии и др. употреблено слово «агнец» или «агница», но, по всей достоверности, надобно предположить, что это была монета, тем более, что на сирском языке слово костро и на арабском кастарон означают монетчика и соответствуют слову кесита. (Зап. на Кн. Бытия in loco). Буквально почти то же говорит Англ. Комм. Библия. Быт. 33:20 И поставил там жертвенник, и призвал имя Господа Бога Израилева. «И поставил жертвенник и назвал его: Бог крепкий, Бог Израилев» (перевод м. Филарета); точно так же переводит Остервальд; Англ. Библия переводит: «и назвал его: Ель-Елоге Израель (Бог, Бог Израилев)», т. е., как поясняет Англ. Библия, отныне Иаков уже не призывает, как прежде, «Бог отца моего», а призывает Его как Бога своего, ибо он вступил в землю обетования. Глава XXXIV. Насилие Сихема над Диной; он предлагает взять её себе в жёны; обрезание Сихемитов; разграбление Сихема; упрёки Иакова Симеону и Левию Быт. 34:1 Дина, дочь Лии, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли той. Дина, рождение которой упомянуто ранее рождения Иосифа ( Быт. 30:21–24 ), должна была быть несколько старше его. Когда Иосифа продали братья его, ему было 17 лет ( Быт. 37:2 ); вероятно, это последнее событие имело место года через два после несчастия Дины. Стало быть, Дине должно было быть более 15 лет (Английская Библия приводит этот расчёт против мнения Туха, который предполагал, что Дине было только 6 или 7 лет). Книга Яшар, также и Фл. Иосиф (Antiq. I. 21), говорит, что у сихемитян бывало особое празднество молодых девушек, на которое, естественно, пошла и Дина. Быт. 34:2 И увидел ее Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие. Быт. 34:3 И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Из этого следует заключить, что хотя текст священных книг только рассказывает совершившееся преступление, не присовокупляя к нему нравственной оценки, но, внимательно изучая глубокий смысл священных книг, мы увидим, что преступление всегда несёт кару Божию, останавливаемую только Его долготерпением и ожиданием покаяния. [на которую] взошел. Быт. 49:5 Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; Митрополит Филарет переводит: Симеон и Левий (точно) братья, сосуды жестокости в ухищрениях своих. Англ. Библия и Остервальд – орудия жестокости в жилищах их. М. Филарет, впрочем, указывает на перевод, принятый нашим текстом; этот же перевод находим у О. Герлаха и на полях Англ. Библии, которая в примечании считает его правильным, хотя слово, переводимое словами «жилища», «ухищрения» и наконец «мечи», весьма сомнительного происхождения. Быт. 49:6 в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, Слава употреблена вместо душа, чему пример мы находим в Псалмах ( Пс. 7:6; 56:9; 107:2 ). Вся речь Иакова есть поэтическое произведение по форме своей, ибо в нём одна мысль отвечает другой, образуя тот параллелизм, который всегда составлял основание еврейской поэзии. Иаков двумя образами выражает мысль, что душа его не одобряла и не могла простить беззаконного замысла их и преступления, совершённого по взаимному их согласию. ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; Здесь рисутеся убийство и уничтожение стад неприятелей посредством перерезания жил задних ног, когда нельзя было угнать их. Естественно, что скот с перерезанными задними ногами погибает. Этот обычай мщения существует и теперь на востоке. Он был известен и в Европе, таким образом нанятые убийцы нападают и на людей, отсюда название убийцы: coupe jarret. Быт. 49:7 проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле. С одной стороны, это пророчество Иакова исполнилось буквально, с другой – заслуги колена Левиина, несмотря на рассеяние его по городам Израиля ( Нав. 21:1–40 ), доставили ему особое высокое положение посреди Израиля – служителей Бога Вышнего, Который соблаговолил быть их «частию и наследием» ( Чис. 18:20 ). Что же касается Симеона, то племя его было малочисленно ( Чис. 26:14 ) и получило свой удел «среди удела» сынов Иудиных ( Нав. 19:1 ) и по недостатку места должно было высылать свои поселения или колонии в Герар и Сеир ( 1Пар. 4:38–43 ). О. Герлах и Англ. Библия замечают, что это место ясно доказывает, как истинны сказания священных книг, которые рядом с благословением законодателя Моисея на колено Левиино ( Втор. 33:8–11 ) не скрывают и не уничтожают пророческого сказания Иакова о рассеянии племени за преступление родоначальника. С одной стороны, исполнена кара, но она не исключала особого благословения, данного впоследствии этому племени за заслуги его пред Богом и за ревность его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Слова, поставленные в скобках, суть правильный перевод еврейского слова Иссахар и, вероятно, были написаны в переводе семидесяти на полях. Отто Герлах несколько иначе читает это слово, а именно: «Иисса-сахар», и переводит: «он приносит возмездие». Быт. 30:19 И еще зачала Лия и родила Иакову шестого сына. Быт. 30:20 И сказала Лия: Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, Т. е. муж мой если не из любви, то из благодарности, ради дара моего будет чаще жить со мною. См. следующий комментарий. ибо я родила ему шесть сынов. И нарекла ему имя: Завулон. Забал значит «жилище», Забад значит «подарок» (О. Герлах, Англ. Библия). При страсти восточных к игре слов понятно, что Лия произносит фразу, в которой имеют место оба эти значения. Быт. 30:21 Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина. Дина: «судящая» или «суждение». М. Филарет делает замечание, что, быть может, у Иакова была и не одна дочь, но об этой упоминается потому, что о ней есть особое сказание в главе XXXIV (так и Англ. Библия). Рождение Дины при разборе обстоятельств жизни Иакова Англ. Библия относит к гораздо позднейшему времени, полагая, что она здесь упомянута лишь для полноты сказания о детях Иакова от Лии. Быт. 30:22 И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее. Быт. 30:23 Она зачала и родила [Иакову] сына, и сказала [Рахиль]: снял Бог позор мой. Чадородие почиталось благословением, неплодство подвергало нареканию, ибо почиталось отсутствием благословения. Быт. 30:24 И нарекла ему имя: Иосиф, Ясаф – прибавить, присовокупить, асаф – отнять, убавить. Рахиль говорит: Бог отнял поношение и прибавит другого сына. Это исполнилось, но Рахиль умерла в муках рождения Вениамина. Любопытное сказание находится в Медраш-Рабба по поводу этого текста Книги Бытия: Рахиль, как все матери народа (жёны патриархов), была пророчицей и знала, что у Иакова должно было родиться 12 сынов, вот почему она с уверенностию и говорит, что Бог даст ей ещё одного сына. сказав: Господь даст мне и другого сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010