В 1947 г. получил назначение в храм прп. Серафима Саровского при основанном прот. Александром Киселёвым Доме милосердного самарянина в Мюнхене. После отъезда в 1948 г. прот. Александра в Америку Б. стал директором этого дома. Участвовал в послевоенном восстановлении РСХД, был духовником членов движения и редактором «Вестника РСХД в Германии» (1949), а также исполнял должность советника по религ. вопросам главной квартиры УМСА в амер. оккупационной зоне. Переехав 10 нояб. 1950 г. в США, Б. служил священником в Беркли, Сан-Франциско, Саратоге (шт. Калифорния), в Денвере (шт. Колорадо), Нью-Йорке, а также в Монреале (Канада). В 1951-1960 гг. по благословению архиеп. Сан-Францисского Иоанна (Шаховского) Б. был кафедральным протоиереем старейшего в США собора Св. Троицы в Сан-Франциско, затем благочинным и управляющим делами Калифорнийской и Западноамериканской епархии. В 1962 г. закончил аспирантуру Колорадского ун-та в Денвере (магист. дис. о прп. Ниле Сорском). В 1967-1968 гг.- секретарь Североамериканской митрополии (ПЦА). Выйдя на покой 1 июля 1981 г., он продолжал пастырскую, лит. и миссионерскую работу в ставропигиальном мон-ре Успения Пресв. Богородицы в г. Калистога. Перевел с англ. на церковнослав. язык службу первому святому, просиявшему на амер. земле, прп. Герману Аляскинскому (1970). Более 10 лет Б. был директором и профессором основанного им Летнего ин-та иностранных языков при Калифорнийском ун-те в г. Санта-Круз. Часто выступал с лекциями и докладами о Православии и РПЦ, опубликовал много статей и очерков как в церковной, так и в светской печати. После кончины протопр. Александра Шмемана (1983) Б. вел на радио «Свобода» еженедельные беседы-проповеди (до 1991), принимал заметное участие в жизни ПЦА, был членом Митрополичьего совета. Награжден всеми церковными наградами, включая митру. Во время своего визита в США Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил выдающиеся пастырские заслуги Б., возложив на него памятный наперсный крест с украшениями. Отпевание о. Георгия в кафедральном соборе Св. Троицы в Сан-Франциско совершил предстоятель ПЦА в Америке Блаженнейший митр. Феодосий (Лазор) при огромном стечении прихожан.

http://pravenc.ru/text/78086.html

Александр Дворкин Персональные сведения Публикации Радиоэфир Александр Леонидович Дворкин (род. 20 августа 1955, Москва) — профессор, президент Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, российский исследователь современного религиозного сектантства, деятель антисектантского движения в России, светский и церковный историк-медиевист, православный богослов, общественный деятель, писатель, автор 10 книг и более 450 публикаций на 15 языках. Некоторые исследователи связывают с А. Л. Дворкиным распространение понятия (термина) «тоталитарная секта». А. Л. Дворкин имеет степень Ph.D. (доктора философии) по истории Средних веков от Фордхемского университета Нью-Йорка Работу над диссертацией вёл под научным руководством протопресвитера Иоанна Мейендорфа. Позднее диссертация была издана отдельной монографией Эрлангенским университетом. Также А. Л. Дворкиным получены степени бакалавра по специальности «русская литература» Хантер-Колледжа (англ.)русск. (Городского университета Нью-Йорка) (1980), степень Master of Divinity (магистра (кандидата) богословия) от Свято-Владимирской православной духовной семинарии Американской православной церкви в Нью-Йорке (1983). Предусмотренные российской государственной системой аттестации учёные степени и звания у Дворкина отсутствуют, потому что нострификация дипломов о полученном в США образовании не проводилась. А. Л. Дворкин имеет учёное звание профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), присвоенное указом уполномоченного лица учредителя вуза — Патриархом Алексием II. В 1999—2012 годах занимал должность заведующего кафедрой сектоведения Миссионерского факультета ПСТГУ. В настоящее время является профессором кафедры миссиологии Миссионерского факультета ПСТГУ, а также профессором кафедры истории Церкви и канонического права Богословского факультета и профессором кафедры теологии Факультета дополнительного образования. Президент общественных организаций «Российская ассоциация центров изучения религий и сект» (РАЦИРС) и «Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского» (ЦРИ) (создан по благословению Патриарха Алексия

http://radonezh.ru/authors/dvorkin

Отец Серафим (Роуз). Жизнь и труды Предисловие к русскому изданию Иеромонах Дамаскин (Христенсен). Отец Серафим (Роуз)./Пер. с англ. под ред. С. Фонова — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 1056 с.: ил. Удивительна судьба православного миссионера иеромонаха Серафима (Роуза; 1934–1982). Рожденный в протестантской американской семье, он в 1962 году после духовных исканий пришел к Православию, а в 1972 году принял монашество с наречением в честь преподобного Серафима Саровского. Не давая поблажек себе даже в малом, он предпринял беспримерный подвиг служения православным людям. За немногие отпущенные отцу Серафиму годы из-под его пера вышли десятки статей и несколько книг: «Православие и религия будущего» (1975); «Душа после смерти» (1980); «Будущее России и конец мира» (1981); «Святые отцы: верный путь христианства» (1983, опубликована посмертно). Что-то из написанного отцом Серафимом о положении Церкви в атеистической Советской стране могло показаться резким, категоричным, но никогда — безнадежным. Тут он был единомыслен со своим духовным наставником, «апостолом России в рассеянии» святителем Иоанном (Максимовичем; 1896–1966), безгранично верившим в благодатную силу молитв тысяч служителей Христовой веры, считавшим, что «Русская Церковь за пределами России не отделена духовно от своей страждущей Матери. Она молится за нее, хранит ее духовное и материальное богатство и в должное время воссоединится с ней, когда исчезнут причины разделения». Важнейшим вкладом иеромонаха Серафима был его часто повторяемый призыв православным христианам следовать «царскому пути» — ходить по умеренному, среднему пути, избегая обеих крайностей: справа — неумеренный ригоризм, склоняющийся к фанатизму, и слева — послабление, ведущее к модернизму и экуменизму. Он пишет: «Мы можем сказать, что “царский путь” истинного Православия сегодня — это среднее, которое лежит между крайностями экуменизма и реформаторства с одной стороны и “ревности не по разуму” (Рим 10, 2) с другой. Истинное Православие не идет “в ногу со временем”, с одной стороны, но оно не делает “строгость”, “корректность” или “каноничность” (что все положительно само по себе) оправданием для фарисейского самодовольства, эксклюзивности и недоверия, с другой”. Эту истинно православную умеренность не следует путать с простой теплохладностью, или безразличием, или с каким-либо компромиссом между политическими крайностями».

http://pravoslavie.ru/32431.html

В ирл. летописях содержатся сведения о том, что к этому времени под властью Д. находились обширные территории на востоке острова, в т. ч. ряд церквей и мон-рей. Ярл Д. Олаф Куаран принял крещение. В 981 г. он отрекся от престола и отправился в паломничество в мон-рь Иона , где скончался и был похоронен. В 1028 г. его сын ярл Д. Ситрик Шелковая Борода совершил паломничество в Рим. Исследователи склонны связывать с этим событием учреждение епископской кафедры в Д. ( Gwynn. 1992). Первым епископом стал ирландец Дунан (Доннан; латиниз. Донат), рукоположенный, вероятно, Кентерберийским архиеп. Этельнотом (рукоположение архиепископом Кентерберийским имело целью закрепить независимость еп-ства от церковных иерархов Ирландии). Особое положение кафедры Д. отразилось в ирл. летописях, где Дунан назван «верховным епископом иноземцев» в Ирландии (Dunan ardespoc Gall - The Annals of Ulster. 1074. Dublin, 1983. P. 510). Ярл Ситрик и еп. Дунан заложили кафедральный собор во имя Св. Троицы (или ц. Спасителя; англ. Christ Church) и епископский дворец с ц. арх. Михаила. При соборе был учрежден причт из белого духовенства (впосл. из монахов- бенедиктинцев ). После смерти еп. Дунана в мае 1074 г. на кафедру был избран Патрикий (Гилла-Патрик), монах из Вустера (Англия). В послании клира и народа Кентерберийскому архиеп. Ланфранку (1070-1089) с просьбой рукоположить Патрикия кафедра Д. была названа «митрополией острова Ирландии». Перед рукоположением Патрикий дал обещание оставаться в каноническом подчинении архиепископу Кентерберийскому как «примасу Британских островов» (Britanniarum primas). Кентерберийский архиепископ считал себя ответственным за руководство Церковью в Ирландии, рассматривая Д. как столицу Ирландии, а кафедру Д. как главную на острове (metropolis Hiberniae). В послании Ланфранка Годфриду, правителю Д., тот был назван королем Ирландии (Glorioso Hiberniae rege Gothrico), хотя этот титул не соответствовал политической реальности. В 1084 г. на кафедру был избран Донат (Доннгус; † осень 1095), монах из клира собора Св.

http://pravenc.ru/text/180517.html

Почитание трех мучеников в Византии и на Руси было многозначным. Католическим правителям Литвы оно напоминало о том, что Великая Церковь и ее представитель, русский митрополит, озабочены судьбой тамошнего православного населения. Для великих князей московских оно означало призыв не замыкаться в узко «московитском» провинциализме, а стать вождями всей Руси. Было ли это «исихастским» наследием? Разумеется, нет, если речь идет об исихазме в его узком значении. Но то было наследие, предполагавшее определенные духовные приоритеты. Эти вверенные Фотию приоритеты подразумевали превосходство православия над всеми секулярными интересами и увековечение имперской идеологии, которое возвышало миф «нового» Рима (в реальности уже сильно устаревший) над нарождающимся славянским национализмом. И хотя Византия была почти мертва, надплеменное духовное наследие, принесенное византийским монашеским возрождением XIV в. славянскому миру, продолжало жить. На уровне официальной московской политики влияние его сказывалось очень слабо, ибо Московская Русь чем дальше, тем больше определяла себя в категориях национального государства. Однако в конце XV и начале XVI вв. хранителями его выступили такие выдающиеся личности, как Нил Сорский и Максим Грек . И хотя наследию этому не дано было распространиться далеко за пределы исихастских скитов Заволжья, ревнители его не оскудевают и в наши дни. Is “Hesychasm” the Right Word? Remarks on Religious Ideology in the Fourteenth Century Опубл. в: Okeanos: Essays Presented to Ihor éevcenko on His Sixtieth Birthday by His Colleagues and Students ed. C. Mango, 0. Pritsak. Cambridge, Ma, 1983 (­ Harvard Ukrainian Studies,. 7). P. 447–457. На рус. яз. публикуется впервые. Пер. с англ. Ю. С. Терентьева. [ВИЗАНТИЙСКОЕ] ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА В XIV СТОЛЕТИИ: КРУГ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРОБЛЕМ При изучении любой ветви средневековой цивилизации всегда трудно выделить проблемы, которые можно было бы назвать «собственно религиозными», ибо религия во всяком средневековом обществе – непременная и самоочевидная составляющая всех интеллектуальных и общественных интересов. Тем более это справедливо в отношении Византии XIV столетия. Я имею в виду т. н. «паламитский» спор, а также дебаты между «латинофронами» и противниками унии, затрагивавшие самые основы византийской цивилизации и ее будущность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В позднейших источниках получила развитие легенда об обители Абернети и о пребывании св. Бригиты в Шотландии. Согласно «Книжице о рождении святого Кутберта» (написана ок. 1185 в Дареме или в Мелрозе), св. Бригита вместе со св. Кутбертом училась в Данкелде у св. Колумбы (Libellus de nativitate S. Cuthberti. 21-22//Miscellanea biographica/Ed. J. Raine. L.; Edinb., 1838. P. 78-78). «Книжица...» отличается фантастичностью изложенных сведений; высказывалось предположение, что эти данные были вымышлены Евгением, еп. Ард-Мора (ныне Ардмор, графство Уотерфорд, Ирландия), к-рый поведал их англ. книжнику ( Sharpe R. Were the Irish Annals Known to a 12th-Cent. Northumbrian Writer?//Peritia. 1983. Vol. 2. P. 137-139). Согласно Боуэру, св. Бригита с 9 монахинями прибыла в Шотландию по указанию св. Патрикия. Кор. Гартнайт IV подарил ей основанную им обитель Абернети, снабдил земельными владениями и доходами. После возвращения Бригиты в Ирландию 9 дев остались в Абернети, их могила пользовалась почитанием ( John of Fordun " s Chronicle of the Scottish Nation. Edinb., 1872. P. 407). По местному сказанию, о котором упоминал Гектор Боэций (Бойс) в «Истории шотландцев» (1527), в Абернети была похоронена и св. Бригита ( Forbes A. P. Kalendars of Scottish Saints. Edinb., 1872. P. 288). Др. версия приведена в чтениях на день памяти св. Мазоты (2 дек.) в Абердинском бревиарии (1510): родственник св. Бригиты, король пиктов Гартнайт IV, во время войны с бриттами получил откровение, что одержит победу, если пригласит святую в Шотландию. Бригита прибыла в сопровождении 9 св. дев и поселилась в Абернети, где построила церковь. Вскоре король и вся его родня приняли там крещение и преподнесли церковь в дар св. Бригите (Breviarium Aberdonense: Pars Aestiva. L., 1854. Fol. 22-23; Forbes. Kalendars of Scottish Saints. Edinb., 1872. P. 396, 420-421). Легенда о 9 св. девах получила самостоятельное развитие в шотл. народной традиции (см. ст. Дональд ). Отсутствие в ирл. анналах сведений о церковной общине Абернети не позволяет судить о том, входила ли она в состав парухии Келл-Дары, но такая вероятность существует.

http://pravenc.ru/text/1684604.html

Тогда же были созданы 3 подкомиссии для обсуждения доктринальных вопросов, которые собирались на заседания в 1974 г. на Крите, в Румынии и в США, в 1975 г. в англ. городах Труро, Сент-Олбанс, Лондон. Обсуждались 3 основные темы: «Богодухновенность Священного Писания», «Церковь как Евхаристическая община» и «Значение Вселенских Соборов». 2-е заседание Смешанной комиссии проходило в Москве (1976). Итогом состоявшихся дискуссий явилось «Московское согласованное заявление» (The Moscow Agreed Statement), включавшее соглашения по 7 вопросам: богопознанию, богодухновенности и авторитету Свящ. Писания и Свящ. Предания, авторитету Соборов, отношению к Filioque, к Церкви как евхаристической общине, призыванию Св. Духа в Евхаристии. Наиболее значимым среди принятых решений является согласие англикан. стороны отказаться от Filioque как позднейшего добавления к Никео-Цареградскому Символу веры. По благословению Глав обеих Церквей «Московское согласованное заявление» было опубликовано. В кон. 70-х гг. XX в. в диалоге с Англиканской Церковью наметились серьезные разногласия, вызванные прежде всего усилением в англиканстве либерального направления (теологического модернизма) и посвящением женщин. В 1978 г. в Афинах на специальном заседании СПАБК правосл. богословы в надежде повлиять на решения предстоящей Ламбетской конференции о принятии жен. священства дали понять, что рассматривают жен. священство как неуместный разрыв с традицией Церкви и что в случае продолжения жен. рукоположений англикано-правосл. переговоры станут всего лишь академическими связями и утратят главную цель - достижение христ. единства. После визита Архиепископа Кентерберийского Р. Ранси к К-польскому Патриарху Димитрию I заседания СПАБК продолжились в Лландафе (1980), Женеве (1981), Кентербери (1982), Одессе (1983). В 1984 г. в Дублине было принято «Дублинское согласованное заявление» (The Dublin Agreed Statement - «Anglican-Orthodox Dialogue». L., 1985), которое состояло из соглашений по 3 разделам: «Тайна Церкви» (о таинствах, признаках и свойствах истинной Церкви), «Вера в Пресвятую Троицу» (о молитве, святости, благодати Божией и о Filioque; соглашаясь с незаконностью Filioque, англикане, ссылаясь на мнение некоторых св.

http://pravenc.ru/text/171923.html

Тогда новое небо и новая земля, похожие и не похожие на нынешние, восстанут в нас, как мы восстанем во Христе. И снова, спустя, кто знает, сколько веков тишины и мрака, запоют птицы и потекут реки, на холмах заиграют свет и тени, и лица наших друзей будут знакомо улыбаться нам. Догадки, конечно, одни догадки. Если они не верны, будет еще лучше. Ибо « знаем, что будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть»  . Спасибо Бетти за приглашение. Я приеду поздним поездом, в 3:40. Скажи ей, чтобы не беспокоилась, комнату на первом этаже мне готовить не обязательно. Лестницу я осилю. До встречи в субботу. notes Примечания 1 У. Шекспир «Троил и Кресида», II, 52, Пер. Т. Гнедич. 2 ср. Ис. 53:6. 3 Имеется в виду «Книга общественного богослужения», официальный служебник Англиканской Церкви. Первый ее вариант был опубликован в 1549 году. Затем был ряд переизданий, из которых закрепилось издание 1662 года, практически не менявшееся до ввода в обращение Альтернативного Служебника в 1980 году. В 1955 году была учреждена Комиссия по литургике, которая собиралась санкционировать экспериментальное использование новых текстов служб. 4 Томас Кранмер (1489–1556) — английский священник и теолог, архиепископ Кентерберийский (1533–1556). Играл ведущую роль в составлении первого англиканского Служебника. 5 Кавалерственная дама Роза Маколей (1881–1958), англ, писательница, автор тончайших и смешных романов и замечательных писем. 6 Произведения искусства (франц.). 7 Ср. 3 Цар. 8:38. 8 1 Тим 1:10. 9 Иуд. 1:3. 10 Откр. 1:17. 11 В англиканстве выделяют «высокую церковь» (тяготеющую к католическим обычаям) и «низкую церковь» (более протестантскую по складу). 12 Льюис имеет в виду Джона Робинсона (1919–1983), англиканского епископа и богослова. В 1960 году он получил громкую известность, выступив на суде с защитой романа Д. Г. Лоренса «Любовник леди Чаттерлей», который обвиняли в «непристойности». В 1963 году Д. Робинсон выпустил нашумевшую книгу «Честен перед Богом», где пытался по–новому осмыслить некоторые теологические концепции (книга переведена на русский язык).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Mac Niocaill. Dublin, 1983. Pt. 1. P. 510). Ярл Дублина Ситрик Шелкобородый и еп. Дунан заложили кафедральный собор в честь Св. Троицы (впосл. известен как ц. Спасителя; англ. Christ Church) и епископский дворец с ц. арх. Михаила. В X в. проявляется тенденция к укрупнению политических единиц, мелкие племенные образования исчезают, их князья становятся дружинниками или членами администрации более значительных правителей. Сохраняется практика совмещения церковных должностей (Маэл Бригде мак Торнан († 927), прозванный Объединителем (na hÓentad), был настоятелем 2 крупнейших церковных структур в И.- общин Ард-Маха и Иона; Муйредах, вице-аббат (tánuse ab) Ард-Махи, являлся настоятелем Манистир-Буите (comurba Buiti) и «верховным управляющим» (ardmaer) в землях Южных И Нейлов); распространяется обычай передачи должностей по наследству внутри одного рода или даже от отца к сыну. В Гленн-Уссене (ныне Киллешин, графство Лишь) потомки аббата Диармада († 874) управляли общиной до кон. X в. В Ард-Махе с сер. X до XII в. власть находилась в руках рода Кланн Синах, ветви правящей династии Аргиаллы. Как правило, управлявшие церковными общинами представители одного рода принадлежали к младшим ветвям местных династий и были объединены брачными узами как с правящими родами, так и с другими семьями клириков. Маэл Муйре († 1020), настоятель Ард-Махи, был женат на Сетаг, дочери князя из рода О Лоркан, 2 дочери аббата Амалгада († 1049) вышли замуж за правителей обл. Аргиалла. После кончины Келлахана, правителя Мумана (954), власть передавалась между незначительными князьями династии Эоганахта. Правитель Дал Кас Матгаман, сын Кеннетига, захватил Кассил (ныне Кашел) и вел борьбу с Маэл Муадом из династии Эоганахта Ратлинн. Младший брат Матгамана и его преемник Бриан, впосл. известный как Бриан Бору (978-1014), продолжал укреплять власть в обл. Муман и за ее пределами. В 977 г. по его приказу был убит король Лимерика Ивар и 2 его сына, в 978 г. он одержал победу над Маэл Муадом, к-рого убил. В 982 г.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Под именем дома надобно разуметь женщин. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем. Быт. 50:9 С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик. Быт. 50:10 И дошли они до Горен-гаатада при Иордане Определить это место очень трудно, тем более, что наш перевод не сходится с другими переводами. М. Филарет переводит «дошли до гумна Атадова за Иорданом», так переводит и Англ. Библия, О. Герлах и Остервальд. Приняв этот перевод, можно принять и мнение Англ. Библии, которая говорит, что Моисей писал это, находясь в пустыне, т. е. на юго-востоке от Иордана, и для него в то время за Иорданом значилона запад от Иордана. Это соответствует и указанию блаж. Иеронима, который полагал, что гумно Атада и Абель Мицраим (плач, или поле Египетское) находились между Иерихоном и р. Иорданом в месте, называемом Бет-хогла. О. Герлах думает, что печальная процессия не могла прийти прямо из Египта к Хеврону, а, вследствие враждебного настроения жителей, должна была обогнуть с юга горы Сеир, подняться к северу мимо Мёртвого моря до переправы на Иордане, и отсюда ( Быт. 50:13 ) в землю Ханаанскую пошли лишь сыновья Иакова с телом отца своего. Если бы можно было идти прямою дорогою из Египта в Хеврон через Герар или Вирсавию, тогда не нужно бы было печальной процессии доходить до Иордана (см. карту Палестины Ленормана и др.). и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней. Быт. 50:11 И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя [месту] тому: плач Египтян, что при Иордане. Плач Египтян, или Авель Мицраим, как принято писать в некоторых переводах, означает, смотря по произношению, равнину – Авель и плач – Абель (О. Герлах и Англ. Библия). Мицраим, как известно, имя Египта от родоначальника египтян, сына Хамова ( Быт. 10:6 ). И в этом месте м. Филарет, Остервальд, Англ. Библия и О. Герлах переводят «за Иорданом». Быт. 50:12 И сделали сыновья Иакова с ним, как он заповедал им;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010