По сих же немного время мину, лукавнейший Крымский царь Магмет Кирей со множеством безбожных татар, с ним же бяше и литва в помощь, и черкасы, множество и нагайских татар, иже бяху тогда у него [л. 296] в пленении, от них же последи и сам с прочими конечную пагубу прият, иже последи речется. Безбожнии же абие вскоре и паче безвестно злоустремительно достизают в пределы рускиа, напрасно 725 же великую реку Оку преидоша грех ради наших и множество христиан победиша и плениша – мужеска полу и женска. И многи крови пролиявше, и много осквернениа содеяша, и многа села пожгоша и святые церкви и монастырь Угрешский святаго Николу разграбиша и попалиша. Мысляху окаяннии внезапу устремительно же и безстыдно достигнута и самый Богохранимый град Москву и посады [л. 296 об.] тщахуся огнем попалити, но возбрани им Божественная сила и не попусти им Бог, не токмо озлобити или чим повредили, но ни приближитися им не да. Мы убо согрешихом к Богу и тако гнев Божий приближися на ны, его же аще не бы Господь удръжал гнев Свой ради Пречистыа Своеа Матере и святых ради угодников Своих, убо враги наши ибо 726 , яко пожрети нас хотяху живых ( Пс.123:3 ), уже недалече нас приближилися бяху. Благочестивый же самдръжец, Великий князь Василей Иванович всея Русии, видя гнев Божий простирающийся, и никто же тогда умыслити что можаше противу Божиа помощи и смири [л. 297] себе пред Богом сокрушенным сердцем и душею болезненою, всю надежу возложи на щедроты Всемилостиваго Бога и на Пречистую Богородицу, непостыдную нашу Заступницу и на вся святыя. И поиде на Волок на Ламский, тамо ожидая к себе от Великого Новаграда великаго воинства, а инех от инуде. Но далечаго ради застояниа 727 и не успеша вскоре приити к нему. И бысть тогда велие бежество и вси людие в осаду збирахуся. И тогда сам Великий князь и со всеми людьми обхождаше монастыри и ко святым церквам, тако же на единем 728 прилежныа молитвы простираше к Богу, Пречистую же Богородицу [л. 297 об.] и великих чюдотворцов на помощь призываюше и всех на молитву подвизая, дабы Бог праведный гнев Свой утолил и от предлежащих враг избавил.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

възрастаа и преуспеваа в страх Божии: к детем играющимне ис-хожаше и к ним не приставаше; иже в пустошьтекущим и въсуе тружающимся не вънимаше; иже сутьсквернословци и смехотворци, с теми отнудь не водворяшеся,но разве токмо упражняшеся на славословие Божие (л.297–297 об.). Рассказывая о поставлении Стефана в епископы или о неожиданной встрече отрока Варфоломея с чудесным черноризцем, автор использует один и тот же сюжет из I Книги Царств о поставлении Саула в цари Израильские: Житие Стефана Пермского Житие Сергия Радонежского иже бяше послан отцем сво-им Кысом на взысканиетелят; он же шед, обрете пророка Само-ила, от негоже помазан бысть на царство во Израили, и боле делаподелие преобрете, сице и препо-добныи отець нашьСтефан епи-скоп паче дела поделие внезаапу обрете(62). В единъ убо от днии отець его посла его на възысканиеклюсят; се же все бысть всемудраго Бога судьбами,яко же Пръвыя Царьскиа книгы извещают о Сауле, ижепо-слан бяше отцом своим Киссом на възыскание ослят;он же шед обрете святого пророка Самоила, от негоже помазан бысть на царство, и выше дела поделие при-обрете(л. 292 об. – 293). В повествовании о поставлении Стефана епископом и Сергия игуменом замечается одинаковое противопоставление их «санолюбцам», добивающимся высоких должностей с помощью «посул», причем заметна лексическая близость, отличающая творческий почерк Епифа-ния Премудрого: Житие Стефана Пермского Житие Сергия Радонежского не добивался владычества, ни вертелся, ни тщался,ни наскаки-вал, ни накупался, ни насуливал-ся посулы(62). Не бо наскакывал на се, ни же превъсхыщаль преднекым, ни по-суловъ сулил от сего, ни мъзды давал,яко же творят неции сано-любци суще, другь пред другомскачюще, врътящеся и прехватаю-ще (л. 329–329 об.). Итак, первая часть Пространной редакции (кончая главой «О худости порт Сергиевых и о некоем поселянине»), во-первых, свидетельствует о написании ее монахом Троице-Сергиева монастыря, современником и учеником Преподобного Сергия, и, во-вторых, стилистически сближается с произведениями Епифания Премудрого – Житием Стефана Пермского и Похвальным словом Сергию Радонежскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Канон молитвенный Пресвятой Богородице. С. 297–308. Из панихиды и чина погребения умерших. С. 390–403. Требник. Сергиев Посад: Свято-Троице-Сергиева лавра, 1992. – Так называемый «Большой требник». На церковнослав. яз. Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевней и обстоянии. Л. 235 об.–238 об. Требник. М.: Издательский совет РПЦ, 2007. – На церковнослав. яз. Последование малого освящения воды. С. 225–251. Последование мертвенное мирских тел. С. 164–205. Последование панихиды. С. 206–224. Молебное пение о призывании помощи Святого Духа пред началом всякого доброго дела. С. 275–283. Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божии. С. 386–402. Молебное пение на Новый год. С. 542–559. Молебное пение при начатии учения отроков. С. 560–569. Чин благословения в путешествие. С. 375–385. Молитва на освящение всякия вещи. С. 511. Чин благословения нового дома. С. 531–541. Чин освящения колесницы. С. 570–572. Молитва умиревающая во вражде сущих. С. 366. Молитва на всякую немощь. С. 524. Молитва запрещательная святаго Василия над страждущими от демонов. С. 512–513. Требник: В 3 ч. Ч. 3. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1984. – На церковнослав. яз. Последование великаго освящения воды святых Богоявлений. С. 5–26. Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа. С. 295–296. Молитва на благословение артоса в святую Неделю Пасхи. С. 301–304. Молитва на раздробление артоса в субботу Светлыя недели. С. 304–305. Требник: Молитвослов для совершения священнодействий Православной церкви на русском языке/Пер. свящ. Василия Адаменко. Н. Новгород, 1927. Молитва на освящение всякой вещи. С. 230–231. Молитва о больных. С. 231. Требник. Београд, 1983. – На церковнослав. яз. Чин благословения и резания колача. С. 442–445. Служебник. М.: Издательский Совет РПЦ, 2006. – На церковнослав. яз. Молитва на благословение ваий. С. 296–297. Часослов/В рус. пер. иером. Амвросия (Тимрота). М., 2003. Молитвы трапезы. С. 112–114. Чин о панагии. С. 115–117. Молитвы вечерней трапезы. С. 148–149.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сергиева Ф. В. 22, 23, 47, 48, 340 Сергий Радонежский, преподобный 6, 59, 207, 224, 225, 240, 331 Серебров А. 81, 82, 194, 238, 262 Силаев, матрос-большевик 331 Силори А. 14 Симанович А. 147 Симеон Новый Богослов , преподобный 50 Скобелев М. Д. 326 Скорма 112 Скоробогатенков П., иоаннит 282 Смолич И. К. 6 Соболевский, военный врач 155 Сократ 45 Солнцев А., священник 282 Соловьев Вл. С. 219, 241 Соловьев С. М. 5 Сперанский H., главный военный медицинский инспектор 155 Ставров В., священник 282 Стефан 139, 140 Стефана 238 Столыпин П. А. 271, 276, 286 Суворин A. C. 228, 295, 296, 31 Суворов А. В. 326 Суворов Н. 6 Сурский И. К. 14, 203, 220, 326 Суханова Н. И., крестьянка 259, 260 Таисия, игуменья Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря 167, 222, 225, 226, 283, 311 Танеевы 145 Тарабрин С., солдат 253 Тарасова М. 317 Тарентута М., священник 317 Тата, княгиня 307 Татаринова K. M. 103 Татищев С. С. 291 Татищевы 145 Тереза Авильская, святая 16 Тизенгаузены 145 Тифяева, издательница детского журнала «Игрушка» 228 Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец, святитель 43, 59, 61, 94, 113, 115, 330, 331 Тихон, патриарх Московский и всея Руси, святитель 347 Толстая A. A., графиня 292 Толстая С. А. 43, 54 Толстой Д. А. 297 Толстой Л. Н. 43, 103, 109, 110, 113, 114, 117, 193, 205, 212, 219, 221, 222, 228, 229, 279, 288, 290, 293, 296, 298, 305, 306, 308, 313, 314, 317, 318, 319, 346 Толстые 145 Томеш Л., священник 283 Трофимов П., иоаннит 256, 257, 258, 282, 284 Троцкий Л. Д. 310 Трубецкие 145 Тургенев И. С. 205 Уваров С. С. 297 Урусов, князь 152 Успенский Б. А. 124 Уткин К. 317 Ухтомские 145 Фаррар Ф. У., английский религиозный писатель 279 Федор 135 Федотов Г. П. 6, 240, 316 Фекла, Иконийская, Селевкийская, равноапостольная, первомученица 262 Феодосий Печерский , преподобный 55, 240 Феодосий, архиепископ Черниговский, святитель 143, 232 Феофан (Быстров) , архимандрит 316 Феофан, епископ 147 Феофан, Затворник Вышенский , святитель 43, 57, 167, 233, 244 Фиделина А. 186

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

580 [На русск. яз.:] Катехизис Католической церкви. М., 1996. В своих ссылках на эту книгу мы будем приводить не страницу, но номер параграфа, откуда взята цитата. – С. Т. С полным текстом этого издания Катехизиса Католической церкви можно также ознакомиться на сайте: http://www.catholic.ru/ccc – Изд. 584 «Un état d’intimité surnaturelle avec Dieu, donc dans de grâce sanctifiante». Seibel W. L’Homme, image surnaturelle de Dieu – l’état originel//Mysterium Salutis. Vol. 7: L’Homme dans la création [Зайбель В. Человек, сверхъестественный образ Божий – первоначальное состояние//Тайна спасения. Т. 7: Человек в творении]. Париж, 1971. С. 297. 585 «Dieu l’avait élevé au-dessus de son être et des possibilités immanentes de sa nature, en l’appelant à participer à la vie du Dieu Trinité» [«Бог вознес человека над его бытием и присущими ему природными способностями, призывая его к участию в жизни Бога-Троицы»]. Зайбель В. Указ. соч. С. 297. 596 Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 77–78. 618 «La catéchèse récente a bien percu la difficulté, et, pour éviter de s’em bourber dans des explications discutables, elle a tendance à éviter cette question de l’origine au moment de parler du péché». La foi des catholiques. Catéchèse fondamentale [«Новый Катехизис хорошо понимал эту трудность и, во избежание спорных толкований, стремился, когда заходила речь о грехе, уклониться от вопроса о его происхождении». Католическая вера. Основной катехизис]. Париж, 1984. С. 360. 620 Кстати, по-славянски это звучит: посла Сына Своего очищение о гресех наших. В современном критическом издании Библии: Traduction Ecuménique de la Bible [Экуменический перевод Библии] (Париж, 1973) также переводится как «очищение» (expiation) со сравнительной ссылкой на Исх. 29, 36–37 , где говорится о жертве очищения. 636 В молитве «Господи Боже спасения рабов Твоих...» православный священник молится не только о примирении кающегося с Церковью, но и о воссоединении его с ней.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

βαλσαμουργα, Bereitung von Balsam: EustrTheotok 48 s.v. νρδος (And. Cret.).– L. βαλσαμοφρος Balsam tragend: χωρον GSync 358,12.– KumN, Stam. βαλσαμν, Garten mit Balsamsträuchern: SynaxCpl 104,48; 107,9. LascEp 115,1; App. III 2,33 (Blemm.).– L, Stam, (S. PLP). βλτα, (slav. blato) Sumpf: LeoTact I 282,3087. ALavra 14,13.17 (a.1008). AIv 52,271 (a.1104). Kekaum 172,27. AXer 9 А 26; В 39 (са.1270–74). Solov VIII 80 (а.1346). DelAn II 341,5.19; 347,10.12; 454,19.– Kr + XIII 297. βλτεον, τ (lat. balteum) Gürtel: LydMag 104,16. CodAstr VII 127,27 – βλτιον LSSup, DGE. βαλτηρς sumpfig: AIv 56,175 (a.1152), τν βαλτρν (sic) ακα Petit Notre 41,11 (a.1152).–HL -ερς. βαλτδιον, τ (lat. balteum) Gürtel: DeCerV 1134,4.12; -ιν II 41,9.14. -ιν OikList 95,17 (Philoth.).–L. βαλτζω sumpfig sein: -ζουσα λοστρα AIv 10,50 (a.996); id.29,60 (a.1047).– HL. βλτον, τ (slav. blato) Sumpf: LudwAnek 194,8. MM IV 386 (a.1267). ALavra 75,1.35 (a.1284); 101,22 (a.1306?). AChil 39,45.67 (a. 1318); 51,35 (a.1308, cf.DöReg 2624). DelAn II 307,15; 381,9.–Kr. βλτος, Sumpf: AIv 50,45f. (a.1101). AZog V 72 (a.l 142); LΙΙ 66 (a.1279, cf.AEsph 78). AChil 37,35 (a.1318), ν βλτ Stephanit 153,6. β. AZog LII 105 – Kr + XIII 297. βαλτοφρος Bull. Inst. Fr. Arch. Orient. 32,101 (BuckPet. 336). βαλτδης sumpfig: DeAdmΙmp 28,4. Stephanit 152,6 v.l.; 167,13. AIv 52,392 (a. 1104). Anna II 135,24; III 107,13; 169,13. PK 122.– Kr, KumN, Stam; -δη HL. βαλωτ, Ballota nigra, Schwarznessel: PaulAeg II 200,1. CodAstr VIII 2,160,17 – Duc; βαλλ. LS, DGE. βαμβακερς aus Baumwolle: - ληθιν νθδια (sc.μτια) KonstPorphMil С 294, μτια DeCer I 678,4. τουβα 8. φαπλματα MoneKot 332,39. aus orientalischem Papier: βιβλον MoneKot 331,33f.; ορτολγιον 332,25. παρακλητικ 27.– Kr + X vgl.-ηρς. βαμβκη, Baumwolle: SylTact 38,4.7; 39,1. TypKosm 49,20. Alchim 328,18; 366,21. βαμβακηνς aus orientalischem (Bombyzin-) Papier: βιβλον MM VI 241f. τετρδια 243. πατερικν 245 (а.1119–28). βαμβακηρς aus Baumwolle, baumwollen: βηλρια AIv 47,37f.43–47 (a.1098), νμα TypKechar 109,1595.1598. μτιον TypPant 65, 609, - (sc.σπρματα) Baumwollsamen, Baumwolle: κατασπεροντες -ηρ MM VI 96 (а.1118). aus orientalischem Papier: βιβλιδριον NoctPetrop 62,3. βιβλον Petit Notre 122,15–20. ψαλτριον 121,22. ρολγιον 122,21 (a.1449?),βαμπακηρν σημεωμα APantel 7,30 (а. 1142),– Duc, vgl, -ερς.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

1: Евангелие от Матфея. – 1905. – 213 с. разд. паг.: ил. – Библиогр.: с. XIV. [Прил.]: Конспект сравнительного чтения Четвероевангелия. – 1906. – 20 с: ил. – Библиогр.: с. 5–6. 1221 . Святое Евангелие от Луки: Православное критико-экзегетическое исследование против Ф.Х. Баура. – М., 1873. –160 с. – Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1873. 1222 . Слово на погребение воспитанника Константиновского межевого института Владимира Васильевича Зограф: Истина бессмертия по учению о Промысле Божием. -Тула: Тип. Губ. правл., 1896. – 7 с. 1223 . Слово на празднование 100-летнего юбилея Константиновского межевого института: О праве собственности по христианскому учению: (Произнесено 21 мая 1879 г.) – М.: Унив. тип., 1879. – 12 с. 1224 . Смерть и воскресение: Слово на погребение доктора Петра Николаевича Федорова. – М.: Тип. Снегиревой, Ценз. 1904. – 12 с: ил. 1225 . Соборные Послания Апостола любви св. Иоанна Богослова на славянском языке и русском наречии: С предисловиями и подробными объяснительными примечаниями/Общедоступ. изд. с отдельным прил. научных указаний священника Андрея Поло-тебнова. – М.: Тип. «Соврем, изв.», 1875. -VI, 297 с. – Библиогр.: с. 295–297. 1226 . Тайна и сила упования на Бога//Радость христианина. – 1896. – Кн. 8. – С. 316–337. 1227 . 3-е Соборное Послание св. Апостола Иоанна Богослова с подробными объяснительными примечаниями//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1872. – Окт. – С. 151–171 1228 . Три основные заповеди христианства//Радость христианина. – 1891. – Кн. 2. – С. 65–76. 1229 . Хлеб жизни//Радость христианина. – 1893. – Кн. 1. – С. 38–48. 1230 . Христос как отрок и юноша//Радость христианина. – 1893. – Кн. 3. – С. 75–80. 1231 . Царство света Христова: Из размышлений о Преображении Господнем. – М.: Тип. Снегиревой. 1893. – 26 с: ил. – Из: Радость христианина. Перевод, издание 1232 . Введение в чтение Нового Завета: Из академических лекций митрополита Филарета/Пер. с латинской рукописи 1817 г. – М.: Тип. Снегиревой, 1892. – 30 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

295-297 МАНАССИЯ (VII в. до Р. Х.), 14-й царь иудейский, сын и преемник царя Езекии, рожденный от Хефцибы (4 Цар 21. 1) 297-301 МАНАСТИР мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Манастир в окрестностях г. Прилепа (Республика Македония) 301-302 302-304 МАНГЛИСИ мон-рь (не позже XVII в.), кафедра древней Манглисской епархии (ныне Манглисско-Тетрицкаройской) Грузинской Православной Церкви 304-310 МАНГЛИССКАЯ ЕПАРХИЯ (V - нач. XIX в., 1917-2013) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в церкви (позже мон-ре) Манглиси 310-315 МАНГО Манго (Мэнго) Кирилл (Сирил) Александрович (род. 14.04.1928), брит. византинист, филолог, исследователь истории визант. лит-ры, архитектуры, искусства, эпиграфики и археологии, издатель исторических источников по разным аспектам визант. культуры 315-316 316-319 МАНДОРЛА в вост. и зап. христ. искусстве условная изобразительная форма сияния вокруг фигуры Иисуса Христа 320-325 МАНЕТТИ Джанноццо (1396-1459), итал. гуманист, христ. писатель, флорентийский политический деятель 325-327 МАНЕФА [Еннафа, Манофо, Манефо, Манафо, Манафа, Марафо] († нач. IV в.), мц. (пам. 13 нояб.; пам. греч. 12 нояб. и 20 окт.) МАНИ историческая область на юге Пелопоннеса, известная наличием большого количества визант. церковных памятников 327-338 МАНИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ Манийская Митрополия, епархия Элладской Православной Церкви, до 7 сент. 2010 г. называлась Гифийская и Итилская митрополия МАНИПУЛ в католич. Церкви до реформ II Ватиканского Собора одно из литургических облачений, относящееся к числу инсигний 338-339 МАНИХЕЙСТВО религ. система, возникшая в III в. в Персии и получившая распространение на территории Римской империи, позднее - Арабского халифата, Ср. Азии и Китая; являлось офиц. религией Уйгурского каганата 339-359 354-358 358-360 360-361 361-363 363-366 МАНСИ Джованни Доменико (1692-1769), архиеп. Лукки (с 1764), католич. богослов, церковный историк 366-368 368-373 373-374 МАНТРА короткий, часто формульный текст (обычно от одного слога до неск. связанных слов или фраз)

http://pravenc.ru/vol/xliii.html

...Не только слаще меда, но и драгоценнее золота и всякого камня и чище всякого серебра удовольствие, получаемое от Божественных изречений (свт. Иоанн Златоуст , 46, 203). Писание... говорит и о добродетелях праведников, и о недостатках, чтобы мы последних избегали, а первым подражали (свт. Иоанн Златоуст , 46, 381). Если ты внимаешь Писанию, то оно удаляет от тебя уныние, доставляет удовольствие, истребляет злобу, укореняет добродетель, не допускает бедствовать в вихре забот, подобно обуреваемым волнами. Море бушует, а ты плывешь в тишине: у тебя кормчим чтение Писания, а этого каната не расторгает искушение обстоятельств (свт. Иоанн Златоуст , 46, 409). Таково свойство этого сокровища : делая богатыми приемлющих его, само оно никогда не оскудевает, потому что его изливает обильно источник Духа Святаго (свт. Иоанн Златоуст , 47, 127). Так как блаженные пророки говорили по внушению Божественного Духа, то поэтому написанные Духом (священные книги) содержат в себе скрытое (в них) сокровище (свт. Иоанн Златоуст , 47, 187). ...Всякий желающий может извлекать из него (Священного Писания) свойственное удручающей его страсти врачевство и получать скорое исцеление, только бы не отвергал целительного врачевства, но принимал с признательностию (свт. Иоанн Златоуст , 47, 296). Источник. ...Из всех недугов, обременяющих человеческую природу, нет ни одного – ни душевного, ни телесного, который не мог бы получить врачевства из Писания (свт. Иоанн Златоуст , 47, 296). Велика... польза, которая от происходит: во-первых, от чтения их образуется язык; потом, и душа окрыляется и делается возвышенною, будучи озаряема светом Солнца Правды, освобождаясь в это самое время (чтения) от нечистоты порочных помыслов и наслаждаясь великим миром и спокойствием (свт. Иоанн Златоуст , 47, 297). ...Можно... (в Писании) получить врачевство, соответственное каждому несчастию, постигающему человеческую природу, отринуть всякую скорбь житейскую и не сокрушаться ни от каких обстоятельств... Поэтому... внимательно слушайте чтение Божественного Писания, и не только когда бываете , но и дома берите в руки священные книги и с усердием извлекайте из них пользу для себя (свт. Иоанн Златоуст , 47, 297).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Münster i. W. 1901 (А. Б.) — 266. 65 «Позволено находиться» (лат.). — 266 66 По этому поводу известен даже курьез с Цицероном. Когда Цицерон приговорен был к изгнанию за 400 миль от города, он, как умный и образованный человек со связями, своевременно осведомленный том, что против него предпринимают, уже наметил для себя местопребывание в одном из городов южной Италии. Но правительство вовремя спохватилось, и в окончательной редакции приговора было сказано, что Цицерон удаляется за 500 миль от города, и, вследствие этого, он должен был удалиться из Италии. 67 «За сотым камнем» (лат.). — 266. 68 Ср. Н. Малицкий, Борьба галльской церкви против пап за независимость. М. 1903. (А. Б.) — 271. 69 «Где Петр, там и церковь» … «камень и основание» (лат.). — 284. 70 Не «один человек, но единство церкви» (лат.). — 285. 71 «О, если бы однажды кончилось заблуждение!» (лат.). — 286. 72 «Князь всей церкви» (лат.). — 290. 73 «Общность власти» (лат.). — 292. 74 «Общность изливается» (лат.). — 292. 75 «Полнота власти» (лат.). — 292. 76 «Забота, общая со всеми» (лат.). — 292. 77 «По преимуществу на основании божественного установления» (лат.). — 293. 78 «Данную божественность» (лат.). — 293. 79 «Внезапно», как «бог из машины» (лат.). — 297 80 Ср. В. В. Болотов, К вопросу об Acta Martyrum Scilitanorum. «Христ. Чт.» 1903, II, 60–68 (отд. оттиск 34–42) («Язык актов. — На каком языке совершалось богослужение в Карфагене?»). Мнение об употреблении латинского языка в богослужении западной церкви уже в древнейшее время высказывает А. И. Садов, Латинский язык в Богослужении древней западной Церкви. «Христ. Чт.» 1912,1, 157—179. По вопросу вообще о греческом влиянии в северной Африке ср. W. Thieling, Der Hellenismus in Kleinafrika. Der griechische Kultureinfluss in den römischen Provinzen Nordwestafrikas. Leipzig und Berlin. 1911. (А. Б.) — 297. 81 Ph. Schaff, Geschichte der alten Kirche. Leipzig 1867. S. 659. 82 «Первое спасение заключается в том, чтобы сохранять правило истинной веры и никоим образом не уклоняться от предания отцов; потому что нельзя пренебрегать словом Господа нашего Иисуса Христа, говорящего: ты еси Петр, и на сем камне созижду церковь мою (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010