XVIII в. новый перевод с греческого «Точного изложения православной веры» И. Д. делался дважды: архиеп. Амвросием (Зертис-Каменским) и прп. Паисием (Величковским) . Первый 2 раза (1774; 1789) издавался в Москве ( Зернова А. С., Каменева Т. Н. Сводный каталог русской книги кирилловской печати XVIII в. М., 1968. С. 297, 362. 869, 1049). Широкое распространение в средневек. слав. традиции (прежде всего древнерусской) получило сочинение И. Д. «Слово о святых и честных иконах ко всякому христианину и к цесарю Константину Каваллину, и о вся еретики», известное в списках начиная с XV в. Оно входит в подборку текстов в защиту иконопочитания в составе сборников, а также помещается как чтение в 1-ю Неделю Великого поста в триодных Торжественниках ( ertorickaja. 1994. С. 149-150. N 05.7.25). В 1647 г. это Слово И. Д. было издано на Московском Печатном дворе в составе Сборника в 71 главе (куда вошли также «Слово о иже в вере усопших» и отрывок «о покланянии на восток» из кн. «Небеса»). Книга переиздавалась в XVIII в. в старообрядческих типографиях: в 1782 и в 1787 гг. в Почаеве, в 1791 г. в Супрасле, в 1793 г. во Львове (Лемберге) ( Вознесенский А. В. Кириллические издания старообрядческих типографий кон. XVIII - нач. XIX в.: Кат. Л., 1991. С. 26-27, 132, 134, 140. 21, 297, 316, 355). Гомилетические сочинения Торжественные Слова И. Д. на праздники минейного и триодного циклов начали переводиться на слав. язык, вероятно, уже в древнейший период существования славянской письменности, не позднее кон. IX - нач. Х в. Так, в составе Успенского сборника кон. XII-XIII в. в числе гомилий Цветной Триоди помещено (Л. 175-180 об.) Слово И. Д. в Великий понедельник «О иссохшей смоковнице и о притче винограда» (Успенский сборник XII-XIII вв./Изд. подгот.: О. А. Князевская, В. Г. Демьянов, М. В. Ляпон; под ред. С. И. Коткова. М., 1971. С. 297-304). К числу древнейших переводов относится, возможно, и Слово И. Д. на Сошествие Св. Духа (нач.: «В последний день великаго праздника стояше Иисус и возглаголаше…»), представленное в ряде рус.

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ...

Если предшественники святого Афанасия – апологеты и отчасти Ориген – Ипостась Сына Божия ставили в большую зависимость от бытия мира, и Логос представлялся как Сущность посредствующая между Богом Отцом и миром, то Святитель совершенно освободился от субординационизма. Он со всей решительностью направляет свою полемику против ариан, учивших о посредствующем существе между Богом и миром. На их положение, что не мир получил бытие ради Сына, а Он ради мира, святой Афанасий утверждает обратное: не Божие Слово получило бытие ради твари, но тварь ради Него, мы получили бытие во славу Божию, мы созданы для бытия, мы от Него. Не по немощи нашей, Он, как мощный, получил от единого Отца бытие для создания твари. Учение истины не таково. Слово было у Бога и в Нём был Отец, если бы Господь и не сотворил мир (2, 300–302. Ср.: 2, 296–297). Сын, как действительное выражение всей полноты Отчей жизни, осуществляет творческую и промыслительную деятельность Божества в мире (1, 179). Невозможно что-либо увидеть в мире приведенное в бытие иначе – не Словом (2, 198). Сын создаёт небо и землю; Им приводятся в бытие Ангелы (2, 257). «Все произведено Премудростью, и без Слова ничто не приходило в бытие» (2,297). Творение мира не случайный акт, но проявление благости и любви Божией к благу тварей, как отображению Божественных благ. Если вообще любви свойственно любить и расширяться в любви, то тем более безмерной Божественной Любви, Благости, полноте Божественной Жизни, присуще распространяться за пределы Троического бытия. Бог независтлив и потому всё сотворил по Своей великой благости (2, 299). Говоря о том, что причиной творения мира является преизбыток Божественной благости, святой Афанасий Великий вместе с тем вполне определённо подчёркивает, что Бог творит мир, вызывая его к бытию «из ничего». «Бог благ, лучше же сказать, Он – источник благости, – говорит Святитель. – В благом же ни к кому не может быть зависти. Посему, никто не позавидовав в бытии, из ничего все сотворил собственным Словом Своим, Господом нашим Иисусом Христом» (1,194–195).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

· «Похвальное слово мученикам» (3, 223–229). «Как же восхвалю вас, совершенные христоносцы, или как наименую вас, славные и блаженные? – вопрошает святой Ефрем. – Сколько ни мучили беззаконные служители тела преподобных, не видали их печальными и унылыми... Спокойны и веселы были они среди мук» (3, 225). · «Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим» (2, 329–335). «Преблаженные все святые, – восклицает Преподобный, – потому что будут наслаждаться вечным сопребыванием со Христом» (2, 331). К похвальным творениям можно отнести и «Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках в ответ утверждающему: «Время лукаво, не могу спастись " » (2, 343–345). Завершением всех творений, как и жизненного подвига, служит «Предсмертное завещание» Преподобного (5,297–317), хотя и сохранилось оно в позднейшей переделке. «Я, Ефрем, – начинает он, – умираю и пишу завещание, желая оставить каждому на память нечто из того, что у меня есть, чтобы знающие меня поминали меня хотя за слова мои» (5,297). Перед братией, перед своими учениками, несомненно, хорошо его знавшими, Преподобный с глубоким смирением неоднократно исповедует, что «в греховной суете провел он дни и часы свои» (5,300), ничего хорошего не сделал (5,304). Но одновременно и свидетельствует он: во всю жизнь не ссорился, состязался с отступниками, не отделялся от Церкви, не имел собственности (5,298,299,300), «не злословил Господа» (5,311). Настойчиво завещает похоронить его как можно скромнее. «Вместо того, чтоб расточать благовония и ароматы, воспоминайте меня в молитвах своих, ибо что пользы от благовоний мертвецу, который не может их ощущать? Ароматы же воскурите во святилище, чтобы благоуханием их услаждались входящие туда» (5,305). «Когда же исполнится тридцать дней по смерти моей, совершите по мне память, братия мои, потому что мертвым помогают приношения, совершаемые живыми» (5, 306–307). Просьба святого Ефрема помянуть его в тридцатый день имеет и значение литургическое – в древней Церкви сугубые молитвы об усопших возносились, кроме других дней, и в тридцатый. Преподобный рассуждает о суетности и быстротечности всего земного. «Все преходит, как слышали вы от Господа нашего ( Мф. 24,35 ); потому со слезами говорю сие, братия мои. Из камня созданный храм разрушается, как и слышали, и читали вы ( Мф. 24,2 ), а храм плотяный восстает для воздаяния и суда. Господь наш не судит камни, но судит сынов человеческих» (5,300).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Киев, 1905. С. 235–239; Его же. Слово о целомудрии//Творения. Киев, 1905. С. 304–305; Его же. Слово о том, как человек приходит в чувство, и познает полезное//Творения. Киев, 1905. С. 323–342), свт. Григория Паламы (Григорий Палама, свт. Антирретики против Акиндина. Краснодар: «Текст», 2010), свт. Симеона Блаженного, архиеп. Фессалоникийского (Симеон Блаженный, архиеп. Фессалоникийский, свт. Сочинения. СПб., 1856) и некоторых других Святых Отцов, упомянутых в Древнем патерике (Древний патерик. М., 1899), Достопамятных сказаниях (Достопамятные сказания), «Лавсаике» (Палладий, еп. Еленопольский. Лавсаик или повествование о жизни святых и блаженных отцов. СПб., 1873), Добротолюбии (Добротолюбие. В 5 тт. СТСЛ, 1993) и Огечнике свт. Игнатия (Брянчанинова) (Игнатий (Брянчанинов), свт. Огечник//Полное собрание творений. Т. 6. М.: «Паломник», 2004. С. 5–494); см.: Основы. Т. 1. С. 14–348; Т. 2. 7–314; Т. 3. С. 7–357; Т. 4. С. 7–277. 126 См.: Основы. Т. 1. С. 95, 305, 355, 375, 380, 387, 396–399, 403, 405–408, 421, 423; Т. 2. С. 318, 328–330, 342, 348–350, 372, 393, 395, 397, 400, 404, 405, 408; Т. 3. С. 167, 168, 297, 307, 348, 356, 357, 369, 390, 391, 395–399, 401, 404, 406, 411–413, 416, 417,423, 427, 441, 448, 456, 459, 461, 464–466, 468, 470–472; Т. 4. С. 285, 287, 288, 297–299, 305, 307, 308, 312, 315, 320, 321, 335, 336, 338, 345, 347, 349, 350, 367. 128 Димитрий Ростовский , свт. Богодухновенное наставление христианское//Творения. , «Второе приуготовление», «Исповедание грехов генеральное», «Зерцало православного исповедания», «Слово в субботу четвертой недели Великого Поста», «Слово о страхе Божии, какой той имети всякому человеку», «Поучение ко иереем», «Розыск о раскольнической брынской вере»//Творения. В 2 частях. СПб., 1910. 129 См.: Основы. Т. 1. С. 21–28, 84, 86, 209, 211, 302, 323; Т. 2. С. 105, 109, 173, 194, 228, 243, 245, 275, 313; Т. 3. С. 45, 102, 136, 168, 170, 171, 186, 191, 207, 209, 210, 224, 231, 343, 344, 354; Т. 4. С. 106, 120, 164, 167, 174, 204, 205, 212, 214, 215.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Нельзя не сознаться, что все эти древние списки могли быть принесены к нам из Греции или с Афона уже в позднейшее время. 2454 Опис. Румянц. муз. 710–712 (246); Опис. рукоп. гр. Толстов. 6 (297); Пискарев. Собран, надписей с памяти, рязанской старины в Записк. Археолог, общ. 8. 271 (344); Сдав. Указат. Синод, библ. 262 (375); Извест. II Отд. Ак. наук. 7. 272, 273 (235). 2455 Варлаам. Обозр. рукоп. прп. Кирилла Белоезерского в Чтен. Моск. истор. общ. 1860. 2.18–20 (241); Шевыред. Истор. русск. словесн. 3. Лекц. 13. Прим. 7,11 (421); пр. Филар. Обзор, песнописц. Греческ. Церкви. СПб., 1860. 336, 343, 348, 349 (415). 2456 Все три службы эти можно видеть ныне в печатных Минеях (326): канон св. Петру – 21 декабря; канон св. Алексию, написанный Питиримом (Степ. кн. 1. 445 (308)), – 20 мая; последование Пр. Богородице – 26 августа. Последнее сохранилось до настоящего времени в списке 1407 г. и именно в одном Каноннике, принадлежавшем прп. Кириллу Белоезерскому (138) (Варлаам. Обозр. в Чтен. Моск. истор. общ. 1860. 2.19 (241)). 2457 Означенные кондаки и тропари помещены в церковном Уставе, пис. в 1429 г. в лавре прп. Сергия (35) (Прав. собес. 1865. 1. 10, 14 (396)). См. еще прил. 26. 2458 Горск, и Невос. Опис. рукоп. Моск. Синод. библ. 1. 238, 246, 260, 289–291, 299, 306, 309, 311 (254). 2460 Первый список Устава, принадлежавший графу Толстому (Опис. рукоп. С. 6 (297)) и упоминаемый в Описании рукописей Румянц. муз. (с. 711 (246)), находится в импер. Публ. библиот. в отд. рукописей, in f. 25 (127). Последний список – в той же библ., in f. 27 (128). В этом последнем списке, говоря, например, о пище в Страстную Седмицу, переписчик рассуждает так: «Божественная правила сухоедение повелевают, равно предваршим святыя Четыредесятницы. Рече бо иже в Лаодикии Сбор о Велицем Четвертце в главизне 8-й, яко недостоит в Четыредесятници последния недели что разрешати и всю Четыредесятницю безчестити сухоядущим. Божественный Златоуст Иоан в едином от Словес своих рече: яко аще разрешил еси предваршаа дни, разреши и сею; аще ли они разрешити не повелел еси, ниже сия разреши, но паче стягни.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Анисимов Александр Иванович , реставратор 293. Васильев, Е. Трагедия соловецкого узника: исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося русского ученого и реставратора А. И. Анисимова//Культура. 1998. 26 марта. С. 10. 294. Вздорнов, Г. И. Александр Иванович Анисимов (1877–1932)//Советское искусствознание. М., 1984. Вып. 2. С. 297–317. 295. Вздорнов, Г. И., Секретарь, А. А. Александр Иванович Анисимов//Великий Новгород. История и культура IX–XVII веков: энцикл. словарь. СПб.: Нестор-История, 2007. С. 71–72. 296. Кончин, Е. В. По приговору тройки//Советская культура. 1990.14 апр. 297. Кызласова, И.Л. Александр Иванович Анисимов (1877–1937). М.: Изд-во Моск. гос. горного ун-та, 2000. 89 с. 298. Кызласова, И. Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси, 1920–1930 годы. М.: Изд-во Акад. наук, 2000. С. 424 (указ.). 299. Кызласова, И. Л. О Соловецком монастыре, художнике Осипе Бразе и искусствоведе Александре Анисимове//Вестник Правосл. Св.-Тихон. гуманит. ун-та. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. 3. С. 112–129. 300. Лебедянский, М. Уича художника и драма искусствоведа//Юный художник. 2007. 10. С. 26–28. 301. Лихачев, Д. С. Беседы прошлых лет//Наше наследие. 1993. 26. С. 33–60. 302. Православная энциклопедия/под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Правосл. энцикл., 2001. Т. 2: Алексий, человек Божий – Анфим Анхиальский. С. 441. 303. Рассел, Д., Кон, Р. Анисимов Александр Иванович (искусствовед). VSD, 2013. 101 с. Второва-Яфа Ольга Викторовна 304. Второва-Яфа, О. В. Авгуровы острова// Истина и жизнь. 1995. 10. С. 32 – 47: ил. 305. Второва-Яфа, О. В. Авгуровы острова//Мироносицы в эпоху ГУЛАГа: сб/сост. и комент. П. Г. Проценко. Н. Новгород, 2004. С. 239–464. 306. Ясевич, О. И. [Яфа О.В.]. Из воспоминаний//Память: ист. сборник. М., 1976; Нью-Йорк, 1978. Вып. 1/публ. и примеч.: С. Еленин [А.Б. Рогинский]. С. 93–158. Юлия Николаевна Данзас 307. Damas, J. Bagne Rouge. Souvenirs d’une prisonniere au pays des Sovets. Juvisy. 1935//Символ. Париж, 1997. 37. C. 105–148. Рус. пер.: Красная каторга.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 288. Девушка в доме растет, вдруг среди улицы прыг на дрожки — прощайте!» — Намек на сцену прощания Веры Павловны с матерью в романе «Что делать?» Н. Г. Чернышевского (гл. 2, XX). 112 С. 289. Мне на прошлой неделе сам Б-н объявил… — Намек на известного русского врача-терапевта С. П. Боткина (1832–1889), у которого в 1865 г. лечился сам Достоевский. 113 С. 297. Остановился же Прудон на праве силы. — Пьер Жозеф Прудон (1809–1865) — французский мелкобуржуазный экономист и социолог, один из основателей анархизма. Ранними сочинениями Прудона, написанными с позиций радикального социализма, интересовались в кружках Белинского и петрашевцев. Одно из них («О праздновании воскресения») было обнаружено у Достоевского при аресте в 1849 г. В данном случае имеется в виду книга Прудона «Война и мир» (1861), переведенная на русский язык в 1864 г., в ней автор признавал «право силы» руководящим началом в сношениях между народами, призывая перенести антагонизм, будто бы свойственный людям от рождения и потому неискоренимый, на почву промышленности. Книга вызвала острую полемику как в России, так и за рубежом. Откликнулся на нее в 1861-62 гг. и журнал братьев Достоевских «Время». С новой силой споры вокруг этого сочинения вспыхнули после смерти Прудона во второй половине 1860-х годов. 114 С. 297. В американскую войну — право силы за белыми. — Имеется в виду Гражданская война 1861–1865 гг. в Америке между Севером и Югом. 115 С. 299. …княгиня Марья Алексевна не забранит, ха-ха! — Перефразировка заключительных слова последнего монолога Фамусова из «Горя от ума» А. С. Грибоедова (д. IV, явл. 15): Ах! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна! 116 С. 308. …что «звезда Полынь» в Апокалипсисе — Лебедев так толкует. — По Апокалипсису, приближение конца света ознаменуется падением звезды Полынь «на третью часть рек и на источники вод», отчего третья часть вод «сделается полынью» и умрут «многие из людей» (гл. 8, ст. 10–11). Для Лебедева это символ нравственного краха в век «науки, промышленности, ассоциаций, платы заработной и прочего» (см. с. 375). 117

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Н. Сумароков выделяет особый раздел, посвященный автокефальным предстоятелям Русской Церкви – «Митрополиты Московские и всея Руси». После пунктов «Митрополит Иона» (т. 1, с. 266–273), «Митрополит Феодосий» (т. 1, с. 273–276), «Митрополит Филипп 1-й» (т. 1, с. 276–281) и «Митрополит Геронтий» (т. 1, с. 281–289) освещена тема гражданской истории: «Возвышение Московского княжества в XIV и XV веках» (т. 1, с. 289–297). Автор кратко говорит о деятельности князей, показывает возвышение Москвы, заканчивая временем Василия III (1505–1533). Описав созидательную деятельность московских князей, Е. Н. Сумароков посвящает следующий параграф важной теме: «Москва – третий Рим» (т. 1, с. 297–299). Ранее, заканчивая говорить о митрополите-кардинале Исидоре, автор отметил новое значение Московской Руси, как хранительницы чистоты православия, т. е. высказал идеи псковского старца Филофея, не называя его по имени (т. 1, с. 263). Теперь же он говорит о начавшемся после Куликовской победы подъеме, что нашло отражение в памятниках письменности последующего времени на Руси. Автор называет при этом Сказание о Мамаевом побоище, Задонщину, Слово о житии Димитрия Донского, или же, не упоминая названия, имеет в виду: Повесть Симеона 90 Суздальского об осьмом Флорентийском Соборе, повествование «о пребывании на Руси апостола Андрея Первозванного» (т. 1, с. 298), «Сказание о князьях Владимирских», «Повесть о Белом клобуке». Наконец, он цитирует знаменитое послание старца Филофея, адресованное московскому князю Василию III, в котором древнерусский автор говорит об ответственности Русской державы в вопросе сохранения чистоты православия. Эта идея «стала руководить московскою политикою и привела московскую власть к решимости сделать Московское княжество “царством” через официальное усвоение Московскому князю титула “цезаря” – “царя” (1547 год). Немного позднее (1589) и московский митрополит получил высший церковный титул Патриарха и таким образом Московская Церковь стала на ту же высоту, как и старейшие Восточные Церкви» (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Глафира Ивановна — см. Ремизова Г. И. Гоголь Николай Васильевич (1809–1852) — писатель — 289 Голицын, граф — один из рода Голицыных, похороненных в московском Донском монастыре — 289 Голицын Дмитрий Михайлович (? –1895) — князь; член Совета Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 268 Голицына Варвара Николаевна, княгиня — 227 Головачев Николай Михайлович, моряк, благотворитель — 210 Головин Александр Васильевич (1821–1886) — министр Народного просвещения (1861–1866), член Государственного совета — 159 Голубинский — возможно: Дмитрий Федорович (1832–1903) — профессор Московской Духовной академии (с 1864 г.) или Евгений Евстигнеевич (1834–1912) — профессор русской истории в Московской Духовной академии (с 1870 г.); историк русской церкви, академик — 312 Гопер, полковник — 246 Гоппе Герман Дмитриевич (1836–1885) — владелец издательства, выпускавший петербургский ежегодник «Всеобщий календарь» (1867–1900), получивший название от его имени — 110 Горбунов, знакомый отца Николая — 294 Горский Иван Александрович (? –1886) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1861); позже — священник петербургского Троицкого собора, протоиерей (с 1879 г.) и настоятель (с 1882 г.) Покровско–Коломенской церкви в Петербурге — 140, 172 Горталов Гавриил Иванович (1820–1885) — товарищ председателя Казанского Братства Святого Гурия; председатель Казанского комитета попечительства о бедных; действительный статский советник (см.: Товарищеский обед Гавриилу Ивановичу Горталову. Казань, 1883) — 297, 299, 301 Горталов Коля, гимназист, сын Г. И. Горталова — 297, 301 Горчаков Михаил Иванович (1838–1910) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1861); псаломщик православной церкви в Штутгарте (1862–1864); в 1866 г. окончил юридический факультет Санкт–Петербургского университета, профессор государственного права университета (с 1871 г.); состоял также законоучителем многих учебных заведений; протоиерей (с 1881 г.) (см.: Бенешевич В. Н. И. Горчаков//Журнал Министерства народного просвещения. 1911. 3) — 190

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Давид (сын хана Мунгу-Темира) 129 Давыдов Семен, полковник 264 Давыдов 297 Далмат, епископ 44 Далмат, старец 234 Дамаскин, патриарх 438 Дамаскин Птицын 222 Дамаскин Семенов-Руднев, епископ 314,325 Дамаскин, епископ 433, 434, 435 Дамаскин, игумен 336 Дамиан, епископ 468, 469 Даниил, митроп. 71, 72, 73, 111, 122 Даниил, епископ 492, 494 Даниил, игумен 120, 127 Даниил,протопоп 200 Даниил Александрович, князь 48 Даниил Ачинский, старец 337 Даниил Галицкий, князь 135, 140 Даниил Заточник 102 Даниил Московский, князь 157, 158, 291 Даниил Романович, князь 22, 42, 43, 46, 94, 95, 134, 137, 138 Данилин Н. 299 Дарья (Тяпкина), девица 330 Дегтярев 297 Демидова А. С. 399 Денисов Андрей 347 Денисов Семен 347 Державин, обер-священник 277 Дернов Павел, прот. 396 Джанибек, хан 41 Джонсон Η. Η. 399 Джучи, сын Чингиз-хана 39 Дзержинский Ф. Э. 400 Димитрий, патриарх 468, 469 Димитрий, митроп. 333 Димитрий, архиеп. 381, 396 Димитрий Беликов, епископ 431 Димитрий Вознесенский, архиеп. 445 Димитрий Любимов, епископ 439 Димитрий Муретов , архиеп. 282 Димитрий Ростовский , свят. 21, 220, 250, 251, 263, 291, 292, 312, 315, 317, 346 Димитрий Самбикин , архиеп. 282, 316 Димитрий Сеченов, архиеп. 274, 353 Димитрий, епископ 354, 434, 435, 438, 476, 491 Димитрий Александрович, князь 129 Димитрий Брянский, князь 137 Димитрий Галицкий 40 Димитрий Донской 32, 53, 54, 88, 93, 128, 129, 133 Димитрий Иоаннович, князь 31, 50 Димитрий Константинович, князь 31 Димитрий Михайлович, князь 42, 136 Димитрий Прилуцкий,преп. 88,105, 106, 120 Димитрий Святославович, князь 129 Димитрий Шуйский, князь 166, 167 Димитрий Юрьевич Шемяка 32, 63 Димитрий Иоаннович, царевич 157, 161, 163, 164, 165, 231 Дионисий, патриарх 62, 190 Дионисий I, патриарх 66 Дионисий IV, патриарх 216, 259 Дионисий, митроп. 52, 53, 54, 84, 152, 155, 156,256 Дионисий Дьяченко, архиеп. 454 Дионисий, архиеп. 129 Дионисий Хитрое, епископ 367 Дионисий, ел. 21, 106, 238, 239 Дионисий, архим. 170, 175,178, 197, 198 Дионисий, священник 122, 123 Дионисий Глушицкий, преп. 105, 106, 107,120

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010