К. атрибутируется одна из печатей рус. митрополитов с именем Константин. На одной стороне ее имеется поясное изображение Пресв. Богородицы, на другой - греческая надпись: «Печать проедра России Константина» ( Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. С. 49, 175. 49, 253; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 30, 32, 34). Почитание К. как «святый чудный» упоминается в «Книге, глаголемой описание о российских святых», сохранившейся в списках XVIII-XIX вв. (Описание о российских святых. С. 11; Барсуков. Источники агиографии. Прил. С. II). Е. Е. Голубинский относил начало почитания К. в Чернигове «к более или менее древнему времени» ( Голубинский. История канонизации святых. С. 139). Мощи святителя почивают под спудом в черниговском Спасском соборе. Погребения в соборе исследовали археологи после 1917 г.; неизвестно, были ли обнаружены мощи святителя. Память К. совершается в один день с памятью св. кн. Игоря Ольговича; имеются отдельные тропарь и кондак К. (Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 173, 174). Ист.: Ефимов А. Н., свящ. Черниговские кафедральные соборы Златоверхий Спасо-Преображенский и Борисоглебский: Священно-ист. памятники-храмы XI в., их прошлое и совр. состояние. Чернигов, 1908. С. 9, 45; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 347, 349; Т. 2. Стб. 483, 485, 488, 498, 503-504; НПЛ. С. 29, 30; PG. T. 140. Col. 148-153. Лит.: СИСПРЦ. С. 155-156; Голубинский. История РЦ. Т. 1. 1-я пол. С. 288, 290, 293, 312-314, 463, 954; Соколов П. П. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913. С. 88-95; Пашуто В. Т. Внешняя политика Др. Руси. М., 1968. С. 190-191; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 279-293; Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989 (по указ.); Толочко О. П. Смерть митр. Константина: До poзyмihhя давньорусскоï мoдeлi cbяmocmi//Mediaevalia Ucrainica: Mehmaльhicmь та icmopiя iдeй. К., 1993. Т. 2. С. 30-48; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 292, 293, 296-297, 299, 397, 413, 496-497; Поппе А.

http://pravenc.ru/text/2057012.html

Лит.: Акт о воссоединении обновленческого еп. Михаила (Постникова)//Там же. 1943. 3. С. 8-9; В Свящ. Синоде при Патриархе Московском и всея Руси: [Назначен митр. Киевским]//Там же. 1944. 2. С. 9; Шаповалова А. Экзарх Украины, митр. Киевский и Галицкий Иоанн: [Лит. портрет]//Там же. 1945. 3. С. 56-63; Приезд делегации Болгарской ПЦ в СССР//Там же. 9. С. 37; Скоропостижный Н., прот. Из Киевской епархии: [Празднование тезоименитства экзарха]//Там же. 1947. 11. С. 64; Изюмин П. Правительственные награды//Там же. 1948. 3. С. 52-53; Шулакевич Б., прот. Чествование Экзарха Украины Высокопреосв. Иоанна, митр. Киевского и Галицкого//Там же. 12. С. 70; Хроника: [Награжден правом ношения 2 панагий также и вне пределов экзархата]//Там же. 1949. 4. С. 7; Славный юбилей: пребывания в духовном сане]//Там же. 1952. 1. С. 15-18; Приветствие редакции «Журнала Московской Патриархии» высокому юбиляру [митр. Киевскому и Галицкому Иоанну]//Там же. С. 18; Иннокентий [Леоферов?], архим. Церковные торжества в Киеве//Там же. 1953. 11. С. 9-11; Славное 80-летие//Там же. 1957. 2. С. 10; Леонид [Поярков], архим. В гостях у РПЦ: [Посещение делегацией Евангелической Церкви Германии Киева]//Там же. 1958. 5. С. 22; Эппидиос Хасапис, архим., Экзарх Патриарха Александрийского. В ред. ЖМП: [Благодарность]//Там же. 1960. 7. С. 7; Конец Брестской унии//Там же. 1961. 1. С. 67; Награждения архиереев РПЦ: [Награжден орденом св. кн. Владимира 1-й степени]//Там же. 1963. 6. С. 10; Определения Свящ. Синода: [Уволен на покой]//Там же. 1964. 5. С. 7; Кохно А., прот. Митр. Иоанн: [Некролог]//Там же. 1968. 6. С. 27-31; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 333-336; Акты свт. Тихона. С. 21, 600, 702-703, 975; Цыпин. История РЦ. С. 264-265, 268, 281, 297, 299, 306-307, 322, 327, 334, 345, 350, 360, 400, 415, 741-742; Шкаровский М. В. РПЦ при Сталине и Хрущеве: (Гос.-церк. отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 1999. С. 95, 99; Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР: 1945-1970 гг. М., 2009. Т. 1. С. 71, 126, 340, 527, 546-547, 590, 640, 649, 677, 704, 761-762; РПЦ в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945 гг.: Сб. док-тов/Сост.: О. Ю. Васильева, И. И. Кудрявцев, Л. А. Лыкова. М., 2009. С. 67, 69, 72, 228-229, 270, 303, 305, 360, 423, 656.

http://pravenc.ru/text/469550.html

Назначением нового Владыки о. Леонида 308 (бывш[ий] инспект[ор] МДА), кажется, довольны – мужествен[ный] и деловой. Влад[ыка] Киприан весьма постарел и стал потише. Ему, конечно, трудновато. Примите поздравление от всей нашей семьи, жены и дочки, которые прилагают сию открытку. Уваж[ающие] и любящие Н[иколай], М[ария], В. 309 Голубцовы 310 . 27/IV–62. Д. 54. Л. 27–28. Подлинник. Автограф. 292 Иван Сергеевич Сарычев. Руководил хором в храме Ризоположения (на Донской ул.) и хором в Малом соборе Донского монастыря. В 1970 г. Иван Сергеевич принял монашеский постриг с именем Даниил. 17 декабря 1978 г. рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. С 2000 г. архимандрит. Скончался в 2006 г. 293 См.: Голубцов Н., свящ. Пресвятая Троица и Домостроительство (об иконе инока Андрея Рубле­ва)//ЖМП. 1960. 7. С. 32–40. 296 Красюковка – район Сергиева Посада, к востоку от Троице-Сергиевой лавры (между лаврой и Гефсиманским скитом), получил свое название по имени бывшего владельца этих земель и стро­ителя храма Михаила Красюка. 297 Имеется в виду архимандрит Исидор (Скачков), проживавший, как и святитель Афанасий, в пос. Петушки. Причислен к лику святых. 299 Макарий (Даев Сергей Константинович; 1888–1960), архиепископ. В 1912 г. рукоположен во иерея. Был священником в Ризоположенской церкви в Москве. 14 мая 1944 г. хиротонисан во епископа Можайского. 20 июня 1946 г. назначен председателем Хозяйственного управления при Священном Синоде. 25 февраля 1951 г. возведен в сан архиепископа. 303 Киприан (Зёрнов Михаил Викентьевич; 1911–1987), архиепископ. С 1948 г. настоятель Скорбященского храма на Ордынке в Москве в сане протоиерея. В 1950–1951 гг. исполнял обязанности управляющего делами Берлинской епархии, затем назначен настоятелем кафедрального собора Берлина. С мая 1955 г. исполнял обязанности начальника Русской Духовной Миссии в Иеруса­лиме. С 1956 г. член Хозяйственного управления Московской Патриархии. С 1958 г. благочинный Германской епархии. С марта 1961 г. благочинный Патриарших приходов в Финляндии и замести­тель председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии. 6 августа 1961 г. хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. С 14 ноября 1961 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии и управляющий делами Московского Патриархата. Постоянный член Священного Синода. С 1963 г. архиепископ. В 1964 г. освобожден от должности управделами Московского Патриархата и членства в Синоде. С 1964 г. архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Экзарх Средней Европы. В 1966 г. уволен на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Ср.: Nastasi D. Imperial Claims in the Romanian Principalities//The Byzantine Legacy in Eastern Europe/Clueas L., ed. (Eastern European Monographs, 230). [Boulder (CO), 1988]. P. 200. 586 Ср.: Второе послание митрополита Киприана прп. Сергию Радонежскому (РИБ VI, кол. 181; англ. пер.: Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia. P. 297 [ Мейендорф И. Византия и Московская Русь. С. 541]); ср.: Rhalles Potles. V. 5. P. 305; Соколов П. Русский архиерей из Византии. Киев, 1913. С. 536. Большинство авторов полагают – на мой взгляд, ошибочно, – что Антоний занимал кафедру до 1391 года. 587 Он странствовал по Палестине, Сирии, Малой Азии, Грузии и Балканам, рукополагая «епископов». О его жизненном пути см.: Loenertz R. – J. Cardinal Morosini et Paul Paleologue Tagaris, patriarches//REB 24 (1966). P. 224–256; Nicol D.M. The Confessions of a Bogus Patriarch: Paul Tagaris Palaiologos, Orthodox Patriarch of Constantinople in the Fourteenth Century//JEH 21 (1970). P. 289–299 (переизд. в: Idem. Byzantium: Its Ecclesiastical History and Relations with the Western World. London, 1972). 592 Ср.: Obolensky D. A Byzantine Grand Embassy to Russia in 1400//BMGS 4 (1978). P. 123–132 (переизд.: Idem. The Byzantine Inheritance of Eastern Europe. London, 1982). 593 Более подробно об истории этих событий см.: Istoria Bisericii Romani. Vol. I. P. 144–162, 171–190; Арсений [Стадницкий], en. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904; Obolensky D. A Late Fourteenth–Century Byzantine Diplomat: Michael, Archbishop of Bethlehem//Byzance et les Slaves. Melanges Ivan Dujcev/Dufrenne S.P. ed., 1970. P. 299–315 (переизд.: Obolensky D. The Byzantine Inheritance of Eastern Europe); Stanescu E. Byzance et les pays roumains aux IXe–XVe ss.//Actes du XIV Congres International des Etudes Byzantines 1. Bucharest, 1974. P. 419–420. О связях с Галицией см. также: Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia. P. 249–251 [ Мейендорф И. Византия и Московская Русь. С. 505–506]. 594 Obolensky D. Byzantine Commonwealth. P. 331. [Оболенский Д. Византийское Содружество наций; Шесть византийских портретов. С. 353]. 596 Ср.: Иванова К. Болгарская переводная литература X–XIV вв. в контексте Slavia orthodoxa//Studia Slavica Mediaevalia et Humanistica Ricardo Picchio dicata/Colucci М., Dell’Agata G., Goldblatt H., eds. Roma, 1986. Vol. II. P. 362. См. также: Бегунов Ж. Академик H.K. Никольский о Григории Цамблаке//Ibid. Vol. I. P. 19–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Там же//PG. 48, 1019. 1015 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на св. Матфея евангелиста. Беседа 34. Ст. 4–5. М. 1993. С. 381–382. 1016 Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. V. § 1. Ст. 63. М., 1993. С. 167. 1017 Αναστασου Σινατου. " Οδηγς ρωταπ. 62 γ. " Ορος, 1970. Σ. 158. 1018 Триодь Цветная. Канон Воскресения, песнь 6, тропарь 2. «Если же не воскресают (тела умерших), то для чего воскрес Христос? Для чего пришел? Для чего принял плоть, если не надлежало воскреснуть плоти? Ему это не было нужно (ибо Он не нуждался в плоти), но (принял ее) ради нас». (Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор., беседа 39, 2//PG. 61, 334). Но об этом мы уже говорили подробно III главах «Воплощение Бога Слова» и «Воскресение — Вознесение — Пятидесятница». 1019 Свт. Иоанн Златоуст. Против упивающихся вином. Гл. 4//PG. 50, 438 и сл.; Беседы на Послание к Римлянам. Беседа 10. Ст. 4//PG. 60, 480. 1020 Преп. Макарий Египетский. Беседы духовные. Беседа 15. Вопросоотв. 10. Репринт. ТСЛ. 1994. С. 114. 1021 Блаж. Августин. О Граде Божием. М., 1994. Кн. 22. Гл. 25. С. 386. 1022 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор. беседа 41, 1//PG. 61, 355–356. 1023 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучение огласительное… Поучение 18. Ст. 6–7. М., 1991. С. 296–297. 1024 Свт. Афанасий Великий. О Воплощении Бога Слова, 21//ΒΕΠΕΣ. 30, 91 (31–33). 1025 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 27. М. 1992. С. 272. 1026 Минуций Феликс. Октавий. Гл. 34//Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 585. 1027 Г. Φλωροφσκυ. " Ανατομα προβλημτων της πστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ 1028 Св. Иустин Философ. Апология I. Гл. 19. Ранние отцы Церкви.. Брюссель, 1988. С. 289. Афинагор. О воскресении мертвых, 3//ΒΕΠΕΣ. 4, 313; Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. 1. Гл. 8//Ранние отцы… С. 463. 1029 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные… Поучение 18. Ст. 9. Μ., 1991. С. 298–299. 1030 Αναστασου Σινατου. " Οδηγς. " Ερωταπ. 92. " Αγ. " Ορος, 1970. Σ. 160–161. 1031 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 27. М., 1992. С. 271–272. 1032

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

1363 . Kallistos Ware. The Sacrament of Baptism and the ascetic life in the teaching of Mark the Monk//StPatr 1970. 10:1. 441–452. (TU 107). 1364 . Khalifé I. A. L’inauthenticité du «De temperantia» ( ΚΕΦΑΛΑΙΑ ΝΗΠΤΙΚΑ)//Mélanges de l’Université de S. Joseph. Beyrouth 1949–1950. 28. 61–66. [Трактат является центоном из Сотниц преп. Максима Исповедника и Макария/Симеона]. 1365 . Khalifé I. A. Les traductions arabes de Marc l’Ermite//Mélanges de l’Université de S. Joseph. Beyrouth 1949–1950. 28. 139–217. 1366 . Krüger P. Überlieferung und Verfasser der beiden Memre über das «geistige Gesetz» des Mönches Markus//OS 1957. 6. 297–299. 1367 . Krüger P. Zum theologischen Menschenbild Babais des Grossen nach seinem noch unveröffenlichten Kommentar zu den beiden Sermones des Mönches Markus über «das geistige Gesetz»//OrC 1960. 44. 37–73. 1368 . Peterson E. Die Schrift des Eremiten Markus über die Taufe und die Messalianer//ZNW 1932. 31. 273–288. 1369 . Quasten J. Mark the Hermit//Quasten. Patrology-3 4 .308). 504–509. [Библ.]. См. также 7 .181. Варсануфий и Иоанн 25 CPGS 7350; DS 1. 1255–1262; DHGE 6. 945–946; BibS 2. 839–840 Варсануфий – египетский монах кон. V-nepb. пол. VI в. Преп. Иоанн Газский – вместе с Варсануфием, автор многочисл. писем о духовной жизни и монашеском подвиге. Собрание этих писем, имеющих форму вопросоответов, быстро стало высокоавторитетным источником духовного научения в монашеской среде, войдя в аскетич. классику. 1370 . Краткое сведение о святом Варсануфии//ХЧ 25. 1827. 249–252. [Перевод-пересказ ср.-векового лат. Жития]. Издания греч. оригинала вопросоответов: В PG лишь небольшие фрагменты: PG 86/1, 892–901 [ответы относительно учения Оригена , Евагрия и Дидима]; PG 88, 1812–1820В [ответы преп. Иоанна на вопросы аввы Дорофея ]. 1371 . Ββλος ψυχωφελεσττη περιχουσα ποκρσεις διαφροις ποθσεσιν νηκοσας συγγραφεσα μν παρ τν σων κα θεωφρον πατρων μν Βαρσαννουφου κα ωννου, πιμελς δ διορθωθεσα, κα τ τν σων Βιογραφα, κα πλατυττ πνακι πλουτισθεσα παρ το ν Μοναχος λαχστου Νικοδμου γιορετου... Venetiis 1816. Данное изд. преп. Никодима Святогорца (и, соответственно, все переводы с него, в т.ч. рус.) ненадежно текстологически. Письмо 58 принадлежит Павлу Исихасту; 150, 152, 154, 156 – Евфимию Исихасту. Улучш. переизд.: Shoinas S.N. (изд.). Volos 1960.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

290 Staniloae D. Teologia dogmatica ortodoxa. vol. 1. Bucuresti, 1996, p. 45 и 49. 291 Congar Y. La Tradition et les traditiones. Essai theologique. Paris, 1963. p. 75. 292 Цит. по: Косарева Л. М. Социокультурный генезис науки Нового Времени. Философский аспект проблемы. М., 1989, с. 75. 293 Косарева Л. М. Социокультурный генезис науки Нового Времени. Философский аспект проблемы. М., 1989, с. 80. 294 св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 5. М., 1994, с.224 и Вып. 6. М., 1899, с. 31. 295 Догматика. Заочные библейские курсы ВСЕХБ. Москва, 1970. С. 262. 296 Подберезский И. В . Быть протестантом в России. М., 1996, с. 33. 297 Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. Спб., 1994, с. 351. 298 " Крещает не Дамасий, не Петр и не Амвросий и не Григорий. Мы исполняем свое дело как служители но действенность таинств зависит от Тебя. Не в человеческих силах сообщать божественные блага — это твой дар, Господи " (святитель Амвросий Медиоланский. Цит. по: Биффи Дж… Я верую. Рим,1985 с 87). Вот как соотношение священнического действия и Божьего на Литургии переживает православный исповедник ХХ века (уже в лагере вспоминающий о минутах, проведенных перед Престолом): " Возврат к алтарю кажется теперь не только неосуществимым, но просто запредельным. " Несмь достоин "  — вот главное сознание священника. И кажется, подобно Давиду, не посмел бы теперь даже прикоснуться к святыне, а только издали целовал бы землю, откуда открывается страна святыни… Господи! Так тоскует душа о Литургии " (священник Анатолий Жураковский. Материалы к житию. — Париж, 1984. С. 127 и 150). 299 Там же, с. 189. 300 С радостью могу заметить, что в серьезной протестантской литературе уже начинают понимать эту особенность Православия и вполне позитивно реагировать на нее. Вот, например, протестантский текст, носящий следы знакомства с православием вследствие экуменических собеседований: " В восточных церквах именно Воскресение Христа рассматривается как спасительное Божье дело par excellence. На Мельбурнской конференции (1980 г.) IV секция первоначально получила название " Распятый Христос бросает вызов человеческой власти и силе " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

А, между тем, на необходимость карать безбожных политических хулиганов указывали такие видные деятели Церкви, как св. Иоанн Кронштадтский !) К тому же, вызывает немалое удивление, что в этом послании удивительным образом игнорировался тот факт, что к власти пришли именно те самые мятежники против установленного Богом Самодержавия. И в силу этого признать законной такую «власть» не было просто никакой логической возможности. Однако, следует особо подчеркнуть, что всё-таки все документальные данные говорят далеко не в пользу подлинности последнего, завещательного распоряжения св. Патриарха. 297 Вместе с тем, слабость позиции Патриарха Тихона сказывается и в ряде его указов, идущих со всей безусловной очевидностью в ущерб Церкви. Примером чего может служить печально известный указ 440, на основании которого Патриарх практически ликвидировал деятельность находящегося при Нём Синода: «Ввиду того, что Священный при Мне Синод, а равно и вызываемые Мной для участия в его работах Преосвященные архипастыри не зарегистрированы гражданской властью, нахожу благовременным, вплоть до Моего особого распоряжения, работу Священного при Мне Синода прекратить». 298 Немалое смущение, несомненно, у Церкви вызывали и его слова «наше правительство» по отношению к советской власти, кои он применял практически во всех обращениях начиная с 1918-го года. Во Вторник 25 Марта (7 Апреля) 1925 г. Патриарх Тихон должен был служить Литургию у Богоявления в Елохове. «Вследствие болезни зубов у Святейшего была произведена операция, но не всё было благополучно, так как появилась опухоль и Святейший чувствовал себя не в состоянии служить... Святейший всё время находился в лечебнице Бакуниной, на Остоженке, откуда довольно часто выезжал служить. Одни говорили, что 25 Марта (7 Апреля) днём Святейший чувствовал себя лучше и даже занимался делами, читал письма и бумаги и писал резолюции; другие, наоборот, утверждали, что Святейший уже с воскресенья не мог не только писать, но и читать и почти без сознания лежал в постели. Как бы то ни было, часов около 10 вечера Святейший потребовал умыться и, с необычайной для него строгостью, «серьёзным тоном», к которому я не привык, – рассказывал его келейник (Константин Пашкевич), – сказал: «Теперь я усну... крепко и надолго. Ночь будет длинная, тёмная-тёмная». 299 Да, ночь для Церкви наступила тёмная-тёмная... И длинная...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христологию как отправную точку в экклезиологии вообще подчеркивал Г. Флоровский, " Христос и Его Церковь: Предложения и комментарии " в " Церковь и Церковь " П., 1954, стр.164 и ее не следует понимать как отрицание пневматологического или триадологического аспекта Церкви. 290 Социологические точки зрения на кафоличность должны быть только производными точками зрения, а не наоборот. 291 Эта точка зрения на евхаристию является фундаментальной со времени появления учения Иринея, о чем смотри А. В. Циглера " Хлеб наших полей. Введение в евхаристическое учение св. Иринея " в " Про тунди вита " , 1960, стр.21–43. 292 Литургия блаж. Иоанна Златоуста (молитва посвящения). Та же самая молитва в литургии св. Василия делает еще яснее, что Святой Дух призывает не только для освящения даров, но и для реализации единства общины: И чтобы объединить всех нас сопричастников одним хлебом и одной чашей, одного с другим, в общении с одним Духом Святым. " 293 Смотри у Н. Ниссиотиса " Пневматология и экклезиология в служении единству Церкви " , " Истина " 12, 1967, стр.322–340, где рассматривается вопрос о роли Святого Духа в экклезиологии. Сравни О. Климент " Православная экклезиология… " , " Контакты " 20, 1968, стр.10–36 (Английский перевод в " Один во Христе " 6, 1970, стр.101–122). 294 Лк.1,35; Мф.1,18–20. 295 Деян.1–2. С тех пор крещение и миропомазание нераздельно соединялись в ранней Церкви и рассматривались как само действие Духа в крещении Христа и помазании (Лк.4,18), так что каждый крещеный и помазанный христианин мог стать самим Христом (Тертуллиан, " О крещении: 7–8; Феофил Антиохийский, " К Автол. " , 1,12 и особенно Кирилл Иерусалимский, " Поуч. " , 21, 1 ПГ 33. 1089). 296 Эта идея образует часть возникающего консенсуса по проблеме евхаристии в современном экуменическом движении. Смотри " Евхаристия в экуменической мысли " (документ " Веры и Устройства " во " Встреча по изучениям " , том.4, 1968. 297 Сравни А. Шмеман, " Таинства и Православие " , 1965, стр.14. 298 Сравни снова экуменический консенсус в " Евхаристия в экуменической мысли " (прим.74 и выше). 299

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

11 Наиболее обстоятельно – в «Диалоге о вочеловечении Единородного» (De incam. Unig./Éd. par G. M. Durand. Paris, 1964. SC 97. P. 188–301. CPG 5227 (БВ 5–6. C. 85–150)). В своем месте мы излагали аргументацию его издателя Ж. Дюрана, относившего «Диалог...» ко времени до 428 г. (БВ 5–6. 67–78). Такая датировка в настоящее время считается наиболее вероятной (Loon 2009. Р. 259– 262). 12 Ер. pasch. 17/Éd. par W. H. Burns, M. Boulnois, В. Meunier. Paris, 1998. SC 434. P. 254–295. CPG 5240. «Пасхальные послания», или «Пасхальные гомилии», – традиционные ежегодные окружные послания, в которых александрийский патриарх извещал свою паству о времени празднования Пасхи и давал те или иные догматические и нравственные наставления. Б. Менье, крупный специалист по христологии свт. Кирилла и один из издателей 17-го «Пасхального послания» в серии «Христианские источники», сопроводил данное издание специальной заметкой об особенностях христологического языка свт. Кирилла в этом сочинении (Meunier 1998. Р. 297–299). «17-е Пасхальное послание» и «Послание к монахам» подробно анализируются в одной из статей выдающегося французского ученого Ж. Льебэра, специалиста по истории христологических споров и знатока богословия свт. Кирилла (Liébaert 1970). Здесь он, в частности, сопоставляет их с сохранившимися фрагментами Нестория. Обстоятельный разбор этих посланий, их терминологии и христологии в целом, в ряду других сочинений начального этапа несторианской полемики, представлен и в новейшей капитальной монографии нидерландского исследователя Г. Луна, посвященной христологии александрийского святителя (Loon 2009. Р. 290–316). 15 Ж. Льебэр определяет время его написания, на основании хронологической таблицы издателя соборных деяний Э. Шварца (ACO I. 1, 1. Р. 6–14), январем- февралем (Liébaert 1970. Р. 35. N. 42), Г. Лун – февралем (Loon 2009. Р. 303), Дж. Мак-Гакин – весной 429 г. (McGuckin 1994. Р. 245. N. 1). 19 Ж. Льебэр сомневается, происходили ли эти споры в действительности. Он задается вопросом, не было ли указание на них только предлогом изложить критику воззрений Нестория (Liébaert 1970. Р. 35. N. 43). Но его сомнения никак не подкреплены документально.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010