25 янв. 1949 г. состоялись первые выборы в кнессет. Первая сессия открылась 14 февр. того же года. В И. была установлена республиканская форма правления. Президентом страны был избран Х. Вейцман, премьер-министром стал Д. Бен-Гурион. 5 июля 1950 г. был принят Закон «О возвращении», согласно к-рому И. предоставлял право на въезд и поселение евреям всего мира, впосл. этот закон неоднократно уточнялся (в 1970, 2003). На основе боевых отрядов, связанных с различными политическими движениями, была создана армия, призыву в к-рую подлежат и мужчины, и женщины. В первые годы существования государства в политической жизни И. доминировало движение социалистического сионизма (МАПАЙ, совр. «Авода»), возглавляемое Бен-Гурионом. Эти годы были отмечены массовой иммиграцией евреев, выживших во второй мировой войне и спасавшихся от преследований в араб. странах. С 1948 по 1958 г. население И. возросло с 0,8 млн до 2 млн. Большинство иммигрантов были беженцами и практически не имели имущества. К 1952 г. количество людей, размещенных во временных палаточных лагерях, достигло почти 200 тыс. чел. Необходимость решения данного вопроса заставила Бен-Гуриона пойти на подписание договора с ФРГ о выплате компенсации за евр. собственность, захваченную нацистами в годы войны, что, однако, было неодобрительно встречено некоторыми кругами евр. иммигрантов, считавших недопустимым любое сотрудничество с Германией. Отношения И. с СССР осложнились после начала кампании по «борьбе с безродными космополитами» (1948), кульминацией которой стало т. н. дело врачей (1952), когда группу медиков (в основном евреев) обвинили в намерении убить И. В. Сталина . В нач. 1953 г. в советской прессе появились сообщения о существовании «сионистской шпионской сети», плетущей интриги против СССР и стран «народной демократии». 9 февр. того же года члены тайного кружка крайних националистов (т. н. Црифинского подполья) взорвали бомбу на территории советского посольства в Тель-Авиве, после чего СССР разорвал дипломатические отношения с И. В июле (после смерти Сталина и прекращения «дела врачей») дипломатические отношения были восстановлены.

http://pravenc.ru/text/293910.html

В 1950-е – 1980-е гг., раскопками в Микенах, Пилосе и на Кипре занимался У. Тейлор. Выходец из титулованной британской аристократии, он занялся археологией, и, вообще, наукой, лишь на 5-м десятке своей продолжительной жизни, но успел сделать в изучении эгейской цивилизации больше своих современников. При этом, он сосредоточил исследовательский интерес на микенской керамике, ей он посвятил докторскую диссертацию, которую защитил в 1958 г. Именно, Тейлору, на тщательно изученном археологическом материале, удалось представить наиболее систематизированную и убедительную, выверенную в хронологическом и географическом отношении схему истории крито-микенской цивилизации, которая отражена в его, рассчитанной на широкого читателя, книге «Микенцы. Подданные царя Миноса». Эгейской цивилизации посвящены работы русских ученых С. Я. Лурье «Язык и культура микенской Греции» (1957), Т. В. Блаватской «Ахейская Греция во втором тысячелетии до н. э.» (1976) и Ю. В. Андреева «Островные поселения эгейского мира в эпоху бронзы»(1989) 3. Историография античной эллинской цивилизации Античная цивилизация связана с современным миром непрерывным преемством исторической памяти. Тексты историков этой цивилизации сохранились до наших дней, и они всегда были доступны для чтения, хотя бы узкому кругу эрудированных знатоков – иными словами, их не надо было расшифровывать. Нам не представляется обоснованным, ставший, едва ли, не общепринятым, подход к древним историкам, как к историкам донаучной эпохи, заставляющий рассматривать их труды вне обзора исторической науки, а, как, всего лишь, источники, наравне с текстами древних документов. Конечно, критический и даже аналитический элемент в этих древних памятниках присутствует в иной и меньшей мере, чем у современных историков, но уместнее, в связи с этим, говорить о развитии, о прогрессе исторической науки, а не проводить вместо этого жирную черту, отделяющую научную историю от донаучной историографии. Поэтому, не станем выводить за скобки нашего историографического очерка «отца истории» Геродота из Галикарнаса, автора знаменитой «Истории греко-персидских войн», написанной по живым следам описываемых событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1951-1954 гг. – на средства Московской Патриархии были частично подновлены и восстановлены фрески и иконы, отремонтированы крыша, стены, окна и система отопления. 1950-е, 1970-е гг. - П.А. Некрасов занимался реставрацией живописи. 1951 г. – реконструировались каналы для калориферов, вскрывался пол, проводились земляные работы в северной галерее – были открыты фундаменты двух пристроек, примыкавших к северной стене первоначального храма и фундамент перехода на хоры; раскопки показали, что башен, как предполагал Н.Н. Воронин, не было. 1917-1960 гг. – в соборе было проведено 5 крупных реставрационных работ по отдельным объектам живописи и прикладного искусства. Сотрудниками Владимирской специальной научно-реставрационной мастерской были проведены широкие комплексные исследования по состоянию фресковой живописи и иконостаса. Было расчищено, укреплено и воссоздано свыше 1300 кв.м. настенной живописи, полностью дополнены утраты в резьбе, проведено укрепление позолоты и подведение левкаса на иконостасе Андреевского придела, внутренние земляные работы по прокладке теплотрасс, вентиляционной системы и электрокабелей. Отремонтированы северный и центральный нефы собора. Работы проводились под контролем специальной государственной комиссии Министерства культуры РСФСР. Под руководством А.П. Некрасова реставрировали фрески И.И. Федотов, В.С. Степанова, В.Н. Лыткина. Были обнаружены фрагменты орнаментальной и сюжетной фресковой живописи 1161 и 1189 годов. Почти половина фресок Рублева была «погребена» под последующими обновлениями собора. По старым документам были определены места рублевских фресок, освобождены от наслоений веков «Сошествие святого духа», «Преображение», «Введение во храм», фрагмент «Отвержение даров», они занимают своды собора. Несмотря на огромный опыт реставраторов, происходят огромные ошибки. Они связаны с вмешательством в авторскую живопись и в конечном счете с ее искажением. Примером может послужить реставрация в знаменитой композиции «Страшный суд» Андрея Рублева, проводимая в 1981-1982 гг. 1958 г. – реставрировались центральный купол и шпиль Успенского собора.

http://sobory.ru/article/?object=00186

122. Квакиутли и другие индейцы северо-западного побережья представляют собой промежуточный случай — это аристократические общества, в которых, тем не менее, использовались непринудительные средства накопления ресурсов, по крайней мере в ту эпоху, о которой мы знаем (другая точка зрения в: Codere 1950). 123. Бывают иерархические отношения, которые сами себя подтачивают, например между учителем и учеником: если учителю удалось передать свои знания ученику, основа для неравенства исчезает. 124. Неясно, на каком языке это было сказано, ведь у эскимосов не было института рабства. Кроме того, этот пассаж не имел бы смысла, если бы не было некоторых условий, в которых обмен подарками все же осуществлялся и, соответственно, росли долги. Охотник подчеркивает, что главное здесь заключалось в том, чтобы эта логика не распространялась на базовые потребности вроде пищи. 125. Его звали Тей Реинга. 126. Точно так же две группы могут образовать союз, установив «шуточные отношения», в которых любой участник одной группы может — по крайней мере, в теории — обращаться к представителю другой с такими оскорбительными просьбами (Hebert 1958). 127. Марсель Мосс в своем знаменитом «Очерке о даре» (1924) часто так делал, что нередко вносило путаницу в дискуссии последующих поколений. 128. Mauss 1925, греческим источником был Посидоний. Как обычно бывает, неизвестно, насколько буквально стоит воспринимать этот рассказ. Мосс считал его довольно точным; я подозреваю, что такое могло произойти всего пару раз. 129. Первая цитата взята непосредственно из Саги об Эгиле, глава 78. Отношение Эгила к щиту было двойственным: позже он взял его на свадебный пир, где бросил в бочку с кислой сывороткой. Затем, решив, что щит безнадежно испорчен, он снял с него украшения. 130. Другой антрополог, например, определяет отношения между патроном и клиентом как «долгосрочные договорные отношения, в которых поддержка со стороны клиента обменивается на защиту со стороны патрона; в этом есть идеология с нравственным посылом, которая исключает открытый точный подсчет, но обе стороны все равно ведут негласный приблизительный счет; обмениваемые товары и услуги не равноценны, и не подразумевается, что ведется честный обмен или что удовлетворение, получаемое сторонами, уравновешивается, поскольку клиент явно слабее и нуждается в патроне больше, чем патрон в нем» (Loizos 1977:115). Это тоже одновременно является и не является обменом и подсчетом.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

Новые госпитали были открыты сначала в районе Кордовы, а потом в Андалусии и Эстремадуре (в 1724 - в Мериде, в 1740 - в Малаге), позднее в Алкале и Мадриде. После упразднения в Испании религ. орденов (1835) женщины могли продолжить госпитальную деятельность, муж. ветвь была секуляризирована и впосл. окончательно упразднена. В связи с изменением устава (1894) и отменой правил строгого затвора госпиталитки получили разрешение на сбор милостыни (с 1906). В 1915 г. ок. 20 госпиталей с жен. общинами объединились в конгрегацию диоцезального права. В 1958 г. Папский престол официально утвердил конгрегацию, конституции госпиталиток Иисуса из Назарета были одобрены 21 мая 1960 г. Госпиталитки св. Карло Борромео [франц. Hospitalières de s. Charles Borromée], бельг. жен. конгрегация. В 1677 г. в Льеже каноник П. П. В. де Вальдор собрал общину благочестивых мужчин и женщин. В 1689 г. еп. Льежа кард. Жан Луи д " Эльдеран предоставил общине статус религ. братства католич. св. Карло Борромео . В 1701 г. в Льеже был построен странноприимный дом, переданный заботам 13 госпиталиток. В 1878 г. жен. община была преобразована в конгрегацию диоцезального права. Новая конгрегация жила по августинскому уставу и была утверждена в 1907 г. Папским престолом. В 1968 г. в состав конгрегации вошла льежская община распущенной тогда же конгрегации госпиталиток блж. Августина. Госпиталитки Богоматери милосердия [франц. Hospitalières de Notre-Dame de la Charité], жен. госпитальная конгрегация в Бургундии (Франция). В 1683 г. для работы в госпитале г. Дижона по призыву каноника Б. Жоли была создана община благочестивых девушек, деятельность общины и устав в авг. 1694 г. одобрил еп. Лангра Луи Арман Симиан де Горд. Дижонской конгрегацией были открыты госпитали в Марсиньи, Лангре и позднее в Шатийоне и Аваллоне, имевшие статус самостоятельных. В сер. XIX в. сестры из общин в Витто и Шатийоне выразили готовность подчиниться дижонской конгрегации. В 1869 г. настоятельница общины в Дижоне, поддержанная епископом, получила от папы Пия IX утверждение конгрегации как института понтификального права, однако вскоре после этого общины Витто и Шатийона вернулись к автономному статусу. В 1928 г. конгрегация госпиталей Дижона, Витто и Шатийона была воссоздана. В 1950 г. она вновь стала институтом диоцезального права. В 1980 г. конгрегация насчитывала ок. 35 чел. Госпиталитки Св. Креста

http://pravenc.ru/text/166293.html

Весь мир меняется, несётся всё вперёд, А я нарушить слова не посмею? Все статьи обросли истолкованиями, указаниями, инструкциями. Если деяние обвиняемого не охватывается кодексом, так можно осуждать ещё: — по аналогии (какие возможности!); — просто за  происхождение (7-35, принадлежность к социально-опасной среде); — за связь с опасными лицами (вот где широта! какое лицо опасно и в чём связь — это лишь судье видно). Только не надо придираться к чёткости издаваемых законов. Вот 13 января 1950 вышел указ о возврате смертной казни (надо думать, из подвалов Берии она и не уходила). Написано: можно казнить подрывников-диверсантов . Что это значит? Не сказано. Иосиф Виссарионович любит так: не досказать, намекнуть. Здесь только ли о том, кто толовой шашкой подрывает рельсы? Не написано. «Диверсант» мы знаем давно: кто выпустил недоброкачественную продукцию — тот и диверсант. А кто такой «подрывник»? Например, если разговорами в трамвае подрывал авторитет правительства? Или замуж вышла за иностранца — разве она не  подорвала величия нашей родины?… Да не судья судит — судья только зарплату получает, судит инструкция! Инструкция 37-го года: десять — двадцать — расстрел. Инструкция 43-го: двадцать каторги — повешение. Инструкция 45-го: всем вкруговую по десять плюс пять лишения прав (рабочая сила на три пятилетки). Инструкция 49-го: всем по двадцать пять вкруговую. (И так настоящий шпион — Шульц, Берлин, 1948 — мог получить 10 лет, а никогда им не бывший Гюнтер Вашкау — двадцать пять. Потому что — волна, 1949 год.) Машина штампует. Однажды арестованный лишён всех прав уже при обрезании пуговиц на пороге ГБ и не может избежать срока. И юридические работники так привыкли к этому, что оскандалились в 1958 году: напечатали в газетах проект новых «Основ уголовного производства СССР» и в нём забыли дать пункт о возможном содержании оправдательного приговора! Правительственная газета («Известия», 10 сентября 1958) мягко выговорила: « Может создаться впечатление , что наши суды выносят только обвинительные приговоры.»

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

В 1-й пол. XX в. арм. община Тегерана становится наиболее крупной в И. В 1944 г. приход Тегерана отделился от епархии И. и Индии и вместе с общинами Казвина, Решта, Энзели, Мазендерана, Хорасана, Хамадана, Арака и 5 сельских районов создали 3-ю арм. после Нов. Джульфы и Тебриза епархию Армянской Апостольской Церкви в И. В 1945 г. Католикос Эчмиадзина назначил архиепископов Коштаяна и Драмбяна на кафедры Нов. Джульфы и Тегерана соответственно. В 1949 г. они были изгнаны из И., а в 1950 г. правительство запретило иностранным гражданам возглавлять иран. общины. В 1958 г. 3 арм. епархии И. вошли в духовную юрисдикцию Киликийского Католикосата. Арм. общины Индии и о-ва Ява остались верны Эчмиадзинскому Католикосату. В 1979 г. И. принял новую Конституцию страны, которая определила права христ. и др. меньшинств. В гл. 2, ст. 15 говорится, что они имеют право содержать школы и средства массовой информации на языках, отличных от фарси, офиц. языка И., а также что «использование региональных и племенных языков в прессе и СМИ и обучение на них в школах допускается в дополнение к фарси». В первые годы после Исламской революции в арм. школах ничего не изменилось, но в нояб. 1981 г. правительство запретило изучение арм. языка в школах и заявило, что все религ. дисциплины должны преподавать на фарси. В нояб. 1983 г. Мин-во образования и обучения издало приказ о том, что религ. воспитание детей должно быть на фарси с использованием учебников, изданных мин-вом. Преподавание языков национальных и религ. меньшинств было ограничено до 2 часов в неделю. Хотя армяне И. энергично протестовали против этих изменений, в 1984 г. правительство закрыло более 10 арм. школ в Тегеране. Но арм. школы Нов. Джульфы, к-рая давно уже стала частью Исфахана, были сохранены благодаря поддержке аятоллы Джалал-эд-Дина Тахери. Школы выполняли требования мин-ва лишь частично, и в них продолжали изучать арм. язык и религию 8-10 ч. в неделю. В наст. время понятия «армянская школа» в И. не существует, т. к. все школы страны де-юре включены в общую систему народного образования. Однако существуют гос. школы, в к-рых общеобразовательные предметы детям из арм. семей (как принадлежащим к религ. меньшинствам) преподают на языке фарси, а в течение неск. часов в неделю они изучают лит-ру, историю арм. народа и религ. предметы на арм. языке. Обучение мальчиков и девочек, как принято в И., ведется раздельно, но по одной программе.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Весной того же года неофициально начала действовать единственная в М. о. община евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) в Серпухове, ее пресвитером стал пастор И. П. Беляев; вскоре он подал документы на регистрацию в Совет по делам религиозных культов. В качестве основания для регистрации Беляев привел факт существования общины в Серпухове в 1923-1938 гг. 28 марта 1946 г. уполномоченный Совета по делам религ. культов по М. о. С. Я. Бесшапошников зарегистрировал серпуховскую общину, пресвитером которой стал бывш. рабочий Я. Т. Темненков, т. к. Беляеву отказали в регистрации в качестве пастора. В 1948 г. община состояла из 105 чел. С сер. 40-х до 1-й пол. 50-х гг. XX в. старшим пресвитером ЕХБ по Москве и М. о. служил пастор М. А. Орлов, одновременно он занимал должность зам. главы ВСЕХБ. В 1950 г. властям были известны незарегистрированные группы ЕХБ (численностью не менее 20 чел. каждая) в Коломне (под рук. С. И. Ковачёва) и в Электростали (под рук. Г. З. Рудниченко). В 1958 г. в М. о. уполномоченный фиксировал деятельность 16 незарегистированных групп баптистов общей численностью 820 чел. В 1959 г. была отмечена деятельность нелегальной общины ЕХБ в Дедовске, которую возглавлял пастор А. Л. Каюков. Др. пастор этой общины, В. Я. Смирнов, был арестован в 1961 г. В 1961 г. серпуховская община численностью 168 чел. была снята с регистрации под предлогом «распада исполнительного органа» и в связи «с неудовлетворительным состоянием молитвенного дома» (это послужило причиной расторжения властями договора о его аренде). После раскола в движении ЕХБ в 1962 г. число подпольных общин возросло. Одним из центров движения сторонников Совета церквей евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ; см. ст. Инициативники ) стал пос. Ильинский Раменского р-на, где проповедовал пастор Пчелинцев († 1963). В 1963 г. местом собрания инициативников стало с. Любучаны (ныне поселок Чеховского р-на). В сер. 60-х гг. XX в. существовали нелегальные общины баптистов в Истре, Можайске, Коломне, Ступино, в поселках Голицыно и Кубинка Одинцовского р-на (ныне города) и в пос.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Немецкий язык преподавался в этой школе всегда (порой – наряду с английским), а до 1930 года она, будучи уже национализированной, официально продолжала оставаться немецкой школой. Здесь учился будущий поэт Даниил Иванович Ювачев (Хармс) (1905–1942), умерший в заключении в блокадном Ленинграде. В 1930 году эту школу закончил Н. Ульянов, хранитель музейного фонда истории Петришуле. Даже спустя десятилетия питомцы Петришуле с любовью вспоминают свою школу и стараются не пропускать встречи выпускников. Еще в 1950-е годы на вечерах встречи выпускники XIX-ro столетия делились воспоминаниями о прошлом школы, ее традициях. Ежегодно первая суббота апреля – встреча выпускников. В 2009 году самым «возрастным» был ученик 1936 года выпуска, он прилетел из США. На встречу 2010 г. пришел дедушка, который закончил Петришуле в июне 1941 -го. «Школа – это наша семья», – признаются вчерашние ученики. 311 …Полнейший «разгром» школы планировался на начало 1940-х годов: сделать ее учебным заведением только для детей рабочих, изгнав детей интеллигенции и «бывших». К счастью, в послевоенное время об этом не вспомнили. И не было за все время ни одного выпуска, ни одного учителя, кто не хранил бы в своем сознании название школы, и это ощущение причастности к истории города и страны передавалось и передается из поколения в поколение. После Великой Отечественной войны, когда говорить по-немецки язык не поворачивался и школы переходили на другие иностранные, Петришуле первая вернула в город немецкий как язык для углубленного изучения в школе. На фасаде Петришуле – три даты. Первая –«1760», год, когда было заложено уже каменное здание, причем точно неизвестно, чью идею тогда воплощали: то ли замысел Растрелли (с которым дружил финансировавший строительство барон Штегельман); то ли Трезини (с которым не менее приятельствовал Крюйс). Вторая дата, «1915», – дата последней перестройки здания (оно постепенно доросло с двух- до пятиэтажного). Третья, «1958», – год, когда в школе был капитальный ремонт.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Возрождение стало возможным благодаря возобновлению связей с духовным центром поморцев в Вильнюсе. Из возобновленных общин регистрацию в 1945-1946 гг. получили общины и молельные в Ст. Борисове (ныне в черте Борисова) (200 чел.), в с. Волковышки (ныне Волковыск Крупского р-на) (100 чел.), в с. Вершовка Крупского р-на (100 чел.), в с. Марциановка (40 чел.) и в с. Вишенька Червенского р-на (60 чел.). В Вишеньке община и храм были сняты с регистрации в 1950 г. Остальные 10 общин действовали нелегально. К ним относились, по офиц. данным (заниженным), не менее 1 тыс. чел. Крупнейшей из незарегистрированных была община с храмом в Ново-Борисове (ныне в черте Борисова). Старообрядческие поселения с нелегальными молельными поморцев в 1945-1947 гг. фиксировались в Холопеничском и Крупском р-нах Минской обл. (позже часть из них отошла Чашникскому р-ну Витебской обл.). Большая община из 100 чел. находилась в с. Кулечинка Холопеничского р-на (ныне дер. Колеченко Чашникского р-на Витебской обл.). Подпольная община, действовавшая с 1935 г., существовала в с. Гольцберг Холопеничского р-на (ныне дер. Гольсберг Крупского р-на), она объединяла 70 поморцев. Общины численностью 60 чел. находились в соседних селах Михеевка и Трояновка Холопеничского (ныне Борисовского) р-на. По 50 старообрядцев входили в общины поморцев в с. Барсуки (ныне деревня в Борисовском р-не) и в с. Игрушка Крупского р-на; по 40 старообрядцев объединяли общины в с. Федоровка (ныне агрогородок Нов. Заря Чашникского р-на Витебской обл.), в с. Устиновка Крупского р-на и в с. Бабарика Холопеничского р-на. В этих селах уже в 1947 г. было объявлено о закрытии старообрядческих молельных. Мн. духовные наставники на рубеже 40-х и 50-х гг. были репрессированы. В ходе хрущёвской антирелиг. кампании были закрыты молельные и сняты с регистрации общины в селах Мартияновка (1961), Вершовка (1962), Волковышки (1963). У крупнейшей Крестовоздвиженской общины в Борисове в 50-х гг. дважды изымали молитвенные здания, с 1958 г. поморцы молились в доме старосты общины на окраине Борисова.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010