Когда глава полиции Греции генерал СС Струп выяснил, кто стоял за письмом, и начал угрожать архиепископу расстрелом, тот сказал Струпу: «Согласно традиции Православной церкви, наших иерархов вешают, а не расстреливают. Я прошу уважать эту традицию». Митрополит Хризостом Митрополит Хризостом (1890 – 1958) – епископ Греческой Православной церкви, митрополит Трифилийский и Олимпийский. За спасение еврейской общины Закинфа признан израильским Яд ва-Шемом «Праведником мира». Митрополит так же, как и архиепископ Дамаскин, рисковал своей жизнью ради спасения жизни евреев. В 1943 году командир немецкого гарнизона острова Беренс позвал в свой кабинет мэра Закинфа Лукаса Каррера и, приставив револьвер к его груди, потребовал предоставить список всех еврейских семей Закинфа. В то время еврейская община острова насчитывала 275 человек. Каррер отказался давать этот список и срочно отправился к Хризостому. Митрополит ответил: «Я беру это дело на себя». Митрополит Хризостом и мэр тайно инструктировали евреев записываться в группы добровольных работ, а затем их подменяли греки. Тем временем самих евреев рассеивали по горным деревням острова. Ангелос Эверт Когда пришло время отдать немцам список евреев, митрополит отдал им документ, в котором были две фамилии: самого Хризостома и мэра Каррера. Оба они получили награду «Праведник мира» в 1978 году. Архиепископ Дамаскин также дал негласное распоряжение своему духовенству выдавать беженцам фальшивые свидетельства о крещении с христианскими именами (всего было выдано несколько тысяч), а шеф греческой полиции Ангелос Эверт (1894-1970) выдавал им соответствующие удостоверения личности (около 27 тысяч). Есть сведения о том, что архиепископ лично выдавал ложные свидетельства о крещении греческим евреям, спасая их таким образом от смерти. Ангелос Эверт стал «Праведником мира» в 1969 году. Князь Константин Караджа Князь Константин Караджа (1889-1950) – румынский дипломат. Во время Холокоста лично спас десятки тысяч жизней. Используя все свои возможности, Караджа сделал все, чтобы спасти жизни румынских евреев. Он требовал отправки в Румынию ее граждан, проживавших на территории Германии, Франции и других оккупированных нацистами стран.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-pravedni...

Поэзия конца 1990-х также была рассчитана на самые разные вкусы: от почитателей классической лирической традиции до любителей эпатажной авангардной поэзии. В это время продолжали свой творческий путь советские писатели-шестидесятники, успех которых ушел в прошлое, однако их имена оставались на слуху, и их стихи печатали авторитетные журналы «Октябрь» и «Знамя». Автор Белла Ахатовна Ахмадулина (1937–2010) родилась в Москве, в семье, которая принадлежала к советской элите. Ее мать была переводчицей, а отец работал таможенным начальником. Предки Беллы по отцовской линии — татары, у матери были итальянские корни. Первый сборник Ахмадулиной " Струна " (1962) Свои первые стихотворения Ахмадулина начала писать еще в школе. Уже в 1955 году известные журналы опубликовали подборку стихов молодой поэтессы, которую сразу же заметили и оценили читатели. Не сомневаясь в своем поэтическом будущем, Ахмадулина поступила в Литературный институт имени Горького. Интересно, что в 1959 году ее отчислили из института за то, что она отказалась участвовать в травле Бориса Пастернака, получившего в 1958 году Нобелевскую премию по литературе и названного «клеветником» и «предателем»: «Исключали меня за Пастернака, а делали вид, что за марксизм-ленинизм». Однако вскоре Беллу восстановили, и она закончила Литинститут с красным дипломом в 1960 году. Серебряный родниковый хрустальный голос Ее первый поэтический сборник «Струна» вышел в 1962 году. К этому времени Ахмадулина и другие поэты-шестидесятники периода «оттепели» — Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Булат Окуджава собирали на своих выступлениях огромные залы, стадионы, площади. В 1950–1960-е годы возрос интерес именно к озвученному поэтическому слову. Молодая Белла Ахмадулина читает свои стихи Особое, завораживающее впечатление на публику производил звонкий, хрустальный голос поэтессы Ахмадулиной, ее манера исполнения своих произведений. Белла Ахмадулина - " Мои товарищи " , стихотворение посвящено Андрею Вознесенскому

http://foma.ru/50-velikih-stihotvoreniy-...

После войны родились моя мама и мой младший дядя. Бабушка говорила, что был и еще один ребёнок, мальчик, но он родился мёртвым… Дедушка менял места службы, и вместе с ним путешествовала семья. Еще в детстве, слушая рассказы бабушки, я подумала: неважно где жить, главное чтобы семья была рядом! Дедушка вышел на пенсию, по состоянию здоровья служить он уже не мог, но был достаточно молодым для пенсионера человеком. И семья переехала в Крым: дедушка всегда мечтал «привезти семью на море», нашел хороший вариант обмена жилплощади, и в 1958 году это осуществилось. Оказавшись в частном финском домике с участком земли, дедушка развил бурную деятельность. Всё делалось «по науке»: он посадил черенки винограда, обрезал уже росшие там плодовые деревья и посадил новые, стал ремонтировать дом… Бабушка же устроилась на работу в школу. Все дети были уже в школьном возрасте. И когда моя мама окончила 8 классов, то вместе со старшим братом поехала в Москву, поступать в техникум. На каникулы и она, и ее брат всегда приезжали домой и привозили своих друзей. Вот тогда проявился бабушкин дар гостеприимства. Честно скажу — у меня такого дара нет… Радушно принять любое количество гостей, не уточняя, надолго ли они приехали, всех разместить, вкусно и разнообразно кормить — у нее это получалось! Правда, возникла неожиданная проблема — с дедушкой. Всю жизнь он командовал, но не дома, а на работе. Дома царила бабушка, он просто не вникал в домашние дела — не было такой возможности. Конечно, выполнял мужскую работу — дров наколоть, воды принести, но решения принимала супруга. Теперь же, оказавшись на пенсии, он решил приложить свою энергию в домашнем хозяйстве. Вот тут-то и столкнулись два сильных характера. Бабушка — более эмоциональная и энергичная, дедушка — более спокойный и флегматичный, но в то же время упрямый. Он предпочитал уйти от спора, но делать по-своему. Кеслер М. Л., «Крым.» 1950-е гг., холст на картоне, масло Моя мама тем временем  благополучно закончила  техникум, вышла замуж, и родилась я. А маму с работы направили получать высшее образование, и она поступила в институт. Тут оказалось, что маленький ребёнок сильно мешает учебному процессу. И бабушка приняла решение — забрать этого ребенка, то есть меня, к себе в Крым, чтобы мама смогла доучиться. Мне тогда только исполнился год. И несколько лет я провела у бабушки, в домике с садом и виноградником. До сих пор вспоминаю это время как лучшее в своей жизни!

http://pravmir.ru/babushka-3/

Фото: saint-petersburg.ru Его фильмы «Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин», «Хрусталев, машину!» — классика отечественного и мирового кинематографа. Фильм «Проверка на дорогах», снятый в 1971 году, пролежал на полке 14 лет и вышел на экраны только в 1985. Последний фильм — «Трудно быть богом» — режиссер снял, но озвучить не успел. Митрополит Адриан (Аурел Хрицку) (22.02.1926 — 23.02.2013), иерарх Румынской Православной Церкви, архиепископ Центрально и Западно-Европейский (1982–1992) Фото: drevo-info.ru Монашеский постриг принял в 1950 году, в 1951 рукоположен в сан иеродиакона. Архиерейская хиротония состоялась в 1974 году. С 1982 года правящий архиепископ Центрально и Западно-Европейской епархии с кафедрой в Париже. С 1992 года на покое. Ван Клиберн (12.07.1934 — 27.02.2013), американский пианист, первый победитель Международного конкурса имени Чайковского (1958) Фото: mm.kanald.ro Мировую известность имя Клиберна получило после сенсационной победы на первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве в1958 году. Молодой пианист завоевал симпатии как членов жюри, так и публики. Это было тем более удивительно, что действие происходило в разгар холодной войны. В 2004 году музыкант выступал с гастролями в Москве, приурочив эти гастроли к своему 70-летию. В сентябре 2009 года в Москве в рамках I Международного фестиваля мастер-классов «Слава маэстро!», посвящённого музыканту и педагогу Мстиславу Ростроповичу, маэстро дал серию мастер-классов. В июне 2011 года Клиберн был председателем жюри конкурса пианистов на Международном конкурсе имени Чайковского в Москве. Уго Рафаэль Чавес Фриас (28.07.1954 — 05.03.2013), президент Венесуэлы Фото: rbc.ua 4 февраля 1992 года возглавил путч, но уже в полдень сдался властям и призвал своих сторонников сложить оружие. При этом в момент ареста он заявил, что борьба будет продолжена. Отсидел в тюрьме два года, был помилован, сразу после освобождения вновь занялся политикой, в 1998 году победил на президентских выборах. Попытка свергнуть его в 2002 году провалилась. Высшие и средние слои общества не раз остро критиковали его, обвиняли в пренебрежении к правам человека, репрессиях, называли его диктаторов нового типа. Но Чавес был популярен и оставался президентом до конца жизни. Андрей Владимирович Панин (28.05.1962 — 06.03.2013), актер, заслуженный артист РФ, лауреат Государственной премии и премии «Ника»

http://pravmir.ru/2013-poteri-goda/

Обеспокоенные ростом популярности Народной партии, представлявшей интересы цветного большинства, брит. власти в 1928 г. придали Британской Гвиане статус коронной колонии, что предполагало перераспределение власти от избранных представителей к имперским чиновникам. Новая Конституция колонии заменила палату управления и Объединенную палату однопалатным Законодательным советом, большинство членов к-рого до 1943 г. назначались губернатором. Во время второй мировой войны на территории Британской Гвианы появились военно-морская и военно-воздушная базы США. Конец второй мировой войны был отмечен подъемом антиколониальной борьбы в Британской империи. Основным проводником антиколониальной агитации в Г. стал образованный в 1946 г. Политический комитет, выступавший также за введение всеобщего избирательного права и социалистический путь развития. В 1947 г. прошли выборы в Законодательный совет по новому избирательному закону, понизившему имущественный ценз. Большинство избранных членов парламента выступали на выборах от цветного большинства (Союз цветного населения Британской Гвианы) и рабочего класса (Лейбористская партия), но, оказавшись в парламенте, депутаты перешли на умеренные, пробрит. позиции. В янв. 1950 г. на базе Политического комитета была образована Народная прогрессивная партия (НПП) - первая массовая политическая партия Г., выступавшая с последовательно антиколониальной и демократической программой. Лидерами партии стали Ч. Джаган, врач инд. происхождения, и Ф. Бёрнхем, юрист афрогайанского происхождения. В 1951 г. брит. правительство утвердило новую Конституцию Британской Гвианы. На всеобщих выборах в апр. 1953 г. абсолютное большинство голосов получила НПП. Однако под давлением консервативных кругов (прежде всего Ассоциации производителей сахара) и США брит. правительство распустило правительство НПП в окт. того же года, обвинив его в сочувствии коммунизму и СССР. Действие Конституции было приостановлено, введено чрезвычайное положение, новые министры были назначены колониальной администрацией. Мн. члены НПП, включая ее лидера Джагана, оказались в тюрьме. В 1955 г. власти спровоцировали раскол в НПП, правое крыло партии во главе с Бёрнхемом вышло из ее состава. Всеобщие выборы состоялись в авг. 1957 г. НПП вновь одержала победу и сформировала правительство. Однако раскол в НПП обострил расовое противостояние в обществе. За партию Джагана голосовали преимущественно гайанцы-индопакистанцы, за партию Бёрнхема Народный национальный конгресс (ННК) - афрогайанцы. НПП потеряла поддержку среди афрогайанцев, после того как правительство этнического индийца Джагана наложило в 1958 г. вето на вхождение страны в Вест-Индскую федерацию из опасения, что индопакистанцы окажутся в меньшинстве в федерации, населенной преимущественно чернокожими.

http://pravenc.ru/text/161461.html

На Церковном Соборе 1955 г. делегатом И. Волковым было сделано предложение об образовании комиссии по улучшению экономического положения ФПЦ. Этому послужило недостаточное улучшение материального положения Церкви за период с 1950 по 1955 гг. В 1955 г. бюджет Финляндской Церкви составлял 16 951 000 фин. марок, расход за год равнялся 16 984 000, в итоге дефицит составлял 17 000 марок . Комиссия была создана, в ее состав вошли И. Волков, ревизор А. Потконен, настоятель прихода Котка свящ. Михаил Ритамо, директор К. Туомиоя и помощник судьи С. Хяркинен . Кроме того, впервые в 1955 г. было озвучено, что в Церковном фонде имеется 40 000 000 фин. марок, составляющих компенсацию государства за упраздненные после Зимней войны 1939–1940 гг. приходы Ладожской Карелии . На том же Соборе были изменены правила материального обеспечения духовенства. Теперь священнослужители ФПЦ приравнивались по своему статусу к государственным чиновникам: заработная плата священника должны была равняться заработной плате лектора, а псаломщик должен был получать столько же, сколько и учитель народной школы . Священнослужители стали получать прибавку к жалованию за выслугу лет и по старости. На сумму заработной платы количество богослужений влиять перестало, теперь если прихожане хотели провести дополнительные богослужения, то их пожертвования, полученные за данную службу, поступали целиком в пользу Церковного Управления . В конце декабря 1958 г. благочинный Патриарших приходов в Хельсинки протоиерей Михаил Славнитский составил для Совета по делам РПЦ справку «Положение разных Церквей в Финляндии». В ней говорилось, что «материальное положение православного духовенства в Финляндии приличное», все священнослужители, даже в провинции, имеют большие квартиры. Государственное жалование получает епископат, законоучители и административные лица, а приходское духовенство получает жалование от Церкви. Прихожане Финляндской Православной Церкви облагаются налогом, неуплата которого никем не взыскивается . Несомненно, на решение финляндского Церковного Управления при выборе своего канонического статуса в лоне Вселенского Патриархата сильно повлияли и русофобские настроения в тогдашней Финляндии.

http://bogoslov.ru/article/4231899

РНИИ вернулся в Москву, ставший научным руководителем Мстислав Всеволодович Келдыш добился вызова БВ в столицу, и ссыльный делал доклад на Научно-техническом совете оборонного института. Народный комиссариат государственной безопасности выдал ему допуск к секретной документации, но милиция все равно считала его приезд побегом из-под стражи! Раушенбах вынужден был вернуться в Нижний Тагил. Официально он покинул места не столь отдаленные в сорок восьмом году и сразу попал под крылышко к Главному теоретику, как загадочно именовали тогда М.В.Келдыша. Жизнь стала обретать нормальные очертания. В 1950 году у Б.В. и В.М. Раушенбах родились девочки-близнецы. Забегая вперед, отметим, что в предстоящие годы Вера Михайловна Раушенбах защитила кандидатскую диссертацию по эпохе неолита и бронзового века, стала директором по научной части Исторического музея; Оксана окончила Физико-технический институт, работает специалистом-программистом по статистике в НИИ имени Семашко; Вера окончила факультет биологии МГУ и осталась там на преподавательской работе. Обе дочери защитили кандидатские диссертации. Подросло и юное поколение Раушенбахов: внучка Верочка и внук Борис. В 1949 году Борис Викторович защитил кандидатскую диссертацию, в 1958-м – докторскую. У Келдыша он занимался теорией вибрационного горения, акустическими колебаниями в прямоточных двигателях. У него было негромкое, но прочное научное имя. Печатается в сокращении. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 6 мая, 2024 6 мая, 2024 24 апреля, 2024 13 февраля, 2024 5 февраля, 2024 27 января, 2024 28 декабря, 2023 7 декабря, 2023 23 ноября, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/chelovek-razbirayushhi...

Достоинство этого перевода – в его доступности. Многие его выражения стали хрестоматийными, на них существует множество проникновенных проповедей. Перевод относительно верен, то есть соответствует греческому оригиналу, однако местами верность пропадает, выражения путаются и становятся непонятными. Примечательно, что в Синодальном переводе нашли отражение и социальные проблемы XIX века, то есть, времени, когда перевод создавался. Например, в 1 Кор. 7, 21 в Синодальном переводе есть такие слова: «Рабом ли ты призван, не смущайся, но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся». Греческий текст рекомендует оставаться рабом, так спасительней для души, но переводчики знали, что общественное мнение выступает за отмену рабства, поэтому текст был заретуширован. Из наиболее критикуемых черт перевода можно упомянуть и архаизмы: «ибо», «еси», «Я есмь» и др., и старинные слова, которые человеку, не укорененному в культуре церковнославянского языка, понять просто невозможно.   Есть ли переводы Нового Завета, кроме Синодального? Такие переводы есть, и немало. Синодальный перевод был осуществлен в 1824 году. Свое именование он получил оттого, что делался по распоряжению Священного Синода Русской Церкви. В XIX веке были предприняты и другие попытки перевода, но они были менее удачными, чем Синодальный. В этом отношении выдающимся явился век минувший, двадцатый. Лучший до сих пор – это перевод под редакцией еп. Кассиана (Безобразова). Работа над ним началась еще в 1950-е годы, и вместе с самим еп. Кассианом в ней участвовали протоиерей Николай Куломзин, баптистский пастор П. Васильев и др. Перевод, таким образом, можно назвать «экуменическим». Этот перевод начал издаваться в Англии. В 1958 году были опубликованы все Евангелия, а в 1970-м – полностью Новый Завет. В нашей стране этот перевод был переиздан Российским Библейским Обществом в 1994 году (с тех пор много раз переиздавался). Перевод ровный, красивый. Переводчик (а им в большей степени был сам еп. Кассиан) привлекает новейшие достижения текстологии Нового Завета и при этом местами использует Синодальный перевод, с которым чувствуется преемственная связь, местами – закрепившиеся в сознании верующих славянизмы.

http://azbyka.ru/parkhomenko/otvety-na-v...

и такими были гностич. секты. Поэтому убеждаются все более и более, что гносис был религиозным явлением“. Религиозным явлением, стоящим в тесной связи с языческим мистическим течением, считает гностицизм и Группе 1943 . Как на религиозное явление, смотрят на него также Крюгер 1944 , Вендланд 1945 , Кёлер 1946 , Де Файе 1947 . В настоящее время нет ни малейших оснований опасаться за то, как бы среди изследователей гностицизма не произошел поворот в пользу прежнего понимания его, т.е. как явления теоретического характера, как движения людей философски образованных. Наоборот, теперь нужно опасаться другой крайности, как бы ни понять гностицизм как явление религиозной жизни темных народных масс, вроде нашего сектанства, как бы ни увидеть в нем движения, созданного гоэтами, шарлатанами, фокусниками. И по-видимому, симптомы уклонений в такую крайность уже имеются, как это можно заметить, напр., у Группе 1948 , Шульца 1949 и отчасти у Кофмана 1950 .– 27. Гностицизм представлял собою чрезвычайно сложное и сильное религиозное движение, захватившее и высшие и низшие классы общества. Его сила и популярность объясняется только тем, что все находили в нем удовлетворение. Он давал большую работу философскому синтетическому уму над религиозными и этическими проблемами. Средние и низшие классы он увлекал своим культом, различными мистериями, посвящениями, таинственными и много говорящими сердцу обрядами 1951 . Метко и удачно кратко в образной форме выражает эту мысль Кёлер 1952 , когда говорит: «гностицизм есть эллипсис с двумя фокусами – спекуляцией с одной стороны и мистикой с другой“. Однако достигнутым результатом удовлетворяться вполне – нельзя. Допустим тот факт, что гностицизм представлял собою явление религиозной жизни. Но в чем суть этого явления? Что вызвало это явление к жизни? Для чего потребовалась новая своеобразная религия, с значительною долею философии, мистики и магии, когда в античном мире столь много было религий? 28. Если вчитаться в немногие подлинные гностические произведения и в сочинения ересеологов, то нельзя не заметить, что, вопреки античным религиям, т.е. главным образом, римской и греческой 1953 , гностицизм уделяет чрезвычайно много внимания человеку и его душе. У Иринея 1954 гностик говорит: «я знаю, откуда я“. Подобное же читаем у Климента Алекс. 1955 : «не омовение только освобождает, но и гносис, кто мы и кем стали, откуда происходим и куда мы попали, куда мы идем и откуда ожидаем спасения?“ У Ипполита 1956 , как мы видели, «познание человека“ считается «началом совершенства“.– Такое внимание к человеку вызывается состраданием к нему, или его бедственному положению в этом мире. По свидетельству Тертуллиана 1957 , первым вопросом в учении о человеке у гностиков был вопрос: откуда зло? и почему? откуда человек и каким образом? В древнейшем гимне 1958 наассенов человек, окруженный «лабиринтом зла“ «ищет избежать мучительнаго хаоса, и не знает, как бы он прошел (чрез него). Ради этого пошли меня, отец (говорит Христос).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

628 Теория «малых дел» или абрамовщина – названа так по имени Абрамова Якова Васильевича (1858–1906) либерального народника, публициста. Он пришел к осознанию ненужности революционной борьбы, предложив культурничество (малые дела) как средство улучшения и реформирования социальной жизни. Эта теория была поддержана многими иными идеологами либерального народничества (И.И.Каблиц, С.Н.Юшаков, С.Н.Кривенко) и не могла быть принята П.Б.Струве, который активно выступил против самодержавия методами политической борьбы. 629 Сам П.Б.Струве подтверждает его в следующих словах: «Протест против мелкого культурничества абрамавщины, этого последнего и последовательного слова народничества, был одним из самых могущественных мотивов, умственно-общественного движения 90-х годов». (Статья «Памяти Шелгунова». С.311). 630 Впервые: Возрождение. Литературно-политические тетради. Париж, 1949. Март. Тетрадь 2. С.113–127. 631 С.Л.Франк познакомился с П.Б.Струве осенью 1898 г. в Москве на квартире у М.И.Водовозовой. Воспоминания С.Л.Франка под названием «Биография П.Б.Струве» вышли в 1956 г. в издательстве им.А.П.Чехова в Нью-Йорке. В советской печати на книгу С.Л.Франка были две «разгромные» рецензии (Ю.Ф.Карякина в журнале «История СССР». 1957. 3 и С.Н.Михайлова в журнале «Вопросы философии». 1958. 1) 632 Об отношении к В.И.Ленину П.Б.Струве писал в своих воспоминаниях «Мои встречи и столкновения с Лениным». В частности, он пишет: «Ленин увлекся учением Маркса потому, что нашел в нем отклик на ... основную установку своего ума. Учение о классовой борьбе, беспощадной и радикальной, стремящейся к конечному уничтожению и истреблению врага, оказалось конгениально его эмоциональному отношению к окружающей действительности. Он ненавидел на только существующее самодержавие (царя) и бюрократию, не только беззаконие и произвол полиции, но и их антиподов – «либералов» и «буржуазию» (Возрождение. Париж, 1950. Тетр.9. С.163). 633 Струве П.Б. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. СПб., 1894. Вып.1.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010