Том I. Духовные движения семнадцатого века – предисловие к новому изданию Мой покойный супруг профессор Сергей Александрович Зеньковский (1907–1990) заинтересовался русскими старообрядческими писателями – протопопом Иваном Нероновым, иноком Епифанием, протопопом Аввакумом, братьями Денисовыми – в 1950-х годах, когда начинал свою академическую карьеру в США на отделении славяноведения Университета штата Индиана (1950–1954). В основном именно благодаря своим исследованиям по старообрядчеству он был приглашен читать лекции на отделении славянских языков и литератур Гарвардского университета (Кембридж, штат Массачусетс) и стал научным сотрудником Русского исследовательского центра Гарвардского университета (1954–1958). Сергей Александрович изучал старообрядчество в библиотеках Гарвардского университета, в Нью-Йоркской публичной библиотеке, в Библиотеке Конгресса, а в 1960-х и 1970-х годах – в библиотеках Хельсинки, Вены, Рима, Москвы и Ленинграда. Эти научно-исследовательские поездки финансировались грантами Совета по исследованиям в области общественных наук Social science research council (лето 1960 г.), Американского философского общества (1963), Фонда Джона Саймона Гуггенхайма (1965–1966), Американского совета познавательных обществ American Council of Learned Societies (1972, 1975:1979) и Фулбрайтовскими стипендиями (1973:1977). В течение этих научных поездок профессор Зеньковский собрал достаточно материалов для своей книги " Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века» (впервые опубликована в 1970 году в Мюнхене издательством Wilhelm Fink Verlag), а также, для второго тома, который к моменту смерти Сергея Александровича в марте 1990 года остался в набросках. Мой покойный супруг оказался слишком занятым своими преподавательскими обязанностями в Стетсонском университете (1958–1967) и в Университете Вандербилта (1967–1977), равно как и прочими научными обязательствами, чтобы успеть самому подготовить рукопись к печати. В последний год своей жизни он, открыв дверь стенного шкафа, указал мне на ящик: " Второй том!» После смерти Сергея Александровича я открыла ящик и разобрала эти материалы. Рукопись написана, в основном, по-русски, многое от руки, и для ее подготовки к изданию требовался не только специалист по старообрядчеству, но и тот, кто мог бы разобрать почерк моего покойного супруга.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

На этом наша беседа была закончена. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Крымской области А. Гуськов Из отчетно-информационного доклада уполномоченного за 1958 год 12 января 1959 г. [... ] Чтобы решить главный вопрос работы, как изучение деятельности церкви и их служителей, я принимал все меры к тому, чтобы установить нормальные деловые отношения с архиепископом Лукой и его секретарем Карвовским, священнослужителями, церковными исполнительными органами, партийными, советскими, профсоюзными и комсомольскими организациями. На мой взгляд, этот вопрос решен правильно, хотя на этом пути встречалось немало и трудностей, особенно с Лукой, о чем убедительно свидетельствует приложенная к отчету справка от 29 ноября 1958 года 26 . Однако необходимо сообщить, что Лука после нашей с ним последней беседы стал внешне относиться ко мне менее, если можно так выразиться, агрессивно, и, по заявлению секретаря епархии Карвовского, сожалеет о такого рода разговоре со мной и приглашал меня, как только будет время, зайти к нему. Я Карвовскому ответил, чтобы он передал Луке, что я при первой же возможности постараюсь его навестить. Однако считаю своим долгом еще раз заявить, что с архиепископом Лукой работать исключительно тяжело, и необходимо более настойчиво ставить вопрос о его замене, как совершенно больного и беспомощного старца, которому нужно давно уйти на покой. Фактически работать мне приходится не с ним, а с его окружением, о чем я уже писал раньше. Архиепископ Лука под влиянием окружающих его священников-западников отдал в последнее время указание по епархии производить крещение взрослых, что раньше делалось только в кладбищенской церкви города Симферополя. [ ... ] В 1959 г. необходимо больше поработать со священниками, архиепископом Лукой и его окружением по вопросам прекращения крещения взрослых, добиваясь через беседы, доклады, лекции, печать, радио, индивидуальную работу того, чтобы вообще свести крещение взрослых до минимума или совсем на нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Нет у Японии и права ссылаться на Пакт о нейтралитете между СССР и Японией от 13 апреля 1941 года. Япония нарушила данный пакт тем, что она не осталась нейтральной. Япония помогала гитлеровской Германии поставками стратегического сырья, многократно нарушала воздушную и сухопутную границу СССР, организовывала провокации с помощью развернутой у советских границ более чем миллионной Квантунской армии, она захватывала и топила советские суда,20 передавала фашистам разведданные, а главное - активно разрабатывала планы войны против СССР. Факт нарушения Японией Пакта о нейтралитете подтвержден многочисленными доказательствами, в том числе и свидетельскими показаниями высокопоставленных государственных деятелей Японии и признан в тексте приговора Токийского военного трибунала.21 Советские войска юридически законно заняли Южный Сахалин и Курильские острова в ходе боевых действий против страны - агрессора. Японский флаг никогда больше не должен развеваться над российскими территориями как признак иной государственной принадлежности последних. 1 Будущий премьер Японии уже " взялся " за Курилы//Правда. Ру. 2009 31 августа. 2 Интервью с послом Японии в России Масахару Коно//РБК- daily. 2009. 1 сентября. 3 История войны на Тихом океане. М., 1958. Т. 2. С. 343 - 346. 4 Смотри главу 6 Приговора: Извлечение из Приговора Международного военного трибунала для дальнего Востока по делу главных японских преступников//Рагинский М.Ю., Розенблит С.Я. Международный процесс главных японских преступников. М.-Л., 1950. С. 235-262; Рагинский М.Ю. Милитаристы на скамье подсудимых. По материалам Токийского и Хабаровского процессов. М., 1985. С. 157. 5 Рагинский М.Ю., Розенблит С.Я. Международный процесс главных японских преступников. М.-Л., 1950. С. 255. 6 Из стенограммы заседания координационного комитета правительства и императорской ставки//Кошкин А.А. Крах стратегии " спелой хурмы " . М., 1989. С. 218. 7 Рагинский М.Ю., Розенблит С.Я. Международный процесс главных японских преступников. М.-Л., 1950. С. 71.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Есть основания считать, что уже в 1950–1960-е годы реальные темпы технологических инноваций начали снижаться по сравнению со стремительными темпами первой половины столетия. Последний всплеск изобретений произошел в 1950-е годы, когда одни за другими появились микроволновые печи (1954), противозачаточные таблетки (1957) и лазеры (1958). Но затем наиболее впечатляющие достижения в основном заключались либо в новых методах комбинирования уже существующих технологий (как это было в космической гонке), либо в новых способах адаптации существующих технологий для потребительского использования (самым известным примером здесь является телевизор, который был изобретен в 1926 году, но начал массово производиться лишь на рубеже 1940-х и 1950-х годов с целью создать новый потребительский спрос и не дать американской экономике опять сползти в депрессию). И все же космическая гонка помогла укрепиться мысли о том, что это была эпоха значительных достижений – в 1960-е господствовало представление о том, что темпы технологических изменений ускорялись, приобретая ужасающие, неконтролируемые масштабы. Прорывной бестселлер «Шок будущего» Элвина Тоффлера, опубликованный в 1970 году, можно рассматривать как высшее проявление такого образа мыслей. В ретроспективе эта книга завораживает и представляется поучительной 83 . Тоффлер утверждал, что почти все социальные проблемы 1960-х годов можно объяснить ускоряющимися темпами технологических изменений. Он считал, что по мере того, как бесконечный поток новых научных открытий постоянно менял самые основы нашего повседневного существования, американцы лишались ориентиров и не имели ясного представления о том, как должна выглядеть нормальная жизнь. Тоффлер отмечал, что, возможно, очевиднее всего это проявлялось на уровне семьи – не только противозачаточные таблетки, но и перспективы искусственного оплодотворения, получения детей из пробирки и донорство спермы и яйцеклеток могли сделать устаревшей саму идею материнства. Подобные явления Тоффлер усматривал и во всех остальных сферах социальной жизни – ничто больше не могло считаться само собой разумеющимся. Но люди психологически не были готовы к таким темпам изменений. Этот феномен он обозначил термином «сила ускорения». Убыстрение темпов технологических достижений вероятно началось с промышленного переворота, но лишь примерно с 1850 года, утверждал он, последствия его стали очевидными. Вокруг не просто все менялось – весь массив человеческих знаний, численность населения, промышленный рост, объем потребляемой энергии и все прочее росло в геометрической прогрессии. Тоффлер настаивал на том, что единственным выходом было внедрение некоего демократического контроля над этим процессом: определенные институты должны оценивать новые технологии и последствия, к которым они могут привести, запрещать те новшества, которые могут оказаться разрушительными для общества, и направлять развитие таким образом, чтобы способствовать укреплению социальной гармонии.

http://predanie.ru/book/220216-utopiya-p...

Насколько я знаю, реакция иностранцев на всё это была очень забавной, они никак не понимали, что происходит в первом в мире социалистическом государстве. Знаменитый итальянский дизайнер Скиапарелли в своей книге «Моя шокирующая жизнь» вспоминала, что в советских домах моделей создали не одежду для работающих людей – простую и практичную, а некую «оргию шифона, бархата, кружев». Конец 1940-х – 1950-е: советский New Look Уже в 1944 году возобновили работу все Дома моделей в Москве, появились такие учреждения и в других городах, например, в Ленинграде. Но эта советская мода отставала от европейских тенденций, она копировала 30-е и 40-е годы в Германии. Знаменитый New Look советские модельеры и обычные женщины стали осваивать лишь в середине 1950-х, тоже с неким отставанием, – когда в СССР пришли западные фильмы, в которых можно было видеть эти наряды. Модных журналов тогда было немного. Но в «Работнице» в середине 50-х исправно публиковались выкройки нижних юбок, которые надевались под тогдашние пышные платья. Дом моделей. 1950-е гг. Ленинград. ЦГА КФФД СПб Конечно, New Look – это роскошь и пышность. В советской действительности он существовал во время перелома, когда власть еще сама не знала, какой будет, – просталинской или демократической. После разгрома Хрущевым летом 1957 года так называемой «антипартийной группировки Молотова, Кагановича, Маленкова», явных сторонников сталинской линии, советские модельеры и модницы постепенно стали отказываться от голубой мечты – платьев в стиле New Look . Приведу пример из собственной жизни. Моя матушка, очень стройная и элегантная дама, в 1958 году по блату пошила себе платье изумительной красоты из ультрамариновой шерсти. Два года поносила, потом оно стало настолько немодным, что его отослали в деревню. К нам приезжала торговавшая картошкой женщина из деревни Лябино Псковской области – вот она форсила в «ультрамариновой мечте» в сельском клубе. В советской моде восторжествовали элегантность и минимализм в духе Коко Шанель. Для поколения шестидесятников New Look стал напоминанием о сталинском большом стиле.

http://pravmir.ru/sovok-seryiy-bezgramot...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛЕМП [Glemp] Юзеф (род. 18.12.1929, Иновроцлав, ныне Куявско-Поморское воеводство, Польша), кард., архиеп. Варшавский, примас Польши. Начальное образование получил в школе с. Косьцелец-Куявски. Во время нем. оккупации Польши (1939-1944) вместе с родителями был привлечен к принудительным работам в Рыцежеве. С марта 1945 г. продолжил учебу в школе им. Я. Каспровича в Иновроцлаве. В 1950 г. поступил на фак-т польск. исследований Варшавского ун-та, затем перешел в ун-т им. Н. Коперника в Торуне. Осенью того же года Г. принял решение получить духовное образование и поступил в Гнезненскую католич. ДС. С 30 сент. 1952 г. продолжил учебу в Познанской ДС, по окончании к-рой 25 мая 1956 г. рукоположен во пресвитера. В 1956-1958 гг. служил в Гнезненском архиеп-стве на приходах в Могильно, Вонгрове, Мястечко-Краеньске, Мельжине и Польска-Веси, осуществлял пастырское окормление приютов для неизлечимо больных детей. С разрешения гражданских властей в 1958 г. направлен в Рим для учебы в папском Латеранском ун-те. В 1964 г. Г. получил степень д-ра церковного и гражданского права за дис. «De evolutione conceptus fictionis iuris» (Развитие понятия юридической фикции). Одновременно с учебой в Латеранском ун-те обучался в школе церковной администрации при конгрегации Собора и в школе при трибунале Rota Romana, где в 1964 г. получил титул адвоката. В 1964-1967 гг. занимал должности секретаря Гнезненской ДС, нотариуса Гнезненской курии, консультанта и защитника в церковном суде. 1 дек. 1967 г. назначен референтом по правовым вопросам в секретариат примаса Польши в Варшаве, затем исполнял обязанности капеллана и личного секретаря при примасе Польши кард. Стефане Вышиньском . С 1968 г. преподавал каноническое право в Варшавской католич. ДА. 29 нояб. 1972 г. папой Римским Павлом VI удостоен звания почетного капеллана папы Римского. В 1975 г. назначен членом епископской комиссии по пересмотру Кодекса канонического права. С 19 марта 1976 г. каноник Гнезненского капитула.

http://pravenc.ru/text/165113.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Зеньковский Сергей Александрович Сергей Александрович Зеньковский (1907 — 1990) —  славист, историк русской культуры, видный исследователь духовных движений в России XVI—XIX веков. Основной плод его многолетней работы в этой области — фундаментальный труд «Русское старообрядчество». В 20 году покинул Россию. Окончил Школу экономики в Праге по отделению экономической истории (1927) и Университет Сорбонна по отделению восточноевропейской и современной истории (1930). Получил степень доктора философии в Карловом университете в Праге (1942) (тема диссертации — русская политика в Синьцзяне во второй половине XIX — начале XX вв. В 1930-1939 гг. работал в различных технических фирмах в Париже, затем в 1939-1944 гг. преподавал в Коммерческой академии в Праге, а в 1945-1949 гг. — в Мюнхенском университете. В 1949 г. переехал в США. Преподавал русский язык и литературу на отделении славистики Университета штата Индиана в г. Блумингтон (1950-1954), в 1954-1958 гг. читал лекции и вел научную работу в Русском исследовательском центре Гарвардского университета, в 1958-1960 гг. преподавал русскую историю в Стетсоновском университете (Де-Лэнд, шт. Флорида). В 1960-1962 гг. профессор славянского и восточного отделения Университета штата Колорадо (г. Боулдер), в 1962-1967 гг. — вновь профессор истории в Стетсоновском университете, где заведовал также и русским отделением. В 1967-1977 гг. профессор отделения славянской культуры в Университете Вандербилта (г. Нэшвилл, шт. Теннесси). Вышел в отставку в звании заслуженного профессора и поселился во Флориде. Находясь на пенсии, работал профессором-исследователем в Стетсоновском университете (1977-1983). С 1982 по 1985 гг. член академического совета Кеннановского института углубленных русских исследований при Центре международных исследований им. Вудро Вильсона в Вашингтоне. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/zen...

Возглавлявшие Машуми и СПИ Натсир, Харахап и Правиранегара бежали на Центр. Суматру под защиту полковника Хусейна. Попытки Джуанды найти компромисс с военными оказались безуспешными. Уже в июне мятежниками на Сев. Сулавеси было образовано автономное правительство (Перместа), а в сент. командующие военными округами на Суматре и Сулавеси потребовали расширения местной автономии, создания сената и смещения некоторых политиков. Напряженность в стране достигла опасного уровня, когда 10 февр. 1958 г. военные предъявили правительству ультиматум, требуя его замены кабинетом Хатты и султана Джокьякарты Хаменгку Бувоно IX. 15 февр. 1958 г. в провинции Зап. Суматра и на о-ве Сулавеси было образовано Революционное правительство Республики Индонезии во главе с одним из лидеров партии Машуми - Правиранегарой. Мятеж военных поддержали также неск. бывш. министров, включая Натсира, который в качестве лидера Машуми был 1-м премьер-министром И. (1950-1951). Тайную поддержку восставшим оказали США и Тайвань, опасавшиеся прокоммунистических настроений Сукарно. Сопротивление мятежников было подавлено правительственными войсками. Однако партизанская война продолжалась до 1961 г., пока командующий вооруженными силами ген. Насутион не согласился принять большую часть повстанцев в армию. Чрезвычайное положение в стране позволяло офицерскому корпусу сухопутных сил почти полностью контролировать дела гражданской администрации на местах. Бесконтрольность и ограничение деятельности демократических орг-ций под предлогом внешнеполитической угрозы открывали офицерам-администраторам бывш. голл. предприятий возможности для коррупции, злоупотреблений и личного обогащения. К кон. 1959 г. в И. создалось своеобразное двоевластие: сотрудничество Сукарно и армии в управлении страной длилось до 1965 г. В июле 1959 г. Сукарно объявил о роспуске Учредительного собрания и восстановлении Конституции 1945 г. Был одобрен пакет декретов, направленных на реорганизацию всей структуры органов власти. 10 июля президент возглавил новый «рабочий кабинет», в к-ром военные заняли 1/4 мест.

http://pravenc.ru/text/389581.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И.В.Абуладзе [груз. ] Илья Владимирович (24.11.1901, с. Земо-Сакара Зестафонского р-на, Грузия - 9.10.1968, Тбилиси), груз. филолог, арменовед, палеограф, лексикограф, д-р филологических наук (1947), чл.-кор. АН Грузии (1950), заслуженный деятель груз. науки (1961). Род. в семье сельского священника. Окончил отд-ния словесности (1926) и языкознания (1929) Тбилисского гос. ун-та, ученик Р. Ачаряна, Л. Меликсет-Бека, А. Шанидзе . Преподавал курсы древнеарм. и новоарм. языков в Тбилисском гос. ун-те. По его инициативе в 1958 г. был основан Ин-т рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе (ныне Национальный Центр Рукописей Грузии), первым директором к-рого он стал (1958-1969). Исследования А. посвящены в основном арм. и груз. филологии, древнегруз. языку и церковной лит-ре. В 1937 г. вышел труд А. «Иованнес Драсханакертци» - одно из наиболее капитальных груз. исследований в области арменоведения. А. долгие годы работал в Эчмиадзинском книгохранилище Армении (см. Эчмиадзин ), где в 1937 г. во время изучения арм. рукописей им были обнаружены письмена на языке кавк. албанцев. На основании одной из рукописей 7117. Собрание Матенадарана им. Месропа Маштоца (Ереван)) А. был синтезирован албан. алфавит. Итоги проделанной работе он подвел в труде «К открытию алфавита кавказских албанцев». В 1938 г. А. издал «Мученичество св. Шушаники» (арм. и груз. тексты; Тбилиси, 1938). В своих арменологических трудах А. освещал грузино-арм. многовековые культурные связи. Этому вопросу он посвятил монографию «Грузино-армянские литературные связи в IX-X вв.», в к-рой им были определены общие лит. интересы соседствующих народов в сферах агиографии, экзегетики и богословия. А., изучив трактат Мхитара Гоша «О грузинах», раскрыл значение этого документа для исследования монофизитства и дифизитства . Значительный интерес А. проявлял к историографическим памятникам, отражавшим грузино-арм. культурные связи. Обнаружил и опубликовал в 1953 г. (Тбилиси) древнеарм. текст Картлис Цховреба с груз. переводом и исследованиями.

http://pravenc.ru/text/62518.html

Закрыть «Красные дни» Анатолия Знаменского И наши красные дни. К 100-летию писателя 01.05.2023 4670 Время на чтение 22 минут Писателя Анатолия Дмитриевича Знаменского (1923-1997) я знал, прежде всего, как автора романа-хроники о Гражданской войне «Красные дни». Ещё до выхода этой хроники в Краснодарском книжном издательстве в 1987-1988 годах. Более того, волею судьбы оказался в эпицентре общественных противоборств за этот роман, а значит и за правду о Гражданской войне, о происходившем у нас в России в революционном ХХ веке, да и о происходящем ныне. Человек масштабного мышления, большого писательского дарования и жизненного опыта, он притягивал к себе и своей такой непростой и трудной судьбой. Ровесник моим родителям, он всей своей жизнью явил прекрасный пример того, как нечеловеческие испытания, выпавшие на долю его поколения, могут не только безжалостно ломать людей, отравляя их душу и разум, но как эти испытания, устоявших в них, делали ещё более сильными и неуязвимыми. Родился он на Дону, в казачьей семье на хуторе Ежовском, близ станицы Слащевской Сталинградской, ныне Волгоградской области. Сразу же после десятого класса, в семнадцать лет был осужден по политической 58-й статье. Восемнадцать лет с 1940 по 1958 год провёл в лагерях и на поселении, на стройках Крайнего Севера. Был разнорабочим, десятником на каменном карьере, начальником отдела труда и зарплаты Верхне-Ижевского разведывательного района, заведующим отделом промышленности районной газеты «Ухта». Отец Анатолия Дмитриевича Д.М. Знаменский закончив военно-ремесленное училище, служил в Петербурге в лейб-гвардии Атаманском полку (1910 – 1914 гг.). В 1918 году, как и многие хопёрцы, попал в отряд Ф.К. Миронова – будущего командарма Второй конной. Был писарем в штабе его 23-й дивизии. С 1927 года жил в своей родной станице Слащевской. Дважды был осужден: в 1936 году – три года лагерей, в 1940-м – восемь лет лагерей на Колыме. Умер в 1958 году на 69-ом году жизни. Свой первый роман «Неиссякаемый пласт» А.Д. Знаменский опубликовал в журнале «Север» (тогда – «На рубеже») в 1950 году. В 1957 году был реабилитирован. По рукописи романа «Ухтинская прорва» был принят в Союз писателей СССР . В 1960 году закончил Высшие литературные курсы в Москве и переехал на постоянное место жительство в Краснодарский край.

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/21/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010