Наметившаяся в первые послевоенные годы нормализация отношений гос-ва с религ. орг-циями закончилась в кон. 40-х гг. С нач. 50-х гг. наблюдаются рост запретительных мер и усиление антирелиг. пропаганды. 25 апр. 1955 г. председателям районных советов депутатов трудящихся были направлены распоряжения председателя Совета министров Кабардинской АССР К. Тлостанова, в к-рых предписывалось не допускать «использования верующими бывших зданий мечетей и пустующих в настоящее время для совершения в них общественных намазов» (Там же. 89. Л. 5-6), препятствовать совершению молитв на кладбищах или в домах колхозников. При этом в ежегодных информационных отчетах уполномоченного СДРК по Кабардино-Балкарской АССР отмечалось «отсутствие снижения религиозности среди населения». Более того, давление на верующих порой приводило к обратным результатам. Уполномоченный СДРК Л. Аисов указывал, что отказы местных органов власти в разрешении верующим проводить общественные намазы «разжигают религиозный фанатизм и создают нездоровые настроения у верующих советских граждан» (Там же. 104. Л. 16). В 1950-1954 гг. на территории Урожайненского р-на действовали религ. группы «Тарикат» из женщин-кабардинок преклонного возраста; деятельность групп была окончательно пресечена в 1957 г. В связи с возвращением в регион балкарцев в 1957 г. встал вопрос о строительстве мечетей в балкарских поселениях. К уполномоченному СДРК по Кабардино-Балкарской АССР поступило ходатайство о постройке молитвенного дома на средства верующих в с. Советском (ныне Безенги), уполномоченный ответил отказом. В мае 1964 г. жители с. Кызбурун-1 (ныне Атажукино) обращались к Генеральному секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущёву с просьбой об открытии мечети и также получили отказ. В нояб. 1958 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым святым местам», в ходе реализации которого на территории республики была выявлена могила «святого шейха» в с. Баксанёнок. Хотя могила не пользовалась особым почитанием, уполномоченный потребовал не допускать туда паломников. В 1962 г. в К.-Б. имелось более 70 незарегистрированных мусульманских священнослужителей. Кроме того, в каждом населенном пункте жили старики, выполнявшие религ. обряды: похороны, чтение Корана на поминках, бракосочетание. Недостаток в зарегистрированных служителях культа признавал уполномоченный СДРК.

http://pravenc.ru/text/1319736.html

Последовавшие затем поиски и археологические раскопки привели к открытию в окрестностях Мертвого моря новых тайников с рукописями. В настоящее время найдено более 40 000 фрагментов различной величины, в том числе мелких и мельчайших обрывков и клочков, представляющих остатки около 600 книг. Эти рукописные фрагменты на коже, пергаменте, папирусе и надписи на медных таблицах, составленные на восьми языках и диалектах, охватывают огромный промежуток времени: от III в. до Р.Х. до VIII в. по Р.Х. С июля 1958 г. в Париже начал издаваться специальный журнал «Revue de Qumran». Найденная библиотека принадлежала ессеям, иудейской секте, члены которой проживали в Иудейской пустыне со II в. до Р.Х. до 68 г. по Р.Х. Рукописи обнаружены в одиннадцати пещерах Кумрана, в нескольких пещерах Вади-Мурабба’ат и в развалинах монастыря Мирд. К послевоенному времени относятся замечательные открытия К. Кеньон, которая раскапывала Иерихон в 1957-м и 1979 гг. и нашла остатки совершенно неизвестной цивилизации, создавшей древнейший в мире город, что во многом изменило научные теории о путях сложения цивилизаций, значительно приблизив эти теории к библейским представлениям. Для библейской археологии важным является открытие итальянской экспедицией П. Матье в районе Алеппо (Северо-Западная Сирия) города-государства Эбла, существовавшего во второй половине III тысячелетия до Р.Х. и сильно повлиявшего на всю историю библейских стран. К 1950–1980-м гг. относятся наиболее результативные раскопки Иерусалима, Гацора/Асора (Хацора), Лахиса, Арада, Мегиддо, Газера, Гая (Ая; возм., совр. Эт-Телль), Сихема (Шехема; совр. Наблус). С этого же времени ведутся и раскопки в Иордании, сделавшие известными памятники библейских народов Заиорданья – аммонитян, моавитян, идумеев (эдомитян) и набатейцев (набатеев). Отдельные школы зарубежной библейской археологии Время между двумя мировыми войнами можно считать периодом оформления особых школ библейской археологии – европейской, американской и израильской. Разница между ними столь существенна, что рассматривать их следует отдельно друг от друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Wiesbaden, 1965; Scala paradisi. Eine Studie zu Johannes Climacus und zugleich eine Vorstudie zu Symeon dem neuen Theologen. Wiesbaden, 1968; Praxis und Theorie bei Symeon dem neuen Theologen. Wiesbaden, 1974. 476 Г. У. фон Бальтазар опубликовал в 1938 г. в Зальцбурге книгу Geist und Feuer, представляющую собой впечатляющую антологию, составленную из многочисленных кратких отрывков из Оригена , произвольно, но гениально сгруппированных таким образом, чтобы показать этапы и развитие мистической жизни. А в работе Le mysterion d " Origene, опубликованной в выпусках Recherches de Sciences Religieuses за 1936 и 1937 гг., он углубил знание сакраментологии александрийца. 477 На эту тему де Любак написал важную монографию: Lubac H. de Histoire et esprit, l» intelligence de l» Ecriture d " apres Origene (Paris, 1950). Из его работ, посвященных изучению экзегетики, стоит упомянуть в первую очередь четыре тома Exegese Medievale (Paris, 1959–1964). 478 Из ученых следующего за Даниелу и де Любаком поколения мы упомянули выше работу о Феодорите Гино (см. примеч. 2 на с. 229). Из работ Жана Пепина упомянем Pepin/. Mythe et allegoric Les origines grecques et les contestations judeo-chretiennes (Paris, 1958), которая демонстрирует, насколько герменевтическая доктрина христианских экзегетов, прежде всего александрийской школы, зависела от философского толкования языческих мифов. А К. Шёйблин, в книге Schaublin К. Untersuchungen zu Methode und Herkunft des antioche-nischen Exegese (Koln; Bonn, 1974), показал влияние, оказанное на литературную экзегезу антиохийского типа грамматической экзегезой языческих классиков. 479 «Анналы» начали выходить в 1984 г. и на настоящий момент достигли восемнадцатого тома. До 1994 г. программная сетка была в основном широкой, с предпочтением специфической тематики (экзегеза Псалмов, литература вопросоответов, литература Павла). Впоследствии исследования были унифицированы в рамках определенной темы – хилиазм, таинства. Более подробно об этом проекте см.: Simonetti M., Vian G. M. Uesegesi patristica nella ricerca contemporanea//Anuario de la historia de la iglesia 6 (1997). P. 249–251. 480 Simonetti M. Lettera e/o allegoria. Un contributo alia storia dellesegesi patristica. Roma, 1985. В этой монографии предпринята попытка представить с определенным ограничением эскиз взаимоотношений, зависимостей и противоречий между разными школами и различными экзегетами, которые на протяжении периода со II по V в. по-своему определили основные литературные типы этого жанра.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

  Сочинение это написано было против Власта. Как мы уже видели, последний был римский раскольник, выступавший, вероятно, по пасхальному вопросу. 1950 Судя по тому, что Евсевий говорит о нем оба раза вместе с Флорином, которого выставляет уже еретиком, можно думать, что тот и другой действовали одновременно и именно тогда, когда Флорин склонился к системе Валентина. 1951 Вероятно, и сочинение против Власта написано было одновременно с Περ γδοδος, т. е. или в 190, или в 191 г. До настоящего времени сохранилось одно только заглавие его у Евсевия ( πρς Βλστς περ σχσματος – V, 20, 1) и имя адресата 1952 (cp.:V,15). 1953 Гарвей предполагает, что к нему принадлежит фрагмент, касающийся вопроса о Пасхе, адресованный некоему Александрийцу. 1954 Однако Власт был, вероятно, фригийцем по происхождению, 1955 а действовал в Риме (Euseb. V, 15, 1). О связи его с Александрией нет никаких сведений. Поэтому предположение английского ученого едва ли может быть принято. 1956 4. Письма к папе Виктору Евсевий в «Церковной истории» приводит отрывок из письма Иринея от имени галльских христиан к папе Виктору (V, 24, 12–17). 1957 Послание это касалось пасхального вопроса и имеет значение для истории последнего. 1958 Исследователи различно читают его текст (Циглер, Цан, Додвель, Грабе и др.). Мы уже показали, каково, по нашему мнению, правильное чтение. 1959 Указывали также поводы и обстоятельства, при которых послание было написано. Относится оно по времени к концу пасхального спора 190–192 гг. 1960 Теперь нам остается решить вопрос – одно ли письмо, вообще, писал Ириней Виктору или несколько. Т. Цан 1961 утверждает первое и присоединяет к приведенному у Евсевия фрагменту отрывок из Максима Исповедника и сирийский, напечатанный Гарвеем. 1962 Гарнак 1963 и другие, наоборот, говорят, что св. отец писал, по крайней мере, дважды папе, а может быть и больше. Цан в подтверждение своего мнения ссылается на Евсевия, в частности, на то, что у него упоминается и приводится часть только одного письма, о других же ничего не говорится. 1964 Гарнак принимает кроме Евсевия еще свидетельства Иеронима и Фотия.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Граф Юбер Конкерё де Монбризон (1892—1981) — французский издатель, меценат, переводчик, художник, вместе с кн. Ириной Павловной переводил на французский язык книгу Бердяева «О назначении человека. Опыт персоналистической этики»; с 1950 г. — муж княгини Ирины Павловны. 98 Пьер Этьен Фланден (1889—1958) — премьер-министр Франции с 9 ноября 1934 г. по 31 мая 1935 г. 99 Георгий Владимирович Цебриков (Вилалдо) — богослов, прозаик, публицист, автор сб. рассказов «Образы царства» (1928), печатался в «Пути», «Вестнике РСХД» и др. Профессор Католического университета в Париже, где в 1932 г. читал курс «Литургика и иконография в русской церкви». Упоминания о Цебрикове здесь и далее Л. Ю. Бердяева по каким-то причинам вычеркнула. 100 Статья Бердяева о лжи была напечатана в 1939 г. Современные записки. — Париж. — 69. — С. 272—279. Тема эта для Бердяева была чрезвычайно важной в плане понимания основ общественной и личной жизни: «Огромна роль лжи в человеческой жизни. Мир захлебывается от лжи. На проблему лжи слишком мало внимания обращали философы. Лгут не только люди, лживые по природе, но и люди правдивые. Лгут не только сознательно, но и бессознательно. Люди живут в страхе, и ложь есть орудие защиты. Структура сознания деформируется функцией лжи, порожденной страхом» (с. 272). Бердяев рисует в статье трагическую картину могущества лжи в мире и человеческой душе. И тем не менее выход есть, и этот выход совершенно определенный, исходящий из основ христианства как религии Истины, Добра и Любви: «Вера в победу над ложью предполагает существование силы, возвышающейся над миром, силы над мирной Истины, т. е. Бога. Даже если весь мир заражен ложью, то все-таки есть Истина, чистая от всякой запятнанности ложью, и в борьбе против лжи мы должны соединиться с этой Истиной. Личная совесть определяет наше отношение к этой высшей Силе-Истине, но это не есть совесть, изолированная от других людей, это есть совесть, проникнутая чувством духовного братства людей, братства в Истине, а не во лжи» (с. 279). 101

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

865 XII в.); или же иные указывают нынешнюю краткую молитву третьего часа («Владыко Боже…») и для шестого (Афоно-Афанасиевской библ. 306 XIII-XIV в.), и для девятого (Афоно-Пантелеим. 7 XII-XIII в.) 1950 ; но Часословы, не менее этих древние, как Афоно-Андреевский 12 XI в. и 861 XIII в., имеют уже все нынешние молитвы. – Как выше замечено, древние уставы (Студийского типа) часы предназначали только для будней, почему и в древних Часословах ничего не говорится о замене часовых тропарей минейными и воскресными (иначе – тропарями отпустительными) и кондаками. Часы всегда пелись со своими тропарями. Впервые Новгор. Софийский Часослов 1052 XIV в. говорит о такой замене 1951 , хотя все уставы иерусалимского типа предполагают ее для тех дней года, которые имели свой тропарь и кондак (но таких дней в месяцесловах, чем они древнее, тем меньше) 1952 . Чин и содержание 9-го часа Из псалмов 9 часа 83-й «Коль возлюбленна селения Твоя», составлявший, должно быть, песнь иерусалимских паломников 1956 и изображающий красоту Божия жилища на Сионе, приложим к душевному состоянию Спасителя на Кресте, к стремлению Его души оттуда во обители Отца Небесного 1957 . Следующий псалом 9-го часа, 84-й, «Благоволил еси Господи землю Твою», воспевающий благословение Божие, излитое на св. землю по заселении ее возвратившимися пленниками (из Вавилона), переводит нашу мысль от умирающего за нас Христа к приобретенным Его смертью благам: главным образом, прощению грехов и прекращению гнева Божия на нас; правда (по псалму), спасение хотя совершилось, но оно еще не вполне осуществлено (пока спасение не усвоено всем человечеством) – отсюда молитва «возврати нас Боже» (букв. с еврейского «восстанови») и т. д.; тем не менее псалмист как бы подслушал решение Божие о нас, о мире с нами и в восторге созерцает, как вместо прежнего долгого гнева Божия на нас, строгого правосудия Его над землей, теперь землю осеняют только спасительная милость Божия и его правдивая верность (т. е. прежним обетованиям); эти милость и верность в псалме олицетворяются в высокопоэтической картине двух встречающихся на земле и лобызающихся добрых духов 1958 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Вольфганг Казак подчеркивает, что Ширяев – писатель-реалист, перерабатывающий в своей прозе то, что сам пережил или слышал. Действительно, всё содержание его творчества тесно связано со странствованиями и мытарствами самого автора. Наибольшей заслугой Ширяева, считает Казак, – является изображение Второй Мировой войны с точки зрения русского патриота, который отвергает тоталитарную советскую систему и из соображений о пользе для своей нации готов сотрудничать с немцами. На самом же деле Ширяев, как и подавляющее большинство участников Русского Освободительного Движения 1941–1945 гг., стремились не сотрудничать с немцами, а  использовать их для свержения советской власти. Они не сомневались, что после падения коммунизма, немцы не смогли бы долго продержаться в России. Роман «Кудеяров дуб» (1957–1958), в котором эта тема разбирается, представляет собой произведение, существенным образом отличающееся, например, от романа А. Фадеева «Молодая Гвардия», где рассказывается о событиях, очевидцем которых этот советский писатель не был, но подделывал их, подлаживаясь к партийной линии. Действие повести «Овечья лужа» (1952) происходит примерно в том же отрезке времени. Там описана, в частности, судьба одного преследуемого русского священника. Для Л. Ржевского это произведение является «по своим литературным достоинствам, равно как и по остроте и непререкаемой важности взятой темы, несомненной вершиной творчества этого автора… „Овечья лужа“, конечно, заслуживает отдельного издания и перевода на другие языки». По словам В. Казака, опубликованное посмертно исследование Ширяева «Религиозные мотивы в русской поэзии» (1960) является ценным дополнением к традиционному литературоведению, в то время как повесть о конокраде «Ванька-Вьюга» (1955), в которой писатель обращается к описанию дореволюционных времен, значительно ниже по уровню, чем его рассказы, повести и романы о советской эпохе. Благодаря Ширяеву, ставшему одним из первых заключенных и уцелевших на Соловках, в русскую литературу вошло описание жизни тамошних узников 1922–1927 гг. и жизни, которая, несмотря на убийственные условия, определялась религиозным духом, исходящим из монастыря и монашества. В эту свою книгу «Неугасимая лампада» (1954) Ширяев включил уже опубликованные прежде произведения, изменив их названия. Например, «Горка Голгофа» (1953), рассказы о подвиге русских мучеников на Соловках, впоследствии, в 1981 г., канонизированных Русской Зарубежной Церковью, и «Уренский царь» (1950) о маленьком селе-государстве, оказавшем во время Гражданской войны сопротивление красным.

http://azbyka.ru/fiction/nikola-russkij-...

1987). Позиция Римско-католической Церкви в отношении архитектуры поначалу оставалась консервативной, но изменения наметились на I Международном конгрессе католич. художников в Риме (1950). Тогда же был проведен конкурс на проект дверей (крайних справа) Миланского собора, где участвовали скульпторы Лучо Фонтана и Франческо Мессина (двери были выполнены в 1965 Лучано Мингуцци). Позже еще один конкурс был посвящен дверям Смерти (крайним слева) собора св. Петра, к-рые в результате исполнил Джакомо Манцу (1962-1964). В 1953 г. в Милане иезуит Арканджело Фаваро устроил публичные прения на тему церковного искусства ХХ в., в к-рых приняли участие известные художники, архитекторы (Акилле Кастильони, Л. Фиджини и др.) и духовные лица. В 1954 г. на Миланской Триеннале впервые появилась секция совр. церковной архитектуры, где были выставлены фотографии церквей и рисунки неоклассика Джованни Муцио, работы рационалистов Акилле Кастильони и Дж. Поллини. В 1955 г. в Болонье состоялся I Национальный конгресс церковной архитектуры, в 1956 г. в Неаполе - конгресс, организованный Папской центральной комиссией по сакральному искусству. В трактовке пространства церквей все большее значение придавалось коммуникативной функции, традиц. недорогим материалам с тем, чтобы показать народный характер храма. Местные традиции осмыслялись в авангардистских произведениях Лодовико Кварони: в ц. Санта-Мария-Маджоре в Франкавилла-аль-Маре (Абруццо) (1948-1959) использованы приемы традиц. архитектуры, фасад облицован местным камнем; сходно и решение ц. Сан-Винченцо-де-Паоли в Ла-Мартелле, пригороде Матеры (Базиликата) (1951-1954). В построенных архит. Джованни Микелуччи ц. Санти-Пьетро-э-Джироламо в Понтелунго близ Пистои (Тоскана) (1951-1952) и ц. Беата-Мария-Верджине в Лардерелло, пригороде Помаранче (Тоскана), (1956-1958) использованы дерево и камень в сочетании со стеклом и бетоном как основа образного строя храма. В оформлении ц. Мадонна-деи-Повери в Милане (1954-1956, Л. Фиджини, Дж. Поллини) использованы традиц. материалы рим. базилик - кирпич и травертин, в интерьере только голые конструкции с применением бетонной опалубки; свет проникает через боковые окна, но в алтаре в потолке устроены отверстия для освещения. Примечательны храмы, построенные в пригородах Милана: ц. Сант-Ильдефонсо (1955-1956, Карло Де Карли), где алтарь выделен огромной структурой из колонн и балконов, завершающейся куполом; ц. Ностра-Синьора-делла-Мизерикордия (1956-1957, Анджело Манджаротти, Бруно Морасутти), выполненная в эстетике брутализма; ц. Сан-Франческо-аль-Фоппонино (1961-1964, Джо Понти), встроенная в жилой комплекс; ц. Сант-Энрико-а-Больяно (1962-1965, Иньяцио Гарделла), чьи геометризованные формы выполнены в стекле и бетоне.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

В жизни определиться, Выбрать свою дорогу. Что полюбилось с детства, То навсегда любимо – Свято мое наследство, Свято и неделимо. 1968 Николай Смирнов (1898–1978) От подножья до глухих вершин – Дни мои унизаны грехами… И стою я в светлом Божьем храме, Словно в дом пришедший блудный сын. Голубой осенний тихий вечер, Алый ослепительный закат. Теплятся, потрескивая, свечи, И мерцает мирный блеск лампад. Умиленно-благостные лики, Их венцы, цветочный их убор… Древнее, родное «Свете тихий» Тихо-тихо запевает хор. Светлые старинные напевы, И в лампадных радужных лучах Матерь Света, голубая Дева, С ласковым Младенцем на руках… Звучно от кадила на икону Мягкая ложится синева. Благостные, мерные поклоны, Скорбные, душевные слова… Одиноко в уголке в приделе Всем чужой, измученный тоской, Я стою, молюсь, крестясь несмело Слабой и дрожащею рукой. Господи, прости мое неверье И растепли веры огонек, Распахни мне замкнутые двери В светлый и таинственный Чертог. Дай припасть хотя б к его порогу, Слезы лить благие научи… Золотое «Слава в вышних Богу» Торжеством и радостью звучит. 1950 Голубою ризою одета Благостно-лучистая лицом, Ты века сияешь, Матерь Света, Под Твоим торжественным венцом. Сколько позабытых поколений Шли к Тебе с любовью и тоской, Сколько душ в жару своих молений Обретали радость и покой… Вот и я – свидетель лет мятежных, Раненный в невидимом бою, Пред Тобой, Споручницею грешных, На колени радостно встаю. Я касаюсь робкими устами Тонкого иконного стекла – И душа, пронзенная грехами, Хоть на миг становится светла. Эти слезы, сердцу дорогие, Песнопенья, слово и цветы – Всё Тебе, Пречистая Мария, Образ вековечной красоты. 1958, Плёс Вера Маркова (1907–1995) Уже земле я неподсудна. Дозволь из всех Твоих путей Один мне выбрать, самый трудный: Пошли меня хранить детей! Когда дрожит небесный круг От нестихающего крика, Но мать не пробудил испуг, Пошли меня, пошли, Владыко, Принять дитя из мертвых рук. Прекрасен труд мастерового, Люблю игру его затей. Отдай другим резец и слово,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

     В январе 1950 года началась очередная страшная политическая игра в науке: состоялась Объединенная сессия Медицинской и большой Академий, на которой был объявлен бой " за торжество физиологического учения академика Павлова " . Часть учеников великого физиолога — академик Орбели и его школа обвинялись в искажении, недопонимании, принижении учения Павлова. На этой сессии Орбели получил ту болезнь сердца, которая впоследствии свела его в могилу. " Низкая травля Орбели так возмутила меня, что я написал ему сегодня письмо " , — сообщал Владыка Лука сыну Алексею после Павловской сессии.] Даже тогда, когда за два месяца до смерти Сталина началась подготовка научной общественности к объявлению Орбели " врагом народа " и его аресту, он мужественно ожидал этого " .      Владыка Лука написал Л. А. Орбели: " Я очень тронут тем, что в долгом разговоре обо мне с моим сыном Алексеем Вы просили его передать мне Ваш низкий поклон как ученому и человеку... Вы знаете, конечно, как трудно мне было плыть против бурного течения антирелигиозной пропаганды и как много страданий причинила она мне и доныне причиняет... Я очень высоко ценю Вас как весьма выдающегося ученого и смелого борца против недостойных прихлебателей славы великого физиолога Павлова.      Да продлит Господь Бог Вашу светлую и высоко полезную жизнь и да облегчит великую тяжесть работы Вашего больного сердца. Об этом буду молить Его в молитвах своих.      Архиепископ Лука 5 сентября 1958 г. "        В годы управления Крымской епархией Высокопреосвященный Лука произнес большую часть своих проповедей. Он начал проповедовать еще в Ташкенте, но по причине ареста и ссылки многие годы вынужден был молчать. Но с весны 1943 года, когда в Красноярске открылся храм, и до конца жизни архиепископ Лука проповедовал неустанно: писал проповеди, произносил их, печатал, правил, рассылал листки с текстом по городам страны. " Считаю своей главной архиерейской обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе " , — сказал он в Симферопольском соборе 31 октября 1952 года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010