Родился Николай Иванович 27 июля 1926 г. на Волге, в селе Вязовый Гай Куйбышевской области, в семье потомственных русских крестьян-хлебопашцев. Прадед-богатырь был ветераном русско-турецких войн, кавалером трех Георгиевских крестов. В 17 лет 29 ноября 1943 г. пришел в военкомат с просьбой отправить добровольцем на фронт. Был зачислен в 1-ю военно-морскую школу первоначального обучения, 1 января 1944-го принял присягу. Курсанты рвались на фронт, но готовили летчиков-истребителей уже основательно, не бросали в бой «желторотиков». Только в августе 1947 г. Москвителев сдает выпускные экзамены в Ейском Военно-морском ордена Ленина авиационном училище летчиков имени И.В. Сталина и направляется на Балтийский флот в 4-й гвардейский истребительный авиаполк, где летает на Р-39 («Аэрокобра») и Р-63 («Кингкобра»). В 1950 г. отозван в родное училище в качестве летчика-инструктора, за четыре года обучил отлично летать на самолетах Ла-7 и МиГ-15 40 курсантов. Затем, как лучший методист, был назначен в Центр боевой подготовки и переучивания руководящего летного состава морской авиации СССР (Рига). Стал старшим штурманом авиационного полка. Выполнял сложнейшие задания, такие как фотографирование авиабазы НАТО на о. Готланд, перехват разведчика «Канберра» на предельном потолке для МиГ-19 первых серий, в ходе которого на высоте 16000 м при стрельбе остановились оба двигателя... В 1957 г. во время перегонки в Ахтубу для последующих испытаний уникального самолета «Аналог» после разгерметизации кабины на высоте 12000 м, как он сам пишет: «Вновь спасли меня в безвыходной почти ситуации сильный организм, реакция и летное счастье...» В 1958-1963 гг. - командир 62-го истребительного авиаполка, выполняет самые сложные и рискованные полеты. В 1958 мирном году награжден боевым орденом Красного Знамени. В 1960 г. полк передается из морской авиации в 8-ю Отдельную армию ПВО, которой командовал первый трижды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации А.И. Покрышкин. Прославленный ас вскоре отмечает молодого командира полка. Н.И. Москвителев вспоминает: «Прежде всего, Александр Иванович ценил в людях порядочность. Однажды он сказал мне слова, которые ошеломили меня и врезались навсегда в память: " Запомни, Николай Иванович! Если и дальше будешь таким же порядочным человеком, при всех твоих других качествах, я вижу в будущем в тебе крупного авиационного начальника. Понял? " Я только головой кивнул, дух перехватило, даже не смог вымолвить " спасибо " . С тех пор в самых трудных ситуациях - в служебной деятельности или в полете - помню и свято выполняю наказ А.И. Покрышкина.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

политических, экономических и военных орг-циях. В том же году между Л., Бельгией, Великобританией, Нидерландами и Францией был подписан Брюссельский пакт, заложивший основы ЕС. В 1949 г. Л. вошел в НАТО. В том же году в пользу герц-ства были сделаны нек-рые исправления вост. границы с ФРГ, когда к Л. были присоединены 538 га лесных площадей. В 50-60-х гг. XX в. быстро развивалась сталелитейная и металлургическая промышленность. Л. превратился в одного из основных мировых производителей стали (в наст. время по производству стали на душу населения Л. занимает 1-е место в мире; металлургический концерн «АРБЕД» является крупнейшим частным работодателем в Л.). После окончания второй мировой войны в Л. были созданы предприятия по производству алюминия, стекла, автомобильных покрышек, магнитных лент и т. д. С 1950 г. мировые финансовые институты и промышленные гиганты, такие как «Гудиер», «Дюпон» и др., вкладывали свои капиталы в Л., учитывая стабильность экономики страны и ее центральное расположение внутри европ. рынка. В 1951 г. Л. стал одним из инициаторов создания Европейского объединения угля и стали. В 1955 г. Л. принял Парижские соглашения 1954 г., присоединившись к Западноевропейскому союзу. В 1958 г. Л. вступил в Европейское сообщество по атомной энергии и в Европейское экономическое сообщество. В 1958 г. был подписан договор об учреждении Бенилюкса (вступил в силу в 1960). В 1990 г. Л. подписал Шенгенское соглашение, в 1992 г.- Маастрихтский договор и стал одним из основателей ЕС; в 2002 г. в Л. введена общеевроп. валюта. Столица Л. является резиденцией мн. потестарных органов и финансовых структур ЕС, в т. ч. Европейского суда и Суда первой инстанции, Европейского инвестиционного банка, Европейской счетной палаты, Европейской статистической службы, Управления по ядерной безопасности, Генерального секретариата Европейского парламента и проч. В 1964-2000 гг. престол Великого герц-ства занимал сын Шарлотты вел. герц. Жан, который весной 2000 г. объявил о своем отречении в пользу старшего сына Анри.

http://pravenc.ru/text/2561080.html

Рубрики Коллекции «О чем бы ни молился человек, он непременно молится о чуде»: стихотворение Одоевцевой, которое возвращает надежду 13 мин., 22.10.2022 Поделиться Это стихотворение она написала после смерти мужа. Одинокая женщина, оставшаяся без самого близкого человека, оторванная от родины, от дома. Слова, пропитанные болью. Слова, утверждающие надежду. Разбираем стихотворение Ирины Одоевцевой «Скользит слеза из-под усталых век...» в нашем проекте « 50 великих стихотворений ». Стихотворение: М. Крузенштерн Скользит слеза из-под усталых век, Звенят монеты на церковном блюде. О чем бы ни молился человек, Он непременно молится о чуде. Чтоб дважды два вдруг оказалось пять, И розами вдруг расцвела солома, Чтобы к себе домой придти опять, Хотя и нет ни «у себя», ни дома. Чтоб из-под холмика с могильною травой Ты вышел вдруг веселый и живой. Исторический контект Это стихотворение знаменитой русской поэтессы Ирины Одоевцевой впервые опубликовано в ее сборнике «Десять лет» (1961 год, Париж, издательство «Рифма»). Оно имеет посвящение «М. Крузенштерн» (о том, кто это, исследователи спорят до сих пор), но большинство литературоведов считает, что на самом деле стихотворение посвящено покойному мужу Ирины Одоевцевой, знаменитому поэту Георгию Иванову, умершему в 1958 году. Итак, конец 1950-х годов, Франция. Немолодая поэтесса-эмигрантка, ей уже за 60 лет, она живет в доме престарелых. Бóльшая часть ее жизни как раз в эмиграции и прошла. Можно много говорить о трагедии первой волны русской эмиграции, но здесь важнее всего две составляющих: разочарование и одиночество. Разочарование — оттого, что временная, как сейчас бы сказали, «релокация» оказалась пожизненной, советская власть не рухнула вскоре после революции, во что верили немало людей, возвращаться по-прежнему некуда. Париж в 1950-е. Фото: Кис Шерер А одиночество — потому что многие русские эмигранты с их тонкими душевными переживаниями оказались не очень-то интересны западному обществу, да и друг с другом у них постоянно возникали трения. Отсюда — чувство бессмысленно прожитой жизни, трагичность мироощущения.

http://foma.ru/o-chem-by-ni-molilsja-che...

Судьба С.А. Зеньковского была полна и драматических поворотов, связанных с трагическими событиями XX века, и счастливых свершений. Родился он 16 июня 1907 г. в Киеве, в 1920 г. вместе с родителями покинул Россию, в 1924 г. окончил среднюю школу в Чехословакии (в знаменитой Моравской Тшебове, ставшей в эти годы приютом для многих семей из России), в 1927 г. – Школу экономики в Праге по отделению экономической истории, в 1930 г. – Парижский университет (Сорбонна) по отделению восточноевропейской и современной истории. В 1942 г. С.А. Зеньковский получил степень доктора философии в пражском Карловом университете, опубликовав свою диссертацию о русской политике в Синьцзяне во второй половине XIX – начале XX века. Глубоко изучая русскую и современную историю, С.А. Зеньковский , однако, в течение длительного времени (1930–1939) работал в различных технических фирмах в Париже, занимаясь отнюдь не историческими, а экономическими проблемами (как консультант по экономическим вопросам, административный директор и др.), затем преподавал в Славянской коммерческой академии в Праге (1939–1944) и Мюнхенском политехническом университете (1945–1949). Только с 1950 г., переехав в США (в 1949 г.), С.А. Зеньковский вновь обращается к проблемам русской истории и культуры; здесь начинается новый – многолетний и плодотворный – период разнообразной преподавательской и исследовательской деятельности ученого. В 1950–1954 гг. С.А. Зеньковский преподает русский язык и литературу на отделении славистики Университета штата Индиана (Блумингтон), следующие четыре года читает лекции и ведет научную работу в Русском исследовательском центре Гарвардского университета, в 1958–1960 гг. преподает русскую историю в Стетсонском университете (Де-Лэнд, штат Флорида), в 1960–1962 гг. становится профессором славянского и восточного отделения Университета штата Колорадо (Боулдер), в 1962–1967 гг. – вновь профессором истории в Стетсонском университете, где заведует также и русским отделением. Параллельно этой работе, С.А. Зеньковский , получив финансовую поддержку от Фонда Джона Саймона Гуггенхайма, ведет исследования и читает лекции в Гейдельбергском университете в Германии (осенний и весенний семестры 1965–1966 гг.). В 1967–1977 гг. С.А. Зеньковский – профессор отделения славянской культуры в Университете Вандербилта (Нэшвилл, штат Теннесси), откуда вышел в отставку заслуженным («emeritus») профессором, вернувшись во Флориду.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Я. А. Коменского в Братиславе (1942-1945). В кн. «Бог и мировое зло: Основы теодицеи» (1941) Л. использовал персонализм для объяснения всех несовершенств и человека и природы: «Все распады, разъединения, все виды обедненной несовершенной жизни я объясняю в этой книге как следствие греха, то есть эгоистического себялюбия деятелей нашего царства бытия, значит, как нечто сотворенное нами самими» (Воспоминания. 2008. С. 248). В 1945 г. Л. переехал во Францию, а в 1946 г.- в США, в Нью-Хейвен (шт. Коннектикут). С 1947 по 1950 г. преподавал философию в Свято-Владимирской семинарии Православной Церкви в Америке . В Америке Л. написал кн. «История русской философии» (1951), в которой высказывал уверенность, что «движение русской философии, имеющее целью разработать христианское миропонимание, есть явление значительное, могущее заметно повлиять на мировую культуру» (История русской философии. 1951. С. 441). В 1950 г. Л. переехал в Лос-Анджелес, в 1952 г. получил американское гражданство. С 1960 г. находился на попечении в доме престарелых, т. н. Русском доме, во Франции, в Сент-Женевьев-де-Буа. Похоронен рядом с сыном В. Н. Лосским († 1958) на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. На могиле Л. водружен деревянный резной крест работы иконописца Л. А. Успенского . Философия конкретного идеал-реализма В многочисленных сочинениях Л. наиболее полно и систематично представил русское неолейбницианство. Философская система Л. охватывает онтологию, гносеологию, психологию, этику и эстетику. Свою метафизику он считал «разновидностью монадологии» Г. В. Лейбница (Учение о перевоплощении//Учение о перевоплощении. Интуитивизм. 1992. С. 124). Одним из исходных понятий в философской системе Л. является понятие «субстанция» . «Тожественный носитель различных свойств и событий, остающийся абсолютно устойчивым, т. е. тожественным, несмотря на смену принадлежащих ему свойств и событий… называется субстанцией» (Типы мировоззрений: Введение в метафизику//Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция.

http://pravenc.ru/text/2110741.html

Трепетов Борис (ИТАР-ТАСС) 74 Тугаринов Евгений 22, 233, 317 Чапнин Сергей 146–147 В книге также использованы фотографии, предоставленные Ксенией Павловной Боулби 13, 83, 94 Об авторе-составителе Евгений Святославович Тугаринов – хормейстер, педагог, старший регент Богоявленского кафедрального собора Москвы, кандидат искусствоведения. Родился в 1958 г. в Москве. В 1982 г. окончил Московскую консерваторию (МГК им. Чайковского). В октябре 2001 г. по приглашению митрополита Антония Сурожского приехал в Лондон и стал регентом Успенского кафедрального собора. С 2002 г. по 2014 г. – старший регент. Имея многолетний опыт работы со светскими хорами в России, в Англии сосредоточился исключительно на церковном пении, чему немало способствовал митрополит Антоний. По роду своих занятий Евгений Тугаринов в течение двух лет сослужил владыке, имел возможность общаться и советоваться с ним. Нахождение в Англии предопределило интерес автора как к жизни митрополита Антония, так и к судьбам русской эмиграции. Результатом этого интереса стала серия книг «Русские регенты», первый том которой вышел из печати в 2014 г. Об издательстве «Живи и верь» Для нас православное христианство – это жизнь во всем ее многообразии. Это уникальная возможность не пропустить себя, сделав маленький шаг навстречу своей душе, стать ближе к Богу. Именно для этого мы издаем книги. В мире суеты, беготни и вечной погони за счастьем человек бредет в поисках чуда. А самое прекрасное, светлое чудо – это изменение человеческой души. От зла – к добру! От бессмысленности – к Смыслу и Истине! Это и есть настоящее счастье! Мы работаем для того, чтобы помочь вам жить по вере в многосложном современном мире, ощущая достоинство и глубину собственной жизни. Надеемся, что наши книги принесут вам пользу и радость, помогут найти главное в своей жизни! 1 Аверинцев С. С. По ту сторону «традиционализма» и «либерализма»/Континент. 1996. 1 (87). 11 Протоиерей Владимир Феокритов (1881–1950), настоятель Успенского прихода в Лондоне (1940–1950). Отец Владимир был направлен в Лондон после окончания СПДА в 1908 г. Через некоторое время он был командирован в Париж, где принял сан диакона и вернулся в Лондон перед Первой мировой войной. Принял священническое рукоположение от митрополита Евлогия в 1939 г. Обладал феноменальным голосом (бас), за что его сравнивали с Шаляпиным и архидиаконом Константином Розовым. Митрополит Антоний глубоко уважал протоиерея Владимира Феокритова за верность церковному служению и отозвался о нем так: «Священник здесь был замечательный – отец Владимир Феокритов. Я его представляю себе всегда как хрустальную скалу. Он был совершенно прозрачный, чистый и негнущийся, и служил замечательно» (Митрополит Антоний (Блум). Из выступления в зале собора перед русскоговорящей общественностью Лондона/Соборный листок. 2003. 372. С. 10). – Прим, составителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

В Советском Союзе в послевоенные годы также начало распространяться движение иеговистов, несмотря на усиленные репрессии против них. Согласно Пентону, два фактора способствовали этому: во-первых, проповедь возвратившихся из немецкого плена многих советских солдат, которые приняли учение Сторожевой Башни в концлагерях, и, во-вторых, присутствие свидетелей Иеговы в областях, которые до войны принадле-жали Польше, Чехословакии и Румынии, а после войны были присоединены к Советскому Союзу. Оказавшись в Советском Союзе, свидетели Иеговы тех областей начали распространять своё учение среди населения. Важная часть деятельности Общества Сторожевой Башни – это регулярное проведение многолюдных конгрессов. Как мы говорили выше, это происходило с успехом для свидетелей Иеговы в 20-х и 30-х годах в Америке. Затем, в 40-х и 50-х годах, впервые за два десятилетия президенства Кнорра, значение и влияние конгрессов в Америке значительно увеличилось. Первый конгресс в послевоенное время состоялся в городе Кливленде, штат Огайо, на котором присутствовало свыше 80 тысяч человек. Однако три последующие, состоявшиеся в городе Нью-Йорке в 1950-м, 1953 и 1958 годах, превзошли ожидания Сторожевой Башни. На первом из них присутствовало почти 124 тысячи человек, на втором 215 тысяч человек и на третьем почти 254 тысячи людей. На последнем конгрессе в Нью-Йорке присутствовали делегаты из 123 стран и океанских островов. На всех этих конгрессах выступал Натан Кнорр и его близкие друзья с проповедью «Евангелия» о грядущем Царстве и вечной жизни на земле для новообращённых с 1935 года. Они совершали крещения и в своих проповедях, как правило, осуждали все традиционные, протестантские и евангельские церкви. Джеймс Пентон написал следующее о конгрессе в Нью-Йорке в 1958 году: С 27 июля по 3 августа тысячи и тысячи делегатов из 123 стран и морских островов присутствовали на сессиях, выслушивая одну речь за другой, произносимые лидерами общества. Затем, в среду 30 июля в общем 7123 мужчин и женщин были крещены в купальном месте Океанского пляжа в холодных водах Лонгайленда. Некоторые из крестителей замерзли от холодной воды и были вымучены, крестив своих новых братьев. Но общество могло похвалиться тем, что (в тот день, Н.П.)было крещено на 4136 человек больше, чем в день Пятидесятницы. Затем, в следующую среду вице-президент общества Фред Франц прочитал декларацию, которая была после чтения принята 194 418 присутствовавшими мужчинами, женщинами и детьми, провозглашающую, что самый предосудительный класс людей на земле сегодня – это священнослужители христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Жертвой новых преследований «еретиков» стал ушедший от строгого томизма антифашист и христианский демократ Жак Маритэн (который после 1945 года был также послом Ватикана во Франции). Самого значительного католического философа эпохи, тоже француза Тейяра де Шардена, папа также осудил, многие из работ Тейяра были занесены в «Индекс запрещенных книг», более того, он был даже удален из Европы. Но заставили замолчать и немцев братьев Ранер, теолога Ганса Кюнга, историка в области догматики Иозефа Ратцингера, иезуитов французов де Любака и Даниэлу, доминиканца Ива Конгара, а также кардинала Шухарда (взгляды последнего были позже реабилитированы II Ватиканским собором). Наиболее известным из числа демократических и социальных инициатив было движение французских священников-рабочих, начавшееся с целью отвоевания рабочего класса в форме своего рода хождения в народ. Французское движение священников-рабочих было ликвидировано Пием XII в середине 50-х годов. Пий XII был покровителем чудес и святых, он догматизировал в атомную эпоху новейшие постулаты веры. Так, он настойчиво и с особным пристрастием способствовал углубленному почитанию Девы Марии. В конце 1950-го Святого года он в апостолической конституции «Munificentissimus Deus» провозгласил догмат о телесном вознесении Марии. В своей энциклике «Fulgens corona» (8 сентября 1953 года) папа провозгласил 1953/54 год «Годом Марии» в связи со столетием провозглашения догмата о непорочном зачатии. В энциклике от 25 марта 1954 года «Sacra Virginitas» трактовался вопрос о сущности девственности, необходимой для святого религиозного образа жизни, и о целибате. В своей энциклике от 11 октября 1954 года «Ad coeli Reginam» он вновь заявил, что тело Девы Марии Бог взял на небо. В это время папа ввел обряд почитания царицы Марии и церковный праздник по этому поводу. В энциклике от 2 июля 1957 года «Le pelerinage de Lourdes», посвященной явлениям Богоматери в Лурде папа призвал весь католический мир усилить почитание Марии. Духовным завещанием Пия XII оказалась энциклика от 14 июля 1958 года «Memissime juvat», в которой папа выступил против ослабления международной напряженности, против мировой социалистической системы, призывая духовенство и верующих смело бороться за свободное выполнение предназначения церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/441704/

Ведерникова Елена Яковлевна Архив семьи Ведерниковых. Урожд. Браславская. Родилась в 1899 г. в еврейской семье. После революции эмигрировала во Францию. В 1930-х гг. была крещена протоиереем Андреем Сергиенко с именем Ольга. Училась иконописи у известного иконописца Григория Круга. В 1950-х гг. вернулась в Россию. Работала секретарем в Московской Патриархии. В 1950-х гг. вышла замуж за А. В. Ведерникова. Скончалась 9 января 1972 г. 1. 25 июля 1957 г. 25.7.1957 Ваше Высокопреосвященство, Дорогой Владыко! Позвольте мне поблагодарить Вас за Ваше ласковое письмо, которое своим вниманием очень меня тронуло. Вы так мало знаете меня, но в Вашем добром сердце нашлось для меня столько неподдельной ласки. Спасибо Вам за них, узнаю истинного архипастыря. Хотела я написать, что не заслужила сего, но всегда думала о том, что «заслуженная любовь» менее драгоценна – по мудрой нашей народной истине: «не по хóрошу мил, а по млу хорош»! Понимаю, что кредит мне открыт в Вашем сердце в большой мере через любовь Вашу к Анатолию Васильевичу. Но постараюсь не обмануть Вас и сама. Что касается Вашего пожелания поручить мне столь ответственный участок, могу только снова благодарить за доверие, но предоставить дальнейшее решение этого вопроса Председателю Комиссии и Редактору, но полагаю, что будущее само за себя ответит. Я же, зная свои силы, не преувеличиваю своих возможностей. Все это сложится и решится без моего участия! Всё мы собираемся с Анатолием Васильевичем навестить Вас, съездить к Вам в Петушки. Но Вы сами видите, в каком он состоянии перегрузки и утомления; а я вдобавок к этому еще вижу его здесь трудящимся над тем, чтобы к концу лета приспособить это новое наше земное пристанище к зимовке в нем; а это дело нелегкое. Даже у отца его мы не были больше года, хотя он и живет в 200 километрах от Москвы – не может, не умеет А[натолий] В[асильевич] вырваться для себя. Поэтому и утомлен так, что отдает все свои силы. А у нас здесь уже и сейчас, несмотря на полную неналаженность и неблагоустройство, очень хорошо – ели, птички, широкие горизонты и тишина. Когда устроимся – милости просим!

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Дело «нового богословия» В результате энциклики 1950 г. против де Любака, Ж. Даниелу, А. Буйяра, И. Конгара, М.-Д. Шеню и других были выдвинуты тяжёлые обвинения в заблуждениях по вероучительным вопросам, они были отстранены от преподавания в католических образовательных учреждениях, их книги были изъяты из библиотек и продажи. Любак был вынужден переехать в Париж, где погрузился в уединенные научные изыскания, что, впрочем, не помешало ему с 1951 г. стать советником архиепископа Лиона, куда он вернулся в 1954 г. Вскоре, в 1958 г., последовало и академическое признание — де Любак был избран членом Института Франции (в Академии общественных и политических наук). Несмотря на строгость церковной цензуры, в эти годы Любак сумел опубликовать книгу «Мысли о Церкви» (1953; ср. рус. перевод 1994), пропущенную цензурой и имевшую большой успех; однако в остальном на протяжении десяти лет публикации на богословские темы были для него затруднены. Экзегетика Отцов Годы отстранения от преподавания и вынужденного ограничения круга общения позволили Любаку посвятить себя интенсивным исследованиям древнего и средневекового богословия, результатом чего стала публикация многочисленных монографий и статей. Так появились две значительные книги: 1) монографическое исследование «История и дух: Понимание Писания у Оригена» (1950), посвященное экзегетической теории и практике Оригена и выдержанное в апологетическом ключе по отношению к этому пререкаемому древнему автору (осуждение Оригена имп. Юстинианом Любак расценивал как «злодеяние, которое не искупается строительством Святой Софии»); 2) «Средневековая экзегеза. Четыре смысла Писания» (T. 1–4. 1959–1964, суммарный объем 1800 стр.) четырехтомное исследование по средневековой библейской экзегезе, оцененное в частности П. Рикёром как важное событие в современной герменевтике. В понимании де Любака древняя экзегеза содержит богатые синтетические потенции для церковного знания и служения; она «…реализует диалектику прошлого и будущего, устанавливает отношения между исторической и духовной реальностью, между обществом и индивидом, временем и вечностью и содержит в себе всецело богословие истории в связи с богословием Писания… Она представляет собою некий каркас христианской письменности и искусства».

http://bogoslov.ru/person/278385

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010