В 40-х гг. XX в. были созданы также монографии «О познании Бога» (De la connaissance de Dieu. P., 1941), «Богословское обоснование миссии» (Le Fondement théologique des missions. P., 1946), «Парадоксы» (Paradoxes. P., 1946) и «Сверхприродное: Исторические исследования» (Surnaturel: Études historiques. P., 1946). В 1940-1942 гг. вместе с Ж. Даниелу Л. принял участие в основании издательской серии патристических памятников «Христианские источники» (Sources chrétiennes), подготовил к публикации в ней ряд текстов Оригена (см., напр.: Lubac H., de. Introd.// Origène . Homélies sur la Genèse. P., 1944. P. 5-62. (SC; 7)). Сотрудничал также с издателями сер. «Исследования религиозного знания» (Recherches de science religieuse), в 1947-1950 гг.- ее главный редактор. Кн. «Сверхприродное...» стала важнейшей работой Л., вызвавшей широкую и острую дискуссию в церковных кругах в связи с движением, получившим среди консервативных оппонентов (Р. Гарригу-Лагранж, М. М. Лабурдетт, М. Ж. Никола и др.) уничижительное название «новое богословие» (nouvelle théologie). Его принципы и главные идеи были осуждены в энциклике папы Пия XII «Humani generis» (1950). Примечательно, что в качестве выражения верного взгляда на проблему природы и сверхприродного в энциклике приводится скрытая цитата из текста самого Л. (Mémoires sur l " occasion. 2006. Р. 72). В книге Л. анализирует соотношение философии и богословия, развитие познавательных ресурсов человека и восприятия сверхприродного Откровения. Основным методом, как и в большинстве др. текстов Л., стало историческое исследование, построенное на материале патристики и схоластики. Продолжению, уточнению и развитию темы сверхприродного Л. посвятил ряд последующих трудов: «Тайна сверхприродного» (Le Mystère du surnaturel. P., 1965), «Августинизм и современное богословие» (Augustinisme et théologie moderne. P., 1965), «Малый катехизис о природе и благодати» (Petite catéchèse sur nature et grâce. P., 1980). В результате папского осуждения против Л., Даниелу, А. Буйара, И. Конгара , М. Д. Шеню и др. были выдвинуты тяжелые обвинения в заблуждениях по вероучительным вопросам, они были отстранены от преподавания в католич. образовательных учреждениях, их книги изъяли из б-к и продажи. Попытки оправдаться не удались. Л. вынужден был переехать в Париж, где погрузился в уединенные научные изыскания, что, впрочем, не помешало ему с 1951 г. стать советником архиепископа Лиона. Вскоре последовало и академическое признание - избрание членом Института Франции (1958). Несмотря на строгость церковной цензуры, в эти годы Л. сумел опубликовать кн. «Мысли о Церкви» (Méditation sur l " Église. P., 1953; рус. пер.: Мысли о Церкви. М.; Милан, 1994), имевшую большой успех. Однако на протяжении 10 лет его работы на богословские темы почти не публиковали.

http://pravenc.ru/text/2561022.html

После изречения этих «истин» Лука перешел к характеристике имеющихся в мире правд и неправд. Он сказал, что правда есть в отношениях народов друг с другом, в отношениях государств между собой, есть правда в отношении семьи, есть правда в отношениях мужа и жены. Но много в мире есть неправд. Для всех народов видна черная неправда, когда 600-миллионный китайский народ не принимается в Организацию Объединенных Наций. Разве это правда, когда исконную китайскую землю остров Тайвань разбойники насильно отняли у Китая? А какая черная неправда происходит в наше время в Италии? Там есть много земли, которая даже не обрабатывается. Вот эту-то землю безземельные крестьяне начали распахивать, а хозяева земли – помещики пригнали солдат и стали расстреливать крестьян. Много крови было пролито только за то, что безземельные голодные крестьяне хотели иметь хлеб, чтобы самим не умереть от голода и накормить своих детей, а взяли они лишь куски необрабатываемой помещиками земли – разве это правда? Разве не следует, чтобы земля принадлежала тем, кто ее обрабатывает? В Африке давно уже льется человеческая кровь. Крестьяне и рабочие сотнями, тысячами погибают только за то, что требуют для себя свободы. Алчным грабителям мало того, что на них работают целые народы, они хотят превратить их в бессловесных животных. Разве лучше обстоит вопрос с владельцами фабрик – заводов, с капиталистами, которые держат народ в полуголодном состоянии? Очень много, как видите из приведенного мной, в мире существует неправды. С седой старины, во время крещения Иисус стал проповедовать правду, которую Он подтвердил чудесами, а потом Своею смертью на кресте и Воскресением из мертвых. Казалось бы, что утвержденной Христом правды, народ должен был верить в правду Христа и быть твердым в этой вере. Но в действительности у нас много есть неверующих. Веру в Христа надо укрепить! [...] Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Крымской области А. Яранцев Справка уполномоченного о беседе с архиепископом Лукой 11 января 1958 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Скончался протоиерей Аркадий Иванов, заслуженный профессор Санкт-Петербургской духовной академии 14.07.2020 14 июля 2020 года, на 96-м году жизни, отошел ко Господу заслуженный профессор, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Аркадий Иванов . Годы преподавания в духовной школе отец Аркадий посвятил воспитанию в будущих пастырях Церкви любви к Священному Писанию, обучил многие поколения священнослужителей; его научная деятельность была посвящена исагогике Ветхого Завета и экзегетике ветхозаветных мессианских текстов. Протоиерей Аркадий Иванов родился 29 января 1925 г. в Ленинграде в семье рабочих. В 1933-41 гг. обучался в 8-й школе Смольнинского района Ленинграда, окончил 8 классов. В 1941 г. отец погиб на фронте, мать умерла весной 1942 г. во время блокады Ленинграда. В 1942 г. окончил курсы инвентаризаторов, работал электромонтером на Варшавском вокзале. В феврале 1943 г. был мобилизован в армию, в 1946 г. окончил военную школу сержантского состава и служил до 1950 г. в пограничных войсках, демобилизован в звании старшины. Участник обороны Ленинграда, прорыва и ликвидации блокады. Награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «30 лет Советской Армии и Флота», а также нагрудным знаком «Отличный пограничник». Как участник Великой Отечественной войны в 1986 г. награжден орденом «Отечественной войны» II степени. В 2003 г. награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга». В 1950-54 гг. обучался в Московской духовной семинарии, в 1954-58 гг. — в Ленинградской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия. 1 сентября 1958 г. назначен помощником инспектора, классным наставником в 1 классе Ленинградской духовной семинарии, с сентября 1959 г. ему было поручено преподавание латинского языка, с января 1962 г. — чтение лекций по Ветхому Завету в Академии, с сентября 1965 г. был освобожден от должности помощника инспектора. В 1966 г. утвержден в звании доцента, в 1996 г. удостоен звания профессора, в 2011 г. присвоено звание заслуженного профессора. С сентября 2012 не преподавал по состоянию здоровья.

http://drevo-info.ru/news/25991.html

/Павел Проценко/ «Ведите записные книжки! – Среди множества литературных жанров есть один, о котором как-то не принято говорить в выступлениях на наших пленумах собраниях, – это “записные книжки” писателей, – сказала В. Инбер. – Недавно я перечитала четыре таких томика, вышедших на протяжении последних 3–4 лет. Это “Записные книжки” И. Ильфа, П. Павленко, “Глаза земли” М. Пришвина, где есть такого характера записи, и, наконец, книга Эффенди Капиева. “Записные книжки” принято рассматривать как заготовки будущих произведений, и отчасти это так, но только отчасти. В них есть и записи, которым не дано было превратиться ни в маленькие новеллы, как у Пришвина, ни войти в литературные произведения. Они остаются просто записями, и эти записи драгоценны. Н. Тихонов в своем докладе говорил, что наша литература тенденциозна и она не скрывает этого. Эти записные книжки тоже тенденциозны. Они с такой отчетливостью показывают и характер того, кто их писал, и характер времени, в которое жил этот писатель, что зачастую бывают красноречивее больших литературных полотен... Наибольшее впечатление на меня произвела книга Эффенди Капиева. ...Когда он передвигался – и пешком, и на коне, – он все время писал. “Даже одна строка, честно написанная сегодня, будет со временем ценнее и прекраснее многих книг“. Это – эпиграф к блокноту. В другом месте читаем: “Запоминай, Капиев! Броди, смотри и запоминай, ибо все, что творится сегодня, – неповторимо: никогда, никогда больше не будет на земле ничего подобного”. Эти слова относятся к каждому из нас: ведь все мы живем в небывалую эпоху. И хочется сказать: товарищи писатели, ведите записные книжки, не давайте пропасть тому, что вы увидели, узнали в наши замечательные дни». Литературная газета. 1958. 20 Павел Проценко. Советские 1950-е глазами епископа Варнавы/Беляева/ Очерк Страна великих свершений Солнце славы стояло в зените и, казалось, не желало захить над советской землей. Благо в начале 1950-х она стала столь обширна, что над просторами коммунистической империи никогда не меркли его лучи. Послевоенная страна залечивала раны; лица людей, охваченных трудовым энтузиазмом, светились надеждой, глаза излучали радость, губы пели о великих победах, ноги дружно отбивали шаг, руки держали древки знамен, на которых отливали золотом чеканные призывы вождей.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

- В партию на фронте не вступили? - Нет, в партию я вступил уже в мирное время, когда поступил в юридический институт. Юрист не мог быть беспартийным. Но сначала работал и учился в школе рабочей молодежи - до войны только 7 классов закончил. Гуманитарные предметы мне давались хорошо, а математика, физика, химия - с трудом. Кое-как закончил 8-й класс и вместе с другом поступил на экстернат. Так тогда назывались платные курсы (недорогие) в Грохольском переулке, где за три года проходили основы программы старших классов. Отец друга был юристом, и мы в 1950 году, после экстерната, подали документы в юридический институт (нынешний юрфак МГУ). Поступили, друг сейчас полковник ФСБ в отставке. А я по специальности так и не работал. Дело в том, что в стране оказалось " перепроизводство " юристов. Карательной системе нужно было очень много юристов, поэтому помимо институтов и юрфаков их " пекли " в юридических школах силовых ведомств (и, как правило, выпускники этих школ получали лучшее назначение, чем мы). А когда умер Сталин и был арестован Берия, мы все оказались безработными. Вышло постановление Совета министров, подписанное Молотовым, о переквалификации юристов выпуска 1950-54 гг. на экономические и бухгалтерские специальности. Поступил в Плехановский институт, через 2 года, в 1957, получил диплом инженера-экономиста и уехал в Якутию. Работал инженером-нормировщиком на угольном бассейне " Якут-золото " , потом в геологоразведке. - И продолжали верить в коммунизм? - Как раз там начались мои сомнения. Я увидел сплошную зону, только что ликвидированную. Мне рассказывали очевидцы, что туда привозили целые эшелоны раскулаченных. И примерно в половине вагонов люди были... мертвы. С детишками!!! Везли неделями, не кормили, вагоны не отапливались, и люди умирали. А те, кто доехал живыми, по 20 лет жили без паспортов. И я подумал: где же справедливость? Это было потрясение посильнее XX съезда. А в 1958 году я вернулся в Москву и устроился работать в Госплан (уехал я из Якутии из-за климата - напомнило о себе ранение, начались сильные головные боли). Там получил доступ к секретной информации. Когда я узнал, что 70 % сельскохозяйственной продукции дает частный сектор, не поверил. Спросил начальника: может, ошибка? Да нет, отвечает, так и живем. А как же, говорю, колхозы, коллективизация? Он на меня как на сумасшедшего посмотрел. Вот тут я всерьез задумался: для чего же отнимали у людей скотину, раскулачивали, гнали в ссылки? Понял, что только ради идеи " ничего своего, все казенное " . Даже члены Политбюро жили не на своих, а на казенных дачах. Это была идеология, в угоду которой уничтожали людей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

7 окт., день образования временной Народной палаты, стал офиц. датой образования ГДР. 10 окт. СВАГ была преобразована в Советскую контрольную комиссию (СКК). 11 окт. Пик был избран президентом республики, а 12 окт. Народная палата утвердила Правительство ГДР во главе с Гроттеволем. ГДР занимала 30% площади довоенной Г. (в наст. время Берлин, Бранденбург, Мекленбург - Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт и Тюрингия) с населением ок. 17 млн чел. 15 окт. 1949 г. были установлены дипломатические отношения между ГДР и СССР. Избираемая в ходе прямых всеобщих выборов Народная палата являлась, по Конституции ГДР 1949 г., верховным гос. органом. Первоначально на основе пропорционального представительства земель была сформирована и верхняя палата парламента - палата земель. Но после адм. реформы 1952 г., по к-рой территориальное деление Вост. Германии на 5 земель заменялось созданием на их базе 14 округов (районов), палата земель была упразднена (окончательно в 1958), и парламент ГДР стал однопалатным. В 1960 г., после смерти Пика, был отменен пост президента. Впосл. был образован особый орган, выполнявший функции главы гос-ва на коллегиальной основе,- Государственный совет. Исполнительная власть принадлежала правительству - Совету министров, к-рый, так же как и Государственный совет, избирался Народным собранием. В июле 1950 г. на III съезде СЕПГ Генеральным секретарем ЦК был избран В. Ульбрихт и партия встала на путь копирования методов ВКП(б). В том же году было создано Мин-во гос. безопасности ГДР (Staatssicherheit, «Staasi» - «Штази»). Для поддержки ГДР в 1950 г. Правительство СССР сократило вдвое репарационные платежи. В 1952 г. руководство СЕПГ официально объявило о начале построения в ГДР социалистического гос-ва. 10 июня 1953 г. ЦК СЕПГ опубликовал постановление о начале «нового курса» и об исправлении «допущенных ошибок». Последовали меры по смягчению налоговой политики в отношении крестьян и ремесленников. Это спровоцировало выступления берлинских рабочих (16 июня 1953), потребовавших увеличения расценок и отмены завышенных планов.

http://pravenc.ru/text/529064.html

Закрыть Славянские истоки социально-экологического подхода во врачевании алкоголизма и других видов пристрастий 05.07.2008 597 Время на чтение 9 минут Во второй половине IX века святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, родные нам по крови славяне, " вся языки Словенския утвердили в православии и единомыслии " . За истекшие годы мы опытным путем познали, что значат правая вера и истинное знание. Научные парадигмы также должны формулироваться точно, четко и ясно, а их истинность и пользу следует проверять применимостью и действенностью на практике. В моем докладе речь пойдет о целесообразности использования социально-экологической концепции алкоголизма и других видов пристрастий для оказания помощи людям, пристрастившимся к алкоголю и другим психоактивным веществам в условиях прихода. Дело в том, что с 1795 г., после публикации американским врачом Бенджамином Рашем (1745-1813) научного труда, посвященного действию спиртов, " вызывающих пристрастие тела и сознания " , в котором он назвал чрезмерное употребление ректифицированной спиртосодержащей жидкости болезнью, в Америке получил становление медико-биологический подход во взглядах на проблему Стронники точки зрения на пристрастие к алкоголю как на болезнь в классическом ее понимании опирались также на позицию шотландского врача Томаса Троттера (1760-1832), характеризовавшего злоупотребление алкоголем как медицинскую проблему. Они еще больше утвердились в своей правоте после выхода в свет в 1849 году работы шведского врача Магнуса Хусса (1807-1890) " Хронический алкоголизм " . В 1935 г. биржевой маклер Билл Вю (Вильям Гриффит Вилсон, 1895-1971 гг.) и врач-хирург Боб (Роберт Хальбрук Смит, 1879-1950 сами страдавшие алкоголизмом, организовали сообщество " Анонимные алкоголики " . Оно взяло на вооружение представление об алкоголизме как хронической неизлечимой болезни и сыграло решающую роль в широком распространении этой идеи среди населения. Пропаганда удалась благодаря участию в ней влиятельных членов сообщества и мощным финансовым вливаниям богатого филантропа Р. Бринкли Смитерса (1907 - 1994). Достаточно сказать, что им было пожертвовано только на антиалкогольную программу более 40 млн. долл. США. После оказания материальной поддержки Национальному совету по алкоголизму в размере 8,7 млн. долл. США Смитерс в 1954 году становится одним из его директоров и остается им вплоть до своей смерти в 1994 году. С 1958 г. по 1965 г. он является председателем Национального совета по Р. Бринкли Смитерсу удается пролоббировать среди медицинских чиновников концепцию алкоголизма как болезни с тем, чтобы обеспечить выплаты клиентам лечебных центров по карточкам медицинского страхования.

http://ruskline.ru/analitika/2008/07/05/...

«Перед Русской Церковью стоит задача сплочения россиян» Беседа с Р.В. Ордовским-Танаевским Бланко, членом Попечительского совета о нуждах Русской Зарубежной Церкви Ростислав Вадимович Ордовский-Танаевский Бланко – российско-венесуэльский предприниматель, президент корпорации «Ростик Групп», в которую входят семейные рестораны, сеть предприятий быстрого питания «Ростикс», компании, занимающиеся туристическим бизнесом, недвижимостью, и гипермаркеты здоровья. Он принадлежит к двум древним шляхетским родам – Танаевских и Превыш-Квинто. В конце 40-х годов прошлого века семья Ростислава обосновалась в Венесуэле. Его отец, В.Н. Ордовский-Танаевский, создал и много лет возглавлял венесуэльское отделение Организации российских юных разведчиков (ОРЮР). Один из членов большого клана, И.К. Ордовский-Танаевский, служивший в администрации города Валенсии, в 1950 году сумел добиться выделения земельного участка для постройки русского храма. Ростислав родился в 1958 году в Каракасе. Окончил русскую церковно-приходскую школу, учился в британской и немецкой школах, в возрасте 13 лет был принят в высший кадетский корпус Венесуэлы «Марискаль де Аякучо», из которого выпустился с лучшими оценками. Молодой человек проявлял тягу к богослужебной жизни: алтарничал, иподиаконствовал. В 1981 году Ростислав получил диплом инженера-химика в одном из лучших университетов страны – имени Симона Боливара. В начале 1980-х годов Р.В. Ордовский-Танаевский Бланко учредил холдинг «Ростик Интернэшнл». В 1984 году он впервые посетил историческую родину, будучи приглашенным на Ташкентский международный фестиваль азиатского, африканского и латиноамериканского кино: организаторам стало известно, что в Венесуэле живет человек, который владеет русским языком и распространяет кино- и видеопродукцию. В его официальной биографии сказано: «В Москве в 1984 году Ростислав столкнулся с двумя бытовыми проблемами: он не смог приобрести пленку для фотоаппарата и с трудом нашел подходящее место, чтобы пообедать. Вернувшись в Венесуэлу, Ростислав предложил компании “Кодак” развивать бизнес в Советском Союзе. В 1987 году появился фотомагазин “Фокус” на территории СССР».

http://pravoslavie.ru/32180.html

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 40, 2004 или Вновь о контактах СССР с Ватиканом в конце 50-х Папа Пий XII (Эудженио Пачелли) — одна из величественных фигур в европейской церковной и политической истории XX века. Он родился 2 марта 1876 года в Риме в семье известного адвоката. Его церковное служение началось еще при Льве XIII. Эудженио Пачелли был нунцием в Германии, прослужив там 12 лет. Кардиналом и статс-секретарем стал при Пии XI. Избрание кардинала Пачелли на папский престол с именем Пия XII состоялось в марте 1939 года. “Великий молчун”, “атланти­ческий папа”, “святой упрямец”, — вот только некоторые из оценок его современниками. До последнего дня своей жизни (9 октября 1958 года) он оставался одной из ключевых фигур европейской политики, придерживаясь откровенно враждебного и нетерпимого курса по отношению к СССР и странам соцлагеря. Эта нетерпимость была стержнем его политики в последние годы Второй мировой войны и в послевоенные десятилетия. Начало 1950-х изменений не принесло. Так, в своем апостолическом послании к народам России (1952 год) он призвал их не только вернуться в лоно католичества, но и скорее отречься от коммунистических идей. О жестком противостоянии Москвы и Ватикана в послевоенные годы известно много. Период от кончины Сталина до ухода из жизни Пия XII был менее драматичен. Именно в эти годы начинаются активные поиски контактов. Обоюдный зондаж начался еще с 1955 года. Тогда Москву посетил иезуит из Люксембурга о. Рединг. Встретившись с Анастасом Микояном, он сообщил тому, что изучает возможность будущей договоренности между Ватиканом и СССР. Оживление в этом направлении началось с первых месяцев 1957 года, когда послом СССР в Италии стал Семен Козырев, которому было поручено “продол­жить неофициальные контакты для изучения намерений Ватикана в отношении СССР и его союзников” 1 . Какие же неофициальные контакты должен был курировать советский посол? И, главное, с кем? Одним из таких контактеров был обычный директор обычной туристической компании “Чит” господин Галлен. Но при чем здесь итальянский туризм, да еще в 1957 году?

http://pravmir.ru/kto-vyi-gospodin-galle...

Новая волна прочтений, благосклонных к демонизму или же осуждающих его предполагаемое у Лермонтова преобладание, поднялась на переходе от XIX к ХХ веку. В.С. Соловьев в речи «Лермонтов» (1899) отметил в «гении» поэта «обуявшую соль… демонизма» и в особенности порабощенность «демоном кровожадности», «демоном нечистоты» и главенствующим «демоном гордости» . По мнению Соловьева, «религиозное чувство, часто засыпавшее в Лермонтове, никогда в нем не умирало», но все-таки уступало «злому началу» . Д.С. Мережковский в книге «М.Ю. Лермонтов – Поэт сверхчеловечества» (1908–1909) утверждает, что Лермонтов – единственный в «русской литературе до конца не смирившийся», подлинно «гордый человек» , отличающийся «святым кощунством, святым богоборчеством» , так что «во всей его поэзии, которая есть не что иное, как вечный спор с христианством, нет вовсе имени Христа» . Демонизм, будто бы преобладающий у Лермонтова, приветствуется в книге А. Закржевского «Лермонтов и современность» (Киев, 1915). Подобная точка зрения господствует и после 1917 года, причем демонизм в большинстве случаев оценивается положительно: то как стихийный атеизм, то как разновидность человеческого самоутверждения. В течение 1920–1930-х годов духовное восприятие демонизма увядает, и соответствующие образы Лермонтова начинают казаться условным философско-поэтическим иносказанием. Редкое исключение составляет толкование Даниила Андреева, включенное в неизданную в свое время книгу «Роза мира» (1950–1958). Отмечая глубину и силу «богоборческой тенденции» у Лермонтова, Андреев указывает, что ей изначально противостоит «светлая задушевная теплая вера» и ранняя смерть поэта воспрепятствовала «предельной поляризации этих двух тенденций, в их смертельной борьбе, в победе утверждающего начала и в достижении наивысшей мудрости» . Мысль о преобладании богоборчества в творчестве Лермонтова нашла отражение в «Лермонтовской энциклопедии» (М., 1981), в частности в статье Е.М. Пульхритудовой «Богоборческие мотивы». В обобщающих – помещенных в новых словарях русских писателей – статьях В.Э. Вацуро «богоборческие мотивы», «богоборческий пафос» у Лермонтова представляются совершенно оттесняющими образы мистического смирения .

http://pravoslavie.ru/63026.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010