Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛИПИЙ (Воронов Иван Михайлович; 15.07.1914, дер. Торчиха Бронницкого у. Московской губ.- 12.03.1975, Псково-Печерский мон-рь), архим. Псково-Печерского монастыря . Род. в крестьянской семье. В 1926 г., после сельской школы, переехал в Москву, где в 1930 г. окончил среднюю школу. С 1932 г. работал на строительстве и эксплуатации первой очереди Московского метрополитена. В 1932-1941 гг. (с перерывами) учился в вечерней студии при МОСХ, изостудии ВЦСПС. Во время службы в Красной Армии (1936-1938) организовывал изостудии при воинских частях Московского военного округа. С 1938 по 21 февр. 1942 г. работал старшим диспетчером на заводе 58 им. Ворошилова в Москве. Во время Великой Отечественной войны , начиная с 1942 г. воевал на Центр., Зап., Брянском, Первом Украинском фронтах, в составе Особой 4-й танковой армии прошел от Москвы до Берлина. Награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией»; свыше 10 медалей получил за освобождение городов. За создание живописных и фотохудожественных альбомов по истории 4-й танковой армии награжден орденом Красной Звезды. С фронта привез более тысячи своих живописных и художественных работ, участвовал в выставках, был принят в Союз московских художников, работал в Выставочном фонде. 12 марта 1950 г. И. М. Воронов поступил послушником в Троице-Сергиеву лавру , где 28 авг. 1950 г. наместником архим. Иоанном (Разумовым) был пострижен в монашество с наречением имени А. в честь прп. Алипия , иконописца Киево-Печерского. 25 сент. 1950 г. Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским) рукоположен во иеродиакона, 14 окт. 1950 г.- во иеромонаха с назначением на должность ризничего ТСЛ. К празднику Пасхи в 1953 г. возведен в сан игумена. Принимал активное участие в восстановлении Успенского собора, трапезной ц. в ТСЛ, Крестовой ц. во имя арх. Михаила в Патриаршей резиденции в пос. Лукино (Московская обл.), др. храмов Москвы и Подмосковья. За труды по восстановлению ТСЛ 25 окт. 1951 г. награжден наперсным крестом, в окт. 1953 г.- крестом с украшениями. Работы А. по восстановлению Патриаршей резиденции в Лукине 21 февр. 1954 г. были отмечены Патриаршей грамотой.

http://pravenc.ru/text/114360.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Кухтин Михаил Иванович; 20.09.1901, ст-ца Верхнекаргальская (ныне Каргальская Волгодонского р-на Ростовской обл.) - 5.06.1975, Одесса), Митрополит Пражский и всей Чехословакии. Род. в семье священника. В 1911 г. окончил начальную школу, в 1915 г.- ДУ в ст-це Усть-Медведицкой (ныне г. Серафимович Волгоградской обл.), затем 4 класса Донской ДС в Новочеркасске. В 1918 г. вступил в Добровольческую армию, был участником гражданской войны. В 1920 г. эмигрировал в Грецию, в 1922 г. (по др. данным, в 1923) переехал в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Югославия). В 1924 г. поступил в 4-й класс Призренской ДС, к-рую окончил в 1926 г. В апр. 1927 г. пострижен в монашество, в мае того же года еп. Нишским св. Досифеем (Васичем) рукоположен во диакона, затем во иерея. В 20-х гг. XX в. опубликовал неск. статей в епархиальном ж. «Преглед цркве Enapxuje нишке» (Нишская епархия). В окт. 1930 г. назначен настоятелем мон-ря св. Прохора Пшинского (Пчиньского), затем мон-ря св. Георгия Деляровского. В 1931-1932 гг. преподаватель школы при мон-ре Раковица, в 1932-1941 гг.- при мон-ре Дечаны. В 1936 г. заочно окончил Богословский фак-т Белградского ун-та. В том же году возведен в сан игумена. В 1938 г. принял югославское подданство. В 1941-1946 гг. законоучитель жен. гимназии г. Ниш. В 1946-1947 гг. служил на различных приходах Сербской Православной Церкви. В 1948 г. получил гражданство СССР. В 1948-1949 гг. преподаватель Призренской ДС. В 1949 г. власти Призрена выселили И. из города, мотивируя свои действия тем, что он, как подданный СССР, не должен проживать в пограничном районе. В 1950 г. выслан из Югославии в Болгарию, где служил духовником Килифаревской жен. обители. В 1951 г. по приглашению Митрополита Пражского и всей Чехословакии Елевферия (Воронцова) переехал в Чехословакию и стал воспитателем и преподавателем Православного богословского фак-та в Прешове. С 1952 г. архимандрит.

http://pravenc.ru/text/469424.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАШИЧ [серб. Душан (1.05.1914, Велики-Грджевац, Хорватия - 27.04.1990, Белград), прот., историк Сербской Православной Церкви (СПЦ). Окончил начальную школу в родном селе, затем гимназию в г. Бьеловар. В 1936 г. «завершил богословию» (семинарию) в Сараеве, а в 1941 г.- Богословский фак-т Белградского ун-та. В 1937 г. рукоположен во священника и направлен на приход свт. Николая Чудотворца в с. Горне-Средице близ Бьеловара. Во время второй мировой войны жил в Сербии, служил в ц. Сошествия Св. Духа в с. Корачица близ г. Младеновац. После войны вернулся в Хорватию, был настоятелем ц. Св. Троицы в Бьеловаре. С 1949 г. изучал историю на философском фак-те Загребского ун-та. В 1954 г. на Богословском фак-те Белградского ун-та защитил докт. дис. «Лепавинско-Северинская епархия». Решением Синода СПЦ в 1959 г. назначен профессором Белградской богословии, преподавал «Общую историю Церкви» и «Патрологию». В 1960-1977 гг. ректор Белградской богословии, в 1977-1988 гг. профессор церковной истории на Богословском факультете в Белграде. В 1979-1989 гг. старейшина ц. Рождества Пресв. Богородицы (Ружица) в Белграде. Был главным редактором ж. «Православие» Београд) (1984-1987) и ж. «Сербская Православная Церковь: Ее прошлое и современность» (Српска Православна Црква: прошлост и Београд). Входил в редакционные коллегии всех юбилейных сборников, изданных СПЦ с 1960 по 1990 г. Был членом делегаций СПЦ на международных конгрессах: на 6-м заседании II Ватиканского Собора (1965), на Всеправославной конференции в Белграде (1966), на IV в Уппсале (1968) и V в Найроби (1975) собраниях Всемирного Совета Церквей. Награжден орденом свт. Саввы Сербского 1-й степени (1988). К. собирал материалы по истории Православия в Славонии и Хорватии и издал монографии «Сербы и Православие в Славонии и Северной Хорватии» (Срби и у Cлabohuju и cjebephoj Xpbamckoj. Загреб, 1967), «Сербские монастыри в Хорватии и Славонии» (Српски манастири у Xpbamckoj и Cлabohuju.

http://pravenc.ru/text/1683979.html

Митрополит Варсонофий выразил соболезнование в связи с кончиной протоиерея Бориса Глебова февраля 2023 " Ушел в путь всея земли один из самых известных и уважаемых клириков Санкт-Петербургской епархии - протоиерей Борис Глебов, который более шестидесяти лет ревностно совершал служение Церкви Христовой, - сказано в обращении. - Новопреставленный родился в Ленинграде за несколько лет до начала войны, и всю жизнь с особым чувством относился к родному городу - его святыням и храмам, истории и богослужебным традициям " . " Детство отца Бориса выпало на тяжёлое время блокады и послевоенной разрухи. Уже тогда он принял решение посвятить себя Богу, вдохновляясь примером святых угодников и исповедников православной веры, с которыми имел личное общение. Почивший священнослужитель трудился под омофором известных архипастырей северной столицы, в том числе митрополита Никодима (Ротова) , исполнял ответственные послушания епархиального секретаря, настоятеля и ктитора любимых петербуржцами храмов, отдавая силы и таланты делу Божиему " , - отметил правящий архиерей. " Важное место в его жизни занимал Спасо-Преображенский собор, в котором он многие годы был председателем приходского совета и всемерно заботился об этой святыне. Для многих священнослужителей почивший стал духовным наставником и учителем в том, как нужно относиться к богослужению, явил добрый пример отношения к своим обязанностям " , - сказано в соболезновании. +++ Протоиерей Борис Глебов отошел ко Господу 28 февраля после тяжелой, продолжительной болезни на 87-м году жизни. Будущий священник родился в 1936 году в Ленинграде в благочестивой семье. Мальчиком пережил блокаду, отец и три его брата умерли от голода. После войны, посещая вместе с матерью храм, решил посвятить жизнь Церкви. В 1955 году юноша поступил в семинарию, стал иподиаконом епископа Таллинского и Эстонского Романа, викария Ленинградской епархии, затем епископа Лужского Алексия, которым в 1959 году был рукоположен во диакона к Николо-Богоявленскому (в то время кафедральному) собору. Ему довелось пережить хрущевские гонения на Церковь, но молодой священнослужитель воочию видел выдающихся пастырей и архипастырей того времени, перенимал их опыт. Ярким событием в его жизни стало служение в Русской духовной миссии на Святой земле. В 1966-1975 годах он нес послушание секретаря митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, затем секретаря епархиального управления.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Старые Ключищи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1731. Адрес: Россия, Нижегородская область, Кстовский район, д. Старые Ключищи Координаты: 56.007998, 44.22703 Проезд:От а.с. Сенная Нижнего Новгорода автобусом 233, или от Кстова авт. 110 до остановки Старые Ключищи Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Покровская церковь построена в 1731 году на месте сгоревшей в 1729 году одноименной церкви. Храм относится к ярусному типу деревянных церквей. На основной массивный четверик церкви установлены три убывающих по высоте восьмерика, завершающиеся главкой. С запада к четверику прирублена большая трапезная, обрамленная асимметричной галереей на столбах с западной и северной стороны. Кровля трапезной и алтарного прируба имеют двухступенчатое каскадное покрытие, нечасто применяемое в деревянном церковном зодчестве. Церковь имеет два входа - северный и западный. Окна косящатые, со ставнями и железными решетками, поставленными в XIX веке. Четверик в плане вытянут по поперечной оси, поэтому такую же форму имеют все срубленные над ним уменьшающиеся по своим размерам восьмерики. Обширная трапезная первоначально не имела столбов. В интерьере храма до 2002 года сохранялись остатки росписей. В 1795 году крыши над алтарем и трапезной заменили на простые пяти- и двускатные, увеличили по высоте на несколько венцов трапезную, возвели над ней колокольню с высоким шатром. Храм был обшит тёсом. В 1936 году из-за ветхости и возможного обрушения был снят верх колокольни. В 1973-1975 годах храм был перевезён в Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья " Щёлоковский хутор " , находящийся в г. Нижний Новгород, где ему воссоздали первоначальный вид по проекту архитектора Ю.Г. Самойлова. Покровский храм 3 июля 2002 года из-за поджога сгорел. От подлинного памятника уцелели лишь обугленные фрагменты нижнего четверика; успели вынести и часть утвари. Сохранившаяся трапезная в значительной степени представляет собою реставрационный «новодел» советских времён. Церковь воссоздана в 2005 году.

http://sobory.ru/article/?object=54546

Orthodoxy for Anglicans In 1879, the Convocation of the Church of Russia determined that the Western Liturgy could be used by Orthodox people. In 1904, upon a submission made by Archbishop Tikhon (later Patriarch of Moscow, Martyred by the communists and canonised as Saint Tikhon) the Convocation set up a Commission to investigate the adaption of the services of the Book of Common Prayer for use by Orthodox people. In 1907 it received and approved the Commission report. In 1936, the Patriarchate of Moscow issued Letters Patent regarding the use of the Western Rite. In 1937 in France, Father Eugraph, who had been studying the Orthodox origins of the West European Church, was joined by a group of Old Catholics wanting to return to Orthodoxy while still retaining their Western liturgical Use and customs. They came under the guidance of the Russian Orthodox Archbishop John (later canonised as Saint John Maximovitch) to whom they had been directed by a monk of Mount Athos in Greece. Archbishop John supervised and approved the restoration of the ancient Gallican Liturgy for use in France. In 1958, the Patriarchate of Antioch adopted the services taken the Book of Common Prayer for use by its people. In Holy Week 1961, on the authority of Patriarch Alexander III of Antioch, Archbishop Anthony in North America, received Father Alexander Turner and a group of Parishes into the Orthodox Church and blessed them to use the Western Rite. Then in March, 1962, Abbot Augustine Whitfield and the Benedictine Monastic Congregation of Our Lady of Mount Royal was received by the Russian Orthodox Bishop Dositheus. In 1975, Archbishop Nikon received the Monastery into the Russian Orthodox Church Outside of Russia, continuing the Western Rite blessing. In 1980, Father Michael Trigg and the former Anglican Parish of Saint Michael’s, Whittier, were received into Orthodoxy by Archbishop Phillip, Metropolitan of the Antiochian Orthodox Church in North America. The Antiochians had set up a Western Rite Vicariate directly under the Metropolitan Archbishop as a home for such parishes. Over the years, former Anglican Parishes have been able join this as Western Rite Orthodox, maintaining their familiar worship and customs. One good example is Saint Mark’s Church in Denver. An amalgamation of elements of two former Episcopal Church parishes, it joined the Antiochian Orthodox Western Rite Vicariate in 1992. It now has a 350 strong congregation and has formed at least four daughter Parishes.

http://pravoslavie.ru/42686.html

«Если умру первым – обязательно дам тебе знать, есть ли Бог» Истории протоиерея Серафима Гана Ольга Рожнёва Протоиерей Ростислав Ган в Китае      Протоиерей Серафим Ган – настоятель Свято-Серафимовского храма в городе Си-Клифф (штат Нью-Йорк) делится историями своего деда, протоиерея Ростислава Гана (1911–1975), известного пастыря Русской Зарубежной Церкви и сподвижника святителя Иоанна Шанхайского. Первая беседа с отцом Серафимом Ганом. «Если умру первым – обязательно дам тебе знать, есть ли Бог» Протоиерей Ростислав Ган в Китае с прихожанами      Я уже рассказывал, что мой дедушка, протоиерей Ростислав Ган, родился в 1911 году в семье штабс-капитана пограничной стражи Китайско-Восточной железной дороги и учительницы из Пермской губернии. Дед был рукоположен в сан священника в 1936 году в Харбине, служил настоятелем нескольких русских храмов и уехал из Китая в Австралию в 1953 году вместе с моей бабушкой и тремя сыновьями, одним из которых был мой папа. Бабушка рассказывала мне, что когда они уезжали из Шанхая, владыка Иоанн Шанхайский сказал ей про деда: – С его отъездом я теряю кусочек своего сердца. Владыка Иоанн (Шанхайский) сказал про моего деда: «С его отъездом я теряю кусочек своего сердца» Эти слова владыки бабушка помнила до конца своей жизни. В нашей семье бережно хранятся письма святителя Иоанна Шанхайского, где он спрашивает про наших родных. В Австралии дедушка служил настоятелем Покровской общины, а потом Покровского прихода в Кабраматта (один из южных районов Сиднея) до конца своей жизни. Вместе с прихожанами они построили прекрасный храм. Отец Ростислав с прихожанами на фоне строящегося Покровского храма в пригороде Сиднея – Кабраматта      В Сиднее у отца Ростислава жил знакомый ему еще по Китаю русский механик. Он был довольно успешен в своей работе, чинил автомобили многих австралийцев, но особенно любил помогать своим соотечественникам – русским и даже делал им большие скидки. К сожалению, он был неверующим. Отец Ростислав, зная этого механика-атеиста много лет, заглядывал к нему на работу и не только для ремонта автомобиля. Дедушка беседовал с ним на самые разные исторические и философские темы и старался очень деликатно, даже, можно сказать, нежно, каким-то образом расположить его к вере в Бога. Механик же, хоть и любил отца Ростислава, не соглашался с ним и оставался непреклонным в своем неверии. Тем не менее дружеские встречи и беседы продолжались, и они всегда поздравляли друг друга с праздниками. Шли годы.

http://pravoslavie.ru/141970.html

Пещера в лесу у Казанско-Богородицкого монастыря, где протоиерей Ростислав Ган, духовник сестер, уединялся для молитвы. На фото слева его внук – протоиерей Серафим Ган Протоиерей Серафим Ган – настоятель Свято-Серафимовского храма в городе Си-Клифф, штат Нью-Йорк – делится воспоминаниями про своего дедушку, протоиерея Ростислава Гана (1911 –1975), известного пастыря Русской Зарубежной Церкви, сподвижника святителя Иоанна Шанхайского. Другие беседы с отцом Серафимом Ганом – здесь: Протоиерей Серафим Ган на приходе Как я оказался в Австралии Я уже рассказывал, что мой дедушка, протоиерей Ростислав Ган, родился в 1911-м году в семье штабс-капитана пограничной стражи Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) и учительницы из Пермской губернии. Дед был рукоположен в сан священника в 1936-м году в Харбине, городе русских железнодорожников, и служил настоятелем нескольких храмов. В Харбине на протяжении нескольких десятилетий сохранялись старые, дореволюционные порядки: здесь действовали около 30 православных храмов и часовен, 2 церковные больницы, 4 детских приюта, а также 3 мужских и один женский монастырь. Когда в Китае к власти пришли коммунисты во главе с Мао Цзэдуном, русским беженцам пришлось искать себе новое пристанище в других странах. Многие русские харбинцы и шанхайцы оказались тогда в Австралии. Мой дед уехал из Китая в Австралию одним из последних, в 1953-м году, вместе с моей бабушкой и тремя сыновьями, одним из которых был мой папа. В Австралии дедушка служил настоятелем Покровского прихода в Кабраматта (один из южных районов Сиднея) до конца своей жизни. Вместе с прихожанами они построили прекрасный храм. Отец Ростислав с прихожанами на фоне строившегося Покровского храма в пригороде Сиднея – Кабраматта В феврале 1997 года, будучи молодым, недавно рукоположенным священником, я отправился через океан в далекую Австралию, чтобы служить в храме, построенном моим покойным дедом, и по просьбе его прихожан. Так я стал настоятелем Свято-Покровской церкви в Кабраматта, а потом служил и в Казанско-Богородицком монастыре, где также служил дедушка. В те годы многие прихожане и духовные чада протоиерея Ростислава Гана делились со мной воспоминаниями о любимом пастыре. Вот несколько историй, которые они мне поведали.

http://pravoslavie.ru/142235.html

Советы старца Иустина (Пырву; † 16 июня 2013 года) (версия для печати)/Православие.Ru Советы старца Иустина (Пырву; † 16 июня 2013 года) Православие.Ru , 18 июня 2013 г. Советы старца Иустина (Пырву) перевела с румынского Зинаида Пейкова 16 июня 2013 года в 22 часа 40 минут после нескольких недель страданий и мучительных болей, обострившихся в последние часы его жизни, архимандрит Иустин (Пырву) ушел из сей преходящей жизни и преселился на небеса к святым мученикам и исповедникам, которых он так любил и с которыми так жаждал воссоединиться. Архимандрит Иустин (Пырву) Отец Иустин (Пырву) родился в селе Петру Водэ 10 февраля 1919 года, поступил в монастырь Дурэу в 1936 году, в качестве полкового священника служил на Восточном фронте во Вторую мировую войну, затем был политзаключенным с 1948 по 1964 год. В 1966 году был снова принят в монастырь и стал насельником монастыря Секу Нямецкого уезда, в 1975 году перешел в монастырь Бистрица. Осенью 1991 года положил закладной камень в основание мужского монастыря Петру Водэ, а в 1999 года начал восстановление женского монастыря Палтин. С конца марта 2013 года рак желудка, которым он втайне болел несколько лет, дал метастазы, вызвавшие осложнения, вследствие которых после мученических страданий архимандрит Иустин преселился из мира сего в мир иной, лучший. Да упокоит Господь душу его! Советы старца Иустина (Пырву) Архимандрит Иустин (Пырву) Люби нищих и сострадай им, чтобы и тебе быть помилованным Богом. Не обличай скорбящих сердцем, чтобы не быть наказанным тем же жезлом и, когда станешь искать того, кто бы помиловал тебя, не оказалось, что его нет! Помни, что ты тоже носишь бренное тело, и делай добро всем без исключения. Выше всех добродетелей рассудительность . Не укоряй никого за его прегрешение, но считай себя ответственным за всё, даже за прегрешение ближнего. Лучше быть презираемым, чем презирать самому. Лучше быть обижаемым, чем обижать самому. Не живи вместе с гордым человеком, чтобы душа твоя не лишилась благодати Святого Духа и таким образом не стала обиталищем лукавых страстей.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Храм Пантелеимона Целителя (Кисловодск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь в честь великомученика и целителя Пантелеимона была возведена в 1905 году. В 1965 году храм был разрушен. В 1995 году был построен новый храм. В 2002 году состоялась закладка нового храма больших размеров. Содержание История [ править править код ] Храм начали возводить в 1905 году на высоком участке Ребровой балки, на Померанцевой улице. Храм строился на пожертвования прихожан и благотворителей про проекту архитектора Г. Е. Волкова в эклектичном русском стиле. Храм представлял из себя двухсветный пятиглавый четверик с богатым рельефным декором из красного неоштукатуренного кирпича. Трехапсидный храм имел один престол. Центр здания венчала большая глава луковичной формы, над трапезной была установлена такая же, но поменьше. В народе эту церковь называли Шаляпинской, так как говорили, что Ф. И. Шаляпин пожертвовал большую сумму на её строительство, а потом часто посещал храм во время приездов в Кисловодск. Ещё церковь называли Красной, за красоту её архитектурного ансамбля и красный цвет кирпичной кладки. 1912 год считается годом освящения новой церкви. В декабре 1918 года здесь крестили А. И. Солженицына. В начале 1930-х годов купола были сняты, службы прекращены. В 1936-1937 годах здесь устроили общежитие для вербованных строителей, потом спортзал, а после его закрытия - общежитие медучилища. В 1942 году храм был вновь открыт. 9 апреля 1965 года на заседании горисполкома Кисловодского Совета депутатов было принято решение о сносе церкви, что и было сделано в том же году. На её месте строили танцплощадку, бойлерную, но всё оставили, превратив святое место в свалку. При этом верующие все равно ходили сюда. После разрушения церкви - последней в Кисловодске - службы проводились в небольшом деревянном бараке, отданном под церковь. Общая площадь помещения вначале составляла 10х10 м, затем с разрешения горисполкома полезную площадь расширили ещё на 6 кв. м. Но пространство оставалось очень тесным и около 1975 года было получено разрешение на постройку новой церкви. Однако, вместо месторасположения старого Пантелеимоновского храма, под новую церковь был отведен участок другой разрушенной церкви - Крестовоздвиженской (см. далее), куда и перебрался единственный городской приход.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Пантелеим...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010