В связи с кончиной М.Х. Трофимчука Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил следующее послание на имя ректора Московской духовной академии и семинарии Высокопреосвященнейшего Евгения, архиепископа Верейского: «Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Со скорбью воспринял весть о кончине Марка Харитоновича Трофимчука – старейшего преподавателя Московских духовных школ и регента церковного хора. Выражаю искреннее соболезнование и сочувствие Вам, дорогой Владыка Ректор, начальствующим, учащим и учащимся, всем родным и близким покойного. Будучи музыкально одарённым человеком, Марк Харитонович с детских лет имел искреннее стремление послужить Богу и людям. После получения богословского образования в Московских духовных школах он был оставлен преподавателем церков- —486— ного пения и руководителем семинарского хора. Так началось его многолетнее служение на ниве подготовки будущих священно- и церковнослужителей. За годы своей педагогической деятельности Марк Харитонович усердно потрудился во славу Божию и на благо нашей Святой Церкви, его труды не раз по достоинству отмечались церковными наградами. Ныне Господь призвал в обители небесные усердного труженика, всей своей жизнью явившего пример горячей веры и преданности своему призванию. Молюсь Владыке жизни Господу нашему Иисусу Христу о упокоении его души в обителях небесных. Да сотворит Господь новопреставленному рабу Божию Марку вечную память. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси». Марк Харитонович родился 12 апреля 1919 г. в с. Рокитно (Ракитино) Костопольского района Ровенской области, находившейся с 1918 по 1939 г. в составе Польши, в простой крестьянской семье. Родители его Харитон и Евфимия назвали сына во святом крещении Марком в честь мученика Марка, епископа Арефусийского, память которого отмечается 29 марта (11 апреля). Детство его прошло в старой, довоенной Польше, в окружении людей, придерживавшихся традиционного, старинного, религиозного уклада жизни, хранивших образ жизни дореволюционной России. Дети воспитывались в христианской вере и благочестии, в школах велось преподавание Закона Божия. С детства мальчик ходил в церковь и пел в церковном хоре. С 1927 по 1932 г. он учился в начальной школе в с. Ракитино, а затем, с 1932 по 1936 г. – в 7-классной школе г. Костополя. В дальнейшем из-за скудости семейного достатка он не смог посещать занятия в школе, но, трудясь в поле наравне с родителями, продолжал самостоятельные занятия по программе 10-летней школы. Через год после входа западных областей Украины в состав СССР, в 1940 г., Марк Харитонович был призван на действи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ну и что? А вот что: в белой эмиграции придерживался просоветских взглядов. В 1936 г. в числе ряда других видных эсеров (В.И. Лебедев, М.Л. Слоним, Е.А. Сталинский и др.) подписал обращение, призывающее в случае войны Германии или Японии с СССР способствовать защите СССР. В 1939 г. вступил в коммунистическую партию Югославии. В апреле 1941 г. ушёл с сербскими четниками в Сараево, затем в Черногорию. Был одним из организаторов партизанского движения в Югославии. Командовал отрядом в четнической армии генерала Драголюба Михаиловича, но затем перешёл к партизанам Тито. В «Красной звезде» публиковал «Югославский дневник». С 1944 г. — генерал-лейтенант Народно-освободительной армии Югославии. Способствовал возвращению в СССР части золота, вывезенного белочехами из Сибири. По представлению Сталина был награждён орденом Ленина . Племянник «омского правителя» адмирала Александра Колчака, Михаил Владимирович Александров, родившийся в 1927 г. в Ленинграде и в августе 1944 г., подростком, получивший свою первую награду — медаль " За оборону Ленинграда " , в апреле 1946 г. поступил в Ленинградское Военно-топографическое училище. В сентябре 1949 г. стал лейтенантом. В ноябре 1949-го назначен в Морской картографический институт ВМФ, где служил до июня 1951 г. Бдительный замполит учреждения, узнав «по служебным каналам» настоящую фамилию Михаила Владимировича, решил «изобличить сына царского офицера, дворянина, имеющего родственников за границей, родича самого Колчака, скрывшего свою биографию», в результате чего возникла угроза исключения из комсомола со всеми вытекающими последствиями. Лейтенант М.В. Александров написал письмо Сталину, в котором просил «товарища Генералиссимуса» разобраться в ситуации: «сын за отца не отвечает, тем более, и отвечать-то не за что: папа, красный военмор, честно погиб в Великую Отечественную». Лейтенант М.В. Александров был вызван в Главное Политуправление Советской армии и флота на парткомиссию. Там донос был разобран вместе с письмом. М.В. Александров (Колчак) был оставлен в кадрах, но ему предложили перейти в другую часть — с предоставлением права выбора места службы. Он выбрал Северный флот, стал лейтенантом Беломорской военной флотилии — в Северной гидрографической экспедиции в Архангельске. Работал гидрографом на Вайгаче и Новой Земле. Служба продолжалась до января 1956 г. Демобилизован был в звании старшего лейтенанта в связи с «хрущёвским» сокращением Вооруженных Сил на 640 000 чел. Вернулся с семьей в Ленинград. В 1962 г. окончил кафедру физической географии ЛГУ.

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/16/...

К 1 янв. 1917 г. в В. е. существовало 1128 храмов (16 соборных, 54 монастырских, 1014 приходских, 30 домовых, 14 кладбищенских), еще 63 строились. В 1918 г. был освящен Свято-Владимирский собор в Воронеже. В 1919 и 1920 гг. в епархии было закрыто более 150 церквей, более 10% духовенства умерли во время эпидемии сыпного тифа, мн. приходы лишились священников во время гражданской войны. К сер. 30-х гг. в епархии действовали ок. 200 приходов, к 1 янв. 1939 г.- 16 храмов (из них 3 в Воронеже), в июне 1941 г.- 2 храма (в с. Терновом Острогожского р-на и в с. Лесное Уколово (ныне в Белгородской обл.)). Церковные расколы на территории В. е. К февр. 1923 г. перешедший в обновленчество архиеп. Тихон (Васильевский) и его викарии совершили более 10 «епископских хиротоний». После закрытия в 1929 г. Митрофанова мон-ря, затем Смоленского собора кафедра обновленцев до 1940 г. находилась в воронежской Никольской ц. После образования в 1928 г. Центральночернозёмной обл. обновленцы создали в ее границах Воронежское областное митрополитанское церковное управление (ВОМЦУ), включавшее 12 епархий: Борисоглебскую, Воронежскую, Елецкую, Козловскую, Моршанскую, Острогожскую, Россошанскую, Тамбовскую, Орловскую, Старооскольскую, Белгородскую и Курскую. 4 последних диоцеза выделились из ВОМЦУ в 1934 г. После ареста в февр. 1936 г. обновленческого «митрополита» Александра Медведева воронежское обновленческое епархиальное управление практически прекратило существование. С 1935 по апр. 1940 г. были закрыты все обновленческие храмы (более 100), среди них - Никольский, последний из действовавших в Воронеже. В годы войны открылось более 20 обновленческих приходов (в Россошанском, Новокалитвянском и Ольховатском р-нах). Однако после назначения в апр. 1942 г. Александром Введенским на Воронежскую кафедру «митрополита» Корнилия Попова Воронежский облисполком отказал последнему в регистрации. Григорианский раскол проник в Воронеж в 1926 г., но не имел большого распространения. В 1927 г. григорианцам была передана Покровская ц. в Воронеже, а после ее закрытия в 1930 г.- Спасская. В кон. 1926 г. григорианские приходы на территории Воронежской губ. были объединены в епархию, к-рую возглавил бывш. Уразовский еп. Митрофан (Русинов) с титулом «епископ Острогожский и Валуйский». В 1931 г. воронежских григорианцев возглавил Иероним, назвавшийся «епископом Воронежским и Задонским», вскоре его сменил «митрополит» Виссарион, в 1933-1937 гг. григорианскими приходами управлял «архиепископ» Евлогий.

http://pravenc.ru/text/155254.html

С 1925 по 1939 год в СССР действовал закон «Об обязательной военной службе». Он устанавливал порядок прохождения военной службы в мирное время всеми трудящимися , заменяя её другими видами воинской повинности для т.н. нетрудовых классов населения и лиц «непролетарского» происхождения. Замена формулировки «обязательной» военной службы на «всеобщую» в 1939 году была вызвана не каким-то коренным изменением принципа комплектования РККА, а отменой всяческих ограничений гражданских прав по социальному принципу Конституцией СССР 1936 года. Закон 1925 года не мешал неуклонному увеличению численности РККА в течение всего 1939 года. В сентябре 1939 года, то есть ещё до применения на практике нового закона, она достигла цифры в 5,3 млн. человек (А.В. Исаев. Антисуворов. М., 2004). Это было даже больше, чем потом в июне 1941 г. - лишь 4 млн. человек. Для сравнения: общая численность германских вооружённых сил в сентябре 1939 г., включая ВМФ и люфтваффе, составляла 4,5 млн. человек (М.И. Мельтюхов. Ук. соч.). Зачем Сталину нужна была такая крупная армия осенью 1939 года, догадаться нетрудно. Пакты пактами, но неизвестно, как там будет на самом деле. Не захотят ли немцы, разбив Польшу, пойти дальше на восток? И действительно, будь у Гитлера уверенность, что он в 1939 году сможет разгромить СССР, разве стал бы он оглядываться на пакт о ненападении? Конечно, он поступил бы с ним также, как летом 1941 года. Ведь нападают всегда не на сильного, а на слабого противника! Договора о разграничении сфер влияния заключают не со слабым, а с сильным! Если Гитлер в августе 1939 года охотно пошёл на соглашение со Сталиным, значит, он очень сильно боялся советской военной мощи. И не напрасно. У Гитлера было не меньше оснований опасаться масштабной советско-германской войны, чем у Сталина. Вермахт в 1939 году был совершенно не готов к такой войне. Польская кампания была первой пробой новых тактических принципов вермахта. Причём - против заведомо более слабого противника. И нельзя сказать, что немецкие войска всюду оказались на высоте положения. Исход польской кампании был предрешён тем, что Польша сопротивлялась в одиночку и была раздавлена превосходящими силами противника. Учитывая общее превосходство немцев (в людях в 1,8 раза, в артиллерии в 3,5 раза, в танках и самолётах в 5 раз), а также ограниченное пространство, на котором была вынуждена обороняться польская армия, и сходящиеся направления, по которым действовал вермахт, можно сказать даже, что немцы воевали вяло и провозились в Польше слишком долго. Несмотря на такое удручающее соотношение сил, поляки в ряде мест довольно успешно оборонялись против немцев. Это показывает, что в 1939 году сами немцы только-только осваивали науку современной войны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

В 1932 г. была организована межъепархиальная Дубенская Папская восточная семинария (Pontificium Seminarium Orientale), подчиненная римско-католич. примасу Польши. В 1934 г. в Дубенскую семинарию перешли 2 преподавателя и почти все учащиеся расформированного Люблинского ин-та восточных миссий. С 1935 г. данное заведение стало готовить кадры не только для приходов неоунии, но и для апостольской администрации Лемковщины (поскольку семинария имела не украинский, а «общеславянский» характер, это привлекало сюда русинов Лемковщины). В 1936 г. среди семинаристов насчитывалось 17 поляков (включая лемков), 17 украинцев и 4 белоруса. Из всех выпускников или слушателей семинарии 23 стали римско-католич. или униат. священниками. В 1934-1939 гг. семинария издавала на 3 языках (русском, польском, латинском) ж. «Drug-Druh-Amicus». Ректором семинарии в 1932 г. стал иезуит Антоний Домбровский. В 1934-1939 гг. действовало семинарское научное об-во св. Иосафата, к-рое возглавлял испан. иезуит Хакобо (Сантьяго) Морилло, он же в 1938-1939 гг. являлся последним ректором семинарии. В 1935-1936 гг. дубенские иезуиты и преподаватели Дубенской семинарии издавали на рус. и белорус. языках ж. «К соединению» («Да злучення»). В сер. 30-х гг. XX в. неоуния активно развивалась. В 1934 г. свящ. Василий Артемьев основал общину в Луцке, в 1935 г. по инициативе Чарнецкого открылся филиал Ковельского мон-ря редемптористов во Владимире-Волынском, в 1936 г. образован приход в Ровно. Т. о., крупнейшие города Волыни оказались охвачены неоуниат. пропагандой. В 1937 г. ректор иезуитского коллегиума вост. обряда в Альбертине игум. Станислав Лаский говорил, что неоунию с ее общеслав. характером можно эффективно использовать для обращения в католичество населения России в случае падения коммунистического режима. Замедление роста числа униат. общин наблюдалось в 1937-1939 гг., когда польск. чиновники проводили кампанию «ревиндикации душ», т. е. перевод православных непосредственно в лат. обряд. Общий упадок неоуниат.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

«И я просто боюсь, что очень много людей не приехало на это празднование, потому что они считают, что под соусом победы над фашистской Германией они будут принимать участие в торжествах по случаю «сбития» малазийского Боинга», сетует она. На самом деле «сбитие» случилось в скорбной головушке боязливой Латыниной. На 70-летие Великой Победы не приехали представители тех стран, которые так или иначе сражались на стороне Гитлера, то есть проигравшие Вторую Мировую войну. Их понять можно. Зачем огорчать граждан стран, которые ведать не ведают, что когда-то их страна проиграла сегодняшней стране-агрессору, противнику общечеловеческих ценностей и однополых браков? А как понимать Латынину? Она, что, предлагает отменить Парад? На Параде Победы в 1945 году зарубежных гостей вообще не было, но это не омрачило радость Победы советского народа. Как не омрачил торжественный парад Праздника Победы и сегодня в год 70-летия. Сталин и Гитлер «союз» не заключали, как кажется ведущей «Кода доступа». СССР и Германия не заключили ни пакта, ни тем более союза, а подписали Договор о ненападении и приняли обязательства соблюдать нейтралитет, если одна из сторон станет объектом военного действия третьей стороны. К тому же СССР был последней страной, которая заключила договор с Германией о ненападении. Какие страны и когда заключали соглашение и договоры с Гитлером: 1933 - Великобритания, Франция, Италия и Германия - пакт четырёх 1934 - Польша - пакт Гитлера - Пилсудского. Договор о ненападении между Германией и Польшей 1935 - Великобритания - морское соглашение. Результатом соглашения стала окончательная ликвидация всех ограничений Версальского договора 1936 - Япония - антикоминтерновский пакт 1938 - сентябрь, Великобритания - декларация о ненападении 1938 - декабрь, Франция - декларация о ненападении 1939 - март, Румыния - экономическое соглашение 1939 - март, Литва - договор о ненападении 1939 - май, Италия - пакт о союзе и дружбе 1939 - май, Дания - договор о ненападении 1939, Эстония - договор о ненападении

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Столкнувшись с ростом международной напряженности в сер. 30-х гг. XX в., румын. дипломатия под рук. министра иностранных дел Н. Титулеску (1882-1941) вначале пыталась поддержать усилия по созданию системы коллективной безопасности в Европе. 9 февр. 1934 г. Р. присоединилась в Балканскому пакту с участием Греции, Турции и Югославии (т. н. Балканская Антанта). В июне 1934 г. были восстановлены дипломатические отношения с СССР, велись переговоры о заключении договора о взаимопомощи. С отставкой Титулеску 29 авг. 1936 г. данный курс был свернут, началось постепенное сближение Р. с нацистской Германией. Мюнхенское соглашение (29-30 сент. 1938) фактически покончило с Малой Антантой, поскольку Чехословакия не получила помощи от своих союзников. 23 марта 1939 г. было заключено экономическое соглашение с Германией, давшее ей преференции в сфере торговли и инвестиций. В апр. 1939 г. Великобритания и Франция предоставили Р. односторонние гарантии независимости, однако это не остановило усиления влияния нацистской Германии. Р. в 1939-1947 гг., вторая мировая война. С нападением Германии на Польшу 1 сент. 1939 г. Р. не оказала ей помощи в соответствии с союзным договором и объявила о нейтралитете. Руководство Польши и войска, отступившие на территорию Р., были интернированы. 28 мая 1940 г. был заключен т. н. нефтяной пакт с Германией, усиливший экономическую зависимость Р. от Германии. 26-27 июня 1940 г. СССР выдвинул Р. требование о немедленном возвращении Бессарабии, упомянутой в секретном приложении к советско-герм. договору 1939 г., а также о передаче СССР Сев. Буковины. Р. приняла данное требование, 28 июня румын. войска и администрация были выведены из региона. 2 авг. 1940 г. на сессии Верховного Совета СССР была создана Молдавская ССР, часть Бессарабии и Сев. Буковина вошли в состав Украинской ССР. В июле 1940 г. Р. отказалась от англо-франц. гарантий. Правительство Й. Джигурту заявило о прогерм. ориентации. Однако данные действия не смогли предотвратить новые территориальные уступки. Под нажимом Германии и Италии Р. согласилась передать Венгрии Сев. и Сев.-Вост. Трансильванию (по условиям 2-го Венского арбитража, 30 авг. 1940) и Болгарии Юж. Добруджу (по Крайовскому договору, 7 сент. 1940), где проводился обмен болг. и румын. населением. В общей сложности Р. потеряла ок. 31% территории и 33% населения.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

статьи Е. Ф. Шмурло о Мелетии С. и о Паисии Лигариде в «Трудах V съезда р. акад. организаций», I, София 1932. III. 5. Срв. новую работу Н. П. Шкеровин , Буро Крижанин, живот, рад и uдeje, Београд, 1936. IV. 1–2, срв. еще R. Stupperich . Staatsgedanke und Religions-politik Peters des Grossen, 1936. IV. 3. См. R. Stupperich , Teofan Prokopovic und J. Fr. Buddeus, Z. f. OE. Gesch., IX, 3, 1935; срв. статьи Крупницкого в «Записках чина Св. Василия В»., VI, 1–2, 1936. Еще Тн. Womschke , Der Pietismus in Moskau, D. Wissenschaftliehe Zeitschrift fur Polen, 1939, Hf. 18, и Schulkampfe in Petersburg, Jb. f. Kultur und Geschichte der Slaven, I, 1925. IV. 6. Срв. в особенности украинскую книгу Дм. Чижевского , Философия Г. С. Сковороди, Варшава, 1934; его же статья в Z. f. slav. Phil., XIII; N. Arseniew , Bilder aus dem russischen Geistesleben, I. Die mystische Philosophie Skovorodas, Kyrios, 1936, Hf. 1. VI. 2. Вышло уже четыре тома нового издания М. Бакунина, окан­чивая 1861-м годом. VI. 4. Только в самое последнее время текст «Философических писем» восстановлен полностью, но издан пока только русский перевод, – «Неизданные «Философические Письма» П. Я. Чаадаева», со введением и комментарием Д. Шаховского, «Литературное Наследство», 22–24, Μ. 1935. Несомненна тесная связь Чаадаева с Ламенне, всего более с его Essai sur l " indifference eu matiere de religion (он читал эту книгу как раз во время писания своих писем). «Удивительное понимание жизни, принесенное на землю Создателем христианства; дух самоотвержения; отвращение от разделения, страстное влечение к единству, вот что сохраняет христиан чистыми при любых обстоятельствах. Так сохраняется раскрытая свыше идея, а через нее совершается вели­кое действие слияния души и различных нравственных сил мира в од­ну душу и единую силу. Это слияние – все предназначение христианства. Истина едина: царство Божие, небо на земле, все евангельские обетования – все это не иное что, как прозрение и осуществление соединения всех мыслей человечества в единой мысли; и эта единая мысль есть мысль самого Бога, иначе говоря – осуществленный нравствен­ный закон. Вся работа сознательных поколений предназначена вы­звать это окончательное действие, которое есть предел и цель всего, последняя фаза человеческой природы, разрешение мировой драмы, великий апокалиптический синтез» (с. 62).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010