С 1925 по 1947 гг. он был монахом в одном из афонских монастырей, всегда оказывал нашим братьям радушный прием и остался другом нашей общины до конца своих дней. В 1951 г. он стал приходским священником в Оксфорде и иногда приезжал с визитом в Шеветонь, где рассказывал о Церкви в России и о своих патристических исследованиях. Значение этих афонских встреч для первых монахов из Амэ трудно переоценить. В этой «школе Востока» им нужно было изучать буквально все: язык и литургические обряды, церковное пение и иную монашескую традицию, а также необыкновенное гостеприимство, свойственное православным монастырям, и за все это мы по сей день остаемся у афонских монахов в долгу и сохраняем по отношению к ним чувство глубокой признательности. Само собой разумеется, что контакты монастыря в Амэ с Русской православной церковью в первые годы его существования ограничивались, по понятым обстоятельствам, русской эмигрантской средой, в которой монастырь стал вскоре известен благодаря журналу «Иреникон». Реакция православного духовенства на появление нового издания была положительной, даже иногда восторженной , и вскоре «Иреникон» смог предоставить свои страницы самим православным. Так, например, в 1927 г. появились первые публикации отца Сергия Четверикова и дьякона Георгия Цебрикова, в 1928 г. — Николая Арсеньева, Валерия Виленского и Ивана Лаговского, в 1931 г. — отца Сергия Булгакова, в 1935 г. — Николая Зернова, в 1936 г. — Сергея Большакова, Михаила Зызыкина и Мирры Лот-Бородиной, в 1937 г. — Льва Зандера, в 1938 г. — Георгия Федотова и Семена Франка, в 1939 г. — Василия Зеньковского и других менее известных авторов. Среди друзей старейших монахов нашей общины отца Николая Эгендера (Egender) и отца Эммануила Ланна (Lanne) можно назвать представителей четырех поколений семьи Лосских — философа Николая Онуфриевича, богословов Владимира Николаевича, Николая Владимировича, Андрея Николаевича и других членов этой семьи. Еще одним другом нашей общины с первых дней ее существования (хотя он никогда не публиковался в «Ирениконе») был князь Дмитрий Алексеевич Шаховской , который впоследствии принял монашество под именем Иоанна и стал архиепископом Сан-Францисским Православной Церкви в Америке; еще в начале 1920-х годов, во время учебы в Лувенском университете на стипендию, предоставленную ему кардиналом Мерсье (Mercier), он познакомился с некоторыми будущими монахами Амэ, в частности, с отцом Оливье Руссо (Rousseau) и Константином (в монашестве Климентом) Лялиным, русским беженцем в Бельгии, в юности ставшим католиком.

http://bogoslov.ru/article/506597

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [серб. Jobah] (Велимирович; 3.06.1912, с. Лелич близ г. Валево, Сербия - 28.03.1989, г. Шабац, там же), еп. Шабацко-Валевский Сербской Православной Церкви. После гибели в 1914 г., во время первой мировой войны, отца И., Душана, его воспитанием занимались мать Пеладия (позже приняла монашество) и дядя свт. Николай (Велимирович) . После школы в 1927 г. поступил в богословскую семинарию в Битоле (Македония), к-рую окончил в 1932 г. В 1936 г. окончил Белградский Богословский факультет и был назначен преподавателем семинарии в Битоле, в к-рой работал до 1941 г. В 1939 г. сдал профессорский экзамен. Во время второй мировой войны, в июле 1941 г., вместе с еп. Николаем находился под нем. арестом в мон-ре Любостиня, а с дек. 1942 г. вместе с патриархом Гавриилом V (Дожичем) и протосинкеллом Василием (Костичем ; впосл. епископ Жичский) - в мон-ре Войловица. В сент. 1944 г., когда Патриарх Гавриил и еп. Николай были переведены в концлагерь Дахау, И. был отпущен на свободу, вернулся в Белград и стал преподавать в Белградской семинарии св. Саввы. В 1951 г. стал ректором семинарии св. Саввы. В 1952 г. принял монашество в мон-ре Раковица, в том же году, 26 февр., рукоположен во диакона, а на Вербное воскресенье - во иерея и возведен в сан архимандрита. 13 июля 1960 г. избран епископом Шабацко-Валевским; 7 авг. в соборной церкви в Сремски-Карловци хиротонисан во епископа. Регулярно посещал приходы епархии, освятил много новых и обновленных церквей. Приостановил в епархии строительные работы на 1985 и 1986 гг., а выделенные на них средства и 2-летние доходы с продажи в храмах епархии свечей и издательской продукции направил на продолжение строительства храма-памятника во имя свт. Саввы, архиеп. Сербского, на Врачаре в Белграде. В 1978 г. был администратором вдовствующей Зворникско-Тузланской епархии. И. был инициатором подготовки канонизации свт. Николая (Велимировича). В 80-х гг. ХХ в. собрал и упорядочил записи, сделанные святителем во время заключения в концлагере Дахау, после чего они были изданы под названием «Слова к сербскому народу сквозь тюремное окно» ( Hukoлaj еп. Говори српском народу кроз тамнички прозор. Химелстир, 1985) и далее неоднократно переиздавались под разными названиями. Возобновил издание епархиального ж. «Глас Церкви» (Глас Цркве: Часопис за културу и црквени живот. Шабац, 1985-. Бр. 1-), в к-ром впервые были опубликованы мн. сочинения свт. Николая. Вместе с еп. Банатским Амфилохием (Радовичем ; впосл. митрополит Черногорско-Приморский) организовал 18 марта 1987 г. в Шабацко-Валевской епархии торжества в память 31-й годовщины со дня смерти свт. Николая, к-рые стали его неофиц. канонизацией.

http://pravenc.ru/text/469462.html

Выставка, посвященная известному пастырю русского зарубежья протоиерею Андрею Сергеенко, пройдет в Музее сестер Цветаевых в Александрове 2 апреля 2009 г. 10:54 9 апреля в Музее сестер Марины и Анастасии Цветаевых (г. Александров Владимирской обл.) открывается выставка, посвященная памяти известного православного пастыря русского зарубежья протоиерея Андрея Александровича Сергеенко, прожившего здесь 13 лет. Почему отец Андрей, прослуживший 20 лет в Медоне, около Парижа, оказался на 101 км от Москвы, где жили люди, не имеющие права проживания в столице и крупных городах? На этот вопрос пытаются ответить автор проекта Б.Б. Попова и куратор Е.Б. Французова. Андрей Сергеенко (иногда его фамилию пишут Сергиенко) родился в 1902 г. (по другим сведениям, в 1903 г.) в Киеве в семье служащего. В юности воевал в Белой армии, затем оказался в эмиграции. Окончил Русскую высшую школу в Константинополе (1921), юридический факультет в Праге (1926) и Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже (1927-1931). Диакон (1928). Священник (1928). Настоятель храма св. Иоанна Воина в городе Медон близ Парижа с 1928 по 1948 г. Руководитель и духовный окормитель церковно-приходской школы при храме и детского приюта в Медоне. Среди его духовных чад были поэт Николай Гронский, живописец Г. Слободзинский, сын М.И.Цветаевой Георгий Эфрон. В начале 30-х гг. храм Иоанна Воина расписывает Ю.Н.Рейтлингер —духовная дочь протоиерея Сергия Булгакова, который оказал огромное влияние на духовное становление самого отца Андрея. Храм помогал расписывать юный Григорий Круг, ставший впоследствии знаменитым монахом-иконописцем. Он же расписал после войны скит во имя Святого Духа недалеко от Версаля, который основал в 1936 г. о. Андрей и где он укрывал евреев во время Второй мировой войны. В 1939 г. о. Андрей вступил добровольцем в санитарную часть французской армии. После окончания Второй мировой войны — член епархиального совета Русского Западно-Европейского православного экзархата Московского Патриархата. Редактор журнала «Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата» (1947).

http://patriarchia.ru/db/text/603221.htm...

1927 В августе участие в I всемирном христианском съезде по вопросам «Веры и Церковного строя» в Лозанне. «Купина Неопалимая», «Друг Жениха». 1928 В январе участие в 1 англо-русском религиозном съезде и начало Содружества имени Св. Мученика Албания и Преп. Сергия. «Главы о Троичности». 1929 Участие в съезде комитета продолжения Лозанской конференции в Малоя (Швейцария). «Лествица Иаковля». 1930 Участие в съезде комитета продолжения Лозанской конференции в Мюррен (Швейцария). 1931 «Икона и иконопочитание». «Агнец Божий». 1932 «Orthodoxie» 5 . «О чудесах евангельских». 1936 В апреле участие в англо-русском богословском съезде в Мёрфильде (Англия). С 29 сент. по 6 ноября поездка в США на конвенцию епископальной церкви и для чтения ряда лекций. «Утешитель». 1937 Июль, участие во II всемирном христианском съезде по вопросам «Жизни и труда» в Оксфорде. Август, участие во II всемирном христианском съезде по вопросам «Веры и церковного строя» в Эдинбурге. «The Wisdom of God». 6 1938 Участие в общеправославном съезде богословов в Афинах. 1939 20 марта – первая операция рака горла. 4 апреля (страстной вторник) – вторая операция рака горла. Потеря голоса. 1943 14 июня присуждение степени доктора церковных наук honoris causa Православным Богословским Институтом. 1944 В ночь с 5 на 6 июня (Духов День) – кровоизлияние в мозг. 12 июля кончина. 15 июля отпевание в храме Богословского Института и погребение на русском кладбище Ste-Geneviève-des-Bois. 1945 «Невеста Агнца». Статьи Прот. Александр Шмеман. Три образа «Чужой среди своих, свой среди чужих…» о. С. Булгаков, «Автобиогр. Заметки» 1 Приступая к этим отрывочным «юбилейным» заметкам об о. Сергии Булгакове , я должен сразу же оговорить, что я никогда не был «софианцем» и не принадлежал, да по возрасту, пожалуй, и не мог бы принадлежать к кругу его близких учеников и последователей. Но мой выпуск Парижского Богословского института был последним, прослушавшим полный курс его лекций, на протяжении четырех лет я видел его почти каждый день – в церкви, в аудитории, иногда, очень редко – на его квартире, в «профессорском» домике Сергиевского Подворья. И, таким образом, я один из свидетелей тех последних, предсмертных его лет, когда лишенный голоса, с вырезанным горлом, читал он лекции уже каким-то почти неслышным клекотом и так очевидно для всех сгорал в светлом пламени конца, отрешенности, ожидания близкой смерти. Я помню его похороны светлым июльским днем, когда все собрались у его гроба – и друзья и поклонники и богословские противники и совершалось последнее шествие его вокруг храма и, затем, по ступенькам вниз, с горки преп. Сергия, на которой прожил он последние двадцать лет своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

После смерти прп. Силуана иеросхидиакон Софроний (Сахаров) получил благословение игумена и духовника Свято-Пантелеимоновского монастыря на отшельничество в пустынных скалах Карули (на крайнем юге Афона), где вел аскетический образ жизни в небольшой пещере в 1939-1941 гг. В это же время он начал составлять свою ставшую впоследствии знаменитой книгу о преподобном Силуане. В начале 1941 г. отцу Софронию предложили принять сан священника и стать духовником греческого монастыря св. Павла. В феврале 1941 г. о. Софроний был рукоположен во иеромонаха, а в конце того же года по особому, совершенному епископом, чину поставлен духовником для окормления братии. Затем, оставаясь духовником, иеросхимонах около трех лет прожил в уединении в каливе Пресв. Троицы, вблизи монастыря св. Павла. Являясь большим подвижником, постником и молитвенником, о. Софроний поддерживал тесные духовные контакты с отшельниками в других греческих монастырях на западном побережье Другим русским эмигрантом, приехавшим на Афон в 1925 г., был сын царского министра земледелия и главы правительства генерала П.Н. Врангеля в Крыму А.В. Кривошеина Всеволод Александрович Кривошеин. В 1920 г. он поселился во Франции, в 1924 г. окончил в Париже филологический факультет университета Сорбонна и поступил в Свято-Сергиевский Богословский институт. В ноябре 1925 г. В.А. Кривошеин уехал на Афон и стал послушником Свято-Пантелеимоновского монастыря, где 24 марта 1926 г. был пострижен в рясофор и 18 марта 1927 г. принял монашеский постриг в мантию с именем Василий. В 1929-1942 гг., благодаря прекрасному знанию многих языков, он исполнял обязанности монастырского секретаря – грамматика по переписке с церковными и гражданскими учреждениями. В 1937 г. брат Василий был избран членом Совета обители – «соборным старцем», в 1942-1945 гг. являлся представителем (антипросопом) Свято-Пантелеимоновского монастыря в Священном Киноте, а в 1944-1945 гг. – также членом Священной Однако главным делом монаха стало библиотечное послушание и работа в богатом, до тех пор мало исследованном книгохранилище русской обители. С начала 1930-х гг. брат Василий занимался активной научно-исследовательской деятельностью, изучая историю и духовность Византийской империи, и вскоре приобрел известность в международных кругах византологов. Его, написанная в 1936 г. и переведенная на несколько европейских языков, работа об аскетическом и богословском учении свт. Григория Паламы привлекла внимание читателей различных христианских

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=919

Тонкая духовно-богословская мысль Местоблюстителя Сергия, сформировавшаяся в страшные годы, когда нужно было думать, как дожить до завтрашнего дня, вряд ли предвидела открытую и тяжеловесную поддержку советской политике со стороны представителей Патриархии, ставшую нормой в сороковые и пятидесятые годы. Но все же этой ценой покупалась возможность богослужения в тысячах храмах, проповедь Слова Божия миллионам людей и воссоздание духовных школ. Безразличные к заграничным заявлениям архиереев толпы народа имели снова доступ к таинствам, к древнему, законному, подлинному, каноническому Православию. В рядах епископата, духовенства и профессуры духовных школ находили место бывшие исповедники веры (например, митрополит Куйбышевский Мануил (Лемешевский) , пробывший в ссылках и тюрьмах более двадцати лет). Все понимали, что при Сталине другая церковная «линия» немыслима. 2 . «Новая эра» Но что же произошло после двух событий, в корне изменивших положение: смерть Сталина (1953 г.) и возобновление гонений Хрущевым (1959–1964 гг.)? Как известно, в годы после смерти Сталина началась «оттепель»; тысячи ссыльных были «реабилитированы»; многие епископы вернулись из ссылки; Патриархия получила возможность открывать новые храмы; огромный Троицкий собор Александро-Невской Лавры в Ленинграде открылся для богослужений в 1957 г. Постепенно начала спадать атмосфера террора: конфликт с властями перестал означать, как при Сталине, автоматическую физическую ликвидацию, а только грозил несколькими годами заключения. «Свободы», конечно, не было, но не было уже и сталинской мертвой хватки над всеми проявлениями человеческой жизни. Возглавители Патриархии, несомненно, думали, что наконец «Сергиевская» линия принесет все свои плоды и что Церковь сможет пользоваться настоящей «свободой культа», гарантируемой (?) Советской Конституцией и законом. Но тут, неожиданно для Церкви, началось «хрущевское » гонение (1959–1964). В отличие от сталинских методов 1927–1929 и 1936–1939 гг. власти не прибегали к кровавой ликвидации духовенства, а к «администрированию», то есть к якобы «законному» закрытию нежелательных храмов, монастырей, семинарий и к перемещению и смещению нежелательных для них представителей епископата и духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРАЧКИ Бáрачки Ненад (25.11.1878, с. Боджани, обл. Бачка, Австро-Венгрия - 23.05.1939, Сомбор, Югославия), свящ. Сербской Православной Церкви, проф., регент, исполнитель и автор церковных песнопений. Начал обучаться в мон-ре Ковиль, в 1898-1900 гг. учился в гимназии в Сремски-Карловци и в Слушаке, под Риекой (Хорватия), одновременно был певчим и регентом в серб. церкви в Риеке. В 1904 г. окончил ДС в Сремски-Карловци, в 1922 г.- философский фак-т Белградского ун-та. В 1904 г. в Темешваре (совр. Тимишоара, Румыния) рукоположен во пресвитера, в 1936 г. возведен в сан протоиерея. С 1907 г. член Матицы Сербской , с 1927 г.- братства св. Саввы. В 1904-1914 гг. приходской священник Темешварской епархии Карловацкой митрополии. До упразднения автономии этой митрополии был членом епархиального адм. комитета в Темешваре. В 1914-1918 гг. священник в различных частях австро-венг. армии. После окончания первой мировой войны возвратился на свой приход в Сириге, где организовал народное собрание и встретил серб. армию, занявшую этот район. Участвовал в Парижской мирной конференции 1919-1920 гг. В 1920-1930 гг. преподавал Закон Божий, пение и регентское искусство в муж. педагогическом уч-ще в Сомборе. В 1931-1933 гг. служил духовником в Хоргоше (Бачская епархия), где построил новую церковь в сербско-визант. стиле. Б. произнес большое количество проповедей, часть из к-рых была опубликована в серб. календарях и журналах («Бранково коло», «Браник», «Привредник», «Српски Сион», «Вестник Српске Цркве», «Гласник српске nampujapшuje», «Духовна стража»). Написал монографию по истории своего прихода св. Георгия в Бегей (ныне Румыния). Изучал церковное пение; издал ряд нотных сборников по традиц. серб. церковному пению, литургию «русского распева» для 2 детских голосов. Сделал гармонизацию монодических церковных песнопений серб. распева для церковных и ученических хоров. Обширный рукописный архив Б. в наст. время хранится в Музыковедческом ин-те Сербской академии наук и искусств в Белграде.

http://pravenc.ru/text/77520.html

Б. занимался реставрацией и консервацией храмов в Коломенском (Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Дьякове, Вознесения Господня, Казанской иконы Божией Матери, вмч. Георгия, в 20-х - нач. 30-х гг. XX в.), работал над проектами реставрации Симонова мон-ря (1929-1930), ц. св. Параскевы в Охотном ряду (1928), Спасского собора Андроникова мон-ря (1922-1923), Покровского и Троицкого храмов Александровской слободы (1923, 1927, 1936-1939), Новоиерусалимского мон-ря (1943-1959), Успенского и Воскресенского храмов, ансамбля палат, ворот и башен Крутицкого подворья (1947-1959) и мн. др. Важнейшими проектами, осуществленными Б. в Москве, стали раскрытие и реставрация собора Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (1925-1928). Благодаря его усилиям удалось спасти церкви Зарядья в Китай-городе. В предвоенные годы Б. осуществлял научное руководство реставрационными работами в ТСЛ (1937-1938): в церквах святых Зосимы и Савватия, Св. Духа, больничных палатах и др. Б. принадлежит выдающаяся роль в послевоенной реставрации древнерус. храмов в Киеве, Чернигове, Смоленске, Полоцке. Он возглавил комиссию по реставрации киевского Софийского собора (1943-1944). В Чернигове им была спасена полуразрушенная ц. св. Параскевы («Пятницкая») (1943-1945; 1956-1963). Б. были собраны материалы о более чем 1700 древнерус. зодчих для задуманного им Словаря древнерус. зодчих. Его интересовали проблемы взаимовлияния храмовой архитектуры Руси, Кавказа, Византии и Балканских стран. Он придерживался «теории самобытности», являясь последователем И. Е. Забелина . Б. воспитал плеяду реставраторов и историков архитектуры национально-романтического направления. Похоронен в Донском мон-ре. Б. на практике были опробованы новые приемы воссоздания облика архитектурного сооружения по сохранившимся фрагментам, разработан метод укрепления средневек. зданий с помощью железобетона; проведена в жизнь идея создания историко-архитектурных музеев-заповедников на территории монастырских ансамблей, в т. ч. музеев деревянного зодчества под открытым небом. Им было создано более 100 реставрационных проектов, из них осуществлено полностью или частично более 70 (архив передан в ГНИМА, в 2000 начата его публикация).

http://pravenc.ru/text/77518.html

В 1880 г. Н.И.Путилов умер. На завещании Путилова, где он просил похоронить его не на кладбище, а на дамбе Морского порта, Александр II наложил резолюцию: «Если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе, я и то согласился бы» (Петропавловский собор – усыпальница императоров России). Гроб с телом Путилова рабочие завода пронесли весь путь на руках – это более 20 километров. 15 мая 1885 г. 32-километровый канал был открыт для прохода судов и заработал новый Морской торговый порт. В 1907 г. прах Путилова и его супруги Екатерины Ивановны был торжественно перезахоронен в новой заводской церкви, под алтарем. В советское время в церкви власти разместили Кировский райпромкомбинат (пр. Стачек, д. 48). Снесли алтарь, начали готовить фундамент под пресс и обнаружили памятную плиту и два гроба под ней. Плиту переплавили, гробы сожгли в местной котельной. Церковь сохранилась в перестроенном виде и сейчас возвращена верующим. Безымянная набережная Морского канала на Канонерском острове, теперь названа Путиловской – в память о человеке, которому петербургский Морской канал обязан своим существованием. Также сегодня мы вспоминаем участницу Великой Отечественной войны, снайпера, полного кавалера ордена Славы Н.П.Петрову (1893-1945). Нина Павловна Петрова родилась 15 июля 1893 г. в г. Ораниенбаум (ныне г. Ломоносов). Через некоторое время семья перебралась в Санкт-Петербург. Однако глава семейства вскоре умер, и на руках у матери осталось 5 малолетних детей. Поэтому сразу после окончания пятого класса гимназии Нина поступает в торговую школу. Через три года она переезжает к родственникам во Владивосток, где работает счетоводом и вечерами обучается в коммерческом училище. Позднее Петрова жила в Ревеле, в Лодейном Поле. В 1927 г. она с дочерью переезжает в Ленинград. Работала инструктором физкультуры и стрелкового спорта в спортивном обществе «Спартак» в Ленинграде. Сама тоже активно занималась спортом. В 1934-1935 гг. Петрова была капитаном сборной женской команды по хоккею с мячом Ленинградского военного округа, занимала призовые места на различных стрелковых соревнованиях. Одной из первых в Ленинграде Нина Павловна заслужила значок ГТО I ступени. Однако главным видом спорта для Петровой стала пулевая стрельба. На Всесоюзной летней спартакиаде ЦК профсоюза работников местного транспорта Надежда завоевала командное первое место и получила именную малокалиберную винтовку. Она поступила в снайперскую школу, которую окончила и в которой стала потом инструктором. Только за 1936 г. она выпустила 102 ворошиловских стрелка. Участвовала в советско-финской войне 1939-1940 гг.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/05/01/po...

31 мая 1915 года хиротонисан во епископа Кронштадтского , викария Петроградской епархии, с оставлением его в должности наместника Лавры . 20 ноября этого же года утвержден в степени магистра богословия. С 6 июля 1916 года - епископ Калужский . В декабре 1917 года достигает Калуги " триумфальное шествие советской власти " . В Калуге и области закрываются монастыри и храмы. В Калуге образуется обновленческая епархия , просуществовавшая до 1939 года. Владыка Феофан за годы своего пребывания в Калуге пережил пятерых обновленческих лжеархиереев. На калужской кафедре составил акафист Калужской иконе Божией Матери . В 1925 году еп. Феофан попадает под следствие. С 16 сентября 1927 года - архиепископ Псковский и Порховский . 25 ноября 1935 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Горьковским и Арзамасским . 25 июля 1937 года митрополит Феофан был арестован и помещен в спецкорпус Нижегородской тюрьмы. При аресте у митрополита были изъяты несколько панагий и крестов (об этом свидетельствует фотография из его следственного дела). Как всегда во время гонений на Церковь, власти обвиняли православных в политических преступлениях и как всегда - вымышленных. Митрополит обвинялся в том, что он будто бы " ...проводил активную к-р деятельность, направленную на свержение Советской власти и реставрацию капитализма в СССР. По установкам митрополита Феофана Тулякова, основанным на директивах Московского церковно-фашистского центра, участники Горьковской к-р организации проводили повстанческую, шпионскую, диверсионно-террористическую деятельность. В Лысковском районе в течение 1936-1937 гг. было совершено свыше 20 поджогов имущества колхозов и колхозников - активистов села, уничтожено большое количество заготовленного лесоматериала и леса на корню, сожжен салотопный завод, принадлежащий Лысковскому РПС " Сам владыка в заключении был подвергнут жестоким пыткам. Его поместили в подвальную камеру, которую заливали водой. Допрашивали митрополита Феофана начальник 4-го Отдела УГБ УНКВД И. Ф. Мартынов , начальник 7-го отделения 4-го Отдела УГБ Кострынин и оперуполномоченный того же отдела Артамонов. В следственном деле практически нет рукописных протоколов, за исключением анкет, заполненных рукою владыки Феофана. Единственный (машинописный) протокол составлен самим Мартыновым 31 августа 1937 года после месяца пыточного следствия - невыносимых истязаний, которые претерпел 63-летний архиерей (его подпись, подлинная или же поддельная, стоит под этим протоколом). Под пытками Владыка признавал себя виновным " в создании фашистской организации на территории Горьковской области " .

http://drevo-info.ru/articles/1011.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010