Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Федорович Казанский (1874, с. Дмитровка Бердянского у. Таврической губ.- 20.10. 1942, Устьвымский ИТЛ, пос. Вожаель Княжпогостского р-на Коми АССР), сщмч. (пам. 7 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи священнослужителя. Окончил Таврическую ДС и вскоре был рукоположен во иерея Таврическим еп. Николаем (Зиоровым ; впосл. архиепископ). В 1922 г. Н. служил в Александро-Невском кафедральном соборе в Симферополе. Во время кампании по изъятию церковных ценностей арестован вместе с Таврическим и Симферопольским архиеп. сщмч. Никодимом (Кротковым) и др. священнослужителями. 1 дек. 1922 г. Верховный революционный трибунал при КрымЦИК приговорил Н. к 3 годам тюремного заключения. Отбывал срок в нижегородской тюрьме вместе с архиеп. Никодимом. В 1925 г. вернулся в Симферополь. Н. выступал против обновленчества и в 1927 г. вновь арестован и приговорен к заключению. После освобождения с нач. 30-х гг. XX в. стал служить священником во Всехсвятской ц. в Симферополе. Был возведен в сан протоиерея. В 1932 г. Н. сблизился с Феодосийским и Крымским еп. сщмч. Порфирием (Гулевичем) и стал его помощником. В 1933 г. арестован за выступления против обновленчества и гонений на Церковь, но спустя 3 месяца освобожден. Несмотря на аресты, продолжал свидетельствовать о гонениях и призывал молиться о репрессированных священнослужителях. В окт. 1936 г. был арестован вместе с еп. Порфирием и др. священнослужителями. На допросах Н. заявил, «что советская власть, как распространяющая безбожие, является антихристианской властью». Он был обвинен в участии в «нелегальной деятельности подпольных монашеских организаций». Виновным в контрреволюционной деятельности себя не признал. 3 янв. 1937 г. приговорен к 5 годам ссылки, которую отбывал в дер. Новосёлово Красноярского края. В нояб. того же года вновь арестован как «тихоновец и враг советской власти». Н. был помещен в колонию для инвалидов в Красноярске. Он находился в заключении без следствия и суда, официально приговор к 10 годам ИТЛ был вынесен в 1939 г. после собственной жалобы Н. на нарушение законности. Скончался в заключении в Устьвымском ИТЛ.

http://pravenc.ru/text/2565726.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Сергеев Виктор Михайлович; 15.01.1899, Московская губ.- 6.04.1968, Москва), архиеп. Алма-Атинский и Казахстанский. В 1919 г. окончил архитектурное отд-ние Московского уч-ща живописи, ваяния и зодчества, в 1923 г. поступил послушником в Смоленской иконы Пресвятой Богородицы Зосимову пустынь Владимирской епархии. В 1924 г. еп. Серпуховским Варфоломеем (Ремовым) рукоположен во диакона (целибатом) и в том же году переведен в Высокопетровский московский монастырь . В 1925 г. еп. Варфоломеем пострижен в монашество с именем А., 16 янв. 1927 г. тем же архиереем рукоположен во иеромонаха, в 1932 г. возведен в сан архимандрита. 18 мая 1935 г. указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) назначен епископом Каширским, викарием Московской епархии. 20 мая в московском храме Рождества Пресв. Богородицы в Путинках состоялась хиротония, к-рую возглавил митр. Сергий. В 1936 г. А. был назначен епископом Серпуховским, викарием Московской епархии, 5 авг. 1937 г. епископом Вологодским, но от назначения отказался. С 16 авг. 1937 г. епископ Егорьевский, викарий Московской епархии, с 1 сент. 1937 г. епископ Ивановский. В 1938 г. уклонился в раскол, в 1939 г. был запрещен в священнослужении и предан архиерейскому суду. Акт запрещения подписали митр. Московский Сергий (Страгородский), митр. Ленинградский Алексий (Симанский) , архиеп. Семипалатинский Палладий (Шерстенников). В дек. 1940 г. А. принес покаяние и был назначен епископом Тульским и Одоевским, с 1941 г. архиепископом Кишиневским и Бессарабским. Когда в 1941 г. Бессарабия и Румыния были оккупированы фашистскими войсками, А. был эвакуирован с назначением архиепископом Уфимским и Мензелинским, затем последовательно Орловским и Севским, Тамбовским и Мичуринским; с сент. 1942 г. архиепископ Рязанский и Шацкий. 11 июля 1943 г. А. был назначен временно управляющим Калужской и Тульской епархией. С 1 мая 1944 г. архиепископ Ярославский и Ростовский. Принимал участие в Архиерейском Соборе 1943 г.

http://pravenc.ru/text/64684.html

В 1924 г. В. закончил богословский фак-т Лейденского ун-та; женился на Г. Бодаерт; познакомился с Дж. Моттом, видным деятелем международного христ. студенческого движения, к-рый впосл. стал его другом и наставником. В том же году В. был избран одним из секретарей Всемирной христианской студенческой федерации, в 1932 г. стал ее генеральным секретарем. В авг. 1925 г. В. принял участие в работе 1-й Всемирной конференции «Жизнь и деятельность» в Стокгольме (Швеция), собравшей 600 делегатов из 37 стран (в т. ч. представителей 9 Православных Церквей), созванной для рассмотрения вопросов, поставленных перед христианами первой мировой войной. В 1928 г. в Лейденском ун-те В. защитил докт. дис. на тему «Истоки социального Евангелия в Америке». После прихода А. Гитлера к власти (1933) он решительно поддержал антифашистскую Исповедующую Церковь Германии, открыто встав на сторону Д. Бонхёффера и М. Нимёллера . В 1936 г., будучи пастором Голландской Реформатской Церкви, В. начинает свое служение в Национальной Протестантской Церкви Женевы. В июле 1937 г. на 2-й Всемирной конференции экуменического движения «Жизнь и деятельность» в Оксфорде возглавил подсекцию «Церковь и война»; в августе того же года принял участие в работе 2-й Всемирной конференции движения «Вера и церковное устройство» в Эдинбурге. Обе конференции приняли решение о создании ВСЦ и выделили из числа делегатов по 7 полномочных представителей в учредительный «Комитет 14-ти», в состав к-рого был избран и В. Комитет ставил своей задачей осуществить слияние экуменических движений «Вера и церковное устройство» (1927) и «Жизнь и деятельность» (1925). В мае 1938 г. «Комитет 14-ти» на консультативной конференции в г. Утрехте принял решение о создании ВСЦ. Председателем «Всемирного Совета Церквей в процессе подготовки» был избран Архиепископ Йоркский Уильям Темпл , генеральным секретарем - В. В 1939 г. он принял участие в подготовке и проведении Всемирной конференции христианской молодежи в Амстердаме, получил звание почетного доктора богословских наук Абердинского ун-та. В дек. 1940 г. стал одним из инициаторов создания Комиссии по изучению основ справедливого и длительного мира.

http://pravenc.ru/text/158808.html

О. Тихон был женат, с супругой Антониной они имели троих детей: дочь Ольга родилась в 1925 году, Мария (в замужестве Кравцова) – около 1927 года, а сын Алексей – в конце 1920-х годов. Дочери дожили до нашего времени, местом их проживания стали Москва и Серпухов. Супруга Голынского скончалась в 1930 году, и детей забрала к себе ее сестра. В 1933 году о. Тихон, предположительно, был пострижен епископом Даниилом (Троицким) 6) в монашество с именем Антоний. В 1936 году о. Антоний был арестован органами НКВД и осужден по 58-й статье на пять лет заключения в ИТЛ, срок отбывал в Ухтпечлаге. Зимой 1938–1939 годов в Котласском пересыльном лагере в поселке Княжеский Погост (распределительный пункт Ухтпечлага) в условиях конспирации состоялось нелегальное рукоположение о. Антония во епископа. Вся дальнейшая судьба подвижника оказалась осложненной тем обстоятельством, что по освобождении из заключения он избрал для себя образ жизни, выходящий за пределы церковной дисциплины: до конца жизни он предпочел сохранять нелегальный статус, не входя в каноническое общение с предстоятелем поместной Церкви. Этот факт лишил его возможности стать канонически законным архиереем РПЦ, в связи с чем надо уточнить: именоваться епископом Антоний Голынский мог лишь в нелегальных кругах и только условно 7) . Выйдя из заключения в 1942 году, о. Антоний не едет в ссылку по месту назначения – в Сталиногорск, но скрывается в Минусинске и Абакане, где начинает подпольный образ жизни под чужим именем – Ивана Ильича Михайловского. Имя не вымышленное. Михайловский Иван Ильич, 1879 года рождения, это дядя Голынского, родной брат его матери, умерший в 1943 году в Абакане, куда он был эвакуирован в начале войны. Паспорт покойного дяди (выданный в Одессе в 1906 г.) о. Антонию удалось переоформить на себя. В течение последующих восьми лет, вплоть до ареста в 1950 году, о. Антоний конспиративно совершал богослужения по частным домам и вел весьма активную, но не санкционированную деятельность по окормлению неофициальных православных общин 8) . Архивные данные позволяют утверждать, что Голынский, оставаясь в подполье, тем не менее, не принадлежал ни к одной из катакомбных группировок 9) .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Golyns...

Выступал в советской прессе под псевдонимом Теляковский (по названию родного села), став автором 30 статей и трёх антирелигиозных брошюр. Не сумев окончить МГУ, получил специальное образование в Высшей школе НКВД (1935–1939), хотя писал с массой орфографических ошибок. В 1931 году, готовя проект наградного листа на себя же, Тучков так излагал свои «заслуги» на антицерковном фронте: «В настоящее время состоит в должности начальника 3-го отделения Секретно-политического отдела ОГПУ... В 1923–1925 гг. им были проведены два церковных собора (всесоюзные съезды церковников), на которых был низложен патриарх Тихон и вынесено постановление об упразднении монастырей, мощей, а также о лояльном отношении церкви к Соввласти. На протяжении ряда лет тов. Тучковым проводилась серьёзная работа по расколу заграничной православной русской церкви. Блестяще проведена работа по срыву объявленного Папой Римским в 1930 году крестового похода против СССР...». Церковь считалась практически сломленной. Есть мнение, что именно Тучков сфабриковал текст «Декларации 1927 года» о полной лояльности РПЦ власти и заставил мягкого митрополита Сергия подписать подложный документ. Одновременно «главпоп» жестоко мстил местоблюстителю Патриаршего престола в 1925–1936 годах митрополиту Петру (Полянскому), который несмотря на суровые условия ссылки в Заполярье, одиночные камеры, издевательства, цингу, астму, болезни ног твёрдо стоял на своих позициях, не желая слагать с себя полномочия местоблюстителя «в пользу каких-то проходимцев». Не удалось опытному агентуристу Тучкову и заполучить владыку в аппарат «сексотов». В июле 1931 года Особое совещание ОГПУ приговорило митрополита — «заключённого 114» — к очередному продлению срока заключения на пять лет. Однако, по личной записке Тучкова, в лагерь владыку не отправили (хотя священномученик и просил в точности исполнить приговор: «просторный» лагерь позволял хотя бы быть на воздухе и общаться с людьми). Вместо этого его содержали в «одиночке» Верхнеуральской тюрьмы для особо опасных заключённых, запретив даже ночные прогулки. 10 октября 1937 года митрополита Петра расстреляли по приговору «тройки» Челябинского УНКВД.

http://pravoslavie.ru/112229.html

Пед. отд. Харьковского ист.-фил. об-ва. 1900. Вып. 6. С. 1-58 (отд. отт.: Х., 1899); Эллинистические основы византийского искусства: Исслед. в обл. истории ранневизант. искусства. СПб., 1900 (англ. пер.: The hellenistic Origins of Byzantine Art. New Brunswick, 1961); Кавказ и его древности. Х., 1902; Синайские иконы восковой живописи//ВВ. 1902. Т. 9. С. 343-377; Развалины храмов. М., 1905. (Памятники христианского Херсонеса; Вып. 1); История русской живописи от XVI по конец XIX столетия: [Лекции]. СПб., 1908, 1913. Литогр.; Два примечания к тексту Антония Новгородского//Сб. ст. в честь Д. А. Корсакова. Каз., 1913. С. 181-186; Очерки и заметки по истории древнерусского искусства. СПб., 1914; История древнерусского искусства. Пг., 1915. Вып. 1: Киев; Мемории св. Климента и св. Мартина в Херсонесе. М., 1915; К вопросу о строительной деятельности св. Владимира//Сборник в память св. равноапостольного князя Владимира. Пг., 1917. Вып. 1; Византийская живопись XIV столетия//ЗРАО. 1917. Т. 9. С. 62-230 (отд. отт.: Пг., 1917); Боянская роспись 1259 года//Изв. на Българския археол. ин-т. 1927. Т. 4 (1926/27). С. 121-134; Искусство Палестины в средние века//ВВ. 1928. Т. 25. С. 77-86; Новый иконографический образ Христа//Seminarium Kondakovianum. 1928. Т. 2. Р. 19-24; Geschichte der rußischen Kunst. B.; Lpz., 1932-1933. Bd. 1: Geschichte der rußischen Monumentalkunst der vormoskovitischen Zeit; Bd. 2: Geschichte der rußischen Monumentalkunst der Grossfürstentums Moskau; К истории древнерусской литературы. 2. Иллюстрации к Хронике Георгия Амартола//ТОДРЛ. 1936. Т. 3. С. 13-14; Этюды о Леонардо да Винчи. Л.; М., 1939. Лит.: Список трудов Д. В. Айналова, 1888-1913/Сост. учениками//Тр. Отд. рус. и слав. археологии ИРАО. М., 1913. Т. 10. С. 1-16 (отд. отт.: СПб., 1913); Дмитрию Власьевичу Айналову от учеников: К двадцатилетию его ученой деятельности. Пг., 1915; Ракинт В. Д. В. Айналов//Гермес. 1916. 15 мая. 10. С. 224; Дополнение к списку трудов проф. Айналова и 35-летию ученой деятельности.

http://pravenc.ru/text/63736.html

В 1927 году принял монашество с именем Иоанн. Епископом Нишским Досифеем рукоположен во иеродиакона, затем — во иеромонаха. В 1936 году закончил Православный богословский факультет в Белграде. До 1950 года проживал в Югославии, где трудился в качестве преподавателя монашеских школ, настоятеля монастыря в Дечанах, приходского священника, профессора Призренской семинарии. В 1950 году переехал в Болгарию, откуда через полтора года был вызван митрополитом Елевферием в Чехословакию. Здесь он был назначен на должность воспитателя студентов Православного богословского факультета в Прешове, а затем стал доцентом того же учебного заведения. В октябре 1954 года рукоположен во епископа Жатецкого с местопребыванием в Праге. 17 мая 1956 года избран митрополитом Пражским и всея Чехословакии. 20 мая состоялась его интронизация в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия. В 1964 году в связи с недомоганием оставил кафедру и вернулся в Советский Союз, где и умер в 1975 году. Митрополит Дорофей (Филипп) (23 октября 1964 — 30 декабря 1999) Митрополит Дорофей (Димитрий Георгиевич Филипп) родился 20 октября 1913 года в селе Нанково Закарпатской области в семье крестьян. Начальную школу закончил в родном селе, а среднее образование получил в гимназии в Хусте (ныне — районный центр Закарпатской области). В 1933 году проходил военную службу в Чехословацкой армии. После военной службы закончил земледельческую школу в Нижних Берецках. В 1938 году поступил в Свято-Никольский монастырь г. Изы в Закарпатье. В 1939 году принял монашеский постриг с именем Дорофей в честь святителя Дорофея, епископа Тирского. В 1940 году в день Благовещения Пресвятой Богородицы рукоположен во иеродиакона, а в 1941 году в тот же праздник — во иеромонаха. С 1942 года служил на различных приходах Мукачевской епархии. В 1947 году назначен благочинным, а в 1951 году духовником Мукачевского мужского монастыря. С 1955 года — благочинный монастырей Мукачевской и Ужгородской епархии . Закончил Ленинградскую духовную семинарию и академию со степенью кандидата богословия.

http://patriarchia.ru/db/text/1410111.ht...

об-в. Собор принял епархиальный устав, сформировал епархиальный совет. После смерти еп. Мардария (12 дек. 1935) Архиерейским Собором СПЦ 21 июня 1936 г. администратором А.-К. е. был назначен еп. Далматинский Ириней (Джорджевич), посетивший летом 1937 г. приходы А.-К. е. 22 июня 1938 г. Архиерейским Собором СПЦ на Американо-Канадскую кафедру был поставлен еп. Мукачевско-Пряшевский Дамаскин (Грданицкий), 30 нояб.-3 дек. 1938 г. под его председательством состоялся 3-й Церковно-народный собор в Чикаго, принявший изменения в уставе епархии. Во время Предстоятельства еп. Дионисия (Миливоевича) (избран на кафедру Архиерейским Собором 8 дек. 1939) в епархии насчитывалось 43 храма и мон-рь св. Саввы в Либертивилле, где после второй мировой войны 4 года действовала серб. правосл. ДС, в к-рой преподавали епископы Жичский Николай (Велимирович), Далматинский Ириней (Джорджевич) и Дионисий. В каждом приходе работали школы, необходимость формирования и финансирования к-рых была признана еще на Соборе 1927 г., где преподавались серб. язык, национальная история и церковное пение. Первый учебник на серб. языке, выпущенный в Америке,- «Српски буквар са Читанком» (1931). С 1894 по 1941 г. в А.-К. е. было основано 48 церковно-школьных общин, при к-рых действовало 57 жен. орг-ций (первое «Об-во сербских сестер» основано в 1909 г. в Цинциннати, шт. Огайо), объединенных позднее в Союз об-в серб. сестер под опекой А.-К. е. В епархии в разное время выходило неск. церковных газет на серб. языке (первая - «Гласник Српске цркве у Америци» - выходила в Чикаго в 1905-1906 ), к-рые существовали недолго. В 1963 г. решением Архиерейского Собора СПЦ еп. Дионисий за раскольнические сепаратистские действия, целью к-рых было отделение серб. приходов в Америке от СПЦ, был снят с кафедры и на основе А.-К. е. были созданы Западноамериканская епископия с центром в Алхамбре (шт. Калифорния), Восточноамериканская и Канадская - с центром в Кливленде (шт. Огайо) (позднее разделившаяся на Восточноамериканскую епископию с кафедрой в Эджуэрте и Канадскую епископию с кафедрой в Кэмпбелвилле, пров. Онтарио), Среднезападноамериканская митрополия с центром в мон-ре св. Саввы в Либертивилле (позднее разделившаяся на Центральноамериканскую митрополию с кафедрой в Либертивилле и Ново-Грачаницкую Американо-Канадскую митрополию с кафедрой в Грейс-Лейке (шт. Иллинойс)). Лит.: Дuohucuje еп. Српска eмurpaцuja//Споменица 30 српских православных манастира св. Саве и 60 Српске православне цркве у Америци. Либертивилль, 1953. С. 18-22; Сава, еп. шyмaдujcku. Ucmopuja Српске православне цркве у Америци и Канади, 1891-1941. Kparyjebaц, 1996. Еп. Шумадийский Савва Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114442.html

II. Кроме случая смерти, церковь может приобретать имущество и по различным условиям между живыми людьми (actus inter vivos), а именно дарением ( δωρε, donatio) или куплею ( γορασα, emptio). Дарение есть условие, по которому кто либо дает церкви нечто из своего имущества, или законным образом обещает дать то, что по закону не обязан, с целью увеличить этим имущество церкви и принести ей пользу 1927 . При дарении церкви общее церковное право признает за нею некоторые особые преимущества, между которыми одно состоит в том, что дарение остается обязательным и тогда, когда оно только обещано, но еще не совершено 1928 , и что владение отданными в дар предметами становится полным без возможности возвращения 1929 . С некоторыми незначительными изменениями это имеет силу для церкви и теперь 1930 . – Купля есть договор, по которому какой-нибудь предмет уступается одним лицом другому за известную цену 1931 . По общему церковному праву, церковь может покупать всякую продающуюся вещь, а по аналогии с предписаниями римского права, в церковную собственность переходят и те вещи, которые куплены лицами, заведующими церковным имуществом, для себя, но на церковные деньги 1932 . Подобно этому о покупке со стороны церкви говорит и современное законодательство разных государств 1933 . – Остальные договоры, по которым церковь может приобретать имущество, те же, что и для частного имущества. Как может церковь приобретать имущество по договорам, так может она пробрести его по условию, о временном пользовании ( χρονι χρσις παραγραφ, usucapio, praescriptio longi temporis). Временное пользование есть бесспорное право владения, в качестве собственника, каким-либо имуществом в продолжении определенного законом времени 1934 . Для правильности такого пользования должно существовать законное основание ( ε λογος ατα, justa causa) и полная уверенность в возможности иметь в своем владении известное имущество ( καλ πστις, bona fides) 1935 . Вообще, в вопросе пользования каноническое право следует римскому праву 1936 . В смысле преимущества церковь имела право и на чрезвычайное временное пользование. Юстиниан установил для церкви и срок владения пожертвованным на дела благочестия имуществом сначала в сто лет 1937 , а затем ограничил его сорока годами 1938 . Некоторыми привилегиями в этом отношении церковь пользуется и в настоящее время 1939 . § 135. Привилегии церковного имущества

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

После большевистского переворота П. Муратов участвовал вместе с И. Грабарем в создании Московского института историко-художественных изысканий и музееведения (МИИХИМ). Муратов неизменно оставался православным человеком, и поэтому протестовал против советской кампании по изъятию Церковных ценностей. А последней каплей стал конфликт с Грабарем из-за " расчистки " последним чудотворных икон. С 1922 года П. Муратов эмигрирует. За рубежом он публикует ряд книг и статей о древнерусской живописи, в том числе на французском языке Le icones russes (1927); La peinture byzantine (1928). Также П. Муратов становится одним из основателей известного общества " Икона " , при участии которого были построены три знаменитых храма русской эмиграции: Успенский храм на русском кладбище в Сен-Женевьев-дю-Буа ( 1939 г .), брюссельский Храм-Памятник прп. Иова Многострадального в честь Царя-Мученика Николая и Царственных мучеников (1936-1950), Успенского храма на Ольшанском кладбище в Праге (1924-1925). Мы вынуждены указать, что многие искусствоведческие положения работ Муратова устарели, а иные давно опровергнуты и исправлены. Однако духовный и мировоззренческий кругозор Павла Муратова остается непревзойденным до сих пор. Поэтому мы выбрали из новоизданной книги (П. Муратов. Древнерусская живопись. История открытия и исследования. М.: Айрис-пресс, Лагуна-Арт, 2005) доклад под названием " Возраст России " , прочитанный по-английски на заседании англо-русского общества в Лондоне 31 октября 1933 г . В нем с изумительной точностью выражена историческая непрерывность православной русской цивилизации, о которой Муратов написал в другой статье такие строки: " Наша страна имеет очень древнее прошлое. Наш народ — очень древний народ, видевший расцвет некоторых сторон духовной культуры еще в XII—XIV веках. Он знал долгое изживание и, наконец, одряхление этой культуры к XVII веку. Но ни Петр, ни Екатерина не могли создать какой-то новой России, как не создаст ее никто, кто ошибочно думает, что создает ее на пустом месте. Россия, Русь — страна вечного северного крестьянина, страна исторически длинных мыслей, страна тысячелетиями создаваемых умозрений. Наше творчество XIX века, наша великая литература не есть поэтому непонятный и необъяснимый эпизод, как не есть непонятный и необъяснимый эпизод наша древняя архитектура и живопись. В ней живет многовековая душа нашего народа со всей той житейски излишней умудренностью, той усталостью от жизни деятельной и предпочтением жизни созерцательной, которая служит признаком лишь древних цивилизаций " .

http://moral.ru/vozrast_Rus.htm

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010