Дата и место смерти Ж. долгое время оставались дискуссионным вопросом, но благодаря содействию итал. историков удалось установить, что последние месяцы жизни он провел в Закарпатье и умер там в 1946 г. Арх.: РГИА. Ф. 797. Оп. 86. Д. 124. Соч.: Назначение школы. СПб., 1906, 1998; Свт. Иоасаф Горленко, еп. Белгородский и Обоянский: Мат-лы для биографии. К., 1907-1909 (на обл. 1911). 3 т. в 6 ч.; Житие свт. Иоасафа, чудотворца Белгородского. СПб., 1910. Нови-Сад, 19292; Строители духа жизни в области живописи и архитектуры И. Ижакевич и А. Щусев. Серг. П., 1910; Бари: Путевые заметки. СПб., 1910; Верующая интеллигенция и толкование Евангелия. СПб., 1911; Акты и док-ты Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского мон-ря. К., 1913; Кнж. М. М. Дондукова-Корсакова: [Биогр. очерк]. СПб., 1913; Чудеса свт. Иоасафа. Пг., 1916. СПб., 1998; Восп. товарища обер-прокурора Свят. Синода кн. Н. Д. Жевахова. Мюнхен, 1923. Т. 1. Нови-Сад, 1928. Т. 2; М., 1993. СПб., 2007. 2 т.; Еврейский вопрос. Н.-Й., 1926; Причины гибели России. Нови-Сад, 1929; Корни рус. революции. Кишинёв, 1934; Раб Божий Н. Н. Иваненко. Нови-Сад, 1934; Кн. А. А. Ширинский-Шихматов: Кр. очерк жизни и деятельности. Нови-Сад, 1934; Еврейская революция. М., 2006. Лит.: Рус. писатели эмиграции: Биогр. сведения и библиогр. их книг по богословию, религ. философии, церк. истории и правосл. культуре: 1921-1972/Сост.: Н. М. Зернов. Бостон, 1973. С. 48; Фирсов С. Л. Правосл. Церковь и гос-во в посл. 10-летие существования самодержавия в России. СПб., 1996. С. 451-461; Комолова Н. П. Рус. зарубежье в Италии (1917-1945 гг.)//Рус. эмиграция в Европе (20-е - 30-е гг. ХХ в.). М., 1996; De Michelis C. G. Il principe N. D. Zevaxov e i «Protocolli dei savi di Sion» in Italia//Studi storici. 1996. T. 37. N 3. P. 747-770; Степанов А. Д. «Между миром и монастырем»: Кн. Н. Д. Жевахов (1874-1947?)//Воинство св. Георгия: Жизнеописания рус. монархистов нач. XX в./Сост. и ред.: А. Д. Степанов, А. А. Иванов. СПб., 2006. С. 510-531. С. Л. Фирсов

http://pravenc.ru/text/182211.html

Для того, чтобы адекватно реагировать на всякого рода очернение или наоборот неоправданного обеления советского прошлого, необходимо не только знание истории, но и, несмотря на многие ошибки прошлого, быть подлинным патриотом своей Родины. Так же не лишне проводить всякого рода акции, например, такие как «Бессмертный полк», объединяющий нацию. Надо ещё помнить, что всё советское встраивалось в исходную матрицу прошлого. И менталитет, и советские традиции подсознательно вытекали, прежде всего, из традицийправославия, укоренённых в жизнь простого народа, хотя при этом советами и велась жесточайшая борьба с Церковью. Русская Православная Зарубежная Церковь (далее РПЗЦ) с самого начала называла себя " белой церковью " , а ту, что осталась на Родине под гнётом красных, - " красной " . А начиналось все с того, что в 1919 году в Ставрополе было создано временное Высшее церковное управление юга России. После эмиграции за границу, в 1921 году,Сербский патриарх Димитрий предоставил русским архиереям свою резиденцию. Вскоре состоялся Всезарубежный Церковный Собор, который выступил с политическим воззванием к верующим русским людям. В нем, в частности, говорилось о необходимости возвращения на престол царя из Дома Романовых. В 1927 году, после опубликования Декларации о лояльности советской власти,подписанной митрополитом Сергием, Зарубежная Церковь и вовсе прекратила все отношения с РПЦ. В настоящее время Русская Православная Церковь и Русская Православная Церковь за рубежом, разделенные в результате революции 1917 года и гражданской войны, объединились. Об этом свидетельствует Акт о каноническом общении, подписанный в Москве, в храме Христа Спасителя 17 мая 2007 года. До этой даты, в 2000 году в Москве состоялся юбилейный Архиерейский собор РПЦ, гдек лику святых были причислены семья императора Николая II, а также более тысячи новомучеников российских, была принята " Социальная концепция РПЦ " , где говорится: " Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении " , вот именно эти решения Собора послужили отправной точкой сближенияобеих ветвей Церкви. По сути, именно тогда была поставлена окончательная точка в гражданской войне, разделившей русский народ на " красных " и " белых " . А это значит, что теперь Россия бесспорноусиливаетсвоё значение и влияние в мире.

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/14/...

Е. преставился «лехко и дивно» ( Охотникова. 2007. С. 82), при кончине, по Житию в редакции свящ. Василия, от тела святого распространилось благоухание. Преподобный был погребен между ц. Трех святителей и ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Во 2-й пол. 60-х - 70-х гг. XVI в. в Елеазаровом мон-ре на новом месте был возведен каменный собор во имя Трех святителей, мощи преподобного были перенесены в собор и погребены близ стены за правым клиросом, место захоронения Е. было утрачено после закрытия Елеазарова мон-ря в 1921-1923 г. (мон-рь возобновлен как жен. в 2000). В. И. Галко Сочинения Е. является автором монастырского Устава (опубл.: Серебрянский. 1908. С. 509-526) и завещания (опубл.: ААЭ. Т. 1. 108. С. 83). Устав был написан для Трехсвятительского мон-ря в кон. 50-х - нач. 60-х гг. (в его заголовке говорится о благословении архиеп. Евфимия II († 1458) и митр. Феодосия (1461-1464)) и является древнейшим рус. общежительным уставом. При его составлении были использованы грамоты Снетогорскому монастырю свт. Дионисия , архиеп. Суздальского (1382/83), и митр. св. Фотия (ок. 1417), а также труды свт. Василия Великого, преподобных Иоанна Лествичника, Исидора Пелусиота, Исаака Сирина и др. отцов Церкви. В Уставе Е., по его признанию, опирался на опыт вост. подвижников - основателей общежительных мон-рей преподобных Пахомия Великого, Саввы Иерусалимского и др. Устав состоит из краткого введения автобиографического характера и 29 глав. Основные положения Устава посвящены соблюдению в мон-ре строгих норм общежития. В обители были запрещены личная собственность (в первую очередь владение золотом или серебром, дорогой и излишней одеждой), еда и напитки в келье (кроме случая болезни). Насельники должны быть во всем послушны игумену (под угрозой заключения «в темници»). В Уставе провозглашается самостоятельность мон-ря во внутренних делах. В гл. «О наемном деле» записано, что «стяжание же чюжих трудов вносити каково любо отнудь несть на ползу нам» ( Серебрянский. 1908. С. 516). Вклад при пострижении был необязателен (принятые в др. мон-рях большие «вкупы», в т. ч. селами, могли служить основанием для претензий монахов на привилегированное положение в обители). Собственность обители объявляется неприкосновенной: выйдя из мон-ря, монах не мог забрать вложенное ранее в обитель имущество. Устав запрещает посещение мон-ря женщинами (при этом Е. замечает: «Се бо бесовьское есть дело, еже ненавидети и укаряти Божие создание, от нихже и мы рожени есмы» (Там же. С. 519)) и «голоусыми» юношами, а также прием детей на обучение грамоте, наличие в мон-ре и в монастырских селах скота жен. пола, мытье иноков в банях; строго наказывает за пьянство. Особые главы Устава посвящены странноприимству, помощи голодающим, строгому соблюдению постов.

http://pravenc.ru/text/187848.html

История знает много попыток раскола Православия на Украине. Но всякий раз Господь управляет всё к торжеству канонического Православия. Так было и во времена гражданской войны 1918-1921 года, так было и во времена Великой Отечественной войны. И в 1992 году Господь защитил Украинское православие от раскольнической деятельности тогдашнего предстоятеля УПЦ МП митрополита Филарета. Хранит Господь Церковь Свою на Украине и сейчас. Именно так, как особая забота Господа о Своей Церкви на Украине воспринимается избрание митрополита Онуфрия сначала 24 февраля 2014года (в дни переворота) на должность местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры, а затем и предстоятелем УПЦ МП. Митрополит Онуфрий всегда показывал себя стойким защитником канонического Православия. Еще в феврале 1992 года, будучи тогда епископом Черновицким, Онуфрий совместно с епископом Тернопольским Сергием и епископом Донецки м Алипием отказались поддержать требование тогдашнего Митрополита Киевского Филарета о предоставлении Киевской церкви автокефалии, за что все трое были смещены со своих кафедр. Онуфрий был активно поддержан прихожанами, которые три месяца удерживали епархиальное управление и добились восстановления Онуфрия на Черновицкой кафедре. В 2007 году митрополит Онуфрий публично указал президенту Ющенко, неуемно озаботившемуся созданием единой поместной церкви, что церковные вопросы не являются компетенцией президента, а то, что « Виктор Ющенко дает рекомендации Церкви, используя свое положение, является нарушением Конституции Украины. У нас уже есть Поместная Церковь, просто политики не понимают, что такое Церковь и какова ее природа. Есть одна Православная Вселенская Церковь, и только по месту нахождения она может называться либо Украинской, либо Польской и т.д. Все мы чада Церкви Христовой. Церковь нашу Православную правильно называть не Украинской, а Христовой Церковью на территории Украины. У нас есть все необходимые канонические, административные и духовные права для совершения вневременной миссии Церкви Христовой» .

http://ruskline.ru/analitika/2014/10/20/...

На начало ХХ века труд святого Серафима, посвященный нетленным мощам, был не единственным в своем роде. В конце XIX – в начале ХХ вв. была выпущена работа Д.И. Протопопова «О нетлении святых мощей» . Несмотря на то что в этой небольшой книге есть много примеров нетленности останков святых, она не может быть исчерпывающей по теме, особенно по сравнению со статьей священномученика, где даются четкие ответы с разъяснениями. Нас не должно сильно интересовать, истлели ли останки святых или нет. Нам важно смотреть на пример их праведной жизни и учиться добродетелям. Всякое заблуждение, включая неясность в теме нетленности мощей угодников Божьих, всегда происходило из-за необразованности, суеверий и формализма в вере. Потому, прикладываясь к мощам, будем молиться святым угодникам о том, чтобы духовно возрастать и приближаться с каждым днем к Богу. Библиографический список Паисий Святогорец. Слова. Том IV. Семейная жизнь. Салоники: Монастырь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова; М.: Издательский дом «Святая Гора», 2005. С. 279. Серафим (Параманов), иером. О почитании святых мощей. М.: Развитие духовности, культуры и науки, 2004. С. 17-18. Серафим (Чичагов), митр. Ленинградский. О святых мощах//Московские епархиальные ведомости. (1996). С. 34. Серафим (Параманов), иером. О почитании святых мощей. С. 17. Сипейкин А.В. Политика советской власти в отношении Русской православной церкви в 1917-1921 годах (на материалах Тверской губернии): Монография. Тверь: Тверской государственный университет, 2007. С. 142. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье; Общество любителей церковной истории, 1998 [Репринт]. С. 522-523. Андроник (Трубачев), игум. Канонизация святых//Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 352. Серафим (Чичагов), митр. Ленинградский. О святых мощах//Московские епархиальные ведомости. (1996). С. 32. Там же. С. 35. Серафим (Чичагов), митр.

http://bogoslov.ru/article/6166554

Одинцов М. И. «Рю Дарю, 12, Париж». Письма митрополиту Евлогию. 1921–1927 гг./Комментарии и публикация документов//Исторический архив. 1996. 1. Одинцов М. И. Московский Кремль, осажденный революцией. Октябрь-ноябрь 1917 г. Свидетельства очевидцев/Комментарии и публикация документов//Исторический архив. 1997. 3. Одинцов М. И. «Подвергнуть аресту и привлечь к судебной ответственности»: ВЧК-ГПУ и патриарх Тихон. 1917–1925 гг./Комментарии и публикация документов//Исторический архив. 1997. 5, 6. Одинцов М. И. Третий рейх: власть и религия. «Заявление» бывшего начальника отдела IV управления РСХА К. Нейгауза/Комментарии и публикация документа//Исторический архив. 1998. 1. Одинцов М. И. Неизвестный документ митрополита Сергия (Страгородского) : Историческая справка об Американской епархии Русской православной церкви/Вступительная статья, комментарии и публикация документа//Церковно-исторический вестник. 1999. 4, 5. Одинцов М. И. Достойный сын земли Нижегородской: Материалы к биографии патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) . 1901–1944 гг./Комментарии и публикация документов//Исторический архив. 1999. 6. Одинцов М. И. «Прошу Ваших указаний»: Докладные записки Председателя Совета по делам Русской православной церкви Г. Г. Карпова в ЦК ВКП(б) и СНК СССР. 1943–1945 гг./Комментарии и публикация документов//Исторический архив. 2000. 2. Одинцов М. И. «Я все время стоял довольно в близких отношениях к московскому духовенству…»: Из воспоминаний Н. П. Розанова . 1905–1907 гг., 1917 г./Комментарии и публикация документа//Исторический архив. 2000. 3. Одинцов М. И. Высокопреосвященнейший Арсений (Стадницкий) , митрополит Ташкентский и Туркестанский. 1862–1936 гг.: Биографический очерк//Церковно-исторический вестник. 2002. 9. Одинцов М. И. Справка о приеме председателем Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР Г. Г. Карповым митрополита (обновленческого) Александра Введенского //Церковно-исторический вестник. 2002. 9. Одинцов М. И. «Печально что-то и страшно»: Впечатления и размышления профессора Московской духовной академии А. Д. Беляева . Январь – март 1917 г.//Комментарии и публикация документа//Исторический архив. 2007. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

По материалам издания: Свод памятников архитектуры и монументального нскусства России/Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. - М., Наука. Свод памятников истории и культуры России. Тверская область: в 6 ч. ч. 2/(отв. ред. Г.К Смирнов). 2006 и официального сайта Тверской епархии После Октябрьской революции 1917 года храм разделил печальную участь большинства российских церквей. Богослужения прекратились в году. Затем в храме размещались склад, мастерские, конюшня, топливо-заправочная станция, гараж. В 1941 году Успенская церковь оказалась в центре ожесточенных боев на подступах к городу Калинину. В настоящее время выломана часть южной стены трапезной, заложены боковые проемы первого яруса колокольни, утрачено ее шатровое завершение; в северном приделе полностью обрушились своды. Темперная живопись XIX века фрагментарно сохранилась только в основной части храма и продолжает разрушаться. Богослужения проводятся в приспособленном помещении в первом ярусе колокольни с 28 августа 2007 года. Силами прихожан помещение храма и прилегающая территория очищены от мусора. Однако силами небольшой общины проведение масштабных восстановительных работ невозможно. Храм, некогда служивший украшением дороги Тверь-Волоколамск и села Пушкино (Бели Архиерейские), взывает о помощи и ждет благодетелей, неравнодушных к российской истории и красоте, созданной несколькими поколениями наших предков. Необходимо срочное проведение аварийно-восстановительных работ, консультация и помощь реставраторов, стройматериалы и материальные средства. По материалам сайта церкви Успения Пресвятой Богородицы в Белях Архиерейских Колокольня Успенской церкви, которую сейчас восстанавливают специалисты, одна из самых высоких в Верхневолжье. Её высота почти 60 метров. Осенью 1941 года в селе Пушкино Калининского района (до 1921 года - село Бели-Архирейские) шли ожесточённые бои. По словам местных жителей, на колокольне была организована огневая позиция для советского пулемётчика. До сих пор на стенах видны следы этого неравного боя. Сейчас Успенский храм постепенно восстанавливается. Недавно установили купола с позолоченными крестами. Их сделали в Нижнем Новгороде.

http://sobory.ru/article/?object=01838

Тихона. С. 599). 11 апр. 1928 г. митр. Сергий и Временный Синод при нем постановили еп. Иерофея «предать каноническому суду православных архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния или до решения дела судом архиереев» (Там же. С. 607). Тем не менее еп. Иерофей продолжал окормлять иосифлянские общины. В мае 1928 г. он был ранен при аресте и вскоре скончался. 22 марта 1933 г. Никольским викарием и временно управляющим Великоустюжской епархией назначен еп. сщмч. Николай (Клементьев ; впосл. архиепископ). 24 авг. того же года он был определен на Великоустюжскую кафедру. После этого Н. в. не замещалось. С нояб. 1933 по 22 апр. 1936 г. обновленческую Никольскую епархию в составе раскольничьей Северной митрополии возглавлял «епископ» Михаил Соколовский. Архиереи Еп. Варсонофий (Вихвелин; 14 сент. 1921 - кон. 1923), еп. Иерофей (Афонин; 19 марта 1924 - осень 1927), еп. сщмч. Николай (Клементьев; 22 марта 1933 - 24 авг. 1933). Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 24. Л. 132; Д. 218. Л. 178-180. Ист.: Акты свт. Тихона. С. 570, 577, 588, 589, 599, 600, 605-607, 609, 647, 827-829, 863, 936. Лит.: Иоанн (Снычёв). Церк. расколы. 1993. С. 191-192, 201; Бовкало А. А. Постановление 1919 г. об увеличении числа епископов//ЕжБК, 1992-1996 гг. М., 1996. С. 339-341; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез…»: Гонения на Истинно-Православную Церковь: По мат-лам следственных и лагерных дел заключенных. М., 1998. С. 15, 251-252; Лихачёв В. Положение и состояние РПЦ в 1918-1924 гг.: (По мат-лам арх. фонда канцелярии Свят. Патр. Тихона и Свящ. Синода): Курс. соч./СПбДА. СПб., 1999. Ч. 2. Ркп.; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 33, 54, 139-141, 285; Мазырин А. В., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти в РПЦ в 1920-1930-х гг. М., 2006. С. 27, 70, 99, 187, 289, 333; Ради мира церковного: Жизненный путь и архипастырское служение свт. Агафангела, митр. Ярославского и Ростовского, исповедника. М., 2006. Кн. 2. С. 313, 336, 352, 353, 356-357, 360, 509; Регельсон Л. Л. Трагедия Рус. Церкви. М., 2007. С. 154, 451, 459, 532, 546-547, 595; Наумов А. Н. Владыка Иерофей (Афонин), еп. Никольский. Петрозаводск, 2008; Поляков А. Г. Викторианское течение в РПЦ. Киров, 2009. С. 240, 264, 311; Православное церковное сопротивление в СССР: Биогр. справ./Авт.-сост.: М. В. Шкаровский и Д. П. Анашкин. М., 2013. С. 34-35; Лавринов В. В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 186, 376-377, 601, 640. (МИЦ; 54).

http://pravenc.ru/text/2566212.html

Выступал с лекциями в городах Сибири (Барнаул, Новониколаевск, Колывань, Семипалатинск и др.). При отступлении войск А. В. Колчака М. укрылся в Новоархангельском скиту. Подготовил для правительства Колчака «Временное положение о Древлеправославной церкви» и в июне 1919 г. выехал в Омск для его утверждения в Мин-ве исповеданий, однако проект не был рассмотрен. С приходом Красной армии оба редактора «Сибирского старообрядца» были объявлены в розыск Алтайской ГубЧК. В 1920 г. М. написал в Новоархангельском скиту доклад «О беспоповских браках и об рукоположении во священники из беспоповцев» (см.: Амфилохий (Журавлев), еп. Письмо еп. Александру (Богатенкову)//Во время оно... 2005. Вып. 2. С. 85), предназначенный для рассмотрения на старообрядческом соборе. Статья эта неизвестна. Тогда же в скиту была завершена работа «Откуда произошла вера в Бога?». Свящ. Даниил Суворов, живший по поддельным документам, в сер. февр. 1921 г. также переехал в скит, туда же перевезли типографское оборудование «Сибирского старообрядца». В скиту вместе с Суворовым М. приступил к изготовлению антибольшевистских листовок от имени несуществующего агитационного отдела Сибирской боевой орг-ции. Текст писал М., печатал Суворов. Листовки издавались тиражом от 60 до 100 экз. и рассылались по разным адресам, напр., в редакцию иркутской газ. «Красный стрелок», в Омскую и Бийскую ЧК, Л. Д. Троцкому и др. Основная часть тиража осталась в скиту. В сент. 1921 г. Суворов покинул скит, в дек. уехал М. В июне 1923 г. над арестованными по делу об изготовлении листовок еп. Амфилохием (Журавлёвым) и свящ. Д. Суворовым состоялся открытый судебный процесс в Томске, оба они были приговорены к расстрелу, замененному 5-летним заключением. (Позже в Румынии М. писал, что его заочно судили в Томске и приговорили к расстрелу. Однако заочного суда над М. не было и приговор ему не выносили, см. текст приговора: Приль. 2007. С. 85-86.) М. скрывался «в непроходимой сибирской тайге... в одной келейке, почти в землянке. Прожил я в ней около трех лет и именно там написал большинство своих сочинений в опровержение безбожия, которые теперь издаются мною в Румынии» ( Мельников Ф.

http://pravenc.ru/text/2562954.html

«Естественное богословие» Уильяма Палея (1802) 22 «Следы естественной истории творения» Роберта Чемберса (1844) 27 2. Теория естественного отбора Ч. Дарвина 37 Чарльз Дарвин. «Путешествие на «Бигле» (1839) 38 Чарльз Дарвин. «Происхождение видов» (1859) 43 Альфред Рассел Уоллес «Письма и воспоминания» (1916) 51 Томас Гексли. «В кусочке мела» (1868) 54 Чарльз Дарвин «Происхождение человека» (1871) 60 3. Обзоры работ Дарвина 71 Аса Грей. «Замысел против необходимости: дискуссия между двумя читателями труда Дарвина «О происхождении видов» в отношении е естественному богословию» (1860) 73 Луи Агассис. «Эссе о классификации» (1851) 84 Чарльз Лайель «Древность человека» (1863) 87 Флеминг Дженкин. «Происхождение видов (обзорная статья)» (1867) 91 Сэмюэль Вилберфорс. «Обзор книги Дарвина «Происхождение видов» (1860) 99 4. Эволюция и антиэволюция в промежуточной фазе 109 Вернон Келлог. «Дарвинизм сегодня» (1907) 110 Уильям Батесон. «Эволюционная вера и современные сомнения» (1921) 116 Генри Файрфилд Осборн. «Уильям Батесон о дарвинизме» (1922) 122 Дж. Артур Томсон. «Почему мы должны быть эволюционистами» (1928) 125 Ричард Голдшмидт. «Некоторые аспекты эволюции» (1933) 130 5. Возникновение фундаментализма и его оппозиция эволюции 143 Доктринальные утверждения Всемирной христианской ассоциации фундаменталистов (1919) 143 Вернон Келлог «Ночные штаб-квартиры: запись диалогов и опыта в штаб-квартирах германской армии во Франции и Бельгии» (1917) 144 Акт Батлера. Публичные акты штата Теннеси (1925) 148 Джон Томас Скоупс против государства. Верховный суд Теннеси (1926) 149 Уильям Дженнингс Брайан. «Обзор аргументов в деле Скоупса» (1925) 155 «Краткий ответ Кларенса Дэрроу, речь Лайкенса Брайана в ответ на аргументационные утверждения судей» (1925) 170 Вальтер Липпманн. «Американские инквизиторы: комментарий о Дэйтоне и Чикаго» (1928) 172 6. Современный эволюционный синтез 183 Пьер Тейяр де Шарден. «Бог эволюции» (1953) 185 Райнхольд Нибур. «Христианство и революция Дарвина» (1958) 188

http://bogoslov.ru/article/315860

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010