RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_75322.html 05 мая 2010 Фролов М.И., Кутузов В.А., Ильин Е.В., Василик Владимир, диакон Великая Отечественная война в учебнике " История России. ХХ век " Источник:  http://www.bogoslov.ru/text/751079.html Богослов.ру Публикуемая статья была представлена как коллективный доклад на международной конференции " Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации " , которая прошла 8 и 9 апреля в Российском институте стратегических исследований (РИСИ) и была приурочена к 65-летию Победы. Любое историческое исследование, претендующее на научность, должно соответствовать следующим критериям: объективность и понимание противоречивости исторического процесса, принцип историзма, позволяющий оценивать события и факты в тесной связи с данной реальной исторической обстановкой, принцип научной достоверности и реалистический подход, свободный от политико-идеологической предвзятости. К сожалению, этим критериям не соответствует объемный том учебника для ВУЗов " История России. ХХ век: 1939-2007 " , изданной московскими издательствами " Астрель " и " АСТ " в 2009 г. под редакцией профессора МГИМО А. Б. Зубова. Предметом нашего изучения стали первая и вторая главы данного тома – от сентября 1939 до июля 1941 г. и " Советско-нацистская война 1941 – 1945 гг. и Россия " (С. 37-187). По ходу чтения не раз создавалось впечатление, что все это мы уже читали в 90-е годы прошлого века, когда вся история советского государства подавалась как непрерывная череда кровавых преступлений. Все это привело к тому, что Россия в очередной раз оказалась " страной с непредсказуемым прошлым " . К сожалению, данная книга воспроизводит эту печальную традицию. Вот типические эмоционально окрашенные выражения: " кровавый сталинский режим " , " преступный режим " (с.14), " тотальный террор в Прибалтике " (с. 20), " обе тирании были отвратительны эстетически " (С.45). Методологической базой исследования явился голый антисоветизм и воинствующий субъективизм. Характерна тенденция на делегитимизирование советского строя и признание его преступным. Вот весьма характерный пассаж, касающийся присоединения Западной Украины и Белоруссии: " Если взглянуть глубже и не считать коммунистический режим законным, то тогда ясно, что мир 1921 г. в принципе незаконен, ибо заключен поляками с преступным режимом " (С.14). Странно и дико слышать это из уст ответственного редактора-международника по своей специальности.

http://religare.ru/2_75322_1_21.html

В Москве откроется выставка, посвященная истории послереволюционной русской эмиграции в Болгарии Москва, 14 февраля 2007 г. 14 февраля в 15.00 в Выставочном зале федеральных архивов (Б. Пироговская, д.17) состоится открытие историко-документальной выставки " Болгария и русская эмиграция. 1920-1945 гг " , сообщает агентство " Люди " . Болгария принадлежит к числу стран, сыгравших важную роль в судьбе русской эмиграции. Десятки тысяч наших соотечественников вынуждены были после окончания гражданской войны покинуть Родину. Около 35.000 русских беженцев были приняты Болгарией в течение 1920-1921 гг., из которых 17.000 составляли солдаты и офицеры Русской Армии под командованием П.Н.Врангеля, переброшенные из военных лагерей Турции. С августа 1923 г. правительство Болгарии в соответствии с рекомендациями Лиги Наций начало постоянное финансирование русских эмигрантов из государственного бюджета. Большую роль в их жизни сыграли общественные организации - Комитет по делам русских беженцев, Союз русских инвалидов, Комитет " Казачья помощь " , Союз русских ветеранов Освободительной войны 1877-1878 гг. и другие. История русских изгнанников тесно переплелась с историей страны, гостеприимно распахнувшей перед ними двери. В Болгарии продолжили научную деятельность видные деятели русской науки - почетные члены Болгарской АН академик Н.Д.Кондаков, проф. Н.Н.Голубовский, проф. П.Б.Струве, П.Н.Милюков. В Софии была создана Русская академическая группа, открыт Русский Народный университет, работало 19 русских гимназий. В Болгарии жили и работали поэтесса Л.Н.Столица, писатель А.М.Федоров, философ И.Л.Солоневич; актер и режиссер Н.О.Массалитинов, ставший во главе Народного театра, режиссер Е.Н.Базилевич, возглавлявшая Русский драматический театр. В Софии началась творческая деятельность всемирно известного хора Донских казаков под управлением С.А.Жарова. Событием огромной важности для русской эмиграции и болгарской культурной общественности стали гастроли выдающихся русских артистов, среди которых была балерина Т.П.Карсавина, Ф.И.Шаляпин, визит русского поэта Серебряного века К.Д.Бальмонта.

http://pravoslavie.ru/20871.html

В Московском Патриархате предлагают возвести часовню на месте кладбища русских воинов в Галлиполи Москва, 28 июня 2007 г. В Русской Православной Церкви считают важным, чтобы будущий мемориал в Галлиполи (Турция) на территории бывшего русского кладбища был наполнен христианским содержанием. " Памятники - как вехи, которые указывают, откуда мы пришли. Если не будет восстановлено то, что разрушено, мы потеряемся в истории, и государства российского не будет " , - сказал на заседании попечительского совета программы восстановления памятника заведующий сектором публикаций Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Александр Макаров. Отметив, что памятник, лишенный христианского содержания, может превратиться в " бездушный истукан " , священник предложил на месте будущего мемориала воздвигнуть часовню. передает ИНТЕРФАКС . В свою очередь председатель попечительского совета Центра национальной славы России Владимир Якунин подчеркнул, что " нужно обеспечить духовное освящение этого места " , и здесь Центр будет работать вместе с Московским Патриархатом. Другой участник заседания, гендиректор министерства иностранных дел РФ Доку Завгаев сообщил, что в сентябре 2003 года власти Турции дали согласие на возведение мемориала, а в 2004 году было принято решение о выделении для этой цели участка площадью 860 кв. метров. Программа восстановления русского памятника реализуется Центром национальной славы в сотрудничестве с министерством иностранных дел и министерством культуры РФ. Предполагается, что на месте бывшего кладбища, где в настоящее время пустырь, будет создан, помимо самого памятника, музей, в котором разместят экспозицию, посвященную пребыванию русской армии в Галлиполи. В июле российская делегация посетит Галлиполи (Гелиболу), встретится с мэром города, представит для утверждения проект мемориала. На август намечена церемония официального начала строительства и закладка капсулы с посланием. В ноябре, как ожидается, состоится открытие памятника. Русский памятник в Галлиполи был построен и освящен в 1921 году. В 1949 году он был серьезно поврежден в результате землетрясения. Длительное время монумент оставался в полуразрушенном состоянии, а затем был окончательно разобран.

http://pravoslavie.ru/22901.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь Заграницей (1921/23 -2007; 2007 -). Епископат АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ ВЕНЕДИКТ (Бобковский Василий; 1876 - 1951), архиеп. Берлинский и Германский Русской Православной Церкви за границей ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ВИТАЛИЙ (Устинов Ростислав Петрович; род. 1910), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ГАВРИИЛ (Чепур[а] Григорий Маркеллович; 1874 - 1933), архиеп. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ГРИГОРИЙ (Граббе Юрий (Георгий) Павлович; 1902 - 1995), еп. бывш. Вашингтонский и Флоридский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) ДИМИТРИЙ (Вознесенский Николай Федорович, 1871 - 1947), архиеп. Хайларский, церковный писатель, богослов, педагог ЕВЛОГИЙ (Георгиевский Василий Семенович; 1868 - 1946), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 1861 - 1945), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви ИЕРОНИМ (Чернов Иван Иванович; 1878 - 1957), архиеп. Детройтский и Кливлендский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) ИЛАРИОН (Капрал Игорь Алексеевич; 1948-2022), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей> (РПЦЗ) ИОАНН (Максимович Михаил Борисович; 1896-1966), архиеп. Западноамериканский и Сан-Францисский, Шанхайский Русской Православной Церкви за границей, свт. (пам. 19 июня и 29 сент.) ИОАНН [ассир. Мар Юханнан] (Шлеман (Геваргизов) Моисей; 1857-1962), еп. Урмийский и Салмасский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) ИОАНН-НЕКТАРИЙ (Ковалевский Евграф Евграфович; 1905-1970), бывший еп. Сен-Денийский РПЦЗ, основатель и первоиерарх Французской Православной Церкви галликанского обряда

http://pravenc.ru/rubrics/133526.html

Чоповичи. Монастырь Афонской иконы Божьей Матери. Монастырь в Кипячем /// Епархия неизвестна Храмы монастыря: Церковь Афонской иконы Божией Матери (дер.) Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Ставропигиальный женский монастырь в честь Афонской иконы Божией Матери в урочище «Кипячее» (вблизи поселка Чоповичи Малинского района Житомирской области) был основан в 2001 г. общиной сестер милосердия при киевском храме Святителя Михаила (ныне Афонское подворье Свято-Пантелеимонова монастыря в Киеве) по благословению игумена Русской на Афоне Свято-Пантелеимоновой обители схиархимандрита Иеремии (Алехина). В 2007 г. определением Священного Синода УПЦ скит получил статус монастыря и был освящен 7 октября 2008 г. Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. На заседании Священного Синода УПЦ 20 июля 2012 г. монастырю был предоставлен статус ставропигии под непосредственным руководством Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, который является священноархимандритом обители. Монастырь основан на месте, где в советские времена коммунисты расстреливали бывших афонских монахов – насельников располагавшегося неподалеку мужского скита, принадлежавшего Киево-Печерской Лавре. Эта обитель была создана в 1917 г. бывшими афонскими насельниками игуменом Константином (Чоповским Петром Яковлевичем, +1921) и иеродиаконом Моисеем (Кириченко Максимом Петровичем, +1965) – уроженцами расположенного рядом села Чоповичи. По благословению митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого) в 1918 г. сюда переехала группу бывших афонских монахов. В 1921 г. представители перешедшей на сторону большевиков местной банды атамана Лисицы ограбили и сожгли обитель, а настоятеля скита о. Константина, монаха Ираклия (Скуратовского) и послушника Петра Щуку убили. Их похоронили неподалеку от того места, где ныне построен женский монастырь. В 1928 г. Коростенский окружной админотдел НКВД зарегистрировал при ските 14 монахинь, прибывших сюда из соседних, ликвидированных советской властью женских монастырей. Так возникла в «Кипячем» еще и женская обитель. В том же 1928 г. секретный агент Коростенского ОГПУ Ващенко С.П. относительно насельников «Кипячевской» обители доносил: «Все монахи ярые тихоновцы, синодальной церкви не хотят ни под каким видом». В связи с этим многие были репрессированы по обвинению в «антисоветской деятельности». В марте 1934 года на Пасху обитель в «Кипячем» была окончательно ликвидирована советской властью, церковь разрушена, а монахи и монахини либо разогнаны, либо репрессированы. В 1941 г. на месте нынешнего женского монастыря вновь совершались массовые расстрелы местных жителей, среди них погибла и игумения Елена, возглавлявшая прибывших сюда в 1920-е гг. сестер из соседних, ликвидированных большевиками женских обителей, и скрывавшаяся в годы гонений на веру в с. Чоповичи.

http://sobory.ru/article/?object=50707

Photos of the Second World War Happy Victory Day!! The following contains historic photos of the 9th of May 1945. admin 08 May 2007   Tweet Donate Share Code for blog Photos of the Second World War admin Happy Victory Day!! The following contains historic photos of the 9th of May 1945 Since you are here… …we do have a small request. More and more people visit Orthodoxy and the World website. However, resources for editorial are scarce. In comparison to some mass media, we do not make paid subscription. It is our deepest belief that preaching Christ for money is wrong. Having said that, Pravmir provides daily articles from an autonomous news service, weekly wall newspaper for churches, lectorium, photos, videos, hosting and servers. Editors and translators work together towards one goal: to make our four websites possible - Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru and Pravmir.com. Therefore our request for help is understandable. For example, 5 euros a month is it a lot or little? A cup of coffee? It is not that much for a family budget, but it is a significant amount for Pravmir. If everyone reading Pravmir could donate 5 euros a month, they would contribute greatly to our ability to spread the word of Christ, Orthodoxy, life " s purpose, family and society. Donate Related articles Nun Adriana (Malyshev): The Battle for… Nun Adriana (Malyshev): Major Nataliia Vladimirovna Malyshchev (1921-2012).  She went to war as a third-year university student.  Two weeks later… Hundreds of People Participate in ‘Immortal… Natalya Mihailova The " Immortal Regiment " Second World War commemoration event took place in the Swedish capital of Stockholm… ‘We don’t battle the dead’: Russian… Natalya Mihailova Properly burying enemy soldiers is paramount, as victory is meaningless without the victor’s benevolence, Orthodox Priest… Also by this author " Russian Church official: let’s not dramatize the Pan-Orthodox Council situation admin Russian Church official: let " s not dramatize the Pan-Orthodox Council situation

http://pravmir.com/photos-of-the-second-...

Архив Пн Состоялась хиротония игумена Иоанна (Берзиня) во епископа Каракасского (РПЦЗ) 23 июня 2008 г. 15:41 22 июня, по завершении Всеправославной конференции при единоверческом приходе Рождества Христова в городе Ири, штат Пенсильвания, была совершена хиротония игумена Иоанна (Берзиня) во епископа Каракасского. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей на заседании 7/20 мая 2008 года рассмотрел вопрос о пополнении епископата Русской Православной Церкви Заграницей. Архирейский Собор постановил направить послужной список игумена Иоанна (Берзиня) и соответствующее прошение Председателя на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия об утверждении его кандидатуры на епископскую хиротонию. 20 июня Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил избрание игумена Иоанна (Берзиня), клирика Чикагской и Средне-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви, епископом Каракасским, управляющим приходами Русской Зарубежной Церкви в Южной Америке ( журнал 40 ). Согласно Акту о каноническом общении (п. 7), подписанному 17 мая 2007 года, архиереи Русской Зарубежной Церкви избираются ее Архиерейским Собором или, в случаях, предусмотренных Положением о Русской Православной Церкви Заграницей, Архиерейским Синодом. Избрание утверждается на канонических основаниях Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви. Епископ Иоанн, в миру Петр Берзинь, родился 3/16 марта 1957 года в городе Cooma (Австралия), в семье православных латышей-беженцев: Леонида (1921-1996) и Маргариты (1924- ) Берзинь. Вырос в этом же городе. Окончил филологический факультет Австралийского национального университета (Australian National University). Свободно владеет древнегреческим и латинским языками. Поступил в Свято-Троицкий монастырь и семинарию в 1982 году; окончил семинарию в 1985 году. Пострижен в мантию 16/29 марта 1985 года архиепископом Сиракузским и Троицким Лавром . 30 марта/12 апреля 1987 г. им же рукоположен во иеродиакона. 22 окт./4 ноября 1987 г. — рукоположен во иеромонаха архиепископом Лавром.

http://patriarchia.ru/db/text/426338.htm...

Болгарская Церковь намерена канонизировать архиепископа Серафима (Соболева) 18 июля 2007 г. 17:27 Отец Александр Карягин, настоятель храма святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца в Софии, заявил, что архиепископ Богучарский Серафим (Соболев), похороненный в крипте софийской церкви, обязательно будет канонизирован. По мнению отца Александра, канонизация владыки Серафима может состояться уже к концу этого года. Архиепископ Серафим (Соболев) родился в России в 1881 году. С 1912 до 1919 год архимандрит Серафим был ректором Воронежской духовной семинарии, которая за годы его служения стала одним из лучших духовных учебных заведений Российской империи. 1 октября 1920 г. отец Серафим был рукоположен во епископа, а в 1921 году приехал в Болгарию, где по благословению святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, стал управляющим русскими православными приходами и обителями с титулом епископа Богучарского. В тяжелые 20-40-е годы владыка Серафим заботился не только о церковной жизни русских эмигрантов, но и активно способствовал нормализации канонического положения Болгарской Православной Церкви , которая с 1872 года из-за раскола с Константинопольским Патриархатом находилась в состоянии изоляции от остального православного мира. Во многом благодаря именно его усилиям в феврале 1945 г. специальным томосом Константинопольского Патриарха схизма с Болгарской Церкви была снята. В годы Второй мировой войны владыка Серафим не благословил русских эмигрантов в этой стране на вступление в воинские части германской армии. Более того, Синод Болгарской Православной Церкви, занимавший антигерманскую позицию, работая в тесном общении с архиепископом Серафимом, стал оказывать значительную материальную помощь верующим российских приходов, оказавшихся в зоне оккупации. Православные болгары в эти тяжелые годы также издали большим тиражом необходимую богослужебную литературу для Русской Церкви-Сестры. 16 июня 1945 года владыка Серафим вместе со своей паствой воссоединился с Русской Православной Церковью, а в 1946 году он принял советское гражданство. Архиепископ Серафим (Соболев) получил паспорт советского гражданина в Болгарии под номером 1, чем спас русских эмигрантов в этой стране от репрессий коммунистических властей. В том же году, во время визита Патриарха Алексия I в Болгарию, приветствуя от лица русских верующих предстоятеля Русской Церкви в кафедральном Александро-Невском соборе города Софии, владыка сказал: «Двадцать пять лет мы были в разобщении с Матерью нашей — Церковью Российской. Но это разобщение было чисто внешним явлением, ибо в сердцах наших было полное единение с вами, со всеми братьями нашей Родины... С нами было то, что наблюдается на поверхности и в глубине океана. На поверхности его от внешних и случайных причин бывают различные течения, а в глубине океана идет всегда и неизменно одно течение. Так и в глубине нашего существа, в глубине наших сердец было и есть одно неизменное стремление к Матери нашей Церкви».

http://patriarchia.ru/db/text/271017.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ (Самойлов Георгий Михайлович, 1880, с. Песья Медынского у. Калужской губ.— 20.12.1937, Тула), прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Род. в семье рабочего. Окончил церковноприходскую школу в родном селе. В 1903 г. поступил в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь , нес послушание в переплетной мастерской. 11 авг. 1905 г. определен в братию обители. 17 марта 1910 г. пострижен в монашество, 12 авг. того же года рукоположен во диакона. В 1918 г. мобилизован в тыловое ополчение Красной Армии, прикомандирован к Козельскому уездному военному комиссариату, где исполнял обязанности переписчика мобилизационного отдела. После демобилизации в 1921 г. возвратился в Оптину пуст. и поступил в монашескую сельскохозяйственную артель, созданную после закрытия монастыря; в том же году рукоположен во иерея. Артель была ликвидирована в 1923 г., и Г. переехал в с. Нижние Прыски Козельского у. Калужской губ. Здесь он служил в местной Преображенской ц., усердно проповедовал за богослужениями, материально помогал бедным крестьянам, исполнял для них требы бесплатно. В 1925 г. арестован, отпущен после двухнедельного заключения. Вновь арестован 28 янв. 1930 г., обвинен в «антисоветской агитации» и «срыве хозяйственно-политических мероприятий в деревне». Виновным себя не признал и 23 марта 1930 г. Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Калужской обл. приговорен к 8 годам заключения в ИТЛ, к-рое отбывал в Хабаровском крае. В 1937 г. был освобожден, вернулся в г. Медынь Калужской обл., 15 марта того же года переехал в с. Волово Тульской обл., где служил в Знаменской ц. 22 ноября 1937 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности». Виновным себя не признал. 7 дек. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Тульской обл.приговорен к расстрелу. Погребен в безвестной могиле. Имя Г. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 21 авг. 2007 г.

http://pravenc.ru/text/1359812.html

Юркино. Церковь Серафима Саровского. Серафимовский храм Церковь. Действует.   Престолы: Серафима Саровского Год постройки:Между 2006 и 2007. Ссылки:   Адрес: Московская обл, Орехово-Зуевский р-н, с. Юркино Координаты: 55.696369, 38.848987 Проезд:от ст. Дрезна (Нижегородское направление) или от Орехово-Зуево авт. 26 до ост. Мал. Кишнево, далее идти на запад, а по селу на юг 2 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1905 г. в с. Юркино был возведен деревянный Троицкий храм, по проекту 1903 г. епархиального архитектора Николая Николаевича Благовещенского (1867-1926). Храм вместе с домами причта и сторожкой был построен на средства фабриканта, мецената Алексея Васильевича Смирнова (1839-1915).  В клировой ведомости 1921 г. о Троицкой церкви с. Юркино сообщается следущее: " Построена в 1905 г. тщанием потомственного почётного гражданина А.В. Смирнова. Зданием деревянная, на каменном фундаменте, с такой же колокольней. Престол один - Святой Троицы. По штату положены священник и псаломщик. Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле деревянные, построенные тщанием потомственного  почётного гражданина А.В. Смирнова в 1905 г., и составляют собственность церкви. В церковной библиотеке  находилось книг для чтения 15 томов. В приходе были школы - Юркинская, учреждена в 1899 г., и Островская, учреждена в 1906 г. Старостой состоял Н.М. Наумов, 48 лет, должность свою он проходил с 29.10.1912 г. " . Дома священника и псаломщика стоят в Юркине и в наши дни. В доме священника располагается Юркинская основная общеобразовательная школа, в доме псаломщика ФАП. В 1904 г. во священника к Троицкой церкви с.Юркино был рукоположен Николай Васильевич Павлов. В 1916 г. в храме с.Юркино служил священник Александр Сергеевич Филиппов.    В 1930-е гг. храм в Юркине закрыт, позднее перестроен в школу. Он был разделен перекрытиями на 2 этажа. В храме, трапезной и в восьмерике помещались классы, учительская - в алтаре. Потом деревянное здание храма сгорело, и школа переехала в дом священника. 

http://sobory.ru/article/?object=24533

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010