Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛАБУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Собор Всемилостивого Спаса в Елабуге. 1808-1816 гг., перестроен в 1855 - 1864 гг. Фотография. Кон. XX в. (РГБ) Собор Всемилостивого Спаса в Елабуге. 1808-1816 гг., перестроен в 1855 - 1864 гг. Фотография. Кон. XX в. (РГБ) в 1922-1929 гг. в составе Сарапульской епархии, в 1929-1934 гг. в составе Казанской и Свияжской епархии, названо по г. Елабуга (в 1920 город был передан из Вятской губ. в новообразованную Татарскую АССР, ныне районный центр в Татарстане). 23 дек. 1921 г. по представлению Сарапульского и Елабужского еп. Алексия (Кузнецова) вышел указ Свящ. Синода о назначении настоятеля Троицкой ц. в Сарапуле прот. Николая Анисимова после пострижения в монашество епископом Елабужским, викарием Сарапульской епархии. 21 янв. 1922 г. прот. Николай принял монашеский постриг с именем Георгий, 12 февр. того же года в Вознесенском кафедральном соборе Сарапула он был хиротонисан и поставлен на новообразованную Елабужскую кафедру. 23 окт. 1923 г. еп. Георгий (Анисимов) был осужден на 2 года лишения свободы за «антисоветскую деятельность», вскоре освобожден. В связи со ссылкой еп. Алексия (Кузнецова) со 2 авг. по 12 дек. 1924 г. еп. Георгий управлял сарапульскими городскими церквами и храмами 1, 2 и 3-го благочиннических округов Сарапульской епархии, с 6 авг. по 25 сент. 1924 г. управлял также Малмыжским викариатством Сарапульской епархии. 19 февр. 1925 г. еп. Георгий был назначен на Малмыжское вик-ство, Е. в. возглавил бывш. Малмыжский еп. Ириней (Шульмин) . 22 дек. 1925 г. еп. Ириней уклонился в григорианский раскол , в к-ром пребывал до 30 янв. 1926 г. В 1929 г. Е. в. стало частью Казанской епархии. Однако уже в сер. 20-х гг. XX в. (по-видимому, в связи с уклонением в раскол еп. Иринея) елабужский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь и приходские храмы города и Елабужского кантона подчинялись Казанским архиереям. 14 дек. 1930 г. во епископа Елабужского в Казани был хиротонисан Палладий (Шерстенников) , в 1933 г. переведенный на Ржевское викариатство Калининской епархии. 11 авг. 1933 г. на Елабужскую кафедру получил назначение еп. Александр (Раевский) . Архиерей не приезжал в Елабугу, 15 марта следующего года он был назначен епископом Кустанайским. Впосл. Е. в. не замещалось. Епископы Георгий (Анисимов; 12 февр. 1922 - 19 февр. 1925), Ириней (Шульмин; 19 февр. 1925 - 15 июля 1930), Палладий (Шерстенников; 14 дек. 1930 - 24 авг. 1933), Александр (Раевский; 11 авг. 1933 - 15 марта 1934). Лит.: Акты свт. Тихона. С. 350, 426, 436, 865, 866; Сухих А., прот. Вспомним поимённо. Киров, 2004. Кн. 2. С. 25, 50; Губонин. История иерархии. С. 167, 286, 581, 698, 758; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские. Каз., 2007. С. 339, 458. А. В. Маркелов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/189665.html

Москва. Домовая церковь Иверской иконы Божией Матери при Восточно-Европейской Нефтяной компании. Церковь Марии Магдалины при приюте для слепых детей Карта и ближайшие объекты Храм разместился в здании, паостроенном в 1911 году по проекту арх. Г.А. Гельфрейха для " Московского общества призрения, воспитания и обучения слепых детей " . В здании приюта до 1917 года находилась домовая церковь во имя св. равносп. Марии Магдалины. Впоследствии храм был уничтожен, а в здании размещались различные учреждения. В 1996 г. здание и храм отреставрированы. Храм приписан к Донскому монастырю . Источник: кн. Донской ставропигиальный мужской монастырь. История и современность. М., 2007, " Софрино " . Марии Магдалины, равноапостольной, при приюте слепых детей церковь (проспект Мира, дом 13; уничтожена). Приют перевели на 1-ю Мещенскую улицу (ныне проспект Мира) в 1912 г., и в нем 14 ноября этого же года освятили храм равноапостольной Марии Магдалины. Он был устроен на втором этаже, в помещении, примыкавшем к актовому залу. Стенная роспись была исполнена под руководством известного иконописца С.А. Соколова по рисункам знаменитых художников. Иконы были написаны во фряжском стиле по вызолоченому фону. В нижнем ярусе дубового иконостаса находилось десять, в среднем – семнадцать, в верхнем – двадцать одна икона. Перед входом была помещена икона «Исцеление слепорожденного». Северная и южная стороны потолка были расписаны изображениями четырех евангелистов, на западной стороне свода помещалось изображение явления Христа Марии Магдалине. В октябре 1921 г. храм закрыли и опечатали, а в декабре того же года все его имущество перевезли на склад для утилизации. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " В 1990 г. здание восстановлено, храм был освящен в честь Иверской иконы Божией Матери как домовая церковь при Восточно-Европейской нефтяной компании. На вклад В.Я. Шевченко проведены восстановительные работы настенной живописи начала XX в., частично сохранившейся в алтаре и по сторонам от него. http://iverskaya.cerkov.ru/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=12132

Для того чтобы упрочить свое каноническое положение, зарубежные архипастыри неоднократно пытались связаться со святителем Тихоном. В частности, в июле 1921 года митрополит Антоний представил Святейшему Патриарху рапорт с предложением учредить Высшее управление Российской Церковью за границей, объединяющее все зарубежные русские приходы и епархии Московского Патриархата, включая Финляндию, прибалтийские страны, Польшу, Северную Америку, Японию и Китай, под председательством Патриаршего наместника. Испрашивалось также благословение на созыв заграничного собрания Российской Церкви. Однако 13 октября 1921 года Святейший Патриарх Тихон, Священный Синод и Высший Церковный Совет Российской Православной Церкви признали нецелесообразным учреждение должности Патриаршего наместника «как ничем не вызываемое», Высшее церковное управление оставили «с прежними его полномочиями», не распространяя сферу его действия на Польшу и Прибалтику, а сообщение о предстоящем собрании приняли к сведению. 21 ноября 1921 года в Сремских Карловцах открылось Общецерковное заграничное собрание архиереев, клириков и мирян, в ходе заседаний переименованное во Всезарубежный Собор. Послание Собора «Чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим» содержало призыв к возвращению на российский престол законного православного Царя из Дома Романовых. Направленное от лица Собора послание к международной Генуэзской конференции, назначенной на апрель 1922 года для обсуждения вопросов о государственных долгах России, призывало все народы мира поддержать оружием и направлением добровольцев военный поход против советского государства. Эти воззвания были использованы советской властью для обострения гонений на Церковь в России и коренным образом изменили отношения зарубежного центра с Московской Патриархией. Принятые в Карловцах документы противоречили принципу невмешательства Церкви в политические дела, ясно выраженному в Патриаршем послании от 8 октября 1919 года. «Мы с решительностью заявляем, — писал святитель Тихон, — что установление той или иной формы правления не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение». Патриарх отметил, что служители Церкви «по своему сану должны стоять выше и вне всяких политических интересов, должны памятовать канонические правила Святой Церкви, коими она возбраняет своим служителям вмешиваться в политическую жизнь страны, принадлежать к каким-либо партиям, а тем более делать богослужебные обряды и священнодействия орудием политических демонстраций».

http://pravmir.ru/russkaya-zarubezhnaya-...

30 окт. 1919 г. Петропавловск был взят войсками Красной Армии. В кон. янв.- нач. февр. 1921 г. в Екатеринбургской, Тюменской и Омской губерниях вспыхнуло антибольшевистское крестьянское восстание. 13 февр. восставшие крестьяне вошли в Петропавловск и, поддержанные горожанами, 2 дня вели уличные бои с его гарнизоном. К утру 16 февр. прибывшие по железной дороге красные войска вытеснили отряды восставших из города и стали обыскивать дома и задерживать и расстреливать всех подозреваемых. Имеются свидетельства того, что во время боев за город М. служил Божественную литургию в Никольской ц. и после службы вышел со словами примирения к собравшемуся перед храмом народу. По распространенному преданию, в этот момент прямо на площади его закололи штыками красноармейцы, воткнув в рану распятие. Обнаруженные недавно архивные документы внесли уточнение в картину мученической кончины М. В приказе командующего группой войск охраны железнодорожной линии Омск - Челябинск Н. И. Корицкого от 17 февр. 1921 г. в связи с событиями в Петропавловске говорилось: «Чрезвычайным полевым военным революционным трибуналом в заседании своем 16 сего февраля приговорены за участие в восстании к высшей мере наказания... 2) Красноперов Михаил - П[етро]павловский епископ... Приговор над каковыми по моему распоряжению 17 февраля в 2 часа 25 мин. приведен в исполнение» (РГВА. Ф. 1393. Оп. 1. Д. 94. Л. 2). Вместе с М. были казнены 10 мирян из числа пленных повстанцев. Место их захоронения неизвестно. М. прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 584; Ф. 831. Д. 86. Соч.: Речь при наречении во еп. Акмолинского//Омские ЕВ. 1913. 6. С. 8-11; Приветственная речь, произ. при встрече в кафедральном соборе преосв. Андроника, еп. Омского и Павлодарского//Там же. 9. С. 8-10; Пастырь Церкви по учению св. ап. Павла: Проповеди. Тверь, 2007. Лит.: Прибытие преосв. Мефодия, еп. Петропавловского, в г. Петропавловск 23 дек. 1914 г.//Омские ЕВ. 1915. 3. С. 50-62; Польский. Т. 2. С.

http://pravenc.ru/text/2563104.html

2007. 2(6). С. 99-100, 122). Ранее были подношения и из др. мест правосл. Востока: напр., частицы мощей К. были привезены в Москву в 1643 г. архим. Кентирионом из монастыря Печ от Сербского архиепископа Паисия и в 1644 г. архим. Анфимом от Иерусалимского патр. Феофана ( Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1860. Ч. 2. С. 236-237, 253). В описи Образной палаты 1669 г. перечислены 2 частицы мощей К. (Христианские реликвии. С. 115), в описи собора Св. Софии в Новгороде 1749 г. упомянуты «в ковчежце серебряном маленьком мощи мученика Кирика» (Описи Новгородского Софийского собора. Новг., 1993. Ч. 2. С. 41). На Руси было принято молиться К. и И. о здоровье и благополучии детей. В нек-рых регионах старообрядцы-беспоповцы считали этих святых своими покровителями. В наст. время греки обращаются к К. и И. с молитвой при черепно-мозговых травмах ( Σταματλος Ι. Σ. Πρεσβευτα Αγιοι, προστται Αγιοι. Αθνα, 20113. Σ. 26). Ист.: BHG, N 313y - 318e; BHL, N 1801-1814; BHO, N 193-194; Sanctorum Cyrici et Julittae Acta Graeca sincera nunc primum edita//AnBoll. 1882. Vol. 1. P. 192-207; Husselman E. M. The Martyrdom of Cyriacus and Julitta in Coptic//J. of the American Research Center in Egypt. 1965. Vol. 4. P. 79-86; Halkin F. Éloge de Saint Cyr et de sa mère Julitte (BHG 318)//ΕΕΒΣ. 1987/1989. Τ. 47. Σ. 33-41; История мученичества Мар Курйакуса и Йолиты (Кирика и Иулитты)/Крит. текст, пер., исслед.: А. А. Терпелюк. М., 2009. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 213-214; Т. 3. С. 271-272; Dillmann A. Über die Apokryphen Märtyrergeschichten des Cyriacus mit Julitta und des Georgius//SPAW. 1887. N 23. S. 339-356; Gr é baut S. Les manuscrits éthiopiens de M. É. Delorme//ROC. 1912. Vol. 17. P. 113-132; Gressmann H. Das Gebet des Kyriakos//ZNW. 1921. Bd. 20. S. 23-35; Doren R., van. Cyrice//DHGE. 1956. T. 13. Col. 1168; Rimoldi A. Quirico е Giulitta//BiblSS. 1968. T. 10. Col. 1324-1328; Orlandi T. Cyriacus and Julitta, Saints//CoptE. T. 3. P. 671; Μακριος, μητρ.

http://pravenc.ru/text/1840247.html

  Храмы и монастыри На августовском заседании Священного Синода было благословлено открытие сразу пяти монастырей Русской Православной Церкви: Особенно отрадно услышать новость о возрождении древнего Николо-Пешношского монастыря, основанного в 1361 году одним из учеников преподобного Сергия Радонежского – преподобным Мефодием Пешношским. В прежние века это был очень большой и славный монастырь, так что его даже назвали в народе «второй лаврой». В 1927 году обитель была закрыта безбожной коммунистической властью, и до самого недавнего времени на ее территории располагалась психиатрическая больница. Милость Божия, что ныне снова возрождается монастырь, создание которого благословил сам преподобный Сергий и в котором до сих пор почивают под спудом мощи преподобного Мефодия. Также выделяется известие об основании русского православного монастыря в Германии. В 2006 году Берлинская епархия Московского Патриархата приобрела имение на берегу озера Колпин, состоящее из виллы и двухэтажного дома из 12 однокомнатных квартир, в районе Укермарк, что в 90 км от Берлина. Власти земли Бранденбург поддержали идею создания здесь монастыря и православного духовного центра, который в будущем может стать местом встречи христиан Германии, интересующихся Православием русской традиции. В ближайшее время начнется возведение на территории усадьбы храма во имя великомученика Георгия, библиотеки и трапезной, а также реконструкция усадебного дома и двухэтажного здания под братский корпус. Дай Бог, чтобы это помогло всем желающим немцам принять истинную веру, а нашим крещеным соотечественникам, живущим ныне в Германии, – укрепиться в ней. А в Болгарии собираются возрождать монастырь времен царя Бориса I По благословению Варненского митрополита Кирилла группа ученых и политиков учредила комитет для сохранения и восстановления монастыря, построенного в конце IX – начале X века святым царем Борисом (в крещении – Михаил, годы жизни: 832–907). Руины обители находятся в местности Караачтеке на одном из южных склонов Франгенского плато, недалеко от г. Варна. Они были обнаружены в 1921 году археологом Карелом Шкорпилом, открывшим развалины храма и оловянную печать святого царя Бориса-Михаила, а также остатки ограды. В прошлом храм был богато расписан, а монастырь был одним из центров просвещения новокрещеной страны .

http://pravoslavie.ru/5025.html

В 1914 года он был переведен в Финляндию, а в августе 1917 года – в Москву, где его назначили ключарем храма Христа Спасителя. В годы гражданской войны отец Александр был одним из ближайших помощников святителя Тихона по управлению Московской епархией. Кратковременным арестам отец Александр подвергался уже в мае 1920-го и в ноябре 1921 года, в 1922 году был приговорен к 10 годам лишения свободы, но освобожден через год по амнистии. Но в 1924 году сослан в Туруханский край на три года. По возвращении из ссылки протоиерей Александр был возведен в сан протопресвитера. В 1930 году отец Александр был назначен настоятелем Ризоположенского храма на Донской улице в Москве. Осенью 1937 года он был вновь арестован и принял мученическую кончину за Христа. Прославлен в лике святых на Архиерейском Соборе в Москве в 1994 году . Удивительный случай: в США одну из городских улиц называют в честь православного святого, русского новомученика. Воистину, Бог прославляет своих святых! Поучительный пример и для современной России, где во многих городах до сих пор не возвращены исконные, благочестивые названия улиц, замененные богоборцами-большевиками на имена террористов и революционеров. Первое архиерейское богослужение состоялось в московском храме свяшенномученика Климента, папы Римского 8 декабря, в день престольного праздника, архиепископом Истринским Арсением было совершено первое архиерейское богослужение в Климентовском храме столицы. Оно прошло в Знаменском приделе – единственном, полностью освобожденном от библиотечных фондов. Эта литургия совпала с окончательным подписанием документов о передаче храма Церкви. Благодаря тому, что в храме святителя Климента находились фондохранилища Ленинской библиотеки, росписи, иконы и иконостасы храма сохранились в хорошем состоянии. Однако, несмотря на это, общине храма совместно с Российской государственной библиотекой предстоит сделать еще очень многое для того, чтобы основной объем храма смог быть открыт для богослужения, поскольку здесь все еще остается часть книжных фондов, а также потому, что фактически весь храм, включая хоры и алтари, занимают многоэтажные книжные стеллажи, демонтаж которых – сложная задача. В ближайшем будущем братия Киево-Печерской обители передаст часть мощей святителя Климента в посвященный ему московский храм .

http://pravoslavie.ru/5055.html

В 2012 г., накануне празднования 100-летия русской авиации, архиеп. Никон совершил 1-ю литургию в домовом храме во имя св. прор. Илии при Липецком авиацентре. С 2005 г. при епархиальном отделе по пастырской работе среди молодежи действует молодежный клуб «Экклезиаст», преобразованный в 2008 г. в молодежный центр. Организация выпускает одноименный журнал, проводит ежегодный межрегиональный «Фестиваль друзей «Экклезиаста»». В 2007 г. открыто Липецкое региональное отделение Братства правосл. следопытов. Издательским центром Л. и З. е. является задонский Рождество-Богородицкий мон-рь, где с 2000 г. издается альманах «Задонский паломник». В 2004 г. вышел 1-й номер газ. «Липецкие епархиальные ведомости», издаются газеты благочиний: «Усмань православная», «Задонский благовестник», «Добрый кормчий» (пос. Добринка Добринского р-на). В 2005 г. при поддержке епархии начат издательский проект «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии», в рамках к-рого выпущено 10 томов. В 2010 г. создано епархиальное издательство. На обл. телеканале «Липецкое время» выходит правосл. передача «Свет миру». Архиереи: еп. Задонский Никон (Васин; 7 мая 2003 - 26 дек. 2003) в/у, еп. Липецкий и Елецкий Никон (Васин; 26 декабря 2003 - 9 июля 2019, с 1 фев. 2013 в сане архиепископа, 29 мая 2013 назначен главой Липецком митрополии с присвоением титула " Липецкий и Задонский " , с 23 июня 2013 в сане митрополита), митр. Арсений (Епифанов; с 9 июля 2019). Монастыри Действующие задонский Рождество-Богородицкий (мужской; основан ок. 1610, закрыт в 1930, возобновлен в 1990), липецкий в честь Успения Пресвятой Богородицы (мужской, в Липецке; впервые упом. в нач. XVIII в. как Паройская мужская пустынь, упразднен в 1764, возобновлен в 2003), задонский Тюнин (Тюнинский) Богородице-Тихоновский в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (женский, в с. Тюнине Задонского р-на; основан как женская община в 1861, мон-рь с 1867, закрыт в 1930, возобновлен в 2002), задонский Тихоновский в честь Преображения Господня (в 7 км к северу от Задонска; основан в 1872 как мужской, закрыт в 1921, возобновлен в 1993 как женский), в честь Благовещения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2110526.html

В XVIII в. настоятели К. преимущественно имели сан архимандрита. Настоятель Христофор (Палавандишвили) именовался «Джврис мама» ( - отец Креста), т. е. управитель владений Крестового мон-ря в Иерусалиме. На окладе Четвероевангелия и Деяний апостолов, переписанных на Голгофе для К., сохранился принадлежавший ему колофон ( Хуцишвили. 2007. С. 97-99). В нач. XIX в. настоятелем К. стал архим. Досифей (Пицхелаури). Он восстановил кафоликон и др. строения, собрал паству, заботился об экономическом процветании обители ( Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 238; Иоселиани. 1973. С. 95). При нем монахи нашли монастырскую б-ку и церковную утварь, спрятанные их предшественниками во время нашествия лезгин в одной из пещер. Большинство рукописей пострадало от сырости, спасти их не удалось ( Иоселиани. 1973. С. 97). В 1809 г. архим. Досифей был хиротонисан во епископа Урбнисского, скончался в Тифлисе в 1830 г., похоронен в тифлисском Преображенском мон-ре (Там же. С. 95). После ухода архим. Досифея из К. обитель опустела, здесь подвизался иеромонах, который воспитывал и обучал Закону Божиему детей духовного сословия ( Тарасий (Алекси-Месхишвили). 1864. С. 87). В 1811 г. автокефалия ГПЦ была упразднена, для окормления Церкви в Грузии был сформирован Грузинский Экзархат РПЦ . К. вместе с другими мон-рями Картли вошел в Мцхетско-Карталинскую епархию, в 1818 г.- Карталино-Кахетинскую епархию Грузинского экзархата. Настоятелем К. был назначен архим. Афанасий (Алексишвили). 17 окт. 1814 г. он по определению Свят. Синода РПЦ был введен в число постоянных членов учрежденной Грузино-Имеретинской синодальной конторы (Ведение Святейшего Правительствующего Синода. 1873. С. 407). К., штатный первоклассный мон-рь, «достояние» Мцхетско-Карталинской епархии, упоминается в отношении обер-прокурора Грузино-Имеретинской синодальной конторы Е. Чиляева (Чиладзе), отправленном в Святейший Синод 28 окт. 1816 г. В документе указано, что к К. в это время был приписан мон-рь Шиомгвиме (Предложение статского советника Чиляева. 1874. С. 364). В 1820 г. К. пришел в упадок, монахи перешли в мон-рь Шиомгвиме, святыни и церковная утварь в 1821 г. были перевезены в Преображенский мон-рь в Тифлисе ( Тарасий (Алекси-Месхишвили). 1864. С. 87; Кавказский календарь на 1852 г. Тифлис, 1851. С. 257). Согласно документу от 4 нояб. 1921 г., заботы о К. долгое время лежали на западногруз. мон-ре Гелати, к-рый ежегодно отпускал на обитель 1700 р. (Всеподданнейший доклад. 1874. С. 420).

http://pravenc.ru/text/1684021.html

В церкви находился образ " Спаса Нерукотворного " . Первоначально икона находилась в Троицкой церкви. Но в 1791 г., после того как церковь была из-за ветхости разобрана, икона была перенесена в Спасскую церковь. В 1844 г. в церкви отпевали декабриста Александра Барятинского. После революции 1917 г. церковь была закрыта. В 1930-е г.г. церковь была обезглавлена. В советские годы в церкви находился ЗАГС. Позднее в нее была помещена иконописная мастерская. В 1975 г. в кладке стены Спасской церкви был найден клад бумажных денежных знаков 1898-1921 г.г. В 2007-2013 г.г. проводилась реставрация храма, в ходе которой была воссоздана колокольня. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Деревянная Спасская церковь была построена еще в 1587 г. после сооружения первого острога и постройки первой церкви – Троицкой. В 1593 г. на колокольню этой церкви был поднят ссыльный Углический колокол, что набатом возвестил людей об убиении малолетнего царевича Дмитрия. В 1655 г. в Тобольск прибыл лидер старообрядцев протопоп (протоиерей) Аввакум (Петров). Тобольский архиепископ Симеон очень нуждался в опытных священнослужителях, поэтому Аввакум был назначен служителем церкви Всемилостивейшего Спаса. В Тобольске Аввакум продолжал обличать «ересь Никона» и велел держать древнего благочестия. Он настроил против себя горожан, во главе которых встал архиерейский служитель Иван Струна. Горожане хотели даже посадить протопопа в мешок и утопить в Иртыше. От расправы Аввакума защищало покровительство владыки Симеона. Однажды Симеон по служебной надобности отбыл из Тобольска. Воспользовавшись этим, Струна собрал горожан, которые пришли разобраться с Аввакумом. Протопоп со служителями заперся в церкви Спаса. Толпа встала вокруг храма. В церковь, под предлогом переговоров, Аввакум разрешил войти Ивану Струне и двум его товарищам. Едва они вошли в храм, двери за ними захлопнулись. В центре церкви Аввакум поставил Струну на колени и отхлестал кожаным ремнем, после взял покаяние, отпустил.

http://sobory.ru/article/?object=03061

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010