сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Миссионерская деятельность Миссионерское служение РПЦ См. также: Миссионерство. Миссиология 1656– 1672). 1131. Муравейник А., Соколов М. Н а Чукотке//ДМ. 1996. Вып. 2. С. 71–79. Деятельность миссионерско-катехизаторской группы ТСЛ и МДА в июле 1993 г. 1132. Уляхин В., свящ. Православная миссия в Якутии в августе 1997 г.//БСб. 1999. 3. С. 312–319. Зарубежные диаспоры РПЦ См. также: Русская Православная Церковь За границей 1203–1209). 1133. Митрофанов Г., прот. Из истории Русской Православной Церкви ХХв.: (К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920–1927 гг.)//ХЧ. 1991. 1. С. 10–30; 2. С. 7–39; 3. С. 30–60; 4. С. 5–28; 5. С. 5–43. 1134. Поспеловский Д. В. Из истории русского церковного зарубежья: [Лекции, прочит. в 1991 г. в ЛДА, МДА, Костромской ДС]//ЦиВр. 1991. 1. С. 19–64; 2. С. 53–71. 1135. Поспеловский Д. В. Роль русского зарубежья в распространении Православия//АиО. 1994. 1. С. 73–81. 1136. Энеева Н. Т. Православная миссия русской эмиграции//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 329–332. Восточная Европа 1137. Косик В. И. Русская Церковь в Югославии (1921– 1939)//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 404–414. 1138. Косик В. И. Политика и Православие: (Из истории русско-болгарских отношений)//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 142–158. 1139. Миронова Е. М. Миссия и колония: (К вопросу о роли российской миссии в Белграде и формировании и жизни Русской беженской колонии в Королевстве сербов, хорватов и словенцев)//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 311–321. 1140. Степанов Н. Ю. Русские средние учебные заведения в эмиграции в Югославии в 1920-е годы//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 306–311. Западная Европа 1141. Евлогий (Георгиевский), митр. Западно-Европейских русских Церквей. Из переписки Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и митр. Евлогия (Георгиевского), Управляющего православными русскими Церквами в Западной Европе, 1927–1930 гг.: Документы из Архива ОВЦС МП//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 75–110; 3(6). С. 105–124; 4(7). С. 124–145; 1999. 1(8). С. 218–261.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О языке богослужения (Речь на акте Богословского института 11/24 мая 1921 года) От публикатора История нормированного языка это, с одной стороны, история нормы, а с другой – история общественных дискуссий об этом языке. Для истории церковнославянского языка нового времени огромный интерес представляют периодически возникающие споры о соотношении в богослужебной практике церковнославянского и русского языка. Всплеск интереса к этой теме наблюдается в 1905 г., когда после указа Николая II «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка» Русская православная церковь , ранее занимавшая господствующее положение, оказывается в ситуации конкурентной борьбы. В результате начинается активное обсуждение реформ в различных областях церковной жизни. Одной из тем этих дискуссий становится вопрос о языке богослужения. Пик дискуссий приходится на 1905–1907гг. Исследовавшему материалы дискуссии свящ. Н. Балашову известно 92 публикации, посвященных вопросу о языке богослужения [Балашов 1998: 259; о лингвистических аспектах этой дискуссии см. Плетнева 1998]. После 1917г широкая дискуссия прекращается. Это связано с тем, что текущие политические события отодвигают вопрос о языке на второй план, а также с прекращением выхода практически всех церковных изданий. Эти проблемы возникают лишь на заседаниях различных религиозных, философских или научных обществ. Тексты подобных выступлений в печать не попадали и, как правило, оказывались утраченными. Тем более интересным является речь П.П. Мироносицкого «О языке богослужения», произнесенная в мае 1921 года на акте Петроградского Богословского института. Для исследователя истории богослужебного языка личность П.П. Мироносицкого 1 представляет исключительный интерес. Учитель, составитель учебных пособий по русскому и церковнославянскому языку, автор поэтических переводов богослужебных песнопений с греческого языка на русский, П.П. Мироносицкий активно интересовался вопросами языка и строя православного богослужения. Значительный интерес представляет печатная полемика между П.П. Мироносицким и товарищем обер-прокурора Синода Н.Ч. Зайончковским [биографическую справку см. ПЦР VII: 341], выпускавшим переводы богослужебных текстов под псевдонимом Н. Нахимов. Эта дискуссия демонстрирует два подхода к переводу церковнославянских богослужебных текстов на русский язык. Если Н. Ч. Зайончковский ставил перед собой задачу сделать текст максимально понятным для читателя, то П.П. Мироносицкий считал, что чрезвычайно важно при этом не утратить эстетических особенностей оригинала. Он резко критиковал переводы Н. Ч. Зайончковского за отказ от славянского синтаксиса, что приводило, по его мнению, к разрушению риторической структуры богослужебных текстов. Дискуссия П.П. Мироносицкого и Н.Ч. Зайончковского остается уникальным образцом дискуссии о принципах переводческой техники с церковнославянского на русский.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

В 1993-2008 гг. число приходов в Марий Эл возросло с 30 до 85, почти в 3 раза увеличилось количество священнослужителей (до 98 священников и 14 диаконов). В 1994 г. был восстановлен Мироносицкий в честь Нерукотворного образа Спасителя жен. мон-рь в с. Ежове (близ Йошкар-Олы); к празднованию 350-летия явления Мироносицкой (см. Царевококшайская ) иконы Божией Матери в 1997 г. в обители был отреставрирован 2-этажный храм. после прошедшего в Мироносицком мон-ре 19 сент. 2002 г. торжества прославления новомучеников, пострадавших за веру Христову в Марийском крае, в обители была сооружена первая в епархии часовня в честь новомучеников Марийских; в июле 2008 г. в центре Йошкар-Олы был торжественно открыт памятник Марийскому еп., викарию Нижегородской епархии, сщмч. Леониду (Антощенко) . Второй обителью Й.-О. и М. е. стал построенный в 1997-1999 гг. Килемарский Богородице-Сергиев муж. мон-рь . В авг. 1998 г., впервые после 1928 г., на территории Марий Эл состоялся крестный ход: из Вознесенского собора Йошкар-Олы в Килемарскую пуст. была перенесена чудотворная икона «Явление Пресв. Богородицы прп. Сергию Радонежскому» (в нач. XX в. икона находилась в царёвококшайском Богородице-Сергиевом жен. мон-ре, закрытом в 1921). В 1995 г. возобновилось богослужение в отреставрированной Вознесенской ц. (XVIII в.) в Йошкар-Оле, получившей статус кафедрального собора. На месте Воскресенского собора, разрушенного в 1961 г., в столице Марий Эл в 1990 г. епархия построила временное молитвенное здание, в 2010 г. храм был полностью восстановлен, в нем устроена нижняя ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Началось возведение Благовещенского собора. Епархия поддерживает тесные контакты с вооруженными силами и правоохранительными органами республики, в 1998 г. еп. Иоанн освятил 1-й в республике тюремный храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». При городской и республиканской больницах в Йошкар-Оле существуют молитвенные комнаты, при больнице в Волжске построен храм. При Марийском гос. техническом ун-те в 2005 г. был освящен домовый храм во имя мц. Татианы, получивший статус архиерейского подворья. В 2006 г. построен Успенский храм на территории Дома правительства Марий Эл. В наст. время в Марий Эл действует более 80 церквей и часовен, в т. ч. 10 храмов в столице, 12 храмов в Горномарийском р-не. Значительное число бывш. церковных зданий в Марий Эл, особенно в луговой части, находится в полуразрушенном состоянии.

http://pravenc.ru/text/1238037.html

Елец. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Карта и ближайшие объекты Введенская церковь самое старое каменное здание в городе Ельце. Немало написано о истории древнего храма. Он так же упоминается в переписке выдающегося философа Василия Васильевича Розанова, который несколько лет прожил в Ельце. Храм буквально изменил его образ жизни. «Православным я стал лишь недавно, помолившись в церкви Введения. Храм навсегда для меня милый, моя нравственная Родина. Около его стены хотел бы я быть похороненным» (из переписки Розанова и К.Н. Леонтьева). Также образ Введенской церкви в своих произведениях часто использовал И.А. Бунин. Впервые деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы упоминается в 1615 году, при нём же было кладбище. Долгие годы церковь находилась вне города и служила приходом Александровской казачьей слободы. К середине 18 века старый деревянный храм пришёл в ветхое состояние, и было принято решение о строительстве нового. Окончательно церковь была выстроена и освящена в царствование Елизаветы Петровны в 1761 году. Построен по древнерусскому образу «восьмерик на четверике», и неоднократно перестраивался. В начале 19 века к храму были пристроены южный и северный приделы, а в 1902 году храм оштукатурили снаружи, постелили новые полы и провели отопление. К церкви была приписана часовня «у главных городских ворот», находящаяся на углу Торговой и Орловской улиц (ныне Мира и Коммунаров), сохранившаяся и поныне. В 1921 году из храма изъяли церковные ценности. После закрытия в 1938 году был передан военному ведомству. В 1962 году числится как склад, а в алтаре устроена керосиновая лавка. В 1971 году Введенскую церковь поставили на учёт как памятник архитектуры, в это время храм был полуразрушен и требовал срочных реставрационных работ. Восстановление началось в 1979 году, в этом же году в результате автокатастрофы было разрушено крыльцо с сенью. Окончательно работы по реставрации завершились в 1990 году, а через 2 года храм был передан РПЦ. В 1998 году в церкви состоялась первая после 60-ти летнего перерыва служба.

http://sobory.ru/article/?object=03566

Орёл. Собор Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь была построена в 1641-1646 годах как церковь Богоявленского мужского монастыря, существовавшего здесь до 1680 года. После пожара 1680 года монастырь был перенесен на Взвозную гору, а для церкви построено каменное здание. В 1822 году на колокольне с курантами был установлен большой колокол весом 568 пудов (около 9 т), до 1830 года его звон служил началом благовеста всех церквей города Орла. В 1837-1838 годах была существенно перестроена и расширена, трапезная соединена с колокольней, сооружена каменная ограда с главными воротами. В 1900 году колокольня из-за аварийности была разобрана, а в 1908 году была построена надвратная звонница, разрушенная в 1930 году. С 1901 года священником, а с 1903 года настоятелем храма служил духовный писатель, краевед и библиофил, законоучитель в различных учебных заведениях города - Илья Васильевич Ливанский (1854-1920). В 1921-1922 годах на колокольне (звоннице) жил орловский Христа ради юродивый Афанасий Андреевич Сайко (1887-1967). Храм был закрыт в 1938 году, через год снесена звонница, разрушена ограда. В 1939-1941 годах в нем размещался антирелигиозный музей. Служба в церкви была возобновлена в декабре 1941 года. После освобождения города Орла от немецко-фашистских захватчиков церковь оставалась соборной, а в 1960 году - вновь закрыта. С 1962 года по 1993 год в ней располагался кукольный театр. В 1993 году передана общине верующих и после ремонтно-восстановительных работ освящена в 1996 году. В 1997-1998 годах рядом с церковью построена и освящена надкладезная часовня во имя Всех Святых. После сожжения поляками и литовцами в 1606 году Орел, основанный в 1566 году, был в полном запустении почти 30 лет. И в 1636 году последовал царский указ о восстановлении города «на старом орловском городище». Одновременно с восстановлением и укреплением орловского острога, а именно в 1641-1646 годах, на месте нынешнего Богоявленского собора строится храм, значительно изменивший впоследствии свой облик. Наиболее подробные сведения о его построении приводит орловский историк Г. Пясецкий, ссылаясь надокумент XVII века: «Лета 7152(1644)... по челобитью орловского посадского Богоявленского попа Бориса, орловский губный староста Козьма Пеншин отмерил на Орле на посаде в Большом остроге...» участок земли «...под церковь во имя Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего», а также под кладбище, усадьбу и огороды причта (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел.: 1899, с. 253-254). Со временем здесь возникает мужской Богоявленский монастырь, в котором Борис, постригшись в монашество с именем Боголеп, становится первым настоятелем.

http://sobory.ru/article/?object=07377

С.Г. Петров Список сокращений агипропотдел, агитпроп, агитотдел – отдел агитации и пропаганды агиткампания – агитационная кампания агитпропсекция – агитационно-пропагандистская секция АК I – Архивы Кремля: Политбюро и Церковь . 1922–1925 гг./Издание подготовили Н. Н. Покровский , С.Г. Петров. М.; Новосибирск, 1997. Кн. 1. АК II – Архивы Кремля: Политбюро и Церковь . 1922–1925 гг./Издание подготовили Н. Н. Покровский , С.Г. Петров. М.; Новосибирск, 1998. Кн. 2. АОН – Академия общественных наук при ЦК КПСС АПРФ – Архив Президента Российской Федерации АРК – Антирелигиозная комиссия (Комиссия по проведению отделения церкви от государства) при ЦК РКП(б) Верхсуд – Верховный Суд при Президиуме ВЦИК Верхтриб – Верховный революционный трибунал при Президиуме ВЦИК ВКП(б) – Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) Всетатчека – Всетатарская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и преступлениями по должности ВЦИК – Всероссийский центральный исполнительный комитет ВЦСПС – Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов ВЦУ – Высшее церковное управление ВЧК – Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и преступлениями по должности ГАНО – Государственный архив Новосибирской области ГАРФ – Государственный архив Российской Федерации генсек – генеральный секретарь Главмузей – Главный комитет по делам музеев и охране памятников искусства, старины и природы при НКП РСФСР Гохран – Государственное хранилище ценностей РСФСР-СССР ГПО – государственный политический отдел ГПУ, Госполитуправление – Государственное политическое управление при НКВД РСФСР губисполком – губернский исполнительный комитет губком – губернский комитет губкомиссия – губернская комиссия губмузей – губернский музей губотдел – губернский отдел губпартком – губернский партийный комитет губревтрибунал – губернский революционный трибунал Донком – Донской областной комитет РКП(б) завагитпроп – заведующий отделом агитации и пропаганды замзав – заместитель заведующего

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тирасполь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Свято-Покровская церковь Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Более двухсот десяти лет тому назад, в 1798 г. православные, поселившиеся в окрестностях крепости Тирасполь получили «дозволение на постройку деревянной, на каменном фундаменте церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы». В 1816 г. было закончено строительство нового, каменного Покровского храма, выстроенного «на свой кошт» купцом II гильдии Иваном Растригиным. При Покровской церкви в 1812 г. было открыто приходское училище. В 1884 г. улица Почтовая, на которой находилась церковь Покрова Божией Матери, была переименована в Покровскую. Приход советской власти ознаменовался закрытием всех церквей, кроме Покровской и Никольского собора. В 1921 г. во время крестьянского восстания в Парканах и боевых действий в городе пострадала Покровская церковь. Несмотря на резко отрицательное отношение новых властей к Русской Православной Церкви, Покровский храм долго не закрывали. Лишь в 1931 г. был санкционирован снос Покровской церкви. Храм начали разрушать весной 1932 г. На месте церкви был построен летний театр. 17 декабря 1988 г. зарегистрирована православная община в Тирасполе. В 1989 г. выделили место для строительства. Проект новой церкви предоставил архитектор А.Н. Черданцев. Благотворительные взносы делали предприятия и организации города. В 1993 г., в день свт. Иоанна Златоуста, был освящен нижний храм Покровской церкви, а 13 октября 1998 г. состоялось освящение престола верхнего храма. Православная церковь Молдавии Тираспольско-Дубоссарская епархия Покровский храм, ныне принимающий под своими отливающими небесной синевой сводами верующих жителей стольного града Тирасполь, – уже третий по счету. История первого храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы началась в конце XVIII века. Когда в 1792 году А. В. Суворов по Высочайшему повелению императрицы Екатерины II заложил на месте бывшего казачьего поселения крепость Срединную, одновременно с ее возведением начали строить и храмы. Первой, еще в 1792 году, была построена Никольская церковь. С 1795 года, когда форштадт при Срединной крепости стал именоваться уездным городом Тирасполь, его население начало быстро увеличиваться. Возникла необходимость в возведении ещё одного храма.

http://sobory.ru/article/?object=23863

Церковь во имя вмч. Пантелеимона в с. Шевченкове. Ок. 1200, 1998 гг. Фотография. 2007 г. (до нач. 90-х гг. XX в. в юрисдикции УПЦ) Территория И.-Ф. е. является частью исторической области Галицкая Русь (Галичина) на сев.-вост. склонах Карпат (совр. Зап. Украина). В XI в. эти земли входили во Владимиро-Волынскую епархию , с сер. XII до нач. XVI в.- в Галицкую епархию , к-рая в XIV в. неск. раз преобразовывалась в митрополию. После 1415 г. Галицкие епископы неизвестны. С 1458 г. территория совр. Ивано-Франковской обл., ставшая частью Западнорусской митрополии , находилась под управлением Киевских митрополитов. Галицкая кафедра не замещалась, в Галиче (ныне районный центр в Ивано-Франковской обл.) действовали наместники митрополита, но фактическая адм. власть над духовенством принадлежала старостам, назначавшимся польск. королем. В кон. 40-х гг. XV в. на Галицкую митрополию из Рима был поставлен униат Иоаким, 16 янв. 1458 г. папа Каллист III объявил о поставлении на Галицкую кафедру униата Макария Серба. Позднее назначений униат. епископов в Галич не было, поскольку главным направлением политики польских духовной и светской властей было насаждение в регионе католичества, а не поддержка унии. В 1539 г. территория И.-Ф. е. вошла в состав новообразованной правосл. Львовской и Каменец-Подольской епархии (см. Львовская и Галицкая епархия ), в 1700 г. перешедшей в унию. В 1772 г., по 1-му разделу Польши, основная часть Галиции, в т. ч. территория совр. И.-Ф. е., вошла в Австрийскую империю. В XVIII в. главным оплотом Православия в Галиции был Манявский в честь Воздвижения Креста Господня скит близ совр. Ивано-Франковска, единственный начиная с 20-х гг. XVIII в. правосл. мон-рь в Галиции. В 1785 г. имп. Франц Иосиф II издал указ о его закрытии и обитель была разрушена. Юж. и вост. части территории И.-Ф. е. с кон. XIX в. входили в униат. Станиславскую епархию, которая выделилась в 1885 г. из Львовской архиепархии. Станиславская епархия охватывала значительную часть территории совр. Ивано-Франковской и юго-запад совр. Тернопольской областей Украины, включала Буковину С 1921 по сент. 1939 г. Галиция являлась частью Польши.

http://pravenc.ru/text/200517.html

В мире исканий и блужданий Впервые: Русская мысль. 1922. Т. 43. 4. С. 129–146 (первая и вторая части); там же. 1923. Т. 44. 3–5. С. 210–231 (третья часть). Печатается по: Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М., 1998. С. 172–209. I. Знаменательный спор («Переписка из двух углов» Гершензона и Иванова) «Каждый бьется по-своему, многие мудреют и крепнут...» – читаем мы в недавно опубликованном письме одного из оставшихся «там», на родной чужбине (газета «Руль», 364 за 27 января с. г., в статье Лоллия Львова «Мы и они»). Эти борения и искания для нас, пребывающих за рубежом, почти всецело неизвестны и тайны; лишь урывками, через множество посредств, достигают до нас сбивчивые и спутанные вести, и безмерно трудно сочетать их в сколько-нибудь определенный и отчетливый образ. И все же, чем далее, тем все более несомненным становится, что какая-то духовная работа «там» продолжается, что ни бытовой развал, ни житейские тяготы, ужасы и потрясения не усыпили, не оглушили, не затуманили тревожных и вопрошающих. Пусть это совершается подспудно, пусть разрозненно, – лишь в немногих, «избранных» душах: ни делание духовное, ни делание душевное статистическому учету не подлежит, и не на путях этого учета устанавливается его вес, смысл и значительность. Понять и сознать ту творческую духовную работу, которая совершается ныне в России, – есть задача настоятельная и властно требующая к себе самого пытливого внимания. И, чем скуднее доступный нам материал, тем пристальнее должен быть анализ всякого проявления созидаемой культурной жизни потусторонней России. Именно с этой точки зрения представляется «человеческим документом» важности чрезвычайной, изданная в 1921 г. в Петербурге (издательство «Алконост») «Переписка из двух углов» Вяч. Иванова и М. О. Гершензона 185 . За каждым из авторов стоит долгая история исканий, – в нижеследующих строках я отвлекаюсь от всего того, что представлялось бы бесконечно важным историку русской мысли: я хотел бы выделить лишь то, чем эта «переписка» характерна для современности, – ее собственное идеологическое ядро. Ибо и те вопросы, которым она посвящена, и то, как они ставятся, и то, как обсуждаются они, – все это носит на себе яркий знак современности, свежести, новизны.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Вечное и преходящее в учении русских славянофилов Впервые: Славянски глас (София). 1921. Т. 15. 1–4. С. 59–77. Печатается по: Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М., 1998. С. 31–51. Стефану Саввичу Бобчеву ко дню пятидесятилетия его учено-литературной и общественной деятельности 1 О русском славянофильстве давно уже сложилось общепринятое мнение. Вокруг каждого имени сгустились тысячи воспоминаний и впечатлений, каждый образ оброс неисчислимыми рядами ассоциаций, и живые лица живых людей окончательно заслонились абстрактными масками иконографического подлинника. Уже само название – «славянофилов» – одновременно и выражает, и подсказывает совершенно определенное представление о внутренней перспективе «славянофильского» учения; оно внушает видеть в нем прежде всего разновидность националистической идеологии, выдвигает на первый план культ «самобытности», тягу к «старине» и «почвенности», славянские симпатии... Возникшее впервые в пылу полемического задора как укоризненная кличка замкнутой кучки немногих лиц, это название уже давно сделалось как бы отвлеченным «общим именем» – для целого типа общественно-исторического мировоззрения. И вошло в привычку вдвигать собственное славянофильство – в качестве одного из звеньев – в длинный ряд проявлений патриотического старообрядчества, начинающегося еще с пресловутой теории Третьего Рима и кончающегося в совсем недавние дни – «квасным» патриотизмом. С другой стороны, неизменно вспоминаются «аналогичные» движения в других славянских странах – польский мессианизм, иллиризм, национальное возрождение Чехии времен Коллара, Шафарика и Ганки 142 ... Как бы поучительны и любопытны ни были эти хронологические и синхронистические сопоставления по сходству, они не могут заменить собой ни генетического объяснения исторического «славянофильства», ни анализа этого учения по существу. И, если, однако, слишком часто они выступают в этой, не свойственной им, роли, это проистекает, из очень распространенного, но тем не менее вполне ложного предрассудка – строгого объективизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010