По данным на 1908 г. (которые по ведомостям двух храмов несколько различаются), в селе насчитывалось около 1 тыс. человек, в основном – крестьян. Половина жителей села (159 дворов), а также жители деревень Булькуновка и Комаровка ходили в Покровскую церковь. Другая половина (160 дворов) с крестьянами деревень Горностаевка и Низовка числились прихожанами Троицкой церкви. Во втором приходе, кроме православных, жили беглопоповцы (242 человека), поповцы австрийского согласия (62), поморы (150) и молокане (19). С 1898 г. первым священником Покровской церкви, служившим в Троицкой церкви, был Зиновий Спиридонович Флоров (1863 г. р.). Сын крестьянина, он окончил Самарскую учительскую школу и был учителем Елховского двухклассного училища, заведующим и законоучителем церковно-приходскойшколы. С 1907 г. на втором штате значился священник Павел Степанович Николаев (1883 г. р.) – выпускник Самарской духовной семинарии. Последним священником в Елховке до закрытия храмов был священномученик Иаков Иванович Алферов, служивший в селе с 1921 г. В 1930 г. отца Иакова арестовали, приговорили к трём годам заключения в концлагерь и отправили на Беломорско-Балтийский канал. Домой священник вернулся три года спустя. Как выяснилось позже, он не выходил из поля зрения чекистов. В 1937 г. его арестовали по делу архиепископа Александра (Трапицына). 8 февраля 1938 г. иерей Иаков Алферов был расстрелян. Покровская церковь после закрытия использовалась в сельскохозяйственных целях: как склад зерна, пункт приготовления варенья из тыквы и пекарня. Реконструкция данного храма ещё не закончена. Троицкую церковь после закрытия переоборудовали в клуб. Верующим её вернули в 1991 г. в плачевном состоянии. Священниками храма в данный период были Александр Семёнов, Алексей Скачков, Георгий Попов, иеромонах Захарий (Сараев). С 1998 г. настоятелем является протоиерей Владимир Александрович Балашов. Благодаря его энергии и поддержке прихожан церковь во имя Троицы Живоначальной продолжает возрождаться. Ведерникова Т. И. Православные святыни Самарской митрополии/Т. И. Ведерникова, М. С. Кокарев, М. В. Курмаев, О. И. Радченко. – Самара: ООО «Книжное издательство», 2017

http://sobory.ru/article/?object=29742

Тихона. С. 599). 11 апр. 1928 г. митр. Сергий и Временный Синод при нем постановили еп. Иерофея «предать каноническому суду православных архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния или до решения дела судом архиереев» (Там же. С. 607). Тем не менее еп. Иерофей продолжал окормлять иосифлянские общины. В мае 1928 г. он был ранен при аресте и вскоре скончался. 22 марта 1933 г. Никольским викарием и временно управляющим Великоустюжской епархией назначен еп. сщмч. Николай (Клементьев ; впосл. архиепископ). 24 авг. того же года он был определен на Великоустюжскую кафедру. После этого Н. в. не замещалось. С нояб. 1933 по 22 апр. 1936 г. обновленческую Никольскую епархию в составе раскольничьей Северной митрополии возглавлял «епископ» Михаил Соколовский. Архиереи Еп. Варсонофий (Вихвелин; 14 сент. 1921 - кон. 1923), еп. Иерофей (Афонин; 19 марта 1924 - осень 1927), еп. сщмч. Николай (Клементьев; 22 марта 1933 - 24 авг. 1933). Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 24. Л. 132; Д. 218. Л. 178-180. Ист.: Акты свт. Тихона. С. 570, 577, 588, 589, 599, 600, 605-607, 609, 647, 827-829, 863, 936. Лит.: Иоанн (Снычёв). Церк. расколы. 1993. С. 191-192, 201; Бовкало А. А. Постановление 1919 г. об увеличении числа епископов//ЕжБК, 1992-1996 гг. М., 1996. С. 339-341; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез…»: Гонения на Истинно-Православную Церковь: По мат-лам следственных и лагерных дел заключенных. М., 1998. С. 15, 251-252; Лихачёв В. Положение и состояние РПЦ в 1918-1924 гг.: (По мат-лам арх. фонда канцелярии Свят. Патр. Тихона и Свящ. Синода): Курс. соч./СПбДА. СПб., 1999. Ч. 2. Ркп.; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 33, 54, 139-141, 285; Мазырин А. В., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти в РПЦ в 1920-1930-х гг. М., 2006. С. 27, 70, 99, 187, 289, 333; Ради мира церковного: Жизненный путь и архипастырское служение свт. Агафангела, митр. Ярославского и Ростовского, исповедника. М., 2006. Кн. 2. С. 313, 336, 352, 353, 356-357, 360, 509; Регельсон Л. Л. Трагедия Рус. Церкви. М., 2007. С. 154, 451, 459, 532, 546-547, 595; Наумов А. Н. Владыка Иерофей (Афонин), еп. Никольский. Петрозаводск, 2008; Поляков А. Г. Викторианское течение в РПЦ. Киров, 2009. С. 240, 264, 311; Православное церковное сопротивление в СССР: Биогр. справ./Авт.-сост.: М. В. Шкаровский и Д. П. Анашкин. М., 2013. С. 34-35; Лавринов В. В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 186, 376-377, 601, 640. (МИЦ; 54).

http://pravenc.ru/text/2566212.html

IV Сей труд, что начинал я с упованьем И с именем Твоим, Ты заверши, Чтоб песнопенье стало врачеваньем, Целящим раны тела и души. И если труд мой скромный завершится С Твоим благословением святым, — Пусть дух господень в нем соединится Со скудным вдохновением моим. Тобой дарованное озаренье Не погаси. Мои разум не покинь, Но вновь и вновь приемли восхваленья От Твоего служителя. Аминь. Григор Нарекаци  (950-1003)   родился в семье епископа Хосрова   в 950 году. Еще мальчиком, вместе со старшим братом, он был отправлен на воспитание к дяде с материнской стороны, Ананию Нарекаци, настоятелю Нарекского монастыря. Григор Нарекаци оставил большое литературное наследие. Его поэзия пронизана образами библейской истории.   «Книга скорбных песнопений» — самое крупное поэтическое произведение, состоящее из 95 глав – молитв, обращенных к Богу и Богоматери. Книга написана за три года: 1001-1003. В Армении эту святую книгу называют «народной Библией», а также просто «Нарек». Ее читают над тяжело больными и умирающими. Книга переведена на многие языки. Впервые на русском языке «Книга скорбных песнопений» Г. Нарекаци прозвучала в переводе Н. Гребнева в миниатюрной книжке, вышедшей в Ереване в 1969 году с послесловием профессора Левона Мкртчяна «О Григоре Нарекаци» (главы 1, 23, 30, 55, 80). Затем благодаря огромным усилиям профессора удалось издать «Книгу скорби» с его предисловием и научными комментариями в 1977 году. В 1998 году профессор издал «Книгу скорбных песнопений» («Наири»), включив в нее четыре главы, которые впервые увидели свет уже после смерти переводчика.   В 1985 году композитор Альфред Шнитке написал «Концерт для смешанного хора в четырех частях» на стихи Г. Нарекаци в переводе Н.Гребнева. Наум Гребнев (1921-1988) – неутомимый переводчик народной, классической и современной поэзии Востока. В числе книг: «Наука быть счастливым» Юсуфа Хас-Хаджиба Баласагунского», «Истины. Изречения персидских мудрецов», «Поэма о скрытом смысле» поэта-суфия Руми, «Книга скорби» («Книга скорбных песнопений») Г.Нарекаци. Переводил средневековых армянских поэтов. В его переводе облетели всю страну «Журавли» Р. Гамзатова. В последние годы занимался стихотворным переложением «Псалтыри» («Книга псалмов», 1994). Участник Отечественной войны с 1941 года, был в Харьковском окружении, воевал под Сталинградом, тяжелое ранение получил в 1944 году.

http://pravmir.ru/kniga-skorbnyx-pesnope...

Т. 1–5/Под ред. А. П. Лопухина . СПб., 1902–1904; Т. 6–12/Под ред. H. Н. Глубоковского . СПб., 1905–1911. ПО Православное обозрение. М., 1860–1891. ППС Православный палестинский сборник. СПб., 1881–1916. Вып. 1–62; Палестинский сборник. 1954–1993. Вып. 1 (63) – 32 (95); Православный палестинский сборник. 1998 – . Вып. 96 (33) – . ПрибТСО Прибавления к творениям святых отцов. М., 1843–1864, 1871,1872, 1880–1891. ПОРЛ Полное собрание русских летописей. СПб., 1846–1921. Т. 1–24; М.; Л.; СПб., 1949–1994. Т. 25–39; М., 1994–2004. Т. 40–43. ПЭ Православная энциклопедия. М., 2000 – . Т. РПЦ, 1 – . СОРЯС Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. СПб.; Пг.; Л., 1872–1928. ТКДА Труды Императорской Киевской духовной академии. Киев, 1860–1917. ТОДРЛ Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Л.; СПб., 1934 – . ТСО Творения святых отцов в русском переводе. М., 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891, 1893–1917. Т. 1–69. —14— ХЧ Христианское чтение. СПб., 1821–1917; 1991 – . ЧОИДР Чтения в Обществе истории и древностей российских при Императорском Московском Университете. М., 1845–1848; 1858–1917. АСО Acta Conciliorum Oecumenicorum/Iussu atque mandato Societatis Scientiarum Argentoratensis edenda, instituit E. Schwartz, continuavit J. Straub. Straßburg; В.; Leipzig, 1914–1974. T. 1–4 (27 partes). BZ Byzantinische Zeitschrift. Leipzig; München; Stuttgart, 1892 – . CCSG Corpus Christianorum, Series Graeca. Turnhout, 1978 – . CPG Clavis Patrum Graecorum. Vol. 1–4/Cura et studio M. Geerard. Turnhout: Brepols, 1983, 1974, 1979, 1980; Vol. 5/Cura et studio M. Geerard et F. Glorie. Turnhout: Brepols, 1987. CPGS Clavis Patrum Graecorum Suppiementum/Cura et studio M. Geerard et J. Noret, adiuvantibus F. Gloire et J. Desmet. Turnhout: Brepols, 1998; Vol. 3А/Addenda voluminis 3 a J. Noret parata. Turnhout: Brepols, 2003. CSCO Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Paris etc. (затем Louvain; книжная серия, все старые выпуски были воспроизведены в Лувене репринтно), 1903 – .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так в смутных, тяжких раздумьях во дни Великого поста я пришла в ФСБ во второй раз. И, Боже милостивый, что ожидало меня здесь! Мемориал у с. Пивовариха      На допросе 24 февраля 1938 года мой дед признавался, что «был завербован весной 1932 года попом Павлом Крестовниковым в церковно-монархическую организацию. Знаю его с 1921 года, бывал у него дома, оба высказывали контрреволюционные взгляды»… В Деле говорилось также о том, что сближение со священником Крестовниковым произошло после похорон двух малолетних детей Горы. Значит, сначала показания дал Крестовников, а потом уже ими «приперли к стенке» деда? Да ничего это не значит! Читать дальше не было сил. Но всё же я просмотрела оставшиеся страницы и обнаружила, что в тот же день, 24 февраля, была проведена очная ставка деда с Павлом Крестовниковым, где они взаимно признаются в сотрудничестве. Узнать, что дед дал показания против своего батюшки и, видимо, друга, было для меня невыносимым. И я, пролистнув том, нашла протокол допроса отца Павла, состоявшегося 20 февраля 1938 года. Здесь, начиная с признания, что «я был завербован архиепископом Василием Виноградовым в 1923 году», батюшка называет многих людей, в том числе и моего деда. Значит, сначала показания дал Крестовников, а потом уже ими «приперли к стенке» Гору? Да ничего это не значит! Верно только то, что уже через три дня после очной ставки дедушку расстреляли. Как расстреляли и отца Павла. У него остались сиротами шестеро детей. Конечно, судьба священника Крестовникова и моего деда была лишь крупицей огромной трагедии, что, по попущению Божию, разыгрывалась в нашей многострадальной стране десятилетиями. Вот, например, что мы читаем в статье историка Ирины Терновой, опубликованной в 1998 году в сборнике «Из истории Иркутской епархии». Третья «ликвидация» так называемой контрреволюционной церковно-монархической организации пришлась на 1937–1938 годы. На этот раз было репрессировано 50 человек. Первые аресты начались в июле 1937 года, но они носили одиночный характер. Осень и зима 1937-го – время массовых арестов среди иркутского духовенства. В октябре 1937 года было арестовано 11 человек, в ноябре – 5, в декабре – 13. В 1938 году волна массовых арестов пришлась на февраль – 18 человек.

http://pravoslavie.ru/90908.html

Усадьба Званка во времена Державина К сожалению, не восстановлена пока усадьба Званка, родовое имение великого нашего поэта Гавриила Романовича Державина, которое, увы, было уничтожено полностью. Но по крайней мере на месте бывшей усадьбы установлен памятный знак (выполненный по проекту художника Федота Шишова), сюда ежегодно стекаются участники Державинского чтения, а вопрос воссоздания усадьбы был озвучен недавно на самом высоком уровне Министерством юстиции (Г.Р. Державин был первым министром юстиции России). Так что есть надежда на осуществление этого грандиозного проекта. Зато полностью восстановлен и живет полноценной жизнью Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский монастырь в окрестностях Великого Новгорода, где захоронен прах Г. Р. Державина и который в 1925-м году был закрыт, а позже совершенно разрушен. О запустении и разорении этого монастыря также с горечью писал В. Солоухин. Усадьба Аксаковых. Фото 1958 года Реконструирован и приведен в благолепный вид Музей-заповедник С. Т. Аксакова в одноименном селе Оренбургской области. В 1998-м году был по прежним чертежам восстановлен разрушенный ранее дом Аксаковых. В доме любовно и бережно воссоздан усадебный быт. Музей-заповедник С. Т. Аксакова в наше время Также обустроен и действует Государственный мемориальный музей-заповедник Д. И. Менделеева и А. А. Блока, расположившийся на территории трех поселений: Шахматово, Тараканово и Боблово. На прежнем фундаменте воссоздан разграбленный и сожженный крестьянами в 1921-м году главный дом Усадьбы, а также восстановлена церковь Архангела Михаила, где венчались Александр Блок и Любовь Менделеева. Восстановление главного дома бывшей усадьбы Шахматово, 1995 Отчасти, но в характерных своих чертах восстановлено и имение Талашкино, принадлежавшее некогда «гремевшей» на всю Россию и внесшей неоценимый вклад в развитие и становление отечественной культуры выдающейся меценатке, собирательнице картин русских художников и общественной деятельнице – княгине Марии Клавдиевне Тенишевой. Художник И. Я. Билибин писал о ней: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много». Имение Талашкино сознательно создавалось и развивалось Марией Клавдиевной и ее супругом как «центр просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно — развития сельского хозяйства».

http://pravoslavie.ru/144425.html

Духоборцы с. Гореловка (Грузия) окол Сиротского дома. Фотография. 1988 г. Духоборцы с. Гореловка (Грузия) окол Сиротского дома. Фотография. 1988 г. В Закавказье и в Карсской обл. остались представители «малой» и «средней» партий. События 90-х гг. XIX в. очень ослабили секту. Д. «малой партии» стояли на старой религ. платформе, Д. «средней партии» пытались увязать новое и старое. Вождем «средней партии» был оставшийся в России сын П. В. Веригина П. П. Веригин (1881-1939), но большинство Д. не оказывало ему тех почестей, какие полагалось оказывать вождю. В 1918 г. по его инициативе состоялось вторичное уничтожение оружия. В 1921 г. Карсская обл. по мирному договору Советской России с Турцией отошла последней. Карсские и ахалкалакские Д. обратились к советскому правительству с просьбой переселить их на юг России. Им выделили земли в Сальском окр. Донской обл., где в 1922-1924 гг. под рук. П. П. Веригина они основали села-общины и начали строить сектантский коммунизм. Небольшая часть закавк. Д. поселилась в Мелитопольском окр. В 1927 г. П. П. Веригин по приглашению канад. Д. уехал в Канаду. С началом коллективизации сектантские коммуны были разгромлены, сальские, мелитопольские и закавк. Д. подверглись репрессиям как кулаки и сектанты, многие были сосланы в Казахстан, на север Сибири. Борьба Советского гос-ва с религией, обязательное школьное обучение, смена поколений привели к секуляризации сознания Д. в России. Они быстро утрачивали остатки религ. знаний, продолжая держаться за обряд. Основной контингент участников молений составляли пожилые женщины, к-рые начинали ходить на молитвенные собрания и заучивать «псалмы» после выхода на пенсию. Сиротский дом восстановили, и с кон. 70-х гг. XX в. он опять стал местом поклонения всех Д., но подавляющее большинство сектантов содержание своей веры сводили к неприятию правосл. Церкви, ее священнослужителей и обрядности. В 1989 г. в Богдановском р-не Грузинской ССР (бывш. Ахалкалакский у., ныне Ниноцминдский р-н) оставалось 3,5 тыс. Д. в 5 селах. Из-за роста национализма в Грузии и угрозы разрастания карабахского кризиса более 2 тыс. Д. в 1989-1991 гг. уехали в Россию, большая их часть поселилась в Чернском р-не Тульской обл. В 1992 г. в с. Гореловка, сохранившем статус духоборческого центра, была создана общественная орг-ция «Община русских духоборцев». В 1998 г. уехавшую из Гореловки группу Д. поселили в Клетнянском р-не Брянской обл. У тульских и брянских Д. молитвенные собрания бывают очень редко, но обряд моления совершается на похоронах и поминках. В Целинском р-не Ростовской обл. мн. духоборческие селения опустели в 80-х гг. XX в. В нач. XXI в. в Гореловке и еще 2 прежде духоборческих селениях, ныне почти полностью заселенных армянами, проживает ок. 350 Д. По воскресеньям и праздникам в Сиротском доме бывают моления, на к-рых обычно присутствуют неск. пожилых женщин.

http://pravenc.ru/text/180628.html

Иконостас был возведен в 1810 году, позолочен в 1861 году. Храм был расписан в 1860-е годы. В советские годы храм был закрыт, в здании находился склад. В 1998 году храм вернули верующим. Адрес: Ярославская область, Тутаевский район, село Борисоглеб. Подробнее... Храм Троицы Живоначальной (Верещагино) [ править править код ] Троицкий храм был построен в 1797 году на средства владельцев села помещиков Масловых. Расписан в 1873 году. Закрыт в 1930-е годы. Трапезная в советское время разобрана, в южной стене четверика сохранилась ниша дарохранительницы и фрагмент апсиды придела. В 1990-е храм возвращен верующим. Отремонтирован. Адрес: Ярославская область, Тутаевский район, село Верещагино. Подробнее... Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (Зарницино) [ править править код ] Каменный пятиглавый храм с ярусной колокольней был построен в селе Зарницино в 1809 году на средства прихожан и титулярного советника Елизара Иоакимовича Зорина. Храм никогда не закрывался. Архитектурный стиль – барокко. Адрес: Ярославская область, Тутаевский район, кладбище между поселка Константиновский и Микляиха. Подробнее... Храм пророка Божия Илии (Ильинское) [ править править код ] Храм был построен в 1731 году в селе Ильинское-в-Березниках на средства прихожан на месте утраченной деревянной церкви. В начале XIX века реконструирован и расписан. Небольшой двусветный четверик, вытянутый вдоль поперечной оси и завершённый одной главкой, с трапезной. Адрес: Ярославская обл., Тутаевский район, село Ильинское. Подробнее... Храм Владимирской иконы Божией Матери (Мишаки) [ править править код ] Каменный храм был построен в 1822 году на средства прихожан. В 1921 году храм был закрыт, а в 1991 году возвращен верующим. Отремонтирован. В храме совершаются регулярные богослужения. организована работа со школами окрестных сел, организуются экскурсии. Храм посещают участники Казанского крестного хода. Адрес: Ярославская область, Тутаевский район, село Мишаки. Подробнее... Храм Спаса Нерукотворного Образа (Николо-Заболотье) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Тутаевский_рай...

Помимо главы ВПЦР прот. М. Мороза с 23 окт. 1921 г. орг-цией руководил на правах почетного главы «митрополит Киевский и всей Украины» В. Липкивский. 25-30 мая 1924 г. на Большом Николаевском собрании М. Мороза освободили от церковной деятельности. Избранный вместо него главой ВПЦР протодиак. Василий Потиенко смещен с должности вслед. т. н. кризиса 1926 г.: 31 июля весь состав ВПЦР был арестован, но вскоре освобожден, помещение на Владимирском подворье Софийского мон-ря в Киеве опечатано. Главой ВПЦР Большим собранием 25-30 окт. 1926 г. избран «епископ» Петр Ромоданов, «2-м Всеукраинским Православным Церковным Собором УАПЦ» 17-30 окт. 1927 г.- прот. Леонтий Юнаков, ставший последним руководителем Рады. 28 янв. 1930 г. на 1-м Чрезвычайном ликвидационном церковном Соборе УАПЦ «митрополит» Николай Борецкий и епископы подписали акт о самоликвидации этой Церкви. В дек. 1930 г. восстановлена деятельность укр. приходов под названием «Украинская Православная Церковь» и ВПЦР, в к-рую вошли только «митрополит» (глава) и 2 «священника» (казначей и секретарь). ВПЦР фактически прекратила свое существование в 1937-1938 гг., после ареста и репрессий, распространившихся на деятелей УАПЦ. В годы второй мировой войны, во время нем. оккупации Украины в кон. сент. 1941 г., восстановлена деятельность УАПЦ во главе с еп. Поликарпом (Сикорским) и ВПЦР по управлению ее ячейками. Ист.: Дiяhhя Всеукраïнського Правосл. Церковного Собору в м. 14-30 жовтня н. с. 1921 р. I: Канони Украïнськоï Автокефальноï Правосл. Церкви. II: Ухвали Собору в окремих питаниях життя Украïнськоï Церкви. К., 1921; Mapmupoлoriя Украïнських Церков: В 4-х т. Торонто, 1987. Т. 1. Украïнська Правосл. Церква. Док-ти, мат-ли, християнський самвидав Украïни. Балтимор; Перший Всеукраïнський Правосл. Церк. Собор УАПЦ 14-30 жовтня 1921 року: Док-ти i мат-ли. К.; Льbib, 1999. Лит.: Власовський I. Нарис icmopiï Украïнськоï Правосл. Церкви: В 4 т. Нью-Йорк, 1977. К., 1998 Т. 4 (XX ст.). Ч. 1; Преловська I. ВПЦР - oprahiзaцiйhuй осередок УАПЦ (1917-1921)//Украïнський церк.-визвольний рух i утворення Украïнськоï Автокефальноï Правосл. Церкви: Мат-ли наук. конф. Киïв, 12 жовтня 1996 р. К., 1997; Фотиев К. , прот. Попытки Укр. церк. автокефалии в XX в.//Правосл. Церковь на Украине и в Польше в XX ст. М., 1997. С. 7-85. (Мат-лы по истории Церкви; Кн. 14); Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Правосл. Церкви на Украине. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/155552.html

16. Константин Николаевич Леонтьев: реакционер, пророк?//Вступит. ст. К. Леонтьев. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза(1872-1891). Изд. «Республика», М., 1996, 1, 2 а. л. 17. Русская церковь в Югославии 1921-1939 гг.//Славяноведение, 1996, 6, 1 а. л. 18. Русская церковь в Югославии 1921-1939 гг.//Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Материалы. 1992-1996. М., 1996, 1, 3 а. л. 19. Югославянство/славянство в русской эмигрантской периодике//Русская эмиграция в Югославии. М., 1996, 0,6 а. л. 20. К истории деятельности православных братств//Церковь в истории славянских народов.  М., 1997, 0, 6 а. л. 21. Тревоги и заботы национальной школы//Педагогика, 1997, 1, 0, 7 а. л. 22. Македония - споры, соглашения, войны//На путях к Югославии: за и против. Очерки национальных идеологий югославянских народов. Конец XVIII начало XX вв. М., 1997, 1, 2 а. л. 23. Этапы борьбы македонского народа за независимость//Вступит. ст. Македония. Путь к независимости. Документы. М., 1997, 1, 2 а. л. В соавт. 24. Болгарская тема: pro et contra//Славянский альманах. М., 1998, 1, 3 а. л. 25. Константин Леонтьев//Литературная учеба, М., 1998, 4-6, С. 177. 26. Православие и политика (из истории русско-болгарских отношений)//Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Материалы. М., 1999, 1, 3 а. л. 27. Гордиев узел Балкан//Македония: Проблемы истории и культуры. М., 1999, 0, 6 а. л. 28. «И на камени веры утверди мя» (из истории русско-сербских связей)//Славянский альманах. М., 1999, 1, 2 а. л. 29. Украинский вопрос и проблема «балканизации» России в среде русских эмигрантов в 1930-е годы в связи с выходом в свет сборника документов «Чему свидетели мы были...»//Славяноведение, 1999, 4, 0, 6 а. л. 30. Забытая страница (из послевоенной истории Русской Церкви в Югославии)//Славяноведение, 1999, 5, 0, 7 а. л. 31. К проблеме исторической памяти//Славянский альманах. М., 2000, 0, 5 а. л.

http://bogoslov.ru/person/792994

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010