265-270 270-271 КЛАРДЖЕТСКИХ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ И ЖЕН СОБОР (VIII-XI вв.), святые Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.), деятельность к-рых связана с Кларджетской пустынью 271-272 КЛАРЕМБАЛЬД АРРАССКИЙ (XII в.), франц. католич. богослов и философ периода ранней схоластики, ученик и последователь Теодорика Шартрского 272-282 282-294 «КЛАРЕНДОНСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ» [Кларендонские конституции], законодательный сборник, регулирующий отношения между королевской властью и католич. Церковью в Англии; издан в янв. 1164 г. 294-296 КЛАРИССЫ [клариссинки; также - бедные женщины, миноритки; офиц. название - орден св. Клары], католич. жен. монашеский орден, основанный католич. св. Кларой Ассизской как «второй орден» францисканцев 296-301 КЛАРК Джеймс (1836-1895), брит. филолог, религ. писатель, богослов; представитель протестантизма, пресвитер Церкви Англии 301-304 КЛАРК Джеймс Фриман (1810-1888), амер. протестант. проповедник, религ. писатель, теолог, общественный деятель; приверженец унитарианства 304-311 311-335 КЛАУЗНЕР Йосеф Гедалия (1874-1958), израильский историк, литературовед и лингвист, активный участник сионистского движения 335-338 КЛАУЗУЛА многозначный муз. термин, применяемый преимущественно по отношению к многоголосной западноевроп. музыке ср. веков и эпохи Возрождения 338-340 КЛЕАНФ (IV-III вв. до Р. Х.), древнегреч. философ, представитель стоицизма, ученик и преемник основателя стоической школы Зенона Китийского 340-353 353-356 КЛЕМАН Оливье (1921-2009), франц. правосл. богослов, историк, профессор, духовный писатель, публицист, общественно-религ. и экуменический деятель 356-360 360-361 361-363 КЛЕОПА (I в.), ап. от 70 (пам. 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 29 окт. и 30 июня - в Соборе всех апостолов) 363-365 КЛЕОПА (Илие) (1912-1998), архим. и настоятель мон-ря Сихэстрия, подвижник Румынской Православной Церкви КЛЕОПА (Кикилидис) (1866-1929), митр. Назаретский (с 1922), архиеп. Диокесарийский (1921-1922), церковный историк, агиолог 366-367

http://pravenc.ru/vol/xxxv.html

за 1923 г. М., 1923. Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР за 1925 г. М. 1925. «Совершенно Секретно». Лубянка – Сталину о положении в стране (1922–1934 гг. Т. 1 Ч. 2. М., 2001. Советская власть и евангельские церкви Сибири в 1920–1941 г. Документы и материалы/ Сост. А. И. Савин. Новосибирск, 2004. Трагедия народа: Книга памяти жертв политических репрессий Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 1997. Т. 1. Partei und im frühen Sowjetstaat: Die Protokolle der Antireligiosen Kommission beim Zentralkomitee der Russischen Kommunistischen Partei (Bol " seviki) 1922–1929. Berlin, 1929. Периодическая печать «Известия ВЦИК (с 14 июля 1923 г. – ЦИК СССР и ВЦИК)». 1922. 1 июля, 12 августа: 1923. 4 февраля, 27 апреля, 1, 15 июля, 8, 12 августа; 1924. 23 марта, 24, 27 мая, 10 июля; 1929. 26, 27, 28 апреля. «Правда». 1922. 5 ноября; 1925. 25 января. «Революция и церковь ». 1919. 6–8; 1923. 1–3. «Вестник духовных христиан-молокан». 1925. 102. «Вестник истины. Духовно-назидательный журнал Международного союза церквей ЕХБ». 2008 . 6. Монографии, воспоминания, статьи, диссертации и др. Виноградов В. , протопр. О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона (1923–1925)//Церковно-исторический вестник. 1998. 1.С. 8–40. Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 1–4/Сост. и отв. ред. С. М. Прозоров. М.. 1998–2003. Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917–1921). М. 1975. Крапивин М. Ю., Далгатов А. Г, Макаров Ю. Н. Внутриконфессиональные конфликты и проблемы межконфессионального общения в условиях советской действительности (октябрь 1917 – конец 1930 г.). СПб., 2005. Кривова Н. А. Власть и Церковь в 1922–1925 гг.: Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М.. 1997. Кто руководил НКВД. 1934–1941: Справочник. М.., 1999. Курляндский И. А. Сталин, власть, религия (религиозный и перковный факторы во внутренней политике Советского государства в 1922–1953 гг.). М., 201.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18 мая 1914 г. хиротонисан во епископа Можайского. Хиротонию в Успенском соборе Московского Кремля возглавил Московский митр. Макарий (Невский) . Назначен викарием Московской епархии. Настоятель звенигородского Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря , зав. Высшими жен. богословско-педагогическими курсами в московском Скорбященском жен. мон-ре. Руководил изданием научного иллюстрированного описания Патриаршей ризницы. С 15 янв. 1918 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. 1 июня 1918 г. представил доклад делегации Высшего Церковного Управления для защиты перед правительством имущественных и иных прав РПЦ, включив в него сведения об арестах монахов Саввина Сторожевского мон-ря, а также сотрудников Звенигородского ДУ. 6 июня обратился к губ. комиссару юстиции с просьбой об освобождении до суда под личное поручительство иером. Феофана (Андреева), задержанного по делу о выступлениях крестьян в защиту имущества Саввина монастыря. После вскрытия в Саввином мон-ре в марте 1919 г. мощей св. Саввы Сторожевского направил Патриарху св. Тихону доклад о кощунственном поведении членов проводившей вскрытие комиссии ( Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез». М., 1998. С. 194-195). В 1921 г. назначен епископом Ставропольским (по др. данным, временно управлял также Бакинской епархией). Под натиском обновленцев, к-рых поддерживали представители властей, был вынужден покинуть Ставропольскую епархию и переехал в Москву. Епархиальный совет г. Козлова (ныне Мичуринск) направил делегацию к Патриарху Тихону с просьбой о назначении к ним в город правосл. архиерея. 26 сент. 1923 г. Д. был назначен епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии. Поскольку Тамбовский архиеп. сщмч. Зиновий (Дроздов) в это время находился в заключении, на Д. было возложено временное управление епархией до освобождения архиеп. Зиновия весной 1924 г. Если к моменту прибытия Д. у православных оставалось в Козлове только 2 храма, то вскоре удалось вернуть 13 из 14 церквей, ранее захваченных обновленцами. Д. служил во всех городских храмах, был прекрасным проповедником.

http://pravenc.ru/text/178031.html

1 нояб. 1918 г. в Касимовском у. вспыхнуло восстание крестьян, насильно мобилизованных в Красную Армию. Подавление восстания сопровождалось массовыми арестами и казнями без суда и следствия заподозренных во враждебности к советской власти. Среди казненных между 13 и 16 нояб. 1918 г. был и М. Свидетели событий называли причинами его ареста публичное осуждение властей за расстрел касимовцев у соборного храма. Скорее всего большевистские власти решили физически устранить уважаемого в городе священника. Согласно показаниям свидетелей событий, солдаты, пришедшие арестовать М., предложили ему спрятаться, чтобы они могли доложить начальству, что не застали священника дома. Но М. не согласился и решил идти на казнь. Вместе с другими приговоренными к смерти он был расстрелян у стены кладбища. Очевидцы свидетельствовали, что солдаты отказались участвовать в расстреле, и тогда руководивший казнью комиссар сам расстрелял священника. Тела казненных перебросили через ограду кладбища, на котором они позже были захоронены. Могила М. на старом городском кладбище Касимова сохранилась и почитается верующими. Имя М. включено в Собор священномучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода РПЦ от 27 дек. 2000 г. Из-за неверного написания имени в советских документах был первоначально прославлен как Матфей. После обнаружения новых архивных источников почитается под своим настоящим именем. Арх.: ГАРО. Ф. 626. Оп. 1. Д. 9; Ф. 627; Оп. 240. Д. 55, 60; Оп. 245. Д. 41, 42, 43, 44; Ф. 632. Оп. 19. Д. 3; Ф. 634. Оп. 1. Д. 649, 667, 678; Ф. Р-5. Оп. 2. Д. 5; Ф. 1280; Оп. 1. Д. 41, 101. Лит.: Правдолюбов В., прот. Религиозная история Касимова. Касимов, 1998. С. 39-40; Акульшин П. В., Пылькин В. А. Бунтующий пахарь: Крестьянское движение в Рязанской и Тамбовской губерниях в 1918-1921 гг. Рязань, 2000. С. 101, 105; ЖНИР. Янв. С. 463-464; Священномученик Матфий Касимовский//Рязанский церк. вестн. 2011. 5. С. 34-39; Иоаким (Заякин), иером., Мелетия (Панкова), мон., Серафим (Питерский), игум., Синельникова Т. П. «Моя жизнь - Христос, и смерть - приобретение»: Новомученики и исповедники земли Рязанской. XX в.: Патерик. Рязань, 2012. С. 344-350.

http://pravenc.ru/text/2562700.html

III. Гаий. В «Церковной истории» Евсевий , еп. Кесарии Палестинской (III-IV вв.), приводит фрагмент несохранившегося сочинения, представлявшего собой диалог «церковного человека» (κκλησιαστικς νρ) Гаия и монтаниста Прокла. В «Диалоге» Гаий упоминает о сочинении К. «Откровения» (Αποκαλψεις), которое, по словам Гаия, содержало лживые рассказы о чудесах, показанных ангелом, хотя сам К. выдавал эти тексты за сочинение «великого апостола». В «Откровениях», как пишет Гаий, К. утверждал, что после воскресения наступит 1000-летнее земное царство Христа, и люди во плоти, потворствуя желаниям и предаваясь наслаждениям, будут жить в Иерусалиме в «брачном празднестве» (ν γμ ορτς - Euseb. Hist. eccl. III 28. 2). Негативную характеристику «Откровений» К. со стороны Гаия, а также их тематическое и терминологическое подобие некоторым текстам из Откровения Иоанна Богослова (ср.: Откр 7. 2; 19. 7-8; 20. 4-6; Bardy. Cérinthe. 1921. P. 356; Klijn, Reinink. 1973. P. 5) исследователи соотносят с полемикой, засвидетельствованной в соч. «Главы против Гаия» (Gapita Contra Gaium; CPG, N 1891), и с тем, что сообщает свт. Епифаний Кипрский о еретиках, отвергавших сочинения Иоанна Богослова ( Epiph. Adv. haer. 51. 3). Такое сопоставление позволяет предположить, что Гаий был одним из тех, о ком сообщает свт. Епифаний, называя их алогами ; вместе с тем это отождествление принимают не все исследователи ( Schwartz. 1904. S. 40; Idem. 1914. S. 213; Hengel. 1993. S. 27; Brent. 1995. P. 131-184; Markschies. 1998. S. 59). Выдвигалась гипотеза, что алоги связывали осуждаемые ими сочинения Иоанна Богослова с трудами К., причиной чего могло быть в числе прочего неверное истолкование ими рассказа о крещении Иисуса в Евангелии от Иоанна (Ин 1. 14-37), в к-ром они видели сходство с известным им по ересеологической традиции учением К. о схождении небесного Христа на земного Иисуса (см.: Hall. 1978. S. 290; Orbe A. Sobre los «Alogos» de san Ireneo//Gregorianum. R., 1995. Vol. 76. P. 47-68). Исходя из сохранившихся в передаче сир. писателя Дионисия бар Салиби (XII в.) фрагментов соч. «Главы против Гаия», которое приписывалось Ипполиту Римскому (см.: Dionysius bar Salibi. In Apocalypsim Ioannis//CSCO. 1909. T. 53. P. 4; 1910. T. 60. P. 1-2), некоторые исследователи заключали, что, по мнению Гаия, Откровение Иоанна Богослова и Евангелие от Иоанна были на самом деле написаны К. Вместе с тем в кон. XX - нач. XXI в. эта гипотеза была оспорена и в наст. время признается недостаточно обоснованной (подробнее см.: Hill. 2004. P. 172-204).

http://pravenc.ru/text/1684233.html

В 1919 году по причине малочисленности насельников Успенского монастыря и Знаменского скита было принято решение о слиянии обителей. Закрытие [ править править код ] В 1920 году с окончательным установлением в регионе советской власти была объявлена национализация церковного имущества, в том числе монастырских земель. Постройки Знаменского скита были переданы детскому дому, на землях Успенского монастыря была образована школа-коммуна. Также в его зданиях размещались сыпно-тифозный госпиталь, затем госпиталь для выздоравливающих. Постановлением президиума Енгубисполкома от 28 июня 1921 года монастырская церковь была закрыта, а монахи выселены. Их дальнейшая судьба неизвестна. С 1946 года в корпусах монастыря разместился дом отдыха «Енисей». Восстановление [ править править код ] В 1992 году под руководством епископа Антония (Черемисова) разворачивается деятельность по возвращению Церкви разрушенного монастыря. Казаки во главе с Атаманом 3-го отдела В. П. Мастьяновым в письме к Главе администрации Красноярского края, по благословению Владыки Антония, «убедительно просят передать …разрушенное здание бывшего монастыря, расположенного в п. Удачный и принадлежащую ему землю площадью 12 га, с обязательством восстановить его и создать военно-спортивный казачий лагерь». В ответ на это Комитет по делам культуры и искусства 5 января 1993 года рассматривает возможность передачи монастыря Епархии, для чего советует провести переговоры с объединением «Красноярсккурорт» и Крайсовпрофом, на балансе которых находился в то время монастырский комплекс. Однако реальная возможность передачи монастыря появилась в 1998 году при участии генерал-губернатора края А. И. Лебедя, который положительно ответил на предложение владыки Антония. В апреле 2000 года был подписан акт приема-передачи, по которому были приняты полуразрушенные стены (общий износ главного здания составил 87 %). Современное состояние [ править править код ] При обители действует культурно-исторический центр " Успенский " . Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Красноярский_У...

В 1921 г. указом свт. Тихона , Патриарха Московского, настоятелем мон-ря был назначен архим. Аркадий (Гусев). За сопротивление изъятию церковных ценностей в 1923 г. его арестовали и осудили вместе с братией. С 1923 г. до закрытия мон-ря 19 авг. 1924 г. обязанности настоятеля исполнял игум. Пахомий (Шкамерга). В 1925 г. прошел ряд показательных судебных процессов над абалакскими иноками. 10 мая 1925 г. часть обители была передана группе обновленцев во главе со свящ. П. Д. Соколовым. С февр. по авг. 1927 г. на территории мон-ря содержался под стражей сщмч. Петр (Полянский) . В 30-х гг. XX в. был закрыт и обновленческий приход. На территории мон-ря размещались школа-интернат, дом престарелых, хозяйственные учреждения, в алтаре Троицкого храма была устроена кузница, а в самом храме - гараж. В 1989 г. обитель с разрушенными храмами и монастырскими постройками была возвращена Церкви, ее священноархимандритом стал еп. Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин) . В 1994 году обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер), который отслужил молебен перед Абалакской иконой Божией Матери. Юридически А. м. был зарегистрирован 22 нояб. 1996 г. В авг. 1998 г. наместником А. м. назначен игум. Зосима (Горшунов; впосл. архимандрит). В 1999 г. утвержден устав мон-ря. В том же году возобновлена традиция совершения крестного хода накануне дня памяти свт. Иоанна, митр. Тобольского (в июне). 17 мая 2007 г. было совершено торжественное освящение колокола подаренного мон-рю православными журналистами Тюменской области; 13 мая 2010 г. колокол подняли на колокольню. 6 окт. 2007 г. освящены и установлены кресты и купола на Знаменском соборе и церкви прп. Марии Египетской. 2012 г. закончена реставрация храма Марии Египетской, в 2013 г. - Никольского храма. Ежедневно в соборе совершаются богослужения. По традиции в день престольного праздника, 2 авг., в мон-ре проводится ежегодное собрание монашествующих Тобольской митрополии под председательством правящего архиерея.

http://pravenc.ru/text/62412.html

В кон. 20 гг. XX в. имущество черниговского архиерейского дома было национализировано. Подвизавшийся в Б. м. прп. Лаврентий (Проскура) Черниговский поселился в доме близ Ильинской ц., в к-рой служил до 1930 г., нес подвиг старчества. Прп. Лаврентий ископал на Болдиной горе рядом с Антониевыми пещерами неск. пещер (впосл. названных Лаврентиевыми), устроил в них храм во имя вмч. Георгия Победоносца, к-рый освятил архиеп. Черниговский Пахомий (Кедров) . Вокруг старца сложилась монашеская община, и в 1941 г., после оккупации Чернигова нем. войсками, Б. м. был открыт как жен., первое богослужение состоялось 21 нояб. в пещерной ц. прп. Феодосия. Окормлявший сестер прп. Лаврентий назначил игумению, благочинную, казначею, организовал монастырское хозяйство. С весны 1942 г. в Троицком соборе совершались регулярные богослужения, по инициативе прп. Лаврентия в 1945 г. из Ленинграда в Б. м. были перевезены мощи свт. Феодосия Черниговского. В сент. 1962 г. жен. мон-рь был закрыт. В 1974-1985 гг. по проекту архит. М. М. Говденко был отреставрирован Троицкий собор, в 1981-1982 гг.- монастырская колокольня. В 1988 г. Троицкий собор и Введенская ц. были переданы Черниговской епархии. В наст. время в кафедральном Троицком соборе покоятся мощи прп. Лаврентия и свт. Феодосия Черниговских. В настоятельском и др. корпусах размещается епархиальное ДУ. Ильинская ц. и Антониевы пещеры открыты для экскурсий. Местонахождение чудотворной Ильинской иконы неизвестно. Троицкому кафедральному собору принадлежал скит в с. Вересоч Куликовского р-на, в к-ром в янв. 2003 г. открыт Лаврентия Черниговского жен. мон-рь . Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 193; Т. 2. Стб. 185; Долгорукий И. М. Дневник моего путешествия в Киев в 1817 г.//ЧОИДР. 1870. Кн. 2. Отд. 2. С. 35; Барсов Е. В. Описание актов архива Маркевича, относящихся к истории южнорусских мон-рей//Там же. 1884. Кн. 2. Отд. 1. С. 13-14, 26-28. Лит.: Марков М. Е. О достопамятностях Чернигова//Там же. 1847. Кн. 1. Смесь. С. 12-14; Историческое описание Борисовской Тихвинской пуст.//Там же. 1872. Кн. 2. Отд. 2. С. 35; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.). М., 1975. С. 171; Bipoцьkuй В. Д. Храми Чephiroba. К., 1998. С. 150-176; Руденок В. Я. Чephiribcьka Болдиногорська Богородична лавра//Moruляhcьki читания 2000 року. К., 2001. С. 252-257.

http://pravenc.ru/text/149679.html

В последние дни судьба стала вдруг гримасничать, и эти гримасы были злы. 17 февраля Булыгина не стало. Он умер от кровоизлияния в мозг – умер накануне новой жизни, новых возможностей: со дня на день должен был прийти чек из Англии – гонорар за его книгу – и дальше отрывался путь в Европу. Долго ли он пробыл бы здесь – другой вопрос. Вероятно, Европа его не захватила бы совсем: за свою жизнь он изъездил почти весь земной шар – скиталец по натуре, природе, инстинкту и влечению. Домоседом он не был. Умер бедняком: после него осталось всего-навсего четыре с половиной парагвайских песо, т.е. около одного французского франка. Трогательная подробность: эти деньги вдова положила около образа в его комнате. Пройдет время, и эти деньги будут положены в фундамент часовни – ее решила построить тоже вдова – в Парагвае, на русском кладбище..» В 1921–1922 годах берлинский журнал «Двуглавый орел» опубликовал одиннадцать стихотворений Павла Булыгина и цикл из шести рассказов «Страницы ушедшего». Первая поэтическая книга Павла Булыгина вышла в 1922 году в берлинском издательстве «Град Китеж» со стихотворным посвящением вдовствующей императрице Марии Федоровне: К Твоим стопам, Страдалица Царица, Дерзаю я смиренно положить Разрозненные первые страницы Своей тоски и мыслей вереницы И о прощенье Родины молить. И верю я, что Ангел-Утешитель, Собравши слезы царственных очей, Их отнесет в священную Обитель, И Сам Христос, Великий Искупитель, Утешит скорбь и боль души Твоей. В1937 году в Риге вышел второй, но уже посмертный, поэтический сборник Павла Булыгина «Янтарь», изданный его женой Агатой Булыгиной, писавшей в начале 1970х годов: «Не теряю надежды, что так или иначе память о Павлуше в литературе и истории останется. Бог поможет, верю…» В России имя Павла Булыгина впервые прозвучало на выставке «Поэты русской эмиграции» в Музее книги РГБ в 1996 году – в год столетия со дня рождения (5 февраля 1896) и шестидесятилетия со дня смерти (17 февраля 1936). В 1998 году вышло первое в России издание его стихотворного сборника «Пыль чужих дорог», переизданного в 2009 году, в 2000 году – книги «Убийство Романовых. Достоверный отчет». Могила

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

В послереволюционное время монастырь упразднили. В памятнике духовной культуры разместились места лишения свободы, были осквернены храмы и монастырское кладбище, засыпаны святые колодцы. Во время Гражданской войны обитель была превращена в первый советский концлагерь для участников крестьянского восстания под предводительством А.С. Антонова в 1920–1921 годах. В конце 1922 года концлагерь был расформирован. В 1924 году с торгов продали деревянные монастырские постройки. В 1927 году в бывшем Трегуляевом монастыре разместили тамбовское отделение исправительно-трудового дома, позже здесь располагались различные воинские части, а с начала 1960х годов – военный полигон. В сохранившихся зданиях, в том числе и в церквях, размещались военные склады. Окончательно разрушение храмов и всего архитектурного комплекса обители произошло в 50—60е годы XX века. Уцелело только несколько построек: трапезная, монашеский келейный корпус, конюшни, ледник. Начиная с 1998 года началось возрождение обители. Был расчищен склон у реки, раскопан колодец, началось строительство храма и крытой купальни. В 2002 году на территории бывшего Трегуляевского монастыря был возведен новый храм в честь Второго обретения мощей Святителя Питирима и часовня над источником. Освящение храма состоялось 1 сентября 2002 года. На территории новопостроенного православного центра образовано Архиерейское Подворье. Продолжились работы по благоустройству территории: установлен забор, проведена газификация подворья, построена современная система отопления храма и дома настоятеля, установленные монастырские врата украшены иконой его основателя – святителя Питирима. Возобновилось богослужение в храме святителя Питирима и паломничество в монастырь и к святому источнику. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2301  чел. Всего просмотров 67 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010