47 Митрополит (впоследствии Святейший Патриарх) Сергий. Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам. – ЖМП. 1931. 4. С. 7. 48 Митрополит Никодим. Экуменическая деятельность Русской Православной Церкви. Содоклад на Поместном Соборе 31 мая 1971 года. – ЖМП. 1971. 7. С. 35. 50 Разговоры между Испытующим и Уверенным... С. 132. Среди некоторых православных распространилось ошибочное понимание слов: «и о соединении всех». «Мне указывали, писал в 1935 году Митрополит (будущий Святейший Патриарх) Сергий, будто бы даже Митрополит Московский Филарет толковал прошение на великой ектеньи: «о благостоянии святых Божиих Церквей», т. е. православных, «и о соединении всех», т. е. тоже церквей, но не православных». – ЖМП. 1935. 23–24. С. 10. Доля вины за распространение этого ошибочного мнения лежит на прот. П. Светлове, который в своем сочинении «Где Вселенская Церковь ?» писал: «Обычное понимание ектеньи в смысле моления о соединении разделенных церквей востока и запада встречается, между прочим, и у московского митрополита Филарета: «Разговор между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-Российской церкви» (см.: проф. прот. П. Светлов. Где Вселенская Церковь ? Св.-Троицкая Сергиева Лавра. 1905. С. 100, подстрочное примечание). Святейший Патриарх Сергий по поводу этого заблуждения – к которому сам Митрополит Филарет не имеет ни малейшего отношения – говорит: «Ошибочность толкования очевидна: слово «всех» здесь поставлено в мужском или среднем роде, а εκκλησια – церковь требует женского». – Митр. Сергий. Значение апостольского преемства в инославии. – ЖМП. 1935. 23–24. С. 10 или ЖМП. 1961. 10. С. 42. Если бы речь шла о «церквах», то в греческом тексте стояло бы не τωγ πα γτωγ, а τωγ πασωγ. Еще ранее, в 1903 году Епископ (будущий Святейший Патриарх) Сергий сделал следующее разъяснение в журнале «Церковный Вестник»: Разъяснение « Церковь : 1) молится за святые Божии Церкви поместные православные, единомысленные и единоверные; 2) мы молимся о соединении или единении ( εγωσεωξ) всех не церквей, а христиан или даже вообще всех людей (не πασωγ, а πασωγ), т. е. о том, чтобы все пришли в единение веры или чтобы не выходили из этого единения». Е. С. См.: Церковный Вестник. 1903. 45. С. 1435.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Labuda 1954 – Labuda G. Slowiaszczyzna pierwotna: Wybór tekstów. Warszawa, 1954. Labuda 1964 – Labuda G. Fragmenty dziejów Sowiaszczyzny Zachodniej. Pozna, 1964. T. 2. Labuda 1971 – Labuda G. Gówne linie rozwoju rocznikarstwa polskiego w wiekach rednich//KH. 1971. N 4. Labuda 1988 – Labuda G. Prawne i polityczny aspekty dokumentu Dagome iudex//Labuda, 2. Labuda 2006 – Labuda G. Zamiana Galla-Anonima, autora pierwszej Kroniki dziejów Polski, na Anonima-Wenecjanina//Str. 2006. T. 44. Lamp. 1883 – Die Jbb. des Lambert von Hersfeld I Übers. von L. Hesse, neu bearb. von W. Wattenbach. Leipzig, 1883 (GDV. Bd. 43). Lamp. 1894 – Lamperti Hersfeldensis Annales//Lamperti monachi Hersfeldensis Opera/O. Holder-Egger. Hannover; Leipzig, 1894 (MGH SS rer. Germ. [T. 38]). Lamp. 1957 – Lampert von Hersfeld. Annalen/Neu übers. von A. Schmidt, erläut. von W. D. Fritz. Darmstadt, 1957 (AQuDGM. Bd. 13). Lampel 1902 – Lampel J. Untersuchungen und Beiträge zum historischen Atlas von Niederösterreich//Jb. für Landeskunde von Niederösterreich, NF. Wien, 1902. Bd. 1. Legge 1963 – Legge M. D. Anglo-Norman Literature and its Background. Oxford, 1963. Leon. Mars. 1846 – Leonis Marsicani Chronica monasterii Casinensis/W. Wattenbach//MGH SS. 1846. T. 7. Leon. Mars. 1980 – Die Chronik von Montecassino (Chronica monasterii Casinensis)/H. Hoffmann. Hannover, 1980 (MGH SS. T. 34). Lib. prec. Gertr. – Liber precum Gertrudae ducissae e Psalterio Egberti cum Kalendario – Modlitwy ksinej Gertrudy z Psalterza Egberta z Kalendarzem/M. H. Malewicz, B. Kürbis; opracow. B. Kürbis. Kraków, 2002 (Monumenta Sacra Polonorum. T. 2). Liebermann 1903 – Liebermann F. Die Gesetze der Angelsachsen. Halle, 1903. Bd. 1. Liebertz-Grün 1980 – Liebertz-Grün U. Zum Annolied: Atypische Struktur und singuläre politische Konzeption//Euphorion. 1980. Bd. 74. Liman 1975 – Liman K. Dialog Herborda. Ze studiów historyczno-literackich nad biografi lacisk XII wieku. Pozna, 1975 (UAM. Seria filologia klass. N 6). Lippelt 1973 – Lippelt H. Thietmar von Merseburg, Reichsbischof und Chronist. Köln; Wien, 1973 (MDF. Bd. 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Lewicki 1955 – Lewicki T Obrzdy pogrzebowie pogaskich sowian w opisach podróników u pisarzy arabskich gownie z IX–X w.//Archeologia. Wrocaw, 1955. T. 5 (1952–1953). S. 122–154. Lewicki 1958 – Lewicki T. Sur la ville comane de Qay//Vznik a poatky slovan. Praha, 1958. T. 2. P. 13–18. Lewicki 1961 – Lewicki T. Znajomo krajów i ludów Europy u pisarzy arabskich IX i X w.//SA. 1961. T. VIII. S. 61–124. Lewicki 1968 – Lewicki T. S-w-nt-b-lk arabskiej «Relacji anonimowey (2 po. IX w.) i jego «zastpca»//Liber Josepho Kostrzewski octogenario a veneratoribus dicatus. Wrocaw etc., 1968. S. 363–376. Lombard 1971 – Lombard M. L’lslam dans sa première grandeur. Paris, 1971. Ludwig 1982 – Ludwig D. Struktur und Gesellschaft des Chazaren-Reiches im Licht den schriftlichen Quellen. Münster, 1982. Mann 1931 – Mann J. Texts and Studies in Jewish History and Literature. Cincinatti, 1931. Margoliouth 1918 – Margoliouth D. S. The Russian seizure of Bardha‘ah in 943 A. D.//BSOS. 1918. Vol. I. Pt. 2. P. 82–95. Martinez 1982 – Martinez P. Gardizi on the Turks//AEMA. 1982. T. II. P. 146–172. Marquart 1903 – Marquart J. Osteuropäische und ostasiatische Streifzüge: Ethnologische und historisch-topographische Studien zur Geschichte des 9. und 10. Jahrhunderts (ca. 840–940). Leipzig, 1903. Marquart 1924 – Marquart J. Ein arabischer Bericht über die arktischen (uralischen) Länder aus dem 10. Jahrhundert//Ungarische Jahrbücher. 1924. Bd. IV. H. 3/4. S. 261–334. Melvinger 1955 – Melvinger A. Les premiéres incursions des Vikings en Occident d’après les sources arabes. Uppsala, 1955. Miller 1926–1927 – Miller K. Mappae arabicae: Arabische Welt- und Länderkarten. Stuttgart, 1926–1927. Bd. I–VI. Minorsky 1953 – Minorsky V. F. Studies in Caucasian History. London, 1953. Minorsky 1958 – Minorsky V. F. A History of Sharvan and Darband in the 10th–11th centuries. Cambridge, 1958. Moravcsik 1958 – Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. Berlin, 1958. Bd. I–II. Mik 1936 – Mik H. Osteuropa nach der arabischen Γεωγραικ γεσις des KJ. Ptolemaios von Muhammad ibn Musa al-Huwarizmi//Wiener Zeitschrift fur die Kunde des Morgenländes. Wien, 1936. Bd. 43, H. 3–4. S. 173–184.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пожар 12 дек. 1865 г., сопровождавшийся сильным ветром, нанес мон-рю большой урон. И. м. был восстановлен на средства жертвователей по проекту греч. архит. султанского двора Костиса Калфы. В кон. XIX в. были заново построены сев. и вост. корпуса (Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. 1903. Σ. 469-475; Μαμαλκης. 1971. Σ. 519). И. м., несмотря на то что к этому времени был уже полностью греческим, сохранял связи с Грузией, вошедшей в состав Российской империи. Так, из официальной ведомости 1874 г. известно, что И. м. на территории Грузии (в разных уездах Тифлисской и Кутаисской губерний) принадлежало 2440 дес. земли со 174 дворами монастырских крестьян, приносившими ежегодный доход в размере 4651 тыс. р., а также свыше 350 код пшеницы, ячменя, кукурузы, фасоли, проса и др., свыше 40 код вина и 10 код орехов (Натроев. 1909. С. 421-428). В 1863 г. в ходе реформ кн. Александра Кузы были секуляризированы владения И. м. (как и др. греч. мон-рей) в Румынии. В Бессарабии И. м. принадлежало 1658 дес. земли, значительную часть к-рых занимали леса и виноградники (Там же. С. 272). В 1873 г. имения греч. монастырей К-польского и Иерусалимского Патриархатов (в т. ч. И. м.) в Бессарабии и на Кавказе были переданы в ведение Мин-ва гос. имуществ с уплатой определенной суммы из получаемых доходов. В 1881 г. последовал указ об обратной передаче имений под управление представителей греч. монастырей на Кавказе (Там же. С. 348-350), но при этом был поставлен вопрос о выделении части доходов в пользу груз. келлии ап. Иоанна Богослова (см. подробнее в разд. «Скиты и келлии, принадлежащие И. м.»). Окончательная грецизация мон-ря проявилась в замене подписей-посвящений икон и фресок с изображениями груз. святых греческими: груз. ученый Г. Надареишвили, посетивший И. м. в 1882 и 1887 гг., во время 2-го путешествия зафиксировал эти изменения (Кончошвили. 1901. С. 165, 175; Надареишвили. 1903. С. 268-269). В 1905 г. строения мон-ря пострадали от землетрясения. В 1916 г. И. м. потерял владения в Грузии и Бессарабии (Μαμαλκης. 1971. Σ. 543). В нач. 20-х гг. XX в. был закрыт Никольский мон-рь в Москве.

http://isihazm.ru/?id=748

Йыхви Эстонской ССР. В 1953 году окончил экстерном курс академии со степенью кандидата богословия. С 15 июля 1957 – настоятель Успенского собора г. Тарту и благочинный округа. 17 августа 1958 возведен в сан протоиерея. С 30 марта 1959 благочинный Тарту-Вильяндиского благочиния. 3 марта 1961 пострижен в монашество, а 23 августа того же года возведен в сан архимандрита. С 3 сентября 1961 епископ Таллинский и Эстонский. До 12 января 1962 временно управлял также Рижской епархией. 23 мая 1964 возведен в сан архиепископа и награжден правом ношения креста на клобуке. 23 декабря 1964 – 1 сентября 1986 управляющий делами Московской Патриархии. С 25 февраля 1968 митрополит. 17 июня 1971 награжден правом ношения второй панагии. С 19 июля 1986 – митрополит Ленинградский и Новгородский. 7 мая 1965 – 16 октября 1986 – председатель Учебного Комитета. В 1961–1986 член Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей, в 1964–1987 Президент Конференции Европейских Церквей. 1984 доктор богословия Ленинградской ДА («Очерки по истории православия в Эстонии», изд.: Православие в Эстонии. М. 1999). 7 июня 1990 избран Патриархом Московским и всея Руси, интронизован 10 июня. Алексий (Замараев Анатолий Александрович); (1855 – 18 апреля 1927). Окончил Вологодскую Духовную семинарию (1878) и Московскую Духовную академию (1883) – магистрант практического отделения. С 22 ноября 1883 – учитель Пошехонского Духовного училища Ярославской епархии. В 1885 рукоположен во священника; с 1 мая 1885 – законоучитель Екатеринославских мужской и женской гимназий, с 1 июля 1886 – законоучитель Вологодской мужской гимназии и реального училища. С 20 апреля 1898 – священник церкви артиллерийских частей и учреждений Московского военного округа; с 5–24 марта 1901 – священник 6-го гренадерского Таврического полка и благочинный 2-й гренадерской дивизии; с 12 ноября 1903 – настоятель Александро-Невской церкви Санкт-Петербургского Морского госпиталя; с 12–24 марта 1903 – настоятель церкви свв. Захария и Елизаветы при Кавалергардском полку в Санкт-Петербурге; с 29 октября 1903 – священник церкви Воронежского дисциплинарного батальона и благочинный 1-й бригады Кавалерийского запаса; с 6 мая 1905 – протоиерей; с 14 июля 1905 – протоиерей Адмиралтейского собора г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кроме парадных портретов в полный рост существовали также поясные портреты государя. На них, как правило, Н. А. также представлен в военной форме, но художники старались передать личность императора. Среди самых известных - портрет Н. А. с орденом св. Владимира худож. Г. Г. Манизера (1905, ГИМ). Кисти Галкина принадлежит поясной портрет Н. А. в овале в белом мундире с золотыми эполетами и голубой георгиевской лентой (1896, ГИМ). Авторские повторения этого портрета, а также многочисленные копии находились во мн. присутственных местах. Часто встречавшимся изображением был и поясной овальный портрет государя в алом мундире лейб-гвардии Гусарского полка, выполненный Н. Г. Шильдером (написан в 1896, имел многочисленные повторения, напр. на Александровском подворье Имп. Палестинского об-ва в Иерусалиме, в частной коллекции). Еще более личным и камерным характером отличаются погрудные портреты Н. А., напр. овальные портреты работы Липгарта (1897), А. В. Жерве (1898), Ж. Беккера (1898), А. В. Маковского (1903, парный с портретом Александры Феодоровны, все - частные собрания). О том, что Н. А. позировал художникам, император упоминает в дневнике 2 апр. 1898 г.: «После завтрака нас совсем одолели художники для разных картин - французы Бэккер и Жервекс и старый знакомый Туксен» (Дневники имп. Николая II (1894-1918). М., 2011. Т. 1. С. 401). На рубеже XIX и XX вв. 3 портрета Н. А. выполнил Серов. В 1899 г. был закончен портрет императора в красном мундире Королевского шотландского 2-го драгунского полка (Музей Королевского шотландского полка, Эдинбург, Великобритания; Н. А. был шефом полка с 1896 и заказал портрет для подопечных военных). Именно этот портрет упоминает Серов в письме И. С. Остроухову от 25 дек. 1899 г. (Валентин Серов в переписке, документах и интервью. Л., 1985. Т. 1. С. 271-272). Полотно было закончено раньше портрета Н. А. в форме офицера Преображенского полка, что видно из письма Серова жене от 19 февр. 1900 г. (Там же. С. 279). Портрет в тужурке был оплачен художнику в июле 1900 г. (Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. 1971. Т. 2. С. 510). А. П. Остроумова-Лебедева писала о впечатлениях от «шотландского» портрета: «В ярко-красной форме (английской) с черной папахой в руках, на фоне черноватых листьев; прямо великолепно» ( Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки, 1900-1916. Л.; М., 1945. С. 32). Портрет отправили в Великобританию, но присылали в С.-Петербург на 5-ю выставку «Мира искусств» в 1903 г. и на Осенний салон в Париже в 1906 г.; в рецензии его назвали «одним из лучших портретов Его Величества» ( Карелин А. 5-я выставка картин журнала «Мир искусства»//Знамя. 1903. 42. 14 февр.).

http://pravenc.ru/text/Николай II ...

1976. T. 6. Oikonomides N. Les listes de preseance Byzantines des IXe-Xe siecles. Paris, 1972. Oikonomides N. The Peira of Eustathios Romanos: an abortive attempt to innovate in Byzantine law//FM. 1986. Bd 7. Ostrogorsky G. Geschichte des byzantinischen Staates. Miinchen, 1963. Ostrogorsky G. Die landische Steuergemeinde des byzantinisches Reiches im X Jh.//VfSWG. Hf. 1–2. 1927. Ostrogorsky G. Observations on the Aristocracy in Byzantium//DOP. 1971. T.25. Ostrogorsky G. Die Pronoia unter den Komnenen//ЗРВИ. 1970. T. 12. Ostrogorsky G. Pour Г histoire de la feodalite byzantine. Bruxelles, 1954. Ostrogorsky G. Quelques problemes d» histoire de la paysannerie byzantine. Bruxelles, 1956. Petrusi A. Tra storia e leggenda: akritai e grazi sulla froritiera orientale di Bisanzio//XIVe congres intern, des etudes byzantines. Rapports. Т.Н. Bucarest, 1971. Platon G. Observations sur le droit de 7tpovoix en droit byzantin//RGD. 1903. 27. N 5. Rouillard G. Un grand beneficiaire sous Alexie Komnene Leon Kephalas//BZ. 1930. Bd30. Seibt W. Skleroi. Eine sigillographische Studie. Wien, 1976. Sesan M. Les themes byzantines а Г epoque des Comnenes et des Anges (1081–1204)//RESE. 1931. T. 18. Stein E. Untersuchungen zur spatbyzantinischen Verfassungund Wirtschaftsgeschichte//Mitteilungen zur osmanischen Geschichte. 1923. Bdll. H. 1–2. Svoronos N. Quelques formes de la vie rurale a Byzance. Petite et grande exploitation//Annales. IIe annee. 1956. Juillet-Septembre. N3. Svoronos N. Etudes sur Г Organisation interiere, la societe et la economique de la empire byzantin. London, 1975. Svoronos N. Les privileges de Г eglise a 1» epoque des Comnenes: tin rescript inedit de Manuel I Comnene//TM. 1965. T. I. Svoronos N. Recherches sur le cadastre byzantin et la fiscalite aux XIe et Х1Г s. Le cadastre de Thebes//BCH. 1959. T. 83. Treatgold W. Byzantium and its army. 284–1081. Stanford, 1995. Treatgold W. The byzantine state finances in the eight and ninth centuries. New York, 1982. Thomas J. P. Private religions foundations in the Byzantine Empire.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

758 До и после пострига: Поучения монахам Глинского игумена Филарета//Приложение к журналу «Русский инок». Типография Почаево-Успенской Лавры. Почаев, 1910. С. II. 761 Чудотворная икона… С. 6, 10, 12, 13, 16. Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 6, 9, 11, 26, 32, 47–49. 771 Там же. С. 108. Подробнее об эпистолярном наследии игумена Филарета см. в статье архим. Иоанна (Маслова) «Глинский настоятель игумен Филарет и его эпистолярное наследие. К 150-летию со дня блаженной кончины»//Глинский Патерик. Т. I. 772 Об особенной любви о. Филарета к детям рассказано в первом издании «Жизнеописания игумена Филарета» (СПб., 1856, с. 63). 783 Верхо-Харьковская игумения Емилия: (Память 29 мая)//Жизнеописания… подвижников… Май. М., 1908. С. 299. 784 Жизнеописание игумена Филарета… С. 116–117. Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца/Сост. автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» архимандрит Серафим (Чичагов) . 2-е изд. Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903. С. 92. Игумен Марк, профессор Московской Духовной Академии. Отечник проповедника:/Практическое пособие для студентов: 1221 пример из Пролога и Патериков/Загорск, Троице-Сергиева Лавра, 1971. С. 244. 343. Архим. Иоанн (Маслов) . Глинский Патерик. Загорск, Московская Духовная Академия, 1970. С. 91. [Рукопись]. 786 Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем/Сост. В. В. Зверинский. Т. 1. СПб., 1890. С. 84. Афонский листок Пантелеимоновского монастыря. 1891. 191. 792 Рукописное жизнеописание игумена Филарета 1841 г. С. 14. Цит. по кн.: Жизнеописание игумена Филарета… С. 127. 804 Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец схимонах Евфимий. Издание Глинской пустыни. Курск, 1910. С. 3. 805 Игумен Филарет, настоятель и возобновитель Глинской пустыни: (Память 31 марта)//Жизнеописания… подвижников… Март. М., 1907. С. 355–402. Архимандрит Иоанн (Маслов) . Глинский Патерик. Загорск, Московская Духовная Академия, 1970. С. 100. [Рукопись]. Игумен Марк, профессор Московской Духовной Академии. Отечник проповедника: (Практическое пособие для студентов: 1221 пример из Пролога и Патериков). Загорск, Троице-Сергиева Лавра, 1971. С. 610–611, 876.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

B. В. Зеньковский , История русской философии. Т. I-II, Ленинград, 1991; Л History of Russian Philosophy. Vol. I-II. London, 1953; 2 ed. 1954; 3 ed. 1967; Histoire de la philosophie russe. Т. I. Paris, 1953; Т. II. Paris, 1954. Социальное бытие человека La spiritualité. P. 147 ff. H. Бердяев, Философия неравенства. Берлин, 1923. N. Berdiaeff, Lidée russe. Paris, 1969.P. 107–135: Le théme social. Русское издание: H. Бердяев, Русская идея. Париж, 1971. N. Berdiaeff, Christianisme et Réalité sociale. Paris, 1934. H. Бердяев, Я и мир объектов. Париж, без указания года издания. С.145 и сл. Н. Бердяев , Новое религиозное сознание и общественность. С.-Петербург, 1907. R. Berlinger, WladimirSolowjow. Recht und Sittlichkeit. Frankfurt/M, 1971. С. H. Булгаков, Два града. Т. I. Москва, 1911. С. 206–233: Христианство и социальный вопрос. С. Н. Булгаков, От марксизма к идеализму. Сборник статей. Москва, 1903. С. Н. Булаков, Философия хозяйства. Мир как хозяйство. Москва, 1910. Г. П. Федотов , Социальное значение христианства. Париж, 1933; перепечатано в сборнике Тяжба о России. Париж, 1982. С. 7–50. С. Л. Франк , Духовные основы общества (Введение в социальную философию). Париж, 1930. С. Л. Франк , Личная жизнь и социальное строительство. Париж, без указания года издания. L. Ganikov, Kistjakovskij В. A.//EnFil II. Col. 1720 . Goerdt I. S. 650: «Das grosse wir». J. F. Necker, Russian sociology. London, 1934. H. Кареев, Общие основы социологии. Петроград, 1919. М. М. Ковалевский, Взаимоотношение свободы и общественной солидарности//Интеллигенция в России. С-Петербург, 1910. С 59–88. R. Lauth, Einflüsse slavischer Denker auf die Genesis der Marxschen Weltanschauung//ОСР 21, 2 (1955). S. 399–450. П. И. Новгородцев, Об общественном идеале. Москва, 1917. Г. С. Петров, Церковь и общество. С.-Петербург, 1906. G. Schulz, Die theologiegeschichtliche Stellung des Starzen Artemij innerhalb der Bewegung der Besitzlosen im Russland der ersten Hälfte des 16. Jahrhunderts//Oikonomia 15. Erlangen, 1980.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

Heron 1973 – The two Pseudo-Athanasian dialogues against the Anomoeans. JThS 24 1973. p. 101–122. –The Holy Spirit in Origen and Didymus the Blind: A Shift in Perspective from the Third Fourth Century, in: Kerygma und Logos. FS C. Andresen zum 70 Geburtstag, 1979/80. S. 298–310. Heston E. The spiritual life and the Role of the Holy Ghost in the Sanctification of the Soul, as described in the works of Didymus of Alexandria. , Diss. St. Meinrad//Notre-Dame. Indiana. 1938. 61 р. Roma Univ. Gregor.//рец.: CW. 1939. 33. р. 63. Sister Rose Marie. Hiltbrunner Ο. Didymus der Blinde. Der kleine Pauly, Lexikon der Antike 2. 1967. S. 14. Hönscheid 1975 – Hönscheid J. Didymus der Blinde. De Trinitate. Buch I – II. Meisenheim. 1975. Jülicher Α. Didymus der Blinde. PRE Bd. I. Stuttgart 1903. S. 474–475. Kehl 1964 – Kehl A. Der Psalmenkommentar von Tura. Quaternio IX. (Pap. Colon. Theol. I), hrg. Köln/Opladen. 1964. Klostermann 1905 – Klostermann E. Über des Didymus von Alexandrien „In epistulas canonicas enarratio». TU 28, 2. Leipzig J. C. Hinrichs. 1905. Koenen 1960 – Koenen L. Ein theologischer Papyrus der Kölner Sammlung. Kommentar Didzmos’ des Blinden zu Zach. IX, 11 und 16. APF. 17. 1960. р. 61–105. Kramer 1978 – Kramer B. Protokol eines Dialogs zwischen Didymos dem Blinden und einem Ketzer. ZPE 32. 1978. p. 201–211. Kramer 1981 – Kramer B. «Didymus von Alexandrien. In Theologische Realenzyklnpädie. ed G. Krause and G. Müller. Vol. 8. 741–746. Berlin: Walter de Gruyter, 1981. Kramer B. & J 1987 – Kramer B. & Kramer J. Les éléments linguistiques hébreux chez Didymos l’Aveugle. )Alexandr_na. Hellenisme, juudaisme et christianisme a Alexandrine. Mélanges offerts a Claude Mondésert. Paris Ed. de Cerf 1987. 313–323. Kramer B. Didymus der Blinde. TRE 8. 1981. S. 741–746. Kramer 1971 – Kramer J. Einige Bemerkungen zum dritten Band des Ekklesiastes-Kommentars des Didymos. ZPE. 7. 1971 г. стр. 188–192. Kramer B. Kramer J. Les éléments linguistiques Hébreux chez Didyme L» Aveugle. ΑΛΕΞΑΝΔΡΙΝΑ mélange oferts à Claude Mondésert. Paris 1987. S. 313–323

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010