св. Макарием в Великие Минеи-Четьи (в Софийский, Успенский и Царский списки). 2 послания прп. Максима Грека обращены непосредственно к Б. Одно - краткое - написано в начале полемики, др. («Слово списано иноком Максимом Греком святогорском противу льстиваго списаниа Николаа Немчина латынина») примыкает по содержанию к антилат. посланиям Карпову с опровержением тезисов Б. ( Максим Грек, прп. Соч. Ч. 1. С. 341-346, 213-234). Как можно судить из сочинения прп. Максима, «списание» Б. было посвящено соединению Церквей («Слово о соединении русом и латыном», вариант «русаком и латином»). Нек-рые положения этого Слова, воспроизведенные прп. Максимом, близки грамоте Флорентийского Собора 1439 г. Еще 2 текста, помещаемые в собраниях сочинений Максима Грека как его послания к Николаю Латинянину, являются, по-видимому, компиляциями 2-й пол. XVI в. (Там же. С. 323-340, 509-539; Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека: Характеристика, атрибуции, библиография. Л., 1969. 135, 137). С пропагандой унии католич. и правосл. Церквей Б. обращался и к церковным иерархам - сохранился ответ анонимного автора на послание Б. Ростовскому архиеп. Вассиану (Санину) ( Жмакин В. Памятник рус. противокатолической полемики XVI в.//ЖМНП. 1880. Ч. 211. С. 319-332; ср. Данти А. Грамота Флорентийского Собора 1439 г. Флоренция, 1971). В азбуковниках помещена запись беседы неизвестного лица с Б. о символике иконы «Сошествие Святаго Духа». Толкование Б. представляет собой «его собственное произвольное построение», демонстрирующее «неограниченную возможность домыслов по поводу заданного догматикой сюжета» ( Ковтун Л. С. Символика в азбуковниках//ТОДРЛ. 1986. Т. 38. С. 228-230; публ. полного текста беседы). Лит.: Майков Л. Н. Последние труды: Николай Немчин, рус. писатель кон. XV - нач. XVI в.//ИОРЯС. 1900. Т. 5. Кн. 2. С. 379-392; Соболевский А. И. Переводная лит-ра Московской Руси XVI-XVII вв. СПб., 1903. С. 191-193; Иконников В. С. Максим Грек и его время. К., 1915. С. 227-228; Святский Д. О. Астролог Николай Любчанин и альманахи на Руси XVI в.//Изв.

http://pravenc.ru/text/153633.html

Также в 1870-80 годы ведутся ремонты по всем келейным корпусам, разбирается гостиный корпус (на настоящий момент - подвалы), строится каменная стена с четырьмя башнями и двумя воротами, изменяется русло реки Нурмы, подмывавшей стену монастыря. Кроме того, организуется скит на холме правильной формы 50 саженей в диаметре - Голгофе к востоку от монастыря и насыпается подобный холм к западу от монастыря. На западном холме игумен Иоасаф планировал возвести храм со стенами из застекленных рам, чтобы богослужение было видно издалека. Так создается единый архитектурный ансамбль с 20-саженной колокольней-доминантой, позволяющей собрать воедино не только территорию непосредственно монастыря, но и обе «Голгофы». В начале ХХ века обитель посещает императрица. В 1903 году открывается школа иконописи под руководством Антония Чекина. Просуществовала она три года и была закрыта из-за смутного времени. В 1914 году было отпраздновано 500-летие обители. В 1922 году монастырь закрыли, а здания передали Вологодской областной школе особого режима, а в 1947 году – детскому дому. С 1953 по 1986 год в зданиях монастыря находилась школа для детей с ослабленными легкими. С 1986 года здания принадлежали Грязовецкому интернату, но использованы не были. В настоящее время монастырь передан епархии, последние 9 лет активно идут противоаварийные работы, что позволило предотвратить дальнейшее разрушение построек. Троицкий собор с храмом Иоанна Предтечи был разобран в 1936 году. Кирпичом вымостили дорогу, подходящую к селу Юношескому. Храм Павла Обнорского разрушен после 1957 года, возможно, в 1971 году. Наибольший научный интерес представляет Успенский корпус, включающий разновременные пристройки с 1536 по 1886 годы, в состав которого входят: - трапезная 1536-1539 г.г.; многократно перестраиваемая (в XVIII веке превращена в церковь Успения, растесаны окна, при игумене Иоасафе в конце XIX века уничтожен центральный столб и устроены четыре столба), но сохранившая на чердаке первоначальные завершения по части восточной, северной и западной стенам, пяты и остатки сводов в кладке стен;

http://sobory.ru/article/?object=02736

Карышковский 1953а – Карышковский П. О. К истории балканских войн Святослава//ВВ. 1953. Т. 7. С. 224–229. Карышковский 1955 – Карышковский П. О. К истории балканских походов Руси при Святославе//Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР. 1955. Т. 14. С. 26–30. Карышковский 1960 – Карышковский П. О. Лев Диакон о Тмутараканской Руси//ВВ. 1960. Т. 17. С 39–51. Коковцов 1932 – Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932. Коледаров 1977 – Коледаров П. Ст. Историческата география на Северозападното Черноморие по данните на Константин Багрянородни//Исторически преглед. 1977. 3. С. 50–64. Кондаков 1917 – Кондаков Н. П. Греческие изображения первых русских князей//Сборник в память св. кн. Владимира. Т. I. Пг., 1917. С. 10–20. Крашенинников 1913 – Крашенинников М. Theophanes continuatos. VI. 32. P. 377.1 Bonn//ЖМНП. Вып. 43. Май. 1913. С. 187–188. Кривушин 1998 – Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998. Кузнецов 1971 – Кузнецов В. А. Алания в X–XII1 в. М., 1971. Кулаковский 1898 – Кулаковский Ю. А. Из истории готской епархии (в Крыму) в VIII веке//ЖМНП. 1898. 315. Февр. С. 173–202. Кулаковский 1900 – Кулаковский Ю. Новоизданный византийский трактат по военному делу//ВВ. 1900. Т. VII. С 646–660. Кулаковский 1903 – Кулаковский Ю. А. Византийский лагерь конца X века//ВВ. 1903. Т. X. С. 63–91. Кулаковский 2000 – Кулаковский Ю. А. Избранные труды по истории аланов и Сарматии. СПб., 2000. Курбатов 1991 – Курбатов Г. Л. Ранневизантийские портреты: К истории общественно-политической мысли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. Кучма 1966 – Кучма В. В. Византийские военные трактаты вв. как источники по истории военного искусства Византийской империи//АДСВ. 1966.      Вып. 4. С. 31–56. Кучма 1979 – Кучма В. В. Византийские военные трактаты вв. как исторический источник II ВВ. 1979. Т. 40. С. 49–75. Кучма 1982 – Кучма В. В. «Стратегикос» Онасандра и «Стратегикон Маврикия»: опыт сравнительной характеристики//ВВ. 1982. Т. 43. С. 35–53. Латышев 1914 – Латышев В. Hagiographica graeca inedita. СПб., 1914.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Histoire. Vol. 3. T. 1. P. 268). Выступая как апологет христианства перед лицом ислама, П. А. всегда «вежлив, миролюбив и исполнен уважения к Мухаммаду, Корану, исламу и своему мусульманскому адресату» (Paul of Antioch . 2014. P. 219). Характерной чертой его стиля является лаконичность; форму его произведений Хури определяет как краткое изложение основных положений правосл. веры (enchiridion, breviloquium, compendium, expositio orthodoxae fidei; см.: Paul d " Antioche. 1964. P. 7). Вероятно, именно доступность и корректность изложения, практический характер и актуальность проблематики послужили причиной их широкого распространения. К числу достоинств П. А. как автора Граф относит умение четко выстраивать план произведений и придавать конкретную форму вопросам абстрактного характера, простоту стиля, умеренность в дискуссии. В то же время, по его мнению, степень образованности П. А. не превышала среднего уровня христ. апологетов, писавших на араб. языке ( Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 73). Этот взгляд разделяют не все исследователи. Так, Трупо, напротив, именует П. А. «апологетом высшего разряда» ( Troupeau. 1971. P. 8), а Бюффа утверждает, что «труды ар-Рахиба свидетельствуют о его неординарной эрудиции. Видно, что он был образован и глубоко знал философию и схоластическое богословие; его трактаты о Троице и Воплощении отличает совершенная точность» (Lettre de Paul. 1903. P. 389). Насралла дополнительно указывает на диалектические способности П. А., позволявшие ему доступно объяснять философские и богословские доктрины, и на основательное знакомство П. А. с аристотелевской философией ( Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 1. P. 268), а Гриффит - с предшествующей арабо-христ. традицией (Paul of Antioch . 2014. P. 216). Все без исключения исследователи признают высокую степень укорененности богословско-философской мысли П. А. в визант. традиции (см., напр.: Paul d " Antioche. 1964. P. 7). Тем не менее есть черты, отличающие его сочинения от трудов греч. церковных авторов. Напр., П.

http://pravenc.ru/text/2578543.html

В 1187 г. егип. султан Салах-ад-Дин разгромил крестоносцев в битве при Хаттине и взял Иерусалим. Зап. монархи Ричард I Львиное Сердце , Филипп II Август и Фридрих I Барбаросса организовали 3-й крестовый поход . Осенью 1188 г. между Фридрихом I и посланниками И. А. было достигнуто соглашение о проходе немецкой части крестоносного войска через византийскую территорию (Ibid. N 1581). Летом 1189 г. Фридрих прибыл на Балканы, где в г. Ниш был принят серб. жупаном Стефаном Неманей и провел переговоры с болг. посланниками ( Pavlov á M. Úast Srb pi tetí výpravé kíové//Bsl. 1933/1934. Vol. 5. P. 235-303). Слав. правители Балкан, стремясь выйти из орбиты визант. влияния, решили обратиться к Фридриху, что вызвало недовольство в К-поле. И. А. немедленно восстановил союз с Салах-ад-Дином и обязался воспрепятствовать продвижению Барбароссы через свои земли (RegImp, N 1591; см.: Brand. 1962. P. 170 ff.). Однако усилия византийцев не принесли им успеха. Когда Фридрих занял Адрианополь и встретился там с серб. и болг. послами, И. А. пошел на уступки и в февр. 1190 г. подписал новый договор, по которому должен был обеспечить крестоносцам переправу через Босфор и продовольствие по низким ценам, а также выдать им знатных заложников ( Nicet. Chon. Hist. P. 411; RegImp, N 1603; Zimmert K. Der Friede zu Adrianopel//BZ. 1902. Bd. 11. H. 2. S. 303-320; Idem. Der deutsch-byzantinische Konflikt vom Juli 1189 bis Februar 1190//Ibid. 1903. Bd. 12. H. 1. S. 42-77). После гибели Фридриха Барбароссы в Киликии (9 июня 1190) И. А. отправился в новый поход на Балканы. Кампания завершилась сражением на р. Мораве, в к-ром византийцы разбили сербов (о проблемах датировки см.: Dieten. 1971. S. 81-86), однако по мирному договору за серб. жупаном сохранялась большая часть захваченных им в предыдущие годы земель ( Nicet. Chon. Hist. P. 434; RegImp, N 1605). Война с болгарами сопровождалась для византийцев чередой неудач. В 1190 г. осада Тырнова была безуспешной, а на обратном пути войско И. А. попало в засаду и сам император едва избежал плена. Еще одно поражение от болгар византийцы понесли в 1194 г. при Аркадиополе (ныне Люлебургаз, Турция; Nicet. Chon. Hist. P. 446). Последние годы жизни

http://pravenc.ru/text/674141.html

Ист.: Gennad. Massil. De vir. illustr. 66; Zach. Rhet. Hist. eccl. I 9; Chronicon Edessenum/Ed. I. Guidi//Chronica minora. P., 1903. Pars 1. P. 7-8. (CSCO; 2. Syr. 3; 4) (рус. пер.: Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография: Исслед. и пер. СПб., 1998. С. 472); Mich. Syr. Chron. T. 2. P. 36; Chronicon anonymum Pseudo-Dionysianum vulgo dictum/Ed., trad. J.-B. Chabot. P., 1927. Vol. 1: [Textus]. P. 39, 193. (CSCO; 91. Ser. 3. Syr.; 1); 1949. [Versio]. P. 32, 143-144. (CSCO; 121. Ser. 3. Syr.; 1); Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1915. P. 38, 129. (PO; T. 10. Fasc. 1). Лит.: Assemani. BO. T. 1. P. 207-234; Райт. Очерк. С. 36-38; Koch H. Isaac von Antiochien als Gegner Augustinus//Theologie und Glaube. 1909. Bd. 1. S. 622-634; Baumstark. Geschichte. S. 63-66; Kr ü ger P. Die mariologischen Anschauungen in den dem Isaak von Antiochien zugeschriebenen Sermones: Ein dogmengeschichtlicher Beitrag//ÖS. 1952. Bd. 1. S. 123-131, 187-207; idem. Gehenna und Scheol in dem Schrifttum unter dem Namen des Isaak von Antiochien: Ein dogmengeschichtlicher Beitrag zur Eschatologie der ältesten Zeit//Ibid. 1953. Bd. 2. S. 270-279; Kazan S. Isaac of Antioch " s Homily against the Jews//Oriens Chr. 1962. Bd. 46. S. 87-98; 1963. Bd. 47. S. 89-97; 1965. Bd. 49. S. 57-78; Ortiz de Urbina. PS. P. 100-102; Graffin F. Isaac d " Amid et Isaac d " Antioche//DSAMDH. 1971. Vol. 4. Col. 2010-2011; Klugkist A. C. Pagane Bräuche in den Homilien des Isaak von Antiocheia gegen die Wahrsager//Symp. Syriacum, 1972. R., 1974. P. 353-369. (OCA; 197); idem. Die beiden Homilien des Isaak von Antiocheia über die Eroberung von Bet Hur durch die Araber//IV Symp. Syriacum, 1984: Literary Genres in Syriac Literature/Ed. H. J. W. Drijvers e. a. R., 1987. P. 237-256. (OCA; 229); Brock S. P. The Published Verse Homilies of Isaac of Antioch, Jacob of Serugh, and Narsai: Index of Incipits//JSS. 1987. Vol. 32. P. 279-313; Mathews E. G., Jr. The Rich Man and Lazarus: Almsgiving and Repentance in Early Syriac Tradition//Diakonia.

http://pravenc.ru/text/674143.html

На основе архитектурных, палеографических и нумизматических характеристик, установленных благодаря исследованиям 1971 г., крипта и базилика были датированы кон. IV - 1-й пол. V в., а их возникновение связывали с историческими условиями того времени. Предполагалось, что, когда территория Добруджи подвергалась частым набегам гуннов, мощи мучеников были перенесены в более защищенное место и помещены в запечатанную крипту, расположенную под одновременно построенной базиликой (со стратиграфической т. зр. между базиликой и криптой наблюдается абсолютное соответствие: основа стен базилики соразмерна максимальной высоте стен крипты, повсеместно прослеживается та же строительная система и использованы те же материалы). Три мученика (Зотик, Аттал и Филипп) носят довольно распространенные греч. имена, в то время как у 4-го, Камасия, имя скорее малоазийского происхождения. В Сирийском Мартирологе 411/2 г. под 4 июня упоминается только мч. Филипп в Новиодуне (Die drei ältesten Martyrologien. 1903. P. 13), в Мартирологе Иеронима упомянуты все 4 мученика с повторами и разновидностью в названиях городов и именах, характерных для данного источника. Под 4 июня: «Nividuno Zotici Attali... Camasi... Itali Philippi... Camas»; под 6 июня: «Niveduno... Itali Zotici Camari Philippi Attali»; под 6 июля: «Zeti... Philippi... Zotici... Zeti Philippi... Neveduno Zotici» (ActaSS. 1931. T. 2. Pars 2. P. 302, 307, 355; Brato . 2004. P. 241). Это уникальный случай, когда данные письменных источников получили полное подтверждение благодаря археологическим находкам. В 1972 г. В. Николэеску-Плопушор и В. Вольская произвели антропологическую экспертизу, согласно к-рой было установлено, что скелеты принадлежат мужчинам в возрасте ок. 55, 50-55, 40-45 и 35 лет (лежат в направлении с юга на север). В 2 случаях на конечностях были обнаружены следы пыток, однако установить, каким именно способом святые были замучены, не удалось. Также экспертиза установила, что все 4 мученика вели аскетический образ жизни и что данное захоронение первично,- это исключило предыдущую гипотезу о перенесении останков из др. места ( Baumann. 2004. P. 141-142).

http://pravenc.ru/text/2577605.html

Писания, а также толкования библейских песен, молитвы Господней, Символа веры с катехизическими объяснениями. При передаче псалмов Г. в основном придерживался принятого на Руси церковнослав. текста, иногда допуская изменения с целью более точной передачи лат. оригинала. В конце помещен перевод летописца из труда Севильского еп. Исидора († 636) «Этимологиарий», содержащего хронологию всемирной истории, начиная с библейских событий (после перевода Г. оговаривает несовпадение «римского» и древнерус. летосчисления). Наиболее ранняя рукопись, содержащая перевод Псалтири еп. Брунона Вюрцбургского,- Софийская Четья Минея за август 1541 г. (РГАДА. Ф. 201. 161. Л. 200-317). Перевод получил широкое распространение: он имелся в б-ке Волоколамского мон-ря (согласно описи 1545 г.), Троице-Сергиева и Кириллова Белозерского мон-рей, в 1551-1552 гг. свящ. Сильвестр дал его вкладом в Соловецкий мон-рь. Лит.: Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 1. С. 122-124; Соболевский А. И. Переводная лит-ра Моск. Руси XIV-XVII вв. СПб., 1903. (СбОРЯС; Т. 77. 1). С. 122, 186, 189-193, 261; Пирлинг П. Россия и папский престол. М., 1912. Кн. 1. С. 311-319; Иконников В. С. Максим Грек и его время// Он же. Собрание ист. трудов. К., 19152. Т. 1; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в рус. публицистике кон. XV - нач. XVI в. М.; Л., 1960 (по указ.); Шаркова И. С. Заметки о рус.-итал. отношениях XV - 1-й трети XVI в.//СВ. 1971. Вып. 34. С. 201-211; Зимин А. А. Россия на пороге Нового времени. М., 1972 (по указ.); Казакова Н. А. Дмитрий Герасимов и рус.-европ. культурные связи 1-й трети XVI в.//Проблемы истории междунар. отношений. Л., 1972. С. 248-266; она же. Дмитрий Герасимов//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 195-196 [Библиогр.]; Рыбаков Б. А. Рус. карты Московии XV - нач. XVI в. М., 1974. С. 70-84; Ковтун Л. С. Лексикография в Моск. Руси XVI - нач. XVII в. Л., 1975. С. 81-83; Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977. С. 64, 71, 72; Miller D. B. The Lubeckers Bartholomaus Ghotan and Nikolaus Bulow in Novgorod and Moscow and the Problem of Early Western Influences on Russian Culture//Viator.

http://pravenc.ru/text/164623.html

Соч.: PG. 120. Col. 1202-1292; Ευστρατι δης Σ. Ομιλαι ες τς κυριακς το νιαυτο. Τεργστη, 1903. Τ. 1. Σ. 1-30, 70-91, 157-175, 546-594; Ehrhard. Überlieferung. Bd. 3. S. 525-545, 556; Λαμψ δης Ο. Αγιος Εγνιος, πολιοχος τς Τραπεζοντος. Αθνα, 1984; Rosenqvist J. O., ed. The Hagiographic Dossier of St. Eugenios of Trebizond in Codex Athous Dionysiou 154. Uppsala, 1996. Ист.: Μιχα λ Ψελλς. Επιτφιος ες τν μακαριτατον πατριρχην Ιωννην τν Ξιφιλνον//Μεσαιωνικ βιβλιοθκη/Εκδ. Κ. Ζθας. Βενετα, 1874. Τ. 4. Σ. 421-462; idem (Michele Psello). Epistola a Giovanni Xifilino: Testo crit., introd., trad. e comment./Ed. U. Criscuolo. Napoli, 1973; он же (Михаил Пселл). Хронография/Ред.: Я. Н. Любарский. СПб., 2003. С. 222-223, 233; Oikonomides N. Un décret synodal inédit du patriarche Jean VIII Xiphilin concernant l " élection et l " ordination des évêques//RÉB. 1960. Vol. 18. P. 55-78. Лит.: Μπνης Κ. Ιωννης Ξιφιλνος νομοφλαξ, μοναχς, πατριρχης κα ποχ υτο. Αθνα, 1937; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 556f; Oikonomides N. Le serment de l " imperatrice Eudocie//RÉB. 1963. Vol. 21. P. 101-129; Anastasi R. Sull " epitafio di Psello per Giovanni Xiphilino//Siculorum Gymnasium. N. S. Catania, 1966. Vol. 19. P. 52-56; Halkin F. Le concile de Chalcédoine esquissé par Jean Xiphilin//RÉB. 1966. Vol. 24. P. 182-188; idem. Recherches et documents d " hagiographie byzantine. Brux., 1971. P. 286-288. (SH; 51); Criscuolo U. Sui rapporti tra Michele Psello e Giovanni Xifilino//Atti dell ‘Accademia Pontaniana. 1975. Vol. 24. P. 121-128; Wolska-Conus W. Les écoles de Psellos et de Xiphilin sous Constantin IX Monomaque//TM. 1976. Vol. 6. P. 223-243; eadem. L " École de droit et l " enseignement de droit à Byzance au XIe siècle//Ibid. 1979. Vol. 7. P. 1-106; Lefort J. Rhétorique et politique: Trois discours de Jean Mauropous en 1047//Ibid. 1976. Vol. 6. P. 265-303; Любарский Я. Н. Михаил Пселл: Личность и творчество. М., 1978; Липшиц Е. Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Л., 1981; RegPatr, N 893-906; ODB. Vol. 1. P. 611; Vol. 2. P. 1054, 1328-1329; Vol. 3. P. 2101; LexMA. Bd. 5. Sp. 550.

http://pravenc.ru/text/469592.html

Соч.: Поэзия/Сост., исслед.: Л. Хачидзе. Тбилиси, 1987 (на груз. яз.). Ист.: Древнегрузинская духовная поэзия/Сост.: П. Ингороква. Тифлис, 1913. Т. 1: Тексты VIII-X вв.; Джавахишвили И. Описание груз. рукописей Синайской горы. Тбилиси, 1947. С. 145-165 (на груз. яз.); Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 329-333; Чвени саундже (Наше сокровище). Тбилиси, 1960. Т. 1. С. 459-470 (на груз. яз.); Ирмосы и Богородичны: Две древние редакции груз. ирмология по рукописям X-XI вв./Сост., исслед.: Е. Метревели. Тбилиси, 1971 (на груз. яз.); Микаел Модрекили. Гимны X в./Сост.: В. Гвахария. Тбилиси, 1978. С. 219-224, 435-437 (на груз. яз.); Памятники древнегруз. лит-ры/Сост., ред.: И. Лолашвили. Тбилиси, 1978. С. 462-469 (на груз. яз.); Грузинская поэзия/Сост.: С. Цаишвили. Тбилиси, 1979. Т. 1: Древнегруз. поэзия V-XII вв. С. 64-69 (на груз. яз.). Лит.: Цагарели А. Сведения о памятниках груз. письменности. СПб., 1886. Т. 1. Вып. 1. С. 130; Марр Н. Предварительный отчет о работах на Синае, веденных в сотрудничестве с И. А. Джаваховым, и в Иерусалиме, в поездку 1902 г. (апр.-нояб.)//СИППО. 1903. Т. 14. Ч. 2. С. 1-51; Macler F. Catalogue des manuscrits armeniens et géorgiens de la Biblothéque nationale. P., 1908. P. 171; Кекелидзе К., прот. Новый труд о древнегруз. поэзии//Лит. разыскания. Тбилиси, 1958. Вып. 11. С. 447-461 (на груз. яз.); он же. История груз. лит-ры. Тбилиси, 1960. Т. 1. С. 171-173; он же. Этюды. 1960. Т. 6. С. 103-119; он же. Неизвестная редакция груз. гимнографич. месяцеслова//Там же. 1962. Т. 8. С. 5-55; Blake R. P. Catalogue des manuscrits géorgiens de la Biblothéque patriarcale grécque à Jerusalem//ROC. 3 ser. 1922/23. Vol. 3(23). Р. 19; idem. Catalogue des manuscrits géorgiens de la Biblothéque de la Laure d " Iviron au Mont Athos//Ibid. 1931/32. Vol. 8(28). Р. 289-361; N 3, 4; Метревели Е. К истории груз. оригинальной гимнографии в XI в.//Тр. Тбилисского пед. ин-та им. Пушкина. Тбилиси, 1952. Вып. 9. С. 206-218 (на груз. яз.); она же. О толковании «мехели» и «мехури»//Шота Руставели: Ист.-филол.

http://pravenc.ru/text/471381.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010