сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Лютеранство. Реформатство. Евангелизм История Реформации 1900. Голубкин Ю. А. «...Буду жить и возвещать дела Господни»: Наследие Мартина Лютера//В1Р. 2000. 1. С. 57–65. 1901. Мейендорф И. , протопр . Значение Реформации как события в истории христианства//ВРЗЕПЭ. 1963. 42/43. С. 148–163. 1902. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Реформация XVI в. как церковно-историческое явление: [Докл. на Богосл. собеседовании – III между представителями РПЦ и ЕЛЦ Германии. Хехст (ФРГ), 3–8 марта 1967 г.]/Михаил, еп. Тихвинский//БТ. 1971. Сб. 6. С. 155–164. 1903. Павлова Т. А. Протестантизм и миротворческая деятельность в XVI-XX вв.//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 260–266. 1904. Штрикер Г. Лютеранское движение мирян в России: Лютеранские братские сообщества в среде русских немцев в XIX-XX вв.: [Докл. на Междунар. конф. «Миряне на Востоке и Западе». Лидс (Великобритания), 30 июня – 3 июля 1998 г.]/Пер. с англ.: А. Дорман//Страницы. 1998. Т. 3. 4. С. 519–527; 1999. Т. 4. 1. С. 33–38. 1905. Шульц Г. Институт Восточных церквей Вестфальского университета им. Вильгельма (Мюнстер)//УЗ РПУ. 2000. 6. С. 186–196. См. также 1674, 1952, 2812. Богословие Исследования богословов Евангелическо-Лютеранской Церкви 1906. Вебер О. Догматическая проблема учения о примирении: [Докл. на Богосл. собеседовании – III между представителями РПЦ и ЕЛЦ Германии. Хёхст (ФРГ), 3–8 марта 1967 г.]//БТ. 1971. Сб. 6. С. 187–195. 1907. Вольф Э. К современному положению евангелического богословия в Германии: [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. Загорск, 21–25 окт. 1963 г.]//БТ. 1970. Сб. 5. С. 230–243. 1908. Вольф Э. Крещеный человек как соработник в примиряющем воздействии Божием на мир: [Докл. на Богосл. собеседовании – IV между представителями ЕЛЦ Германии и РПЦ. Ленинград, 12–19 сент. 1969 г.]//БТ. 1973. Сб. 10. С. 97–102. 1909. Гоппельт Л. Примирение через Христа по Новому Завету: [Докл. на Богосл. собеседовании – III между представителями РПЦ и ЕЛЦ Германии. Хехст (ФРГ), 3–8 марта 1967 г.]//БТ. 1971. Сб. 6. С. 179–187.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СПАССКИЙ АНАТОЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Профессор Спасский А.А. Проф. Спасский А.А. (крайний справа) со студентами 1 декабря 1897 года назначен экстраординарным профессором академии по кафедре общей церковной истории. 6 мая 1898 года награжден орденом св. Станислава 3 степени. 29 октября 1898 года Советом академии назначен редактором академического журнала " Богословский Вестник " . 5 мая 1901 года по должности экстраординарного профессора утвержден Высочайшим приказом по гражданскому ведомству в чине Коллежского Советника со старшинством с 1 декабря 1897 года. 6 мая 1902 года награжден орденом Св. Анны 3 степени. 15 июня 1902 года произведен за выслугу лет Высочайшим приказом по гражданскому ведомству в чин Статского Советника со старшинством с 1 декабря 1901 года. 6 мая 1902 года награжден орденом Св. Станислава 2 степени. 22 марта 1903 года уволен с должности редактора " Богословского Вестника " . 12 апреля 1907 года утвержден в ученой степени доктора церковной истории. Докторская диссертация " История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени) т. I. Тринитарный вопрос. История учения о Св. Троице. " (Сергиев Посад, 1906). С того же дня назначен ординарным профессором Академии . 6 мая 1909 года награжден орденом Св. Анны 2 степени. 26 октября 1910 года избран Советом Академии председателем библиотечной комиссии на пятилетний срок (до 15 сентября 1915 года). 6 мая 1912 года награжден орденом Св. Владимира 4 степени. 6 мая 1915 года произведен в чин Действительного Статского Советника. 31 октября 1915 года уволен по болезни на пенсию. Женат на дочери священника – Екатерине Николаевне, урожденной Воскресенской. Их дети: Алексей (1 мая 1896 г. - 4 сентября 1937 г. н. ст.); Николай (17 июня 1898 г. - 8 марта 1971 г. н. ст.); Сергей (3 декабря 1899 г. - январь 1965 г. н. ст.); Людмила (31 мая 1903 г. - 15 февраля 1980 г. н. ст.).

http://drevo-info.ru/articles/3207.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТАЛАНТОВ БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Борис Владимирович Талантов. Последняя фотография перед арестом Борис Владимирович Талантов ( 1903 - 1971 ), преподаватель, церковный публицист, диссидент, исповедник Память 22 декабря (РПЦЗ ) Родился 13 апреля 1903 года в селе Воздвиженском Пыщугской волости Ветлужского уезда Костромской губернии в семье священника Владимира Талантова . При поступлении в Московский межевой институт в 1922 году Борис скрыл своё социальное происхождение, но был выдан земляком. Директор институт порвал бумагу с доносом у него на глазах и дал ему возможность успешно завершить учёбу. В 1932 году его младший брат Серафим, гидротехник, был арестован и отправлен на строительство Беломорканала. В 1933 году он умер на этой стройке. В 1934 году Борис Талантов был принят на работу в Кировский педагогический институт преподавателем математики, астрономии и картографии. В 1937 году его отец был арестован, осуждён " тройкой " и заключён в Темниковские лагеря. Несколько ходатайств Бориса о его освобождении по старости и болезни остались без ответа. Отец умер в лагере в 1940 году. Самого Бориса как сына священника с 1930 по 1941 год не оставляли в покое органы госбезопасности. Характеристики из его личного дела, хранящегося в архиве ВятГГУ, неизменно рисуют Талантова добросовестным и высокопрофессиональным работником. Оставаясь православным верующим, он не скрывал своих взглядов. В институте был дефицит кадров, и его религиозность до поры до времени терпели. В 1951 году он даже окончил вечерний университет марксизма-ленинизма при городском комитете КПСС. 12 июля 1954 году Талантова вызвал его непосредственный начальник – заведующий кафедрой математического анализа и методики математики Фёдор Фёдорович Нагибин. «Подавайте заявление о добровольном уходе из пединститута, а то мы вас уволим за религиозные убеждения с “волчьими документами”!» – потребовал он. Талантов отказался это сделать. 12 августа 1954 года его уволили как инвалида 2-й группы с пенсией в 260 рублей.

http://drevo-info.ru/articles/13680888.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ [Груз. ] (Чолокашвили), архиеп. Алавердский (1695-1731) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви. Занимал Алавердскую кафедру после архиеп. Николая (Андроникашвили) . Род. в княжеской семье. Брат Н., Дурмишхан Чолокашвили, был сахлтухуцеси (министром хозяйства) царского двора Кахети. Приблизительно в 80-х гг. XVII в. Н. занимал Самебскую кафедру: как Самебский архиерей он упоминался в жалованной грамоте (1710), выданной царем Кахети Давидом II (Имамкули-ханом) для монастыря Кацарети ( Жордания. 1903. С. 32), а также в решении гареджийского мон-ря Удабно (1718), где сказано, что Н., будучи самебели (Самебским архиереем), вернул земли, отнятые у гареджийского мон-ря Натлисмцемели (ПГП. 1972. Т. 4. С. 275-276). В 1690-1694 гг. Н. был архиеп. Руставским ( Жордания. 1903. С. 343; Джандиери. 1971. С. 353). В этом сане он участвовал в церковном Соборе, созванном в 1690 г. по распоряжению царя Картли Ираклия I (1688-1703). На Соборе присутствовали также католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Иоанн X (Диасамидзе) , архиереи Алавердский Николай (Андроникашвили), Бодбийский Евдемон, Арсений Мтацминдели, Самебский Николай (Макашвили), архиепископ Картлийский (имя неизв.) и др. духовные лица. Н. в числе др. архиереев Вост. Грузии подписал постановление Собора от 12 марта 1690 г., известное как «Определение устава монастыря Давидгареджи» (НЦРГ. Ad 349; ПГП. 1970. Т. 3. С. 597-598). В 1694 г. Ираклий I, католикос-патриарх Иоанн X, Алавердский архиеп. Николай (Андроникашвили), архиепископ Тбилисский (имя неизв.), Н. и представители груз. знати участвовали в разбирательстве дела Гурамишвили (НА Грузии. Ф. 1448. Д. 5). Архиереи Алавердский Николай (Андроникашвили) и Руставский Н. также упоминаются в др. документе за тот же год (Там же. Д. 57). В грамоте 1695 г., выданной Ираклием I мцхетскому кафедральному патриаршему собору Светицховели , Н.

http://pravenc.ru/text/2566022.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. К. Каргер. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Михаил Константинович (17.05.1903, Казань - 26.08. 1976, Ленинград), историк древнерус. искусства, археолог. Род. в семье учителей. Поступил в Самарский ун-т (1919-1922), окончил фак-т общественных наук Петроградского гос. ун-та (1922-1923), где учился у историков искусства Д. В. Айналова и Н. П. Сычёва . Оставлен при Петроградском ун-те для продолжения научной и педагогической работы, связанной с историей рус. средневек. искусства. Трудовая и научная деятельность К. связана с Ленинградом (С.-Петербургом) и его образовательными и научными учреждениями (ЛГУ, ГРМ, Ин-том живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина АХ, Ленинградским отд-нием Ин-та археологии (ЛОИА) АН СССР). С 1925 г., по окончании аспирантуры, К. преподавал в ЛГУ, а в 1949-1973 гг. заведовал кафедрой истории искусств исторического фак-та. С 1938 г. работал в АХ, где являлся одним из организаторов фак-та истории и теории искусств, с 1938 г. заведовал кафедрой рус. искусства, с 1939 г. занимал должность зам. директора по научной и учебной работе. В 1923-1930 гг. сотрудник ГРМ. С 1929 г. работал в Гос. академии истории материальной культуры (позднее ЛОИА АН СССР), возглавлял группу славяно-рус. археологии (1951-1974), с 1964 по 1974 г. заведовал ЛОИА. С 1949 по 1973 г. являлся зав. кафедрой истории искусства ЛГУ. В 1941 г. ушел добровольцем на фронт. В кон. 1943 г. по ходатайству АН СССР отозван с фронта для проведения работ по консервации и реставрации памятников, пострадавших в годы войны. В авг.-окт. 1944 г. руководил консервацией руин и выборкой фресок ц. Спаса Преображения на Нередице под Новгородом. Летом 1945 г. вернулся к полевым археологическим исследованиям (раскопки ц. арх. Михаила в Выдубицком мон-ре в Киеве), которые непрерывно проводил до 1971 г. Под рук. К. велись археологические и реставрационные работы в Новгороде (1928-1936), в Киеве (1938-1952), в Переяславе-Хмельницком (1949), в Галиче и во Владимире-Волынском (1955-1956), в Полоцке, Турове, Новогрудке и Витебске (1955), в Изяславе (1957-1964).

http://pravenc.ru/text/1681017.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛБРАЙТ [англ. Albright] Уильям Фоксуэлл (24.05.1891, Кокимбо, Чили - 19.09.1971, Балтимор, Мэриленд), амер. востоковед, эпиграфист, филолог, один из основоположников археологии библейской и археологического направления географии библейской . Основной его труд - «От каменного века к христианству: монотеизм и исторический процесс» (1940; From the Stone Age to Christianity: Monotheism and the Historical Process). О. род. в семье амер. христ. миссионеров, вернувшихся в США в 1903 г.; старший из 6 детей. Окончил ун-т В. Айовы. В 1916 г. получил стипендию в ун-те Джонса Хопкинса (Балтимор, Мэрилэнд), где изучал историю Древнего мира, древние и современные языки (греческий, латынь, древнееврейский, аккадский, немецкий и французский). В этот период большое влияние на О. оказал проф. семитской филологии П. Хаупт. В 1916 г. О. сдал экзамен и получил степень доктора за дис. «Ассирийский эпос о потопе» (The Assyrian Deluge Epic). В 1918 г. О., инвалид с детства, призван в армию США. Вскоре, по возвращении из армии, он впервые посетил Палестину. В 1927 г. получил звание профессора в ун-те Джонса Хопкинса, оставался именным профессором с 1929 по 1958 г., вплоть до ухода на пенсию. Занимал должность директора Американской школы исследований Востока в Иерусалиме (1920-1929, 1933-1936). Перу О. принадлежат неск. монографий и более тысячи научных статей. Основные монографии: «Яхве и боги Ханаана», «Археология Палестины: от Каменного века до христианства», «Библейский период от Авраама до Ездры». О. был редактором серии «Anchor Bible Series» книг, посвященных прор. Иеремии, Евангелию от Матфея и Откровению Иоанна Богослова. Важнейшим вкладом О. в науку считается формирование нового подхода в изучении библейской археологии, объектом к-рой он рассматривал все библейские страны, от Индии до Испании и от юга России до юга Аравии, их историю начиная с 10-го тыс. до Р. Х. (или ранее) и до наст. времени. Опираясь на новейшую методологию анализа текста, О. настаивал на привлечении археологического, в частности палестинского, материала для исследования истории Др. Израиля в широком контексте истории древнего Ближ. Востока.

http://pravenc.ru/text/Олбрайтом.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ролан де Во [франц. Vaux] Ролан де (17.12.1903, Париж - 10.09.1971, Иерусалим), католич. историк, археолог, один из выдающихся исследователей древностей Св. земли. По окончании Сорбонны был рукоположен во пресвитера, затем вступил в доминиканский орден (1929). В 30-х гг. ХХ в. занимался изучением истории взаимоотношений классической и средневек. Европы с Востоком. В 1933 г. получил назначение в Иерусалим, в 1945-1965 гг. был директором Библейской и археологической французской школы в Иерусалиме . В.- один из создателей нового франц. комментированного перевода Библии - т. н. Иерусалимской Библии, в состав к-рой вошли его переводы книг Бытие и Царств (см. ст. Библия , разд. «Французские переводы»). Его исследование социальных, культовых и бытовых реалий Др. Израиля (Les institutions de l " Ancien Testament. 1958-1960. 2 vol.), в к-ром показано развитие религ. и общественных структур иудейского общества ВЗ, переведено на мн. языки. Двухтомник «История древнего Израиля» (1971) был опубликован уже после смерти автора (2-й том издан на основании подготовленных материалов Ф. Лангламе). Позиция В. относительно возможностей библейской археологии основывалась на хорошем знании как письменных, так и материальных источников. Он критиковал У. Ф. Олбрайта за непонимание всей сложности истории возникновения библейского текста, М. Нота - за пренебрежение данными археологии, прежде всего в отношении эпохи ветхозаветных патриархов или завоевания Палестины древними израильтянами. Большой вклад В. внес в полевые исследования в Палестине. За первыми раскопками (караван-сарай в Абу-Гоше , 1944) последовали 10 сезонов на Телль-эль-Фаре, идентифицированном с первой столицей Северного царства Фирцой . Ежегодные отчеты для ж. «Revue biblique» показывают, что В. вслед за М. Уиллером и К. Кеньон полностью овладел послойным методом раскопок. Ранние статьи В. отчасти представлены в кн. «Библия и Восток» (1967); позже им были написаны общие обзоры археологической истории Палестины эпохи неолита, халколита и раннего бронзового века для «Кембриджской истории Древнего мира» (1970, 1971).

http://pravenc.ru/text/155047.html

прот. Александр Мень Де Во Де Во (De Vaux) Ролан, иеромонах (1903–1971), французский католический библеист, археолог, кумрановед. Родился в Париже. Учился в Сорбонне и духовной семинарии. В 1929 стал священником Парижской епархии и вскоре вступил в Доминиканский орден. Тогда же началась его преподавательская деятельность. Вначале занимался проблемой влияния арабов на средневековую культуру Запада. В 1933 был направлен в библейскую школу, и с тех пор его деятельность была тесно связана с ней. Де Во читал там лекции по археологии, аккадскому языку и Ветхого Завета. В 1945–1965 был директором Иерусалимской библейской школы, одновременно исполняя обязанности редактора «Библейского обозрения» («Revue Biblique»). В 1961–1963 совместно с вел раскопки в Иерусалиме. Принимал активное участие в кумранских исследованиях и в издании рукописей Мертвого моря. Ученый с мировым именем, Де Во состоял членом многочисленных обществ и академий. Ему принадлежит проект Иерусалимской Библии, для которой он подготовил Книгу Бытия (1951) и 1–4 Цар. (1949–1953), а также библейские главы для «Новой Кембриджской истории древнего мира». По словам сотрудника Де Во «он осуществлял свои исторические исследования и археологические проекты как священник и монах, посвятивший себя служению Богу... Идеалом его жизни оставалась проповедь Иисуса Христа». Главные труды Де Во носят итоговый характер. Среди них: «Институты древнего Израиля» («Les institutions de l’Ancien d’Israël», vol.1–2, P., 1958– 1960), своего рода энциклопедия, освещающая различные стороны ветхозаветной жизни (семья, социальные и хозяйств. структуры, военные правила, времяисчисление, культ, праздники, обряды и обычаи). К книге приложена обширная библиография. Незаконченным остался труд Де Во «Древняя история Израиля» («Histoire Ancienne d’Israël», vol.1–2, P., 1971–1973), второй том которого вышел уже посмертно. В 1-м томе, который охватывает период до Иисуса Навина, Де Во признавал, что библейские сказания о и Исходе записаны значительно позднее самих этих событий, но, в отличие от нем. школы и Де Во не считал, что сказания Быт. и Исх. отражают в большей степени веру Израиля, чем подлинные факты. В то же время он не следовал целиком взглядам американской школы и которые, по его мнению, слишком прямолинейно толкуют свидетельства Предания. Де Во , однако, учитывал роль традиции, которая существовала задолго до того, как была записана в Библии. Разделы, посвященные истории религии, «представляют большой интерес с богословской точки зрения, ибо дают исключительно ценный материал для разработки библейского богословия с учетом различных библейских преданий и исторических данных» (П.Богарт). Книга Де Во – не только история, но и исчерпывающий справочник по ветхозаветной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В.М. Тюленев Список основных сокращений ВВ Византийский Временник. М. Дан. Книга Пророка Даниила//Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета Деян. Деяния святых Апостолов//Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета 1Кор. Первое послание к Коринфянам//Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета Лк. От Луки святое благовествование//Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета Рим. Послание к Римлянам//Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета Атт. Marc. Ammianus Marcellinus. Römische Geschichte/Hrsg. von W. Seyfarth. Berlin. 1968–1971. Bd. 1–4. Arnob. Adv. nat. Arnobius. Adversus nationes libri VII//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Bd. 18. Aug. Contra Acad. Augustinus Aurelius. Contra academicos//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Bd. 63. Aug. Contra Adim. Augustinus Aurelius. Contra Adimantum//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Bd. 25. Aug. Contra Fort. Man. Augustinus Aurelius. Dispulatio contra Fortunatum manichaeum//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Bd. 25. Aug. De cat. rud. Augustinus Aurelius. De catechizandis rudibus//Patrologiae Cursus Completus: Series Latina/Ed. J.-P. Migne. T. 40. Aug. De civ. Dei Augustinus Aurelius. De civitate Dei ad Marcellinum//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Bd. 40. Leipzig, 1898. Aug. De natura boni Augustinus Aurelius. De natura boni contra manichaeos//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Bd. 25. Aug. De vera relig. Augustinus Aurelius. De vera religione//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Bd. 77. Clem. Strom. Clemens Alexandrinus. Stromatae//Clemens Alexandrinus. Opera/Hrsg. von 0. Stahlim, L. Friichtel. Berlin, 1960–1970. CSEL Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Wien. Eus. Dem. Ev Eusebius. Demonstrate evangelica//Eusebius. Werke/Hrsg. von Ed. Schwartz. Leipzig, 1903–1909. Eus. HE Eusebius. Die Kirchengeschichte/Hrsg. von Ed. Schwartz. Berlin. 1952. Flor Lucius Annaeus Florus. Epitome of Roman history/Ed. E. S. Forster. London. 1928.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕМЕРЛЬ [Франц. Lemerle] Поль Эмиль (22.04.1903, Париж - 17.07. 1989, там же), франц. византинист. Окончил парижский Лицей Людовика Великого, затем учился в Сорбонне и в Высшей практической школе (Париж). С 1928 г. преподаватель грамматики. В 1931-1941 гг. работал в качестве сотрудника, а затем генерального секретаря Французской школы археологии в Афинах (École française d " archéologie d " Athènes). В 1945 г. защитил докт. дис. «Филиппы и восточная Македония в христианскую и византийскую эпоху» (Philippes et la Macédoine orientale a l " époque chrétienne et byzantine). Преподаватель истории античности и средних веков на филологическом фак-те в Дижоне (1942-1947); профессор (directeur d " études) 4-го отд-ния Высшей практической школы (1947-1968); профессор фак-та филологии и гуманитарных наук в Сорбонне (1958-1967); профессор визант. истории и цивилизации в Коллеж-де-Франс (1967-1973); 1-й директор Центра исследования визант. истории и цивилизации (Centre de recherche d " histoire et civilisation de Byzance); президент (1961-1971), а затем почетный президент Международной ассоциации византинистов. Л. был членом или почетным членом более 20 высших учебных заведений (академий, ун-тов и ин-тов) в разных странах мира. Л. вырос в семье финансовых инспекторов, но, порвав с семейной традицией, обратился к гуманитарной науке. Интерес к Византии возник у Л. после того, как он увидел репродукции фресок Мистры во время учебы в Высшей практической школе, где преподавал изучавший эти памятники франц. историк искусства Г. Милле (1867-1953). Л. стал изучать искусство и архитектуру Византии, а затем, благодаря работе в Школе археологии,- историю и филологию, осознав, что визант. средневековье мало известно на Западе, а визант. тексты и архивы не достаточно глубоко исследованы. Л.- автор более 250 научных публикаций, среди которых множество статей, неск. монографий и комментированных изданий визант. источников. Он считал, что именно изучение текстов и точное истолкование совокупности имеющихся фактов должно быть основой научного исследования. Первые работы Л. посвящены большей частью археологическим раскопкам и находкам в Греции в 30-х гг. XX в., а также греч. эпиграфике. В 1943 г. в Париже вышли его краткая «История Византии» (Histoire de Byzance) в серии «Что я знаю?» и небольшая книга «Византийский стиль» (Le style byzantin). В 1945 г. Л. подготовил дипломатическое издание актов мон-ря Кутлумуш на Афоне в серии «Архивы Афона». Изучением и публикацией афонских архивов ученый занимался до конца жизни и руководил работой над этим проектом. Был основателем сб. «Travaux et Mémoires». Параллельно Л. продолжал заниматься визант. (преимущественно церковными) архитектурой и искусством, изучал юридические документы и аграрные вопросы, исследовал монастырские архивы, историю вторжений племен и миграций населения на территории Византии.

http://pravenc.ru/text/2463369.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010