На территории Оптиной пустыни в 1931 году был открыт Дом отдыха имени Горького. Но в ноябре 1939 года, после раздела Польши, по приказу Л. Берии НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь «Козельск-1», где в ожидании обмена военнопленными между Германией и СССР было размещено около 5000 польских офицеров, которых в скором времени отправили в Катынь на расстрел. В годы Великой Отечественной войны на территории Оптиной пустыни сначала был госпиталь, в 1944—1945 году проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров, а после войны до 1949 года размещалась воинская часть. Только 17 ноября 1987 года Советское правительство передало Оптину пустынь Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 в надвратой башне обители в день Владимирской иконы Божией Матери была совершена первая Божественная Литургия. 1 февраля 1990 г. Оптиной Пустыни был возвращен Иоанно-Предтеченский скит. Оптина Пустынь и русская культура Оптина Пустынь особенным образом имела неразрывную связь с русской культурой XIX — начала XX веков. Огромное количество богомольцев разного возраста, звания и образования стремились именно в Оптину. А между тем перед октябрьским переворотом 1917 г. в Российской Империи было более 1000 монастырей, около 100 тыс. храмов, т.е. храмы и монастыри были всюду. Но огромный поток богомольцев, минуя «свои» храмы, устремлялся в далекую Оптину, испытывая подчас немалые трудности далекого путешествия. Оптина располагается приблизительно в 300 км от Москвы, а от С.-Петербурга и Киева гораздо дальше. Железная дорога в Козельск появилась лишь в начале XX века, да и до сих пор нет прямого железнодорожного сообщения г. Козельска с Москвой, отчего дорога в Оптину и поныне имеет немалые трудности. Но поток богомольцев не иссякает. Сюда к старцам приезжали И. В. Киреевский (12/25 июня 1856) и Н. П. Киреевская (14/27 марта 1900); П. В. Киреевский (25 окт./7 нояб. 1856); Н. В. Гоголь (21 февр./6 марта 1852); поэт В. А. Жуковский (1852); славянофилы: А. С.

http://azbyka.ru/palomnik/Оптина_пустынь

Неверным является предположение Спасского о том, что Григорий, названный в акростихе службы блгв. кн. Всеволоду (Гавриилу) (составлена в кон. XVI - нач. XVII в.), и Г.- одно лицо ( Спасский. Рус. литург. творчество. С. 143). Автором службы св. кн. Всеволоду является Григорий Топинский . Изд.: Житие и жизнь блгв. вел. кнж. Евфросинии Суздальской/Списано иноком Григорием. СПб., 1888. (ПДП; Вып. 71); Житие прп. Евфросинии Суздальской по списку XVII в.//Тр. Владимирской УАК. Владимир, 1899. Кн. 1. С. 73-172; Георгиевский В. Т. Суздальский Ризположенский жен. мон-рь: Ист.-археол. описание. Владимир, 1900. Прил. 2. С. 9-70 [Житие прп. Евфросинии]; Служба на прославление святых чудотворцев Российских, прославленных свт. Макарием, митр. Московским и всея Руси//Минея (МП). Июль. Ч. 2. С. 209-227; Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского)//АиО. 1997. 2(13). С. 132-144; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2. С. 377-404 [Житие прп. Евфросинии], 351, 374-377. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 283-286; Строев. Словарь. С. 70-72; Фёдоров А. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Кн. 22. Отд. 2. С. 130; Спасский И. Св. Иоанн, еп. Суздальский//ЖМП. 1947. 9. С. 47-55; он же. Первая служба Всем русским святым и ее автор//Там же. 1949. 8. С. 50-55; Колобанов В. А. К вопросу об изучении владимиро-суздальской лит-ры XIV-XVI вв.//УЗ Владимирского пед. ин-та. Сер. лит. 1967. Вып. 2. С. 59-72; он же. Суздальская агиография: (Традиционность и эволюция)//Лит-ра Др. Руси: Сб. Л., 1981. С. 77-84; он же. Владимиро-суздальские лит. памятники XIV-XVI вв.: (Учеб. пособие). М., 1982. С. 48-167; Илиева А. «Слово за преподобните отци в Сирна събота» от Григорий Цамблак в руската ръкописна традиция//Старобългарска лит-ра. София, 1982. Кн. 12. С. 54-63; Дмитриева Р. П. Григорий//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 169-172; Макарий (Веретенников), игум. Митр. Московский Макарий и церк.-лит. деятельность его времени//Тысячелетие Крещения Руси: [Мат-лы междунар. конф.]. М., 1989. С. 281-283; Грибов Ю. А. О неизвестном комплексе лицевых рукописей 70-80-х гг. XVII в.//Вопр. источниковедения и палеографии. М., 1993. С. 140-164. (Тр. ГИМ; Вып. 78); он же. Лицевые списки Жития Евфросинии Суздальской XVII в.//Русская книжность: Вопр. источниковедения и палеографии. М., 1998. С. 78-141. (Тр. ГИМ; Вып. 95); Афанасий (Сахаров), еп. О празднике Всех святых, в земле Русской просиявших, и о службе на сей праздник//УЗ РПУ. 1995. Вып. 1. С. 91-101.

http://pravenc.ru/text/166628.html

«Писня» доносила в августе-сентябре 1940 г. оперработнику-куратору о том, что проповеди Костельника в соборе св. Юра скорее напоминает «смелую лекцию, направленную против большевизма». «Религия безусловно победит», у власти безбожники, однако им скоро придет конец. Тем не менее, Костельник «способен вести за собой верующих» и имеет авторитет у А.Шептицкого, считала Трудно сказать, продолжилось ли сотрудничество НКГБ-МГБ-КГБ с «Писней» после войны. Жизнь ее сложилась очень нелегко. В первые дни войны от шальной пули погиб первый муж, инженер Иван Свирський. Второго супруга Михаила Мельника в 1945 г. осудили на 10 лет лагерей. Бедствовала с сыном Зоряном, продавала семейные ценности и вещи, преподавала в музыкальном училище. С 1950 г., вслед за сыном-врачом перехала в Ровно, где преподавала в музыкальном училище, там и окончила жизнь. Младшая сестра София Сабат-Федорецева (1900-1988) получила известность как актриса театра и кино, стала народной артисткой Украинской ССР. Агентурный же псевдоним «Философ» носил упомянутый в «Учете агентуры...» Иван Лятишевский (1879-1957), викарный епископ Станиславской епархии ГКЦ. Судя по всему, спецслужба оказалась недовольна сотрудничеством с ним, в апреле 1945 г. «Философа» арестовали в один день с остальными фигурантами дела «Ходячие». Из казахстанских лагерей на родину в Станислав он вернулся лишь в 1955 г. Кто он, агент «Литератор»? В арсенале негласного аппарата военных лет пребывал и загадочный агент «Литератор». Мы уже писали о развертывании органами НКВД с 31 декабря 1939 г. оперативного дела «Ходячие» на архиеерев ГКЦ во главе с митрополитом Андреем Шептицким (в 1944 г. дело реанимировали, завершив арестом в апреле 1945 г. преемника владыки Андрея митрополита Иосифа Слепого и еще нескольких По делу «Ходячие» на митрополита и его окружение «давали материалы» до 30 агентов, включая известного разведчика, известного Европе художника-импрессиониста Николая Глущенко («Художник», «Ярема»), чьи куратором выступала гражданская супруга замначальника внешней разведки НКВД-НКГБ СССР Павла Судоплатова - ответственный работник «немецкого» отдела контрразведки НКВД СССР Эмма Каганова (Суламифь Кримкер). К разработке А.Шептицкого подключили и «Литератора», весьма способного молодого человека.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/5/obloz...

Страшный Суд. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (1714–?) (МИХМ) Страшный Суд. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (1714–?) (МИХМ) Согласно «Описи древних церквей города Мурома и древних предметов в них находящихся» кон. XIX в., в Христорождественской ц. находилась несохранившаяся икона «Муромския Божия Матери, шириною в 1 арш., вышиною в 1 арш. и 7 вершков (71,1×101,9 см.- О. С.). Писана по зеленому полю. Доска деревянная, гладкая, риза сребропозлащенная, 84 пробы, обронная. Венцы на Божией Матери и Предвечном Младенце украшены стразами… на иконе имеется следущая надпись: «Я писалъ сий образъ Пречистыя Богородицы града Мурома изуграфъ Александръ Ивановъ сынъ Казанцевъ по реклу Остафьевъ»». На полях рукописи указана дата иконы «1730 года» и помета карандашом - «на лицо» (МИХМ. Науч. арх. 29. Л. 26). В этом документе появилось неизвестное по др. источникам прозвище муромского иконописца - «Остафьев», и неясно, была ли зафиксированная в рукописи дата написана на самой иконе. Если она верна, то к моменту создания Муромской иконы Божией Матери А. И. было 72 года. Местный «хроникер» А. А. Титов в 1840 г. отметил эту икону и упомянул иконописца: «Образ Муромския Божия Матери, пожертвован в прошедшем столетии, писанный здешним посадским человеком Казанцевым» ( Титов А. А. Статистическое обозрение г. Мурома//Памятная книжка Владимирской губ. Владимир, 1900. С. 32 (2-я пол.)). С именем А. И. связывают редкую по иконографии и по художественному достоинству икону «Богоматерь Звезда Пресветлая» (см. ст. «Звезда Пресветлая» икона Божией Матери ) из местного ряда иконостаса собора Рождества Пресв. Богородицы в Муроме (МИХМ). Ее датировали кон. XVII в. или ок. 1700 г. ( Масленицын. 1971. С. 31; 1000-летие рус. худож. культуры. 1988. С. 142); позже датировка была уточнена (Иконы Мурома. 2004. C. 284-287. Кат. 53 (автор описания О. А. Сухова)). Скорее всего образ Богоматери, парный к подписной иконе А. И. «Царь царем», был создан одновременно с последним, т. е. в 1690 г. Иконография этого образа восходит к сб.

http://pravenc.ru/text/1319860.html

Феодосия Мстиславна (в иночестве Евфросиния), мать св. кн. Александра Невского, и его брат св. кн. Феодор Ярославич. В 1900 г. при ремонте пола в храме гробницы были обследованы членами Владимирской архивной комиссии. Гробница кн. Феодора оказалась пустой, в др. гробнице найдены кости жен. скелета и скелета младенца. Захоронения кнг. Феодосии и кн. Феодора найдены археологом М. К. Каргером при раскопках в 1933-1935 гг. в Георгиевском соборе Юрьева новгородского мон-ря . 21 июня 1922 г., в ходе кампании по изъятию церковных ценностей , из Георгиевской ц. были конфискованы богослужебная утварь, оклады богослужебных книг и икон. Постановлением президиума Ивановского облисполкома 24 июня 1930 г. храм был закрыт с целью сохранения его как «ценного архитектурного и исторического памятника». Однако при рассмотрении вопроса о передаче храма Владимирскому музею было указано, что здание «ветхое и не является музейной ценностью». В сент. 1931 г. горсовет предполагал снести церковь, т. к. она «мешает движению...». Несмотря на то что в списке архитектурных памятников высшей категории Владимира и района, составленном ок. 1931 г., Георгиевская ц. считалась закрепленной за Владимирским музеем, храм передали конторе Заготзерно. С марта 1936 г. в церкви размещалась артель «Электрик», после 1945 г.- ансамбль «Вишенка», с кон. 70-х гг. здание занимал Владимирский камерный хор, с 1988 г. Театр хоровой музыки (в 1992 преобразован в Гос. концертно-образовательное учреждение «Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси»). Арх.: ГА Владимирской обл. Ф. 556 [Владимирская духовная консистория]. Р-19, Р-24, Р-36; РГАДА. Ф. 281; Ф. 350. 68; Ф. 1209. Оп. 1. 71. Ист.: ПСРЛ. Т. 3; 4; 7; 9; 16; 20. Ч. 1; 21. Ч. 1-2; 25; 27; 34; 39; АСЭИ. 1964. Т. 3. С. 123. 91; Бакмейстер. Известия. 1772. Т. 1. Ч. 2. С. 118; Новосельский А. А. Роспись крестьянских дворов, находившихся во владении высшего духовенства, мон-рей и думных людей по переписным книгам 1678 г.//ИА. 1949. С. 106. Лит.: [Способин И. И.] Владимирский Георгиевский упраздненный муж.

http://pravenc.ru/text/154979.html

Церковно-приходских школ в соборном приходе две. Первая соборная открыта в 1894 г., здание каменное, удобное, построено Семипалатинским купцом 1-й гильдии А. В. Москвиным стоимостью 17 000 руб., содержится частью на Синодальные, частью на церковные суммы. Вторая Никольская школа открыта в 1897 г., деревянная, пожертвована купцом Гр. И. Ложкиным, стоимостью около 4 000 руб. Школа содержится на капитал, пожертвованный тем же благотворителем на 7 лет. В приходе православных прихожан 1988 душ муж. пола и 1899 жен. пола. По штату положено состоять: протоиерею, священнику, диакону и двум псаломщикам. К.Ф. Скальский «Омская епархия» Омск. Типография А. К. Демидова. 1900 г. Знаменский собор был построен в 1776-88 гг. старанием командовавшего Сибирским войском генерал-поручиком Николаем Гавриловичем Огаревым на добровольные пожертвования воинских команд, казаков и других благотворителей разных сословий. Зданием церковь каменная, с таковою же, в одной связи, колокольнею, обнесена каменною оградою с железными решетками, прочна и утварью достаточна. Престолов три: в честь Знамения Пресвятой Богородицы, в правом приделе – в честь св. преп. Антония и Феодосия Печерских и в левом – в честь св. вмч. Георгия. Капиталов запасных в наличных суммах собор не имеет, а в процентных бумагах хранятся 21 476 руб. 86 коп. Угодий, приносящих доход, нет. Имеется в соборе чудотворная икона Знамения Божией Матери, изображенная точно так же, как и Абалакская икона Божией Матери. История появления этой иконы в соборе такова: по покорении Сибири Ермаком, на правом берегу Иртыша в укрепленном татарском селении Абалаке поселились русские. Во второй половине 1636 и первой 1637 гг. там была построена церковь в честь Знамения Пресвятой Богородицы с приделами во имя св. и чудот. Николая и преп. Марии Египетской. Одновременно с постройкой ее искуснейший в то время в Сибири иконописец протодиакон Тобольского Софийского собора Матфей, по просьбе некого тобольского жителя Евфимия Кока, написал храмовую икону для этой церкви, на коей изобразил Божию Матерь «Знамение» с предстоящими св. Николаем и преп. Марией Египетской. Эта икона была освящена самим архиепископом Сибирским Нектарием и поставлена в Абалакской церкви, что ныне третьеклассный мужской монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=31633

Через пятьдесят лет владыка Митрофан, тогда еще архимандрит, пришел в храм и рассказал эту историю отцу Василию. Тот попросил написать книгу о судьбе иконы, но книга была написана уже после кончины отца Василия. Прихожанка храма Валентина Балабанова рассказала об истории Серафимовского кладбища и о примечательных захоронениях, особенно о священнослужителях, похороненных на кладбище. 28 мая 1905 года состоялось первое захоронение. Серафимовское кладбище поначалу называли " кладбищем новодеревенской бедноты " . В Первую мировую там стали хоронить павших воинов. В годы блокады оно стало местом массовых захоронений. Поскольку обессиленные сотрудники похоронных команд не могли копать мерзлую землю, проводились взрывы, и в образовавшихся траншеях хоронили умерших. Родственникам сообщали номер траншеи. После войны здесь нашли последний приют многие деятели науки и культуры. Появились захоронения героически погибших воинов, моряков, пожарных. На Серафимовском кладбище похоронены многие священники. Большинство - рядом с храмом. Некоторые могилы ухожены, а на некоторых невозможно прочитать надпись. На Березовой дорожке похоронены более сорока сестер Иоанновского монастыря, некоторые - еще до революции. Здесь похоронены клирики и настоятели храма, в том числе уже упомянутые протоиереи Павел Пашский, Николай Ломакин, Владимир Лютик. Почитается верующими могила архиепископа Василия (Кривошеина; 1900-1985); в книге Александра Солженицына " Красное колесо " написано об этой семье. Здесь похоронен протоиерей Борис Тихонравов (1914-1988), который и в Серафимовском, и в Смоленском храме служил вместе с протоиереем Михаилом Гундяевым. А вот протоиерей Косьма Раина (1898-1971), могила которого находится прямо за алтарем храма, никогда здесь не служил: он служил в Белоруссии, во время войны чудом избежал расстрела, примкнул к партизанам. Жил он в Ольгине, с женой и дочерью-врачом, а похоронен на Серафимовском кладбище рядом с храмом, поскольку его сын служил здесь старостой. Было принято решение разыскать все могилы священников, заброшенные захоронения привести в порядок.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Гусева–1999 Гусева Н. Р. Мифы древней Индии. М., 1999. Данилевский–1992 Данилевский И. Н. Лунно-солнечный календарь Древней Руси/Архив русской истории. М., 1992. 1. Данилевский–1996 Данилевский И. Н. Общие характеристики древнерусского лунно-солнечного календаря (хронология и компаративистика)/Источниковедение и компаративный метод в гуманитарном знании: тезисы докладов и сообщений научной конференции. Москва, 29–31 января 1996 г. РГГУ. М., 1996. Демин–1995 Демин А. С. Древнерусская литературная анималистика/Древнерусская литература: Изображение природы и человека. М., 1995. Диоген Лаэртский Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. Дмитриева–1966 Дмитриева Р. П. Приемы редакторской правки книгописца Ефросина (К вопросу об индивидуальных чертах Кирилло-Белозерского списка «Задонщины»/«Слово о полку Игореве» и памятники Куликовского цикла. М.; Л., 1966. Дьяконов–1992 Дьяченко–1993 Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь. М., 1993. Евсевий–1993 Евсеев–1900 Евсеев И. Е. Толкования пророческих мест с обличением жидовства. СПб., 1900. Евсюков–1988 Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск, 1988. Ефрем Сирин–1827, 1849 Жданов–1904 Жданов И. Н. Палея/Сочинения. Т. I. СПб., 1904. Жданов–1939 Жданов Р. В. Крещение Руси и Начальная летопись/Исторические записки. 1939, Заболотский–1901 Заболотский П. К вопросу об иноземных письменных источниках «начальной летописи»/РФВ. T. XLV. Варшава, 1901. Замалеев–1987 Замалеев   А.   Ф. Философская мысль в Средневековой Руси. М., 1987. Зименс–1997 Зименс Г. Вычисление Пасхи в Новгороде в XII веке/Новгородский исторический сборник. Вып. 6 (16). СПб., 1997. Златоструй–1990 Златоструй: Древняя Русь X–XIII bb. М., 1990. Иванов–1893 Иванов Н. А. Общее понятие о хронографах. Казань, 1893. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Т. 1–2. Минск., 1994. Иосиф Флавий. Иудейская война. М.-Иерусалим, 1993. Избранные жития святых/Сост. Афанасий, еп. Пермский и Соликамский. СПб., 1994. Изборник–1073  Изборник Святослава 1073 г./Факсимильное изд. Под. ред. Л. П.  Жуковской. М., 1983.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

В проповедях Б. Р., адресованных прежде всего городскому населению, нашли свое отражение новые представления горожан в период подъема городов, ремесла и торговли в XIII в. о личности, призвании, времени, богатстве. Эффективность проповеднической деятельности Б. Р. была столь велика, что это дало повод Р. Бэкону заявить: «Брат Бертольд Немецкий один принес больше пользы своею проповедью, чем почти все другие братья обоих орденов [т. е. францисканского и доминиканского.- А. Ш.]» (цит. по Gildemeister. S. 6). Позднее, в XVI в., его речи часто и охотно цитировались деятелями Реформации . Соч.: Berthold von Regensburg. Vollständige Ausgabe seiner deutschen Predigten/Hrsg. v. Fr. Pfeiffer, J. Strobl. W., 1862-1880. 2 Bde. 19652; Beati Fratri Bertholdi a Ratisbona Sermones ad Religiosos/Ed. P. Hoetzl. Münch., 1882; Die Handschriften mit lateinischen Predigten Bertholds von Regensburg, 1210-1272/Hrsg. v. L. Casutt. Graz, 1961; Berthold von Regensburg. Vier Predigten. Stuttg., 1983. Ист.: Salimbene de Adam. Chronica//MGH. SS. T. 32. P. 559-563; Rehorn K. Die Chronistenberichte über Bruder Bertholds Leben//Germania. 1881. T. 26. S. 317-338. Лит.: Gildemeister H. Das deutsche Volksleben im XIII. Jh. nach den deutschen Predigten Bertholds von Regensburg. Jena, 1889; Schö nbach A. E. Studien zur Geschichte der altdeutschen Predigt. Tl. 2: Zeugnisse Bertholds von Regensburg zur Volkskunde//Sitzungsber. d. Wiener Akad. der Wiss.: Phil.-hist. Klasse. 1900. Bd. 142; idem. Die Überlieferung der Werke Berthold von Regensburg//Ibid. 1905-1906. Bd. 151-153; idem. Über Leben, Bildung und Persцnlichkeim Berthold von Regensburg//Ibid. 1906-1907. Bd. 154-155; Richter D. Die deutsche Überlieferung der Predigten Bertholds von Regensburg: Untersuchungen z. geistlichen Literatur des Spätmittelalters. Münch., 1969; Stahleder H. Das Weltbild Bertholds von Regensburg//Zschr. f. bayer. Landesgeschichte. 1974. Jg. 37. S. 728-798; Гуревич А. Я. «Социология» и «антропология» в проповеди Бертольда Регенсбургского//Литература и искусство в системе культуры. М., 1988. С. 88-97; он же. Личность, призвание, богатство и спасение в проповеди Бертольда Регенсбургского//Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М., 1990. С. 178-264.

http://pravenc.ru/text/78206.html

Милюков П. Н. Главные течения русской исторической мысли. М., 1897. Т. 1;3-е изд. СПб., 1913. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. СПб., 1896–1903. 2 т.; 2-е изд. доп. Париж, 1930–1937. 3 т. (в 4-х кн.). Нольде Б. Е. Очерки русского государственного права. СПб., 1911. Очерки истории СССР. Период феодализма: Россия в первой четверти XVIII в. Преобразования Петра I. М., 1954. Очерки истории СССР. Период феодализма: Россия во второй половине XVIII в. М., 1956. Очерки истории СССР. Период феодализма: Россия во второй четверти XVIII в. М., 1957. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. СПб., 1915. [М., 1993]. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. Нью-Йорк, 1953. Пушкарев С. Г. Россия в XIX веке (1801–1914). Нью-Йорк, 1956. Рязановский Б. А. Обзор русской культуры. Eugene, Oregon, 1947. 2 т. Семенов П. И. Россия в конце XIX века. СПб., 1900. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1851–1879. 29 т.; М., 1962–1966. 15 кн. [М., 1988–1996]. Филиппов А. Н. Учебник истории русского права. Юрьев, 1912. Шмурло Е. История России. 862–1917. Мюнхен, 1922. Шмурло Е. Курс русской истории. Прага, 1935. Т. 3: 1613–1725. Engelmann J. Das Staatsrecht des Russischen Reiches. Freiburg i. Br., 1889. Florinsky M. T. Russia. A history and an interpretation. N. Y., 1953. 2 Bde. Gitermann V. Geschichte Rußlands. Hamburg, 1949. 3 Bde. Gribowskij V. Das Staatsrecht des russischen Reiches. Tübingen, 1912 (Das öffentliche Recht der Gegenwart. 17). Hanisch E. Geschichte Rußlands. Freiburg i. Br., 1940–1941. 2 Bde; 2 Ed. 1943–1944. 2 Bde. Hedenström A. von. Geschichte Rußlands. 1878–1918. B., 1922. Hoetzsch O. Grundzüge der Geschichte Rußlands. Stuttgart, 1949. Hoetzsch O. Rußland. B., 1913; 2 Ed.: 1917. Iljin I. Wesen und Eigenart der russischen Kultur. 2 Ed. Affoltern a. A., 1944. Karpovich M. Imperial Russia, 1801–1917. N. Y., 1937. Kliutschewskij W. O. Geschichte Rußlands. Stuttgart; Leipzig; B., 1925–1926. 4 Bde. Kliutschewskij W. O. Russische Geschichte von Peter dem Großen bis Nikolaus I. Zürich, 1945. 2 Bde.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010