Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Горазд, епископ Богемский и Мораво-Силезский мая 1879 – †4 сентября 1942 Прославлен Сербской Православной Церковью 17 мая 1961 г., Чехословацкой Православной Церковью 6 сентября 1987 г. Имя внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви в 1988 г. Память празднуется 22 августа/4 сентября (преставление) Из Определений Священного Синода В заседании Священного Синода 27 марта 1988 г. под председательством Патриарха имели суждение о внесении в церковный календарь Русской Православной Церкви имени святого священномученика Горазда, епископа Богемского и Мораво-Силезского. Справка : Преосвященный епископ Богемский и Мораво-Силезский Горазд (Павлик ; †1942) причислен к лику святых Сербской Православной Церковью 17 мая 1961 г. Православная Церковь в Чехословакии 6 сентября 1987 г. совершила прославление в лике святых священномученика Горазда, епископа Чешского, Моравского и Силезского и своим Посланием от 30 ноября 1987 г. известила Поместные Церкви об установлении памяти святого 4 сентября, в день его мученической кончины. Постановили: Включить имя святого священномученика Горазда в Месяцеслов Русской Православной Церкви. Память его праздновать 22 августа по старому стилю (4 сентября по новому стилю), в день мученической кончины святого. Священномученик Горазд (в миру Матей Павлик) родился 26 мая 1879 г. в селе Груба Врбка, в Словацкой Моравии, в семье благочестивых крестьян-католиков. Родители воспитывали будущего святителя в глубоком благочестии, заботясь о его образовании. В годы учения в гимназии в Кромержиже Матей впервые заинтересовался Православием, начал изучать церковнославянский язык. В 1898 г. поступил на католический богословский факультет в Оломоуце, однако Православие все сильнее привлекало его. В 1900 г. он совершил поездку в Киев, желая увидеть своими глазами этот древний центр Русской Церкви и поклониться ее святыням. В 1902 г. в Оломоуце Матей Павлик принял сан католического священника и приступил к приходскому служению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Комментарии к книге 3 (к томам 4 и 5) К оглавлению Судьба митр. Иосифа остается неизвестной: источники ничего не сообщают о его смерти. См.: [Поппэ А. В.] Митрополиты Киевские и всея Руси (988–1305)//Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси. X–XIII вв. М., 1989. С. 204. 22. Е. Е. Голубинский полагал вероятным, что митрополит вернулся в Византию (Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1900. Т. 2. Ч. 1. С. 15). Никея (совр. Изник — Турция) была резиденцией Вселенских патриархов во время существования Никейской империи (1204–1261) — в период между захватом Константинополя крестоносцами и восстановлением Византийской империи. Очевидно, под литовцами автор понимает здесь православных (т. е. преимущественно восточнославянских) подданных великого княжества Литовского, а не этнических литовцев, о поставлении которых в митрополиты нет свидетельств. Чаще в «Новом городе (или «городке») Литовском» (совр. Новогрудок в Гродненской обл. Белоруссии). Митр. Иона продолжал титуловаться «Киевским и всея Руси», как это видно по его грамотам и посланиям; употреблялся также и краткий вариант титула — «митрополит всея Руси». Московские преемники свт. Ионы в XV в. пользовались этим кратким вариантом (Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974. С. 81–82. Ср.: Плигузов А. И. О титуле «митрополит Киевский и всея Руси»//РФА. 1992. Вып. 5. С. 1034–1038, 1042). Хронология поездок свт. Кирилла в Орду нуждается в уточнении, поскольку текст жития св. Петра, царевича Ордынского, послужившего источником сведений для митр. Макария, содержит противоречивые известия (см.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871 [репринт: М., 1988]. С. 39–42; Белякова М. М. Некоторые наблюдения над отражением исторических фактов в «Повести о Петре, царевиче Ордынском»//Литература Древней Руси/Источниковедение. Л., 1988. С. 78–79; она же. «Повесть о Петре, царевиче Ордынском в историко-литературном контексте»//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 74–87). Лаврентьевская летопись отмечает смерть Берке под 1266 г., а смерть митр. Кирилла под 1262 г., тогда как по житию св. Петра митрополит пережил хана.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

Сулимовка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Год постройки:1708. 1905 - колокольня. Адрес: Украина, Киевская область, Бориспольский район, с. Сулимовка, ул. Ленина, 1 Координаты: 50.396735, 31.186425 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Старейший в районе архитектурный памятник казацкой эпохи. Покровская церковь построена в 1622-1628 годах на средства гетмана И. Сулимы. Год основания церкви совпадает с освобождением Ивана Сулимы из турецкой неволи, поэтому, вероятно, эти события связаны между собой. Храм был фамильной усыпальницей - тут похоронено 8 представителей рода. Церковь отличается суровостью форм, присущей оборонной храмовой архитектуре XVII в. В свое время могла выполнять фортификационные функции. Внутренней росписи церковь никогда не имела. Стены украшены иконами. В 1900 г. была пристроена трехъярусная колокольня. В 30-е годы ХХ в. были ограблены пристроенные к храму склепы. Тогда же было уничтожено большинство ценнейших старинных икон. Сейчас проведена реставрация, воссоздан иконостас. По материалам официального сайта Бориспольской епархии Покровская церковь (1622-29) построена по заказу гетмана И. Сулимы. Церковь является одним из ранних образцов украинскою 6арокко. До конца 20 ст. датой сооружения церкви считалась первая половина 17 ст., но в результате реставрации и исследований 1977–1979 гг. и 1988–1990 гг. было доказано, что каменный храм был построен в 1708 году вместо пришедшего в упадок деревянного храма. Именно Иван Федорович Сулима, внук гетмана Ивана Сулимы, стал инициатором постройки храма, сохранившегося до наших дней. (По другим источникам инициатором все же был сам Иван Сулима, поскольку после многочисленных поездок по странам зарубежья он насмотрелся на каменную архитектуру). Церковь много раз ремонтировали: в 1905 году (по другим источникам в 1900 году) была разобрана западная стена женского притвора, достроен притвор с колокольней, тамбуры перед северным и южным входами, а также ризница. Центральная главка была изменена, ее сделали приземистой, были ликвидированы декоративные маковки на гребнях крыш женского притвора и алтаря. Церковь отвечает всем канонам казацкого барокко – каменная, трехдольная и однокупольная. В храме нет росписей, иконы были накладными, а иконостас можно было разобрать на части. До наших дней аутентичный иконостас не сохранился. Фасады церкви внешне делятся пилястрами, присутствует также массивный карниз. Первый ярус колокольни трехдольный, есть лестничная клетка, второй ярус – восьмерик. Под колокольней храма находится подвал, а под нефом церкви расположена крипта рода Сулим.

http://sobory.ru/article/?object=41613

Горушка. Казанский Даниловский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Казанский женский монастырь на Горушке близ города Данилова основан в 1894 г. монахиней Михаилой по благословению ее духовного отца, святого праведного Иоанна Кронштадтского. 13 августа 1894 г. была освящена деревянная Казанская церковь. В 1897 г. в ныне несуществующей деревне Нохрино, монастырь устроил собственный кирпичный завод и было начато строительство святых врат с двухъярусной колокольней, которое было завершено в 1900 г. Эти постройки не сохранились. В 1901 г. приступили к строительству большого трехпридельного храма. Святейший Синод одобрил проект петербургского архитектора В.А. Косякова. Из-за нехватки средств, после смерти первой настоятельницы монастыря матушки Михаилы, в 1909 г. строительство было приостановлено почти на семь лет и было возобновлено лишь летом 1915 г. 16 сентября 1918 г. состоялось освящение храма святейшим патриархом Тихоном. Строился храм, как зимний: в подвале расположены печи, в стенах проходят дымоходы, трубы выходят на вершины полукруглых кровель, но в то трудное время протопить огромный собор не было возможности, и храм использовался как летний.  Зимой 1928 г. монастырь был закрыт. В 1931 г. на территории была организована сельхозартель «Красная Горушка». В советское время в храме находилось колхозное хранилище, склады, были оборудованы водонапорная башня и электростанция. В алтарной части устроили магазин. В августе 1980 г. произошел пожар - сгорел купола. Храм вернули церкви в 1988 г. В 1992 г. храм был открыт, как приходской, а 2 января 2002 г., в день памяти св. праведного Иоанна Кронштадтского, архиепископ Михей благословил вновь открыть Казанский монастырь на Горушке. 17 июля 2003 г. началось возрождение обители. Храм имеет четыре престола: кроме главного, иконы казанской Божией Матери, освящены пределы во имя Николая Чудотворца, в честь святителя Тихона Патриарха Московского в зимнем приделе, освященный 22 ноября 2004 г. С 1995 г. Даниловский монастырь является памятником федерального значения. 

http://sobory.ru/article/?object=20494

[греч. Κωνσταντνος Μανασσς] (ок. 1115, по другой версии - ок. 1130, К-поль - после 1173-1175, по др. данным - 1187), визант. писатель. К. М. некоторое время служил секретарем при дворе имп. Мануила Комнина и уже в юности примкнул к интеллектуальному кружку под покровительством севастократориссы Ирины, жены Андроника Комнина, брата Мануила. Вскоре после смерти мужа Ирина попала в немилость из-за подозрений в участии в заговоре; возможно, в этот период К. М. отдалился от кружка. Вероятно, преподавал риторику и был профессором Патриаршей школы в К-поле. К. М. имел связи и с др. аристократическими родами, в т. ч. с семьей Иоанна Контостефана, родственника Мануила. Ему принадлежит монодия на смерть жены Иоанна Феодоры ( Курц. 1900). В 1160 г. Контостефан возглавил посольство в Палестину к Иерусалимскому кор. Балдуину III и гр. Триполитанскому Раймонду III для переговоров о заключении брака между Мануилом и Триполитанской принцессой Мелисендой. Путешествие, в к-ром принял участие и К. М., длилось 2 года и нашло отражение в стихотворных «Путевых заметках». Ряд исследователей полагают, что К. М. в последние годы жизни был митрополитом Навпактским ( Bees. 1928/1929; Καρπζηλος. 2009. Σ. 537-538). В заглавии неск. списков «Хроники» (Bodl. Misc. 205, Monac. gr. 254) К. М. сказано, что автор «впоследствии стал митрополитом Навпактским». Кроме того, в одном из писем Иоанн Апокавк сообщал, что в молодости служил секретарем у митрополита Навпакта Константина Манасси. Также известна печать 1170 г., принадлежавшая Константину Манасси, епископу фракийского г. Панион (в таком случае это была предшествующая карьерная ступень) ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 293). К. М. мог принять монашеский постриг уже к 1160 г., поскольку в начальных строках «Путевых заметок» сказано, что он, «избежав потрясений бурной жизни… наконец пристал к тихой гавани» ( Horna. 1904. S. 325-326). Др. ученые полагают, что упоминание сана К. М. в заглавии «Хроники» является результатом ошибки переписчиков XIV в., а 2 др. аргумента считают недостаточными ( Lampsidis. 1988. P. 97-104; Magdalino. 1997. P. 161). Также противники отождествления полагают, что придворный поэт вряд ли согласился бы покинуть К-поль ради митрополичьей кафедры в провинции.

http://pravenc.ru/text/2057092.html

Для сборника докладов была подготовлена избранная сокращенная библиография на основании библиографии МДА (далее – Библиография 2010), изданной в: МДА 325 лет. Т. 1. Кн. 2. 2010. С. 338–369, с рядом добавлений. Составитель – игумен Дионисий (Шленов) при участии протоиерея Александра Задорнова. I. Справочники, био-библиографические указатели, каталоги Библиографический указатель к «Творениям святых ОТЦОВ в русском переводе» гг.], 1871–1872 гг.], гг.]//БВ 3. 2003. с. 276–349; БВ 4. 2004. с. 410–477; БВ 5–6. 2005–2006. С. 493–627. Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Московского университета за истекающее столетие, со дня учреждения января 12-го 1755 года, по день столетнего юбилея января 12-го 1855 года, составленный трудами профессоров и преподавателей, занимавших кафедры в 1854 году, и расположенный по азбучному порядку. т. 1–2. м., 1855. ч. 1. XX, 485, с., 2 л. факсимиле; 4.2. 673 с. Богословие и история Церкви. Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий русской православной Церкви (1947–2000). м.: Издательский совет РПЦ, 2006. 464 с 1 . Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С. Московские профессора XVIII – начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки, м.: «Янус-К», АО «Московские учебники», 2006. 300 с. Волков В. Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за XVIII, XIX века и половину XX столетия, ч. 1, 2. Загорск, 1961, 1962. 356, 350 с. (Машинопись) 2 . Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода т. 2: Кафедры и личный состав Академии. 4.1. Краткий справочник-указатель за 1814–1919 гг. м., 1982. 301 с. Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода т. 2: ч. 2. Биоблиографический словарь сотрудников Академии в 1814–1919 гг. м., 1987. 224 с. (Машинопись). Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода, т. 2. Кафедры и личный состав академии, ч. 3. Биобиблиографический словарь сотрудников академии в 1870–1900 гг. м., 1988. 334 с. (Машинопись).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Зейгарник Блюма Вульфовна Блюма Вульфовна Зейгарник (нем. Bluma Zeigarnik; 9 ноября 1900, Прены Ковенской губернии — 24 февраля 1988, Москва) — советский психолог, основатель отечественной патопсихологии. Широко известен результат дипломной работы Зейгарник, выполненной под руководством Курта Левина в Берлинском университете, где она показала, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые («эффект Зейгарник»). С 1931 года работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины под руководством Л. С. Выготского. Дальнейшие исследования были посвящены изучению патологии мышления и личности на основании теории деятельности. Зейгарник — одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. Выдающийся вклад Блюмы Зейгарник в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983). В СССР ей была присуждена Ломоносовская премия I-й степени (1978). Блюма Вульфовна Зейгарник родилась 9 ноября 1900 года в Пренах Ковенской губернии, там же окончила гимназию. После замужества в 1921 году переехала в Берлин, где поступила в Берлинский университет (на филологический факультет), где под влиянием лекций Макса Вартхаймера заинтересовалась психологией. В 1924 году начала посещать семинар Курта Левина, который занимался психологией личности, в частности изучением движущих мотивов личности, поведения личности в её среде, потребностей и квазипотребностей личности и их зависимости от социального окружения. Одновременно с занятиями у Левина Блюма Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и по эстетике М. Дессуара. Приблизительно в это время (1925), после проведения ряда экспериментов Зейгарник обнаружила закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник»: незавершенные действия сохраняются в памяти человека намного лучше, чем действия завершенные. Эксперимент сводился к тому, что экспериментатор просил испытуемых за определенное время решать ряд задач. При этом испытуемому не давали завершить часть из них, ссылаясь на нехватку времени. Позже испытуемому предлагали перечислить все задания, которые он запомнил. Предполагалось, что в случае прерывания решения задачи возникает определенный уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти (гипотеза в духе школы К.Левина, под руководством которого проводился эксперимент). Было показано, что среди сохранившихся в памяти действий отношение незавершённых действий к завершённым равно 1,9. Т.о., результат отличается почти в 2 раза.

http://lib.cerkov.ru/authors/941

Список принятых сокращений А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) ААЭ — Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи. Т. I (1294—1598 гг.). СПб., 1836 АЯ — Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. I. СПб., 1841 ИСЭИ — Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси. Т. I (сост. С.Б. Веселовский). М., 1952; Т. II (сост. И.А. Голубцов). М., 1958; Т. III (сост. И.А. Голубцов). М., 1964 АФЗХ — Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч. I. (подгот. Л.В. Черепнин). М., 1951 АЮ — Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства. СПб., 1838 Базилевич — Базилевич К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства. Вторая половина XV в. М., 1952 Будовниц — Будовниц И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV—XV вв. М., 1966 Веселовский — Веселовский С.Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969 Вымская летопись — Вымская летопись//Историко-филологический сборник. Вып. 4. Сыктывкар, 1958 ГБЛ — Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина. Отдел рукописей (Москва) ГВНП — Грамоты Великого Новгорода и Пскова/Под ред. С.Н. Валка. М.; Л., 1949 Герберштейн — Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988 ГИМ — Государственный исторический музей. Отдел рукописей (Москва) Голубинскчй — Голубинскчй Е.Е. История русской церкви. Т. II. Ч. I//ЧОИДР. 1900. Кн. 1 ДДГ — Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV—XVI вв./Подгот. Л.В. Черепнин. М.; Л., 1950 ДРВ — Древняя Российская вивлиофика. Ч. VI. М., 1787 Инока Фомы слово похвальное... — Инока Фомы слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче/Сообщение Н.П. Лихачева. СПб., 1909 Казакова-Казакова Н.А. Русско-ливонские и русско-ганзейские отношения. Конец XIV — начало XVI в. Л., 1975 Каштанов-Каштанов С.М. Очерки русской дипломатики. М., 1970 Лурье-Лурье Я.С. Рассказ о боярине И.Д. Всеволожском в Медоварцевском летописце//Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1977. М., 1977

http://sedmitza.ru/lib/text/438805/

Турара Рыскулова им., село (Ванновка). Церковь Иоанна Богослова. Церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Богослова Год постройки:1947. Оборудован в частном доме. Расширен в 1985-1988. Адрес: Республика Казахстан, Туркестанская область, Тюлькубасский район, село им. Турара Рыскулова, ул. Садыкова, д. 56 Координаты: 42.532129, 70.354092 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ныне действующий храм является приспособленным домом, который неоднократно реконструировали. Согласно архивным документам, действует с 1947г. Первоначально освящен митрополитом Николаем (Могилевским) в 1947 г. В 1985-1988 гг. пристроены горняя часть алтаря и притвор, поднята крыша, установлены купола. Построены: звонница, дом, гараж и ограда. В 2008 г. дом отремонтирован и используется как здание воскресной школы. В 2009 г. новая ограда, гараж переоборудован в лавку. В 2010 г. начато строительство нового здания для приходского духовно-просветительского центра, изготовлен и смонтирован новый иконостас. Церковный дом: длина 13 м, ширина 7.7 м, используется как воскресная школа, трапезная и дом священника. Второй дом: длина 12.5 м, ширина 4.3 м, используется как сторожка, просфорня, библиотека и складское помещение. Колокольня: 3.5х3.5 м, двухъярусная, 5 колоколов. Иконная лавка: 4х5.2 м. Сарай: 11.9х2.4 м. На постройку первой церкви в сел. Ванновском Чимкентского уезда в августе 1900 года было разрешено произвести постройку церкви хозяйственным способом. План церкви не поправился крестьянам села Ванновского, так как церковь предполагалось построить без купола и с одним окном в колокольне на запад. Ванновцы просили план изменить, а церковь расширить. Желание их было исполнено. В июле месяце 1901 года было разрешено строить церковь не из кирпича, как было указано по смете, а из камня. Летом 1903 года обнаружилось, что построить всю церковь из камня за недостатком средств невозможно. К 1 сентября 1903 года был выложен фундамент и пять рядов камня до подоконников, поэтому решено было достроить церковь из кирпича. С первого сентября 1903 года в состав Строительного Комитета вошел вновь назначенный в сел. Ванновское священник Михаил Заозерский. Действе кредита, отпущенного на постройку Ванновской церкви, оканчивалось в декабре 1903 года, поэтому последним сроком окончания церкви следовало считат конец 1903 года, об окончании церкви в 1903 году нельзя было и думать, так как Комитет еще не приступал к заготовке кирпича, а его требовалось заготовить 180 тысяч.

http://sobory.ru/article/?object=27004

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Свято-Тихоновском университете прошла презентация издательского проекта «Русская Церковь. Век двадцатый» 04.05.2015 29 апреля 2015 года в конференц-зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета состоялась презентация масштабного издательского проекта « Русская Церковь . Век двадцатый. История Русской Церкви XX века в свидетельствах современников» и выпущенного в рамках проекта первого тома (в двух книгах). Многотомное издание задумано и осуществляется как антология фрагментов мемуарных, эпистолярных и дневниковых текстов непосредственных участников драматических событий отечественной истории минувшего столетия. Издание осуществляется издательством ПСТГУ совместно с издательством «Эксмо». По замыслу составителей первый том охватывает конец Синодального периода (1900-1917 гг.), а последующие тома будут посвящены событиям 1918-1939 гг. (2-й том), 1940-1988 гг. (3-й том), 1989-2000 гг. (4-й том). Пятый том предполагается посвятить свидетельствам о Русской Церкви за рубежом. Каждый том будет состоять из двух книг. К участникам презентации обратился ректор Свято-Тихоновского университета протоиерей Владимир Воробьев, который подчеркнул важность изучения документальных свидетельств о трагической истории России и Русской Церкви в двадцатом столетии. В ПСТГУ вот уже третье десятилетие ведется планомерная исследовательская работа в области новейшей истории Русской Православной Церкви, в частности, создана обширная база данных о новых мучениках и исповедниках, которая активно используется в многочисленных церковно-исторических трудах. Ведущий мероприятия кандидат исторических наук священник Андрей Постернак предоставил слово научному редактору проекта доктору церковной истории, кандидату исторических наук священнику Александру Мазырину, который охарактеризовал содержательную суть проекта, охватывающего тематически самые разнообразные аспекты церковно-государственной, церковно-общественной и общекультурной жизни России начала двадцатого века. Говоря о самом издательском проекте, отец Александр подчеркнул важную роль в его появлении заведующего отделом издательства ПСТГУ Е.Ю. Агафонова.

http://drevo-info.ru/news/18811.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010