Список принятых сокращений А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) ААЭ — Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи. Т. I (1294—1598 гг.). СПб., 1836 АЯ — Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. I. СПб., 1841 ИСЭИ — Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси. Т. I (сост. С.Б. Веселовский). М., 1952; Т. II (сост. И.А. Голубцов). М., 1958; Т. III (сост. И.А. Голубцов). М., 1964 АФЗХ — Акты феодального землевладения и хозяйства. Ч. I. (подгот. Л.В. Черепнин). М., 1951 АЮ — Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства. СПб., 1838 Базилевич — Базилевич К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства. Вторая половина XV в. М., 1952 Будовниц — Будовниц И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV—XV вв. М., 1966 Веселовский — Веселовский С.Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969 Вымская летопись — Вымская летопись//Историко-филологический сборник. Вып. 4. Сыктывкар, 1958 ГБЛ — Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина. Отдел рукописей (Москва) ГВНП — Грамоты Великого Новгорода и Пскова/Под ред. С.Н. Валка. М.; Л., 1949 Герберштейн — Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988 ГИМ — Государственный исторический музей. Отдел рукописей (Москва) Голубинскчй — Голубинскчй Е.Е. История русской церкви. Т. II. Ч. I//ЧОИДР. 1900. Кн. 1 ДДГ — Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV—XVI вв./Подгот. Л.В. Черепнин. М.; Л., 1950 ДРВ — Древняя Российская вивлиофика. Ч. VI. М., 1787 Инока Фомы слово похвальное... — Инока Фомы слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче/Сообщение Н.П. Лихачева. СПб., 1909 Казакова-Казакова Н.А. Русско-ливонские и русско-ганзейские отношения. Конец XIV — начало XVI в. Л., 1975 Каштанов-Каштанов С.М. Очерки русской дипломатики. М., 1970 Лурье-Лурье Я.С. Рассказ о боярине И.Д. Всеволожском в Медоварцевском летописце//Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1977. М., 1977

http://sedmitza.ru/lib/text/438805/

Турара Рыскулова им., село (Ванновка). Церковь Иоанна Богослова. Церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Богослова Год постройки:1947. Оборудован в частном доме. Расширен в 1985-1988. Адрес: Республика Казахстан, Туркестанская область, Тюлькубасский район, село им. Турара Рыскулова, ул. Садыкова, д. 56 Координаты: 42.532129, 70.354092 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ныне действующий храм является приспособленным домом, который неоднократно реконструировали. Согласно архивным документам, действует с 1947г. Первоначально освящен митрополитом Николаем (Могилевским) в 1947 г. В 1985-1988 гг. пристроены горняя часть алтаря и притвор, поднята крыша, установлены купола. Построены: звонница, дом, гараж и ограда. В 2008 г. дом отремонтирован и используется как здание воскресной школы. В 2009 г. новая ограда, гараж переоборудован в лавку. В 2010 г. начато строительство нового здания для приходского духовно-просветительского центра, изготовлен и смонтирован новый иконостас. Церковный дом: длина 13 м, ширина 7.7 м, используется как воскресная школа, трапезная и дом священника. Второй дом: длина 12.5 м, ширина 4.3 м, используется как сторожка, просфорня, библиотека и складское помещение. Колокольня: 3.5х3.5 м, двухъярусная, 5 колоколов. Иконная лавка: 4х5.2 м. Сарай: 11.9х2.4 м. На постройку первой церкви в сел. Ванновском Чимкентского уезда в августе 1900 года было разрешено произвести постройку церкви хозяйственным способом. План церкви не поправился крестьянам села Ванновского, так как церковь предполагалось построить без купола и с одним окном в колокольне на запад. Ванновцы просили план изменить, а церковь расширить. Желание их было исполнено. В июле месяце 1901 года было разрешено строить церковь не из кирпича, как было указано по смете, а из камня. Летом 1903 года обнаружилось, что построить всю церковь из камня за недостатком средств невозможно. К 1 сентября 1903 года был выложен фундамент и пять рядов камня до подоконников, поэтому решено было достроить церковь из кирпича. С первого сентября 1903 года в состав Строительного Комитета вошел вновь назначенный в сел. Ванновское священник Михаил Заозерский. Действе кредита, отпущенного на постройку Ванновской церкви, оканчивалось в декабре 1903 года, поэтому последним сроком окончания церкви следовало считат конец 1903 года, об окончании церкви в 1903 году нельзя было и думать, так как Комитет еще не приступал к заготовке кирпича, а его требовалось заготовить 180 тысяч.

http://sobory.ru/article/?object=27004

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Деяния Деяния. М.; Пг., 1918. 11 т. М., 1994-2000р Джавахишвили. История народа Джавахишвили И. А. История грузинского народа. Тбилиси, 1960-1967. 4 т. (на груз. яз.) Джанашиа. Труды Джанашиа С. Н. Труды. Тбилиси, 1949-1988. Т. 1-6 ДИИВЕ Древнейшие источники по истории Восточной Европы: Мат-лы и исслед./Ин-т рос. истории РАН. М., 1993-. Димитрий (Самбикин). Месяцеслов Димитрий (Самбикин), архиеп. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых. Вып. 1-4: Сент.-Дек. Каменец-Подольск, 1892-1895; Вып. 5-12: Янв.-Авг. Тверь, 1897-19022 ДК Духовна култура. София, 1920/1921-. Дмитревский И. Изъяснение литургии Дмитревский И. И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии: Основано на Свящ. Писании, Правилах Вселенских и Поместных Соборов и на писании св. отцов Церкви. М., 1804, 18942, 1993р Дмитриевский. Описание Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. T. 1: Tupik£. К., 1895; T. 2: EÙcolÒgia. 1901; T. 3: Tupik£. П., 1917 ДНР Древняя и новая Россия. СПб., 1875-1881 Доброклонский. Руководство Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. Рязань, 1890-1893. 4 т.; М., 1999р. 1 т. Добротолюбие Добротолюбие: В рус. пер.: В 5 т./Пер.: свт. Феофан Затворник. М., 1898-1900, 1992р Догмат. богословие Православное догматическое богословие. Чернигов, 18652. 2 т. Догматическое богословие Догматическое богословие//Он же. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 200-287 Достопамятные сказания Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Серг. П., 1993р ДРВ Древняя российская вивлиофика. СПб., 1773-1775. 10 ч.; 1788-17912. 20 ч.; переизд.: Мышкин, 1894-1906. Т. 1-5. Продолж.: СПб., 1786-1801; переизд.: ДРВ. Мышкин, 1894-1906. Т. 6-7 ДРВМ Древняя Русь: Вопр. медиевистики/РАЕН. М., 2000-. Др.-груз. лит. История древнегрузинской литературы.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=6

В честь 400-летия Дома Романовых будет восстановлена памятная доска о посещении императором Николаем II московского храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове 19 сентября 2013 г. 20:47 21 сентября 2013 года на храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в Москве будет открыта воссозданная на прежнем месте доска с исторической надписью: «1900 года, апреля 22 дня, сей храм удостоили своим посещением их императорские величества государь император Николай Александрович и государыня императрица Александра Феодоровна и их императорские высочества великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Феодоровна». Памятная доска восстановлена Московским отделением Императорского православного палестинского общества к 400-летию Дома Романовых. На доске изображен знак ИППО с девизом общества «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь». Первым руководителем ИППО был великий князь Сергей Александрович Романов. После его трагической кончины от бомбы террориста Каляева 17 февраля 1905 года руководство обществом приняла на себя вдова Сергея Александровича, великая княгиня Елизавета Феодоровна. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове — один из древнейших и уникальнейших храмов Москвы. Он связан с именами прп. Сергия Радонежского и св. блгв. кн. Димитрия Донского. В храме с 1380 г. покоятся мощи героев Куликовской битвы прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских. Предание сохранило упоминание, что первая деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освященная 21 сентября 1370 г., была срублена самим прп. Сергием Радонежским. Существовала традиция, согласно которой все русские князья и цари начиная с Димитрия Донского и вплоть до последнего императора Николая II, посетившего с императрицей храм в 1900 г., приезжали в Старое Симоново поклониться героям Куликовской битвы. В советское время здание храма было приспособлено для компрессорного цеха завода «Динамо» и изменено до неузнаваемости. К празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. храму был возвращен прежний вид, созданный в XIV в. итальянским архитектором Алоизио Ламберти да Монтаньяна (Алевизом Новым) — любимым придворным зодчим великого князя Московского Василия III Иоанновича. В текущем году исполняется 25 лет со дня возвращения храму исторического облика. Сегодня в храме постоянно совершаются богослужения, работает воскресная школа, действует православный военно-патриотический клуб «Пересветъ», ведется активная миссионерская и социальная работа.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Храм Казанской иконы Божией Матери (Карталы) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Каменный Храм Казанской иконы Божией Матери построен в 1903 г. вместо сгоревшего деревянного. Освящен в 1911, закрыт в 1933 г. Разрушена колокольня, здание передано под клуб. Храм возвращён верующим в 1988 г. В 1996 освящён престол в честь Новомученников и Исповедников Российских, а в 2006 - престол в честь Симеона Верхотурского; восстановлена колокольня. Содержание История [ править править код ] Храм назван в честь сгоревшей ранее деревянной церкви Полтавского поселка. Имя первой церкви дала икона Божьей Матери Табынской, (казаки, строившие её, были родом из станицы Табынской) которую казаки называли Казанской. Эта икона была широко известна всему зауралью своим чудотворным явлением. Вот почему было выбрано именно такое называние. Дважды, в 1890 г. и в 1905 г. в Успенский пост в храме Полтавского посёлка останавливалась чудотворная Табынская икона Божией Матери. История церкви начинается в 1852 году, когда казаки Полтавского поселка приняли решение о строительстве молитвенного дома. В 1854 году часовню преобразовали в церковь. Церковь была достроена и освящена в 1961 году в честь Казанской иконы Божьей Матери. В 1891 году в поселке Полтавка случился сильный пожар, сгорел почти весь поселок, в том числе и деревянная церковь. Примерно 1900 году началось строительство нового каменного храма. Храм строился на деньги сельчан, но большую часть расходов взял на себя купец Андрей Михайлович Зайцев, а продолжил дело его сын. Храм был возведен к 1903 году, а спустя 8 лет 17 июня 1911 протоиерей Михаил Скопин освятил его. Храм работал до 1929 года, после чего был закрыт советскими властями. После закрытия храма была разрушена колокольня, сняты колокола, а внутреннее убранство разграблено. В уцелевшем здании храма был устроен клуб «1 мая». Только 1988 году православная община смогла добиться возращения здания храма. Новое освящение храма произошло лишь 28 января 1996 года. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Казанской...

Arhiva La Universitatea „Sfântul Tihon” a avut loc lansarea proiectului editorial „Biserica Rus. Secolul douzeci” 2 mai 2015 15:39 29 апреля 2015 года в конференц-зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета состоялась презентация масштабного издательского проекта «Русская Церковь. Век двадцатый. История Русской Церкви XX века в свидетельствах современников» и выпущенного в рамках проекта первого тома (в двух книгах). Многотомное издание задумано и осуществляется как антология фрагментов мемуарных, эпистолярных и дневниковых текстов непосредственных участников драматических событий отечественной истории минувшего столетия. Издание осуществляется издательством ПСТГУ совместно с издательством «Эксмо». По замыслу составителей первый том охватывает конец Синодального периода (1900-1917 гг.), а последующие тома будут посвящены событиям 1918-1939 гг. (2-й том), 1940-1988 гг. (3-й том), 1989-2000 гг. (4-й том). Пятый том предполагается посвятить свидетельствам о Русской Церкви за рубежом. Каждый том будет состоять из двух книг. К участникам презентации обратился ректор Свято-Тихоновского университета протоиерей Владимир Воробьев, который подчеркнул важность изучения документальных свидетельств о трагической истории России и Русской Церкви в двадцатом столетии. В ПСТГУ вот уже третье десятилетие ведется планомерная исследовательская работа в области новейшей истории Русской Православной Церкви, в частности, создана обширная база данных о новых мучениках и исповедниках, которая активно используется в многочисленных церковно-исторических трудах. Ведущий мероприятия кандидат исторических наук священник Андрей Постернак предоставил слово научному редактору проекта доктору церковной истории, кандидату исторических наук священнику Александру Мазырину, который охарактеризовал содержательную суть проекта, охватывающего тематически самые разнообразные аспекты церковно-государственной, церковно-общественной и общекультурной жизни России начала двадцатого века. Говоря о самом издательском проекте, отец Александр подчеркнул важную роль в его появлении заведующего отделом издательства ПСТГУ Е.Ю. Агафонова.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4064295...

Holy New Martyrs of Optina November 12/25 marks the commemoration of the righteous monks and laymen buried at Optina Monastery, including the virgin maiden Barbara (1900), the youth George (1994), and the recent martyrs: Hieromonk Basil, Riassaphore-monks Trophimus and Therapontus (1993).      In 1917, the Russian Revolution and the rise of communism resulted in the deaths of millions of believers and destroyed countless churches and monasteries. Optina monastery, once the center of true spirituality for the entire region, was initially spared… but not for long. In 1938 the last Abbot was executed by the communists and the Monastery was shut down. It’s lands were taken by peasant farmers and it’s beautiful cathedral turned into a state museum. It stood silently decaying, awaiting it’s own resurrection. Just before the fall of communism, Optina was returned to the Church, and many of its former starets were glorified officially as Saints. The monastery began to be rebuilt and is flourishing once again today. Hieromonk Vasily was born Igor Roslyakov. He spent the years after high school working in an automobile factory before entering the Moscow University for Journalism. He recieved a master’s degree in sports and was a qualified newspaper journalist. Later, he married and subsequently divorced with no children. Like many graduates today, though he was academically distinguished, he lacked direction. Modern life seemed to have no purpose. In 1984 he embraced the ancient Christian faith of Russia and began to attend the divine services in the Epiphany Cathedral regularly. His devotion growing daily, he could always be found standing in the same spot in every service, near the Icon of Saint Vasily (Basil the Blessed). In 1988, Igor moved into the Optina Monastery, which was still in ruins. After he was tonsured a monk and raised to the priesthood he was given the name Vasily, after St Basil. He and the few brothers there began to rebuild Optina and restore the Holy place to its former physical and spiritual glory. Those at the monastery with him can remember tears in his eyes at every Easter service. Many people – pilgrims and monks alike – noticed something special in Fr. Vasily. He became a wise spiritual Father to many, who remembered his deep, otherworldly compassion. Once, some of the faithful asked him, “Father, do you have a special, sacred wish?”

http://pravoslavie.ru/88110.html

В Издательстве Московской Патриархии завершена работа над пятитомной «Симфонией» 14 июля 2010 г. 17:52 Издательство Московской Патриархии завершило многолетнюю работу: подготовлен к изданию последний том «Симфонии, или Словаря-указателя к Священному Писанию Ветхого и Нового Завета». Симфония, или Конкорданс (в пер. с лат. «созвучие», «согласие») — это собрание в алфавитном порядке всех одинаковых слов (с соответствующими контекстами), встречающихся в Священном Писании, с указанием места, где они находятся (названиями книг, номерами глав и стихов). Подборки таких параллельных мест из священных книг начали делать еще святые отцы Церкви, однако из-за сложности задачи они ограничивались частными решениями — сводкой мест, комментирующих отдельные догматические или нравственные вопросы. Первые полные конкордансы к Священному Писанию начали появляться в Европе в средние века. В России такие симфонии появились относительно поздно и лишь на отдельные книги Библии, в первую очередь, новозаветные, позже — и на некоторые ветхозаветные (и по сей день полной симфонии на славянский текст Писания не существует: из 50 ветхозаветных книг конкордансы составлены к 31). С появлением русского синодального перевода появились симфонии и к этому тексту, например «Симфония на Ветхий и Новый Завет» (СПб., издание А.П. Лопухина, 1900), а также «Симфония на Новый и Ветхий Завет с общими миссионерскими параллелями» (СПб.: 1906; сост. диакон Иоанн Смолин). Уже в советское время с изданием Библии в новой орфографии (1956 год) возникла потребность и в новой симфонии. Однако приступить к этой работе Издательский отдел Московской Патриархии получил возможность только в 1970-х годах. Проект был задуман как приложение к юбилейному изданию русской Библии, выпущенному в 1988 году к 1000-летию Крещения Руси. Но по объективным причинам, главная из которых — отсутствие в то время в распоряжении составителей современных технических средств, к знаменательной дате удалось выпустить лишь первый том. На первых этапах работы над проектом осуществлялось формирование словника с подбором цитат из русского синодального перевода Библии, а затем — нахождение соответствующих мест в библейском тексте. Постатейная алфавитно-контекстная роспись библейских книг первоначально производилась вручную, поэтому в двух первых томах «Симфонии» как в словнике, так и в цитатах, были пропуски. Переход в 1995 году на компьютерную обработку лексикографических материалов позволил значительно ускорить работу над многотомником, а использование специальных библейских поисково-аналитических программ позволило постепенно выявить и устранить указанные пропуски; в заключительной второй части пятого тома все они ныне восполнены в разделе «Дополнения и исправления».

http://patriarchia.ru/db/text/1220654.ht...

Красноборский район (Архангельская область) Материал из Азбука паломники Церковь Димитрия Солунского (Верхняя Уфтюга) [ править править код ] Церковь Дмитрия Солунского построена в 1784 году. Являлась летним храмом вплоть до прекращения богослужений в советское время. Зимний каменный храм — церковь Троицы Живоначальной — находится рядом (дата постройки 1858 год). Престол храма посвящён святому Димитрию Солунскому. Церковь дважды перебиралась. Первый раз в 1912 году по чертежам, выполненным в 1900-е годы архитекторами Д. В. Милеевым и К. К. Романовым, при этом церковь поставили на кирпичный фундамент. В 1981—1988 годах церковь вновь перебиралась московским архитектором А. В. Поповым. В 2000-е годы отмечается процесс разрушения памятника: сломаны причелины, образовались дыры в кровле, происходит гниение части элементов. Не завершены работы по устройству иконостаса. Адрес: Россия, Архангельская область, Красноборский район, с. Верхняя Уфтюга Подробнее... Храм священномученика Петра Черевковского (Черевково) [ править править код ] Храм священномученика Петра Черевковского был сооружен пристройкой алтаря к часовне «мученика Петра иерея Черевковского» построенной в начале 17 века над его святыми мощами. В советское время часовня иерея Петра вместе с приходскими церквями была закрыта. Длительное время в ней размещались различные учреждения, в том числе и школьный краеведческий музей. В 1989 -1990 годах её частично отреставрировали и передали местной православной общине. В июне 1991 года черевковская часовня была освящена о.Иннокентием (Просвириным), прибывшим из Троице-Сергиевой лавры в Архангельскую епархию. С этого времени там стали вновь совершаться регулярные богослужения, а начиная с 2000 года возобновилось празднование дня памяти святого праведного иерея Петра Черевковского, которое собирает верующих со всей округи. Строительство храма началось в 2005 году по благословению ныне покойного епископа Архангельского и Холмогорского Тихона. Первая служба в новом алтаре состоялась в праздник Рождества Христова в 2010 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Красноборский_...

У пройшла видавничого проекту «Руська Церква. двадцятий» 2 травня 2015 р. 15:39 29 апреля 2015 года в конференц-зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета состоялась презентация масштабного издательского проекта «Русская Церковь. Век двадцатый. История Русской Церкви XX века в свидетельствах современников» и выпущенного в рамках проекта первого тома (в двух книгах). Многотомное издание задумано и осуществляется как антология фрагментов мемуарных, эпистолярных и дневниковых текстов непосредственных участников драматических событий отечественной истории минувшего столетия. Издание осуществляется издательством ПСТГУ совместно с издательством «Эксмо». По замыслу составителей первый том охватывает конец Синодального периода (1900-1917 гг.), а последующие тома будут посвящены событиям 1918-1939 гг. (2-й том), 1940-1988 гг. (3-й том), 1989-2000 гг. (4-й том). Пятый том предполагается посвятить свидетельствам о Русской Церкви за рубежом. Каждый том будет состоять из двух книг. К участникам презентации обратился ректор Свято-Тихоновского университета протоиерей Владимир Воробьев, который подчеркнул важность изучения документальных свидетельств о трагической истории России и Русской Церкви в двадцатом столетии. В ПСТГУ вот уже третье десятилетие ведется планомерная исследовательская работа в области новейшей истории Русской Православной Церкви, в частности, создана обширная база данных о новых мучениках и исповедниках, которая активно используется в многочисленных церковно-исторических трудах. Ведущий мероприятия кандидат исторических наук священник Андрей Постернак предоставил слово научному редактору проекта доктору церковной истории, кандидату исторических наук священнику Александру Мазырину, который охарактеризовал содержательную суть проекта, охватывающего тематически самые разнообразные аспекты церковно-государственной, церковно-общественной и общекультурной жизни России начала двадцатого века. Говоря о самом издательском проекте, отец Александр подчеркнул важную роль в его появлении заведующего отделом издательства ПСТГУ Е.Ю. Агафонова.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4064268...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010