П. посетил почти все Православные Поместные Церкви, участвовал в различных межцерковных ассамблеях и торжествах, напр. в праздновании 1900-летия пророческого Откровения ап. Иоанну Богослову на о-ве Патмос, в праздновании 2000-летия Рождества Иисуса Христа в Вифлееме, присутствовал на канонизации новомучеников и исповедников Российских в Москве (2000) и на торжествах по случаю 100-летия прославления прп. Серафима Саровского в Дивеево (2003). Помимо церковного служения П. занимался научной работой. Он подготовил исследования «Девич, монастырь св. Иоанникия Девичского» (Девич, манастир св. Joahukuja Девичког. Београд, 1989, 19972) о древнем монастыре Девич , «Молитвы и просьбы» (Молитве и молбе. Београд, 1990), «Вопросы (и ответы) чтецу перед поставлением» (и одговори) чтецу пред производство. Београд, 1988). Более 20 лет публиковал статьи в виде вопросов по церковному богослужению и ответов на них в ж. «Гласник Сербской Православной Церкви» (см. в ст. «Гласник» ): впоследствии эти статьи вошли в 3-томный сб. «Пусть будут ясны некоторые вопросы о нашей вере» (Да нам буду jachuja нека наше вере. Београд, 1998). Усилиями П. были напечатаны 300 экз. Октоиха (Београд, 1970), вышло 2-е издание, с дополнениями «Србляка» (Београд, 1986) и др. Много лет он был председателем Комиссии Архиерейского Синода СПЦ по переводу НЗ, итогом работы к-рой стало 1-е офиц. издание серб. перевода НЗ (Нови Завет. Београд, 1984) и 2-е, исправленное, издание (Нови Завет. Београд, 1990). Также он был председателем Литургической комиссии при Архиерейском Синоде, подготовившей к печати «Служебник» на серб. языке (Служебник. Београд, 1986). Доктор богословия Белградского богословского фак-та (1988) и почетный доктор наук Свято-Владимирской ДС в Нью-Йорке (1992). Награжден орденом Св. Гроба Господня с лентой (Иерусалимской Православной Церкви; 1994), премией Фонда единства православных народов (2002), звездой Карагеоргия 1-й степени (2007) и др. П. очень любил богослужения и ежедневно служил литургию, где бы он ни находился. Отличался крайней скромностью, отказался от положенной патриарху зарплаты, получал от Синода только пенсию как бывш. Рашско-Призренский епископ, сам себе шил одежду и обувь, чинил часы и церковную утварь, переплетал книги, занимался уборкой и приготовлением пищи, никогда не имел прислуги, по Белграду часто передвигался на общественном транспорте или пешком.

http://pravenc.ru/text/2581921.html

44 . Fedalto G. Hierarchia Ecclesiastica Orientalis. Series episcoporum ecclesiarum christianorum orientalium. Padova 1988. 1–2. [Два тома с общей пагинацией, библиогр. сведения обо всех изв. епископах христ. Востока]. 45 . Gedeon М. Πατριαρχικο πνακες. Κωνσταντινοπολις 1905. 46 . Gelzer H. Ungedruckte und ungenügend veröffentlichte Texte der Notitiae episcopatuum//Abh. d. Bayer. Ak. d. Wiss. 1901. 21. 529–641. 47 . Grumel V. Notes de chronologie patriarcale. Un synchronisme des patriarches (Constantinople, Alexandrie, Antioche, Jérusalem), dans un rouleau liturgique de l’Athos (XIV е s.)//Mélanges de l’Université Saint Joseph. Beyrouth. 1962. 38. 255–268. 48 . Guilland R. Moines de l’Athos, patriarches de Constantinople, Nicolas II, Isaïe, Isidore//EEBS 1963. 32. 40–59. 49 . Le patriarcat byzantin. Série II: Corpus Notitiarum Episcopatuum Ecclesiae Orientalis Graecae. 1: Die Genesis der Notitia episcopatuum/Hrsg. Gerland E. 1: Einleitung. 2: Les listes conciliaires/Établies par Gerland E., revues et complétées par Laurent V. A. Synode de Gabadius (394). B. Concile d’Éphèse (431). Honigmann E.//Byz 1936. 11. 340–362. 50 . Mystakides B. A. πισκοπικο κατλογοι//EEBS 1936. 12. 139–238. 51 . Papadopulos-Kerameus A. Πατριαρχικο κατλογοι (1453–1636)//BZ 1899. 8. 392–401. 52 . Petit L. Les évêques de Thessalonique//EO 1900–1901. 136–145, 212–221; 1901–1902. 25–33, 90–97, 150–156, 212–219. 53 . Trapp E. Die Metropoliten von Nikaia und Nikomedia in der Palaiologenzeit//OCP 1969. 35. 183–192. 54 . Wirth P. Zur Liste der Patriarchen von Konstantinopel//Byz 1968. 37. 415–416. История неафонских монастырей Библиография 55 . Ntelopoulos Κ. Συμβολ ες τν μοναστικν βιβλιογραφαν. Ατοτελες κδσεις 1710–1971. θναι 1974. 155. ΝΝ]. Исследования 56 . Лобова-Костогрызова Л. Ю. Константинопольский монастырь tou philanthropou soteros в первой половине XIV в.//АДСВ 1999. 30. 260–270. 57 . Порфирий Успенский , архим. Путешествие в Метеорские и Осоолимпийские монастыри в Фессалии в 1859 г./Под ред. Сырку П. А. СПб. 1896. 1–2. 614, указ.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Fraenkel Fraenkel E. Litauisches etymologisches Wörterbuch. Heidelberg; Göttingen, 1955–1962. Frisk Hj. Griechisches etymologisches Wörterbuch. Heidelberg, 1954–1969. Gamillscheg Gamillscheg E. Etymologisches Wörterbuch der französischen Sprache. Heidelberg, 1926. Glossarium Glossarium mediae et infimae latinitatis. Т. I. Nior, 1883. Grimm J. und W. Deutsches Wörterbuch. Bd IV. Leipzig, 1914. Heym J. Versuch einer vollständigen geographisch-topographischen Encyklopädie des Russischen Reichs. Göttingen, 1796. Hofmann Hofmann J. B. Etymologisches Wörterbuch der Griechischen. München, 1949. Holder Holder A. Alt-Celtischer Sprachschatz. Bd I – III. Leipzig, 1896–1907. Holdhausen F. Etymologisches Wörterbuch der englischen Sprache: 3. Aufl. Göttingen, 1949. Karowicz Karowicz J. Sownik gwar polskich. Т. I–IV. Kraków, 1900–1911. F. Etymologisches Wörterbuch der deutschen Sprache: 17. Aufl. Berlin, 1957. Landau Landau O. Mykenisch-Griechische Personennamen. Göteborg, 1958. Lange J. Vollständiges deutschlettisches und lettischdeutsches Lexikon. Mitau, 1773–1777. Lietuvu kalbos tarms. Vilnius, 1970. Lietuvu kalbos odynas. Т. I – XVIII. Vilnius, 1968–1997. Lokotsch Lokotsch K. Etymologisches Wörterbuch der europäischen (germanischen, romanischen und slavischen) Wörter orientalischen Ursprungs. Heidelberg, 1927. Lübben, Walther Lübben Α., Walther C.H.F. Mittelniederdeutsches Handwörterbuch. Bd II1. Leipzig, 1888. Machek Machek V. Etymologický slovnik jazyka eského a slovenského. Praha, 1957. Mayrhofer Mayrhofer M. Kurzgefasstes etymologisches Wörterbuch des Altindischen. Bd I–III. Heidelberg, 1953–1976. Maiulis Maiulis V. Prsu kalbos etimologijos odynas. Т. 1–3. Vilnius, 1988–1996 (A – P). Meyer G. Etymologisches Wörterbuch der albanesischen Sprache. Strassburg, 1891. Meyer-Lübke Meyer-Lübke W. Romanisches etymologisches Wörterbuch. Heidelberg, 1911. Miklosich1 Miklosich F. Etymologisches Wörterbuch der slavischen Sprahen. Wien, 1886. Miklosich2 Miklosich F. Lexicon palaeoslovenico-graeco-latinum. Vindobonae, 1862–1865.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1896-1900 гг. старые колокольни были разобраны и построена новая большая колокольня, также храм в это же время был заново расписан. Благовещенская церковь была закрыта в 1930 году. Все имущество церкви было конфисковано властями или расхищено. В 1934 году взорвали колокольню. До нашего времени не дошло ни одной фотографии этого сооружения, зато сохранился архитектурный чертеж. В здании церкви долгое время был склад, потом располагался клуб. В 1980-х гг. местные власти предприняли попытку отреставрировать храм, но 1988 году произошел сильный пожар, который разрушил все, что еще оставалось целым. До 1996 года храм стоял без окон, без дверей, без крыши. Церковная община при храме была зарегистрирована в 1991 году. Регулярные богослужения и реставрация храма начались в 1996 году. Была сделана крыша, вставлены оконные рамы и двери, храм был оштукатурен внутри и снаружи, проведено отопление, восстановлена ограда. В настоящее время из четырех приделов храма действуют два. Правый Алексеевский придел полностью восстановлен и освящен, главный Благовещенский в стадии реставрации. В иконостасе Алексеевского придела находится почитаемая святыня храма – икона прп. Алексия человека Божия, с частицей его мощей. http://www.podolskoe.ru/polivanovo/main.htm Церковь Благовещения, входящая в архитектурный ансамбль усадьбы " Поливаново " является объектом культурного значения федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Приложение Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176) Кирилл Аминов 3 февраля 2015 г. Существовавшая ранее церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Поливанове. Благовещенская церковь в селе Поливанове была построена около 1631 г. деревянная с приделом св. Николая чудотворца. В приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа за 1631 г. написано: «По сыску и по дозору Давыдовой пустыни игумена Антония и Даниловского монастыря келаря старца Тихона да старосты поповского Никольского попа, новоприбылая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы да в приделе Николы чудотворца в селе Поливанове, дани по новому окладу 9 денег, десятильничих и по наказу гривна, и 18 февраля за нынешний 1631 г. те деньги взяты». За последующие годы в тех же окладных книгах Патриаршего приказа за 1635 г. писалось: «церковь… в вотчине вдовы Марьи Владимировой жены Поливанова, дани 12 алтын 3 деньги, заезда гривна».

http://sobory.ru/article/?object=05116

В 1900 г. в Б. была открыта первая в Антиохийском Патриархате правосл. духовная семинария. В нач. XX в. она насчитывала 30-40 студентов. Учебная программа строилась по образцу рус. духовных уч-щ. Лучшие выпускники продолжали образование в России. В независимом Ливане Б. оставался важным духовным центром. В годы гражданской войны в мон-ре было много беженцев из разных частей страны, и даже разорение, к-рому подверглась обитель в 1977 г., не помешало ему в осуществлении этой благородной миссии. Новая эпоха в истории Б. наступила 4 июня 1988 г., когда по инициативе Антиохийского Патриарха Игнатия IV Хазима был издан указ президента Ливанской Республики об открытии в нем фак-та словесности и гуманитарных наук (позже переименованного в фак-т искусств и социальных наук). Во вновь образованный ун-т, получивший статус частного, некоммерческого, независимого и светского образовательного учреждения, были включены на правах учебных подразделений Ливанская академия изящных искусств (созданная в 1948) и Ин-т богословия им. св. Иоанна Дамаскина (открытый в Б. еще в 1970). К сер. 90-х гг. XX в. в составе Баламандского ун-та действовали 4 новых фак-та: бизнеса и менеджмента, естественных наук, инженерного дела и медицинских наук. В нем обучались 1,5 тыс. студентов. Б., в истории и архитектуре к-рого теснейшим образом переплелись католич. и правосл. мотивы, вполне закономерно был выбран местом для проведения диалога между представителями этих ведущих христ. конфессий. В 1993 г. по результатам богословских собеседований там был подписан консультативный нератифицированный документ, в к-ром представители Православной и Римско-католической Церквей высказали позицию по вопросу об униатстве как неприемлемом пути взаимоотношений, ведущем в тупик (поскольку этот документ, подписанный в т. ч. со стороны РПЦ, не носит нормативного характера, выражение «Баламандская уния», применяемое к нему его противниками, не имеет под собой ни малейших оснований - см. ЖМП. 1997. 12. С. 24-34). Лит.: Странствования В. Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1886. Ч. 2. С. 61-63; Asmar C. L " Abbaye de Belmont dite Deir el-Balamand. P., 1972; Catalogue des manuscrits arabes dans les monastères grecs-orthodoxes au Liban. Beyrouth, 1994. T. 3: Deir al-Balamand; Slim S. A. Balamand: Histoire et patrimoine. Beyrouth, 1995; The University of Balamand: Looking Ahead. Tripoli, Суттнер Э. Баламадские соглашения//КатЭ. Т. 1. С. 439-441; http://www.balamandmonastery.org.lb [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/77414.html

Д. Б. Кочетов, Е. Э. Спрингис Согласно устному рассказу настоятеля ц. Смоленской иконы Божией Матери в с. Смоленское (ныне в черте г. Ярославля) прот. Прокопия Новикова (происходил из среды беспоповцев , на протяжении всей жизни был связан с заволжской ветвью согласия, после 1945 принял сан иерея, заочно окончил ЛДА; † в нач. 80-х гг. ХХ в.), первоначально сельхозартель называлась «Аксиома». Она была создана представителями согласия бегунов , заволжской ветви беспоповцев (т. н. даниловские, или мельники (мельничные)), отделившейся от «сопелковской веры» в результате полемики 1900-1910-х гг. Создание артели было связано, вероятно, с национализацией паровой мельницы в г. Данилове, давшей название этой ветви «странников» и служившей ее главной «пристанью». А. А. Турилов В Казанском соборе Д. м. были устроены электростанция, зерносушилка, колхозное хранилище, склады, в алтаре - магазин. С 60-х гг. XX в. пустующий собор подвергался осквернению, находился в аварийном состоянии, в пожаре 1980 г. сгорели 5 куполов. В 1988 г. трудами местных краеведов и верующих собор и территория мон-ря были расчищены от мусора. В 1992 г. при Казанском храме был открыт приход, настоятелем к-рого стал свящ. Георгий Усков. Решением Синода РПЦ от 26 дек. 2003 г. Казанский приход был преобразован в жен. монастырь, настоятельницей утверждена мон. Екатерина (Гаева), с 27 марта 2007 г.- настоятельница мон. Филарета (Гусакова). В восстановленном Казанском соборе 22 нояб. 2004 г. архиеп. Ярославский Кирилл (Наконечный) освятил теплый престол во имя свт. Тихона Московского. Сестры живут в небольшом коттедже, поставлена деревянная ограда, в соборе ведутся восстановительные работы, на куполах установлены кресты. В Д. м. хранятся частицы мощей свт. Агафангела (Преображенского) и облачения св. Иоанна Кронштадтского, а также чтимая Казанская икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1918 г. свт. Тихоном. В экспозиции краеведческого музея г. Данилова представлены посох игум. Михаилы, личные вещи еп. Софрония и сестер Д. м.

http://pravenc.ru/text/171337.html

догматов. Большое значение владелец б-ки придавал текстологической и орфографической точности текста. Наличие в числе вкладов А. «учебных книг» - грамматик и риторик - свидетельствует о том, что их владельцу были свойственны филологические интересы. Соч.: Летописи русской литературы и древности/Изд. Н. Тихонравовым. М., 1861-1868. Т. 5. Отд. II. С. 163-178; МДИР. М., 1875. Т. 1. С. 313-314, 324, 330-331; 1876. Т. 2. С. 79; 1885. Т. 7. С. XIII-XXIV, 112-150; 1887. Т. 8. C. XII-XIII, 131-136; Власов А. Н., Парамонова Т. Б. Произведение Александра, епископа Вятского «Вопросы к Собору наименьшего из архиереев»//Проблемы изучения традиционной культуры Севера: (К 500-летию г. Сольвычегодска)//Межвузовский сб. науч. тр. Сыктывкар, 1992. С. 72-79. Лит.: Никитников Г. Иерархия Вятской епархии. Вятка, 1863. С. 8; Верюжский И. М. Исторические сказания о жизни святых. Вологда, 1880. С. 486; Гиббенет Н. Историческое исследование дела Патриарха Никона. СПб., 1882. Ч. 2. С. 18 и др.; Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882. С. 14; Срезневский В. И. Сведения о рукописях, поступивших в рукописный отдел БАН в 1900 и 1901 гг. СПб., 1901. С. 123-125. 8. Прил. 1. С. 186-189 [Кормовая книга Николо-Коряжемского мон-ря]; Верещагин А. С. Из истории Вятской епархии: Первый епископ Вятский Александр (1658-1674)//Тр. Вятской учен. арх. комиссии. Вятка, 1909. Вып. 2. С. 7-8; Никольский Н. К. Рукописная книжность древнерусских библиотек (X-XVII вв.). СПб., Вып. 1: (А-Б). С. 28-29; Бубнов Н. Ю. Книготворчество московских старообрядцев XVII века. Л., 1983. С. 27-28; он же. Александр, епископ Вятский и Великопермский//СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1. С. 55-59; он же. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в.: Источники, типы и эволюция. СПб., 1995. С. 68-75; Народное антицерковное движение в России XVII века: Документы Приказа тайных дел о раскольниках 1665-1667 гг./Сост. B. C. Румянцева. М., 1986. С. 47, 209-211; Бубнов Н. Ю., Власов А. Н. Александр Вятский - писатель и книжник XVII в.//ТОДРЛ. 1988. Т. 41. С. 375-380; Шашков А. Т. Неизвестный документ 1675 г. о преследованиях старообрядцев на Вятке//Народная культура Урала в эпоху феодализма: Сб. науч. тр. Свердловск, 1990. С. 74-79. Н. Ю. Бубнов

http://pravenc.ru/text/64230.html

Житие сообщает, что преподобный сам принимал участие во всех строительных и монастырских работах: «Оттоле нача подвизатися великимъ подвигомъ: и своима рукама камение ко основанию соборныя церкви собираше, и на возилахъ со братиею во обитель вожаху». Согласно Пространной редакции, угличский кн. Андрей Васильевич присутствовал при основании мон-ря и закладке каменного Покровского собора. П. вместе с прп. Кассианом Греком, основавшим ок. 1482 г. обитель на Учме, крестил детей князя: Иоанна Андреевича (буд. прп. Игнатий Вологодский) и св. кн. Димитрия Андреевича . Прп. Кассиан Грек, по версии Пространной редакции, находился у смертного одра П. Эти сведения имеются и в других угличских агиографических памятниках XVIII в. В Пространной редакции к исходным 27 посмертным чудесам добавлены еще 4, одно из которых, повествующее о приезде в Углич царя Алексея Михайловича и посещении им Покровского мон-ря, датировано 1654 г. Следует отметить, что основные хронологические несоответствия в Житии связаны с ранним периодом жизни святого. Установлено, что начало Жития вплоть до описания пострига святого заимствовано из Жития прп. Варлаама Хутынского: изменения коснулись только дат и имен собственных. Хронология угличского периода жизни П. (во всяком случае в лаконичном варианте Краткой редакции) выглядит ненарушенной. По мнению Е. Е. Голубинского, П. был канонизирован в кон. XVI - нач. XVII в. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых и в Собор Тверских святых, установленные в 1964 и 1979 гг. Ист.: Житие и подвиги прп. Паисия Угличского//Ярославские ЕВ. 1873. 17. Ч. неофиц. С. 135-142; 18. С. 143-148; 22. С. 175-181; Сказание о явленной и чудотв. св. иконе Покрова Пресв. Богородицы, принадлежащей Угличскому Покровскому монастырю (Яросл. губ.)//Ярославские ЕВ. 1899. 37. Ч. неофиц. С. 561-567. Лит.: Антоний, архим. Угличский Покровский мон-рь. Ярославль, 1870; Голубинский. Канонизация святых; Раменский Ю., свящ. Детство, отрочество и юность прп. Паисия, Угличского чудотворца//Ярославские ЕВ. 1900. 2. Ч. неофиц. С. 17-22; 3. С. 33-38; 6. С. 81-85; Горстка А. Н. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006; он же. Угличский Покровский мон-рь: Очерки истории и культуры XV-XX вв. Углич; Рыбинск, 2009; Каган М. Д. Житие Паисия Угличского//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 317-320; Маркелов. Святые Др. Руси. СПб., 1998. Т. 2; Сагнак И. В. О духовной культуре староверов г. Углича//Сообщ. науч. конф. Угличского музея 2002, 2003, 2004. Углич, 2005. С. 232-241; Чванова Н. В. Св. Паисий на фоне Покровского мон-ря (к вопр. об иконографии Угличских святых на мат-ле иконы из собр. УГИАХМЗ)//Там же. С. 293-303.

http://pravenc.ru/text/2578653.html

Изд.: Успенский А. И. Переводы с древних икон, собр. и исполненные иконописцем В. П. Гурьяновым. М., 1902; Лицевые святцы XVII в. Никольского единоверч. мон-ря в Москве. М., 1904. Соч.: Две местные иконы Св. Троицы в Троицком соборе ТСЛ и их реставрация. М., 1906; Икона Явления Божией Матери прп. Сергию, писанная на гробовой доске преподобного, сопутствовавшая войскам в рус.-япон. войне. М., 1907; Иконы Спасителя, письма Симона Ушакова. М., 1907; Сказание о блж. вел. кнг. Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1907; Запрестольный крест Успенского собора, сооруженный повелением царя Иоанна Васильевича Грозного, хранящийся в Патриаршей (Синод.) ризнице. М., 1911. Лит.: Россия в ее прошлом и настоящем. М., 1914. Разд. 11; Художники народов СССР: Биобиблиогр. словарь. М., 1976. Т. 3. С. 243; Вздорнов Г. И. История открытия и изуч. рус. средневек. живописи: XIX в. М., 1986. С. 190, 325, 367; 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. С. 167, 368. Кат. 208; Коробко О. А. , Ченская Г. А. О нек-рых подписных иконах в собр. ГМИР//Проблемы формирования и изуч. музейных коллекций/ГМИР. Л., 1990. С. 41-47; Косцова А. С. , Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с надписями, подписями и датами: Кат. выст. Л., 1990. С. 58, 61-62. Кат. 210, 225-227; Mstjoralaiset Ikonit. Heinèavesi, 1992. S. 43-44. 48-50; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. С. 185-187, 191-192, 195, 267, 270. Ил. 64-66, 71, 99. Цв. табл. Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1; Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст./Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. С. 446-448, 450. Кат. R-239, R-243; Kotkavaara K. Pari ajatusta «maailmantaiteen historian päättyneestä luvusta»//Iloitkaammt ja riemuitkaamme. Ikoneja 1600-luvulta 1900-luvulle suomalaisista kokoelmista/Toimittanut ark. Arseni (Heikkinen). Iyväskylä, 2000. S. 77, 80-81; Антонов В. В. , Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Христ. ист.-церк. энцикл. СПб., 2003. С. 47, 135, 150, 171, 186; И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 563-576, 583-586, 598-606. Кат. Прп. Серафим Саровский: Агиогр., почитание, иконогр./Сост.: Н. Н. Чугреева. М., 2004. С. 137, 154-159, 410, 414, 417; Иконы из частных собр.: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст./ЦМиАР. М., 2004. С. 15, 63, 206. Кат. 36; Религиозный Петербург/ГРМ. СПб., 2004. С. 380, 387, 488, 503, 524. Кат. 691. Ил. 38.

http://pravenc.ru/text/168404.html

Изящный Троицкий собор постройки конца XVII века не пережил эпохи антирелигиозной истерии. Древнейшим каменным зданием Ризоположенского монастыря, дошедшим до наших дней, являются одноимённый соборный храм (освящён в честь Пресвятой Богородицы во Влахерне). Он построен приблизительно в середине XVI века, имеет бесстолпную конструкцию и три главы. Трёхглавые храмы в русском зодчестве сравнительно редки, но интересно, что именно в Суздале и именно в составе монастырского ансамбля мы обнаруживаем ещё один образчик трёхглавой церкви - собор Покровского монастыря, известного как место пострижения Соломонии Сабуровой, первой жены Василия II, да и не только её. Поскольку собор Ризоположенского монастыря бесстолпный, то главы его потребовалось существенно облегчить, чтобы не создавать излишней нагрузки на своды. Так появились необычные, узкие и высокие, барабаны, увенчанные шлемовидными завершениями. В XIX веке шлемы убрали и заменили луковицами, а в 1929 году барабаны и вовсе снесли, поскольку в соборе расположилась электроподстанция. В конце 1960-х годов реставраторы вернули храму первоначальный вид. К сожалению, от старинного внутреннего убранства Ризоположенского собора не осталось ровным счётом ничего: всё вывезли большевики. Нужно заметить, однако, что и в XIX веке внутренность собора не поражала высокохудожественностью. После пожара 1769 года всё пришлось обустраивать заново, с минимальными затратами. " Время и пожары, - писал исследователь истории монастыря В.Т. Георгиевский в 1900 году, - уничтожили всё древнее, и иконостас, и иконы. Нынешний иконостас, устроенный в 40-х годах XIX столетия четырёхъярусный, с колоннами и крупной резьбой, выкрашенный красной краской и вызолоченный, не представляет из себя ничего стильного, тяжёл, довольно посредственной столярной работы... " Главной ценностью Ризоположенского собора являлись мощи прп. Евфросиньи Суздальской. Мощи прп. Евфросинии довольно долго оставались под спудом. Обретение их состоялось лишь в 1698 году, после чего они ещё на протяжении трёхсот с лишним лет пребывали в Ризоположенской обители (не считая краткого периода, когда находились в Лазаревской церкви). В 1919 году по постановлению президиума Суздальского исполкома мощи были вскрыты, а в 1922 году, в ходе изъятия церковных ценностей, реквизированы и поступили в антирелигиозную экспозицию Суздальского музея. В 1988 году, когда праздновалось Тысячелетие Крещения Руси, их передали в единственную церковь, действовавшую тогда в Суздале - Цареконстантиновскую. Спустя несколько лет мощи прославленной суздальской святой оказались, к сожалению, в руках раскольников т.н. " российской православной автономной церкви " (РПАЦ). Только в 2013 году суд принял решение изъять мощи у РПАЦ, и возможно, до конца года они вернутся в Ризоположенский монастырь. В обители есть лишь частица мощей.

http://sobory.ru/article/?object=00926

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010