В таком благодатном обществе и прогулках с дорогим Батюшкой незаметно пролетели 5 дней. 4 июля дорогой Батюшка последний раз служил в новом храме литургию, водосвятный молебен и панихиду и после обеда простился с Сурой. Как не хотелось расставаться с этим благословенным уголком, где нам жилось так тепло и счастливо под благостным крылышком дорогого Батюшки! Вся Сура от мала до велика провожала своего благодетеля, многие плакали, особенно плакала его сестра Дарья Ильинична, прощаясь с своим великим Брателком, как она его тогда называла. При колокольном звоне пароход тихо стал отдаляться от Суры, и вскоре оказался перед крутым поворотом р. Пинеги, за которым Сура должна была сразу скрыться; Батюшка, все время стоя на палубе, снял шляпу, и с глазами, полными слез, горячо помолился на храмы и глубоко поклонился. Потом, обратившись к нам, сказал: «Помню, когда я девятилетним ребенком шел в первый раз пешком из Архангельского духовного училища к себе на родину, то на этом повороте, когда вся Сура разом открылась перед глазами, я со слезами радости упал на колени и усердно благодарил Бога, что Он привел меня на родину». 6 июля приехали в Архангельск, где Батюшка отдал визиты всем посетившим Суру должностным лицам. Так кончилось это светлорадостное торжество освящения Сурского храма, и мы вместе с дорогим Батюшкой могли от всей души сказать: «Господи, желание сердца нашего дал еси нам» ( Пс. 20:3 ) Печатается по «К.П.».1916. С.365–368; 378–382 Диакон М. Павловский. Воспоминание из прошлого В бытность мою псаломщиком в с. Марьине, Новгородского уезда, Господь удостоил меня, грешного, участвовать при Богослужении на закладке церкви, 3 июня 1903 года, в местечке «Ушаки», с дорогим Батюшкой о. Иоанном Кронштадтским . В одноверстном расстоянии от станции Ушаки, Николаевской железной дороги, длинной лентой по обе стороны Николаевского шоссе, расположилась огромная деревня «Ушаки», вблизи которой в восточной стороне находится большое имение некоего г. Шретера, с огромным торфяным заводом, на котором работает очень много православных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Александр Васильевич Колчак родился в 1874 году под Петербургом в дворянской семье потомственных военных. Семья была небогатой: в послужном списке Колчака в графе «Состояние» впоследствии значилось: «Ни за ним, ни за родителями, ни за женой недвижимого имущества, родового или благоприобретенного, не имеется». В 1894 году Колчак блестяще окончил Морской кадетский корпус. Служил на Балтике и на Тихом океане. В 1900-1903 годах был в полярных экспедициях. В Русско-японскую войну Колчак участвовал в обороне Порт-Артура, награжден Георгиевским золотым оружием. После падения крепости оказался в плену. Вернувшись из плена, участвовал в работе военно-морских кружков, ставивших задачей возрождение русского флота, служил в Морском Генеральном штабе. В 1912 году по собственному желанию ушел на строевую должность в Балтийском флоте, командовал миноносцем. В годы Великой войны контр-адмирал Колчак командовал Минной дивизией. С конца июня 1916 года - вице-адмирал, Командующий Черноморским флотом. После февральского переворота Колчаку некоторое время удавалось удерживать дисциплину на флоте; когда это стало невозможно, он ушел с должности Командующего (перед этим, при попытке матросов разоружить его, бросил в море свою Георгиевскую золотую саблю). Летом 1917 года Керенский отправил Колчака в командировку в США (фактически - сослал). Возвращаясь в Россию, Колчак в Японии узнал о большевистском перевороте. Он решил поступить на английскую военную службу, чтобы продолжать воевать с немцами, но по ряду причин это не осуществилось. В Харбине (полоса отчуждения Китайской восточной железной дороги с русской администрацией) адмирал возглавил формировавшиеся антибольшевистские силы Дальнего Востока, но из-за напряженных отношений с японцами, мешавшими его работе, решил уехать на Дон и вступить в Добровольческую армию. В Омске Колчаку предложили пост военного и морского министра в правительстве Директории, который он принял. 18 ноября 1918 года состоявшая из левых деятелей абсолютно неработоспособная Директория была свергнута, и Совет министров провозгласил Колчака Верховным правителем России. Практически все белые вожди признали его в этом качестве.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

С 1860-х годов Юрьев всецело занялся литературой. В 1871 г. он стал издавать журнал «Беседа». Предполагалось, что он будет продолжением славянофильской «Русской Беседы»; но Юрьев настоял на такой широкой редакционной программе, к которой могли примкнуть представители самых разнообразных мнений. В 1880 г. стал первым редактором журнала «Русская Мысль» и оставался во главе редакции в течение пяти лет. Юрьев принадлежал к числу тех литературных деятелей, которые оказывали влияние на современников не столько литературной деятельностью, сколько своей личностью. Писал он немного, но принимал горячее участие в московской литературной и театральной жизни. В 1878 г. С.А.Юрьева избрали председателем Общества любителей российской словесности, а после смерти Островского - председателем Общества русских драматических писателей. Благодаря стараниям Юрьева в 1880 г. торжество открытия памятника Пушкину получило характер крупного общественного события. Собственное миросозерцание Юрьева сложилось в славянофильских кружках 40-х годов, главным образом под влиянием А.С.Хомякова. Будучи искренне верующим человеком, он высказывался против позитивной философии. 8 января 1934 года также скончался Борис Николаевич Бугаев (литературный псевдоним Андрей Белый). Он родился 14 октября 1880 г. в Москве в семье профессора. В 1903 г. окончил естественное отделение математического факультета Московского университета. Наряду с изучением трудов Ч.Дарвина и философов-позитивистов увлекался теософией и оккультизмом, религиозной философией и поэзией Вл.Соловьева и философско-поэтическим творчеством Ф.Ницше. Принадлежал к символистам «младшего поколения» (вместе с А.Блоком, Вяч. Ивановым, С.Соловьевым). В 1904 г. опубликовал первый сборник стихов «Золото в лазури». А. Белый был одним из теоретиков русского символизма. В 1912 г. А.Белый уезжает в Европу, где увлекся мистическим учением Р.Штейнера. После возвращения в Россию в 1916 г. главное место в творчестве А. Белого занимают прозаические произведения. В послереволюционные годы вел занятия по теории поэзии с молодыми писателями в Пролеткульте, издавал журнал «Записки мечтателей». Последние годы жизни А.Белый посвятил писанию обширных мемуаров («На рубеже двух столетий» (1930 г.) и др.). Скончался в Москве.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/05/et...

профессор Анатолий Алексеевич Спасский (1866.03.10–1916.08.08) Византология Воспоминания Всеобщая история Патрология Переводы Сравнительное богословие Филология История Древней Церкви Рецензии профессор Анатолий Алексеевич Спасский Историк древней Церкви, богослов, профессор Московской духовной академии, ученик и преемник по кафедре знаменитого А.П. Лебедева. Биография Родился 9 марта 1866 года в с. Подкубенском Вологодской губернии в семье священника. В 1886 году окончил Вологодскую духовную семинарию, а в 1890 году — Московскую Духовную Академию. 19 июня 1890 года утвержден в степени кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом при академии. Написанное им на четвёртом курсе сочинение об Аполлинарии Лаодикийском было высоко оценено его научным руководителем, А. П. Лебедевым. В этом небольшом по объёму труде были опровергнуты спорные предположения немецкого богослова И. Дрэзеке о принадлежности Аполлинарию ряда произведений псевдо-Василия Великого, доказав их принадлежность Дидиму Александрийскому. 19 июля 1891 года приказом Обер-Прокурора Священного Синода был назначен на должность преподавателя в Подольскую духовную семинарию по кафедре философских наук. 17 августа 1893 года назначен Советом Московской духовной академии исполняющим обязанности доцента по кафедре новой гражданской истории. 14 января 1896 года переведен на кафедру общей церковной истории Академии. 30 января 1896 года утвержден в степени магистра богословия по представлению магистерской диссертации «Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни». После перехода А. П. Лебедева в Московский университет, 16 марта 1896 года назначен Советом Московской духовной академии на должность доцента по кафедре общей церковной истории, в связи с чем 25 августа 1896 года был утвержден в чине надворного советника. С 13 сентября того же года по 23 февраля 1898 находился на должности лектора английского языка. 1 декабря 1897 года назначен экстраординарным профессором академии по кафедре общей церковной истории. С 29 октября 1898 года по 22 марта 1903 года являлся редактором журнала «Богословский вестник». 12 апреля 1907 года утверждён в учёной степени доктора церковной истории после защиты диссертации «История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени) т. I. Тринитарный вопрос. История учения о Св. Троице», после чего был назначен ординарным профессором академии. 31 октября 1915 года уволен по болезни на пенсию, а 8 августа следующего года скончался после продолжительной болезни. В браке с Екатериной Николаевной Воскресенской имел четырёх детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Александр Петрович Дьяконов (31.10.1873–01.08.1943) История Древней Церкви Педагогика Александр Петрович Дьяконов Исследователь истории Древнего мира и Средних веков, доктор исторических наук, последний декан факультета общественных наук (1921), первый декан педагогического факультета Пермского университета (1922). Автор нескольких учебных курсов. Биография В 1893 году окончил Ярославскую духовную семинарию. Выпускник (1897), затем доцент (1903) и профессор (1909) Петербургской духовной академии по кафедре всеобщей истории и педагогики. В 1912–1916 годах — профессор кафедры всеобщей истории на Высших женских курсах в Петербурге. С 1916 года — преподаватель историко-филологического факультета Пермского отделения Петроградского университета (с 1917 года — Пермский университет), где вначале занял должность заведующего кафедрой истории. С сентября 1921 — последний декан факультета общественных профессий. С января 1922 по сентябрь 1922 — первый декан педагогического факультета Пермского университета. За более чем 13 лет работы в Пермском университете подготовил и прочитал не менее десятка различных лекционных курсов, разработал ряд новых спецкурсов и спецсеминаров. Основными для А. П. Дьяконова являлись общие лекционные курсы по истории раннего христианства, истории Византии, античной культуры, истории Средних веков. Многое он сделал и для организации исторического образования в новых условиях. В 1917—1930 годах — председатель Общества истории, философии и социальных наук при Пермском университете. А. П. Дьяконову (который в то время уже был зав. кафедрой всеобщей истории Пермского пединститута) принадлежит особая роль в судьбе Пермского университета. После его ликвидации (разделения на пять новых вузов в 1930 году) именно ему ректор С. А. Стойчев поставил в 1931 году задачу обосновать возможность восстановления университета: " Согласно распоряжению НКП о спешном представлении материалов по организации в Перми университета, поручаю профессору Дьяконову А. П. составить на основании имеющихся материалов подробную докладную записку с обоснованием возможности открытия университета в Перми. " В 1930—1932 годах — заведующий кафедрой всеобщей истории Пермского, позднее — Рязанского педагогического института. После упразднения в 1933 году исторического факультета в Рязани перешёл в Новозыбковский педагогический институт. С 1934 года — профессор Смоленского педагогического института. В 1938–1941 годах заведовал кафедрой всеобщей истории там же. За годы работы в Смоленске Дьяконов написал ряд научных статей по истории античности, Византийской империи, известиям сирийских авторов о славянах VI–VII веков, к 1937 году подготовил фундаментальную монографию «Восстание рабов в Сицилии во второй половине II b. до н. э.», за которую в 1940 году ему была присвоена степень доктора исторических наук. Умер во время оккупации Смоленска нацистами и был похоронен на Польском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dyak...

[Республика Бурунди; франц. République du Burundi], гос-во в Вост. Африке. Территория: 27,8 тыс. кв. км. Столица: г. Бужумбура (свыше 320 тыс. чел.). Крупные города: Гитега, Мурамвья. Гос. языки - кирунди и франц. География. На юго-западе омывается водами оз. Танганьика. Граничит на севере с Руандой, на юго-востоке с Танзанией, на западе с Демократической Республикой Конго. Большую часть территории Б. занимает холмистое плоскогорье (ср. высоты 1500-2000 м), ступенчато понижающееся с запада на восток. Зап. край плоскогорья представляет собой горный хребет, у подножия к-рого вдоль озера протягивается береговая равнина Имбо. Большие запасы никелевых и титаномагнетитовых руд. Климат субэкваториальный, в пониженных районах жаркий. Население: 6,2 млн чел. (2001). Народы, говорящие на бенуэ-конголезских языках- рунди (более 96%) и руанда,- составляют свыше 99% населения. Они делятся на 2 этносоциальные группы: хуту (ок. 85%) и тутси. Пигмеи тва насчитывают 40 тыс. чел. В городах живут суахили, а также выходцы из Азии и Европы. Государственное устройство. Б.- республика. Глава гос-ва и правительства - президент. Законодательный орган - однопалатный парламент (Национальное Собрание). Исторический очерк. Коренным населением Б. являлись пигмеи, занимавшиеся охотой и собирательством. По-видимому, в 1-й пол. 2 тыс. сюда переселились бантуязычные земледельческие племена хуту, оттеснившие пигмеев в глубь лесов. Ок. XVI в. хуту были покорены пришедшими с северо-востока кочевниками-скотоводами тутси. Именно с их появлением в р-не Межозерья возникли ранние гос-ва, на протяжении длительного времени остававшиеся раздробленными. Мвами (правитель) Нтаре I (1720-1760) создал единое гос-во. Период расцвета Б. приходится на время правления Нтаре II Ругензи (1825-1852). В 1890 г., согласно Гельголандскому договору, разграничившему сферы влияния Великобритании и Германии в Вост. Африке, территория Б. была закреплена за Германией. В 1903 г. Б. вошла вместе с Руандой (в составе единой территории Руанда-Урунди) в колонию Германская Вост. Африка. В 1916 г. бельг. войска оккупировали Руанда-Урунди, а в 1922 г. эта территория, согласно решению Лиги Наций, стала подмандатной территорией Бельгии. В 1925 г. включена в состав Бельгийского Конго. В 1946 г. ООН закрепила Руанда-Урунди за Бельгией в качестве «подопечной территории». Специальная сессия ООН 27 июня 1962 г. приняла решение о ликвидации бельг. опеки, 1 июля 1962 г. были образованы 2 независимых гос-ва: королевство Б. и Руандийская Республика. В нояб. 1966 г. в результате гос. переворота Б. стала республикой. В 1972-1973 гг. военный конфликт между тутси и хуту привел к гибели ок. 150 тыс. чел., среди к-рых было 18 католич. священников и более 2 тыс. преподавателей католич. школ (в основном хуту). В 1993-1996 гг. вновь произошли вооруженные столкновения, что привело к новым многочисленным жертвам среди мирного населения.

http://pravenc.ru/text/153679.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЙВАЗОВ Иван Георгиевич (13.02.1872, г. Мариуполь Екатеринославской губ.- 17.12.1964, г. Павлоград Днепропетровской обл.), богослов, публицист, миссионер. Род. в семье матроса. Закончил Екатеринославскую ДС, затем КазДА (1898) со степенью канд. богословия. С 1899 г. исполнял обязанности противосектантского миссионера в Тамбовской епархии, с 1902 г.- в Екатеринославской, с 1903 г.- в Харьковской епархиях. С 1912 г. магистр богословия. В 1912-1913 гг. доцент МДА по кафедре истории и обличения рус. сектантства. Указом Святейшего Синода от 9 июня 1913 г. переведен в СПбДА, где преподавал до 1917 г. В 1912-1916 гг. сотрудник и редактор ж. «Голос Церкви» , в 1915-1917 гг. редактировал ж. «Душеполезное чтение» . В 1918 г. московский епархиальный миссионер-проповедник. За миссионерскую деятельность получил орден св. Анны 3-й степени. 23 окт. 1919 г. арестован в Петрограде, 16 нояб. отправлен в Москву, с дек. 1919 г. находился в Новопесковском и Ивановском лагерях в качестве заложника, после освобождения вернулся в Петроград. В 1920-1926 гг. работал в гос. учреждениях Петрограда (Ленинграда). 26 марта 1927 г. арестован в Ленинграде, 13 янв. 1928 г. приговорен к 3 годам ссылки и отправлен в Йошкар-Олу. В 1933 г. поселился в Павлограде, где организовал архив. После выхода на пенсию в 1937 г. занимался богословием, в 40-50-х гг. писал статьи и заметки для ЖМП. А. в течение многих лет сочетал практическую миссионерскую деятельность с научной. Его работы публиковались отдельными изданиями и в журналах «Миссионерское обозрение» , «Миссионерский противомусульманский сборник» , «Голос Церкви», «Душеполезное чтение», «Церковный вестник» , «Вера и разум» , «Голос истины» . А. занимался изучением рус. сект, в особенности хлыстов , скопцов , духоборов и молокан . В своих работах он стремился к строгой документальности, определял происхождение и подлинность изучаемых материалов. Собранные им данные позволяют осветить многие вопросы зарождения и распространения сектантства в России. В конце жизни А. написал «Курс обличения русских сектантов-рационалистов» (1954, неопубл.), посвященный вопросу интерпретации Свящ. Писания и Свящ. Предания в различных сектах рационалистического толка, а также критике учения баптистов о свободном понимании Библии.

http://pravenc.ru/text/63722.html

«1 мая 1905. Сегодня маевка в России, то есть стачки, забастовки студентов, рабочих и... последствия, сопряженные со всем этим — веселый денек у вас сегодня! Ну, а мы в пять часов утра двинулись далее в свой путь. Днем был отслужен молебен с водосвятием, судно окроплено святой водой. Служба тянулась без конца. Священник не выпускал решительно ни одной молитвы и наказывал этим наших грешников, привыкших к более короткой службе. Когда после в кают-компании кто-то заметил: “Нельзя ли, батя, служить как-нибудь покороче?” — батя вспылил, принес требник и просил вопрошающего указать ему все то, что он находит лишним». Матросы на молитве на верхней палубе «Авроры». Русско-японская война. 1904 С 1903 по 1916 год на «Авроре», сменяя друг друга, служили десять священников. Не все их имена установлены. Не все они вернулись домой. Первая жертва 10 мая 1904 года на палубу крейсера ступил сын вологодского священника иеромонах Анастасий (Рукин). 2 октября «Аврора» в составе Второй Тихоокеанской эскадры вышла из Либавы (ныне Лиепая). А в ночь на 9 октября в Северном море, недалеко от английского города Гул, в сильнейший туман другим кораблям эскадры «померещились японские миноносцы», и они случайно обстреляли суда английских рыбаков и собственный крейсер «Аврора»: в него попало пять снарядов, два из них — в каюту священника. «Аврора» после Цусимского сражения на рейде в Маниле. В Цусимском сражении крейсер получил 18 попаданий. 1905 Отец Анастасий был тяжело ранен. Пришлось пристать в ближайшем порту, чтобы оказать ему помощь. В Танжере (Марокко) был маленький французский госпиталь на 15 коек. «Туда был перевезен с “Авроры” раненный в Гуле священник-монах отец Анастасий. С размозженной в плече рукой он был слишком слаб, чтобы подвергнуться операции… и скончался через сутки», — пишет корабельный доктор Кравченко. Командир «Авроры» капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев, герой Цусимского сражения Похоронили батюшку на старокатолическом кладбище в центре города. Командир «Авроры», капитан 1-го ранга Евгений Егорьев вспоминал: «Хоронили беднягу при сильной непогоде. Собралось много всякого сброда, за неимением экипажей в городе несли гроб наши нижние чины. Поставили на могиле большой православный крест, сделанный у нас на “Авроре”, и разошлись, оставив первую жертву нашей эскадры, бедного монаха отца Анастасия, в недрах африканской могилы, о которой ему никогда в жизни и в голову прийти не могло».

http://foma.ru/avrora-verit.html

Аптечка врача РОКК – Какие интересные экспонаты есть в Музее? – Есть у нас медицинские принадлежности, книги и вещи, которыми сестры милосердия пользовались в мирное и военное время. Одна витрина полностью посвящена участнице Первой мировой войны фельдшерице Е.С. Григоровой. До войны она была провизором в клинике Императорского Московского университета. После войны, 15 декабря 1916 года, ее наградили золотым нагрудным знаком РОКК на Анненской ленте. В музее хранятся ее Библия, инструменты, халат, удостоверение, подписанное профессором клиники Савельевым, поздравительные открытки, коньки и многое другое. Елизаветинский жетон Помимо жетонов Крестовоздвиженской общины, которые выдавали благотворителям за пожертвования более 10 рублей, в музее находится жетон Елизаветинской общины. Такой жетон выдавался всем, кто вносил пожертвование на эту общину. Создав ее в Санкт-Петербурге в 1903-м году, Великая княгиня Елизавета Федоровна использовала этот опыт при основании в Москве знаменитой Марфо-Мариинской обители. Выпуская в большую жизнь девушек-сирот, которым она давала в обители образование, Великая княгиня дарила им сервизы. Одну тарелочку с вензелем Елизаветы Федоровны подарил нашему музею владыка Пантелеимон. Витрина с формой сестер В нашей экспозиции есть форма девяти общин сестер милосердия: «Утоли моя печали», Александровской, Кауфмановской, Елизаветинской, Свято-Димитриевской и других. Форма в годы Второй мировой войны – это пилотка и обычный халат медсестры. В музее есть экспонаты, связанные и с именами таких светил медицины, как святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, и Николай Иванович Пирогов, который первым в медицинской практике начал использовать труд женщин в военных условиях, изобрел и применил сортировку раненых. Николай Иванович Пирогов первым в медицинской практике начал использовать труд женщин в военных условиях – Вы являетесь сестрой милосердия Свято-Димитриевской общины. Чем занимается именно ваша община? – Наши сестры в основном занимаются уходом за больными. Есть патронажная служба, курсы православных нянь. Сестры работают в психоневрологическом интернате, в детском интернате, в богадельне, в травматологических и неврологических отделениях больниц Святителя Алексия и Первой Градской, посещают военные госпитали. Владыка Пантелеимон создал домовые храмы при таких больницах как Морозовская, РДКБ, Бакулевский институт и другие. Поэтому владыку называют доктором Айболитом города Москвы.

http://pravoslavie.ru/157061.html

Судя по всему, с тех пор серьезных философско-богословских разработок этой темы так и не появилось, что отнюдь не означало ослабления к ней интереса. С развитием интернет-пространства в России обсуждение «оккультизма» и «магизма» религиозного философа, православного богослова и священника перешло на уровень комментариев и замечаний, достаточно часто поверхностных, эмоциональных и просто безответственных. В этой связи, несмотря на обилие работ по анализу различных аспектов наследия Флоренского, задача исследования характера его «мистики» по-прежнему остается актуальной.   Прежде всего представляется целесообразным тему мистики в наследии Флоренского разделить на три основных аспекта: Первый аспект включают в себя многие работы о. Павла, но более всего «Смысл идеализма» (1915), «Не восхищение непщева» (1915) и «Иконостас» (1922). Со вторым аспектом первый пересекается, главным образом, в записях воспоминаний, озаглавленных Флоренским «Детям моим. Воспоминания прошлых дней» (1916-1923). Третий аспект раскрывается, по преимуществу, из лекций по «Философии культа» (1918-1922), из работ «Магичность слова» (1920) и «Имена» (1926) Также некоторые важные материалы в данном случае можно почерпнуть из опубликованных записей, сделанных Флоренским для подготовки к лекциям начала 1920-х гг. Во всех случаях, ввиду специфики данной темы, особый интерес представляют свидетельства из частной переписки Флоренского, особенно с В. В. Розановым. Представления Флоренского о мистике и мистическом опыте в определенной степени нашли свое отражение уже в одной из самых ранних его работ, статье «О суеверии и чуде», опубликованной в журнале «Новый путь» в августе 1903 г. В ней были выделены три вида мировоззрения – религиозное, научное и оккультное, отличающиеся друг от друга, по мысли автора, только различной интенцией сознания. В человеческом восприятии обнаруживалась объективно существующая иерархия ценностей: должное (религия) – нейтральное (наука) – недолжное (оккультизм как «религия» с отрицательным знаком). С этой точки зрения граница, разделяющая мистические (т. е. как «религиозные», так и «оккультные») опыты и переживания по принципу их духовной доброкачественности, определяется самими установками сознания. Между ними нет принципиальной разницы, но при неверном отношении к «недолжному» человек может потерпеть вполне реальный вред .

http://bogoslov.ru/article/6193005

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010