139, прим. 2; стр. 161, прим. 2 и мн. др.). Является предположение, что он разделяешь мнение проф. Тихомирова об уместности и практической пригодности элементарного грамматического анализа выражений подлинного библейского текста в ученых исследованиях о священных книгах (см. исследование: «Пророки Малахия». Свято-Троицкая Серова Лавра, 1903. Стр. VII-VIII). Проф. Тихомировы, в заключены своего суждения по данному вопросу замечает: «мы должны сказать, что в весьма многих случаях, если не в большинстве, этот анализ, – особенно синтаксические справки, – был существенно необходим для перевода и комментария» (стр. VIII); – разумеется книга пр. Малахии. Против уместности такого анализа в ученом исследовании возражений быть не может. Мысль же об удобстве совмещения препараций и научного истолкования священной книги должна быть признана явно несостоятельною: кому из «начинающих обучаться еврейскому языку» могло бы пригодиться, в качестве пособия, напр., исследование в 600 страниц, посвященное пророческой книге, содержащей три главы? Сопоставление перевода LXX с текстом подлинника не везде достаточно обстоятельно; кроме того, не видно, чтобы авторы пользовался Шлейснером или другим подобным пособием. Здесь он всюду идет по следам Reinke и André: подобное руководство, в данном случае, совершенно —700— недостаточно. А ссылки на переводы, с языками которых автор незнаком, во многих случаях лучше бы опустить. На стр. 120, напр., в прим. 5 (к Агг.1:4 ) приводится латинский перевод сирского выражения: an tempus hoc est vobis sedendi…? Какое может иметь значение эта справка? Можешь быть, о. Виноградов хочет этим сказать, что в сирск. переводе евр. выражение передано глаголом, имеющим именно значение «сидеть»; но там употреблен глагол, имеющий те же значения, что и евр. , и фонетически совершенно ему соответствующей – . На стр. 125 в примеч. 1 замечено о пропуске в сирск. перев. союза в начале ст. 5 гл. I; но здесь в сирск. употреблено такое выражение, при котором было бы излишне ().

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рубрики Коллекции Фото Сергея Бобылева/ТАСС 5 художников, достойных «очереди к Серову» 2 мин., 12.10.2016 Поделиться Около полумиллиона человек посетили прошлогоднюю выставку художника Валентина Серова  в Третьяковской галерее . Экспозиция вызвала небывалый для отечественного музейного сообщества ажиотаж, побив все рекорды посещаемости. Летом этого года в галерее открылась выставка Ивана Айвазовского .  350 тысяч человек уже ее посетили. Кто еще достоин такого же внимания со стороны зрителей? " Фома "  попросил заслуженного художника России Ивана Глазунова составить свой список художников - кандидатов на повышенное внимание публики. Симон Ушаков, " Христос — Великий Архиерей " . 1658 Иконопись, конечно, — немножко другой вид искусства, можно сказать, более высокий, чем живопись. И все же под номером один мне хотелось бы упомянуть иконописца XVII века Симона Ушакова. Недавно в Третьяковской галерее была грандиозная выставка Ушакова, где были собраны все его работы. И хотя эту экспозицию посетило много людей, мне все-таки очень жаль, что она не была разрекламирована так же, как выставка Валентина Серова, о которой знал, наверное, каждый. Симон Ушаков — это наше великое наследие. Конечно, есть и иконописец Дионисий, и Андрей Рублев, но до нас дошло не так много их работ, и поэтому их экспозицию организовать довольно сложно. Неизвестно, когда такая выставка повторится, но я считаю, что это надо видеть обязательно. Михаил Нестеров, " На Руси. Душа народа " , 1914—1916 Каждая картина Нестерова — шедевр. Но лично для меня «На Руси. Душа народа» — такая картина, которую я видел уже, наверное, сотню раз, но все равно всегда останавливаюсь перед ней, сажусь на банкетку и долго-долго на нее смотрю. Эту картину можно назвать его тематическим и живописным завещанием. Нестеров написал ее перед самой революцией и создал на ней художественный образ той России, которую мы очень скоро потеряли и которой теперь уже нет в нашей привычной среде. Нестеровне прямой последователь русской академической школы, он еще и новатор в живописи. Как и многие художники его времени, он увлекался древнерусским искусством — и вместе с тем искал разные ходы по преломлению традиции. Его работы — это плод двухсот лет русской школы, шагнувшей в новое время, в XX век. Борис Кустодиев. " Масленица " , 1903.

http://foma.ru/5-hudozhnikov-dostoynyih-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НЕДЕТОВСКИЙ ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Одновременно с педагогической и общественной деятельностью, а также заботами о семье, Григорий Иванович занимался литературным трудом. Его дочь Анна Григорьевна Виноградова вспоминала: «Писал он быстро и помногу, несмотря на болезнь правой руки; он не мог положить локоть на стол и держал руку на весу, упираясь в ладонь, чем объясняется его малоразборчивый почерк… Дома он работал поздно вечером, часов с 10 до трёх ночи и, не переставая, курил». Недетовский приобрёл известность как беллетрист, своими трудами ученого и литературного характера. Некоторые из них, написанные во время его семинарской службы, помещены в Воронежских епархиальных ведомостях . Но особенно выдается он как автор интересных романов и повестей, которые помещал под псевдонимом отца Забытого в Отечественных записках, Вестнике Европы, Русская мысли, Северном вестнике и Страннике . С 1876 года состоял приватным преподавателем новообразованного Воронежского реального училища. В 1879 году, после сдачи экзамена при Харьковском университете на звание учителя гимназии, определён штатным учителем того же предмета. В 1880-х годах переписывался с М. Е. Салтыковым-Щедриным . Михаил Евграфович оказал большое влияние не только на демократические взгляды Григория Ивановича, но и на рост его как художника слова. С 1885 года также состоял инспектором реального училища, а с 1900 года - в Воронежской прогимназии. В 1903 - 1916 годах – директор 2-й воронежской гимназии. Недетовский много сил отдавал культурно-просветительской работе (член губернского статистического комитета и церковно-археологического комитета , учёной архивной и др. комиссий). Печатался в воронежских изданиях, таких как «Филологические Записки», «Памятные книжки Воронежской губернии», «Труды Воронежской архивной комиссии». В 1914 году потерял старшую дочь и жену, похороненных на Чугуновском кладбище.

http://drevo-info.ru/articles/13681403.h...

В 1903 году матушка Александра была в гостях у семьи Носовых, там часто плакала, и когда ее спрашивали о чем, отвечала: «Сон я видела и Херувимскую такую во сне пела: «На разорение Москвы». (В 1905 году Носовы вспомнили слова прозорливицы.) Предсказала матушка и свою кончину. Умерла матушка Александра 27 июля 1905 года. Перед смертью говорила, что во время похорон ее «будет жарко и много народа». Так и случилось, отпевали ее 29 июля в Варваринской церкви, похоронили на Успенском кладбище в фамильном склепе купцов Носовых. Старица Мария (Тамбовская) (1842–1916 гг.) Старица Мария (в миру Мария Федоровна Чернова) родилась 14 июня 1842 года в Керенске Пензенской губернии. В 12 лет она лишилась родителей и вынуждена была жить в семье дальних родственников. В 19 лет Мария вышла замуж. В 1867 году после рождения четвёртого ребёнка стала сильно болеть. 25 сентября 1867 года Марию внезапно пронзила резкая боль и она лишила сознания. Очнулась она через два часа в постели, с которой больше не вставала. Местные врачи не смогли помочь больной, в августе 1869 года ее перевозят в Моршанск, а в октябре в Москву. Из воспоминаний старицы Марии: «Я без содрогания не могу вспомнить о том, как профессора и их ассистенты продержали меня целый день, исследуя болезнь, они буквально замучили меня, доведя до бессознательного состояния». И Московские врачи были не в силах помочь страдалице, после 9 месяцев проведённых в Москве, Марию привезли в Моршанск. Несчастья преследовали страдалицу, в первые годы болезни умерли дети Марии, вскоре она лишилась крова. 25 мая 1875 года во время бури вспыхнул пожар, Мария чудом осталась жива. Когда огонь был уже близко, вбежали четверо молодых людей, подхватили носилки и вынесли больную из горящего дома. Мария провела ночь под открытым небом, позже ей с няней пришлось ютиться в ветхой бане. 1-го сентября 1875 года Мария Федоровна переселяется в Тамбов. Господь не оставлял свою избранницу, её посещали священники, однажды к ней пришёл прозорливый священник Петр Оссианов, войдя в комнату он воскликнул: «Вот счастливая! Какая счастливая! Вот кому можно позавидовать, да и вряд найдется человек, который бы не позавидовал». Из воспоминаний старицы Марии: «И подобными возгласами он несколько раз прерывал молебен, который служил у меня в комнате. Обидными показались мне его слова, и я подумала: «Да, батюшка, хорошо говорить, попробовали бы вы испытать все, что перенесено мною, так не сказали бы, что это счастье». Повернувшись ко мне, батюшка, как бы отвечая на эти мысли, проговорил: «Ведь не знаешь, что было бы, если бы была здорова, а теперь счастлива, надо потерпеть, придет время, тебя пособоруют, и ты умрешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Руска Царевина и помагала српски народ и у ослободилачким ратовим против Турака од 1876-1878. године. Многи руски су и младе животе уградили у нове српске слободе. Сетимо се само чувеног руског пуковника и српског у бици против турских окупатора, погинуо 20. августа 1876. године, у месту Адровец код Алексинца. У славу и у знак захвалности пуковнику и на месту великог руског по коме чувени руски писац Лав обликовао лик Вронског у роману „Ана подигнут 1903. године велелепни Храм      Ипак, место у молитвеном и српског народа, припада руском цару Светом Мученику II Романову и и породици. неизмерни с правом назван заштитником православних народа Балкана. било ни момента, за време владавине, када он посебну и бригу на Балканске и некада скоро под турским оковима. Посебно Цар II волео српски народ. Он био скоро европски владар у Првом Балканском рату 1912. године, стао у отворену дипломатску заштиту балканских народа, су се против турског окупатора, и су ослободили скоро читаво Балканско Полуострво од петвековне Оне крваве и ратне 1914. године, руски цар и руски народ, одмах су енергично стали у одбрану од напада агресивне Аустро-угарске Не приставши на то да мали народ, какав су Срби, неправедно буде прогутан од стране Централних сила, стала уз малену православну балканску сестру – На првом месту, из и бриге за заштиту српског народа. Том одбраном од германског и почео Први Светски Рат, током кога у вихору безумне и злочиначке и сам Свети Цар II Романов са читавом породицом, као и десетине милиона православних Руса, мученички пострадати. Вечно остати и христоподобно Светог Цара II за спас Српске током Албанске Голготе, у зиму 1916. године. Да било ултиматума Руског Цара западним „савезницима“, за хитну и сва Српска и сав народ пратио, умро би у албанским лукама. И данас истините речи Србина после Светог Саве – светог владике Жичког и Охридског: „Савест наша нас приморава да плачемо када Руси плачу; да се када се Руси Велики дуг наш пред Може човек бити дужан човеку, може и народ народу. Али дуг обавезала српски народ, 1914. године, тако огроман да не могу вратити ни векови ни То дуг свезаних иде у смрт“.

http://pravoslavie.ru/99292.html

Наиболее яркий и неожиданный случай — с акафистом «Державной»: издание, которое оказалось в нашем распоряжении — на нем не были указаны ни место ни год издания, но это явно первые годы или даже месяцы после Февральской революции — снабжено таким заголовком: «Краткий акафист Пресвятей Богородице явления ради чудотворныя Ея иконы " Державныя " , в селе Коломенском, под Москвою, 2-го марта 1917 года». И акафист — действительно краткий: вместо обычных 25 строф он содержит лишь 15. До сих пор нам было известно лишь два таких текста: один был написан священномучеником Серафимом Дмитровским — «Акафист Господу Иисусу Христу, Искупителю и Спасителю грешных, Сладчайшему, в нашествии горчайших искушений и страстей» (17 строф), другой — сербский акафист преподобномученику Аввакуму Белградскому (16 строф). И вдруг выясняется, что сходным образом выглядит одна из редакций — по-видимому, первоначальная — хорошо известного в наши дни акафиста! Кроме того, некоторые акафисты из числа напечатанных до революции, как оказалось, не получали надлежащего одобрения высшей церковной власти. И это не только акафисты свт. Иннокентия Херсонского (еще А.В. Попов в 1903 году сообщал, что не нашел соответствующих синодских дел, за исключением дела по акафисту Архистратигу Михаилу), но и другие — например, акафист святителю Питириму Тамбовскому (автор — Иван Амосов), опубликованный в «Богословском вестнике» в 1916 году, или акафист святителю Феодору Ростовскому, который был издан в 1905 году, по всей видимости, как памятник церковной письменности. — То, о чем Вы говорите, — весьма любопытные факты. Однако в чем здесь проблема? — Проблема в том, что мы сталкиваемся, во-первых, с наличием двух и более редакций одного акафиста — и при этом для современных изданий мы, очевидно, должны рекомендовать какую-то одну. Соответственно, необходимо выработать критерии, по которым будет определяться предпочтительная редакция: наиболее исправная по языку, наиболее объемная или просто самая поздняя. Во-вторых, неясен статус некоторых текстов: то обстоятельство, что они увидели свет до революции, еще не означает автоматически, что они в свое время получили официальное церковное одобрение, а раз не получили, то мы должны подготовить весь необходимый материал, для того чтобы это решение мог принять Священный Синод.

http://patriarchia.ru/db/text/2065896.ht...

Философию Рассел изучал в Кембридже, а позднее преподавал там же, в Тринити-колледже, из которого был в конце концов уволен за свою пацифистскую деятельность (1916). Он говорил: «Когда разразилась война, я словно бы услышал глас Божий. Я понял, что моё дело – протестовать». Рассел читал в Соединённых Штатах несколько курсов лекций (1896, 1927, 1929, 1931 и с 1938). Он много раз женился и разводился, провёл за антиправительственные выступления шесть месяцев в тюрьме (1918), где написал «Введение в математическую философию» (Introduction to Mathematical Philosophy), а в 1940 г. было признано, что он не имеет надлежащих нравственных качеств, чтобы преподавать в Нью-Йорке. Однако Рассел в конечном счёте получил Нобелевскую премию по литературе (1950) за свою защиту свободомыслия. Труды Рассела весьма велики по объёму, все без исключения, начиная с солиднейших «Оснований математики» (Principia Mathematica, 1910), написанных в соавторстве с Алфредом Нортом °Уайтхедом, до его более популярной книги «Почему я не христианин» (Why I Am Not a Christian), основанной на сборнике лекций 1927 г. В число других его произведений входят «Критическое изложение философии °Лейбница» (А Critical Exposition of the Philosophy of Leibniz, 1900), «Культ свободного человека» («Free Man’s Worship», 1903), «Сущность религии» («Essence of Religion», 1912), «Религия и наука» (Religion and Science, 1935), «Полемика о существовании Бога» («The Existence of God Debate», 1948) с отцом Коплстоном (Copleston), «Кто такой агностик?» («What Is an Agnostic?», интервью 1953) и «Может ли религия исцелить нас от невзгод?» («Can Religion Cure Our Troubles?», на основе статей 1954). В главных его трудах по философии развиваются идеи лингвистического атомизма. Рассел был наставником Людвига °Витгенштейна, написал предисловие к «Трактату» Витгенштейна и признавал его влияние на собственный логический атомизм. Религия Рассела. Религиозные взгляды Бертрана Рассела значительно изменялись на протяжении девяносто восьми лет его жизни. В течение первых четырнадцати лет своей жизни он был теистом (см. теизм). В возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет он стоял на позициях деизма (см. деизм). В восемнадцать он стал атеистом (то есть отрицал теизм). В тридцать один год он пришёл к своего рода фаталистическому стоическому натурализму, который описал в «Культе свободного человека». К возрасту сорока лет он исповедовал разновидность эмпирического пантеизма (см. Russell, «The Essence of Religion»), которую мог бы одобрить Фридрих °Шлейермахер (Schleiermacher; 1768–1834). Позднее он перешёл в воинствующий антитеистический и антихристианский лагерь. В 76 лет в своём интервью для журнала Look (1953) он охарактеризовал себя как «агностика» (см. агностицизм).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Он родился в семье князя А.И.Васильчикова, который скончался в 1881г., передав единственному сыну огромное состояние. В том же году князь Борис окончил училище правоведения. Был новгородским губернским предводителем дворянства, в 1900-1903 гг. – псковским губернатором. Во время Русско-японской войны Васильчиков работал на театре военных действий как главноуполномоченный Красного Креста. С 1906 г. он возглавлял Российское общество Красного Креста (РОКК). В 1906-1908 гг. был главноуправляющим землеустройством и земледелием в кабинете П.А.Столыпина, активно проводил столыпинскую аграрную реформу. В своем имении князь организовал крупное сельскохозяйственное производство и птицеводческое хозяйство. Князь Васильчиков принадлежал к партии националистов; был одним из организаторов и первым председателем Всероссийского национального клуба в 1910 г. С 1906 г. входил в Государственный совет. В 1916 г. сложил свои полномочия из-за конфликта его жены и Императорской четы. Софья Николаевна написала письмо Императрице Александре Федоровне с просьбой удалить от Двора Григория Распутина, за что ей приказано покинуть двор. Князь Васильчиков последовал в ссылку за своей женой в семейное имение Выбити. Лишь после Февральской революции князь вернулся в Петроград. В 1918г. он был арестован и содержался в Петропавловской крепости, после освобождения эмигрировал. С 1920 г. жил во Франции. Принимал активное участие в создании Свято-Сергиевского православного богословского института. Скончался в Русском доме. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. В этот день 1985 года скончался конструктор авиадвигателей, академик Александр Александрович Микулин. Он родился 2 февраля 1895 г. во Владимире. Окончил реальное училище в Киеве. Увидев показательные полеты одного из первых русских авиаторов С.И.Уточкина, Микулин заинтересовался авиацией. Учился в Киевском политехническом институте, где тогда курс лекций читал выдающийся ученый, «отец русской авиации», Н.Е.Жуковский, которому Микулин приходился племянником по материнской линии.

http://ruskline.ru/history/2015/05/13/et...

В 1925 году станцию посетил академик Николай Вавилов. Он ознакомился с проводимым сортоиспытанием сельскохозяйственных культур. Положительно оценивая работу, учёный отметил, что Новозыбковская опытная станция имеет в своём землепользовании «классические песчаные почвы». В 20-е годы прошлого столетия на базе станции неоднократно устраивались крестьянские конференции по вопросам эффективности сельского хозяйства и повышения плодородия. Первые итоги были подведены в вышедшей в 1930 году брошюре «Главнейшие результаты работ Новозыбковской сельскохозяйственной опытной станции за 1916-1929 года». Достигнутые станцией положительные результаты за первые два десятилетия были представлены и высоко оценены специалистами на состоявшейся в 1939 году в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (павильон «Зерно»). Со временем Новозыбковская опытная станция всё больше и больше приобретала и накапливала позитивные разработки в области ведения сельского хозяйства. Одно из свидетельств тому – множество научных работ, написанных её специалистами, и результатов их исследований, используемых на практике до сих пор. В более поздние годы весомый вклад в развитие опытной станции как научного учреждения внёс уроженец Новозыбкова, селекционер Константин Саввичев (1903-1980, Герой Социалистического Труда, заслуженный агроном РСФСР, создатель новых сортов люпина). В 1931-1941, 1945-1980 годах он руководил отделом селекции и семеноводства. Опубликовал 57 научных работ. Сегодня Новозыбковская опытная станция является оригинатором создания сортов сераделлы «Скороспелая 3587», озимой ржи «Новозыбковская 4» и «Новозыбковская 150», люпина «Быстрорастущий 4» и «Быстрорастущий 81». Специалистами станции создано 34 сорта зерновых и зернобобовых культур. Разработаны ресурсосберегающие, экологически безопасные технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур в условиях радиоактивного загрязнения. За достигнутые успехи станция награждена золотыми медалями и дипломами на Всероссийских агропромышленных выставках «Золотая осень». Работа по совершенствованию методов выращивания зерновых продолжается.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/25/opytna...

172 Львов Георгий Евгеньевич (1861–1925) – князь, крупный помещик. Депутат 1-й Государственной думы. Председатель Всероссийского земского союза, один из руководителей «Земгора» (объединенного комитета Земского и Городского союзов, созданного 10.07.1915 для помощи правительству в организации снабжения русской армии). В марте – июле 1917 г. глава Временного правительства. После Октябрьской революции в эмиграции; в 1918–1920 гг. глава Русского политического совещания в Париже. 173 Земские съезды – нелегальные совещания участников земского движения с целью выработки общей политической программы и координации выступлений в земских собраниях. Зародились в 1870-х гг. В 1903–1905 гг. состоялось 5 земских съездов. 174 Лопухин Алексей Александрович (1864–1927) – директор департамента полиции. После того как в 1905 г. был снят со своей должности, выступил в печати с обвинениями департамента полиции в печатании антисемитских прокламаций и разоблачил Азефа. По этому поводу Е. Н. Трубецкой написал статью «К делу Лопухина » (Московский еженедельник. 1909. 18. С. 1–6). 179 Демидов Игорь Платонович (1873–1947) – журналист, в эмиграции был заместителем П. Н. Милюкова в его качестве редактора газеты «Последние новости», выходившей в Париже. 181 Штюрмер Борис Владимирович (1848–1917) – российский государственный деятель. С 1904 г. член Государственного совета. При поддержке Г. Е. Распутина и императрицы Александры Федоровны был назначен председателем Совета министров (январь – ноябрь 1916 г.), одновременно – министр внутренних дел (март – июль) и министр иностранных дел (июль – ноябрь). После Февральской революции арестован, умер в Петропавловской крепости. 182 Крестопоклонная неделя Великого поста – воскресенье, которым начинается 4 неделя поста, а также и вся неделя, назначенная для особого поклонения кресту. 183 Ср. в рассказе А. М. Горького: «В одной из грязненьких уличных газет некто напечатал свои впечатления от поездки в Царское Село. В малограмотной статейке, предназначенной на потеху улицы и рассказывающей о том, как Николай Романов пилит дрова, как его дочери работают в огороде, – есть такое место:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010