Итак, одного священника-выпускника Московской Духовной Академии сменил другой пастырь, также бывший воспитанником образовательной системы академии. Мальцев Феодор Митрофанович , полковой священник 7-го гренадерского Самогитского графа Тотлебена полка, родился 12 декабря 1869 года в с. Хмельник Подольской губернии. До 1892 года был священнослужителем Вологодской епархии. Был вдовцом. Дети: Алексий (1901 г.р.). С 1892 по 1897 гг. был вольнослушателем Московской Духовной академии. До 21 апреля 1915 г. был священником Московской епархии. С 21 апреля 1915 года по 1916 гг. был священником 7-го гренадерского Самогитского графа Тотлебена полка. С 1916 года священник 4-го Особого пехотного полка Русского корпуса в Македонии. 1917 год – Георгиевская медаль «За храбрость» 4-ой степени 948291 «за самоотверженное исполнение своих обязанностей под огнем неприятеля, с явной опасностью», после 1918 года – сан протопресвитера. Скончался 4 октября 1965 года в возрасте 95 лет в городе Нови Сад в Югославии. Другим примером стал священник 192-го пехотного Рымнинского полка Филипп Петрович Горбаневский , который родился в семье дьячка в 1869 году. Он окончил Донскую семинарию. С 1892 года был священником в станице Глазуновская, потом – в слободе Степановка-Греков. Там организовал приходское попечительство и церковно-приходскую школу, и это в разгар голода.  Вдовец. После смерти жены, в период с 1897 по 1903 гг. являлся учащимся Московской Духовной академии. В 1903 году был зачислен вольнослушателем в Коммерческий институт. С 1903 по 1915 гг. был преподавателем Елисаветинской женской гимназии. В 1915 году уходит добровольцем на фронт, зачислен в 192-й пехотный Рымнинский полк. За несколько дней до смерти, 4 мая 1915 года, отец Филипп шел впереди полка в наступление, подавая пример солдатам, впервые попавшим под огонь. Господь уберег пастыря от вражеской пули, хотя его могучая фигура и представляла отличную мишень для врага. «4 мая 1915 г. о. Филипп впереди шедшего в атаку полка личным примером ободрял новичков, впервые попавших под огонь тяжелой артиллерии» . В одном из своих писем о. Филипп писал, характеризуя свое пастырское служение: «Каждый решил: к смерти будь готов каждый миг» . «Удивительно, – передавал потом капитан, который присутствовал на позиции, когда 8 мая 1915 года тяжелый снаряд ударил в окоп, где находился батюшка, по обыкновению бывший на передовой линии, у " земляков " , – просит откопать; говорит, что скоро умрет; весь в крови; а смотрит веселыми глазами...» . Умер священник Филипп Горбаневский 9 мая 1915 года в госпитале, «смертью философа и христианина отошел в вечность добрый пастырь и отважный человек» .

http://bogoslov.ru/article/5390683

Из 61 студента IV курса: – а) 55 студентов выпущены из Академии (49 – до летних каникул и 6 – после оных) со степенью кандидата богословия и причислением: 18 студентов – к первому и 37 – ко второму разряду; б) 1 студент, призванный в действующую армию с самого начала войны и числившийся на IV курсе два года, временно исключен из списков курса; в) остальным 5-ти студентам Советом Академии предложено закончить академический курс не позднее 1 ноября 1916 года. В представленных к концу отчетного года Инспектором Академии и рассмотренных академическим Правлением ведомостях поведение двухсот шестидесяти восьми студентов отмечено было высшим баллом 5, пятнадцати – баллом 5, двух – баллом 4½ и одиннадцати студентов – баллом 4 (четыре студента, пробывшие весь отчетный учебный год вне Академии, баллом по поведению отмечены не были). Из общего числа 300 студентов в академической больнице пользовались за 1915–1916 учебный год 34 человека. – Из них поступавших в больницу по одному разу было 33 человека, по два раза – 1. Амбулаторным приемом пользовались 189 студентов. – Сделанных ими посещений – 248. 1499 В.В. Болотов занял в С-Петербургской Академии кафедру древней церковной истории в конце 1879 года и занимал её до самой смерти 5 апреля 1900 года. Только за несколько дней до смерти болезнь заставила его прекратить чтение лекций. Значит его деятельность, как профессора церковной истории, продолжалась больше 20-ти лет. А. А. Спасский начал чтение лекций по общей церковной истории в марте 1896 года и оставил кафедру осенью 1915 года, следовательно, числился профессором церковной истории меньше 20-ти лет. Но из этих с небольшим 19-ти лет, в последний учебный год он уже не читал лекций, а его самостоятельные работы по церковной истории прекратились и еще раньше (еще в 1913 году). 1500 А. А. Спасский, Первая лекция по кафедре общей церковной истории, в Богословском Вестнике, 1903 г., февраль, стрр. 278−296. 1502 A. Harnack. Lehrbuch der Dogmengeschichte II3. 351, 1 [=II 2 354, 2]. Перечислив в этом примечании пособия по истории евтихианского спора, А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—533— 1877 г. не смеет даже и на один день, Вот к каким несообразностям может приводить узкое и превратное понимание церковных правил и законов! „О поклонах мы уже не говорим, – продолжает автор, не говорим насколько прилично, разумно и полезно для благочестия молитвенные телесные действия обращать в карательную меру и насколько вообще уместны телесные истязания, хотя бы в форме поклонов, но ведь и поклоны могут быть назначаемы только епархиальным судом (см. ст. 187-ю Уст. д. Конс.)“. Если понимать статью 187-ю консисторского устава так, как понимает автор передовой статьи Церковно-Общественного Вестника, то архиерей не имеет права делать виновному священнику не только строгого, но и простого выговора и даже замечания, потому что и эти меры взыскания заключаются в той же 187 статье. В чём же, спрашивается, будет заключаться приличная епитимия, которую налагать предоставляется архиерею право на виновных священнослужителей статьёй 165-ю того же консисторского устава, – какого права не лишает архиерея и сам автор передовой статьи? В пространном катехизисе православной церкви епитимия определяется так: „слово сие значит запрещение ( 2Кор.2:6 ). Под сим наименованием, смотря по надобности, предписываются кающемуся некоторые особенные благочестивые упражнения и некоторые лишения, служащие к заглаждению неправды греха“. Спрашиваю: относятся ли к благочестивым упражнениям земные поклоны, или нет? Очевидно, относятся. По изъяснению Новой Скрижали, епитимии состоят в запрещении употреблять в пищу масло, рыбу и мясо, в назначении некоторого числа поклонов с молитвой Иисусовой и проч. (Нов. Скр. ч. IV. § 6, стр. 52). – Следовательно, архиерей, вопреки запрещению автора статьи, не лишён права назначать виновным священнослужителям поклоны с молитвой 1916 . В данном случае так и поступлено с священником Ч-вым: ему —534— 1877 г. назначено полагать по 40 земных поклонов с молитвой к Богу о прощении содеянного им греха. 6). „Повторяем, пишет автор газетной статьи, душевную благодарность почтенной редакции „X. Еп. Вед.“ за напечатание рассмотренного нами решения архиерейского суда. Почаще бы подобные откровения; как бы это было хорошо и поучительно“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

163 Квиетизм – религиозно-этическое учение XVII-XVIII вв. Родоначальник движения – испанский священник Мигель де Молинос (Molinos; 1627–1697), автор книги «Духовный руководитель» (1675). Согласно квиетизму, цель христианской жизни – абсолютный покой души – включает в себя в т.ч. безразличие к собственному спасению. В 1687 г. квиетизм был осужден папой Иннокентием XI. О критике квиетизма Рюсброке см. страничное примечание. 164 Ложь квиетизма изобличает поистине удивительный мистик Рюсброк. См.: Rusbrock l " Admirable, traduit par E. Hello. С. 20–26. 165 Вейнингер Отто (Weininger; 1880–1903), писатель, покончивший с собой после выхода в свет его книги «Пол и характер» (1903). 166 Все, что было значительного и глубокого во французской литературе второй половины XIX в., связано с католичеством. 167 Лeb XIII (Джоакино Печчи; Pecci; 1810–1903), папа римский с1878 г. Был сторонником восстановления единства Католической Церкви с восточными церквями. Добился восстановления дипломатических отношений между Св. престолом и Россией в1894 г. Почетный член Российской академии наук (1885). 168 Античная культура – происхождения культового, религиозно-языческого, сакраментального. Эта язычески-религиозная плоть культуры вошла в католичество. Символика католической культуры связана глубоко с символикой культуры языческой. Но символика культуры всегда имеет истоки или религиозно-языческие, или религиозно-христианские. Рационалистическое просвещение антисимволично и антикультурно. 169 Великая германская культура – детище протестантской мистики, а не протестантского рационализма. А такие явления германской культуры, как Гёте и Новалис, Фр. Баадер и Шеллинг, Шопенгауэр и Вагнер, вообще с протестантизмом имеют мало общего. 170 …мечта о синтетическом всенародном искусстве, мечта Вагнера, Малларме, Рескина, Вл. Соловьева, Вяч. Иванова... – Рихард Вагнер в книге «Опера и драма» выступал за возвращение к исторически раннему синтезу искусств, которое будет обращено к «чувственному организму во всей его полноте», а высшей формой искусства называл оперу. Эти идеи поддерживал Вяч. Иванов, см. его работу «О границах искусства, Чюрленис и проблема синтеза искусств» в книге «Борозды и межи» (М., 1916). Стефан Малларме (Mallarme; 1842–1898) в статьях «О развитии литературы», «Кризис стиха», «Тайна в поэзии» призывал уподобить поэзию музыке для выражения «сверхчувственного». Джон Рескин (Ruskin; 1819–1900) был проповедником свободного облагороженного и одухотворенного труда и естественной красоты природы. Вл. Соловьев поставлен в этот ряд, по-видимому, в связи с его идеей теургии («Общий смысл искусства»).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИРКБЕК [Бёркбек; англ. Birkbeck] Уильям Джон (13.02.1859, Норидж - 9.06.1916, Страттон-Стролес), англ. религ. деятель и музыковед. Получил образование в частной школе Итон, затем в Модлин-колледже (Оксфорд) (1878-1881). В нач. 80-х гг. XIX в. переехал в Лондон, в 1884-1885 гг. обучался в Королевском муз. колледже, где брал уроки органа у известного музыканта У. Парратта. В 1883-1888 гг. Б. изучал средневек. музыку Зап. Церкви, осваивал зап. безлинейную нотацию: григорианскому хоралу посвящено неск. его научных работ. В молодые годы Б. увлекся богословием и историей религий. Будучи по крещению и воспитанию англиканином, он в студенческие годы, ощущая оторванность англикан. Церкви от древней церковной традиции, тяготел к католицизму. Поездка в Россию в качестве полномочного представителя Архиепископа Кентерберийского Эдуарда Бенсона в 1888 г. на торжества, посвященные 900-летию Крещения Руси, стала поворотным пунктом в судьбе и взглядах Б., к-рый с этого времени сделался ревностным апологетом Православия и Вост. Церкви в Англии. В последующие годы он совершил множество путешествий в Россию как частного, так и офиц. характера (1889, 1890, 1891, 1896, 1897, 1898, 1903, 1906, 1912, 1916), объездил самые отдаленные губернии, посетил крупнейшие мон-ри, а также центры старообрядчества. Дружба связывала его с людьми из разных слоев общества - с царской семьей, К. П. Победоносцевым , св. Иоанном Кронштадтским и др. В статьях, публиковавшихся в англ. периодике, Б. писал о своих поездках в Россию, о своем понимании Православия, выступал с докладами на церковных конгрессах, посылал отчеты Архиепископу Кентерберийскому. В 1912 г. Б. читал курсы лекций по церковной истории в Оксфорде и в 1914-1916 гг. в Кембридже. Б. считал, что благо Церкви Англии состоит в постепенном сближении с правосл. Церковью и в конечном счете в соединении с ней. С целью сближения англикан. и правосл. Церквей он инициировал ряд взаимных офиц.

http://pravenc.ru/text/149221.html

Последние годы Д.Г. Булгаковский , вероятно ввиду неважного материального положения, вынужден был часто менять жилье. Вот адреса, по которым он проживал в Петербурге с 1909 по 1916 годы: в 1909 году по 2-й Рождественской улице в доме 1; в 1910 году по улице Кирилловской в доме 14; в 1911–1912 годах по Измайловскому проспекту в доме 5; с конца 1912 по 1915 год по улице Большая Зеленина в доме 9. В начале 1916 года писатель проживал на Невском проспекте в доме 136, но в том же году, видимо в связи с осадным положением Петрограда, где уже ему «не под силу было оставаться», перебрался в Гатчину, поселившись на улице Мало-Гатчинская в доме 25. Жена его ещё оставалась в столице, по крайней мере, в книге «Весь Петроград» за 1916 год указывается, что она проживала по улице Лиговская в доме 35, а из того же издания за 1917 год видно, что она из города уехала. В Гатчине Д.Г. Булгаковский прожил около года, но и оттуда ему пришлось, по собственному выражению, бежать. Перебрался он в Ярославскую губернию, поселившись в деревне Пищалино Любимского уезда 437 . Там в деревенской глуши Булгаковский, видимо, занялся разбором и приведением в порядок своих бумаг. У него оставалось одно неоконченное исследование, начатое более 20 лет назад, – о Валаамском монастыре. Желая довести его до завершения, писатель решил обратиться за помощью к кому-нибудь из своих знакомых. Он напомнил о себе известному церковному историку и археологу Сергею Алексеевичу Белокурову , с которым познакомился много лет назад. Белокуров служил в московском главном архиве Министерства иностранных дел. В учёном мире он был известен как издатель исторических материалов самого разнообразного характера («Материалы для русской истории» (М., 1888), «Из духовной жизни московского общества XVII в.» (М., 1903) и др.), также много изданий вышло под его редакцией («Чтения московского общества истории и древностей Российских» и др.), и под его наблюдением были изданы труды академика Е.Е. Голубинского . Из самостоятельных работ Белокурова крупнейшие: « Арсений Суханов » в 2-х частях (М., 1891–1893); «О библиотеке московских государей в XVI столетии» (1898–1899, 2-е изд.); «Юрий Крижанич в России (по новым документам)» (1902).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

А поражающее возрастание числа расторжений брачных уз, супружеская неверность, убийства и самоубийства супругов, юношей и даже детей?! Не говорит ли все это за то, что надо серьезно взяться за укрепление христианских начал семьи. Надо оздоровить брак и семью. Бракоразводство, как показывает статистика, растет в наше время с необычною силою. Вот что, например, сообщает печать о бракоразводных делах в Петрограде – С изданием закона 26 мая 1904 г. о дозволении виновным в прелюбодеянии вступать в новые браки количество бракоразводных дел в Петроградской духовной консистории удвоилось. Например, в 1902 году бракоразводных дел в столичной консистории было только 303, в 1903 г. – 320, а за последние три года в среднем таких дел стало по 640 в год; за первое полугодие нынешнего года бракоразводных дел поступило в Консисторию до 400. Причем, к началу 1916 года неоконченных бракоразводных дел в консистории значилось – 1926. В течении 11 последних лет всех дел возникло в Петрограде 6632, из них решено было 4076, а осталось от 1905 г. – 1926 дел (См. «Колокол» 1916 г. 3087 – 4 сен.) И что особенно печально, указанный недуг – бракоразводство, а отсюда и колебание крепости семейных начал, воспитания в духе Христовой веры и благочестия, стали распространяться все более и более, заражая разные классы и сословия, не исключая и духовного. Меткую и сильную характеристику в этом отношении нашего времени дает Высокопреосвященный Назарий, Архиепископ Херсонский и Одесский, в одном из своих докладов Св. Синоду по бракоразводным делам священников с своими женами – Страсти человеческие, – пишет Владыка, – как вешние воды налегли на оплот христианской семьи. Эти мутные воды дошли и до семьи нашего священника. Формальное расторжение брака священников со своими женами уже не редкое теперь явление. Особенно часто наблюдаются случаи отдельной жизни этих жен бросающих семью и уходящих в город под разными благовидными предлогами то якобы для лечения, то для воспитания детей и прочие случаи, большею частью ведущие за собой тяжкие для оставленного супруга последствия. Без сомнения, общественный недуг легкого отношения к священному союзу заразил и некогда крепкую благочестивую семью духовную, – недуг, в наше злоосвободительное время с того особенно момента, как дано было право и прелюбодеям вступать в новые браки, принявший эпидемический характер, с тою лишь разницею, что эпидемия прекращается, а бракоразводство растет неудержимо и беспрепятственно. Меня мучает мысль, что наша бракоразводная практика страшно ослабила учение Господа Иисуса Христа о нерасторжимости брака и даже больше, чем ослабила! (См Ом Е В 1916 г. 32)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОДЛЕВСКИЙ Годлевский [польск. Godlewski] Михаил (21.10.1872, Варшава - 20.05.1956, Краков), католич. архиеп., автор трудов по истории католицизма в России. Происходил из дворянского рода. Начальное образование получил в 4-й варшавской гимназии, затем обучался в Варшавской католич. ДС и в С.-Петербургской католич. ДА. 20 июня 1900 г. рукоположен во пресвитера с причислением к клиру Варшавского архиеп-ства. С 1903 г. преподавал церковную историю и патрологию в С.-Петербургской католич. ДА, был библиотекарем в академии. Благодаря широким связям в петербургской аристократической среде имел свободный доступ к имп. архивам, что позволяло Г. проводить исследовательскую работу. Наряду с др. преподавателями католич. ДА он продолжил научную специализацию по истории христ. Церкви за рубежом, во Фрибурском ун-те (Швейцария) в 1907 г. получил степень д-ра богословия. По возвращении в Россию совмещал научную и преподавательскую деятельность с пастырским служением, являлся капелланом католич. монахинь С.-Петербурга. Совместно с пресв. Г. Матулайтисом-Матулевичем Г. организовал Об-во католич. рабочих, занимавшееся благотворительной и просветительской деятельностью. Являясь президентом Польской образовательной орг-ции «Macierz Szkolna», Г. заботился о развитии польск. учебных заведений в России; при его активном участии на Волыни было создано неск. сот школ, 6 гимназий и ряд учительских семинарий. Был удостоен ряда гос. и церковных наград, в т. ч. званий почетного каноника Варшавского капитула и тайного папского камергера, а также российских орденов св. Анны 2-й степени и св. Станислава 2-й и 3-й степени. 21 окт. 1916 г. папой Римским Бенедиктом XV назначен титулярным епископом Агбиенским и 4 февр. 1917 г. рукоположен во епископа в С.-Петербурге. В 1916-1926 гг. являлся вспомогательным епископом Луцко-Житомирского еп-ства с пребыванием в Житомире (с 1918 - в Луцке), где исполнял обязанности генерального викария, официала и администратора еп-ства (1926). В 1926 г. отказался занять епископскую кафедру, приняв решение полностью посвятить себя научной работе. В 1927-1951 гг. являлся профессором теологического фак-та Ягеллонского ун-та в Кракове, с 1931 г.- членом Польской академии знаний в Кракове. На Международном историческом конгрессе 1933 г. был офиц. представителем Папского престола. С 14 янв. 1949 г. титулярный архиепископ Аморианский.

http://pravenc.ru/text/165227.html

Влияние Абелярда сказалось, прежде всего, на формально-методологической стороне трудов, вышедших из его школы, – в частности, во 1-х, на распределении богословского материала по схеме: Tria sunt, in quibus humanae salutis summa consistit, fides videlicet, charitas et sacramentum (Introd. ad theol. 1, i c. 981C), заявление о каковом распределении Грабманн называет unverkennbare Etikette d. theologischen Schule Abâlards (M. Grabmann. Die Geschichte d scholastischen Methode. 2 B. Freiburg i, B. 1911, 224 s.), и во 2-х на критическом анализе и сопоставлении библейских и святоотеческих текстов, в выяснении необходимости какового анализа Вакандар видит даже le seul grand service, qu’ Abélard ait rendu à la science théologique (E. Vacandard. Vie de saint Bernard, abbè de Clairvaux. 2 t. Paris. 1895. 175–176 p.). Что касается идейного влияния Абелярда на позднейшее схоластическое богословие, в частности на сотериологию, то у крайних его последователей оно выразилось в удержании и даже дальнейшем развитии своеобразных богословско-рационалистических мнений Абелярда, осуждённых церковью, а у ортодоксально-умеренных его учеников – в их стремлении при выяснении тех или других сотериологических вопросов подчёркивать не только объективно-юридическую, но и нравственно-психологическую их сторону, каковая тенденция, как мы увидим ниже, составляет вообще наиболее характерную черту сотериологии Абелярда. Имея в виду отмеченную черту в сочинениях позднейших схоластических богословов, в частности у Петра Ломбарда, А. Ричль находит возможным даже утверждать, что im Mittelalter selbst durch die Autorität von Petrus Lombardus Abälard vor Anselm bevorzugt worden ist (A. Ritschl. Die christlithe Lehre v. d. Rechtfertigung und Versöhnung. 1 B. 4 Aufl. Bonn. 1903. 33 s.). 514 По справедливому замечанию A. Гаусрата, «парадоксы Абелярда по существу были значительно более невинными, чем казались с внешней стороны, и они отнюдь не находились с учением церкви в неразрешимом противоречии» (А. Hausrath.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

н. «Сентенций» Абелярда или Epitome theologiae christianae. Один из исследователей, как, например, F.H. Reinwald, впервые опубликовавший это произведение в 1835 г. (cfr. Praefatio Рейнвальда к этому трактату, перепечатанное у Mign’я, s. 1. 178 t., 1685–1694 сс.), S.M. Deutsch (Peter Abälard, ein kritischen Theologe des XII Jahrhunderts. Lpz. 1883. 453–6 ss.), I. Dräseke (Zu den Sentenzen Peter Abälards, Zeitschrift f. wissensch. Theologie 1902, 72–74 ss.) считают отмеченное сочинение принадлежащим самому Абелярду, а другие, как, например, R. Denifle (Die Sentenzen Abâlards und die Bearbeitungen seiner Theologia vor Mitte 12 Jahrhunderts, Archiv für Literatur – und Kirchengeschichte d. Mittelalters. I B. 1885. 589 s. ff.), утверждают, что оно представляет собой произведение какого-то ученика Абелярда, написанное им на основании его лекций. Мы не входим в рассмотрение этого вопроса; такое или иное его решение не имеет крупного значения для темы нашего очерка, поскольку в содержании отмеченного сочинения мы не находим антропологических и сотериологических идей, существенно новых по сравнению с материалом, заключающимся в несомненно подлинных сочинениях Абелярда, – и ссылки на него могут иметь почти исключительно характер параллельных мест к тем или другим страницам неоспоримых трактатов Абелярда. Если в сравнительно недавнее ещё время в научной литературе высказывались сомнения в существовании собственно богословской (а не философской только) школы Абелярда (ср. Deutsch. Op. cit. 427 s.), то в настоящее время, после исследований Денифле (Ор. cit.), и Гитля (Gietl. Die Sentenzen Rolands, nachmals Papstes Alexander 3. Freiburg i. Br. 1891), влияние Абелярда на позднейшее средневековое богословие считается уже твёрдо установленным фактом (Ср. F. Portalié: Ecole théologique d’Abelard в A. Vacant et E. Mangenot: Dictionaire de théologie catholique, 1903, Paris, I, 49 p.). В числе последователей богословской школы Абелярда выступают не только лица ярко выраженного сектантского типа (Арнольд Брешианский, Беренгарий и Пётр Пуатьеский, Гильберт Порретанский и др.), но и такие столпы средневековой католической церкви, как Роланд Бандинелли, впоследствии папа Александр 3, и знаменитый magister sententiarum, парижский епископ Пётр Ломбард.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010