Зато г. Нежданов не находит достаточно хвалебных слов для автора «Современных учений о нравственности», конечно, в благодарность за то, что обязан ему своими основными воззрениями, хотя иногда совершенно напрасно приписывает ему заслугу первого провозвестника таких мыслей, которые несомненно были заимствованы им у предшественников. Гаральд Гефдинг. Этика или наука о нравственности. (Изложение этических принципов и их применение к различным житейским отношениям). Перевод под редакцией А.Е. Оболенского. СПБ. 1898. 6+382 стр. Появившийся в прошедшем году перевод книги Гефдинга заслуживает внимания уже по одному имени автора, хорошо известного русской читающей публике своими прекрасными Очерками Психологии. Правда, Этика Гефдинга далеко не стоит по своим достоинствам на одном уровне с его Психологией, но во всяком случае и она является значительным вкладом в научную литературу по этике. Автор строит свою систему на принципе благополучия. Исходными пунктом при этом служит положение, что «всякая оценка поступков предполагает субъект, способный чувствовать удовольствие или страдание» (19 стр.). Поступок может оцениваться только с точки зрения цели, а «постановка цели, по автору, предполагает в ставящем ее субъекте чувство страдания или удовольствия. Поэтому для сознания, которое было бы способно не обращать внимания на удовольствия и неудовольствия, не существовало бы никакой нравственной оценки» (стр. 24). Здесь, таким образом, Гефдинг только повторяет в качестве положения, не требующего доказательств, то самое, что уже давно высказано английскими утилитаристами. Однако нравственная оценка, как известно, предполагает нечто большее, чем чувство удовольствия и неудовольствия: она сопровождается сознанием долга, вины, ответственности – одним словом, иным родом сознания, который носит название совести. Откуда же эта черта нравственной оценки? Она возникает, по автору, из борьбы побуждений и из подчинения противонравственных побуждений нравственными. Но опять вопрос, откуда эта борьба, и откуда самое различие нравственного и противонравственного, раз мы признаем, что оценкой руководит только чувство удовольствия или неудовольствия? На это мы находим у Гефдинга такой ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

24 . Как судить об этого рода скорбных известиях греческих писателей? Действительно ли Турки суть виновники малого процветания науки у Греков в турецкие времена? Мы очень сомневаемся в этом. В самом деле, разве мало претерпели преследований и гонений первые христиане, во времена владычества языческих – римских императоров? Тем не менее в эту эпоху христианская наука древности достигла быть может высшего развития и во всяком случае замечательнейшего; не тогда ли жили Ириней, Юлий Африкан , Тертуллиан , Климент и Ориген , Ипполит, Лукиан, да и сам Евсевий… Впрочем, наше суждение приобретет прочность и убедительность только тогда, когда —8— мы подтвердим его заслуживающими внимания свидетельствами; а в таких свидетельствах мы не чувствуем недостатка. Заимствуем эти показания из той самой среды, о которой у нас идет речь. Греческий ученый нашего времени Гедеон, изображая состояние просвещения в Константинополе за вторую половину XVI века, пишет: «долг историка не пропустить слова благодарности со стороны школы, церкви и народа нашего (греческого) и по отношению к нашей власти (турецкой), которая никогда не ставила препятствий: народному образованно, и даже более – в последующие времена поддерживала у нас интеллектуальное движение (τν πνευματικν κνησιν) и особенно дело обучения в патриаршей Академии» в Константинополе. 25 Можно, конечно, подумать, что Гедеон, издавая свою книгу, из которой мы заимствуем указание, в столице Турции, желал польстить предержащей мусульманской власти; но такое мнение едва ли заслуживает уважения. Едва ли Турки прочтут такое специальное сочинение, как сочинение Гедеона; да и помещено это указание не на таком видном месте, чтобы обратить на себя внимание. Нам представляется, что, пиша вышеприведенные строки, Гедеон говорит, как беспристрастный «историк», который не встречал в истории Константинопольской церкви фактов, свидетельствующих о враждебности Турок в отношении к греческому просвещению, да подобных фактов, кажется, и на самом деле нет. Затем прислушаемся к одному голосу, относящемуся к XVIII веку и принадлежащему некоему патриарху восточной церкви (впрочем, не Греку). В полуофициальной записке, представленной им в 1771 году русскому начальству, значилось: «так как в странах Греков с самого завоевания не было войн против Турок, то Греки вполне уладили свои отношения к Туркам, которые смотрят на них, как на своих вернейших подданных. У Греков, поэтому, повсюду есть свои школы и они могут учиться по книгам, где кому угодно. Всюду Турки не запрещают учение в греческих школах». 26

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

W. Davies op. cit., p. 98). В конце концов генетические сближения разрешаются мыслью, что дух (до известной степени) материален, обнаруживается механически и возбуждается магически. Для нас важно констатировать самый факт для наглядного освещения историко-критических тенденций по рассматриваемому предмету. Что же касается внутренней ценности этих мечтаний, то они оправдываются собственно заключением от действий к причине. Посему и нам достаточно будет с возможной краткостью обрисовать первые, чтобы оградить истинное существо второй. А здесь всеми допускается, что имя, обозначая вещь, как бы воплощает ее в себе (Julius Boehmer, Das Biblische «im Namen», S.24. 27. 29. Prof. G. Ad. Deissmann: Neue Bibelstudien, Marburg 1S97, S. 24 f.; Art. «Hellenisten» в «Realencyklopädie» von Prof. A . Hauck VII 3 , Lpzg 1899, S. 638, 38 ) и в речи о Боге выражает Его реальное соприсутствие (J. Boehmer ibid., S. 40), хотя бы со стороны и в меру откровения Им Своих божественных свойств (Prof. Ed. König в «Theologisches Literaturblatt» XIX, 36 September 1898], Sp. 418). При подобных условиях вполне рационально и совершенно натурально, что при обращении к самому объекту пользовались его наименованием для закрепления живой связи с ним (ср. Prof. G. Ad. Deissmann, Bibelstudien, Marburg 1895, S. 144). С таким содержанием выступает перед нами и грамматическая комбинация ες τ νομα, которая сводится к евр. (см. J. Boehmer op. cit., S. 9). Допустим даже, что предлоги (ibid., S. 46; «...die Zurück-führung aller Gebrauchsanwendungen von in den fraglichen Zusammenhängen, nämlich in den Verbindnngen mit «Gott» oder «Name Gottes» auf die reine Grundbedeutung von , das ist die lokale») и (обычный при βαπτζειν) ν (ibid., S. 52–53: «... gemäss dem hebräischen auch das es wiedergebende griechische εν als Bezeichnung der örtlichen Berührung im allgemeinsten Sinn des Wortes gefasst wird») имеют «локальную» энергию и оттеняют «местное соприкосновение с Богом» (ibid., S. 47: «sie in jener Verbindung eine s.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Правда, в этот раз на юридический факультет перешли многие с медицинского, явились некоторые из других высших учебных заведений – университетов, духовных академий, ветеринарного института и т. д.; но ведь и эти перешедшие в громадном большинстве были опять-таки семинаристы, – так что по окончательному итогу на первом курсе юридического факультета значится: 24 гимназиста и 113 семинаристов (см. Отчет за 1898 год, стр. 13, 16). На их-то «серьезность, усердие и горячее стремление к просвещению своего ума и души» профессор – юрист находит вполне возможным положиться!.. Можем прибавить к этому, что семинаристы оправдали надежды своего декана вдвое лучше, нежели гимназисты. Именно: в следующем учебном году мы видим перешедшими на второй курс только 6 гимназистов (т. е. ¼ из прежних 24), семинаристов же 53 (т.е. почти ½ из прежних 113). Остальные, по случаю возникших университетских беспорядков, были частью уволены, частью оставлены на повторительный курс. (См. Отчет за 1899 год, стр. 16). 15 Границы выставленной темы не позволяют нам распространятся здесь о другом, столь же естественном, выводе из сказанного, именно – о совершенной правоспособности духовных семинаристов к университетской науке. Обидное ограничение для них доступа в некоторые университеты может вытекать не из существа дела, а из каких-либо государственных чисто практических соображений, с которыми поневоле приходится считаться, даже вопреки справедливости. Наука же университетская может только пожалеет, что лишается многих, несомненно, хорошо подготовленных работников… 16 Воздавая должную благодарность Н. К. Маккавейскому за его наблюдательность, с которой он подметил педагогическое блуждание нашего общества, мы не можем не подивиться тому, что он сам как бы мирится с этим блужданием, даже советует и другим примириться с ним, утверждая, что самый верный путь здесь – «путь спокойного ожидания», пока положение дела станет более ясным»… 17 Мф сравниваем для своей цели воспитанников именно этих школ, других же в данном случае не касаемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 11 (24) марта Священноисповедник Василий Малахов Священноисповедник Василий родился 30 января 1873 года в деревне Дуброво Тиостянской волости Городокского уезда Витебской губернии в семье белорусского крестьянина Иакова Малахова. По окончании Витебского духовного училища Василий поступил в Витебскую Духовную семинарию, которую окончил в 1894 году. Василий намеревался продолжить духовное образование, но для этого ему нужно было выйти из крестьянского сословия. 10 июня 1894 года в волостном правлении состоялось собрание крестьян Щелбовского общества, к которому принадлежал Василий. Общество состояло из сорока восьми домохозяев и на сход собралось двадцать пять человек, имевших право голоса. В присутствии сельского старосты крестьяне выслушали «прошение крестьянина... деревни Дуброво Василия Яковлевича Малахова о выдаче ему увольнительного свидетельства для продолжения образования»  и постановили выдать ему увольнительное свидетельство. В свою очередь Василий Яковлевич дал крестьянскому обществу подписку в том, что по прибытии в Московскую Духовную академию он не откажется «от вступления в нее, а по окончании академического курса – от вступления на духовно-училищную службу» . В 1898 году Василий окончил Московскую Духовную академию и тогда окончательно был исключен из числа крестьян Тиостянской волости. Поскольку Василий Яковлевич обучался за казенный счет, то он был обязан за четырехлетнее обучение прослужить шесть лет в духовно-учебном ведомстве, откуда он не мог быть уволен без особого разрешения Святейшего Синода. В 1899 году Василий Яковлевич был назначен преподавателем по кафедре сравнительного богословия и истории и обличения русского раскола в Волынскую Духовную семинарию. Василий Яковлевич был ограничен в средствах и не мог за свой счет проследовать к месту службы, и поэтому ему были выданы деньги на проезд и жалованье на месяц вперед, за что он дал обязательство прослужить еще два года в штате учебно-духовного ведомства.

http://fond.ru/kalendar/329/vasiliy/

Следующая награда художника - Большая золотая медаль, за картину «Воскрешение дочери Иаира». Помимо медали Репин получает право на шестилетнее обучение за границей, в Италии и Франции. Это завершающий этап его художественного образования. Возвращение в Россию происходит в 1876 году. В 1882 году художник переезжает в Санкт-Петербург, где становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок и, по сути, является лидером реалистичной школы живописи. За какие-нибудь десять - двенадцать лет Репин создает большинство своих наиболее известных произведений... Последние годы в «Пенатах» В 1887 году покидает товарищество. Передвижники, считает он, зациклены на себе и не хотят видеть в своих рядах новых участников. ...В 1893-м Репин становится действительным членом Академии художеств. В 1894-1907 годах он - профессор-руководитель мастерской, а в 1898-1899 - ректор Академии... До революции Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром». Однако после революции, в 1918 году, Репин пишет картину «Быдло империализма». Для Репина «быдло» - глубоко развращенное существо», усвоившее способность «хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают...» Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались. Резко отрицательно Репин относился к реформе русской орфографии 1917-1918 гг. Замена «ять» на «е» в его фамилии создавала предпосылки возможности прочтения Репин (через «ять») как Репин, что буквально его бесило. И когда в «Пенаты» после 1918 года стали приходить письма, адресованные Репину, художник с негодованием возвращал их финляндским почтальонам, указывая на конверт: «Никакого Репина здесь не живет!» Умер Репин в преклонном возрасте, 29 сентября 1930 года. Сожженная фашистами усадьба «Пенаты» восстановлена и превращена в мемориальный музей И. Е. Репина, открытый 24 июня 1962 года. Музей Репина в украинском Чугуеве был создан в 1969 году. Величайшая сила жизни. К истории создания картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

664 Весник српске цркве, 1898, май. Стр. 385–408. Здесь в приложении портрет нового епископа нишского. 667 Архипастырское послание преосвященного Димитрия шабачской пастве о преданности вере отцов, как главном благе жизни – в Весн. срп. ц. 1898, дек. 1067–1073. 668 Весн. срп. ц. май. стр. 415 и ноябрь. стр. 1004. Преосвященные Никанор и Димитрий – члены «Иерархии Мрловичской», т.е. – ставленники нов. митрополита Феодосия Мраовича и как такие по возвращении на сербскую митрополичью кафедру пок. митрополита Михаила, были удалены со своих кафедр. 675 Крагуевацким проектом предлагались постоянное систематическое жалование и периодические повышения духовенства соразмерно родам священнической службы. 676 По сему проекту главного комитета «бира» делится поровну между священниками и дается дополнительное вознаграждение духовенству бедных приходов. Весн. срп. ц. ноябрь. 1057. 677 Весн. срп. ц. май. стр. 481–516. Здесь же (на стр. 483–484) напечатано 41 и 120 статьи законопроекта, выработанного Архиерейским собором. 684 Весн. срп. ц. 1898. янв., стр. 24–29. Невольно при этом припоминаются слова блаженнопочившего митрополита сербского Михаила от 25 янв. 1898 г. «Ох, как тяжело бороться с папистами. Они сильны и деньгами, и разным лукавством, и поддержкой светской власти. В Боснии и Герцерговине нынешнее поколение еще хранит св. православие, но молодежь, обучающаяся в римско-католических школах у профессоров католиков, едва ли сохранит, особенно если Европа дозволит аннексию (присоединение) этих чисто сербских областей. Весн. срп. ц. 1898. окт. стр. 883. 691 Весн. срп. ц. июль. стр. 680–681. При Пожаровке в 1815 г. одержана Милошем славная победа над Турками. 692 Серб по происхождению Дионисий состоит митрополитом рашско-призренским с 25 янв. 1896 г. (о нем – в Бог. Вестн. 1897. апр. 113–116). Архим. Фирмиллиан управляет скопийской митрополией с 4 окт. 1897 г. (о первых его распоряжениях – в Бог. Вестн. 1898, июнь. 326–327). 698 Еще по окончании IV класса семинарии, будучи 16-ти лет он стремился в Одессу, чтобы поступить в Новороссийской университет уже с успехом выдержал поверочное испытание, но воля родительская возвратила его на им продолжения духовного образования.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А.В. Попов Глава 2. Первые годы служения святит. Тихона на американской земле 59 § 1. Посещение Тихоном Нью-Йоркского благочиния весной 1899 года 20 апреля/2 мая 1899 г. Во вторник Светлой седмицы еп. Тихон вместе с членом Аляскинского духовного правления протодиак. Петром Поповым уехал из Сан-Франциско на восток США для инспектирования приходов Нью-Йоркского благочиния. «Выслушав по православному обычаю напутственный молебен, Преосвященный Тихон вместе с своим спутником протодиаконом П. Поповым и причтом Собора при колокольном звоне отбыл из кафедрального дома в 5 ч. вечера на вокзал, где уже ожидала его толпа прихожан, желавших проститься с своим Архипастырем. Наступило время отхода поезда. Все присутствовавшие православные поспешили принять от своего Архипастыря последнее благословение и пожелать Ему счастливого пути и благополучного возвращения. Владыка милостиво простился со всеми и в 6 1/2 ч. вечера отбыл в Миннеаполис» 60 . 24 апреля/6 мая 1899 г. В восемь часов утра владыка и протодиакон приехали в Миннеаполис и сразу же отправились в Покровский храм, где молились во время литургии, которую совершал настоятель Миннеаполисского прихода и смотритель Миннеаполисской миссионерской школы Димитрий Гебей 61 (карпаторосс). «В конце литургии Владыка вышел из алтаря с крестом и сказал отпуст. В этот момент Настоятель храма обратился к Владыке с приветственною речью, в которой, поздравив его с благополучным прибытием, просил благословения на свои труды, – на что Владыка ответил в кратких словах, что он желал бы, чтобы его пришествие принесло прихожанам хотя в некоторой степени мир, отраду и утешение» 62 . После обеда в церковном доме Тихон смотрел приходскую документацию 63 , а вечером, с 7 до 9 часов, служил праздничное (недели Фоминой) всенощное бдение со свящ. Димитрием Гебеем, законоучителем (с марта месяца) Миннеаполисской миссионерской школы архим. Анатолием (Каменским) и протодиак. Петром Поповым. 25 апреля/7 мая 1899 г. В половине десятого утра в Покровской церкви началась архиерейская литургия, на которую пришли человек триста, в том числе члены Миннеаполисского Петропавловского братства в парадной форме. Т.к. храм не смог вместить всех молящихся, то многим пришлось стоять на улице. По заамвонной молитве владыка обратился к народу с поучением 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Первомайский. Церковь Всех Святых. Всехсвятская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Всех Святых Год постройки:Между 1886 и 1901. 1886 - 1898 - строительство каменной часовни Всех Святых; 1898 - 1899 переделка часовни под церковь; 1901 - строительство деревянной колокольни.. Год утраты:1934 Архитектор: В.М. Дружинин Адрес: Кировская область, Слободской район; п. Первомайский, Подчуршинское городище Координаты: 58.671839, 50.14394 Проезд:В г. Слободском повернуть на п. Первомайский (в настоящее время микрорайон Первомайский г. Слободского. Подчуршинское городище находится в центре поселка, вход на городище со стороны улицы Кедровой. Церковь располагалась на вершине городища, в настоящее время на этом месте установлен памятный крест. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В центре п.Первомайского Слободского района расположено Подчуршинское городище. Ежегодно в дни празднования Всех святых и жен-мироносиц из с. Троице-Подчуршинского в с. Спасо-Подчуршипское совершался крестный ход с иконами Живоначальной Троицы и Успения Богоматери. В 1730 г. на городище была заложена деревянная часовня, простоявшая здесь до 1901 г. С XVIIIb. в ней находились иконы перво-верховных апостолов Петра и Павла, преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского, резной образ святителя Николая. В неделю Всех святых сюда, помимо прихожан, стекалось до пяти тысяч богомольцев из разных мест. Крестьянин Спасо-Подчуршинского прихода Иван Васильевич Оглоблин, известный своей любовью к благоукрашению храмов, пожелал заменить деревянную часовню на каменную. От причта и старосты прихода епархиальному начальству было подано прошение с приложением плана архитектора Дружинина. 24 мая 1886 г. прошение было удовлетворено, и к осени 1898 г. строительство в общих чертах завершилось. 12 сентября 1898 г. село посетил епископ Вятский и Слободской Алексий, предложивший переделать часовню под церковь. В 1899 г. резчику Третьякову заказали будущий храмовый иконостас, сами же образы были созданы пермскими живописцами.

http://sobory.ru/article/?object=35794

С 27 февр. 1898 г. И.- архиепископ Холмский и Варшавский. Назначен на кафедру после архиеп. Флавиана (Городецкого) , находившегося с ген.-губернатором г. Варшавы кн. А. К. Имеретинским в конфликтных отношениях. К новому архиерею Имеретинский также не благоволил. Люблинским викарием И. был еп. св. Тихон (Беллавин) , сопровождавший его 2-4 мая 1898 г. во время посещения г. Холм (ныне Хелм, Польша). После назначения еп. Тихона на Алеутскую кафедру в том же году викарием стал еп. Герман (Иванов), с 1903 г.- еп. Евлогий (Георгиевский) . 21 мая 1898 г. в Троицком кафедральном соборе И. встречал вел. кн. Владимира Александровича. 7 окт. 1901 г. в г. Томашове Петроковской губ. на освящении храма во имя мч. царевича Димитрия присутствовал имп. св. Николай II и имп. нмц. Александра Феодоровна , к к-рым возглавлявший церемонию архиерей обратился с особой речью. В 1898 г. И. освятил церковь на ст. Лапы, ц. мц. Татианы при 1-й варшавской муж. гимназии, ц. св. равноап. Ольги, приют и школу в Лодзи, в 1899 г.- храм в крепости Зегрже; совершил закладку сестринского общежития с трапезной ц. свт. Леонтия Ростовского в Вировском жен. монастыре. Освятил храм во имя свт. Николая Чудотворца в Вене (4 апр. 1899), подарив приходу икону свт. Николая в серебряной позолоченной ризе, а также первую приходскую церковь в г. Прасныше Плоцкой губ. в честь Рождества Пресв. Богородицы (24 нояб. 1900). Кроме того, при И. были построены церкви в городах Радоме, Лукове, Велюне, Волковышках, Острове, Константинове, Сосновицах, Пултуске, Кольно, Влоцлавске, 6 церквей в селах, начато сооружение 10 церквей. Он выбрал место для храма свт. Алексия, митр. Московского, при больнице душевнобольных в Творках под Варшавой. Также И. попечительствовал постройке кафедрального собора во имя блгв. кн. Александра Невского в Варшаве (1894-1912; не сохр.), 9 нояб. 1900 г. освятил кресты перед их поднятием. На торжестве присутствовал кн. Имеретинский, через некоторое время скоропостижно скончавшийся. 21 нояб. 1901 г. И. отпевал его в варшавской Замковой церкви. С 8 дек. 1900 до 12 мая 1901 г. И. находился в отъезде, участвуя в заседаниях Синода в С.-Петербурге. 1 июня 1903 г. в дер. Гура освятил обновленный храм во имя свт. Леонтия Ростовского при загородном архиерейском доме, где он любил отдыхать.

http://pravenc.ru/text/293716.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010