24 июля/5 августа 1898. Пятница. На дороге в Хакодате. Утром, в семь часов, мы с о. архимандритом Сергием выехали для посещения Церквей в Хоккайдо. Заведывание Миссией оставлено о. Андронику; оставлены ему чеки для рассылки содержания за девятый и десятый месяцы, сказано, какой произвести ремонт в домах, и прочее. 25 июля/6 августа 1898. Суббота. На пути и в Хакодате. В четыре часа пополудни пароход вошел в Хакодатский рейд; в пять часов мы с о. архимандритом были в своем доме у Церкви. Все нашли благополучным по Церкви, кроме того, что возмутители церковного мира, вопреки моему письму к ним, не передают о. Петру церковных домов, а новый «гиюу» – церковных денег и отчетных книг. После всенощной сказал поучение катехизатор Александр Хосокава; молящихся было человек пятнадцать. 26 июля/7 августа 1898. Воскресенье. В Хакодате. За Литургией было молящихся человек тридцать. Я сказал поучение о церковном мире. Гиюу пришли потом ко мне и просили сказать прежним гиюу, возмутителям, чтобы они передали им церковные деньги, не имея которых они в затруднении. Поэтому я посетил главных из возмутителей – Фукухора, Канеко и Алексея Яманака. Первый отозвался, что он не имеет ничего против передачи, но что все дело поручено Якову Канеко; сего и Яманака я застал у Антонина Баба; Канеко отозвался, что они ныне «гинмисуру», – «исследуют, нужно ли передать» совершенно воровской ответ. И начал он спор со мной, что «тоохёо» тогда были «фукоохей», что «правила для гиюу» я не имел права изменить без их согласия, и прочее. Алексей Яманака подтвердил его. Эти два человека – самые вредные для Церкви в Хакодате, несмотря на то, что последний – один из самых старых христиан, служивший некогда и катехизатором. Долго еще будут мучить христиан, пока передадут церковное имущество, что, вероятно, принуждены будут, наконец, сделать. В двенадцать часов ночи мы с о. архимандритом стояли на пароходе «Муцу» и отправились на нем в Немуро. 27 июля/8 августа 1898. Понедельник. На пути в Немуро. Погода тихая; пароход идет спокойно. Но расстройство желудка мешает наслаждаться добрым путешествием. О. архимандрит тоже не совсем здоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Определили: Об утверждении экстраординарного профессора Василия Соколова в звании ординарного профессора и доцента Ивана Попова в звании экстраординарного профессора внести в формулярные о службе их списки и сообщить Правлению Академии для зависящих распоряжений. II. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1898 г. Сент. 19. В Совет Московской Дух. Ака- —249— демии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 16 сентября за 5214: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение г. Синодального Обер-Прокурора, от 14 июня сего года 12223, по ходатайству Вашего Преосвященства о командировании экстраординарного профессора Московской Духовной Академии по кафедре введения в круг богословских наук Глаголева заграницу для ученых занятий по предмету преподаваемых им наук, сроком на один год, с отпуском, сверх получаемого им по службе содержания, единовременного пособия из Синодальных сумм. Приказали: Признавая изъясненное ходатайство Вашего Преосвященства заслуживающими уважения, Святейший Синод определяет: разрешить Совету Московской Духовной Академии командировать экстраординарного профессора оной Глаголева с научною целью за границу, сроком на один год, с сохранением получаемого им по должности экстраординарного профессора содержания и, независимо от сего, назначить ему, Глаголеву, в пособие на путевые издержки и содержание заграницею шестьсот рублей из источника по усмотрению Хозяйственного Управления, с утверждения г. Синодального Обер-Прокурора; о чем, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ». Определили: Содержание указа Святейшего Синода сообщить (и сообщено) экстраординарному профессору Сергею Глаголеву и выдать ему необходимые для поездки за границу документы. III. а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1898 г. Авг. 28 В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 24 августа за 4651: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующих Синод имели суждение по ходатайствам: настоятеля Константинопольского подворья в Москве архимандрита Иакова и французского подданного Ивана Повольни о принятии окончивших курс учения в Филиппопольской гимназии турецкого подданного – греческого уроженца Георгия Кириакидиса и в сербско-православной Новосадской гимназии австро-венгерского подданного Бра-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1898 году один из них, объехав около 1000 верст, приобщил 225 Тунгусов, окрестил 87 младенцев, повенчал 15 браков и отпел 24 умерших; другой, объехав 1300 верст, совершал проезды по безлюдным пространствам от 60 до 100 верст и принужден был ночевать под открытым небом при трескучем морозе; третий объехал 1270 верст, – а четвертый 3500 верст и за время своего путешествия приобщил 652 человека (из коих 30 прокаженных), окрестил 60 младенцев, повенчал 13 браков и отпел 28 умерших (из коих 2 прокаженных). В отчете Православного Миссионерского Общества за 1899 год приводится подробное повествование, как 2 миссионера с 3 провожатыми, имея при себе 38 собак и провизии на 25 дней, скитались по необозримым пространствам Чукотского края с 28 октября 1898 года по 7 января 1899 года и чуть было не погибли от голода и стужи. Из 38 собак 32 постепенно издохли и служили пищей для живых; что же касается до миссионеров и их проводников, то они питались наскобленной с лиственничного дерева внутренней кожицей, очищенной сверху от коры, из которой варили вместе с выварками чаю похлебку, – или ели ремни от нарт, накрошенными и распаренными в воде с выварками чаю, и сухие нитки из оленьих жил, бывшие у них в запасе, как необходимая в сибирских путешествиях вещь. В течение 4 последних дней буквально ничего не ели. Спаслись они поистине чудом, напав случайно 5 января на след чуть заметной на снегу тропинки, по которой через двое суток едва дотащились до стоянки Ламутов. – Необычайные пространства Сибири при кочевом быте значительной части ее обитателей заставляет иногда миссионера в полном смысле слова гоняться за инородцем, идти по оставленным им по снегу следам, претерпевать страшную стужу и голод и зачастую сводить свою деятельность только к требоисполнению для тех из них, которые приняли уже христианство. 2) В разноплеменности и разноязычии инородцев, а равно и в необычайной трудности ознакомления с языком. В Енисейском крае, наприм., Татары разделяются на такое множество племен, что почти в каждом приходе насчитывается по два, по три и даже более отдельных племени, отличающихся одно от другого как языком, так и образом жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Smirno...

—11— казенные стипендии, 14 на частные, а остальным предоставлено содержаться на собственные средства. Кроме означенных лиц в самом начале отчетного года приняты были в состав I курса еще 15 человек: 1 окончивший курс Императорского Московского Университета – на основании указа Святейшего Синода от 26 ноября 1876 года за 3779; 1 из волонтеров, удовлетворительно выдержавших поверочные испытания, но не принятых в число студентов Академии вследствие недостатка помещения в академических зданиях, – по утвержденному Его Высокопреосвященством определению Совета Академии от 28 ш сентября 1898 года: 1 священник, волонтер Донской семинарии, не вполне удовлетворительно выдержавший поверочные испытания, – по особому ходатайству о нем пред Его Высокопреосвященством Ректора Академии, и 12 иностранных уроженцев (4 подвергавшихся поверочным испытаниям и 8 явившихся после оных) – на основании указов Святейшего Синода от 30 июня, 18 и 31 июля, 5, 12, 24, 27 и 31 августа, 10 сентября и 30 октября 1898 года за 3270, 3766, 4148, 4224, 4377, 4651, 4742, 4785, 5078 И 6242. Первые трое и один из болгарских уроженцев приняты своекоштными студентами, а остальным 11-ти иностранным уроженцам назначены Святейшим Синодом на содержание в Академии особые стипендии. При полном составе академических курсов в начале учебного года в Академии было 212 студентов, именно: в I курсе – 62 студента (в том числе 1 оставленный на повторительный курс), во II – 52, в III – 46 и в IV – 52. В этом числе казеннокоштных было 121, стипендиатов, содержавшихся на проценты с пожертвованных Академии капиталов – 35 2804 , на счет сумм Московской —12— кафедры – 6, на счет специальных средств Святейшего Синода – 20, стипендиатов Троице-Сергиевой Лавры – 16 и —13— своекоштных – 14. – Из последних значительное большинство в течение отчетного года пользовалось пособием от Братства Преподобного Сергия, а некоторым назначено было вспомоществование и из процентов с капитала, завещанного покойною П.А. Мухановою. В течение отчетного года в составе студентов произошли следующие перемены:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Командирован в Москву для участия во Втором Всероссийском Миссионерском съезде, о каковой командировке представил надлежащий отчет: 1891 июня 29 Согласно данному Святейшим Синодом разрешению, преосвященным Иларионом, епископом Полтавским и Переяславским, рукоположен без предварительного вступления в брак в сан священника к Полтавскому кафедральному Успенскому собору сверх штата: 1892 Награжден набедренником: 1892 За полезный миссионерский труд выражена была от его преосвященства благодарность со внесением в формуляр: 1893 Награжден бархатной фиолетовой скуфьей: 1894 Предложением епископа Илариона от 17 марта 1894 г. за 2245 с занимаемой им кафедры всеобщей и русской гражданской истории перемещен на кафедру гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей:1894 Резолюцией его преосвященства выражена благодарность за ревностные труды по руководству священниками в борьбе со штундой в епархии: 1894 Избран членом совета Полтавского епархиального женского училища: 1895 Объявлено благословение от Святейшего Синода: 1895 Награжден камилавкой: 1896 Указом Святейшего Синода назначен епархиальным наблюдателем церковных школ Полтавской епархии: 1896 Командирован в город Казань для участия в Третьем Всероссийском Миссионерском съезде, о каковой командировке представлен надлежащий отчет: 1897 июня 22 Во исполнение определения Святейшего Синода от 10–16 марта 1898 г. за 861 командирован был в город Санкт-Петербург для участия в заседаниях чрезвычайного собрания училищного совета при Святейшем Синоде, в каковом собрании представлены были им печатные доклады: 1898 августа 5 Избран членом совета Свято-Макарьевского братства: 1898 Награжден наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым: 1899 апреля 6 Определением Святейшего Синода от 24 апреля 1902 за 1687 награжден саном протоиерея и возведен в таковой сан преосвященным епископом Иларионом: 1902 мая 12 Всемилостивейше сопричислен к ордену Святой Анны III степени: 1905 мая 6 Командирован был в Одессу на областной миссионерский съезд, о каковой командировке представил надлежащий отчет: 1905 сентября 15

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

3) Совершенно необходимо составить хотя какое-либо описание иностранных (греческих, латинских и проч.) рукописей, имеющихся в библиотеке, но не имевших доселе для себя никакого описания». Определили: 1) Принять к сведению. 2) О нуждах библиотеки в хозяйственном отношении сообщить Правлению Академии для надлежащих распоряжений. 3) Предварительно составления описания иностранных рукописей, имеющихся в академической библиотеке, поручить библиотекарю Академии Константину Попову составить краткий каталог означенных рукописей, с приблизительным распределением их на отделы по содержанию. IX . Отношения: а) Совета Казанской Духовной Академии от 15 декабря 1898 года за 3501: «Совет Казанской Духовной Акаде- —19— мии имеет честь возвратить при сем в Совет Московской Академии с благодарностью присланные при отношении 24 сентября сего года за 461 для научных занятий две рукописи за 40 и 41, содержащие в себе творения св. Мефодия Патарского в древнем славянском переводе, покорнейше прося о получении оных уведомить». б) Библиотеки Императорского С.-Петербурского Университета от 14 декабря 1898 года за 428: «Возвращая казенной посылкой две рукописи фундаментальной академической библиотеки за 98 и 204, высланные Вами при отношении за 441 от 30 августа 1898 г. для магистранта Кунцевича, ныне закончившего свои занятия над этими рукописями, Библиотека Университета имеет честь выразить уважаемому Совету Академии чувство глубочайшей признательности за присыл этих рукописей». Определили: Возвращенные рукописи сдать (и сданы) в фундаментальную академическую библиотеку. X . Отношения: а) Ректора С.-Петербургской Духовной Академии (на имя о Ректора Академии) от 9 января текущего года за 57: «Профессорский стипендиат С.-Петербургской Духовной Академии Иван Щербов, встречая при своих научных занятиях надобность в рукописи Муравьева – «Сношения России с востоком» кн. 3, 4 и 5, находящейся в библиотеке Московской Духовной Академии, обратился ко мне с ходатайством о выписке для него означенной рукописи сроком на три недели.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 24 октября за 6077: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение г. Синодального Обер-Прокурора, от 17 минувшего сентября 6115, коим объявляет, что Государь Император, по всеподданнейшему его, г. Обер-Прокурора, докладу Синодального определения, от 17 / 30 июля сего года за 2684, в 7-й день того же сентября Высочайше соизволил на учреждение при Московской Духовной Академии стипендии имени почившего Митрополита Московского Сергия на проценты с пожертвованного потомственным почетным гражданином, кандидатом коммерции, Иваном Колесниковым капитала в 6.000 рублей, с тем, чтобы студент, воспитывающийся на этой стипендии, прибавлял к своей фамилии еще «Сергиев» и сохранял это прибавление и по выходе из Академии. Справка: Определением Святейшего Синода, от 17 / 30 июля сего года 2684, постановлено: 1) учредить при Московской Духовной Академии стипендии имени почившего Митрополита Московского Сергия на проценты с пожертвованного потомственным почетным гражданином, кандидатом коммерции, Иваном Колесниковым капитала в шесть тысяч руб., и 2) проект положения о сей стипендии утвердить. Предварительно же окончательных по сему распоряжений предоставить Г. Синодальному Обер-Прокурору испросить Высочайшее Его Императорского Величества соизволение на прибавление к фамилии воспитывающегося на сей стипендии студента «Сергиев» и сохранению за студентом этой прибавки и по выходе его из Академии. Приказали: Об изъясненном Высочайшем соизволении уведомить, для зависящих распоряжений, Ваше Преосвященство указом, с приложением копии с положения о стипендии». б) Копию с положения о стипендии имени почившего Митрополита Московского и Коломенского Сергия, учреждаемой в Московской Духовной Академии: —277— § 1 На проценты с капитала, пожертвованного потомственным почетным гражданином, кандидатом коммерции, Иваном Андреевичем Колесниковыми, с начала 1898–1899 учебного года при Московской Духовной Академии учреждается стипендия имени почившего Митрополита Московского Сергия (Ляпидевского) .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Выше уже при анализе некоторых надписаний книги Притчей (22:17;24:23;30:1;31:1), мы видели примеры значительной разности в сей книге перевода 70 толк. и нынешнего еврейского текста. Специалисты, в детальных исследованиях книги, находят несравненно большее количество таких разностей, поисшедших от разных причин. Находя в равной мере, как достоинства, так и недостатки и в еврейском тексте, и тексте перевода 70, беспристрастные современные ученые советуют «на взаимном согласии» того и другого памятника построять осторожные критико-текстуальные суждения и признавать текст еврейский и 70 в равном достоинстве 242 . Толкованием книги Притчей занимались в отеческий период Ориген , Ипполит, Дидим Александрийский , позднее – Олимпиодор. Но от их трудов сохранились некоторые фрагменты (М.10.13.17.39.33тт.). Василий великий составил прекрасные гомилии на начало книги Притчей, сохранившиеся вполне (Рус. пер. 4т.). Прокопий Газский составил просторный комментарий на всю книгу, также сохранившийся (М.87т.) Бл. Августин посвятил три беседы на «похвалу жен» – Притч.31:10–31 (М. 38t.). в новое время след. ценные экзегетические монографии изданы на зпапде: Delitzsch. Die Spruche Salomon. 1873. Rohling. Das Salomonische Spruchbuch. 1879. Lesetre. Le livre des Proverbes. 1879. Strack. Die Spruche Salomos. 1888, 1899. Более резкого направления: Nowack. 1883. Wildeboer. 1897. Frankenberg. 1898. Toy. 1899. Grafword. 1899. По критике текста: Bickel. Kritische Bearbeitung d. Proverbien. 1890. Lagarde. Anmerkungen zur griechischen Uebersetzung d. Proverbien. 1863. У Штракка и Франкенберга ценны также критико-текстуальные суждения. На русском языке существует вышеупомянутая очень ценная для библеистов библиологическая монография проф. Олесницкого: Книга Притчей и ее новейшие критики (К. 1884г.). Экзегетический труд еп. Виссариона: Толкование на паремии из книги Притчей. Москва. 1888. и Спб. 1894. 4.Книга Екклесиаст Своеобразное наименование книги , вызвавшее разнообразные изъяснения его 243 , по справедливому суду отцов Церкви, основанному на понимании поставленного у 70: κκλησιαστς, означает проповедника, церковного оратора. Такому пониманию соответствует еврейское корневое значение слова – собирать народ на собрание церковно-учительного характера ( 2Пар.5:2 ; Числ.8:9;16:3 ); сущ. означает церковно-богослужебное собрание ( Лев.4:13 ; Втор.31:30 ) и в нынешнем, вслед за талмудическим, еврейском языке; производное ( Втор.33:4 ; Неем.5:7 ) значит: собрание церковное. Отсюда, слово (по форме – 1Ездр.2:55 . – 2:57 и др.) означает проповедника (Gesenius. Hebr. Handworterbuch. 740s.). В соответствие такому значению наименования, древние христианские толковники ( Ориген , Василий В., Григорий Нис., Олимпиодор, Иероним), признавали книгу Екклезиаст последнею прощальною и покаянною речью Соломона, произнесенную всему еврейскому народу 244 , как произносили подобные же речи Моисей ( Втор.28–32 гл.), Иисус Навин ( Нав.24 гл.), Самуил ( 1Цар.12 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Наконец, в начальные, а отчасти и в последующие годы своей деятельности, Общество тратило значительные суммы на учёные экскурсии и на научные раскопки. Так, например, издержано на раскопки, произведённые близ храма Воскресения в 1882 г. – 2.200 руб., на поездку на Синай и в Палестину проф. Цагарелли в 1882 г. – 2.432 руб. 2 коп., на поездку в 1891 г. на Синай проф. Пападопуло-Керамевса 1.673 руб. 59 коп., на учёное путешествие по Сирии проф. Успенского в 1898 г. – 5.000 руб., проф. Марра – в 1902 году на поездку на Синай и в Иерусалим – 1.155 руб. 66 коп. и на учёную экспедицию в 1891 г. – 1892 г. на Ближний Восток проф. Кондакова – 20.261 руб. 10 коп. Монументальное учёное издание Общества «Палестинский Сборник», достигшее уже 59-го выпуска, приобрело почтенную известность в учёном мире не только в России, но даже за границей. Общество тратило на эти издания в некоторые годы немало, например: в 1894–1895 гг. – 24.291 руб. 92 коп., в 1896–1897 гг. – 24.629 руб. 54 коп., в 1898–1899 гг. – 24.093 руб. 7 коп. и т.д. Со времени оскудения главного ресурса Общества – вербного сбора и притока пожертвований, Обществу пришлось сократить свои расходы на научные и народные издания. С 1905 г. на эту статью, включая сюда и издание четырёхмесячного «Сообщения Общества» тратилось лишь до 10–11 тысяч рублей. Таким образом, принимая во внимание, с одной стороны, многочисленные потребности Палестинского Общества в интересах наших паломников и русского народа, с другой – дефициты последнего времени и долг Министерству иностранных дел в 500 тысяч рублей, следует признать, что для «устойчивого, длительного и достаточного обеспечения Обществу продолжения его деятельности», ему необходимо получать ежегодное пособие, согласно его заявлению, в 150.000 руб., или, по крайней мере, сохранить полностью производившееся до 1913 г. пособие, т.е. как 75.000 руб. из доходов с Бессарабских имений, получавшиеся Обществом с 1905 г., так и 26.775 руб., назначенные Обществу с 1910 года. Названная цифра в 150 тысяч рублей не должна казаться чрезмерной, так как на Востоке, как и повсюду, цены на жизненные потребности увеличиваются с неимоверной быстротой. С другой стороны, Общество, существующее на средства из сборов, пожертвований и членских взносов, не может упустить из виду, что все эти статьи доходов его, падающие в последние годы с поразительной постепенностью, весьма вероятно сохранят за собой и впредь то же печальное тяготение вниз. Только с устойчивыми средствами и при энергичной поддержке Правительства Общество будет в состоянии с достоинством, подобающим могущественной России, продолжать свою высокую культурную и филантропическую миссию на Ближнем Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Утром и вечером для воспитанников обязательна молитва. Суточные 24 часа распределены так: На умственный труд – 5 часов. Упражнения физические и ручной труд – 4½ часа Занятия художественные и развлечения – 2½ часа Сон – 9 часов. За столом и на свободе – 3 часа. Итого: 24 часа. По воскресеньям и праздникам классов нет, и воспитанники располагают своим временем, как хотят. Таким образом, день распадается на три части: утро посвящено умственному труду; вторая половина дня – ручным работам в поле и в саду, или (зимой) в мастерских; вечер – искусству, музыке и развлечениям. Из двенадцати месяцев. 3½ месяца вакаций дети проводят в своей семье, в отпусках. Таковы главные очертания новой школы, дающей преимущество англосаксам, когда они вступают в жизнь, перед всеми другими племенами и народами. Но есть в этой школе многое и очень многое другое, которое делает её чрезвычайно симпатичной и привлекательной. Поэтому, лиц интересующихся воспитанием детей отсылаем к самой книге, представляющей собой в нашей небогатой педагогической литературе не только отрадное, но и в высшей степени замечательное явление – в виду того предмета первостепенной государственной важности, которому эта книга посвящена её высокопоставленным издателем. Ив. Захарьин Чельцов М. [Рец. на:] Собрание сочинений профессора Казанской духовной Академии Н. Ивановского. Том первый. Казань. 1898 г. I–II. 1–487. Ц. 2 руб.//Миссионерское обозрение. 1899. 1. С. 275–280 Имя Н. И. Ивановск ого пользуется двоякой почетной известностью: как учёного расколоведа и как опытного практика-полемиста. Как учёный, он стяжал себе вполне заслуженную известность своим «Критическим разбором учения беспоповцев о Церкви и таинствах» и «Руководством по истории и обличению раскола». В первом сочинении он первый представил в системе и рассмотрел со всей тщательностью и основательностью научного беспристрастия беспоповщинские мудрования об их безсвященнословном состояния от лет п. Никона . Во втором он опять первый 82 дал систематическое изложение происхождения и развития раскола старообрядства и его историю во всех главнейших её фазисах до наших дней, представив вместе с этим во второй части этого же своего труда подробное и строго научное изобличение раскола, как религиозной доктрины, во всех её сторонах и положениях. Это последнее сочинение целое десятилетие было почти единственным руководством 83 для изучающих раскол в духовных семинариях и в сельских приходах. Не утратило своего значения оно и теперь, не смотря на появление новых трудов в этой области.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010