Религиозно-нравственное просвещение народа служит также одним ив главных миссионерских средств. Везде и повсюду по епархиям заботятся о том, чтобы эту свою просветительную деятельность духовенство распространяло как можно шире через церковное проповедничество, через вне-богослужебные собеседования, через чтения и тому под. Забота об этом епархиального начальства не нова; ново то, что она стала сознаваться и самим духовенством. Так на очередном собрании Орловского Епархиального съезда духовенства, в 1898 г., по порядку программы занятий приступлено было к суждению об усилении проповеднической деятельности духовенства и его воздействия на народ. По обсуждении на съезде было постановлено: 1) завести при каждой церкви «настольные библиотеки», для пособия к проповедничеству, расходуя каждогодно на них до 20 руб. из церковных сумм; 2) в видах привлечения на религиозно-нравственные чтения в церковноприходских школах или в других удобных для того помещениях возможно большего числа слушателей – иметь волшебные фонари с соответствующими чтениям картинами. («Орл. Еп. Вед.» 19). На помощь в этом деле духовенству пришёл и Совет Орловского Братства, на своём общем собрании постановивший «всячески заботиться об организации, поддержании, распространении и улучшении народных религиозно-нравственных чтений, читален и библиотек, как вообще во всех приходах Орловской епархии, так в особенности в наиболее захолустных уголках её, для просвещения в духе православной церкви не только раскольников и сектантов, блуждающих вне спасительной ограды св. церкви, но и таких лиц, кои, хотя и пребывают в неразрывном единении с церковью, однако, остаются ещё младенцами в делах христианской веры и нравственности». Для этого рекомендовано было Советом Братства не стесняться в денежных средствах (там же 24). – Совет Братства свв. Митрофана и Тихона в Воронежской епархии не ограничился одним лишь изъявлением своей готовности заботиться о библиотечном деле при приходских церквах. Сознавая всю существенную пользу от рационально поставленного дела устройства приходских библиотек, он образовал из своих членов особую комиссии «для руководства по устройству этих библиотек и надзора за состоянием их». На наш взгляд, комиссия эта вполне верно поняла свои задачи и совершенно умело отнеслась к ним. Поэтому, мы считаем необходимым сказать о её деятельности поподробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Долго нам пришлось ходить по бараборам и искать гребцов; наконец, гребцы нашлись, оставалось подыскать лодку. Здесь- то мы и встретили большое затруднение: на берегу хотя и было несколько лодок, но все они оказались испорченными, кроме одной самой маленькой, устроенной только для двух пловцов. Положение наше было ужасно! Но ехать нужно было; и вот Владыка, осенив себя крестным знамением, первый отважился сесть в эту «душегубку» с одним хромым гребцом. С первым валом оттолкнули их от берега, и они легко понеслись по высоким волнам... С глубоким замиранием сердца следили мы за движением лодки, которая то поднималась, то опускалась в пучине морской! Чрез несколько минут лодья эта благополучно возвратилась, оставив Владыку на пароходе. Следовала очередь за нами, – но переезжать поодиночке представлялось уже невозможным: капитан заявил, что через четверть часа двинется в путь, дабы не утерять попутное течение. Страх и ужас овладел нами, когда мы, усевшись вчетырём, стали отчаливать от берега! Нас оттолкнули от берега, но весьма неудачно: восьмой вал покрыл нас, за ним девятый, – и наша «душегубка» оказалась наполненной водой. Опасность грозила нам на каждом шагу! Но наши отважные гребцы не отчаивались: со всех сил они налегли на весла и в несколько минут успели добраться до парохода. Мокрые взобрались мы на палубу, где и простояли почти восемь часов, пока не доехали до Кеная при порядочной качке, от которой иных очень тошнило. К Кенаю подъехали в 9 ч. утра, но за мелководьем принуждены были стать около и ожидать прилива. В это время солнце стало уже порядочно припекать, и от ночной бессонницы заклонило нас в сон; но так как каюты были заняты, то пришлось нам, подостлав рясы, растянуться прямо на углях, которыми загромождена была вся палуба. В 12 ч. дня, наконец, добрались «домой» в Кенай» 167 . 24 июля/5 августа 1899 г. Тихон отправлял воскресное всенощное бдение, когда в Кенай пришел пароход «Дора». В конце службы епископ преподал благословение прихожанам, призвав их твердо держаться православной веры и Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

«Он желал одного,— вспоминал о Чехове М.М.Ковалевский,— чтобы земля досталась крестьянам, и не в мирскую, а в личную собственность, чтобы крестьяне жили привольно, в трезвости и материальном довольстве, чтобы в их среде было много школ и правильно поставлена была медицинская помощь» 465 . Не пропустить мимо внимания: Чехов не разделял упования многих и многих на крестьянскую общину— в ней, напротив, видел лишь питательную среду для разных пороков. «...Община уже трещит по швам,— утверждал он в письме Суворину от 17 января 1899 года,— так как община и культура— понятия несовместимые. Кстати сказать, наше всенародное пьянство и глубокое невежество— это общинные грехи» (П-8,24). В общине Чехов видел не единство, а дурную общность, то есть общность на основе неистинных интересов. А это иллюзия единства. В толпе, движимой нездоровыми инстинктами, никогда не обрести соборного начала. Поэтому и среди самих мужиков— разобщённость: на основе этой дурной общности. В «Новой даче» верх берут несколько горлопанов, либо не способных к трудовой жизни, либо лодырей и пьяниц. Они соединяются и сбивают с толку иных, не умеющих противостать тёмному напору. Для Чехова— таков механизм, действующий в общине. Для читателей— пророчество относительно движущих сил революции. Чтобы противодействовать этому, нужно разрушить дурную общность и соединиться в стремлении к правде, что жива в каждом человеке.   Человек уединяется в себе потому, что глохнут в нём лучшие силы и стремления, молодая свежесть чувств, а преобладают пошлые интересы апостасийной стихии. Таковы многие герои Чехова. За нередким внешним спокойствием они таят бьющуюся раненую душу. Отчаивается обрести счастье в близости с людьми Вера Кардина ( «В родном углу», 1897)— и решает подменить его слиянностью с равнодушием природы: «Надо не жить, надо слиться в одно с этой роскошной степью, безграничной и равнодушной, как вечность, с её цветами, курганами и далью, и тогда будет хорошо...» (С-9,324). Страдает от своих неловких неумелых попыток найти душевное единение с ближними Иван Жмухин («Печенег», 1897). Иссыхает в одиночестве душа учительницы Марьи Васильевны («На подводе», 1897). Адвокат Подгорин («У знакомых», 1898) с тоскою ощущает, что не осталось в нём и следа тех добрых чувств, которые связывали его когда-то со знакомым семейством, и он едва ли не в страхе от тяготы общения с прежде такими славными людьми— бежит, чтобы тут же забыть и о них, и о прежних своих годах. Та же тема с ещё большею силою раскрывается в «Ионыче» (1898).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

«Он желал одного, — вспоминал о Чехове М.М. Ковалевский, — чтобы земля досталась крестьянам, и не в мирскую, а в личную собственность, чтобы крестьяне жили привольно, в трезвости и материальном довольстве, чтобы в их среде было много школ и правильно поставлена была медицинская помощь» . Не пропустить мимо внимания: Чехов не разделял упования многих и многих на крестьянскую общину — в ней, напротив, видел лишь питательную среду для разных пороков. «…Община уже трещит по швам, — утверждал он в письме Суворину от 17 января 1899 года, — так как община и культура — понятия несовместимые. Кстати сказать, наше всенародное пьянство и глубокое невежество — это общинные грехи» (П-8,24). В общине Чехов видел не единство, а дурную общность, то есть общность на основе неистинных интересов. А это иллюзия единства. В толпе, движимой нездоровыми инстинктами, никогда не обрести соборного начала. Поэтому и среди самих мужиков — разобщённость: на основе этой дурной общности. В «Новой даче» верх берут несколько горлопанов, либо не способных к трудовой жизни, либо лодырей и пьяниц. Они соединяются и сбивают с толку иных, не умеющих противостать тёмному напору. Для Чехова — таков механизм, действующий в общине. Для читателей — пророчество относительно движущих сил революции. Чтобы противодействовать этому, нужно разрушить дурную общность и соединиться в стремлении к правде, что жива в каждом человеке. Человек уединяется в себе потому, что глохнут в нём лучшие силы и стремления, молодая свежесть чувств, а преобладают пошлые интересы апостасийной стихии. Таковы многие герои Чехова. За нередким внешним спокойствием они таят бьющуюся раненую душу. Отчаивается обрести счастье в близости с людьми Вера Кардина («В родном углу», 1897) — и решает подменить его слиянностью с равнодушием природы: «Надо не жить, надо слиться в одно с этой роскошной степью, безграничной и равнодушной, как вечность, с её цветами, курганами и далью, и тогда будет хорошо…» (С-9,324). Страдает от своих неловких неумелых попыток найти душевное единение с ближними Иван Жмухин («Печенег», 1897). Иссыхает в одиночестве душа учительницы Марьи Васильевны («На подводе», 1897). Адвокат Подгорин («У знакомых», 1898) с тоскою ощущает, что не осталось в нём и следа тех добрых чувств, которые связывали его когда-то со знакомым семейством, и он едва ли не в страхе от тяготы общения с прежде такими славными людьми — бежит, чтобы тут же забыть и о них, и о прежних своих годах. Та же тема с ещё большею силою раскрывается в «Ионыче» (1898).

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

24 октября/5 ноября 1898. Суббота. В школах ученья не было по случаю праздника в Сёоконся (в честь павших за Императора в реставрацию воинов). Три дня продолжается этот праздник; в один из них не бывает ученья в Университете и гимназиях, чтобы дать учащимся посмотреть на конские ристалища, фейерверки и тому подобное: мы следуем этому примеру. Кстати, и день был хороший; ребята, верно, нагулялись вдоволь – Мы с Накаем утром переводили, потом я поехал в Иокохаму разменять в банке пришедший вчера вексель миссионерского содержания из Казны на первое полугодие следующего года. 16.348 рублей металлическими пришли векселем в 2.592 фунта стерлингов 17 шиллингов 3 пенса, которые, по размене в Hong Kong and Shanghai Bank’e, дали: 25.464 ены 42 сен. Так как Миссия имеет дело с двумя банками, означенным и Chartered Bank of India, China and Australia, то я всегда справляюсь в обоих о размене: сегодня на два сена в «Chartered» было сказано меньше, поэтому разменено в HongKong and Shangchai Bank. На возвратном пути встретился с Моисеем Хамано, который всю дорогу до Токио болтал, выхваляя себя, свою невинность (якобы) в деле чугунных труб для водопровода, свое высокое религиозное настроение, когда сидел два года в тюрьме. Ныне опять имеет дела на рисовой бирже в Токио, Иокохаме и даже Нагасаки; богатеет: хвалится неутомимостью, но про честность говорит, что она не годится в его деле, – «нужно бы тогда бросить дела, коли бы не сворачивать туда и сюда с прямого пути». Всех служащих Церкви считает ничтожеством, особенно сендайцев: «Люди из Оосиу только говорить мастера, дело же ни делают, – слабы, вялы, ничего не значащи». Советует из Кагосима набрать служащих; кагосимцы похожи на русских: по виду вялы, просты, на деле тверды, устойчивы. (Откуда у него такие параллели? Да и где взять кагосимцев?) Смесь добра со злом – того и другого в сильных дозах – сей человек. 25 октября/6 ноября 1898. Воскресенье. После Обедни Савва Хорие, переводчик, привел некоего Сибата, студента Университета, который, будучи крещен мною трех лет, до сих пор не имел никакого отношения к христианству. Отец его, родом из Сендая, но живший здесь – в Синагава, не забыл, однако, что он христианин, и, когда помер недавно, был похоронен по-христиански. Молодому Сибата нужно было поместить младшую свою сестру в нашу Женскую школу; по сему случаю он обнаружил свое христианское звание. Мачеха его язычница; должно быть, это было главной причиной невоспитанности их в христианстве. Снабдил его христианскими книгами; Хорие обещался поруководить его в изучении их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В 1820 г. он вновь высказался в поддержку конституционного режима и общественных свобод, а в пастырском послании 1824 г. попросил испан. власти быть снисходительными к либералам. В 1828 г. противники обвинили его в янсенизме и инициировали процесс, прекращенный только после смерти Эспады. В 30-40-х гг. XIX в. на К. появились первые табачные и сигарные фабрики, развивались сахарное производство, горнодобывающая промышленность, велось строительство железных дорог, возникли литейные мастерские. Промышленное развитие К., а также рост цен на рабов (в т. ч. в связи с международными конвенциями о запрещении работорговли) обусловили кризис рабовладения. 10 окт. 1868 г. на К. началось вооруженное восстание против испан. господства, в результате которого колония получила право избирать своих депутатов в кортесы. В 1886 г. на К. отменено рабство, в 1893 г. власти уравняли в правах чернокожих кубинцев с белым населением острова. Основным торговым партнером К. стали США, закупавшие 75% кубинского сахара-сырца. 24 февр. 1895 г. в пров. Орьенте вспыхнуло восстание, положившее начало Национально-освободительной войне 1895-1898 гг. К кон. 1897 г. повстанцы взяли под контроль большую часть территории К. В результате испано-амер. войны 1898 г. Испания отказалась от прав на К., к-рая перешла под управление амер. военной администрации. В янв. 1899 г. США оккупировали К., распустили национально-освободительные организации. В нояб. 1900 г. амер. власти созвали Учредительное собрание для выработки Конституции К. (одобрена в февр. 1901). В июне 1901 г. в нее была включена поправка (Платт), ограничивавшая суверенитет страны и предоставлявшая США право вмешательства в ее внутренние дела. В дек. 1901 г. на К. состоялись первые президентские выборы, победу на к-рых одержал связанный с правящими кругами США консерватор Т. Эстрада Пальма. 20 мая 1902 г. провозглашена независимая Кубинская республика, началась эвакуация амер. войск. Католический каферальный собор св. Христофора в Гаване. 1748 г. Католический каферальный собор св.

http://pravenc.ru/text/2462167.html

Профессор Петр Семёнович Смирнов Пользовался профессор большим уважением и среди своих академических коллег. Это следует хотя бы из того факта, что Совет Санкт-Петербургской Духовной Академии трижды (!) избирал (не назначал) Смирнова на должность редактора академического журнала – как сейчас принято в подобных случаях говорить, флагмана богословской науки – «Христианское чтение». Значит, члены корпорации не просто Смирнову доверяли, а знали, что он – профессионал высокого уровня. С другой стороны, при попытке обратиться к материалам, связанным с жизнеописанием этого профессора, приходится с удивлением столкнуться с практически полным отсутствием какой бы то ни было подробной информации 1 . Не без труда удаётся узнать какие-то хотя бы общие сведения. Родился Пётр Семёнович Смирнов в 1861 году. Окончил сначала Рязанскую духовную семинарию, затем, в 1887 году, Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 16 августа 1888 года, то есть только через год после окончания академии, был назначен преподавателем обличительного богословия, истории и обличения русского раскола и местных сект в родной ему Рязанской духовной семинарии. После кончины профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии, научного руководителя П. С. Смирнова Ивана Фёдоровича Нильского самого Петра Семёновича избирают в 1894 году на академическую кафедру истории и обличения русского раскола. Эту кафедру Смирнов будет занимать вплоть до закрытия академии в 1918 году. В 1899 году он защищает магистерскую диссертацию «Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. Исследование из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным» (СПб., 1898). С 24 марта 1899 года – доцент, с 30 января 1900 года – экстраординарный профессор. В ноябре 1909 года удостоен степени доктора церковной истории за представленное исследование «Споры и разделения в расколе в первой четверти XVIII века» (СПб., 1909). С 9 июня 1910 года – ординарный профессор. С 1 января 1903 года по 31 декабря 1911 года – редактор «Христианского чтения». После закрытия академии, с 1 декабря 1918 года по 1 февраля 1922 года – сотрудник 2-го отделения 6-й секции Единого государственного архивного фонда 2 . Что касается времени смерти, то обычно указывалось – после 1917 года 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Мнение Евномия о Сыне Божием «Единородный, говорит он, Бога Сын не есть само по себе и в собственном смысле Слово Его, – но внутреннее Слово Бога и Отца в Нем движется и есть всегда, а называемый родившимся из Него Сын, приемля внутреннее Слово Его, все знает, научившись (чрез это внутреннее Слово), и по подобию Оного Словом называется и есть». 414 Потом, для подтверждения, как думает он, своего нечестия и превратных мыслей, – да пленицами, как написано ( Прит.5:22 ), своих грехов несчастный затязается – приплетает такого рода умозаключения: «Если Слово, говорит, в Боге и Отце природное и внутреннее есть Сам Сын, а Он единосущен Родившему: то что же препятствует быть и называться Словом и Отцу, как единосущному со Словом?». И опять. «Если Слово есть Сын Бога и Отца, и кроме Него нет другого (Сына – Слова): то чрез какое Слово, говорит, Отец обретается говорящим к Нему: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя ( Пс.2:7 )? Очевидно ведь не без Слова Отец вел беседы с Ним, так как все, что говорится, говорится конечно в слове, и не иначе. И Сам Спаситель говорит негде: вем Отца и слово Его соблюдаю ( Ин.8:55 ). И еще: слово, еже слышите, несть Мое, но Пославшаго Мя Отца ( Ин.14:24 ). Если, та- —45— ким образом, Отец беседует с Ним посредством слова и Сам Он (Спаситель) говорит то о том, что соблюдает слово Отца, то опять – что не Его слово, но слово Отца слышали Иудеи: то не следует ли, говорить, без всякого колебания всем признать, что другой есть Сын отличный от внутреннего или сущего в умственном движении Слова, Коего причастным и исполненным называется Слово внешнее 415 и открывающее (во вне) сущность Отца, то есть Сын?». Такого рода зло привлекает себе неразумец и не стыдится противоречить всем вообще божественным писаниям, на себе самом являя истинным написанное: егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит ( Прит.18:3 ). И действительно, богоборец сей весьма углубился во зло вследствие безумия, отказываясь от прямоты истины и сгибаясь гнилостностью своих рассуждений; ибо из нижеследующего мы узнáем, что Единородный Сын Бога и Отца самособственно 416 есть Слово Его. Следует опровержение Евномиева зломнения

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– См. Примеч. к л. 5 об. Министр – Ванновский Петр Семенович (24.11.1822–16.02.1904) – генерал от инфантерии (1883), военный министр (1881–1897), член Государственного совета (1898), министр народного просвещения (25.03.1901–11.04.1902); подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1.С. 593.) 71 (Министр просвещения Ванновский, заявивший себя излишнею гуманностью, теперь... изменяет свою политику... и получил анонимное письмо с того света от предшественника его Боголепова... намек на предполагаемое убийство. – Первым делом новоназначенный министр просвещения П.С. Ванновский отменил ряд положений «Временных правил» от 29.07.1899 г., по которым студентов можно было отдавать в солдаты. Сосланных студентов вернули изармии, но не вернули в учебные заведения. Постарались вернуть и уволенную при Н.П. Боголепове профессуру. Министр пытался наладить отношения с профессурой либерального направления, чтобы со временем организовать научно-критическое изучение дарвинизма, марксизма и прочее (о взглядах П.С. Ванновского на деятельность учебных заведений и обучающихся в них,а также о подготовке Новых правил в 1901 г. см.: Дневник. Т. 1. С. 594–595).22.12.1901 г. министр утвердил новые «Временные правила организации студенческих учреждений» (см.: Временные правила организации студенческих учреждений в высших учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения. Утв. 22 дек. 1901 г. СПб., 1901). Однако ряд уступок, накоторые пошло правительство, относительно корпоративного объединения студентов носил ограниченный характер. Студенты всех высших учебных заведений отвергли эти «Временные правила», содержавшие массу условий, препятствующих их успешному введению. Так, киевское студенчество сожгло на площади «Временные правила» не Боголепова об отдаче студентовв солдаты, а «Временные правила» Ванновского, дававшие студенчеству некоторые права. О перемене правительственной политики по отношению кстуденчеству («Временные правила» 1899, 1901, 1902 гг.) и об антиправительственном движении студентов в конце XIX – начале XX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

10-го декабря прошлого 1898 г. снялся первый пароход «Лейк-Гурон» с 2,029 ахалкалакских духобор, во главе с некиим г. Суллержицким, в качестве переводчика. 22 декабря снялся второй пароход «Лейк-Сюпириор» с 1,900 елисаветпольских и карсских духобор. Здесь предводительствует над духоборами сын Н. Л. Толстого, – граф Серж, бывший Чернский земский начальник... Что же касается до 1,126 ахалкалакских духобор (из них 45 умерло), переселившихся на остров Кипр (на пароходе «Дуро»), то, в виду громадной смертности от злокачественных лихорадок и крайне тяжёлых условий жизни, они будут также перевезены (весной) в Манитобу и Ассинибой. По прибытии 3,029 духобор в г. Галифакс предположено временно (до весны) расселить их вдоль тихоокеанской канадской ж. д., где им надеются предоставить работы на лесопильных, в железнодорожных мастерских и складах и т. п. С наступлением же весны и по прибытии 1081 кипрских духоборов все 5,010 духобор отправятся 100 в Манитобу и Ассинибою. По прибытии в Виннипег первых 2,000 духобор, им обещано выдать пособие в 20,000 р., по прибытии остальных еще 30,000 р. Правительство Канады, выдаёт им не в пособие эти 50 т. р., а лишь как десятирублёвую премию, на которую имеет право любой агент (в данном случае сами духоборы) за каждого надёжного колониста, могущего содействовать поднятию экономического уровня страны. За перевозку духобор на о-в Кипр уплачено (пароход «Дуро») – 11,260 руб., а пароходам «Лейк Гурон» и «Лейк Сюпириор» уплачено 119 тысяч рублей. Из них лично духоборы заплатили 113,129 руб., 10,000 руб. дала колония толстовцев «Перлэй», близ Мальдона, в графстве Эссекс, и 30,000р., по словам «Кавказа», пожертвовано одним благотворителем 101 . За проезд от порта С. Джон по тихоокеанской ж. д. до Виннипега, взимается по условью – 12 р. с взрослого и 3 р. с детей до 10 лет. Путь следования духобор из Батума в Манитобу и Ассинибою совершат на 24-й день плавания. Правительство Канады отводит 5,010 духоборам – 108 тысяч десятин земли (в двух участках), т. е. по 21½ дес. на душу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010