Слушаю молитвы, стихиры и т.д. И снова – совершенно очевидное, не сравнимое превосходство псалмов и вообще Писания над всяческой гимнографией. Среда, 23 февраля 1977 Чехов (письмо к А.С. Суворину. 24.2.1893): «…Я не журналист: у меня физическое отвращение к брани, направленной к кому бы то ни было; говорю – физическое, потому что после чтения Протопопова, Жителя, Буренина и прочих судей человечества у меня всегда остается во рту вкус ржавчины и день мой бывает испорчен. Мне просто больно… Ведь это не критика, не мировоззрение, а ненависть, животная, ненасытная злоба… Зачем этот тон, точно судят они не о художниках и писателях, а об арестантах? Я не могу и не могу». Слушал сегодня ветхозаветные чтения. Пророки (Исайя) – о «маленьком»: судьбе царств, народов и т.д. – говорили великие, божественные вещи. В наши же дни о «великом» говорят маленькие вещи. Те все «относили» к главному. Мы главное «относим» к третьестепенному. Словно все хотят «маленького». Из мира уходит, «выветривается» великое, трагическое в главном и основном смысле этого слова. Так, de facto, бесшумно, при полном равнодушии исчез, растворился «ад», возможность гибели, а вместе с ним и спасение. Вошедшее в мир как «благовестие», как неслыханная весть о Царстве Божием, христианство постепенно превратилось в «духовное обслуживание», в – надо признаться – малоудачную терапевтику. Четверг, 24 февраля 1977 Первая Преждеосвященная – с подъемом и радостью… В промежутках между службами – дома за писанием «Единства веры», как будто наконец «кристаллизующегося». Солнце и оттепель. На сон грядущий читал письма Чехова 1898–1899–1900-х годов, то есть последнего периода его жизни. Я всегда любил и все больше люблю человека Чехова, а не только писателя. Качество его выдержки, сдержанности и вместе с тем глубокой, тайной доброты. Из всех наших «великих» он ближе всех к христианству по своей трезвости, отсутствию дешевой «душевности», которой у нас столько углов «сглажено». Но какая печальная, трагическая жизнь с этим туберкулезом в тридцать лет!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Учеба Джугашвили в семинарии неуклонно шла по нисходящей линии. Отличник в духовном училище, он не смог поддержать ту же высокую планку в семинарии. Первый класс (1894–1895) Иосиф окончил твердым «хорошистом», имея тройку лишь по гражданской истории. Годовые оценки за второй класс (1895–1896) показали лишь только одну пятерку – по церковнославянскому пению и четверки по остальным предметам. Но уже провальным для Сосо оказался третий класс семинарии (1896–1897): средний балл – 3,5, ни одной пятерки, по церковной истории и Св. Писанию тройки, переход с пятого места в списке успевающих на 16-е (из 24). Четвертый класс (1897–1898) оказался для Иосифа еще более трудным, чем предыдущий, – тройки почти по всем предметам и, как результат, двадцатое место в списке успевающих (из 23). Как известно, весной 1899 г. экзамены Иосиф не сдавал, но ему выдали впоследствии аттестат с «троечными» результатами и за этот год. С третьего класса падает и дисциплина Сосо. В кондуитном журнале семинарии учащаются записи о его грубости и наказаниях. Что же случилось с успехами когда-то способного ученика? Ответ очевиден – он потерял интерес и к церковным предметам, и к духовному образованию вообще. Его поглощали другие занятия, не оставлявшие на учебу времени. «Все более и более теми и другими предметами манкировал Джугашвили, уроками и богослужениями, все чаще и чаще всеми способами ухищрялся он ускользнуть на вечера из семинарии»… «В третий год с ним произошла какая-то перемена, после чего он абсолютно бросил подготовку уроков… он не читал Закон Божий и разные духовные произведения, а, наоборот, противоположные к ним и т.д.». Мемуарист справедливо считал, что Сталин в старших классах семинарии сознательно отказался от духовной карьеры – при своих способностях он имел весомые шансы поступить в академию. М. Кольцов сказал лучше: «Он, как волчонок, смотрел в лес». Духовная школа объективно стала для Сталина школой безбожия. Не подходил трудный путь духовного служения для талантливого, но честолюбивого и бесчестного юноши, одержимого волей к власти. Революционная карьера в чреватом бурными потрясениями российском обществе казалась более предпочтительной и в итоге принесла нашему «герою» оглушительный успех.

http://pravmir.ru/v-boga-i-svyatyx-on-ne...

Неприкосновенный капитал журнала, заключавшийся в процентных бумагах, в конце 1909 г. составлял 13000 руб 17 . Поскольку для полноценной деятельности журнала денег, выручаемых с его продаж, не хватало (первоначально подписная цена за год составляла от 6 до 8 руб. 18 ), немаловажную роль в поддержании его существования стали играть субсидии. Начиная с 1 янв. 1911 г. субсидия на издание «Богословского вестника» составила 2500 р. в год 19 . Ежегодно назначалась комиссия, состоявшая из трех человек, которая проверяла приходно-расходные книги редакции журнала и хранящиеся на складе книги 20 . Например, рассмотрение отчета за 1909 г. поручалось А. П. Шостьину, М. М. Богословскому и П. А. Флоренскому 21 , а за 1910 г. - М. Д. Муретову, С. И. Соболевскому и А. К. Мишину 22 . 3. Структура журнала В 1892-1900 гг. выходило 12 номеров в год, с 1901 г. номер за июль-август 7-8) стал выходить сдвоенным, с 1914 г. в связи с резким подорожанием бумаги и полиграфических услуг число сдвоенных номеров еще более возросло. Максимальное число сдвоенных номеров вышло в 1917 г.: в результате некоторые статьи, которые предполагалось издать в 4 номере, выходили в 4/5 сдвоенном номере 1917 г., а другие статьи, которые должны были выйти в начале года, выходили в сдвоеных номерах в конце года. Более ранний номер журнала, указывавшийся в нижнем колонтитуле некоторых статей, не соответствует реальному номеру, в состав которого они были включены 23 . Объем каждого номера составлял от 250 до 300 страниц. Первоначально в 1892-1898 г. годовой комплект журнала выходил в составе 4-х томов, каждый из которых состоял из трех последовательных номеров 24 , затем с 1899 по 1916 г. - в 3-х томах, по 4 номера в каждом 25 , и, наконец, в 1917-1918 г. - в 2-х, по 6 номеров в каждом томе 26 . Общее число номеров, изданных с 1892 по 1918 г. включительно, составило 321, общее число страниц - 88672 (без учета нескольких недоступных номеров 1918 г.). На передней обложке и на титульном листе «Богословского вестника» указывался номер тома и месяца, на обратной стороне передней обложки перечислялись академические издания и переиздания «Творений святых отцов в русском переводе».

http://bogoslov.ru/bv/bv.html

а) Указом Святейшего Синода от 23 декабря 1898 года за 7594 Инспектор Новгородской Духовной Семинарии, магистр богословия, иеромонах Евдоким назначен был Инспектором Московской Духовной Академии, с званием экстраординарного профессора и возведением в Новгороде в сан архимандрита, причём содержание иеромонаху Евдокиму назначено было в размере, присвоенном должностям доцента и инспектора духовной академии. б) На штатную вакансию экстраординарного профессора Инспектор Академии Архимандрит Евдоким избран был в собрании Совета 1 февраля 1902 года, как имевший преимущество пред другими по учёной степени и старшинству службы по духовно-учебному ведомству (с 24 августа 1894 года), каковое избрание и утверждено было указом Святейшего Синода от 20 марта того же 1902 года за 2079. —345— в) Так как в вышеприведённом указе Святейшего Синода за 11808 нет особой оговорки относительно назначения содержания иеромонаху о. Иосифу, то можно думать, что ему предоставлена штатная вакансия экстраординарного профессора, занятая до сего времени о. Архимандритом Евдокимом. – Между тем по старшинству службы, которым обычно руководствуется Совет Академии при избрании кандидатов на должности профессоров, наличные преподаватели Академии, по учёной степени имеющие право на занятие вакансии экстраординарного профессора, располагаются в настоящее время в таком порядке: 1) доцент но кафедре истории философии, магистр богословия, Павел Тихомиров, состоящий на духовно-учебной службе и при Академии с 7 марта 1894 года; 2) доцент по кафедре теории словесности и истории иностранных литератур, магистр богословия, Николай Городенский , состоящий на духовно-учебной службе и при Академии с 16 августа 1895 года, и 3) доцент по кафедре библейской истории (ныне экстраординарный профессор и Инспектор Академии), магистр богословия, иеромонах Иосиф (Петровых), состоящий на духовно-учебной службе и при Академии с 16 августа 1899 года. – Имеющий преимущество среди них по старшинству службы доцент Павел Тихомиров членами Совета единогласно признан как вполне достойным звания экстраординарного профессора, так, с другой стороны,– и заслуживающим материального поощрения со стороны Начальства в виду того, что он, будучи человеком семейным, вот уже почти десять лет должен довольствоваться крайне ограниченным доцентским содержанием, меньшим содержания многих преподавателей духовных семинарий и училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Якутск, 1892; Речь, произн. при встрече Его Имп. Высочества вел. кн. Сергия Александровича в Рязанском кафедр. соборе июля 1897 г.]//Рязанские ЕВ. 1897. Отд. неофиц. 15. С. 456-457; Речь, сказанная в собрании Миссионерского Казанского съезда в КазДА 2 авг. 1897 г.//Там же. 19. С. 609-616; Сведения о состоянии Якутской епархии за истекшее семилетие (1889-1896)//Там же. 22. С. 723-728; 23. С. 755-759; 24. С. 791-796; 1898. 1. С. 8-14; Слово, сказанное в Вознесенском касимовском соборе 29 мая 1897 г. по случаю открытия действий Касимовской противомусульм. миссии//Там же. 1897. 16. С. 512-515; Слово, сказанное в монастырском храме Касимовского жен. монастыря при служении в сем храме//Там же. С. 516-519; Речь пред отпеванием тела в Бозе почившего преосв. Александра, еп. Тамбовского и Шацкого, 17 сент. 1898 г.//Там же. 1898. 21. С. 735-738; Речь, сказанная при открытии Педагогических курсов для учителей и учительниц церковно-приходских школ 21 июня 1898 г. в Рязанской ДС//Там же. 14. С. 465-470; Слово, сказанное 8 июня 1898 г. при открытии Съезда миссионеров пред молебствием в Архангельском соборе//Там же. 13. С. 433-437; Слово, сказанное в Успенском кафедр. соборе пред молебствием по случаю открытия в Москве памятника в Бозе почившему имп. Александру II, 16 авг. 1898 г.//Там же. 18. С. 617-622; Слово, сказанное при освящении кладбищенского храма в г. Егорьевске 25 авг. 1898 г.//Там же. 20. С. 701-705; Слово, сказанное 16 авг. 1898 г. при погребении Спасского архим. Серафима//Там же. 18. С. 628-631; Беседа пред молебствием в Семинарской церкви к съезду учителей и учительниц церк.-приходских школ на Педагогические курсы 1 июля 1899 г.//Там же. 1899. 16. С. 510-516; Новогодние думы о нуждах внутр. миссии нашей Церкви//МОб. 1899. 1. С. 1-13; Речь Ее Имп. Величеству, вдовствующей государыне имп. Марии Феодоровне, после панихиды при гробе благовернаго государя цесаревича и вел. кн. Георгия Александровича на станции Рязань-Уральск//Рязанские ЕВ. 1899. Отд. неофиц. 15. С. 473-474; Речь, сказанная в кафедр.

http://pravenc.ru/text/2562822.html

Суббота была посвящена проверке Вениаминовской миссионерской школы с Сергиевским приютом для мальчиков. Тихона сопровождал свящ. Александр Кедровский, которому епископ давал надлежащие руководственные указания. 8/20 августа 1899 г. После воскресной литургии владыка принял делегацию из Нушагакской миссии 193 (находившейся на берегу реки Нушагак). Цель визита просителей к правящему архиерею состояла в том, чтобы рукоположить псаломщика Василия Кашеварова во священника для Петропавловской церкви (ее прежний настоятель свящ. Владимир Модестов уехал в Россию еще в 1898 году). По представлению благочинного о. Александра еп. Тихон счел возможным назначить псаломщика из Нушагакской миссии исполняющим обязанности священника-миссионера. Так как пароход уходил к Диллингхему 194 через два дня, то решено было с хиротониями Кашеварова В.П. не медлить. 9/21 августа 1899 г. В Уналашкинской церкви было совершено рукоположение Василия Петровича Кашеварова во диакона. 10/22 августа 1899 г. Во вторник Его Преосвященство посвятил о. диакона во пресвитера к Петропавловской церкви Нушагакской миссии. Сразу же новорукоположенный иерей, матушка Александра Николаевна Кашеварова, и.д. псаломщика Стефан Репин, воспитанник Вениаминовской школы, отправились в дорогу, напутствуемые архипастырскими наставлениями и благословением. 11/23 августа 1899 г. В среду Тихон занимался делопроизводством приходов Уналашкинского благочиния. 12/24 августа 1899 г. Накануне своего дня тезоименитства епископ отслужил всенощное бдение в Вознесенском храме. 13/25 августа 1899 г. В день преставления св. Тихона Задонского владыка совершил литургию с праздничным молебном. 14/26 августа 1899 г. На пароходе «Del Northe» еп. Тихон и протодиак. Петр Попов отбыли из Уналашки в Сан-Франциско. 25 августа/6 сентября 1899 г. Ранним утром «Del Northe» благополучно достиг Сан-Франциско. «Таким образом, выехав из С.-Франциско 20-го Апреля, мы пропутешествовали четыре месяца и совершили пути 24210 верст, в том числе морем 9637 верст» 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В 1895 г. приход посетил рус. посол М. Н. Гирс, к-рый представил обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву благоприятный отзыв о работе И. 14 мая 1896 г. И. был возведен в сан протоиерея. Храмовое строительство В 1896 г. по поручению посла М. Н. Гирса И. купил в Буэнос-Айресе участок земли напротив парка Лесама на ул. Брасиль под строительство правосл. храма. В кон. 1897 - нач. 1898 г. с разрешения Святейшего Синода И. собирал пожертвования на строительство в России. Имп. фамилия внесла 10 тыс. р., частные жертвователи - 50 тыс. р., Святейший Синод - 18 тыс. 100 р. (эти деньги были конфискованы у мещанина Курдиновского, к-рые жертвовали на «несуществующие монастыри на востоке»). И. собрал большую сумму в храмах России, выступал в прессе с призывом о пожертвовании и организовал прием средств в конторах «Московских ведомостей» , «Московского листка», «Нового времени». По делам прихода и строительства храма И. неоднократно был на аудиенции у имп. Николая II (24 янв. 1898, 30 сент. 1904) и вдовствующей имп. Марии Феодоровны (31 янв. 1898, 26 мая 1904). В янв. 1898 г. митр. Палладий (Раев) утвердил эскиз-проект акад. М. Т. Преображенского 2-ярусного храма с 5 главами в стиле московских церквей XVI-XVII вв. 6 дек. 1898 г. в Буэнос-Айресе был заложен храм в честь Св. Троицы. Внутренним убранством храма занимались благотворители. 15 авг. 1899 г. И. совершил 1-ю литургию в нижнем этаже строящегося храма. 8 окт. того же года на главы храма подняли 5 металлических крестов, изготовленных в Москве. 10 авг. 1901 г. И. был награжден правом ношения золотого наперсного креста с бриллиантами за труды по строительству храма. 23 сент. 1901 г. Свято-Троицкий храм был освящен и приписан к российской миссии в Аргентине, а И. назначен его настоятелем. Позади храма был построен 3-этажный дом причта. 15 февр. 1904 г. в Свято-Троицком храме были освящены приделы во имя свт. Николая Чудотворца и св. Марии Магдалины, покровителей рус. имп. Николая II и вдовствующей имп. Марии Феодоровны. В 1904 г. И. выступил в С.-Петербурге в Об-ве архитекторов и художников с докладом о построении храма, его росписях и декоративном украшении, стремясь привлечь художников к участию в работе. Художники В. Беляев, Кошелев, Г. Нестеров, А. П. Рябушкин безвозмездно выполнили для храма живописные работы (после пожара 1927 г. церковь была вновь отремонтирована и заново расписана). На основе своего книжного собрания И. создал при храме рус. б-ку. Для нее выписывались рус. издания, выходившие в эмиграции, в т. ч. периодика.

http://pravenc.ru/text/293904.html

В понедельник вечером в Аллегенской церкви Тихон открыл съезд священно- и церковнослужителей православной миссии. За поздним временем успели только избрать секретаря съезда (Туркевич В.И.) и наметить подлежащие решению проблемы: богослужебные вопросы, плата за требы, о свечном складе, о воссоединении униатских приходов с Православной Церковью и пр. 11/23 мая 1899 г. Утром преосвященный отслужил в Александро-Невской церкви молебен о здравии великого князя Кирилла Владимировича, также послал Его Высочеству поздравительную телеграмму: «Благодарно памятуя посещение Вашим Императорским Высочеством Американских православных церквей, почтительно приветствуем Вас со днем Ангела и молимся о здравии. Епископ Тихон и духовенство» 87 . В 15 ч. делегаты завершившейся III конвенции присутствовали в Аллегенской церкви на молебне и получили благословение владыки на возвращение домой. В пять часов вечера в том же храме Тихон благословил участников съезда духовенства на продолжение и успешное завершение их работы. 12/24 мая 1899 г. «Около 2 ч. дня в среду, 12 Мая, Владыка, провожаемый и напутствуемый сердечными благопожеланиями духовенства и братчиков, собравшихся на вокзал, чтобы проводить его, отбыл из Аллегени – Питтсбурга в Осцеолу» 88 . Прибыв в г. Осцеола Милс около 9 часов вечера, еп. Тихон и протодиак. Петр Попов остановились в доме настоятеля Константина Попова . 13/25 мая 1899 г. В четверг Тихон осмотрел православный храм Осцеолы и церковно-приходскую школу, где испытал детей в Законе Божьем и церковном пении. «Вечером в 6 ч. было отслужено Его Преосвященством совместно с священником К. Поповым и о. Протодиаконом Всенощное бдение храмовому празднику – Успению Божией Матери, причем пред полиелеем им же предложено было народу весьма назидательное поучение на сей праздник» 89 . 14/26 мая 1899 г. Местом служения преосвященного стала домовая церковь в честь Иоанна Крестителя в городе Филипсбург 90 , расположенном недалеко от Осцеолы. На малом входе Тихон возложил на о. Константина Попова набедренник за его отлично-усердную службу, в конце литургии сказал поучение о св. Серапионе Синдоните, также отслужил царский молебен по случаю дня коронования Их Императорских Величеств. Опросив школьников по Закону Божьему, владыка вернулся в Осцеолу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

15 июня 1892 г. – закончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Кандидатская работа «Объяснение первого послания св. Апостола Павла к Тимофею». 15 июня 1892 г. – назначен помощником инспектора Московской Духовной Академии. С 15 сентября 1892 г. по 15 августа 1895 г. – занимал безвозмездно должность законоучителя при Сергиевопосадском частном учебном заведении 2-го разряда. Церковный староста Богоявленской церкви с. Сторожевое Воронежской епархии. С 12 сентября 1895 г. по 31 декабря 1896 г. – занимал должность секретаря Сергиевопосадского отдела Общества спасения на водах. 21 ноября 1896 г. – назначен на должность преподавателя греческого языка в Звенигородском духовном училище Московской епархии. 31 декабря 1896 г. – Указом Святейшего Синода назначен смотрителем Жировицкого духовного училища. В этот период произошло знакомство П. Ф. Полянского с архимандритом Яблочинского монастыря Тихоном (Беллавиным), будущим Святейшим Патриархом. 4 апреля 1897 г. – защитил в Московской Духовной Академии магистерскую диссертацию на тему «Первое послание Святого Апостола Павла к Тимофею. Опыт историко-экзегетического исследования». 6 мая 1897 г. – утвержден в степени магистра богословия. С 1 августа по 11 октября 1897 г. – принимал участие в переписи населения. 25 октября 1897г. – утвержден членом-соревнователем Попечительства о народной трезвости гродненского губернского комитета. 23 мая 1898 г. – утвержден членом Попечительства 7-го участка Слонимского комитета попечительства о народной трезвости. 18 октября 1898 г. – произведен в чин коллежского асессора. 1 апреля 1899 г. – назначен почетным мировым судьей Слонимского округа. 6 мая 1899 г. – награжден орденом св. Станислава 2-й степени. 14 мая 1899 г. – Святейший Синод за труды и ревность в деле благоустроения церковных школ наградил П. Ф. Полянского Библией . С 24 июня по 22 июля 1900 г. – председатель педагогических курсов училищ Гродненской епархии. 3 февраля 1901 г. – назначен членом Гродненского епархиального училищного совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

8/20 декабря 1899 г. В девять часов утра еп. Тихон в сопровождении псал. Никанора Гривского отбыл из Сан-Франциско в Чикаго. 11/23 декабря 1899 г. В Чикаго Его Преосвященство встретили благочинный Иоанн Недзельницкий, настоятель Иоанн Кочуров, консул Альберт Шлиппенбах и др. лица 209 . Воскресное бдение в Свято-Владимирской церкви Чикаго отправили собором священнослужителей. 12/24 декабря 1899 г. Божественная литургия прошла торжественным порядком. «Во время причастна священник И. Кочуров произнес поучение на евангельское чтение о званых на вечерю, а в конце литургии Преосвященный Владыка обратился к народу с Архипастырским утешением и увещанием по поводу некоторых, уже известных нашим читателям прискорбных событий, имевших место в приходе и поколебавших мирное христианское настроение чикагских прихожан: несчастья такого рода, утешал Владыка, преходящи, как преходящи и сокровища мира сего; надо богатеть в Бога; этим приобретаются такие блага, которых ни тля не тлит, ни татие подкапывают и крадут... Надо, действительно, пожалеть, что это житейское несчастье постигло чикагский приход в такую минуту, когда как раз вопрос о построении храма, на место нынешнего наемного помещения, принял положительные формы. Бесчестный поступок самозванного банкира г. Фридландера, бежавшего с сбережениями русской православной колонии, сделал весь приход нищим 210 . В таком положении не только материальное содействие со стороны обедневших прихожан построению храма сделалось почти несбыточным, но и вообще душевное равновесие пострадавших исчезло и обратилось т.о. не в пользу предпринятого дела. Неоднократные заседания строительного комитета, при личном руководстве Владыки, и собрания прихожан, кураторов, наполнившие почти все часы пребывания Преосвященного в Чикаго, были весьма благотворны: своими указаниями Владыка авторитетно внес всяческое умиротворение в среду, в которую так неожиданно вторглось смущение и сомнения, объединив всех в мысли согласно работать в пользу общей цели – создания нового храма. Планы уже почти выработаны, предвидится возможность вскоре выплатить купленную землю местными средствами, при уже указанном содействии русского Консула, и, наконец, Преосвященный порадовал всю колонию обещанием ходатайствовать пред Св. Синодом об единовременном отпуске на погашение расходов по постройке храма суммы, которая ассигнуется на содержание церкви в Чикаго каждый год ныне, за 25 лет вперед 211 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010