Отчёт по Государственному Совету за 1874 г, стр. 110, СПБ. 1876. Соответственно этому установление гражданского брака признавалось не соответствующим „ни духу действующих узаконений, ни действительным потребностям» русской жизни. Нужно заметить, однако, что этот принципиально отрицательный взгляд не был выдержан со строгой последовательностью, и что отступление от него правда, несколько замаскированное было допущено в тех самых правилах 19 апр. 1874 г. (см текст их во 2-м Полн. Собр. Законов Росс. Имп., 53391, т. 49, стр. 653), при разработке которых Государственный Совет высказал свои вышеприведённые суждения. По этим правилам супружеские сожительства старообрядцев, считавшиеся прежде за „любодейные сопряжения», получили возможность приобретать в гражданском отношении силу и последствия законного брака чрез запись в установленные для сего особые метрические книги, представляющую по своим условиям и обстановке очень близкую копию гражданской формы бракозаключения по западно-европейским законодательствам (см. изложение их определений по данному предмету в цит. соч. проф. Суворова, стр. 49–105). Некоторую неясность в понимании этих правил вносит вопрос о значении религиозного элемента старообрядческих браков, легитимируемых вышеуказанным способом. Несколько лет тому назад вопрос этот был даже предметом учёной полемики между проф. Н. А. Заозерским (см. его статьи: „Что такое раскольничий брак?» в Богосл. Вестн. за 1895 г., т. I, стр. 261–278 и 404–421; „Юридическое и каноническое значение религиозного элемента в раскольничьем браке» – там же, 1896г., т. I, стр. 115–137 и 336–349; „Результаты полемики по вопросу о раскольническом браке» – там же, т. IV, стр. 327–342) и проф. И. О Бердниковым (его „Заметка о раскольничьем браке» в Правосл. Собеседн. за 1895г., т. II, стр. 209–240; „Вторая заметка по вопросу о раскольническом браке» – там же, 1896г, т. I, стр. 113–142 и 246–273; „Поправка к результатам полемики по вопросу о раскольническом браке, формулированным г. Заозерским» – там же, 1897г., т. I, стр. 159–176), возникшей по поводу одного судебного дела (мещ. Парфенова). Не вдаваясь в подробный обзор и разбор высказанных тогда мнений, считаем достаточными в подтверждение взгляда на метрическую запись старообрядческого брака по правилам 19 апр. 1874 г., как в гражданскую форму его заключения, обратить внимание, с одной стороны, на то, что непременное предварение этой записи совершением какого-либо религиозного акта ничем не гарантировано, с другой – на признание зарегистривываемого сожительства законным браком не с момента совершения подобного акта, а лишь со времени упомянутой записи (см. проф. Е. Темниковского – Религиозная и гражданская форма заключения брака по проекту Гражданского Уложения, стр. 4–7, Яросл. 1902).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

г.». Есть и отдельное издание), – «Православной Богословской Энциклопедии» (т. 6-й, colonn. 225–232: «Иезуитская мораль»), – «Странника» (1905 г., июль: «Slavorum litterae theologicae»; сентябрь: «Образчик иезуитской полемики»; 1906 г., январь: «Иезуитская беззастенчивость») и друг. изданий (см., напр., мое исследование: «Нравственное Богословие в России в течение 19-го столетия»; СПб. 1901 г. Печаталось и в «Христианском Чтении» за 1901 год. См. также мои многочисленные журнальные рецензии о католических системах «Theologiae moralis»)... Что касается вопросов о «безбрачии» римско-католического духовенства, о католической «исповеди» и «отпущении грехов»..., то речь о них не входит в нашу задачу, – а всякого интересующегося вопросами этими можем отослать к капитальному современному труду Прот. Н. П. Малиновского: «Православное Догматическое Богословие» (т. 4-й; Серг. Посад, 1909 г.; «покаяние»: §§ 163–168; «священство»: §§ 169–176), где указана и литература предметов. Это – во-первых. Не будем заниматься и обоснованием факта «нравственной свободы» человека (отвергаемой, как сказано выше, Геккелем), – потому что старые данные против допущения в человеке такой свободы уже давно разобраны и опровергнуты в бесчисленных произведениях богословов и психологов и повторять их здесь было бы излишне (см. для примера в сочинении о. И. Л. Янышева: «Православно-христианское учете о нравственности»; 2 – е издан. СПб. 1906 г.; §§ 19–23), – а новые, выставляемая так называемою нравственною статистикою, выяснены в надлежащем свете мною на страницах «Христианского» же «Чтения» (1897г., апрель: «К вопросу о нравственной статистике и свободе человеческой воли»)... Это – во-вторых. Не будем касаться; вообще догматических – строго вопросов, затрагиваемых Геккелем: наша задача направляется главным образом на вопросы нравственные или на такие другие, которые с теми слишком тесно связаны. За разрешением же догматических и религиозных вообще в широком смысле вопросов, задеваемых Иенским монистом, отсылаем хотя бы к обширному 4-томному труду о.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Смилтене. Церковь Николая Чудотворца. Smiltenes Svt Nikolaja Brnumdartja pareizticgo baznca Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не позже 1896. Архитектор:Ф.В. Рыбинский Адрес: Латвия, Смилтенский край, г.Смилтене, ул. Дарза 14 Drza iela 14, Smiltene, Smiltenes novads, Latvija Координаты: 57.423244, 25.909694 Проезд:Из Риги - автобусом 130 км. Из Валмиеры, Цесиса, Валки, Гулбене - автобусом. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты До 1896 г. в Смилтене существовал молитвенно-школьный дом помещавшийся в здании, нанимаемом на средства Рижской Епархии. Богослужения в нём совершал Пальцмарско-Смилтенский священник 2 раза в месяц. По настойчивым просьбам Епархии к семье владельцев Смилтене княгине и князю Ливенам о выделении под строительство в Смилтене земли для православного храма, 18 августа 1894 года в Смилтене собрались члены оценочной комиссии. 18 августа владелец имения Смилтен князь Павел Павлович Ливен сделал в крепостной книге Венден-Валкского ипотечного округа дарственную запись на право собственности на участок земли Рижским Духовным правлением. 20 августа 1894 г. был составлен протокол о передаче земли Рижской Епархии. 19 мая 1895 г. Смилтенско-Пальцмарский священник Александр Цветиков получил «Крепостной Акт» за 1729  на право собственности Рижской Епархией подаренного участка земли. Действительный Тайный Советник Александр Васильевич Савельев, первый мировой судья в Смилтене Василий Александрович Савельев и жители города Москвы пожертвовали на строительство православной церкви-школы в Смилтене свои сбережения. 30 ноября 1894 г. Венденский благочинный священник Адам Адамович Степанович и подрядчик строитель Рихард Августович Девендрус подписали « Контракт» на строительство в Смилтене Православной церкви-школы. Освящение новопостроенной церкви-школы состоялось 8 сентября 1896 года во имя Св. Николая Чудотворца Мирликийского. Первым священником в Смилтенской православной церкви-школе был Иоанн Петрович Летовет (с 04.06.1897г.). Справа от церкви - деревянный дом для священника, построенный Р. Девендрусом по отдельному договору от 21.12.1896г. и завершённого в 1897 году. На заднем плане (со стороны алтарной части) – зелёный, обшитый досками, деревянный 2-х этажный приютский дом для Смилтенской церкви-школы.

http://sobory.ru/article/?object=07625

15) Иеромонах Иоанн (Соколов) Более подробную, обстоятельную и вместе более обработанную и серьезную трактацию об «аскетизме” мы находим в лекциях, читанных иеромонахом Иоанном в Московской Духовной Академии в течении 1842 г. (с осени) до 1844 г. (до сентября). 1262 и изданных в печати на основании авторской рукописи (далеко, впрочем, не исправной) в СПБ-ге в 1897г. 1263 Эти лекции падают на самое начало ученой деятельности о. Иоанна, и это обстоятельство заметно сказывается на самом качестве лекций, – на их содержании и на их обработке. Автор, видимо, не успел достаточно специализироваться в трактуемой им области и не изучил сколько-нибудь обстоятельно того материала, тех, источников, которые им самим считались основными и обязательными. По его собственному определенному и справедливому заявлению, «аскетика находит для себя весьма важное и после св. Писания ничем не заметное пособие – в опытах и деятельных наставлениях св. отцов и подвижников благочестия”,.. «Как деятельная жизнь этих мужей представляет нам высокие образцы христианского совершенства, так и оставшееся после них учение и наставления заключают в себе неистощимое сокровище познания жизни духовной и лучшее руководство в уроках ее преспеяния и возвышения” 1264 Однако, если знание автором св. Писание не подлежит сомнению, заявляет о себе в лекциях очень часто и сопровождается благотворными последствиями, 1265 то недостаток начитанности и осведомленности в патристической письменности сказывается не менее ощутительно, – и оказывает влияние конечно, в обратном смысле, сильно понижая достоинство лекций. Из представителей святоотеческой аскетики о. Иоанну был несомненно известен только Макарий Египетский 1266 и Иоанн Лествичник 1267 которого он, впрочем, не называет. Вообще элемент патристический привлекался молодым профессором спорадически и вообще в мере весьма недостаточной, так что при составлении лекций имелось в виду – из источников – почти исключительно св. Писание. Что касается пособий, то молодой иеромонах, по всей вероятности, пользовался трудом римско-католического богослова – моралиста Штапфа (los. Stapf) Theologia moralis, in compendium redacta, 1268 – по крайней мере, при выработке плана своих лекций, которые он не успел обработать в цельный курс и которые имеют вид соединения нескольких трактатов, органически между собой не связанных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Санкт-Петербург. Церковь Петра и Февронии при бывшем Доме призрения престарелых и увечных в память Николая I. Дача К. Н. Калмыкова /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Петра и Февронии Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1875. В 1897 пристроена колокольня, в 1905 церковь перестроена в двухсветную. Архитектор:Н.Л. Бенуа (церковь), А.И. Семенов (колокольня) Адрес: Санкт-Петербург, Старый Петергоф, ул. Петергофская, 12/14 Координаты: 59.875453, 29.86513 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Здание Дома презрения престарелых и увечных в память Императора Николая I с церковью было построено в 1875г. в Егерской слободе тщанием членов Совета Богаделенных заведений по проекту петербургского арх. Николая Леонтьевича Бенуа. 8 Июля 1897г. состоялась закладка колокольни, проект которой был разработан арх. Александром Ивановичем Семёновым, а в 1905г. церковь была перестроена из односветной в двухсветную. К церкви была приписана дер. Спасская часовня (1904г. постройки) в пос. Заветное (р-он вокруг современ. ул.1-ого Мая к ю.-з. от ж.д. ст.Старый Петергоф). С 1907г. и вплоть до закрытия церкви её настоятелем являлся свящ. Феодор Павлович Леонтьев (1866 -...). Храм был закрыт 25 Июля 1922г., само же здание к тому времени отошло под т.н. Дом инвалидов труда. В настоящее время в частично перестроенном изнутри здании размещается Дом-интернат для умственно-отсталых детей Старую фотографию наружного вида здания (аналогичную современному ракурсу) можно найти в книге М.И. " Путеводитель по Петергофу " , СПб, 1909, с.201. ЦГИА СПб, ф.19, оп.113, д.4365, 1919г. Новое Время, газета, 1897, 12 Iюля, с.2. Сурков С.А. Судьбы храмов, духовенства и мipяh Петергофа в годы испытаний, СПб, 2005, сс.31-33 В Старом Петергофе до революции существовал православный храм во имя святых Петра и Февронии. Построен он был в 1875 году по проекту Николая Леонтьевича Бенуа, при Доме призрения престарелых и увечных в память Императора Николая I. Адрес: Старый Петергоф, ул. Петергофская, 12/14. Позже, 8 июля 1897 года состоялась закладка колокольни по проекту архитектора Александра Ивановича Семенова.

http://sobory.ru/article/?object=09334

Еленский. Церковь Калужской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты В 1897г. на деньги землевладельца А.И. Цыплакова в поселке был построен деревянный храм на каменном фундаменте. Храму были приписаны две кладбищенские часовни в п.Еленском и д.Долина. Имелась библиотека. После революции Еленский храм был закрыт и переоборудован в зерносклад, затем в магазин. Впоследствии он сгорел. Более 70 лет жители п.Еленский не имели своего храма. По инициативе протоиерея Николая Нянькина, первого настоятеля в с.Хвастовичи, и игумена Серафима (Олиферчука), первого настоятеля в с.Бояновичи, в конце 1996г. в поселке был образован приход в честь " Калужской " иконы Божией Матери. Для оборудования молитвенного помещения решением главы администрации поселка Н.Н. Евраскина было передано епархии здание бывшей поликлиники. Богослужения в нем начались с лета 1997г. Первым настоятелем прихода был священник Игорь Шелудяков. При нем же был построен новый каменный храм. К храму приписано две часовни: в честь блаженной Ксении Петербургской, построенная в 1999г. на кладбище поселка при содействии А.В. Голикова, Н.В. Кобозева и главы администрации Н.Н. Евраскина; часовня в с.Клен в честь великомученика Димитрия Солунского, построенная в 2001г. А.Н. Дятловым. 5 ноября 2000г. был освящен закладной камень под новый храм. 20 мая 2012г. храм был освящен митрополитом Калужским и Боровским Климентом. http://kozelsk-30.cerkov.ru/ Еленский окаймлен лесами и лежит на песчаной почве, поэтому крестьяне хлебопашеством не занимались, лишь разводили в небольшом количестве лен и коноплю. Главным же заработком являлся лесной промысел. В те далекие годы Еленский был идеальным местом для организации стекольного дела. В округе добывались лес, глина и известняк. Действия правительства, а также залежи кварцевого песка (основного сырья для производства стекла), торфа и дров для топки печей подтолкнули Цыплаковых к открытию на юге Калужской губернии стекольного завода. В начале 1894 года с разрешения Калужского губернатора был выстроен и пущен в ход с соблюдением всех правил строительного устава стекольный завод. Завод и заводской поселок Цыплаковы выстроили основательно.

http://sobory.ru/article/?object=14301

Быстрицы. Церковь Боголюбской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Боголюбской иконы Божией Матери , Николая Чудотворца Год постройки:Между 1743 и 1868. Адрес: Владимирская область, Гороховецкий район, с.Быстрицы Координаты: 56.175199, 42.585129 Проезд:От Гороховца 8км к Москве по трассе М7. Возле столба " 476км " поворот на север, узкая асфальтированная дорожка через 1,5км приведёт к воротам и знаку " въезд запрещён " . Далее по договорённости с охраной спецрежимной территории, церковь метров через 400 внизу, на обрыве р.Клязьма Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Быстрицкий приход. Погост Быстрицкий на р. Клязьме находится в 7 верстах от уездного города и в 130 от губернского. Церковь на этом погосте существовала уже в начале XVII столетия; в писцовых книгах 1628 г. отмечено: «погост Быстренской, на погосте церковь Николая Чудотворца древяна клецки – строение мирское; при церкви поп, дьячок, просвирница, 4 кельи нищих («питаются от церкви Божией»); к той церкви по старине пустошь Хорина, в которой пашни середние земли по 16 четв. в поле, сена 50 копен». В 1743 г. вместо деревянной церкви в Быстрицах, на средства Гороховецкого купца Ивана Холкина, построен каменный двухэтажный храм; в нижнем этаже престол был освящен во имя Св. Николая Чудотворца в 1746 г., а в верхнем в честь Рождества Христова в 1761 г., с благословления Архиепископа Владимирского и Яропольского Антония. В 1868 г. этот храм был перестроен, так как в стенах его оказались трещины. В 1871 г. при храме устроена новая каменная колокольня. И внутренние церковные украшения в последние годы обновлены совершенно. Престолов в храме в настоящее время два: в верхнем этаже – в честь Боголюбской иконы Божией Матери (престол переименован в 1871 г.), в нижнем – во имя Св. Николая Чудотворца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтимы прихожанами иконы Николая Чудотворца и Боголюбской Божией Матери. Первая почитается в приходе явленною, вторая написана в 1848 году в память избавления приходских деревень от холеры. Приход состоит из деревень: Мокеева, Малых Лужков, Больших Лужков, Шишкина, Карповки, Муракова, Воронцова, Литовки, Гаврильцева, Мисюрева, Богородскова, Сумарокова, Хобалева, Шуклина; во всех этих деревнях по клировым ведомостям 1897г. числится 859 душ мужского пола и 969 женского.

http://sobory.ru/article/?object=09398

Стадница. Землянский Знаменский женский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Храмы монастыря: Церковь Воскресения Христова Карта и ближайшие объекты К югу от села Стадница, на высоком восточном (левом) берегу реки Серебрянки, сохранились остатки Землянского Знаменского женского монастыря, основанного в 1866 году баронессой Анной Петровной Боде, решившей таким образом устроить «вечное поминовение» своих умерших мужа и дочери. А.П.Боде приобрела 154 десятины земли и построила здесь церковь во имя Воскресения Христова, освященную в 1866 г., деревянный дом для настоятельницы с теплой Знаменской церковью (освящена в 1867 г.), дома для священника и дьякона, два корпуса келий и здание больницы с богадельней. Открытие монастыря состоялось в 1868г. В 1878г. в нем началось строительство нового обширного пятиглавого каменного Троицкого храма. Завершение строительства церкви и ее освящение состоялось в сентябре 1897г. В начале ХХ века в монастыре постоянно проживало 53 инокини, 21 послушница и 25 состоявших на испытании женщин; всего - 99 человек. В 1918 г. монастырь был закрыт. В последующие годы началось планомерное разрушение храмовых зданий. Были взорваны и разобраны на кирпичи Воскресенская церковь и Троицкий собор. В 1942-43гг. в этих местах проходили бои и сегодня в монастырском парке можно встретить немецкие кресты над могилами солдат, иногда сюда приезжают их родственники из Германии. После войны на территории монастыря размещался детский дом, а в годы перестройки опустевшую территорию продали частнику. Сегодня монастырский комплекс включает остатки (апсиду) Воскресенской каменной церкви, а также несколько деревянных и кирпичных зданий жилого, общественного и хозяйственного назначения. В восточной части монастырской территории стоят два деревянных одноэтажных дома. Одно из этих зданий было домом настоятельницы со Знаменской церковью. Ее местоположение читается по сохранившимся в центре главного фасада арочным окнам. В центре территории сохранились два кирпичных одноэтажных корпуса келий. По южной и западной границе монастырского двора стоят четыре одноэтажных деревянных здания. С северо-восточной стороны монастырский двор переходит в обширный монастырский парк, спускающийся к реке.

http://sobory.ru/article/?object=11325

Псков. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Бутырках. Церковь Успения Богородицы в Бутырках Карта и ближайшие объекты Церковь успения Богородицы в Бутырках. 1777 г. Красноармейская набережная, 47 Единственная в Пскове церковь второй половины 18 века. Построена на месте более ранней (17 в.) себежскими и донскими казаками в стрелецкой Бутырской слободе. Архитектурный комплекс включает: небольшой бесстолпный четверик, притвор, трехъярусную колокольню со шпилем, придел во имя Николая Чудотворца. Декор памятника — в духе времени: пилястры на углах, тяги на карнизах, широкие оконные наличники с фронтонами и замками. Элементы провинциального барокко подчиняются общему, скромно–псковскому облику храма. Рядом с церковью — историческое кладбище за каменной оградой. В 90-х годах двадцатого века церковь стала действующей. В 1997 на ее колокольню подняли отлитый на заводе «Псковмаш» 96-пудовый колокол. Настоятель храма — о. Павел (Кольцов). Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко «Храмы Пскова» Бутырки или Бутырская слобода находится на Завеличье, при речке Мирожке. В старину здесь жили стрельцы, а потому она называлась еще Стрелецкою слободою. В 1611 г. во Пскове внезапно появился польский воевода Лисовский со своими шайками и, заняв слободу, делал отсюда набеги на Псковские пригороды. В старину, по праздникам, на Бутырках происходили кулачные бои.  Церковь Успения Божией Матери в Бутырках значится в сметной книге Пскова 1699г., но когда строена - неизвестно. О существующей церкви клировые ведомости отмечают: " …построение церкви началось в 1773 г., а освящение в 1777 г. 16 октября " , что видно из Синодика, хранящегося в церкви. Построена она Себежскими и Донскими казаками на собственные средства. Другая ведомость отмечает: " … построена в 1774 г. каменная с такою же колокольнею, крепка по всем частям, вокруг оной каменная ограда, внутри коей построена деревянная сторожка на каменном фундаменте… престолов в ней два " . В ведомости 1820 г. написано: " … каменная твердая с приделом во имя святителя и Чудотворца Николая… построена в лето от Рождества Христова 1774 г. однокомплектная приходская " . … В 1874 г. над колокольнею надстроен шпиль в 5 сажен высоты и покрыт белым железом. В 1877 г. увеличена в длину и ширину придельная церковь и в ней возобновлен иконостас. В 1880 г. возобновлен и вызолочен иконостас в главной церкви. В 1891 г. в придельной церкви заново вызолочен иконостас. В 1897г., в главной церкви деревянные полы заменены мраморными. В настоящее время иконостаса нет.

http://sobory.ru/article/?object=01975

Шуя. Домовая церковь Николая Чудотворца при бывшей мужской гимназии. Никольская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Церковь Николая Чудотворца при мужской классической гимназии Мужская классическая гимназия сооружена в 1883г. по проекту архитектора Яковлева (В гимназии учился К.Д.Бальмонт). Церковь Святителя и Чудотворца Николая построена на средства фабриканта М.А. Павлова, освящена 25 сентября 1900г. Отставание в строительстве гимназической церкви (гимназия – 1883, церковь – 1900г) было связано с отсутствием средств на ее возведение. История храма начинается с 1896 г, когда попечитель гимназии купец 1-й гильдии фабрикант Михаил Алексеевич Павлов (попечитель с 1893 г.) получил разрешение на строительство церкви от губернского епархиального начальства и участок земли, примыкавший к гимназии у Шуйского городского общества. Был составлен и утвержден строительным отделением Владимирского губернского правления план храма. Молебен в честь закладки храма состоялся 11 сентября 1897г. На молебен из Воскресенского собора приносили чудотворную икону Шуйско-Смоленской Богоматери. Павлов посвятил строительство храма “…в память всероссийского радостнейшего события – священного коронования ныне благополучно царствующих Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны и во имя Святителя и Чудотворца Николая, святое имя коего Государь Император носит…” Здание мужской классической гимназии – характерный пример крупного учебного заведения периода эклектики. Стены здания сложены из кирпича в лицевой кладке, ряд деталей – из белого камня. Объем церкви, примыкающий к главному фасаду с востока (вдоль красной линии по ул. Советской) нарушает симметрию двухэтажного, П-образного в плане здания, крылья которого обращены в сторону двора. Восточные углы церкви срезаны, пятигранная апсида понижена, над восточной стеной основного объема была миниатюрная белокаменная главка с вызолоченным крестом (сейчас на ее месте устройство, подобное флюгеру !? Ч.Д.). Протяженность здания подчеркнута горизонтальными членениями: низким цоколем, междуэтажным поясом, широким трехчастным венчающим карнизом. Стены здания обработаны рустом – квадровым в первом этаже и дощатым во втором. Оформление фасадов церкви аналогично основному объему с небольшим ризалитом в одну оконную ось на левом фланге. Внутри храм “…в два света, очень высокий и довольно длинный и широкий, а потому воздуха вмещает большое количество и в нем дышится легко...стены и потолок в нем оштукатурены, выкрашены масляной светлосероватой краской и украшены по карнизу лепной работой и небольшими живописными фризами в разных местах. Пол во всем храме из разноцветных английских плиток, а ступени, ведущие на солею и подоконники – из эстляндского мрамора…

http://sobory.ru/article/?object=06289

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010