После того, как в начале апреля 1948г. отряды Хаганы вырезали арабское население поселения Дейр-Ясин и изгнали арабских жителей под Иерусалимом из поселка Айн-Карем, около ста монахинь Горненского монастыря из-за нежелания переходить в юрисдикцию Московского Патриархата покинули обитель и ушли в Елеонский монастырь (12). В то время принадлежавший РПЦЗ монастырь, административно находился на территории Трансиордании, входившей в состав Иорданского королевства (7, с. 56). Под крыло женского монастыря перешло и несколько изгнанных братьев из Русской Духовной Миссии. Это и стало основанием для того, что с 1951г. Елеонский монастырь сделался местопребыванием начальника РДМ (в юрисдикции РПЦЗ) архимандрита Дмитрия Биакайя. Учитывая бедственное положение Елеонской обители, Международный Красный крест взял ее под временную опеку. В экономическом плане положение Елеонской обители было плачевным. В монастырской казне насчитывалось всего «десять иорданских пиастров» (4), а лишь один  американский доллар тогда составлял 35 иорданских пиастров. Игуменье Тамаре надо было с Божьей помощью принимать какие-то срочные меры. Потолок трапезного храма обвалился, нужен был основательный ремонт цистерн для сбора зимою дождевой воды. Ценная на Елеоне вода раздавалась один раз в неделю всем сестрам по одному ведру для питья и столько же для хозяйственных нужд (4). В отдельных местах на территории монастыря обвалилась каменная ограда, для ремонта которой срочно одолжили «у одной дамы» деньги. В негодность пришли и монастырские корпуса. Матушка Тамара обрадовалась пожертвованию владыки архиепископа Никона (Рклицкого) (1892г.-1976г.) (РПЦЗ), который был одним из первых, кто прислал для поддержки монастыря 100 американских долларов (4, с. 3). В то время он был епископом Флоридским, викарием Северо-Американской и Канадской епархии, а с 1960г. он - архиепископ Вашингтонский и Флоридский, секретарь Архиерейского Синода РПЦЗ. О том, какую трудную материальную ситуацию приходилось переживать в начале 50-х годов елеонским инокиням, а также о проблемах самой игуменьи Тамары в первые годы ее правления, рассказал в своих путевых заметках епископ Серафим (Иванов) (1897г.-1987г.). С 1951г. по 1957г. епископ Серафим был постоянным членом Архиерейского Синода РПЦЗ. С 1957г. - епископ Чикагско-Детройтской епархии, а с 1959г. - архиепископ, совершивший осенью 1952г. паломничество из США в Святую Землю.

http://sedmitza.ru/text/1424469.html

Разумеется, от них можно «требовать». Но тогда получились бы результаты плачевные. Не думаем мы, однако, что везде на курсах дело пошло гладко. И нельзя этого ожидать: на местах нет почти, как нет их и в Министерстве Народного Просвещения, лиц, научно подготовленных к ведению дела на курсах. Большинство лекторов курсов добивается многого своими усилиями. Но есть, конечно, и такие лекторы, которые сами не в состоянии добиться до чего-то путного. Мы расскажем поучительную историю курсов прошлого и текущего годов в Таврической епархии. Учителя и учительницы церковно-приходских школ здесь были разделены на две группы: одни приглашались на курсы в 1897г., а другие – в 1898г. В 1897г. читателем на курсах был местный епархиальный наблюдатель священник Белков. Нам лично о. Белков известен плохенькими статейками по вопросам церковно-школьного дела, печатавшимися в «Церковно-приходской школе», а потом перепечатанными под громким заглавием «Приходский священник и школа». Заранее можно было сказать, что успех курсов при таком лекторе не будет обеспечен. И действительно, «главное внимание лектора было обращено на разъяснение некоторых частных приемов, употребление которых должно будто бы особенно содействовать успешности обучения и тем облегчать прохождение положенного программами курса церковно-приходской школы в течение двух лет». (Нар.Обр., 98, кн. VI, стр. 69) Приведенная аттестация лекторства о. Белкова слишком глуха. Но о. Белков сам даст нам возможность обстоятельнее вникнуть в суть его таинственных «приемов». В том же 1897г., когда он выступал на курсах, о. Белков издал брошюру в 34 страницы по обычаю с пышным заглавием: «Руководство церковно-приходским школам». Этой брошюры мы не имеем под руками, но довольствуемся обстоятельными выдержками из нее, приведенными в отзыве о ней, который помещен в «Народном Образовании» за июль 1897г., стр. 89–93) Эта брошюра, судя по ее содержанию, есть изложение именно тех приемов, которые о. Белков рекомендовал учителям на курсах 1897г. В предисловии к этой брошюре прелестна, напр., следующая мысль: «чтобы дети, не только прошедшие целый курс церковно-приходской школы, но и проучившиеся в ней с год и даже менее, получили добрые наклоны к доброй христианской жизни в семье, обществе и церкви, да и усвоили, насколько возможно, правильную грамотность, для этого, очевидно, нужно указать прямое и определенное средство».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Все прежние частные фонды отдельных епархий решено объединить в общую сумму с вновь образующимся фондом и назвать его „общим иерархическим пенсионным фондом» (§ 38) 57 . – Образование пенсионного фонда для лиц учительского и чи­новнического звания являлось также насущною потребностью в жизни народной, так как учителя в автономных сербских школах и лица, служащие в других народно­-сербских учреждениях, из общественной казны не полу­чают жалованья и не имеют права на пенсию. Фонд этот решено образовать из взносов единовременно 25% и ежегодно 2% с получаемого учителями и чиновниками содержания (§ 30), при ежегодной субсидии из церковно-­народного неприкосновенного и клирикального школьного фонда (§ 38). Право на пенсию получается по истечении десятилетнего периода действительной службы, в соответ­ственном со внесенным вкладом размере и по числу лет службы (§ 9). Полное содержание назначается в пен­сию чиновнику за 40 лет службы, учителю за 80 лет (§ 8) 58 . В общем этот пенсионный устав выработан по началам общегосударственного законоположения о пен­сиях. Были попытки к устройству народно-церковного кон­гресса в октябре 1893 г. и в мае 1894 г., но оба раза конгресс не был дозволен верховною властью на том основании, что не оказывалось в наличности сумм на по­крытие значительных расходов, сопряженных с созванием конгресса, да и предметы занятий предполагавшегося конгресса не такой важности, чтобы неотложно требовали его созвания 59 . Австро-венгерское правительство, как из­вестно, нередко налагает свое vemo на церковно-народные начинания православных своих подданных. Конгресс 1897 г. – В начале 1897г. в заседании вен­герского сейма депутат Иосиф Ягич направил к вен­герскому министру-президенту запрос относительно созна­ния народно-церковного конгресса для решения накопившихся неотложных дел, на что получен был ответ, что конгресс во всяком случае состоится в текущем году. И действительно, указом императора и короля Франца Иосифа от 9 (20) мая открытие конгресса назначено на 29 июня 1897 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

279 Ор. Новицкий. Духоборцы, их история и вероучение, изд.2, Киев, 1882г., стр. 1–4; Отеч. Зап. 1867г., т. 173, стр. 87. 280 Новиц. Духобор., стр. 25–29; Отеч. Зап. 1867г., т. 173, стр. 96–97; прот. Т. Буткев. Обз. рус. сек., стр. 204–205. 282 По указу им было назначено по 15 дес., но в действительности отведено по 37,5 дес. См. у Новиц., стр. 62–63, 80. 285 Новицкий. Духобор., стр. 142–150; прот. О. Титов. Сект. духоборцев (Мис. Обозр. 1897г., май, kh.I, стр.352; дек. кн. I, стр. 1106–1108). 286 В. Терлец. Очер. и исслед., к. I, стр. 48–50. Сиротский дом представлял собой огромное, в центре села, подворье, обнесенное стеной, и заключал в себе множество всевозможных жилых и нежилых построек; строился и поддерживался он на общественный счет духоборцев, причем ему в пользование управителей было выделено духоборцами 1500 дес. общественной земли. Кроме управителей здесь жила их свита, которая состояла при Калмыковых больше из женщин, а при Лукерье Васильевне – из мужчин. Главный домоправитель и хозяин Сиротского дома назывался атаманом (Терлец., там же, стр. 48). 287 Так, напр., управительница Лукерья Васильевна завела свой вооруженный конвой, в несколько десятков всадников, в костюме чуть не конвоя Его Величества. Конвой этот мчался за нею всегда и везде, даже когда она появлялась в Тифлисе, на глазах у высшей власти (Мис. Обоз. 1900г., стр. 481–485). 288 Бонч-Бруевич. Матер. к ист. и изуч. рус. сект. и раск., вып. I. Спб, 1908г., стр. 85, прим. 59. В 1901 г. Веригин освобожден и уехал в Канаду. 289 Во время одного столконовения духоборцев с местными властями в Закавказье было сделано распоряжение «переписать» всех приверженцев Веригина, вследствие чего последние стали называться еще «писанными», а противники их – «неписанными» (Бонч-Бруев., Матер. к ист. и изуч. рус. сект. и раск., вып. I., стр. 49, прим. 25). В 1896 г., по предложению Веригина, приверженцы его перестали именоваться духоборцами, а присвоили себе название «христиане общины всемирного братства» (Бонч-Бруев., Матер.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

В связи с работой на кафедре Новой гражданской истории 22 и 29 февраля 1896г. И.Д. Андреев прочел две пробные лекции на темы: «Законодательные и литературные заслуги Македонской династии» (по своему выбору) и «Отношение гуманизма к религии и Церкви» (по назначению Совета). По характеру прочитанных лекций и научным интересам автора видно, что он более тяготел к истории Византии и церковной истории. Однако, «смиряясь» перед обстоятельствами, он составил курс «по новейшей гражданской истории» (1900–1906 гг.: 46 тетрадей), который пока что остается неопубликованным и хранится в архиве библиотеки МДА. С 1899г. И.Д. Андреев начал активно сотрудничать с издательством Брокгауза и Ефрона, стал редактором отдела Богословия и Церковной истории бывшего тогда передовым Нового энциклопедического словаря, где поместил несколько сотен статей по библеистике, церковной истории и богословию. В 1902г. он был в научной командировке в Константинополе – в Русском археологическом институте, а в 1903г. – во Франции. С 30 ноября 1906г. был назначен редактором академического журнала «Богословский вестник», в котором и до этого времени он достаточно регулярно публиковал свои переводы. В 1897г. была опубликована работа И.Д. Андреева , посвященная двум патриархам иконоборческой эпохи, «Герман и Тарасий». Особого внимания со стороны автора удостоился Константинопольский патриарх Никифор I (806–815), переводы творений которого постепенно подготавливались и публиковались в 1899–1907 гг. в серии «Творения святых отцов в русском переводе», продолжившей свое существование при «Богословском Вестнике». Будучи редактором «Богословского вестника», Андреев занимался не только подбором научных статей, но и текущей работой, как например, уточнением списков выпускников МДА, публиковавшихся в БВ. Либеральный настрой российской интеллигенции начала XX в. не мог не сказаться и на жизни Академии, в которой к концу 1906г. стала усиливаться поляризация между прогрессистами и консерваторами. Катализатором ситуации стало дело об увольнении В.О. Ключевского , в которой И.Д. Андреев выступил против официального постановления Совета вместе с А.П. Голубцовым , И.В. Поповым , Н.Г. Городенским и С.И. Смирновым . Помимо известных архивных материалов и общего хода дела, обстоятельно описанного протодиаконом Сергием Голубцовым 34 , в архиве библиотеки МДА в составе рукописей, переданных Г. И. Андреевой , имеется несколько архивных документов 35 , включая записку самого И.Д. Андреева по данному вопросу. В конце общей записки отмечается: «Мы, как члены Совета, не только не принимаем участия в этом печальном деле, но и стараемся, сколько было сил и возможности, сообщить ему другое направление».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

11 Желающим подробно ознакомиться с тем, как заводились в Киевской епархии министерские школы и какую тяжелую и упорную борьбу за свое существование вынесла там церковно-приходская школа, рекомендуем обратиться к интересным и многосодержательным статьям г. Булашева «Очерк деятельности по народному образованию митрополита Арсения», помещенным в большинстве книжек журнала «Народное Образование» за 1896 год. Приведенные нами сведения заимствованы из статей за июль и август. 12 См. «Странник», 1890 г., январь, стр. 80–81 и относящееся до сего место в «Извлечении из отчета Министерства Народного Просвещения» за 1867 год З. Низшие училища. 14 Из дела Департамента Народного Просвещения. См. у г. Благовидова в «Страннике» за 1890 г., март, стр. 418–419. 17 Официальная записка по вопросу об обеспечении за православным духовенством надлежащего участия в деле народного образования. 1894 г., стр. 5. – Хотя приведенное Положение Комитета Министров Высочайше утверждено 17 марта 1881 г., т. е. спустя уже более двух недель по кончине Царя-Освободителя (1-го марта), однако оно всем внутренним содержанием своим относится к царствованию Императора Александра II. 20 Каковы были учительские семинарии до недавнего преобразования по составу начальствующих, учащих и учащихся в них, по учебному курсу и другим разным сторонам их внутренней жизни, это можно видеть из статьи: «По поводу предстоящей реформы учительских семинарий» (См. «Начальное обучение», 2, Спб. изд. Синод. типографии, 1886 г.). 26 По словам гласного Чернского (Тульск. г.) Уездн. Земского Собрания кн. Урусова, высказанным на очередном Собрании Земства (в 1897г.), Земской школы, в точном смысле этого слова, совсем даже не существует (См. Тул. Губерн. Вед. 1897 г. 266). 27 Относительно предводителей дворянства нужно заметить, что и те из них, которые достаточно образованы и желали бы стоять на высоте призвания в деле наблюдения за земскими школами, за нравственным направлением учителей в них и учеников, не могут надлежащим образом выполнять этой своей педагогической миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

Во 2-от отделе «Руководства» дается план учебного материала по русскому языку и арифметике. Обучение арифметике распределяется автором таким образом: 1-ый месяц; 2-ой месяц; третий месяц; второе полугодие. Второй год: первые ½ месяца, вторая четверть года; второе полугодие. Распределение обучения русской грамоте в том же роде. Вот и весь знаменитый план, владеть которым для учителя важнее, чем располагать «сведениями о способах и приемах обучения». При изложении этого плана о. Белкову, конечно, трудно было удержаться от наставлений и разъяснений. Эти разъяснения иногда удивительны. В качестве примера на употребление двоеточия он предлагает такую фразу: «я купил: карандаш, линейку, ручку». Рецензент брошюры о. Белкова кончает свой разбор справедливым заключением, что вся она представляет собой «целый ряд вопиющих нарушений самых элементарных требований дидактики, обличающих, а авторе недостаток тех «общих и отвлеченных сведений о способах и приемах обучения», запасом которых он корит учителей. Прежде чем сделать нужный нам вывод из приключений о. Белкова, посмотрим, каково было продолжение этих приключений на месте. Как сказано, в 1897г. на курсы в Симферополе была приглашена только одна половина учителей церковно-приходских школ. Другая должна была собраться минувшим летом. После того, как о. Белков прославился со своим «Руководством», ему было уже неудобно выступать на курсах вторично. Где же было взять лекторов? Преподаватель дидактики местной семинарии почему-то уклонился. Курсы, однако, должны были состояться. И вот устроители курсов решаются на шаг, который, по меньшей мере, удивителен. Они пригласили учителя церковно-приходской школы при духовной семинарии, получившего образование в учительской семинарии, читать методику арифметики, и учителя Алуштинской церковно-приходской школы, кажется, бывшего в учительском институте, читать методику обучения грамоте. Это значит шутить в самом нешуточном деле. На скамьях в качестве слушателей сидели, между прочим, и студенты семинарий, а преподавал методику арифметики человек с низшим образованием! Оба лектора нам лично известны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Игорь 2 сентября 2010, 22:20 Сравнивать 1970г., и 1897г., не совсем корректно.Так же как сравнивать продукцию авиапрома 1970 и 1914.Развитие мира, техники, науки, медицины.У вас получается, что ни возьми - всё плохо.Кто ни умер в детстве, умер позже от сифилиса.Я потомственный военный.Мой прадед вернулся с Первой Мировой Георгиевским кавалером.И без всяких признаков указанных вами заболеваний.Кстати, о Первой Мировой вы, кроме того, что она " захватническая и империалистическая " еще что-нибудь знаете?Я вас спрашиваю об истории Великой страны, какой Россия была всегда и какой осталась даже при большевиках.От чего умер Ленин тоже знаете?А то как-то странно получается, сифилис победили, а он от него же и скончался.Победили такую страшную болезнь, а в 30-х в голод матери ели своих детей.Ещё одно " достижение " , не правда ли?Естественно, " достижением " советской власти является и внедрение абортов.Количество жертв тянет не то что, на большую войну, но на геноцид не самой маленькой страны. В 1914 году в России был введен " сухой закон " .Общество забило тревогу.Потребление алкоголя на душу населения выросло до 3.2 литра.В 1970 " счастливом " для вас году этот показатель составлял 8 литров, в 1980-10.8 литра на душу населения!Как следствие - резкий скачок смертности среди мужского населения. Игорь 2 сентября 2010, 22:19 Динамику общей численности населения страны определяет его естественный прирост (т.е. разница между числом родившихся и умерших) и миграционный прирост (разница между числом въехавших в страну и выехавших из нее). Таким образом, столетний период динамики естественного движения населения России можно разделить на три этапа: 1. 1897–1960: динамика естественного прироста населения существенно выше средней по сравнению с развитыми странами с явным преобладанием европеидной расы; 2. 1960–1988: динамика естественного прироста населения стремительно приближается к тенденциям, характерным для указанных стран. 3. 1989–2002: в России устанавливается та же динамика естественного прироста, что и в развитых странах мира.

http://pravoslavie.ru/38950.html

На память о посещении академической библиотеки Его Светлость и м-р Биркбек в книге для посетителей оставили свои подписи. Отъезд архиепископа из посада предположен был 16-го числа с поездом, отходящим около трёх часов пополудни. Проводить Его Светлость собрались на вокзал очень многие из представителей лавры, академии, Вифанской семинарии, Александро-Мариинского приюта и др. Войдя в салон вагона, Архиепископ сердечно простился со всеми сопровождавшими его лицами и подошёл к открытому окну. Собравшиеся у вагона студенты и народ густою толпой наполняли платформу, многие обнажили свои головы. Архиепископ несколько раз осенил народ крестным знамением и поезд двинулся. Непривычному взору нашему странно было видеть этого почтенного старца в своеобразном костюме, не имеющем ничего общего с одеждою наших архипастырей, и совершенно необычным у нас способом преподающего своё благословение народу; но радовалось и умилялось сердце, изумляясь тому неизмеримому чувству христианского братолюбия и тому искреннему благоговению, с каким наш православных народ принимал благословение этого, совсем для него неведомого пастыря. Понимал и чувствовал этот добрый народ, что о Христе Иисусе «несть Эллин ни Иудей....варвар и скиф... но всяческая и во всех Христос». В. Соколов 2 Перевод буллы папы Льва XIII об англиканских рукоположениях помещён в Ноябрьской кн. Богословского Вестника 1897г.; обстоятельствах происхождения этой буллы и о её приёме в Англии см. статью «По поводу буллы папы Льва XIII» (Б.В. Январь 1897 г.), а перевод ответа англиканских архиепископов будет напечатан в одном из ближайших книжек Б.В. 3 См. напр. статью: «Достоинство восточной церкви, признанное членом англиканского вероисповедания» из введения книги Ниля «A history of the Holy Eastern Church». (Прибавления к Творениям за 1860 г.); «Лекции по истории восточной церкви профессора Оксфордского университета Стэнли» (из. 1861 и 1862 гг.); «Начатки движения англиканской церкви к соединению с восточной». (изд. 1864 г.). 4 См. напр. его статьи: «Извлечение из писем о церкви англиканской», «Общество для распространения религиозного чтения в Англии», «О протестантском богословии и современном его направлении в Англии», «Взгляд на церковную реформацию в Англии». Им же переведены были и лекции Стэнли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Каково же состояние этого ресурса на сегодняшний день? Современная социальная ситуация развития в современной России по всем трем основаниям трехсоставной структуры человека, т.е. его телесности (физических характеристик), его душевных проявлений (психологических) и его духовного бытия может быть сформулирована не просто как кризис, а как определенная деморализация сознания всего детства. Об этом говорят и педагоги, и властные структуры. Я ограничусь только некоторыми цифрами. Россия сейчас выбирается на 1 место в мире по детскому пивному алкоголизму, и врачи со мной согласятся, что пивной детский алкоголизм становится главенствующим во всех, пожалуй, пристрастиях ребенка. Наша страна в прошлом году, по данным ВОЗ, заняла 1 место в мире по детскому подростковому табакокурению. Наша страна удерживает уже несколько последних десятилетий 1 место в мире по детоубийству - абортам. И наконец, наша страна занимает одно из первых мест в мире по детским самоубийствам. Дети уходят из жизни, начиная с 6 лет, иногда они уходят вместе с другими детьми, иногда это просто какая-то повальная эпидемия, как, например, в Краснодаре три года назад или в Балашихе Московской обл. Причины этих фактов ищут в экономической сфере, в сфере психологии, психиатрии, но специалисты уже говорят, что это прежде всего духовная сфера - сфера, которая формируется нами, взрослыми. Это мы сообща своими действиями или своим бездействием способствуем этим чудовищным фактам и этой страшной на сегодняшний день российской действительности. Мы занимаем не как раньше первые места в мире по детскому интеллектуальному творчеству, а вот по этим параметрам. Здесь говорили о средствах массовой информации, я как психолог могу совершенно точно подтвердить, что все больше и больше приходится говорить об экранной зависимости ребенка, о его телемании, компьютеромании и интернетмании. Это наш человеческий будущий ресурс. Ваш земляк, национальный гений России Д.И.Менделеев в свое время написал замечательную работу о будущем России. Он провел анализ Первой переписи населения России, которая прошла в 1897г. Тогда 128 млн. человек жило в России. Проведя очень серьезные исследования, он дал определенную перспективу развития России до 2025 года. По его расчетам, учитывая эпидемии, войны и т.д., в 2000г. в России должно было бы жить 594, 3 млн. человек. А к 2026г. - 1млрд. 282млн. человек. Если сравнивать с переписью населения 2003г., которая обозначила цифру в 147 млн. человек в России, то потери человеческого ресурса страны, демографические потери в 20 веке составили огромную цифру - 430 млн. человек.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010