279 Ор. Новицкий. Духоборцы, их история и вероучение, изд.2, Киев, 1882г., стр. 1–4; Отеч. Зап. 1867г., т. 173, стр. 87. 280 Новиц. Духобор., стр. 25–29; Отеч. Зап. 1867г., т. 173, стр. 96–97; прот. Т. Буткев. Обз. рус. сек., стр. 204–205. 282 По указу им было назначено по 15 дес., но в действительности отведено по 37,5 дес. См. у Новиц., стр. 62–63, 80. 285 Новицкий. Духобор., стр. 142–150; прот. О. Титов. Сект. духоборцев (Мис. Обозр. 1897г., май, kh.I, стр.352; дек. кн. I, стр. 1106–1108). 286 В. Терлец. Очер. и исслед., к. I, стр. 48–50. Сиротский дом представлял собой огромное, в центре села, подворье, обнесенное стеной, и заключал в себе множество всевозможных жилых и нежилых построек; строился и поддерживался он на общественный счет духоборцев, причем ему в пользование управителей было выделено духоборцами 1500 дес. общественной земли. Кроме управителей здесь жила их свита, которая состояла при Калмыковых больше из женщин, а при Лукерье Васильевне – из мужчин. Главный домоправитель и хозяин Сиротского дома назывался атаманом (Терлец., там же, стр. 48). 287 Так, напр., управительница Лукерья Васильевна завела свой вооруженный конвой, в несколько десятков всадников, в костюме чуть не конвоя Его Величества. Конвой этот мчался за нею всегда и везде, даже когда она появлялась в Тифлисе, на глазах у высшей власти (Мис. Обоз. 1900г., стр. 481–485). 288 Бонч-Бруевич. Матер. к ист. и изуч. рус. сект. и раск., вып. I. Спб, 1908г., стр. 85, прим. 59. В 1901 г. Веригин освобожден и уехал в Канаду. 289 Во время одного столконовения духоборцев с местными властями в Закавказье было сделано распоряжение «переписать» всех приверженцев Веригина, вследствие чего последние стали называться еще «писанными», а противники их – «неписанными» (Бонч-Бруев., Матер. к ист. и изуч. рус. сект. и раск., вып. I., стр. 49, прим. 25). В 1896 г., по предложению Веригина, приверженцы его перестали именоваться духоборцами, а присвоили себе название «христиане общины всемирного братства» (Бонч-Бруев., Матер.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Елена О. 1 декабря 2023, 12:43 /Со всем уважением к Вам, отец Тихон, к чему все это? чтобы отвлечь от проблем настоящего? искренне не понимаю посыла великого плача по царизму./Это плачь по России... Много было хорошего, было и плохое. Как и в Советской России. Как и сейчас. Может, действительно, Россией правит Бог. Иначе - непонятно, как это вообще возможно. В массе русским людям не нужно богатство, нужно что-то другое... НН 1 декабря 2023, 12:41 А.Г. Рашин Население России за 100лет(1813-1913) Статистические очерки. Работа фундаментальная, масса данных, сведённые в таблицы по возрастам, полу, губерниям, городам, городское население, сельское население, дети. Картина не такая радужная, как в данной статье. Табл 256 Грамотность населения России в 1897г Процент грамотности Всё население РИ Мужчины Женщины Оба пола в т.ч. 29.3 13.1 21.1 Европейская часть 32.6 13.7 22.9 Кавказ 13.2 6.0 12.4 Смбирь 19.2 5.1 12.3 Средняя Азия 7.9 2.2 5.3 Павел К. 1 декабря 2023, 12:08 Иван Киреевский указывал на ложность западных " научных " парадигм писал: " чем яснее обозначены и чем тверже стоят границы Божественного Откровения, тем сильнее потребность верующего мышления – согласить понятие разума с учением веры. " ..Православное " сознание постоянно возвышает самый образ мышления человека: смиряя его рассудочное самомнение, он не стесняет свободы естественных законов его разума; напротив, укрепляет его самобытность и вместе с тем добровольно подчиняет его вере. " Дарвинизм ,релятивизм, " Большой Взрыв " -типичные продукты западного мышления,основанного на рационализме-материализме .Многие наши ученые показывали абсурдность этих догм и альтернативную трактовку научных фактов. Константин Кременецкий 1 декабря 2023, 10:55 На фотографии показан запуск электрического трамвая в Петербурге в 1907. Нелишне пояснить, что столь поздний год открытия электрического трамвая объяснялся тем, что у товарищества, которое эксплуатировало петербургскукю конку (трамвай на конной тяге) был многолетний договор с Петербургской городской думой, и у городсой думы не было законной возможности его расторгнуть, а сами " конники " на это не соглашались. Потребность в общественном транспорте в столице была большой, и каждую зиму устанавливали временные электрические трамвайные линии на льду основных петербургких каналов. Поэтому электрический трамвай появился в столице только после того, как истек срок договора с конкой.

http://pravoslavie.ru/157587.html

2 Напр., Винклер, Бруно-Бауэр, Гаве, Вейгольдт... Чит. также о «конгрессе религий на всемирной выставке в Чикаго в 1893 г.». («Христ. Чт.» за 1898 г., июль; статья: «Христианство и буддизм на Западе»... Н. Н. Писаревскаго ; стр. 5, 13, 14 и друг.) ... 4 Преимущественно могут быть названы труды: 1) проф. А.О. Гусева [ " Нравственный идеал буддизма в его отношении к христианству». Спб. 1874г. Перу этого богослова принадлежит также несколько произведений, направленных против Толстого и проч.]; 2) И. Невзорова («Мораль стоицизма и христианское нравоучение». Казань. 1892г.); 3) о. А.П. Мальцева («Нравственная философия утилитаризма». Спб. 1897 г.); 4) проф. И. В. Попова («Естественный нравственный закон». Серг. Пос., 1897г.); 5) преосвящ. Антония (Храповицкаго) (различный его статьи); 6) преосвящ. Никанора (Бровковича) (напр., против Толстого о «христианском супружестве») и многих других (особенно в различных духовных журналах). 26 Подробности см. в нашей статье: «Сущность христианского учения об отношениях человека к ближним» («Христ. Чт.» за 1897 г. Ноябрь; стр. 237–263). 30 Выражение проф. Лопатина (см. «Вопросы философии и психологии» Москва, 1890г., г. 1-й, кн. 3; статью: «Критика эмпирические начал нравственности»; стр. 103). 31 С их воззрениями и с оценкой последних всякий может познакомиться, напр., по цитированной выше книгой о. А.П. Мальцева [чит. также опыты, относящиеся к области истории этики: Gass’a Luthardt’a, Ziegler’a, Köstin’a, отчасти Jadl’a, Sidgwick’a и некеотор. друг.]. 32 Все эти положения, касающиеся оценки утилитаристическаго учения, с большою подробностью раскрыты в цитированной книге проф. И.В. Попова , а в известной степени и у других исследователей: у о. A.II. Мальцева (цит. соч). и проч.; ср. книги В. С. Соловьева : отчасти «Критику отвлеченых начал» (Москва, 1880 г.) и «Оправдание добра» (Спб., 1899 г.)... С утилитаристами знакомят также (не всегда, впрочем, оценивающие их с надлежащим беспристрастием и более или менее правильно) исследования: Grote («An examination of the utilitarian philosophy»; Cambridge, 1870), Guyau ( " La morale utilitaire»; Paris, 1874), Guyau («La morale anglaise contemporaine»; Paris, 1879. – В прошлом —1898—м г. – на русском яз. вышел «перевод Н. Южина»: «М. Гюйо. История и критика современных, английских учений о нравственности»; Спб.), Фулъе («Критика новейших систем морали» – русск. перевод Максимовой и Конради; Спб.. 1898 г.), Иодля («История этики в новой философии» – русск. перев. под редакцией В. С. Соловьева ; Москва, т. II. 1898 г.), А. Смирнова («Английские моралисты. Историко-критическое обозрение главнейших теорий нравственности в английской философии от Бэкона и Гоббза до настоящего времени»: см. «Учения Записки Импер. Каз. Университета»; 1876 г.) и весьма мног. другие, перечислять которых здесь не видим надобности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

В связи с работой на кафедре Новой гражданской истории 22 и 29 февраля 1896г. И.Д. Андреев прочел две пробные лекции на темы: «Законодательные и литературные заслуги Македонской династии» (по своему выбору) и «Отношение гуманизма к религии и Церкви» (по назначению Совета). По характеру прочитанных лекций и научным интересам автора видно, что он более тяготел к истории Византии и церковной истории. Однако, «смиряясь» перед обстоятельствами, он составил курс «по новейшей гражданской истории» (1900–1906 гг.: 46 тетрадей), который пока что остается неопубликованным и хранится в архиве библиотеки МДА. С 1899г. И.Д. Андреев начал активно сотрудничать с издательством Брокгауза и Ефрона, стал редактором отдела Богословия и Церковной истории бывшего тогда передовым Нового энциклопедического словаря, где поместил несколько сотен статей по библеистике, церковной истории и богословию. В 1902г. он был в научной командировке в Константинополе – в Русском археологическом институте, а в 1903г. – во Франции. С 30 ноября 1906г. был назначен редактором академического журнала «Богословский вестник», в котором и до этого времени он достаточно регулярно публиковал свои переводы. В 1897г. была опубликована работа И.Д. Андреева , посвященная двум патриархам иконоборческой эпохи, «Герман и Тарасий». Особого внимания со стороны автора удостоился Константинопольский патриарх Никифор I (806–815), переводы творений которого постепенно подготавливались и публиковались в 1899–1907 гг. в серии «Творения святых отцов в русском переводе», продолжившей свое существование при «Богословском Вестнике». Будучи редактором «Богословского вестника», Андреев занимался не только подбором научных статей, но и текущей работой, как например, уточнением списков выпускников МДА, публиковавшихся в БВ. Либеральный настрой российской интеллигенции начала XX в. не мог не сказаться и на жизни Академии, в которой к концу 1906г. стала усиливаться поляризация между прогрессистами и консерваторами. Катализатором ситуации стало дело об увольнении В.О. Ключевского , в которой И.Д. Андреев выступил против официального постановления Совета вместе с А.П. Голубцовым , И.В. Поповым , Н.Г. Городенским и С.И. Смирновым . Помимо известных архивных материалов и общего хода дела, обстоятельно описанного протодиаконом Сергием Голубцовым 34 , в архиве библиотеки МДА в составе рукописей, переданных Г. И. Андреевой , имеется несколько архивных документов 35 , включая записку самого И.Д. Андреева по данному вопросу. В конце общей записки отмечается: «Мы, как члены Совета, не только не принимаем участия в этом печальном деле, но и стараемся, сколько было сил и возможности, сообщить ему другое направление».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

11 Желающим подробно ознакомиться с тем, как заводились в Киевской епархии министерские школы и какую тяжелую и упорную борьбу за свое существование вынесла там церковно-приходская школа, рекомендуем обратиться к интересным и многосодержательным статьям г. Булашева «Очерк деятельности по народному образованию митрополита Арсения», помещенным в большинстве книжек журнала «Народное Образование» за 1896 год. Приведенные нами сведения заимствованы из статей за июль и август. 12 См. «Странник», 1890 г., январь, стр. 80–81 и относящееся до сего место в «Извлечении из отчета Министерства Народного Просвещения» за 1867 год З. Низшие училища. 14 Из дела Департамента Народного Просвещения. См. у г. Благовидова в «Страннике» за 1890 г., март, стр. 418–419. 17 Официальная записка по вопросу об обеспечении за православным духовенством надлежащего участия в деле народного образования. 1894 г., стр. 5. – Хотя приведенное Положение Комитета Министров Высочайше утверждено 17 марта 1881 г., т. е. спустя уже более двух недель по кончине Царя-Освободителя (1-го марта), однако оно всем внутренним содержанием своим относится к царствованию Императора Александра II. 20 Каковы были учительские семинарии до недавнего преобразования по составу начальствующих, учащих и учащихся в них, по учебному курсу и другим разным сторонам их внутренней жизни, это можно видеть из статьи: «По поводу предстоящей реформы учительских семинарий» (См. «Начальное обучение», 2, Спб. изд. Синод. типографии, 1886 г.). 26 По словам гласного Чернского (Тульск. г.) Уездн. Земского Собрания кн. Урусова, высказанным на очередном Собрании Земства (в 1897г.), Земской школы, в точном смысле этого слова, совсем даже не существует (См. Тул. Губерн. Вед. 1897 г. 266). 27 Относительно предводителей дворянства нужно заметить, что и те из них, которые достаточно образованы и желали бы стоять на высоте призвания в деле наблюдения за земскими школами, за нравственным направлением учителей в них и учеников, не могут надлежащим образом выполнять этой своей педагогической миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

Игорь 2 сентября 2010, 22:20 Сравнивать 1970г., и 1897г., не совсем корректно.Так же как сравнивать продукцию авиапрома 1970 и 1914.Развитие мира, техники, науки, медицины.У вас получается, что ни возьми - всё плохо.Кто ни умер в детстве, умер позже от сифилиса.Я потомственный военный.Мой прадед вернулся с Первой Мировой Георгиевским кавалером.И без всяких признаков указанных вами заболеваний.Кстати, о Первой Мировой вы, кроме того, что она " захватническая и империалистическая " еще что-нибудь знаете?Я вас спрашиваю об истории Великой страны, какой Россия была всегда и какой осталась даже при большевиках.От чего умер Ленин тоже знаете?А то как-то странно получается, сифилис победили, а он от него же и скончался.Победили такую страшную болезнь, а в 30-х в голод матери ели своих детей.Ещё одно " достижение " , не правда ли?Естественно, " достижением " советской власти является и внедрение абортов.Количество жертв тянет не то что, на большую войну, но на геноцид не самой маленькой страны. В 1914 году в России был введен " сухой закон " .Общество забило тревогу.Потребление алкоголя на душу населения выросло до 3.2 литра.В 1970 " счастливом " для вас году этот показатель составлял 8 литров, в 1980-10.8 литра на душу населения!Как следствие - резкий скачок смертности среди мужского населения. Игорь 2 сентября 2010, 22:19 Динамику общей численности населения страны определяет его естественный прирост (т.е. разница между числом родившихся и умерших) и миграционный прирост (разница между числом въехавших в страну и выехавших из нее). Таким образом, столетний период динамики естественного движения населения России можно разделить на три этапа: 1. 1897–1960: динамика естественного прироста населения существенно выше средней по сравнению с развитыми странами с явным преобладанием европеидной расы; 2. 1960–1988: динамика естественного прироста населения стремительно приближается к тенденциям, характерным для указанных стран. 3. 1989–2002: в России устанавливается та же динамика естественного прироста, что и в развитых странах мира.

http://pravoslavie.ru/38950.html

В целом горожане начала XX века нередко положительно оценивали деятельность полицейских. Население чётко разделяло сотрудников полиции на «плохих» и «хороших». Так, например, огромным уважением в Петрограде пользовался пристав 4 участка Петроградской стороны Владимир Касаткин. Он хорошо относился к жителям и просителям, старался им помочь. По утверждениям некоторых жителей, он даже выплачивал неимущим средства на лекарства. Рабочие района относились к нему с симпатией. Здесь же можно отметить, что во время февральской революции 1917 г., многих арестованных полицейских по дороге убивали. Поэтому в органы власти шли коллективные письма от рабочих и от населения с просьбой освободить от ареста того или иного полицейского, т.к. он был честен, справедлив и к людям относился хорошо. Снижало эффективность работы полиции и попустительство к преступникам государственной карательной системы. Революционеры прекрасно это понимали и в своей деятельности учитывали. Смертна казнь даже за тяжкие преступления в мирное время была большой редкостью. Например, за государственные преступления с 1866-1897г.г. (за 31 год) было приговорено к смерти 134 человека из них казнены 44 (в том числе одна женщина). Следует отметить, что в США за 1866-1899 гг. (за 33 года) было казнено 2928 человек. Иначе говоря, в 7 раз больше, Вопрос, почему государство было так либерально к террору в России, требует отдельного изучения. Часто террористы получали минимальные сроки или вообще не несли никакого наказания даже за самые тяжелые преступления. Одним из многочисленных примеров этого может служить дело Веры Засулич. Она стреляла в градоначальника Ф.Ф.Трепова и тяжело ранила его. За это преступление террористка была оправданна и освобождена прямо в зале суда. Оправдание Засулич впервые показало всему миру, что террористический акт может быть оправдан и даже объявлен геройством. Освобождение преступницы от наказания послужило толчком к усилению революционного террора. Так, например, когда радостная Засулич выходила из здания суда, ликующие студенты окружили её. Находящийся среди них студент Сидорацкий, видя оправдание Засулич, тут же стал стрелять из пистолета в стоящего рядом с толпой студентов жандарма. В августе 1878 года народник Кравчинский (Степняк) среди бела дня заколол в центре Петербурга шефа жандармов Мезенцева. В следующем году - и тоже на виду у всех - народоволец Александр Соловьев выстрелил целую обойму в Александра II.

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/05/...

На память о посещении академической библиотеки Его Светлость и м-р Биркбек в книге для посетителей оставили свои подписи. Отъезд архиепископа из посада предположен был 16-го числа с поездом, отходящим около трёх часов пополудни. Проводить Его Светлость собрались на вокзал очень многие из представителей лавры, академии, Вифанской семинарии, Александро-Мариинского приюта и др. Войдя в салон вагона, Архиепископ сердечно простился со всеми сопровождавшими его лицами и подошёл к открытому окну. Собравшиеся у вагона студенты и народ густою толпой наполняли платформу, многие обнажили свои головы. Архиепископ несколько раз осенил народ крестным знамением и поезд двинулся. Непривычному взору нашему странно было видеть этого почтенного старца в своеобразном костюме, не имеющем ничего общего с одеждою наших архипастырей, и совершенно необычным у нас способом преподающего своё благословение народу; но радовалось и умилялось сердце, изумляясь тому неизмеримому чувству христианского братолюбия и тому искреннему благоговению, с каким наш православных народ принимал благословение этого, совсем для него неведомого пастыря. Понимал и чувствовал этот добрый народ, что о Христе Иисусе «несть Эллин ни Иудей....варвар и скиф... но всяческая и во всех Христос». В. Соколов 2 Перевод буллы папы Льва XIII об англиканских рукоположениях помещён в Ноябрьской кн. Богословского Вестника 1897г.; обстоятельствах происхождения этой буллы и о её приёме в Англии см. статью «По поводу буллы папы Льва XIII» (Б.В. Январь 1897 г.), а перевод ответа англиканских архиепископов будет напечатан в одном из ближайших книжек Б.В. 3 См. напр. статью: «Достоинство восточной церкви, признанное членом англиканского вероисповедания» из введения книги Ниля «A history of the Holy Eastern Church». (Прибавления к Творениям за 1860 г.); «Лекции по истории восточной церкви профессора Оксфордского университета Стэнли» (из. 1861 и 1862 гг.); «Начатки движения англиканской церкви к соединению с восточной». (изд. 1864 г.). 4 См. напр. его статьи: «Извлечение из писем о церкви англиканской», «Общество для распространения религиозного чтения в Англии», «О протестантском богословии и современном его направлении в Англии», «Взгляд на церковную реформацию в Англии». Им же переведены были и лекции Стэнли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Каково же состояние этого ресурса на сегодняшний день? Современная социальная ситуация развития в современной России по всем трем основаниям трехсоставной структуры человека, т.е. его телесности (физических характеристик), его душевных проявлений (психологических) и его духовного бытия может быть сформулирована не просто как кризис, а как определенная деморализация сознания всего детства. Об этом говорят и педагоги, и властные структуры. Я ограничусь только некоторыми цифрами. Россия сейчас выбирается на 1 место в мире по детскому пивному алкоголизму, и врачи со мной согласятся, что пивной детский алкоголизм становится главенствующим во всех, пожалуй, пристрастиях ребенка. Наша страна в прошлом году, по данным ВОЗ, заняла 1 место в мире по детскому подростковому табакокурению. Наша страна удерживает уже несколько последних десятилетий 1 место в мире по детоубийству - абортам. И наконец, наша страна занимает одно из первых мест в мире по детским самоубийствам. Дети уходят из жизни, начиная с 6 лет, иногда они уходят вместе с другими детьми, иногда это просто какая-то повальная эпидемия, как, например, в Краснодаре три года назад или в Балашихе Московской обл. Причины этих фактов ищут в экономической сфере, в сфере психологии, психиатрии, но специалисты уже говорят, что это прежде всего духовная сфера - сфера, которая формируется нами, взрослыми. Это мы сообща своими действиями или своим бездействием способствуем этим чудовищным фактам и этой страшной на сегодняшний день российской действительности. Мы занимаем не как раньше первые места в мире по детскому интеллектуальному творчеству, а вот по этим параметрам. Здесь говорили о средствах массовой информации, я как психолог могу совершенно точно подтвердить, что все больше и больше приходится говорить об экранной зависимости ребенка, о его телемании, компьютеромании и интернетмании. Это наш человеческий будущий ресурс. Ваш земляк, национальный гений России Д.И.Менделеев в свое время написал замечательную работу о будущем России. Он провел анализ Первой переписи населения России, которая прошла в 1897г. Тогда 128 млн. человек жило в России. Проведя очень серьезные исследования, он дал определенную перспективу развития России до 2025 года. По его расчетам, учитывая эпидемии, войны и т.д., в 2000г. в России должно было бы жить 594, 3 млн. человек. А к 2026г. - 1млрд. 282млн. человек. Если сравнивать с переписью населения 2003г., которая обозначила цифру в 147 млн. человек в России, то потери человеческого ресурса страны, демографические потери в 20 веке составили огромную цифру - 430 млн. человек.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

2) Указами от 17 Декабря 1896г. 6572 и от 7 Ноября 1897г. 6076 Св. Синод предоставил Иркутскому и Якутскому епархиальным начальствам не вызывать тяжущихся по делам бракоразводным супругов, проживающих на больших расстояниях от епархиального города, на судоговорение в Консисторию, а производить сим супругам допрос по обстоятельствам дела чрез местную, по жительству их, полицейскую власть при участии депутатов с духовной стороны, по назначению епархиального начальства. V. О поверенных 33 . По делам бракоразводным истцы и ответчики должны сами являться к суду, поверенные же допускаются не иначе, как по болезни истца или ответчика, засвидетельствованной Врачебным Отделением Губернского Правления; за отсутствием по службе, удостоверенным подлежащим начальством, или в других заслуживающих уважения обстоятельствах, и то не иначе, как по определению епархиального начальства (Уст.Дух.Конс. ст.241). Примечание: 1) Циркулярным указом от 31 Марта 1908г. N 6 Святейшей Синод преподал следующее разъяснение действующего закона (ст.241 Уст.Дух.Конс.) о допущении поверенных по бракоразводным делам на основании ст.241 Уст.Дух. Конс. «по делам бракоразводным истцы и ответчики должны сами являться к суду, поверенные же допускаются не иначе, как по болезни истца или ответчика, засвитедельствованной Врачебным Отделением Губернского Правления; за отсутствием по службе или в других заслуживающих уважения обстоятельствах, и то не иначе, как по определению епархиального начальства». При производстве дел сего рода в Духовных Консисториях эта статья епархиальными начальствами применялась и применяется неодинаково. Одни епархиальные начальства для разрешения вопроса о допущении поверенного в бракоразводном деле считают достаточным представления: со стороны тяжущегося супруга – удостоверения о невозможности для него явиться лично к суду, а со стороны поверенного – доверенности, уполномочивающей его на ведение дела взамен тяжущегося, и засим считают себя обязанными постановлять определение о допущении поверенного к участию в производстве бракоразводного дела, не входя в рассуждение ни обстоятельств самого дела, ни данных, касающихся поверенного; при обнаруживание же в некоторых случаях со стороны поверенных незакономерных действий, епархиальные начальства не находят законных способов к предупреждению и пресечению сих действий поверенных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010