Указом Св. Синода и указом РДК от 27.09.1902 года новопостроенный православный храм в г. Виндаве указан как русский приход. На строительство израсходовано 22 тыс.рублей. Церковь тёплая, с 6-ю печами, с двойными рамами в окнах и с решётками в них. Пол выложен разноцветными цементными плитками. В ходе строительства храма для причта не построено ни одного жилого дома. Священник, диакон и два псаломщика помещались в наемных квартирах, оплачиваемых из средств Рижской епархии. В Ведомости о церкви за 1910 год указано, что церковно-приходская школа помещается уже в собственном доме и содержится церковно-приходским попечительством. Источники: Латв. ГИА, фонд 4754, опись 2, «Клировые Ведомости Курляндской губернии». «Клировые ведомости о Виндавской Всех-Святской церкви за 1900, 1905, 1910 и 1913 годы...». ЛГИА, фонд 4754, опись 1, дело 1279 «О постройке в г.Виндаве новой каменной церкви», начато - 25.10.1897г. Окончено 18.02.1915г . В 1795 году Курляндское герцогство стало Российской губернией. Царь России Николай пожертвовал на строительство лютеранской церкви деньги, и место лютеранской церкви в замке заняла православная, по просьбе разместившегося в этом городе гарнизона (1842-1844 гг.). Виндавская замковая церковь была освящена 29 сентября 1845 года во имя Всех Святых. Первым священником Всехсвятской церкви стал рукоположенный Преосвященным Филаретом в сан священника Алексей Петрович Лавров. В конце 19 века начались массовые присоединения к православию латышей. Приход рос, и маленькая замковая церковь уже не могла вместить всех желающих помолиться. Было решено построить в городе новую церковь. Во время постройки церкви в город Виндаву приезжает Иоанн Кронштадтский в связи с открытием приморского детского санатория. Узнав о строящейся церкви о. Иоанном было выделено 100 руб. Так как постройка храма событие важное, об этом писали в «Рижских епархиальных ведомостях»: «С 1845 года в г. Виндаве был открыт православный приход; временная церковь с тех пор помещалась в мрачном тюремном замке. Потребность в постройке благолепного храма ощущалась давно; народонаселение г. Виндавы в последнее десятилетие удвоилось, и церковь не могла вмещать и половины желавших в ней помолиться. С Высочайшего соизволения под постройку новой церкви и причтовых зданий 9 сентября 1888 года был отведён участок земли в одну десятину из казённого имения Ратгоф. На правительственные средства с разрешения и благословения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Агафангела, Епископа Рижского и Митавского, весною 1899 года было приступлено к постройке нового храма и работы эти закончились весною 1901 года. 2 сентября новосооружённый храм торжественно освящён Преосвященнейшим Агафангелом, Епископом Рижским и Митавским, в честь Святителя и Чудотворца Николая. Стечение народа в тот день было громадно, и радость прихожан велика. По случаю освящения храма получено было много приветственных телеграмм... (Написал статью священник И. Винтер)».

http://sobory.ru/article/?object=08441

2 . Бондаренко И.А./Архитектура в истории русской культуры. Выпуск город. Москва, 1998. 3 . Булгаков С. В. /Настольная книга для священно-церковно-служителей в 2-х томах.//Издательский отдел Московского Патриархата (репринтное издание 1913г.). Москва, 1993. 4 . Горохов В.А./Повседневная жизнь России под звон колоколов.//Молодая гвардия. Москва, 2007. 5 . Израилев А.А./Ростовские колокола и звоны.//Санкт-Петербург, 1884. 6 . Кавельмахер В.В./Способы колокольного звона и древнерусские колокольни.//Москва, 1985. 7 . Кнаббе В.С./Литейное дело. Отливка изделий из чугуна, стали, железа, бронзы, латуни, цинка, свинца и олова.//Библиотека промышленных знаний под ред. Д. Менделеева. Санкт-Петербург, 1900. 8 . Малютин Ю.С./История недропользования в России с древних времен до эпохи Петра Первого.//ООО «Геомар Недра». Москва, 2008. 9 . Михайлов А. И./Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле.//Искусство. Москва, 1963. 10 . Оловянишников Н.И./История колоколов и колокололитейного искусства.//Издание Т-ва П.И. Оловянишникова и сыновей. Москва, 1912. 11 . Протоиерей Аристарх Израилев./Ростовские колокола и звоны.//Санкт-Петербург, 1884. 12 . Протоиерей Серафим Слободской ./Закон Божий (репринтное издание 1966).//Москва, 1993. 13 . Пухначев Ю.В./Загадки звучащего металла.//Наука. Москва, 1974. 14 . Пыляев М.И./Исторические колокола. Старое житье (репринтное издание 1897г.)//Книга. Москва, 1990. 15 . Смоленский С.В./О колокольном звоне в России//Русская музыкальная газета Москва, 1907. 16 . Стародубцев О.В./Из истории церковных колоколов.//Православный паломник, 2001. 17 . Типикон (Устав Богослужений Русской Православной Церкви).//Издательство Московской Патриархии (репринтное издание 1997г.). Москва, 2007. 18 . Тосин С.Г./Колокола и звоны в России.//Новосибирск, 2002. 19 . Тосин С.Г./Колокола и звоны в России. Издание 2-е.//Сибирский хронограф. Новосибирск, 2002. 20 . Чин благословения кампана, сиесть колокола или звона./Требник.//Издательство Московской Патриархии (репринтное издание). Москва, 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нас часто спасал здравый смысл и героизм народа, его самоотверженность и патриотизм. Какая другая страна знала такие экономические подвиги, как эвакуация в годы войны 1523 предприятий в восточные регионы страны? И ведь такая крупномасштабная акция была осуществлена всего лишь за первое полугодие войны! Таких стран, где можно увидеть в истории экономики нечто подобное, на земле не было, нет и не будет. А вот факторов, подобных этим, в истории нашей страны было не два и не три, а десятки и десятки. И их роль необходимо учитывать при оценках эффективности нашей экономики. Не случайно в народе говорят: " Что для русского здорово, то для немца смерть " . Никакие немецкие грюндеры или американские фермеры в таких природно-климатических и геополитических условиях просто не выжили бы. Перемерзли бы поголовно и напрочь! Третий фактор, обрекавший нашу страну на догоняющий сценарий социально-экономического развития, связан с западничеством. Совершенно правильно определил суть западничества митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), который сказал: " В основании западничества как религиозного и культурного явления, как болезни русского национального самосознания, лежат причины прежде всего духовного, мистического характера. Западничество вообще есть обморок нашего самосознания " . Давайте вспомним, сколько же сил было затрачено на борьбу с этой болезнью, с этим " обмороком нашего самосознания " . И как часто в нашей стране борьба между западничеством и почвенничеством, западничеством и славянофильством, западничеством и державностью заканчивалась в пользу именно западников. Даже такие крупные реформаторы как Петр Великий или адмирал Николай Семенович Мордвинов, инициатор денежной реформы 1839-1844гг. граф и министр финансов Егор Федорович Канкрин, или организатор аграрной реформы 1839г., граф и министр государственных имуществ Павел Дмитриевич Киселев испытывали на себе влияние западничества. А что уж говорить о чистом западнике Михаиле Михайловиче Сперанском или о чистом западнике Сергее Юльевиче Витте! Реформы, осуществленные этими реформаторами, оказались не просто противоречивыми, но во многих отношениях даже вредными. Вспомним хотя бы денежную реформу С.Ю.Витте (1897г.), так красочно рекламируемую современными либералами-западниками. Она, видите ли, по их словам, и укрепила российский рубль, и способствовала подъему российской экономики. А то, что Россия " благодаря " этой реформе потеряла практически весь свой золотой запас, перекочевавший в зарубежные банки, и превратилась в самого крупного международного должника, авторы этих побасенок почему-то стыдливо умалчивают.

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/07/...

Председатель артели Афанасия Лепешкина и члены Совета: Монахиня Капитолина Расторгуева в монастыре проходила послушание казначеи (см. выше в комментариях к ч. IV). Монахиня Анатолия Щербакова в монастыре проходила послушание помощницы благочинной (см. там же). Рясофорная послушница Анна Игнатьевна Волкова, девица, из крестьян Ярославской губ. Мышкинского уезда Рождественской волости села Рождествина. Поступила в Троице-Одигитриевский монастырь в 1884 г. Облечена в рясофор 5 марта 1897 г. В монастыре проходила послушание клиросное и живописное, с 1894 г. регентша. Монахиня Валерия Константинова (в миру Варвара Софроновна), девица, из мещан города Ливен Орловской губ., обучалась в прогимназии закону Божию и русской грамоте. Поступила в Троице-Одигитриевский монастырь 3 октября 1887 г. Облечена в рясофор 1 декабря 1895 г. Пострижена в монашество 17 июня 1908 г. В монастыре проходила послушание клиросное до 1904 г. и письмоводительское с 1890 г. Монахиня Анфия Ермолаева (в миру Анастасия), девица, из крестьян Московской губ. Звенигородского уезда, Пятницкой волости, деревни Поваровой. Поступила в Троице- Одигитриевский монастырь в 1884 г. Облечена в рясофор 1 декабря 1895 г. Пострижена в монашество 17 июня 1908 г. Проходила послушание старшей на скотном дворе с 1895 г. Рясофорная послушница Екатерина Дмитриевна Шустрова, девица, из крестьян Московской губ. Бронницкого уезда, Ашитковской волости, села Ванилова. Поступила в Троице-Одигитриевский монастырь в 1890 г. Облечена в рясофор 10 декабря 1898 г. В монастыре проходила послушание портняжное и с 1901 г. в золотошвейной. В 1921 году в состав правления сельскохозяйственной артели Зосимова пустынь вошли еще дополнительно следующие [ЦГАМО. Ф. 4997, оп. 1, д. 1043, л. 422]: Монахиня Людмила Манина (в миру Мария Евфимовна), девица, из крестьян Воронежской губ. Новохоперского округа, Пыховской волости, слободы Пыховки. Поступила в Троице-Одигитриевский монастырь в 1886 г. Облечена в рясофор 5 марта 1897 г. Пострижена между 1916 и 1920 гг. В монастыре в 1914–1916 гг. проходила послушание при церкви. В 1920 г. была на общих работах. Рясофорная послушница Елисавета Федоровна Горбунова, девица, из крестьян Московской губ. Подольского уезда, Десеновской волости, деревни Рогозининой. Поступила в Троице-Одигитриевский монастырь в 1888 или 1889 году. Облечена в рясофор 5 марта 1897г. В монастыре проходила послушания золотошвейное и клиросное. В 1920 г. занималась рукоделием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

К сноске 285 . Никифор Григора уверяет, будто Русский государь получил титул (наследственного) начальника императорского стола или главного императорского стольника ещё от Константина Великого , – Истории кн. VII, гл. 5, русский перевод стр. 231 (титул το π τς τραπζης), о котором см. у Дюканжа в Gloss. Graecit. под сл. Τρπεζα). К сноске 296 . В большей части списков Памяти и похвалы Владимиру монаха Иакова читается, что он победил Сребреные Болгары, т. е. Болгар Камских. Но мы решительным образом стоим на том, чтобы разуметь победу над Болгарами Низовскими или Болгарами Балканского полуострова. (Иметь Владимиру желание покорить себе Болгар Камских и не было смысла, ибо как бы он мог поддерживать свою власть над этими Болгарами, находившимися от Киева так далеко?). А что, во всяком случае, Владимир находился в сношениях с этими последними Болгарами до своего крещения, видно из того, что одной из языческих жён его была Болгарка Низовская (из рождённых им от которой двух сыновей один назван был Борисом, как это нужно думать, по имени Болгаро-Низовского или Болгаро-Балканского царя Бориса). К сноске 386 . Житие Владимира, принадлежащее неизвестному автору, по всей вероятности Греку, и Память и похвала ему монаха Иакова, напечатанные дважды преосвященным Макарием, ещё два раза напечатаны В. И. Срезневским : в первый раз по копии с рукописи 1414 года в 72 томе Записок Академии Наук (1893г.), приложения стр. 17 и 74; во второй раз по рукописи 1494 года в 1 томе Записок Академии Наук по Историко-филологическому отделению (1897г.), – стр. 2 и 9. Упустив не совсем извинительным образом отметить варианты двух вновь напечатанных списков, сделаем замечание относительно важного места в Памяти и похвале Владимиру.– Что по крещению он жил 28 лет, что на другое лето по крещению к порогам ходил и пр., – у нас [абзац между сноской и в обоих вновь напечатанных списках оно читается совершенно так, как в прежде напечатанных.– Вторая редакция Жития Владимирова (по преосвященному Макарию) или его компиляция (по нашему) напечатана г. Сперанским из одной рукописи Чудова монастыря в III кн. Чтений Общества Истории и Древностей 1889 года.– Сборник Белорусский Чудова монастыря, стр. 33 sub fin. Sqq. (Г. Сперанский указывает на одну особенность своего списка, подтверждающую наше предположение, что автором жития должен быть считаем Грек – стр. 41 fin.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

33 Concil. Trid. sess. 23, sacram. ord. can 3, 4, 7. – Catechismns Romanns, pars 2, cap. VIII; quest. II, XVIII, XXXIV (в вообще весь отдел; «de Ordinis sacramento»). Bellarminus в учении о таинстве священства гл. 5, в уже приведенные нами трактаты о таинстве священства в трудах Тере в Knol а Bulsano (см. предыдущ. примечание). 34 См. Правосл. Исповед. I. вопр. 100, 109, 118; Посл. вост. патриархов, члены 10, 17 и указанные католические трактаты. 35 Смотр. в «Трудах К. Д. Акад.» 1897г. нашу статью «Новые религиозные преобразования в Англии» (июль–сентябрь). 38 См. A Vindication, р. 96 (примечание к отрывку Абиссинской формы, т. е. тайносовершительной молитвы). 39 Сравн. A Vindication pp. 89–92 и сочин. «De Hierarchia Anglicana» ву Denny and Lacey. pp. 245–249. 40 Сравн. опред. Церкви в «Посл. вост. патр.» чл. 10; преосвящ. Антония Догмат Богосл. § 249; преосв. Макария. «Введение в прав. богословие» § 16–20 и 134; преосв. Платона, Сокращ. излож. догмат. веры. Кострома 1869. стр. 103; Филарета, арх. Черниговского, Правосл. догмат. богословие § 290 (стр. 355 во второй части) в Правосл. христ. катихиз. на вопрос: Что есть церковь ? 41 Вопрос об угасании благодати в обществах, отделившихся от церкви, как кажется, должен быть решен не в пользу англиканства в виду ясного ответа св. Василия Великого Амфилогию, подходящего ко всем инославным исповеданиям. Св. учитель и отец Церкви вселенской говорит: «Хотя начало отделения (от Церкви) было вследствие раскола, но отступившие от Церкви не имели уже на себе Духа благодати, так как преподаяние оной оскудело по пресечении преемства; и хотя первые отделившиеся имели рукоположение от отцов и через возложение рук их получили духовное дарование; но отторгнувшееся, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать и не в состоянии были передать другим благодать Святого Духа, от которой сами отпали». Творен. Василия Великого часть VII. Москва 1873. стр. 3. Правда, что столь строгое суждение об еретиках древне-вселенская церковь иногда смягчала в видах привлечения к себе (напр. несториан); но это делалось только по определению Церкви, а не по желанию частных лиц. Следовательно, и в данном случае окончательное решение вопроса принадлежит Церкви, а не частным её представителям.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/k-vo...

В час дня 3 октября Владыка изволил прибыть в Кавказский Николаевский общежительный монастырь и был встречен братией монастырской в полном составе «со славою» за границею монастырской близи часовни св. Воскресения. Такая встреча Владыке была сделана с одной стороны, чтобы воздать должную честь Архипастырю, а с другой стороны, чтобы предотвратить трудность и опасность спуска с горы среди обвалов; отчего и самая местность известна у простого народа под названием «Обвалы» или «Провалы». Картина от подобной встречи получилась величественная. Тот час же от часовни начала дорога спускаться вниз уступами и с каждым уступом открывалась новая картина зрителю: с 1-й террасы видны были три огромных гостиных для богомольцев, вправо от них почти на обрыве над р. Кубанью схимнический и леснический корпус; со 2-й террасы среди леса рисовался благочиннический корпус и черный двор с мастерскими: кузнечной, столярной, бондарной и шорной; а с 3-й террасы показалась монастырская церковь с колокольней, окруженная кольцом следующими зданиями: настоятельским корпусом, казначейским корпусом, братским корпусом, рабочим корпусом, трапезной с кухней, пекарней, свечным заводом и домом для просфорни, наконец, за церковью виднелся чрез аллею другой схимнический корпус с новооткрытым минеральным колодцем и перевозною пристанью, и домиком для перевозчиков. По входе в храм, Владыка, облачившись в мантию и принявши архипастырский посох, изволил шествовать в алтарь при громогласном пении входного «Достойно есть». На литии многолетие было произнесено по переменно двумя иеродиаконами. Затем Владыка, благословив братию и народ, изволил отбыть в отведенные для него покои и потом чрез полчаса отправился со своею свитою осматривать монастырские здания, расположенный вокруг церкви в самой низкой котловине монастырской площади; при чем Владыкою были осмотрены мастерские: сапожная и портняжная, а также виноградник и, наконец, новооткрытый в горе минеральный колодец. И, действительно, вода оказалась на столько чистою, что была прозрачна, как слеза и вкус ее был приятным и вяжущим. Отец же настоятель доложил, что водою лечатся многие из приезжих от катарального состояния пищеварительной системы и было много случаев излечения, из коих особенно замечателен случай излечения одного сына доктора М. М. Вследствие чего о. настоятелем одна бутылка подобной воды в августе текущего 1897г. была отправлена в химическую лабораторно Ессентуков. Химик Климов нашел, что вода минерализована, но, чтобы произвести полный анализ, обещал приехать на источник; главные же минералы железо и сера. В монастырском храме Владыка обратил внимание на оставшиеся от лжеепископа Силуана следующие вещи: две митры, панагия, крест, как копия с креста митрополита Алексея Московского Чудотворца, о чем гласит надпись на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

515–543). „Довод вкратце, яко учения и язык еллиногреческий наипаче нужно потребный“... Рассуждение неизвестного автора о превосходстве греческого языка пред латинским; напечатано в прилож. к статье Каптерева: „О греко-латинских школах в Москве в 17 ст.“ (Приб. к тв. св. от., 1889г., ч. 44, стр. 672–679). „Учитися ли нам полезнее грамматики“... Рассуждение неизв. автора, аналогичное с предыдущим; напечатано в прилож. к исследованию Сменцовского: „Братья Лихуды“, Спб., 1899г. Письмо иерус. патр. Досифея к дьяку Полянскому, напечатано в Правосл. Собеседн., 1862г., ч. 3, стр. 88–89. Родословная Лихудов, представленная Николаем и Анастасием Лихудами в Посольский Приказ; напечатана в прилож. к исследованию Сменцовского: „Братья Лихуды“. „Материалы для истории археологии и статистики г. Москвы“ Забелина. „О России в царствование Алексея Михайловича“ Гр. Котошихина. „Житие протопопа Аввакума, написанное им самим“. Соловьев, „История России“. Ключевский, „Курс русской истории“. Платонов, „Лекции по русской истории“. Иловайский, „История России“. Милюков, „Очерки по истории русской культуры“. Пыпин, „История русской литературы“. Порфирьев, „История русской словесности“. Макарий, „История русской церкви“. Филарет, „Обзор рус. дух. литературы“. Пекарский, „Наука и литература при Петре Великом“. Устрялов, „История царствования Петра Вел.“ Майков, „Очерки из русской истории литературы 17–18 ст.“ Замысловский, „Царствование Федора Алексеевича“. Ключевский, „Западное влияние в России в XVII в.“ (Вопр. филос. и психол., 1897г., I, III и IV). Костомаров, „Епиф. Славинецкий, Сим. Полоцкий и их преемники“ (Русская история в жизнеописаниях ее главн. деят., т. II). Татарский, „ Симеон Полоцкий “. Образцов, „Киевские ученые в Москве“ (Эпоха, 1865, I). Его же, „Братья Лихуды“ (Ж. Μ. Η. П,. 1867). Каптерев, „Характ. отнош. России к правосл. Востоку“. Его же, „Патр. Никон и его противники в деле реформы“, Его же, „Патр. Никон и царь Алексей Михайлович“. Его же, „О греко-латинских школах в Москве в 17 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Царь проявлял заботу о своих подданных. Милосердие, любовь, миролюбие были заложены в основу политики императора Николая Александровича. Что же было достигнуто страной под скипетром последнего самодержца? Коротко укажем лишь основные достижения России. В первые же месяцы после воцарения император начал по всей стране учреждать дома трудолюбия для городской бедноты. Закон о социальном страховании был принят прежде всех европейских государств и США. В социальной политике царя следует отметить его заботу о медицинском обслуживании населения. С 1901 по 1913 год бюджетные расходы на медицину возросли с 43,9 миллионов руб. до 145,1 миллионов руб., то есть в 3,3 раза. Число врачей выросло к 1915 году до 33,1 тысячи, что вывело нашу страну по данному показателю на 2-е место в Европе и 3-е место в мире. Медицинская помощь во всех государственных и земских лечебницах была бесплатной, и лекарства больным выдавались также бесплатно. Именно при последнем русском самодержце появились родильные дома, станции скорой помощи, женские консультации и молочные кухни, участковые врачи и больничные листы. Достоинство каждого правителя народа познается по приросту населения. За годы правления Николая Александровича численность населения империи увеличилась на 50 миллионов человек: со 129 миллионов в 1897г. до 179 миллионов человек в 1915году. В сфере образования в период правления Николая II наблюдался стремительный рост числа учебных заведений. За пятнадцатилетний период (1896 по 1910г.) было открыто больше школ, училищ, институтов, чем за весь предшествующий 1896 году период российской истории. Всего в России было перед Первой мировой войной 57 тысяч начальных училищ, 1,5 тыс. низших профессиональных училищ, почти 600 городских училищ. В те же годы возникли 20 новых мужских высших учебных заведений и 28 женских вузов. В обучение включались дети из всех слоев населения. К 1915 году на всеобщее обучение перешли в 51 уезде России. В период правления Николая II Россия, будучи крестьянской страной, входила в пятерку наиболее развитых промышленных стран. Она имела устойчивый годовой бюджет. В стране были самые низкие налоги в мире и самые низкие цены на товары первой необходимости. Примерно вдвое увеличились крестьянские взносы в сберегательные кассы. В эпоху императора Николая II в России появились: первая кинохроника, первый трамвай, первый самолет, первый автомобиль, первая гидроэлектростанция, первый электроплуг, первая подводная лодка. Служба монархической государственности была для царя смыслом и целью жизни. Государь непрестанно трудился на благо Отечества. Неслучайны слова, которые он велел передать через С.Ю. Витте русским промышленникам: «Господа! Государя Императора не интересуют ваши прибыли. Его интересует благо всей Российской державы».

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/26/...

Белякова - Белякова Е. В. “Афонские традиции в русских скитах XVII в.”,//“Патриарх Никон и его время: Сборник научных трудов”, М., 2004г., Труды ГИМ, вып. 139, стр. 341-347. Бондарев - Бондарев В. “Верен до смерти. Подвиг святителя Павла Коломенского”,//“Церковь”, вып. 4-5, 2002г., стр. 47-49. Булычев - Булычев А. А. “О публикации постановлений церковного собора 1620г. в мирском и иноческом «Требниках» (М. 1639)”,//“Герменевтика древнерусской литературы (сборник 2, XVI-haчaлo XVIII вв.)”, М., 1989г., стр. 35-62. Виноградский - Виноградский Н. “Церковный собор в Москве 1682г.: Опыт историко-критического исследования”, Смоленск, 1899г. Вознесенский – Вознесенский А. В. Сведения и заметки о кириллических печатных книгах. 8. Как у нас правились печатные книги: О кавычном экземпляре Псалтири (М. I. 1978)//ТОДЛ. 2003. LIV. Гиббенет - Гиббенет Н. “Историческое исследование дела патриарха Никона”, 2 т., Спб, 1882-1884гг. Голубинский - Голубинский Е. “История канонизации святых в Русской Церкви”, М., 1903г. Горский, Невоструев - [Горский А. В. прот., Невоструев К. И.] “Описание славянских рукописей Московской Синодальной Библиотеки”, отдел третий, книги богослужебные, ч. 1, М. 1869г. Дело - “Дело о патриархе Никоне”, Спб, 1897г. Дмитриевский I - Дмитриевский А. А. “Рецензия на сочинение проф. И. Мансветова “Церковный устав” //ХЧ, 1888г., 9 - 10. Дмитриевский II - Дмитриевский А. А. “Митра. Историко-археологический очерк”,//“Московские епарихальные ведомости”, 4—5, 2003 г. (1-ое изд. - “Руководство для сельских пастырей”, Киев, 1903, 11; я пользовался электронной копией статьи с сайта http://www.liturgica.ru/). Зернова - Зернова А. С. “Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVIIbb.” Сводный каталог. М. 1958г. Знаменский - Знаменский П. В. “Приходское духовенство на Руси. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра.”, СПб., 2003г. Исправление - [Строев П. М.] “Исправление богослужебных книг при патриархе Филарете”,//ПС, 1862г., август (стр. 361-405), сентябрь (стр. 32-86).

http://bogoslov.ru/article/376316

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010