В 1897г. А.А. Васильев командируется за границу для научных занятий. Согласно плану командировки, А.А. Васильев первый год должен был провести в Западной Европе, а два следующих – в Стамбуле, в РАИК. А.А. Васильев прекрасно распорядился предоставленной ему возможностью, много и плодотворно потрудился для усовершенствования своих знаний и установления контактов с западными учеными. Первый год своей командировки он провел в Париже, Лондоне и Вене. В Париже А.А. Васильев занимался арабским и турецким языками в Ecole des langues orientales vivantes у Дарамбура; эфиопским языком у Алеви в Сорбонне. Преподаватель турецкого языка, по словам А.А. Васильева, за четыре месяца дал своим слушателям возможность в простой, общедоступной форме усвоить то, на что обычно уходит год с. 115]. Позже, близко столкнувшись с турецким языком в Константинополе на практике, он не раз с благодарностью вспоминал своего первого учителя. Знание арабского языка помогло А. Васильеву в занятиях историей взаимоотношений Византии с арабским халифатом. В библиотеках Западной Европы он собрал обширный материал для магистерской диссертации по истории политических отношений Византии и арабов за время Аморийской династии. Работа над диссертацией продвигалась быстро, и к декабрю 1898г. она была готова и представлена на оценку историко-филологического факультета Петербургского университета. Диссертация была опубликована на страницах «Записок» историко-филологического факультета Устроив свои дела в Петербурге, А.А. Васильев в январе 1899 г. направился в Константинополь для практического ознакомления с Востоком. Он надеялся продолжить в стенах РАИК и свои занятия историей взаимоотношений Византии с арабским миром. Русский археологический институт в Константинополе, основанный в 1894 г., был в то время молодым учреждением. Его создание было вызвано целым рядом причин как научного, так и политического характера. В конце XIX в. в России появились необходимые условия для успешного развития византиноведения: сформировалась самостоятельная русская школа, во главе которой стоял учитель А.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Аминь» (31 дек. 1897г.). Тяжесть в храме    1 марта. Чистый понедельник. Имел множество бесед с русскими католиками. Думаю, что они говорят то, что им внушили. Русский — откровенен. А потому их беседы, полагаю, характерны. И так как мы поднимали все принципиальные вопросы, то об этом запишу в особую тетрадь (см. «Богословие католиков»). Запишу другое...    С час тому назад я возвратился из греческой церкви с повечерия. Странное дело: почти я ничего не понимал в службе. Но на душе спокойно, хорошо было; в церкви же католической, — когда бываю я там, — мне приходится всегда принуждать себя и молиться, и чувствовать себя хотя бы покойно. И это даётся с трудом: обычно же какая-то тяжесть на душе. А ведь я не только не настраиваю себя на критику или вражду; а, наоборот, ломаю себя в лучшую сторону, в сторону оправдания католичества, желания как-либо сблизить его со своей мыслью. И всё же мучительно! И лишь иногда, — особенно когда остаюсь один, — постепенно вхожу в мирную молитву.    Что это значит? Привычка ли? Предубеждение ли лишь одно? Или здесь — какие-либо более глубокие таинственные причины? А, может быть, воистину в католичестве уже нет подлинной благодати? Или мне, как епископу Православной Церкви, не должно быть таким мягким и податливым; наоборот, я должен защищать резче, определеннее святое истинное православие? Или до соборного решения вопроса о взаимоотношении Церквей нельзя входить во внутреннее общение в молитве. Не знаю... Но только трудно на душе в храме их. А у греков — мирно.    ...Сию минуту входил ко мне настоятель. Я ему сказал, что был у греков в храме.    — Хорошо молятся! И священники, и народ хорошо молятся: искренно, сердечно, просто, смиренно, — сказал ему я.    Он замахал головой, улыбаясь хорошо, и сказал:    — Да, да! Когда люди молятся, всегда и везде это хорошо.    ...И должен сказать я, что это было искренно и добросердечно.    «Хорошо у него на душе. Хороший и он!» — подумал я невольно.    И опять спрашиваешь себя: что же значит моё томление в их храме?    Не говорю уже о том, что он заботится о моём столе, беспокоится, хочет сделать хорошее...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4091...

240 Собрание сочинений К. Д. Кавелина, т. I, Спб., 1897г. Взгляд на юридический быт древней России, стр. 15. 241 De l " influence du Christianisme sur le droit civil des Romains Par M Troplong. Président du Sénat. Membre de l " institut Paris Partie I Chap V, стр. 168. 246 Курс государственной науки Часть II, Социология. Москва, 1896 г. Книга IV, гл I, стр. 228. В дополнение к этому современным общественным деятелям очень полезно всегда иметь в виду и другие соображения о значении религии, высказываемая таким серьёзным учёным и очень образованным человеком, каким был Б.Н. Чичерин. «Рассматривая религию в её совокупности, пишет Чичерин, мы должны прежде всего признать, что она отвечает коренным потребностям человеческой души. Всеобщность этого явления, всеохватывающая мощь религиозных движений, их влиянию на судьбы человечества, показывают, что религия есть духовная сила, коренящаяся в глубочайших основах человеческого существа. И это влияние не ограничивается высшими слоями, непричастными образованию. Оно охватывает и просвещённые классы. Оно покоряет самые сильные умы. Христианство явилось среди высокой культуры греко-римского мира, когда человеческий ум во всех отраслях проявлял свою пытливую деятельность, когда искусство стояло на недосягаемой доселе степени совершенства. когда процветали философские школы самых разнообразных направлений, от высокого идеализма Платона и Аристотеля до чистого материализма Епикурейцева. И не только униженные и угнетённые массы жадно воспринимали слово обетования: ему смиренно внимали самые гордые цари; ему подчинялись величайшие умы, изведавшие всю глубину знания и мысли, как, например, Бл. Августин. И в новое время глубочайшие мыслители, гении, двигавшее науку и раскрывавшие всеобъемлющие законы природы, как Паскаль, Ньютон, Лейбинц, Шеллинг, были вместе и глубоко религиозные люди. Отец эмпирической философии нового времени, Бэкон, говорил, что немного философии отвращает от религии, а более основательная философия возвращает к религии. При таких фактах, замечает Чичерин, видеть в религии лишь плод невежества или отживший предрассудок можно только при крайне поверхностном взгляде на вещи». (Курс государственной науки, часть II, книга IV, гл. I, стр. 223–229, Москва 1896 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О личности составителей безымянных псалмов нельзя сказать ничего определенного. Сокрытое промыслом Божиим и Церковью не будем любопытно открывать… Общий вывод из обозрения происхождения псалмов должен быть тот, что с Моисея до Ездры и Неемии все они произошли. Мы изложили сведения о происхождении псалмов, руководясь выводами современной западной ортодоксальной богословской литературы и русской библиологической литературы, разделяющей взгляды последней. Но в западной литературе с давнего и до последнего времени существовали и существуют и иные взгляды, с которыми считается современая западная и русская литература, в большей или меньшей подробности, смотря по взгляду авторов. Мы разумеем предположение о происхождении псалмов в эпоху Маккавеев. Так, Кальвин, Рудингер, позднее Бенгель (1809г.), Бертольд (Einl. 1812–1819г.), приписывали некоторые псалмы Маккавейской эпохе. Гитциг (Begriff der Kritik d. Psalmen. 1831г.) все псалмы третьей, четвертой и пятой (с 72–150пс.) частей приписывал Маккавейской эпохе. Ольсгаузен (Die Psalmen. 1853г.) и Рейс (Geschichte d. A.T. 1881г.) едва не все псалмы отнесли к той же эпохе. Чейн 26 псалмов отнес к той же эпохе. И католические ученые не устояли против этого предположения, хотя и в более ограниченном виде. Патрици (Cento Salmi. 1875г.) приписал эпохе Антиоха Епифана 43,73,78 и 93 псалмы; Пальмиери (De veritate libri Iudith. 1886г.) приписал Маккавейской эпохе один лишь 73 псалом (по евр. 74). Но в параллель вышеупомянутому мнению развивалось и противное мнение: об отсутствии в Псалтири псалмов Маккавейской эпохи. Его разделяли Гезениус, Эвальд, Дильман, Блеек, Эрт и др. нужно заметить, что и новые ученые протестантские критического направления не разделяют вышеупомянутых крайних взглядов Гитцига и Рейса. Так, Бетген признает 4 псалма (44,74,79,83), «ясно – Маккавейскими»; 4-же (2,110,69,149) «вероятными», и 4 (75,102, 08 и 144) – «возможными» (Die Psalmen. 1897г. 14–24ss.). Баудиссин (Einleitung. 1901г.) приписывает Маккавейской эпохе лишь 44,79,83 и 84 псалмы; Кауч также некоторые псалмы (44,74 и 83 и др.) из разных частей Псалтири приписывает Маккавейской эпохе (Bibelworterb. 1903г. 530s 214 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

2 Известно, что когда Пий VI умер в заточении 28 авг. 1799 года, то не было уже ни папы, ни папского государства, ни даже коллегии кардиналов для составления конклава. В революционных клубах в Париже кощунственно справляли тризну о кончине папства, а с пим и христианства!.. 5 Einleitung in die christkatholische Theologie, von Georg Hermes. I Theil: Philosophische Einleitung, 2 Aufl. Münster 1831. II Theil: Positive Einleitung, Munster 1829. Принятый Гермесом термин Christkatholisch мы переводим термином “Христово-католический ” , а не “Христианско-католический ” (как сделал впоследствии в своей булле папа Пий VII – Christiano-catholicus) потому, что у Гермеса, как и у его последователей, этим термином имелось в виду сопоставить два католицизма – именно католицизм Христа и католицизм Рима. Такое сопоставление для папства, конечно, было совсем неудобным, и потому папа хотел смягчить эту противоположность, переводя термин Гермеса словом Christiano-catholicus. 6 Известный церковный историк Ниппольд ставит Гермеса в этом отношении даже выше Шлейермахера. См. его Geschichte der Neuesten Kirchengeschichte, 3-е изд. Bd. II, стр.636–637. О значении Шлейермахера см. “Христианское Чтение ” 1897г. I, стр.127 и сл. 9 В первом случае оно, по терминологии Гермеса, есть Fürwahrhalten, а во втором Fürwahrhannehmen. См. Einleitung I, стр. 83 и сл. 12 Ср. изложение учения Гермеса в К. Werner, Geschichte der katholischen Theologie, 1866, стр.406 и сл. и Gams, Geschichte der Kirchein XIX Jahrhundert, III, стр.500 и сл. Изложение того и другого страдает явными передержками – в смысле павшего впоследствии папского осуждения на это учение. См.ниже. 13 Все это находит себе буквальное подтверждение в самых сочинениях Гермеса. Так, на стр. 65 своего «Введения» (1 филос. часть) он прямо опровергает мнение тех, которые стараются смотреть на разум как на Erkenntnissprinzip der christlichen Theologie. Таким принципом разум отнюдь не может быть потому, что «Vernunft umöglich die Geschichte einer Thatsache aus sich hervorgeben; und darauf kommt dock alles an, solange nach christlicher Theologie die Frage ist». “Но неужели же разум совсем должен быть исключен из этой области?» – спрашивает Гермес, и решительно отвечает: – Als Erkenntniss-Prinzip durchaus. “Но как принцип познающий, прибавляет он – он занимает высокое место и в сущности есть единственный» (Einleitung I Theil р.65).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/protiv...

Entwickel. der frhesten Geistesleben» I–II Leipz 1897г. Липперт «История культуры» СПб. 1894 год. Дебвер «Первобытные люди» СПб. 1892 Hoerens «Urgeschichte des Menschen nach den heuitigen Stande der Wissenschaft» 1892 г. и т.п. Более мелкую, в особенности же, журнальную литературу см. у Zckler’a, «Ор. cit 147–148 s.» 11 Hartmann «Selbstzersetzung des Chrismenmhums» 3 Aufl. 1888. Hexley «Les sciences naturelles» 389–391 p. Paris 1877. См. Vigouroux «Les livres saints» II, I 279–284 p. Paris 1891. 12 Мензис «История религии. Очерк первобытных верований и характер великих религиозных систем». Перев. с англ. М. Чепинской – 3 стр. СПб. 1897 год 15 Tíele «Geschichte der Religien im Altertum» § 3 Die Entwicklungshypothese – 5, 6 s. Gotha 1895. 16 Такова, напр., полемика Герцога Аржильского с Леббоком: в новейшее время такой контраст представляют сочинения Reville «Les religions des peuples non civilisées» I–II, 1883 г. и Srhneider " a «Die Naturvlker» I–IL 1885–1886. Paderborn und Mnster. Thomas «Les temps primitifs» I, 230 p. К культурно- и религиозно-историческим феноменам, свидетельствующим о сохранении у дикарей более чистых и возвышенных представлений, относятся: 1) существование жертв и молитв, имеющих своей главной целью примирить разгневанное божество с человеком, на что выразительно указывает филология – ξαρσκεσθαι, λσκεσθαι во 2) обряд обрезания, не только бывший в широкой практике древности, но сохранившийся также и теперь у Мадагаскарцев, Кафров, племени Конго, Мексиканцев и т. п. Всего правильней он, на наш взгляд, может быть истолкован лишь, как кровавая жертва, специфический религиозный акт очищения. В 3) сюда же, наконец, относятся, одинаково практикуемые как древними, так и новыми дикарями, разные виды аскетических подвигов, в основании которых лежит неясное этическое ощущение виновности и желание ее загладить. Из них отметим любопытный обычай «кувады» или лежания в постели, на правах больного, отца новорожденного ребенка в течение условного количества времени от 4 –6 недель, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Видим, что угри образуются не иначе, как из тины. Они размножаются не из яйца и не другим каким-либо способом, но из земли получают свое происхождение». Поэтическую теорию происхождения жизни предлагает Кирилл Александрийский , объясняя рассказ книги пророка Ионы о том, что как «ранний» червь подточил растение, под которым Иона укрывался от солнечного зноя. Св. Кирилл говорит: «Червем ранним называют гусеницу, потому что она получает начало своего бытия из росы, падающей пред восходом солнца» (Творения св. Кирилла Александрийского . ч.10, стр. 58, 1897г.). Так смотрели на дело до новых веков. В Новое время вопрос этот связывается с именем врача тосканских герцогов Фердинанда III И Козьмы III Франческо Реди. В 1668г. Реди стал изучать явления зарождения. До его времени всем было известно, что в мясе, по мере того как оно портится, заводятся черви. Реди захотел посмотреть на это мясо повнимательнее, он увидел, что прежде, чем в нем появились черви, его постоянно облепляли мухи и на нем роились. Тогда у него явилась мысль, что черви мяса представляют собой недоразвившихся личинок мух. Он проверил свое предположение опытом: кусок свежего мяса им был положен в стакан, и стакан плотно закрыт бумагой. Мясо стало гнить, но червей в нем не появлялось, между тем кусок мяса, положенный в открытый стакан, через короткое время кишел червями. Реди пошел далее, он заменил бумагу, прикрывавшую мясо, тонкой и редкой тканью, запах мяса стал привлекать мух, они слетались на стакан, клали на ткань яички, но яички вследствие малости отверстий ткани не могли попасть на мясо, и черви появились поверх ткани, между тем как на мясе их по-прежнему не было. Реди тогда объявил, что организмы не происходят сами собою, но от организмов; Реди обвинили в безбожии. Теперь в безбожии обвиняют противников Реди. Но из самой истории вопроса должно было бы научиться, что у нас нет средств связать необходимой связью вопрос о Боге и о самозарождении, и поэтому должна быть представлена полная свобода в его обсуждении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Кроме того, по предложению о. Протопресвитера на братском собрании 19 мая 1898 г. было принято решение из добавочного, за десять лет службы в военном ведомстве, жалованья отчислять 2 % на воспитание и образование сирот – дочерей священно-церковно-служителей. В Духовных академиях сыновья военного духовенства получали образование при значительном пособии из сиротского капитала, назначаемого по усмотрению Духовного правления или же из средств Общества вспомоществования недостаточным студентам С.-Петербургской Духовной академии, председателем которого с 1897г. был о. Желобовский. Будучи с 1891 г. почетным членом училищного совета при Святейшем Синоде, А. А. Желобовский не только способствовал Обществу вспомоществования недостаточным студентам, но и лично назначал стипендии студентам. В память 25, 30, 35 и 40 лет его служения были учреждены стипендии в Белозерском духовном училище, в Новгородской Духовной семинарии, в С.-Петербургской Духовной академии и для воспитания сироты, дочери одного из священно-церковно-служителей военного и морского ведомства, в каком-нибудь из женских духовных училищ. Таким образом, став Протопресвитером военного и морского духовенства, Желобовский смог организовать ведомственные благотворительные учреждения таким образом, что они в значительной степени существовали как самостоятельные, финансируемые за счет собственных мелких производств и адресных взносов. Вслед за П.Я. Озерцковским он продолжал неустанно заботиться об укреплении кадров военного духовенства за счет высокообразованных молодых людей, в том числе и детей военных священников. В отличие от большинства своих предшественников, Желобовский уделял внимание и дочерям священников, стремясь обеспечить им образование. Вообще, о. Желобовский уделял заботе о детях большое внимание. Еще одно общество, членом которого был о. Протопресвитер, – Общество попечения о бедных и больных детях (общество «Синего креста», «Синий крест») 8 . Оно было образовано в 1882 г. по инициативе А.С. Балицкой и Ф.И. Базилевского, пожертвовавших на открытие общества 1300 руб. Общество специализировалось на помощи детям с ортопедическими заболеваниями и слабыми умственными расстройствами, а также на защите детей «от злоупотреблений со стороны других лиц». В течение 1882 г. были организованы Василеостровские, Московско-Нарвские, Литейно-Рождественские и Коломенско-Адмиралтейские отделения Общества. Основу каждого отделения составляли участковые попечители, которые лично обследовали условия жизни семей, подавших прошение о помощи, и передавали сведения Комитету, который принимал решение о ее формах и размере.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Писание и называл Библию «хлопотницею» (Новиц. Духоб., стр. 242–3). 303 Матфей, по кощунственному выражению духоборцев, «много намотал». Марк – «намарал», а Лука – «лукавил» (Мис. Обоз. 1904г., стр. 370). 307 Правос. Собес. 1859г. ,ч.I, стр. 305–306; Новиц. Духобор., стр. 230–232; В. Терлец. Очер. и исслед., b.I, стр. 35; Бонч-Бруев. Мат., в. II, стр.2. 310 Правос. Собес. 1859г., ч.I, стр. 306–308; Новиц. Духобор., стр. 225–227; Тит. Сек. Духоб. (Мис. Обоз. 1897 г., июнь, I, стр. 504). 312 Прав. Собес. 1859г., ч.I, стр. 306; Новиц. Духобор., стр. 219–250; Тит. Сек. духоб. (Мис.Обоз. 1897г., июнь, кн. I, стр. 503–504). 314 Правос. Собес. 1859г., ч.I, стр. 310–312; Новиц. Духоб, стр. 262–265; прот. Т. Буткев. Обз. рус. сек., стр. 256–259; В. Терл. Сек. духоб. (у М. Кальн., Рус. сек., стр. 22–23). 315 Из праздничных дней особенным уважением духоборцев пользуются: Пасха, 50-ца, Ильин день, 3 Спаса, Успение Божией Матери; чтут также Покров Божией Матери, Рождество Христово и Крещение Господне (Прав. Соб. 1859г., ч.I, стр. 315–316; Новиц., стр. 254–255; Отеч. Зап. 1867г., т. 173, стр. 93–94). 316 Прав. Собес. 1859г., ч.I, стр. 313–315; Новиц. Духобор., стр. 256–257; В. Терлец. Очер. и исслед., b.I, стр. 35–36. 317 М. Каменев. Духоборч. света (Мис. Обоз., 1904г., стр. 491). По словам Бонч-Бруевича, Начатки на молениях читаются в том только исключительном случае, когда желающий прочесть какой-либо псалом, входящий в состав их, заявит, что он его забыл и желает «подтвердить» (Б.-Бруев. Матер., в. II, стр.4) 318 Новиц. Духобор., стр. 236–237; Ливан. Раск. и острож., т. I, стр. 355, т. II, стр. 91–92; Терлец. Оч. И иссл., в. I, стр. 37. 319 Прав. Собес. 1859г., ч.I, стр. 317–318; Новиц. Духобор., стр. 261; прот. Т. Буткев. Обз. рус. сек., стр. 259–260. 325 Положением комитета министров от 27 января и 1 сентября 1814г., высочайше утвержденным 8 июля 1819г., молокане лишены были права выбора в общественные должности (Собр. пост. по части раск. Лондон, 1863г., стр. 42). 330 Подроб.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

а) ссыльно-каторжные – по истечении сроков, указанных в п.1 ст.182 Уст.о Ссыльн., изд. 1909г., т.е. ссыльно-каторжные первого разряда – чрез три года, второго – чрез два года и третьего – чрез один год после поступления в отряд исправляющихся (T.XIV, Уст.о Ссыльн., изд. 1909г., ст.181); б) ссыльно-поселенцы – по истечении двух лет со дня вступления в законную силу судебного о них приговора (та же ст.). 90 . Просьбы сих лиц (поименованных в предшествующем параграфе) подаются в подлежащую по месту совершения брака Духовную Консисторию (T.XIV, Уст.о Ссыльн., изд. 1909г., ст.181). 91 . Просьба сосланного о расторжении брака приносится им чрез Полицейское Управление, в ведении коего он состоит. К просьбе прилагается засвидетельствованная копия со статейного о сосланном списка с отметкою о том, что супруг сосланного не пожелал следовать за ним в место ссылки (T.XIV, Уст.О Ссыльн., изд. 1909г., ст.181). Примечание: Относительно оплаты прошения и приложений к нему гербовым сбором см. прим. 1-е к § 15 и § 17 и примеч.к нему. 92 . Духовная Консистория, постановив по просьбе сосланного решение о расторжении брака, уведомляет о сем Губернское Правление, в ведении коего состоит сосланный, для объявления последнему и для подлежащей отметки в статейном его списке; объявляет также установленным порядком о расторжении брака супругу, не последовавшему за осужденным в место ссылки, и делает распоряжение об учинении соответственных отметок в церковных книгах и в гражданских документах сего супруга (T.XIV, Уст.о Ссыльн., изд. 1909г., ст.181). 93 . О решении своем о расторжении брака епархиальное начальство обязано донести Святейшему Синод к сведению (та же статья и T.XVI, изд. 1892г., ч.II, Зак. Суд. Гражд., ст.449 и Уст.Дух. Конс. ст.229). Примечание: Цирк. указом Св. Синода от 31 Мая 1897г. 6 епархиальным начальствам предоставлено о всех своих решениях о расторжении брака по делам сего рода доносить не отдельною бумагою по каждому делу, а однажды – за каждые истекший год, к 1 Марта следующего года, в виде особой ведомости с точным указанием имени, отчества, фамилии, звания или состояния супругов, коих брак расторгнут, времени решения и законных основаниях последнего. II. О разводе по просьбе невиновного супруга

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010