Там же. С. 60. Там же. С. 63. Там же. С. 62. Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Симфония… С. 604. Горький М. О литературе. М., 1955. С. 159. Там же. С. 70. (Добротолюбие. Т.2. М., 1895. С. 614.) Горький М. Т.23. С. 343–344. Добротолюбие. Т.5. С. 615–616. Там же. Кн.1. С. 186. Ильин И.А . Т.6. Кн.1. С. 223. Литературное наследство. Т.84. Иван Бунин. Кн.2. М., 1973. С. 263. Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1994. С. 347. Там же. С. 346. Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Вып.2. Петрозаводск, 1998. С. 512–513. Христианство и русская литература. Сб.2. СПб., 1996. С. 344. Там же. С. 348. Ильин И.А . Т.6. Кн.1. С. 237–238. Там же. С. 219. Там же. С. 220. Там же. С. 260–261. Литературное наследство. Т.84. Кн.1. М., 1973. С. 182–183. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. М., 1989. С. 116. Ильин И.А . Т.6. Кн.1. С. 215. Линков В.Я. Цит. соч. С. 122. Там же. С. 155. Там же. С. 101. Ильин И.А . Т.6. Кн.1. С. 269. Линков В.Я. Цит. соч. С. 105. Там же. С. 143. Там же. С. 141. Ильин И.А . Т.6. Кн.1. С. 232. Литературное наследство. Т.84. Кн.2. М., 1973. С. 264. Там же. Кн.1. С. 183. Там же. С. 183. Там же. С. 187–188. Ильин И.А . Т.6. Кн.1. С. 266–267. Линков В.Я. Цит. соч. С. 127. Литературное наследство. Т.84. Кн.2. С. 262. Там же. С. 258. Ильин И.А . Т.6. Кн.1. С. 252. Литературное наследство. Т.84. Кн.2. С. 271. Ильин И.А . Т.6. Кн.1. С. 263–265. Дневник писателя. Мифы. Март-апрель 1996. М., 1996. С. 8. Там же. С. 4. Литературное наследство. Т.84. Кн.2. С. 265. Линков В.Я. Цит. соч. С. 164. Литературное наследство. Т.84. Кн.2. С. 255. Шмелёв И.С . Мой Марс. М., 1990. С. 3–4. Наш журнал. 1911. С. 7. Пришвин М.М . Собр.соч. в 6ти тт. Т.4. М., 1957. С. 12. Ежемесячный журнал. 1915. С. 156. Рукописный отдел РГБ. Ф.9, карт.1, ед. хр.119. РГАЛИ. Ф.66, оп.1, ед. хр.10044 (1), лл.23–24. Русская литература. 1973. С. 133. Куприн А.И. Собр. соч. в 9ти тт. Т.4. М., 1964. С. 471. Шмелёв И.С . К светлой цели. М.-Пг., 1923. С. 15.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

05(18)01.1931 ВЫБОРГСКАЯ 03.05.1887 24.10.1892 в/у САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 07.09.1892 18.10.1892 в/у ФИНЛЯНДСКАЯ 07.09.1892 24.10.1892 ФИНЛЯНДСКАЯ 24.10.1892 25.12.1899 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 25.12.1898 02.11.1912 Антоний Вакарик СМОЛЕНСКАЯ 30.01(12.02)1965 24.09(07.10)1967 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 24.09(07.10)1967 18.04(01.05)1973 в/у ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 18(31)05.1973 ЧЕРНИГОВСКАЯ 18(31)05.1973 02(15)07.2003 в/у СУМСКАЯ 18(31)05.1973 23.06(06.07)1989 Антоний Варжанский ВИЛЬНЮССКАЯ 12(25)08.1963 05(18)05.1971 Антоний Васильев КАНАДСКАЯ 23.10(05.11)1947(?) САН-ФРАНЦИССКАЯ 11(24)06.1952 Антоний Винницкий (Витицкий) в/у ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ 27.06.1662 ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ 27.06.1662 в/у КИЕВСКАЯ Антоний Георгадзе ГОРИЙСКАЯ 15.01.1912 12.03.1917 Антоний Герасимов-Зыбелин (Забелин?) АРХАНГЕЛЬСКАЯ 10.10.1770 09.07.1773 НИЖЕГОРОДСКАЯ 09.07.1773 25.04.1782 КАЗАНСКАЯ 25.04.1782 05.03.1785 Антоний Гончаревский БОГОДУХОВСКАЯ, обн. 16(29)10.1926 05.1927 в/у ХАРЬКОВСКАЯ, обн. ЧЕРНИГОВСКАЯ, обн. 05.1927 27.11(10.12)1935 Антоний Грек ЧЕРНИГОВСКАЯ Антоний, кн. Дадиани ХОНСКАЯ 30.08.1814 16.07.1822 Антоний, кн. Дадиани II МИНГРЕЛЬСКАЯ 14.02.1843 09.12.1852 Антоний Демянский ТИХВИНСКАЯ Антоний Завгородний в/у СТАВРОПОЛЬСКАЯ 12(25)07.1975 21.07(03.08)1975 СТАВРОПОЛЬСКАЯ 21.07(03.08)1975 21.11(04.12)1989 в/у ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ 16(29)01.1980 11(24)04.1980 Антоний Знаменский СТАРОРУССКАЯ 09.10.1799 05.07.1802 ВОЛОГОДСКАЯ 05.07.1802 13.02.1803 ТОБОЛЬСКАЯ 13.02.1803 25.05.1806 ЯРОСЛАВСКАЯ 25.05.1806 12.07.1820 Антоний Зубко БРЕСТСКАЯ 06.03.1839 28.01.1840 МИНСКАЯ 28.01.1840 01.03.1848 Антоний Илляшкевич ВЯТСКАЯ 25.05.1748 16.11.1755 Антоний Каржавин ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 14.09.1895 04.10.1897 ТОБОЛЬСКАЯ 04.10.1897 29.01.1910 Антоний Карсавин ТВЕРСКАЯ 29.01.1910 16.03.1914 Антоний, царевич Карталинский, б. Католикос ВЛАДИМИРСКАЯ (и Яропольская) 23.11.1757 16.12.1762 Антоний Кротевич ЖИТОМИРСКАЯ 01(14)08.1944 КОСТРОМСКАЯ 03(16)11.1953 в/у ЯРОСЛАВСКАЯ ТУЛЬСКАЯ 27.01(09.02)1954 03(16)03.1961 в/у РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ 09.1958 11.1958 МИНСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

555 Полезным в этом отношении изданием может служить Ιeronumou Kotsone. The Place of the Laity (на греч. яз.) (Athens, n. p., 1956). Интерес представляет критика православной позиции в Kraemer Н. A Theology of the Laity (London: Lutterworth Press, 1958), p. 96–98. 556 Пример такой оппозиции не к кому бы то ни было, а к Архиепископу Греческой Православной Церкви Америки, появился в эпилоге к памфлету под названием: «The Reply of the Orthodox Churches to Roman Catholic Overtures on Reunion: Being the Answer of the Great Church of Constantinople to a Papal Encyclical on Reunion» (1-е изд. – 1895 год, переизд. с эпилогом Хризостомоса Стратмана – в 1973 году). 560 Краткое обсуждение темы апостольской преемственности имеется у Meyendorff J. The Orthodox Concept of the Church, p. 62–68. Чтобы понять разницу между православной и католической позициями, см.: Meyendorff J. et al. The Primacy of Peter (London: Faith Press, 1963). По вопросу об апостольстве с точки зрения Восточной Церкви обращаться к Dvornik F. The Idea of Apostolicity in Buzantium and the Legend of the Apostle Andrew (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1958). 561 Еще один источник, разъясняющий православную концепцию Церкви: Alivisatos Н. The Holy Greek Orthodox Church, p. 41–53; Schmemann A. Freedom in the Church – в сборнике избранных статей: Church, World, Mission (Crestwood, N. Y.: St. Vladimir’s Seminary Press, 1979), p. 179–191. Имеется еще ряд статей в фундаментальном томе, изд. Philippou A. J. The Orthodox Ethos (Oxford: Holywell Press, 1964). Особую ценность представляют статьи Philippou, Nissiotis, Ware. 562 См.: Constantin G. Patelos, ed. The Orthodox Church in the Ecumenical Movement (Geneva: World Council of Churches, 1978). 563 Статьи православных богословов, которые появлялись в «The Ecumenical Review», включают: Agourides S. The God of the Ecumenical Movement, 25 (1973), p. 266–269; Bria I. Living in the One Tradition: An Orthodox Contribution to the Question of Unity, 26 (1974), p. 224–233; Clement O. Athenagoras I. Orthodoxy in the Service of Unity, 25 (1973), p. 310–328; Khodre G. Christianity in a Pluralistic World//The Economy of the Holy Spirit, 23 (1971), p. 118–128; Meyendorff J. Unity of the Church//Unity of Mankind, 24 (1972), p. 30–46 (на эту статью появились две ответные: одна принадлежит Jose Miguez Bonino, вторая – John Gatu); Metropolitan Nicodim. The Russian Orthodox Church and the Ecumenical Movement, 21 (1969), p. 116–129; Staniloae D. Jesus Christ: Incarnate Logos of God, Source of Freedom and Unity, 26 (1974), p. 403–412; Timiadis A. Disregarded Causes of Disunity, 21 (1969), p. 299–309; Yannoulatos A. Towards World Community, 26 (1974), p. 619–636.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

Gildas. De Excidio Brittaniae. Vol. 1 – 2/Ed. and tr. H. Williams. London, 1899- 1901. Gildas. The Ruin of Britain/Ed. and tr. M. Winterbottom. Chichester, 1978. Eddius. Vita Vilfridi/Ed. B. Colgrave. Cambridge, 1927. English Historical documents. Vol. 1 (500-1042)/Ed. D. Whitelock. London, 1955. Gregorius Magnus. Opera//Migne J. Patrologia Latina. Vol. LXVII-LXXVI. Paris, 1839-1842. Le Liber Pontificalls. Vol. 1 – 2/Ed. L. Duchesne. Paris, 1886-1892. Marcelinus Comes. Chronicon/Ed. T. Mommsen. MGH, Auct. Ant., XI. Р. 39-108. Monumenta Historiae Britannica/Ed. H. Petrie. London, 1848. Nennius. British History and the Welsh annals/Tr. J. Morris. Chichester, 1980. Paulus Orosius. Historiarum adversus paganos libri VII/Ed. С. Zangemeister. Leipzig, 1889. Paulus Orosius. Historia/Tr. R. J. Deferrary. Washington, 1964. Pliny. Naturalis Historiae Libri XXXVII. Bd. 1 – 6/Ed. C. Mayhoff. Leipzig, 1875 -1906. Prosper. Epitoma Chronicon/Ed. T. Mommsen. MGH, Auct. Ant., IX. Р. 385-485. Six Old English Chroniclers/Ed. J. A. Gyles. London, 1891. Solinus. Polyhistor/Ed. T. Mommsen. Berlin, 1895. Sulpitius Severus. Historia Sacra/Ed. C. Halm. Vienna, 1866. Two Lives of St. Cuthbert/Ed. B. Colgrave. Cambridge, 1940. Two of the Saxon Chronicles Parallel/Ed. C. Plummer. Oxford, 1892. Vita Fursei/Ed. B. Krusch. MGH, SRM, IV Р. 423-440. Vita Germani/Ed. W. Levison. MGH, SRM, VII. Р. 225-283. III. Литература. Глебов А. Г. Англия в раннее Средневековье. Воронеж, 1998. Корсунский А. Р. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе. М., 1973. Мельникова Е. А. Меч и лира. Англосаксонское общество в истории и эпосе. М., 1987. Савело К. Ф. Раннефеодальная Англия. Л., 1977. Штокмар В. В. История Англии в Средние века. Л., 1973. Alcock L. Arthur’s Britain. London, 1973. Anderson G. K. The Literature of Anglo-Saxons. Princeton, 1966. An Anglo-Saxon Dictionary/Ed. T. N. Toller. London, 1898. The Anglo-Saxons/Ed. J. Campbell. London, 1982. Bolton W. F. History of Anglo-Latin Literature. Vol. 1. Princeton, 1967.

http://sedmitza.ru/lib/text/440937/

Paulus Orosius. Historia/Tr. R. J. Deferrary. Washington, 1964. Pliny. Naturalis Historiae Libri XXXVII. Bd. 1 — 6/Ed. C. Mayhoff. Leipzig, 1875–1906. Prosper. Epitoma Chronicon/Ed. T. Mommsen. MGH, Auct. Ant., IX. Р. 385–485. Six Old English Chroniclers/Ed. J. A. Gyles. London, 1891. Solinus. Polyhistor/Ed. T. Mommsen. Berlin, 1895. Sulpitius Severus. Historia Sacra/Ed. C. Halm. Vienna, 1866. Two Lives of St. Cuthbert/Ed. B. Colgrave. Cambridge, 1940. Two of the Saxon Chronicles Parallel/Ed. C. Plummer. Oxford, 1892. Vita Fursei/Ed. B. Krusch. MGH, SRM, IV Р. 423–440. Vita Germani/Ed. W. Levison. MGH, SRM, VII. Р. 225–283. III. Лumepamypa. Глебов А. Г. Англия в раннее Средневековье. Воронеж, 1998. Корсунский А. Р. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе. М., 1973. Мельникова Е. А. Меч и лира. Англосаксонское общество в истории и эпосе. М., 1987. Савело К. Ф. Раннефеодальная Англия. Л., 1977. Штокмар В. В. История Англии в Средние века. Л., 1973. Alcock L. Arthur’s Britain. London, 1973. Anderson G. K. The Literature of Anglo–Saxons. Princeton, 1966. An Anglo–Saxon Dictionary/Ed. T. N. Toller. London, 1898. The Anglo–Saxons/Ed. J. Campbell. London, 1982. Bolton W. F. History of Anglo–Latin Literature. Vol. 1. Princeton, 1967. Brown P. The Cult of the Saints. London, 1981. Famulus Christi/Ed. G. Bonner. London, 1976. Farmer D. H. The Oxford Dictionary of Saints. Oxford, 1987. Hunter Blair P. The Age of Bede. Oxford, 1970. Hunter Blair P. Venerabilis Bede. Durham, 1979. Jones C. W. Saints’ Lives and Chronicles in Early England. N.Y., 1947. Kirby D. P. St Wilfrid at Hexham. Newcastle, 1974. Laing L., Laing J. Anglo–Saxon England. London, 1979. Levison W. England and the Continent in the Eighth Century. Oxford, 1956. Mayr–Harting H. The Coming of Christianity to Anglo–Saxon England. Oxford, 1990. Meyvaert P. Bede and Gregory the Great. Jarrow, 1964. Morris J. The Age of Arthur. London, 1986. O’Sullivan T. The De Excidio of Gildas. Leiden, 1978. Page R. I. Life in Anglo–Saxon England. Batsford, 1970.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

II: Митрополит Макарии как полемист против раскола старообрядчества. III: Митрополит Макарии как эксперт по делам раскола. – 1901.– 129с. 566 . Извеков Н. Д. Некоторые черты деятельности митрополита Макария по управлению Литовской епархиею. – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, – 24 с. 567 . Кипарисов В.Ф. Митрополит Московский Макарии (Булгаков) как проповедник. – Сергиев Посад: Тип. Снегиревой, 1893. – 229 с. 568 . Лебедев Н.А. Макарии, бывший митрополит Московский: Биогр. очерк. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб., 1882. – 41 с. 569 . Митрополит Макарии (Булгаков) и академик Е.Е. Голубинский : (Из истории русской церковно-исторической науки)/А. П.//Журнал Моск. Патриархии. – 1973. – 6. – С. 66–78. 570 . Памяти в Бозе почившего высокопреосвященнейшего Макария, митрополита Московского и Коломенского: [Некролог и речи]. – М.: Унив. тип., 1882. – 28 с. – Из: Правосл. обозрение. 571 . Смирнов С. И. Кончина и погребение высокопреосвященнейшего Макария, митрополита Московского и Коломенского. – М.: Тип. Лаврова, 1882. – 45 с. 572 . Титов Ф. И. Макарии (Булгаков) , архиепископ Харьковский и Ахтырский (1859–1868): С кратким очерком всей жизни митр. Макария: Ист.-биогр. очерк. – Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1897. – II, XIV, 292 с., 1 л. портр. 573 . Титов Ф. И. Макарии (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский: Ист.-биогр. очерк. – Киев: Тип. Корчак-Новицко-го. 1895. Т. 1: Годы детства, образования и духовно-училищной службы митрополита Макария (1816–1857). – 1895. – 475 с. разд. паг., 1 л. портр. – Из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1895. Т. 2: Тамбовский и Харьковский периоды жизни и деятельности митрополита Макария (1857–1868). – Киев: Тип. Горбунова, 1903. – 390 с. разд. паг. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. Т. 3: Литовский период в жизни митрополита Макария (1868– 1879). 1-я пол. т.: Епархиальная деятельность митрополита Макария в Литве и приложения. – Киев: Тип. Барского, 1915. – 172. CCXXXV1I с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. Николаевский Павел Федорович (1841–1899)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

32 . Polites L. γιορειτικ νλεκτα//Hell 1958–1959. 16. 126–136. 33 . Polites L. Κατλογος λειτουργικν εληταρων τς ερ ς μονς Βατοπεδου//Maked 1955–60. 4. 403–408. 34 . Polites L., Manousakas Μ. Χειργραφα Πρωττου//Hell 1970. 23. 11–37. 35 . Polites L., Manousakas Μ. Συμπληρωματικο κατλογοι χειρογρφων γου ρους. Θεσσαλονκη 1973. (Hell/ Παρρτημα 24). 36 . Richard Μ. Rapport sur la Quatrieme mission d’études en Grèce (9 mai – 9 août 1957). I//Bull. d’information de l’lnstitut de Recherche et d’Histoire des Textes. 1957. 6. 49–65. 37 . Rudberg Stig Y. Les manuscrits à contenu profane du Mont-Athos//Eranos. 1956. 54:1/4. 174–185. 38 . Serruys D. Souscriptions et signatures dans les manuscrits des X е -XIII е siècles conservés au monastère de Vatopédi (Athos), avec facsimilés//Revue des bibliothèques. 1904. 14. 63. 39 . Spyridon Lavriotis. γιορειτικ κ. το κωδ. Μ 105 σελ. 39–42//GP 1925. 9. 145–158. 40 . Schlütterer R. [Рец.:] Les manuscrits de musique byzantine. Mont Athos. Catalogue descriptif par Stathis Gr.//BZ 1978. 71. 81. 41 . Tarnanidis I. C. The Slavonic manuscripts discovered in 1975 at St Catherine’s Monastery on Mount Athos. Birnbaum H.//Welt der Slaven. 1989. 34:1. 173. 42 . The Greek manuscripts at Mount Athos//Athenaeum. 1895 (Aug.). 3537(10). 183. 43 . The Greek manuscripts on Mount Athos//Athenaeum. 1901 (Feb.). 3825(16). 204. Акты 44 . Порфирий (Успенский) , архим. Указатель актов, хранящихся в обителях св. горы Афонской/Составлен архим. Порфирием. СПб. 1847. 82. [Отд. оттиск из: ЖМНП 1847. 7, 8]. Kourilas Е. Τ γιορειτικ ρχεα κα κατλογος το Πορφυρου Οσπνσκη//EEBS 1930. 7. 180–222; 1931. 8. 66–109. 45 . Флоринский Т. Д. Афонские акты и фотографические снимки с них в собраниях П. И. Севастьянова: библиографическое разыскание. СПб. 1880. 105. 46 . Фонкич Б. Л. , Каждан А. П. Новое издание актов Лавры и его значение для византиноведения//ВВ 1973. 34. 32–54. 47 . Actes d’Esphigménou/Publiés par le R. P. Petit L. et Regel W.//BB 1906. 12. Приложение 1. Amsterdam 1967. 122. (Actes de l’Athos. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Льюис (1895-1973) (брат К.С. Льюиса; профессиональный военный и историк - любитель): The Splendid Century: Life in the France of Louis XIV («Век роскоши: жизнь Франции во времена Людовика XIV»); Waveland Press, 1953; Brothers and Friends («Братья и друзья», дневники и важный источник об «Инклингах»); HarperCollins, 1982; Уорни, как его обычно называли, был братом, другом и секретарем К.С. Льюиса. Большую часть жизни он был солдатом и дослужился до звания майора. В зрелом возрасте он написал шесть историй о войне и военных персонажах. Он редактировал «Письма К.С. Льюиса». Будучи мальчишками, они вдохновляли друг друга на новые приключения, игры и сочинения. К тому же они друг друга очень поддержали, когда умерла их мать. Джервас Мэтью (1905-1976) (преподаватель Византологии Оксфордского Университета): Byzantine Aesthetics («Византийская эстетика»); HarperCollins, 1963; The Court of Richard II («Суд во времена Ричарда II»); Norton, 1968; Джон Уэйн (1925-1994) (новеллист, поэт, драматург и критик; профессор Поэзии в Оксфордском Университете 1973-1978): Sprightly Running: Part of an Autobiography («Бодро бегущий: часть автобиографии»); St. Martin " s, 1962; включает отзывы о К.С. Льюисе и «Инклингах», а также поэтические и прозаические произведения, критику. Эссе Толкиена, К.С. Льюиса, Барфилда, Сойерса, В.Х. Льюиса и Джерваса, вместе с отзывом о Уильясе К.С. Льюиса, собраны в Essays Presented to Charles Williams («Эссе, посвященные Чарльзу Уильямсу»): Eerdmans, 1947. О большинстве остальных «Инклингов», упомянутых Карпентером. написано мало, из них, пожалуй, только Дайсон и Хэвэрд заслуживают нашего внимания. Это:  Дж.А.В. Бенетт (1911-1981) преемник Льюиса на должности профессора Английского языка времен Средневековья и Ренессанса в Кэмбридже (1964-1978) Лорд Дэвид Сэсил (1902-1986) профессор Английской литературы в Оксфорде; автор биографий Макса Бибома и лорда Мельбурна. Джим Дандэс-Грант (1896-1985) командующий морской дивизией Оксфордского Университета Х.В.Д. «Нъюго» Дайсон (1896-1975) лектор и старший преподаватель (тьютор) Английского языка в Оксфордском Университете Адам Фокс (1883-1977) профессор Поэзии оксфордского университета (1938-1943); Колин Харди (1906-1998) лектор и старший преподаватель Classic; Оксфордского университета Роберт Е.

http://bogoslov.ru/article/307484

«Флоренского люди знают, собственно говоря, только по одной его книге о Церкви. Но ведь это только самое начало Флоренского и только еще начало познания Церкви. Все, что он говорил (именно больше говорил, а не писал) после этого, то есть в первые годы революции, когда он вел свои беседы по московским церквам с амвона и в аудиториях, – все это носило более глубокий смысл. Именно уже после «Столпа» (который, я знаю, и лично его не удовлетворял) он начал подходить совсем близко к настоящим откровениям о Церкви и мире, иногда, как зарницы, освещавшим тогда наше сознание». Судя по письмам С.И. Фуделя , работа начата весной 1963 г. Краткий ее вариант – статья «Священник Павел Флоренский как учитель церковности» (26 страниц машинописного текста; собрание Д.М. Шаховского) была, как помечено автором на первой странице, передана в редакцию «Журнала Московской Патриархии» 19 мая 1972 г.; не публиковалась. Из черновых записок, сохранившихся в архиве Д.М. Шаховского, видно, что С.И. Фудель , собирая сведения об о. Павле, знакомился с неопубликованными дневниками Татьяны Васильевны Розановой (1895–1975), воспоминаниями Марии Федоровны Мансуровой (f 1973), Марии Владимировны Фаворской (1890– 1959) и вдовы П.А. Флоренского Анны Михайловны (1889–1973). Печатается по машинописному экземпляру из собрания A.A. Бармина, отражающему последнюю авторскую редакцию текста. Опечатки источника исправлены, а случайные пропуски и отсутствующие иноязычные слова восполнены по тексту парижского издания. Выделения в цитатах большей частью принадлежат С.И. Фуделю , который лишь иногда сохранял многочисленные выделения в текстах П.А. Флоренского.> В цитатах из произведений Флоренского сохраняются свойственные автору особенности орфографии. Опущен приведенный С.И. Фуделем в качестве приложения библиографический список произведений о. П. Флоренского , поскольку к настоящему времени опубликованы более полные и точные перечни такого рода (см.: П.А. Флоренский: Pro et contra. C. 806). C. 281. По мере приближения конца истории являются… лучи грядущего дня немеркнущего. – См.: Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 125. Далее в тексте все ссылки на «Столп и утверждение истины» приводятся по этому изданию. Репринты: Флоренский П., свящ. Собр. соч. Т. 4. Paris: YMCA-Press, 1989; Флоренский П.А. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1.4. 1–2 (Приложение к журналу «Вопросы философии»),

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

XX в. связан также с открытиями в области старинных, прежде всего средневековых, музыки и текстов. Напр., мн. авторы писали концертные произведения, вдохновляясь фигурой католич. св. Франциска Ассизского и текстами, относящимися к францисканскому движению (Марио Кастельнуово-Тедеско (1895-1968), Фердинандо Льюцци (1884-1940), Лодовико Рокка (1895-1986), Бонавентура Сомма (1893-1960) и др.), или текстами, восходящими к старинной народной традиции («Страсти» для хора a cappella Эрманно Вольф-Феррари (1876-1948)). Джан Франческо Малипьеро (1882-1973) сочинил оперу «Святой Франциск Ассизский», вдохновляясь фресками Джотто; григорианское пение использовано композитором как модель муз. языка, простого и необычайно гибкого при соединении со словесным текстом. Др. комплекс приемов в работе с текстом Малипьеро заимствовал у Монтеверди (чье собрание сочинений он издавал), что нашло отражение в свободной декламации «Действа о Тайной вечере и Страстях» (Rappresentazione della Cena e Passione), написанного на текст поэта рубежа XV и XVI вв. Кастеллано да Кастеллани (2 части созданы соответственно в 1927 и 1936). Во 2-й пол. XX в. особый интерес представляют «Три лауды» для голосов и камерного оркестра Луиджи Даллапикколы (1904-1975). Тональная область этого произведения расширена с помощью новых парадигм в области гармонии, не совпадающих полностью с системой додекафонии. Самым известным духовным произведением Даллапикколы является литургическое действо (sacra rappresentazione) «Иов» (1950) - медитация на тему человека, обуреваемого сомнениями, к-рый задается вопросами о смысле жизни и загробном мире. Повествование Историка здесь основано на ритмизованной речитации, поддерживаемой оркестром; муз. язык гл. обр. додекафонический. Глубиной замысла и оригинальной структурой отличаются произведения Марко Энрико Босси: библейская кантата «Песнь Песней» (Canticum canticorum) для сопрано, баритона, хора и оркестра (премьера: Лейпциг, 1900) - масштабное муз. полотно, в котором григорианская мелодия секвенции «Lauda Sion» (Хвали, Сион) периодически повторяется в качестве объединяющего элемента; вокально-симфоническая поэма «Потерянный рай» для солистов, хора и оркестра (премьера: Аугсбург, 1903) на текст поэмы Дж.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010