С. 110). Высокий творческий потенциал и работоспособность, исключительная память в сочетании с блестящей научной интуицией, панорамным историческим мышлением, критическим подходом к анализу источников всех типов, отношение к факту как к данности («культ фактов») позволили молодому ученому стать истинным эрудитом и великим исследователем-новатором. Первые 3 статьи К. были одобрены Буслаевым и изданы в 1866 г. в СбОДИ. С 1869 г. К.- приват-доцент, с 1874 г.- доцент, с 1877 г.- профессор кафедры теории и истории изящных искусств Императорского Новороссийского ун-та в Одессе. При ун-те им был создан первый в России музей античных слепков, предназначенный для учебных целей. В Одессе К. основал рисовальную школу (директор с 1884 по 1888), немало сделал для ее развития. В 1873 г. защитил магист. дис. «Памятник гарпий из Малой Азии и символика греческого искусства» (Од., 1973); в 1877 г.- докт. дис. «История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей» (Од., 1876; во время подготовки диссертации совершил длительную поездку по Европе; защита состоялась в Московском ун-те, основным оппонентом был Буслаев). В 1882 г. за отличие по службе произведен в действительные статские советники. С 1888 г. профессор кафедры теории и истории искусств С.-Петербурского ун-та (до 1897) и Высших жен. курсов; старший хранитель отд-ния средних веков и эпохи Возрождения Эрмитажа (до 1893; впервые составил каталог этого фонда). Являлся членом мн. комиссий, обществ и ассоциаций, ряда академий. Участвовал в работе МАО (1867-1889, с 1899), особенно плодотворно - в деятельности РАО (СПб) (с 1886), являлся штатным сотрудником Имп. Археологической комиссии (с 1876), по заданию к-рой руководил раскопками в Сев. Причерноморье, в т. ч. в Херсонесе. Участвовал в организации Русского археологического ин-та в К-поле (1895), особенно деятельно - Комитета попечительства о русской иконописи (1901), а также в трудах Комитета по созданию Музея изящных искусств (ныне ГМИИ, 1900), в создании экспозиции икон в Русском музее (открыта в 1914), в устройстве иконного зала в ГТГ (1905), в работе Музея изящных искусств, в ряде реставрационных работ и охране памятников средневекового искусства (ц.

http://pravenc.ru/text/кондаков.html

Бахрейнские К. создали в своем гос-ве земледельческо-ремесленную общину с коллективной собственностью. Делами общины руководил совет (аль- " икдания) из 6 старейшин (мн. ч. «садат») и 6 их заместителей (мн. ч. «уазара»). Решения совета принимались на основе консенсуса. В личных хозяйствах общинников и на общественных работах использовалось ок. 30 тыс. рабов, к-рых обычно покупали или захватывали во время набегов на соседние земли. Жители Эль-Ахсы были освобождены от налогов, ростовщичество у них было запрещено. Свободные граждане-К. проходили регулярную военную подготовку и составляли основу армии. В случае необходимости в нее привлекались вспомогательные силы из бедуинов племен банукилаб и бану-укайль, которые постепенно интегрировались в карматское об-во Бахрейна. Социальная система К. Бахрейна служила предметом восхищения видных мусульм. мыслителей Ибн Хаукаля, аль-Мукаддаси и Насира-и-Хусрави (Насир Хосров). Карматское гос-во на о-ве Бахрейн просуществовало до кон. XI в., а влияние К. сохранялось там еще в течение 2 последующих веков. Преследования К. при первых Газневидах (название тюрк. династии происходит от г. Газни) ослабили карматские общины в Ираке и Иране. Сокровенная (батын) доктрина К. в значительной степени аналогична концепциям фатимидских исмаилитов. Степени посвящения в сокровенное знание были установлены да " и Абданом аль-Ахвази, автором многочисленных богословских трудов. К. ввели систему обучения (та " лим), предусматривавшую, в частности, введение в сомнение и умение его побеждать. Богословие К. испытало сильное влияние араб. философской школы «Братья чистоты» (ихван ас-сафа). Лит.: De Goeje M. J. La fin de l " Empire des Carmathes du Bahrain//J. Asiatique. P., 1895. Ser. 9. N 5. P. 5-30; Ivanow W. Ismaili Tradition Concerning the Rise of the Fatimids. L., 1942; Та " рих ахбар аль-карамита/Ред.: С. Заккар. Бейрут, 1971; Ан-Наубахти аль-Хасан ибн Муса. Шиитские секты/Пер. с араб., исслед., коммент.: С. М. Прозоров. М., 1973. (Памятники письменности Востока; 43); Marquet Y. La philosophie des Ihwân al-Safâ " : Nouv. éd. P., 1999.

http://pravenc.ru/text/1681103.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВРАЗИЙСТВО первоначально идейно-мировоззренческое, затем также общественно-политическое движение, в основании к-рого лежала концепция Евразии как самостоятельного «географического и исторического мира» ( Савицкий. 1927), расположенного между Европой и Азией и отличающегося от обеих в геополитическом и культурном плане. Как организованное движение Е. возникло к 1921 г. среди молодых интеллектуалов рус. эмиграции, выдвинувших программу преобразования всей системы культурных и мировоззренческих установок, результатом к-рого должно было стать духовное размежевание с Европой, призванное открыть для России и сопредельных стран, составляющих вместе Евразию, новый, свойственный только им путь духовного и общественно-политического развития. История Е. Впервые идеи Е. как четко выраженного направления мысли прозвучали публично 3 июня 1921 г. на заседании религиозно-философского кружка в Софии в докладах кн. Н. С. Трубецкого (1890-1938) и Г. В. Флоровского (1893-1979). В нач. авг. того же года вышел из печати сборник статей, озаглавленный «Исход к Востоку: Предчувствия и свершения» (Утверждение евразийцев; Кн. 1). По словам одного из авторов сборника, П. Н. Савицкого (1895-1968), статьи евразийского сборника резко отличались от подавляющего большинства совр. им произведений своим жизнеутверждающим тоном: связанные с революцией события в России авторы оценивали как решающий катаклизм всемирной истории, как нечто, открывающее «правду религиозных начал». Основателями движения Е. и авторами сборника выступили 5 молодых рус. эмигрантов: кн. А. А. Ливен (1896-1949), впосл. священник, вдохновивший друзей на издание евразийского сборника, но ничего в нем не опубликовавший, лингвист и философ Н. С. Трубецкой, философ, богослов, историк культуры Г. Флоровский (впосл. священник), музыковед и публицист П. П. Сувчинский (1892-1985), географ и экономист Савицкий. Вскоре к ним присоединились историк лит-ры и лит. критик кн. Д. П. Святополк-Мирский (1890-1939), историк и философ Л. П. Карсавин (1882-1952), историк Г. В. Вернадский (1887-1973), правовед и философ Н. Н. Алексеев (1879-1964). Нек-рое время к евразийскому движению примыкали историк М. В. Шахматов (1888-1943), культуролог П. М. Бицилли (1879-1953) и др.

http://pravenc.ru/text/187285.html

Война для 20-летней Любови Каштановой началась 16 июля 1941 г. Любовь Каштанову зачислили в Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения войск НКВД под командованием комбрига Павла Михайловича Богданова (1901-1973 гг.). Она воевала в полку, где были испанцы, китайцы, японцы. Полком командовал Вячеслав Васильевич Гриднев (1898-1991 гг.). Он занимался организацией и формированием отрядов особого назначения, которые действовали в тылу немецких войск на временно оккупированной противником территории. По воспоминанию Л. Каштановой, к ним в подразделение приезжала легендарный деятель испанского и международного коммунистического движения Долорес Ибаррури (1895-1989 гг.), она выступала перед личным составом бригады. Это происходило в подмосковных Мытищах. Единственный сын Долорес Рубен – 21-летний гвардии капитан Красной армии героически погиб в битве под Сталинградом осенью 1942 года, посмертно награждён орденом Красного Знамени. Ветеран не раз рассказывала молодым ребятам, как в годы войны она с однополчанами постоянно занималась боевой подготовкой. Изучала немецкое оружие, минно-подрывное дело, радиодело, тактику действий небольшими группами, разведку, стреляла из личного оружия, ходила по азимуту днём и ночью, прыгала с парашютом, участвовала в ночных учениях, маршбросках с полной выкладкой. Лейтенанта медицинской службы обучали, как преодолевать водные преграды и как подрывать боевую технику врага. Занятия в поле проводились, как правило, при любой погоде. Этим самым бойцам Отдельной мотострелковой бригады особого назначения прививались необходимые командирские качества и близкие к фронтовым условиям навыки. Большое внимание уделялось политической подготовке личного состава. Каждый из воинов подразделения стремился только к одному – сделать все для Победы. Когда врагу до столицы оставалось менее тридцати километров, личный состав бригады привезли в столицу на Казанский вокзал. Бойцов расположили в Доме Советов. Там службу молодые сестрички несли наравне с мужчинами. Дежурили, ходили в госпитали помогать перевязывать раненых, ночью патрулировали улицы, следили за соблюдением светомаскировки.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/25/k_...

Смотря глубже, нельзя не увидеть, что наш эмигрантский позор, наша грязь и кровь, являются переплеском той крови и грязи, в которой тонет Россия. Иначе и быть не может. Эмиграция жива Россией. Как бы ни был резок наш видимый отрыв от нее, тысячи нитей связывают нас с Россией, не только былой, воображаемой, любимой, но и настоящей, живой, даже ненавидимой. Нам не отгородиться, не уйти от нее. Это не призыв к резиньяции 4 . Ведь и там, в России, идет незримая, глухая борьба за спасение духа. И там происходит внутренняя чистка и разделение. Эмиграция не лучше и не хуже России. Но, более свободные, мы можем производить нашу чистку при свете дня. Не будем же лишать себя этого единственного нашего преимущества. Парижская квартира Федотовых в Париже. Рождество в литературном «Соленом кружке». Писатель Геннадий Озерецковский сидит в центре, как председатель этого кружка 1 . Озерецковский Геннадий Евгеньевич (1895–1977) – штабс-капитан, агроном, литератор, преподаватель, общественный деятель. Окончил историко-филологический факультет С.-Петербургского университета, Павловское военное училище, участвовал в мировой и Гражданской войнах. Эмигрировал в Югославию. В Загребе окончил агрономический факультет. В 1926 переехал во Францию. Защитил докторскую диссертацию по социальным наукам при Русской академической группе в Париже (1931). Профессор. Участник экономических семинаров профессоров А. П. Маркова (1931–1933) и А. Н. Анциферова (1931–1935).Читал курс лекций по аграрному законодательству в Русском коммерческом институте (1930-е). Преподавал русский язык и литературу. Служил агрономом на различных французских предприятиях. Один из основателей и председатель русского литературного сообщества «Соленый кружок» (1930–1977).Деятельный член кружка «К познанию России» (1933–1936).С конца 1920-х член Русского студенческого христианского движения (РСХД); выступал с лекциями о русской культуре в Студенческом клубе. Начальник старшего отделения летнего лагеря в Напуль (деп. Приморские Альпы). Член ревизионной комиссии РСХД (1935–1936). В Париже издал книги: «Червь земли» (1969), «Малая Россия. Русский блистательный Париж до войны» (т. 1, 1973), «Малая Россия. Война и после войны» (т. 2, 1975), «Последние из могикан – поседевшие молодые люди» (1977).Печатался в «Русской мысли», «Новом русском слове», альманахе «Мосты».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

В отличие от рассмотренных нами выше примеров суздальские «расхожие» иконы попадают под понятие «примитив» не только с точки зрения поэтики. Этим образам присущ особый дух фольклорности и свой эмоциональный настрой. Почти полная анонимность, сюжетный набор, своеобразные композиционно-цветовые решения, наконец. преимущественно крестьянская среда бытования– все это дает основания говорить о «фольклорности» и архаике вдения мастера «расхожей» иконы. Здесь «примитив» наглядно демонстрировал свою способность создавать такие художественные ценности, в которых могла преломиться религиозная традиция. Эстетика чувства Во взаимопроницаемости знаковых систем примитивной иконы и религиозной народной картинки задействованы уже известные нам барочные механизмы низовой культуры. Однако трудно не заметить, что в отличие от более высоких образцов иконописи и гравюры мя них характерна особая религиозная эстетика чувства, которая в свою очередь оказывает довольно сильное влияние на саму художественную структуру примитивного образа. Народное благочестие везде и всегда было окрашено в яркие тона, ему были присущи контрастные и резкие проявления религиозных чувств и тяга к амбивалентности. Нигде так отчетливо не обнаружилось в Новое время «долгое средневековье», как в сфере народной религии с ее духом фольклорного вымысла. Действительно, уже в XVII в. в народные иконы и картинки широко проникают новозаветные образы, опосредованные фольклорной мифологизацией (ср.: Кирпичников, 1895). Достаточно вспомнить повсюду встречающиеся изображения св. Георгия, на которых в соответствии со сказочным мотивом змееборства так часто присутствовала царевна, держащая на привязи побежденного дракона (Пропп, 1973). Ярким и сложным по составу эмоциям отвечали столь же яркие краски и резкие ломаные линии деревенских образов практически всех национально-культурных вариантов. Даже сами народные названия суздальских «расхожих» икон – «краснушки» и «чернушки» – содержат особую эмоциональную тональность восприятия простолюдином мира земного и небесного исключительно в контрастных оттенках. «Неразрывная связь, существовавшая в примитиве между народной эстетикой и религиозным содержанием, и определила долгую жизнь деревенских образов» (Королюк, 1971, с. 93).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Столп прп. Антония Марткопского. Фотография. 1895 г. (Нац. парламентская б-ка Грузии, Тбилиси) Столп прп. Антония Марткопского. Фотография. 1895 г. (Нац. парламентская б-ка Грузии, Тбилиси) М. пользовался особым покровительством царей Картли (св. Вахтанга Горгасали, мч. Арчила († 744 или 766)) и единой Грузии (св. Давида IV Строителя и царицы св. Тамары ): они возобновляли и перестраивали обитель, щедро одаривали М. поместьями и крестьянами (ПГП. 1965. Т. 2. С. 368; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 712-713). Одним из ранних пожертвований монастырю, наряду с с. Марткопи, считается с. Ахмета, где в нач. 2-й пол. VI в. была воздвигнута церковь Гвтаеба (Спасителя), ставшая подворьем М. ( Чубинашвили. 1959. С. 78-79). После 1265 г., когда золотоордынский хан Берке разрушил г. Рустави и епископская кафедра была перенесена в М., началось расширение М. ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 538; Матиашвили. 1998. Т. 1. С. 149-150). В 1477 г. в Грузию вторгся персид. правитель Узун-Гасан и «опустошил Харки, Сагурамо, Марткопи и Тианети» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 568; Монастырь Марткопи. 2009. С. 17). В XV в., после распада единой Грузии, царь Кахети Георгий I (1466-1476) упразднил эриставства и разделил Кахети на садрошо (военные округа), во главе которых были поставлены не эриставы, а епископы. Главой 2-го садрошо и командующим левым флангом груз. армии стал епископ Руставский, резиденция которого находилась в М. Здесь же хранилось боевое знамя садрошо, на одной его стороне был изображен Нерукотворный образ Спасителя, а на другой - вмч. Георгий ( Матиашвили. 1998. Т. 1. С. 158-159). В 10-х гг. XVII в. М. и его окрестности разорил персид. шах Аббас I. В нач. XVIII в. из тур. плена бежал царь Кахети Константин (Махмадкули-хан); он скрывался сначала в М., затем в Телави. В 1723 г. турки разорили М.: взяли в плен насельников и жителей села, разбили иконы и кресты, ограбили собор, сожгли и опустошили село и окрестности и возвратились в Тбилиси (Ассирийские отцы. 2013. С. 132). В окт. 1735 г. в сопровождении царя Кахети Теймураза II и царя Картли Ираклия II с 3-тысячным отрядом персов в М. прибыл персид. правитель Надир-шах. Он пожертвовал мон-рю 2 тыс. р. серебром и 200 драгоценных «восточных» камней. По его приказу на крыше маленькой ц. во имя вмч. Георгия (кон. XVII в., датируется на основании использования в кладке красного кирпича) установили символ ислама - полумесяц, который был виден со всех сторон ( Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 720).

http://pravenc.ru/text/2562482.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН († 24 окт. 1615), прп. (пам. в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), затворник, Псковский. Краткое сообщение о затворничестве И. и о его преставлении содержится в Псковской 3-й летописи: И. жил в стене Псковского кремля 22 года, «якоже в пустыни, в молчании великом», «ядь же его рыба, а хлеба не ел» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 278). В авг.-окт. 1615 г. Псков был осажден войсками швед. кор. Густава Адольфа. Все время осады, когда кремль подвергался усиленной артиллерийской бомбардировке («и в 3 дни башню и стену до земли розбиша»), подвижник оставался в затворе. Автор «Повести об осаде Пскова шведским королем Густавом Адольфом» (создана в скором времени после описываемых событий) рассказывает о чудесных видениях «некоему мужу благочестиву именем Иоанну, имеющему блаженство Господа ради и живущу ему в стене града». 9 окт. накануне битвы, затворник увидел крестный ход, направлявшийся из псковской ц. во имя прп. Варлаама Хутынского в Троицкий собор, священников, несущих котел крови и «пресветлые венцы», а на небе - 3 креста, сияющие «паче солнца». И. возвестил горожанам, что Псков «никогда же обладан будет погаными» ( Попков. 1973. С. 26). Согласно летописи, святой преставился через неделю после снятия осады, завершившейся 17 окт. Память святого указана в «Полном христианском месяцеслове» (К., 1875), что говорит о его общецерковном почитании в это время. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Псковских святых, установленный в 1987 г. по инициативе митр. Псковского и Порховского Иоанна (Разумова) . Ист.: Повесть о прихождении свейского короля Густава Адольфа ко граду Пскову//Историко-статистический очерк псковоградской Варлаамовской ц./Сост.: свящ. А. Е. Лебедев. Псков, 1895. Прил. С. 9-10; Псковские летописи. М., 1955. Т. 2. С. 279. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. История Псковского княжества. К., 1831. Ч. 3. С. 80; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 587-588; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 252; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 329; Попков В. И. Повесть об осаде Пскова шведами в 1615 г.//Традиции и новаторство в рус. лит-ре. М., 1973. С. 3-31.

http://pravenc.ru/text/468991.html

Библиотека Белгородской семинарии пополнилась уникальными миссионерскими материалами конца XIX — начала XX века 4 января 2009 г. 16:07 Выпускник Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Андрей Михайлович Гарин, чтец кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско ( РПЦЗ ) передал в библиотечный фонд миссионерской семинарии микрофильмы с уникальными материалами конца XIX — начала XX века . Микропленка содержит фотокопии журнала «Русский американский православный вестник» (Russian Orthodox American Messenger) с номерами издания за период с 1896 по 1911 годы. Андрей Гарин обнаружил уникальные миссионерские материалы в Библиотеке Конгресса США во время написания дипломной работы о русской православной миссии в Северной Америке. Журнал «Русский американский православный вестник» издавался в США по благословению святителя Тихона (Белавина) во время его служения на Северо-Американской кафедре. Издание журнала преследовало миссионерские цели и финансировалось российским императором и Святейшим Правительствующим Синодом. Первым редактором православного миссионерского издания, выходившего на русском и английском языках, был священномученик Александр Хотовицкий, направленный на миссионерское служение в Алеутскую и Североамериканскую епархию по окончании Санкт-Петербургской духовной академии в 1895 году. Журнал издавался в США с 1896 по 1973 год и в разные годы назывался: «Православный американский вестник» (1896-1897 гг.), «Американский православный вестник» (1922-1929 гг.), «Русско-американский православный вестник» (1930, 1936-1973 гг). Этот журнал содержит обширные материалы о миссионерской деятельности святителя Тихона и других миссионеров того времени. « Среди публикаций " Американского православного вестника " мы находим глубокие наблюдения и размышления святителя о развитии школьного дела, тесно связанного с развитием миссионерской деятельности в Северной Америке. Фактически, здесь предлагается реформа церковно-приходского образования для подготовки местных кадров для миссионерских школ в семинарий. Это позволило бы иметь своих священнослужителей, псаломщиков и учителей для новых приходов в Соединенных Штатах и Канаде, а также для замены многочисленного клира на Аляске. Предлагаемые меры должны обеспечить воспитание и подготовку священнослужителей на Северо-Американском континенте, исключив всякого рода случайности и злоупотребления в использовании финансовых средств, которые выделяются на эти цели из России. Вместо того, чтобы посылать выпускников миссионерских школ из Ситки, Уналашки и Миннеаполиса в далекие российские семинарии, святитель Тихон предложил открыть духовную семинарию в Америке, для подготовки национальных кадров священнослужителей » (Цит. по: История Православия в Америке. Миссионерское служение святителя Тихона).

http://patriarchia.ru/db/text/520041.htm...

8 В 1937 г. в Подмосковье были оборудованы спецобъекты НКВД — полигоны Бутовский и «Коммунарка», где производились расстрелы и захоронения. По имеющимся на сегодня документам, в Бутове с 8 августа 1937 г. по 19 октября 1938 г. расстреляно 20 761 человек, из них 935 священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви. Бутовский полигон находился под охраной войск госбезопасности вплоть до 1995 г., когда его передали Русской Православной Церкви. С декабря 1997 г. в здании администрации поселка Дрожжино, рядом со входом на полигон, клириками Московского Патриархата стали совершаться заупокойные службы. В 2007 г. рядом построен и освящен православный храм Новомучеников и Исповедников Российских. 9 Дубосеково — железнодорожная платформа в Волоколамском районе Московской области. Место знаменито тем, что неподалеку 16 ноября 1941 г. состоялось легендарное сражение между бойцами 2-го батальона 4-й роты 1075-го полка 316-й стрелковой дивизии генерал-майора И. В. Панфилова и десятками немецких танков, наступавших в направлении Москвы. 10 Протоиерей Николай Кречетов (род. 1934). Окончил Московский лесотехнический институт. В 1970-х гг. окончил Московскую духовную семинарию и академию. В 1973 г. рукоположен в сан диакона, с 1973 г. служил в храме свт. Николая в Кузнецах в Москве диаконом и протодиаконом. С 1992 г. — настоятель храма Спаса Преображения на Болвановке, с 1996 г. — благочинный Москворецкого округа Москвы. 11 Епископ Стефан (Никитин, 1895-1963) был одним из прихожан храма свт. Николая в Клённиках, затем — председателем приходского совета. За активную церковную деятельность в 1931 г. арестован, отбывал заключение в лагере до 1934 г. В 1935 г. тайно рукоположен в священники. В 1951 г. начал служить открыто в Ташкентской епархии. В 1959 г. пострижен в монашество; в 1960 г. — хиротонисан в епископа Можайского, викария Московской епархии, назначен председателем Хозяйственного управления Патриархии. С июля 1962 г. — временно управляющий Калужской епархией. 12 Митрофорный протоиерей Сергий Орлов (18901975) родился в селе Акулово и был сыном священника церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Получил как духовное, так и светское образование, был агрономом, при советской власти занимал ответственные посты, преподавал. В браке прожил всего год, овдовел. В возрасте 56 лет (в 1946 г.) рукоположен в диакона, затем в священника и определен настоятелем церкви села Акулова. В 1950 г. окончил Московскую духовную академию. Келейно пострижен в монашество с именем Серафим; проживал со своей сестрой, тайной инокиней. В 1974 г. вышел за штат, продолжая принимать верующих для бесед. Похоронен около Покровского храма близ могил отца и деда — бывших там же настоятелями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010