43 Успенский Ф. И. Философское и богословское движение в XIV веке//ЖМНП. 1892. 279 (янв.-февр.). С. 411. 51 Ксеркс (519–465 гг. до н. э.) – великий царь персов с 466 г. до н.э., пытаясь завоевать греческие полисы, рассылал письма с требованием покориться ему. 52 Подобное высказывание встречаем в отношении Иуды в гимне Романа Псалмопевца «Об умывальнице» (см.: Romanos le Melode. Hymnes. Introd., texte critique, trad. et notes par J. Grosdidier de Matons., IV ( Sources Chretiennes, 128 ). P., 1967. P. 68–97 (гимн 33). 54 15 августа 1351 г. Иоанн Кантакузин возложил томос синода на алтарь храма Святой Софии. Узнав об этом, Никифор Григора процитировал слова Евангелия: « Если вы видите ужас запустения в святая святых, так знайте, что падение римской Империи близко» (см.: Nikephoros Gregoras. Rhomaische Geschichte. S. 25. 57 Аристотель пишет: «...Наставлять – это одно: а рассуждать – другое и что тот, кто наставляет, должен не ставить вопросы, а сам объяснять, между тем как тот, кто рассуждает – ставить» (Аристотель. О софистических опровержениях//Соч. М., 1978. Т. 2. С.554. 58 Вероятно, подразумевается упомянутый трактат, в котором читаем: «Почти все мнимые погрешности в речи возникают из-за tode» («вот это»)... это, хотя и обозначает средний род, но часто указывает на мужской и женский (см.: Аристотель. О софистических опровержениях. С. 561). «Человек» – наиболее частый пример в философских работах Аристотеля – это слово мужского рода, поэтому можно видеть иронию Кавасилы в том, что он хочет подчеркнуть намерение Григоры запугать собеседника неуклюжим приемом софистов: говорить о слове мужского рода, используя указательное местоимение среднего. 59 Никифор Григора написал XXX книгу своей «Истории ромеев» в форме диалога, в котором некий очевидец, Агофоникос, сообщает обо всем своему другу Феотиму (см.: Nicephoros Gregoras. Rhomische Geschichte. XXX. 266 (1). 7–12). 62 На самом деле Григора сравнивает его с другими еретиками: Маркеллосом Галатисом, Фотиносом, Евномием (см.: Ibid. 274 (10). 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

44 . Архиеп. Василий (Кривошеин). Символические тексты Православной Церкви//БТ М., 1968. Сб. 4. С. 35. 45 Св. Игнатий (Брянчанинов). Отечник. СПб., 1870. С. 55. 46 . Филарет, архиеп. Черниговский. Цит. соч. С. 2. 47 . Св. Григорий Богослов. Цит. по: архиеп. Василий. Символические тексты в Православной Церкви//БТ. М. 1968. Сб. 4. С. 35. 48 . Прот. Г. Флоровский. Дом Отчий//Вестник. Париж, 1982. С. 200, 203. 49 . Преп. Варсонофий Великий и Иоанн. Руководство… Ответ 610. С. 387-388. 50 . Римо-католический богослов. 51 . Католики и православные. 52 . В. Лосскии. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//БТ. М., 1972. Сб. 8. С. 16. 53 . Гносеомахи — секта, отвергавшая необходимость для христиан всякого познания. Они считали, что не следует изучать Писание, т. е. Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. См.: Св. Иоанн Дамаскин. О ересях//Творения. СПб., 1913. Т. 1. С. 147. 54 . Митр. Московский Филарет. Слово в день обретения мощей святителя Алексия//Слова и речи. М., 1882, Т.4 С. 148. 55 . Свящ. А. Шаргунов. Догмат в христианской жизни//Троицкое слово. 1990. с. 14-25. 56 . Иеромон. Софроний. Старец Силуан. С.60. 57 . Св. Кирилл Иерусалимский. Оглашение к новопросвещенным. 4, 2//Христианское чтение. 1848. Ч. 1. С. 269. 58 . Преп. Варсонофий Великий и Иоанн. Руководство… Вопрос 533. С. 342. 59 . Св. Василий Великий. О Святом Духе, гл. 14, цит. по: еп. Сильвестр. Опыт Православного Догматического богословия. Т. 1. Киев, 1892. С. 32. 60 . Св. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 5. Гл. 20, § 1//Сочинения. 2-е изд. Спб., 1900. С. 331. 61 . Еп. Сильвестр. Указ. соч. С. 17. 62 . New Catholic Encyclopedia. New York, 1967. Vol. 4. P.940-944. 63 . В. Лосский. Предание и предания//ЖМП. 1970. С. 72. 64 . Св. Викентий Лиринский. Наставление, 1 п. 722. Цит. по: еп. Сильвестр. Указ. соч. Т. I. С. 36-37. (Текст Наставления в сокращении опубликован в кн. проф. Н. Чельцова: Древние формы Символа веры. СПб., 1869. С. 152-184). 65 . Цит. по: еп. Сильвестр. Указ. соч. Т. 1. С. 35-36.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

473 Lafontaine-Dosogne J. L’evolution du Programme decoratif des eglises de 1071 a 1261//Actes du XVe Congres International d’etudes byzantines. Athenes, 1979. p. 192. 475 Grabar A. L’iconoclasme byzantin. Dossier archeologique. Paris, 1957. p.242–253; Mouriki D. Op. cit. p.200. 479 Музей Академии Художеств (Институт им. И.Е. Репина. СПб.). 648–4/13, инв. 23932; 648–4/28, инв. 23910. 483 Сцены «Сошествия во ад» и «Явления Христа женам мироносицам» располагаются рядом в росписи Софии Киевской сер. XI в. – Лазарев В.Н. Фрески Софии Киевской//Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. M., 1978. Ил. на с.87, 93; Изображения «Рождества Христова» и «Поклонения волхвов» в виде отдельных сцен, соседствующих друг с другом имеются, например, в росписи церкви Богоматери тон Халкеон в Салониках, ок. 1028 г. и в мозаиках Дафни, к. 1100 г. Popadopoulos K. Die Wandmalerein des XI. Jahrhunderts in der Kirche Panagia ton Xalkeon in Thessaloniki. Graz-Köln, 1966. Fig.8, 9. 486 Ainalov D. Geschichte der russischen Monumentalkunst der vormoskovitischen Zeit. Berlin-Leipzig, 1932. S.41. 489 См., например, миниатюру Евангелия из Пармской библиотеки Палатина 5, ок. 1100 г. – Лазарев В.Н. История византийской живописи. M., 1986. Т.2. Ил.246. 492 Restle M. Die Byzantinische Wandmalerei in Kleinasien. Recklinghausen, 1967. Bd.2. Abb.240–247. 493 Покровский H.B. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПб., 1892. Илл. 211 на с.439. 497 Святитель Кирилл архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. M., 1991, с.219–220. 502 Грозданов Ц. Слика Jabлjehja Премудрости св. Златоустом у св. Coфuju Oxpuдckoj//Зборник радова Византолошког института. 19 (1980), с.147–155. 504 Об этом говорит правило 28 Халкидонского собора: Книга правил святых апостолов, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. Сергиев Посад. 1992, с.62–63. Имя патриарха Анатолия упоминается в Первой новгородской летописи в списке наиболее чтимых церковных иерархов – Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.–Л., 1950, с.155.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

510 Святой Иустин – уроженец Палестинской Самарии (Сирии), прекрасный знаток греческой философии и палестинского иудейства. В зрелом возрасте он принял христианство и стал его ревностным проповедником, переселился в Рим в царствование Антонина Пия (138–161) и открыл здесь школу, которую посещал будущий знаменитый апологет Татиан В 60-е годы при Марке Аврелии принял мученическую смерть. Сведения о жизни святого Иустина сохранились в Церковной Истории Евсевия (IV, гл 11,8–11, гл 16–18) и в мученических актах (Ausgewahite Martyrakten/Hrsg von R Knopf 3Aufl von G Kruger Tubingen, 1929 S 15–18). Из сочинений, дошедших под его именем, многие признаются неподлинными, бесспорно принадлежат ему две апологии и «Диалог с иудеем Трифоном». Русский перевод произведений святого Иустина см в книге Преображенский П. Сочинения святого Иустина, философа и мученика М, 1892 О нем см Гусев Д Чтения по патрологии Период христианской письменности с пол II века до начала IV века Казань, 1898, Barnard L. W Justin Martyr, His Life and Thought Cambridge, 1967 512 См HirzelR Der Dialog В d 2 Leipzig, 1895 S 369, Hoffmann M Der Dialog bei den christlichen Schriftstellern der ersten vier Jahrhunderte Berlin, 1966, Hubik К Die Apologien des HI Justins , Wien, 1912, Keseling R Justin’s «Dialog gegen Trypho» (c 1–10) und Platon’s «Protagoras»//Rheinisches Museum fur Philisophie Bd 75 1926 S 223–229), Schmid W Fruhe Apologetik und Platonismus Ein Beitrag zur Interpretation des Proöms von Justin’s Dialogs//Ερμηνεα Festschrift Otto Regenbogen Heidelberg, 1952 S 177–178 515 Об экзегезе святого Иустина см Margerie В. М Introduction de l’histoire de I’exegese I Paris, 1980, Shotwell W A The Biblical Exegesis of Justin Martyr London, 1965 516 В полном согласии со словами апостола Павла ( Кол 3 9–11) святой Иустин заявлял «Бог не хочет того обрезания, которое дано как знамение, оно бесполезно египтянам и сыновьям Моава и Едома, но Скиф ли кто или перс, однако если имеет познание о Боге и Христе Его и соблюдает Его вечные заповеди – тот обрезан прекрасным и полезным обрезанием и есть друг Богу» (гл 28)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

5 . Иоанн Лествичник , прп. Лествица, возводящая на небо. М.: «Дар», изд. совет РПЦ, 2006. 6 . Климент Александрийский , свт. Paedagogus. PG 8. 7 . Макарий Египетский , прп. Homilia XXXVIII, PG 34. 8 . Нил Сорский , преп. Устав о скитской жизни, ТСЛ, 1991. 9 . Письмо архимандр. Паисия Величковского пречестной госпоже Марии с богособранными сестрами//Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского с присовокуплением предисловий на книги Св. Григория Синаита , Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского , сочиненных другом его и спостником, старцем Василием Поляномерульским , о умном трезвении и молитве. М.: Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1892. С. 239–247. 10 . Преподобного отца нашего аввы Дорофея Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. М.: изд. Московского подворья ТСЛ, 2005. 11 . Симеон Новый Богослов , прп. Нравственное слово 7//Syméon le Nouveau Théologien. Traités Théologiques et Éthiques. Sources Chrétiennes. 129/ed. Darrouzès J. 1967. T. II. Рр. 435–445. Литература 12 . Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Ч. 1–2. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1900. Ч. 1. 13 . Василий (Кривошеин) , архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов . М., 1995. 14 . Великая Стража. Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иоакима и схиархимандрита Макария в трех книгах/автор-составитель Иоаким (Сабельников), иеромон. М.: РПЦ, изд. Московской патриархии, 2001. Книга 1. 15 . Верховской С. Бог и человек. Учение о Боге и Богопознании в свете православия. Нью-Йорк: издательство имени Чехова, 1956. 16 . Горение ко Христу. Духовный преемник прав. Иоанна Кронштадтского новгородский прот. Александр Ильин. М., 2001. 17 . Жизнеописание Глинского подвижника старца Архиппа. Одесса, 1902. 18 . Житие иеромонаха Никона. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1996. 19. Житие иеросхимонаха Льва. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

5 Савинский Сергей Васильевич († ок. 1957 [?]) — проректор Богословского института, инспектор Духовных школ, с начала 1950-х годов — протоиерей. — Ред. 6 Ведерников Анатолий Васильевич (1901–1990) — преподаватель, инспектор Богословского института, с 1950-х гг. — ответственный секретарь редакции Издательского отдела Московской Патриархии, в том числе Журнала Московской Патриархии (далее — ЖМП). — Ред. 7 Протоиерей Александр Смирнов — настоятель церкви святителя Николая в Кузнецах, ответственный секретарь редакции Издательского отдела Московской Патриархии с 1943 г. (до А. В. Ведерникова), ближайший помощник Патриарха Сергия. — Ред. 8 Архиепископ Товия (Остроумов; †1957) — епископ Свердловский с 1944 г. В конце жизни занимал Молотовскую (Пермскую) кафедру. — Ред. 9 Митрополит Иоанн (Соколов; 1877–1968) — митрополит Киевский и Галицкий, экзарх Украины в 1944–1964 гг., во епископа рукоположен в 1928 г., один из ближайших сподвижников Патриархов Сергия и Алексия I. — Ред. 10 Парийский Лев Николаевич (1892–1972). С 1951 г. — проф. ЛДА; с 1950 по 1967 г. — инспектор ЛДА. Некролог: ЖМП. 1973. 2. С. 26. — Ред. 11 Миролюбов Георгий Павлович (1884–1964). С 1949 г. — доцент ЛДА; с 1964 — проф. ЛДА (под конец жизни). Некролог: ЖМП. 1964. 8. С. 24. — Ред. 12 Митрополит Ленинградский и Ладожский Григорий (Чуков; 1870–1955). См. о нем: ЖМП. 1981. 4. С. 8; некролог: ЖМП. 1955. 3. С. 21–28. — Ред. 13 Уварова Екатерина Даниловна (1898–1975). В 1947–1971 гг. — зав. канцелярией ЛДА; в 1971–1975 гг. — архивариус ЛДА. Некролог: ЖМП. 1976. 6. С. 23. — Ред. 14 Архиепископ Ермоген (Алексей Степанович Голубев; В 1953–1960 гг. — епископ Ташкентский и Среднеазиатский. В 1962–1963 гг. — Омский и Тюменский, в 1963–1965 гг. — Калужский и Боровский. С 1965 г., после составления “заявления десяти епископов”, в котором критиковалась навязанная властями “церковная реформа”, — на покое в Жировицком монастыре. Фактически, это была форма домашнего ареста. См. также о нем: Протоиерей Владимир Тимаков. Высокопреосвященный Кирилл, архиепископ Пензенский и Саранский//Альфа и Омега. 2000. 4(26). С. 251–252; Он же. Церковь и атеистическое засилье в 40–80-х гг.//Альфа и Омега. 2005. 1(42). С. 233–237. — Ред.

http://pravmir.ru/nezametnaya-zhizn/

79 Митрофорный протоиерей Андрей Расторгуев (1894–1970) происходил из поволжской старообрядческой семьи; в 1914 г. поступил в Московскую духовную академию, но в 1917 г. был призван в армию, окончил Военное училище. В том же году рукоположен в иереи, служил в походной церкви одного из пехотных полков. В 1918 г. арестован «за отказ содействовать советской власти». В том же году возведен в сан протоиерея. С 1923 до 1943 г. находился в обновленческом расколе. В 1928 г. поставлен обновленцами в епископа в брачном состоянии, с 1931 г. – обновленческий архиепископ. В 1941 г. отправлен за штат и исключен из списков обновленческих иерархов. В 1943 г. после принесения покаяния принят в общение РПЦ в сане протоиерея, назначен настоятелем Воскресенского храма в Сокольниках, где прослужил 25 лет. В 1951–1954 гг. служил в Берлинской епархии, в том числе был настоятелем Воскресенского храма в Берлине. 80 Протоиерей Александр Ветелев (1892–1976) – окончил Казанскую духовную академию в 1917 г. Имел также светское образование. С 1921 по 1943 г. преподавал в средних учебных заведениях. С 1945 г. – преподаватель Московского православного богословского института (с 1946 г. – МДА), в 1949 г. получил степень магистра богословия, в 1967 г. – доктора богословия. В 1946 г. рукоположен в священника. Служил в различных московских храмах. Последнее место служения – Знаменский храм у Рижского вокзала. Будучи выпускником духовных учебных заведений дореволюционного времени, способствовал сохранению традиций отечественного духовного образования. 81 Кавелина Ольга Александровна (1916–2006) – пострижена в монашество с именем Серафима архиепископом Василием (Кривошеиным) . С детства была связана с Оптиной пустынью, настоятель которой, архимандрит Леонид (Кавелин) , был ее двоюродным дедушкой. Помогла при открытии монастыря найти места погребения старцев. Похоронена на кладбище монастыря Оптина пустынь. 82 Архиепископ Василий (Кривошеин , 1900–1985) – сын министра земледелия Российской империи А. В. Кривошеина. Воевал в Добровольческой армии. В 1919 г. эмигрировал в Париж. С 1925 по 1947 г. подвизался на Афоне в Свято-Пантелеимоновом монастыре. В 1927 г. принял монашество. Приобрел международную известность как ученый-патролог. В 1947 г. вынужденно переехал в Великобританию. С 1951 г. – в юрисдикции Московского Патриархата. С 1959 г. – епископ Волоколамский, с 1960 – епископ Брюссельский и Бельгийский, возведен в сан архиепископа. Выступал против гонений на Церковь . С 1956 г. посещал СССР около 20 раз. В последний приезд скончался в Ленинграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

89. Порфирий (Успенский),епископ. Восток христианский. Афон: История Афона. Киев, 1877. Ч. 3, отд. 1; СПб., 1892. Ч. 3, отд. 2. 90. Порфирий (Успенский),епископ. Отрывки из путешествий в Метеорские монастыри в Фессалии в 1859 году. Киев, 1866. 91. Прохоров Г. М.Культурное своеобразие эпохи Куликовской битвы//ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 34. С. 3—17. 92. Прохоров Г. М.Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. М., 1978. 93. Прохоров Г. М.Сочинения Давида Дисипата в древнерусской литературе//ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 33. С. 32—54. 94. Прохоров Г. М.Филофей Коккин о пленении и освобождении Гераклитов//ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 33. С. 253— 260. 95. Прохоров Г. М.Этническая интеграция в Восточной Европе bXIVbeke: (От исихастских споров до Куликовской битвы)//Докл. Отд. этнографии и Геогр. об-ва СССР. Л., 1966. Вып. 2. С. 81—110. 96. Путеводитель по Святой Афонской Горе. 8-е изд. М., 1903. 97. Paдojuчuч Б.. Cn.Гpuropuje из Горшака//Кньижевна збиванья и ствараньа код Срба у средньем и у турско доба. Матица Српска, 1967. С. 189—214. 98. Paдojuчuч Б.. Cn.Jakob Серский кньиголубац и песник cpnckuXIVbek//Творци и дела старе српски кнэижевности. Титоград, 1963. С. 125—130. 99. PaдocaльebuчJobah,npomocuhheл. Исихазам. Београд, 1985. 100. РадошевичС. M.MohaxJoacaф — послед и Неманьич//Православъе. 1978. 15 фебруара; 1 марта. 101. Радченко К.Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием. Киев, 1897. 102. Резухин Н. А.Афон как центр духовно-культурного возрождения в славянских странах bXIVbeke. Загорск, 1984. Машинопись. 103. Розов В.Синайцы в Сербии bXIVbeke//Byzanminoslavica. 1929. Т. 1. С. 16—21. 104. Савва,архимандрит. Указатель для обозрения Московской патриаршей ризницы и библиотеки. 3-е изд. М., 1858. 105. Сергий (Спасский),архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901. Т. 2. 106. Смирнов И.,священник. Значение Афона в истории Сербской Церкви//БВ. 1911. Т. 3. Ноябрь. С. 563—604. 107. Смирнов С. Н.Коллекция копий старых надписей в сербских церквах//Сборник Русского Археологического общества в Королевстве Югославия. Белград, 1936. С. 224—226.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

91.  Сергий (Страгородский) арх . Учение блж. Августина о предопределении в связи с обстоятельствами его жизни и деятельности. — " Чтения в обществе любителей духовного просвещения, " 1887, 4.1, с.431. 92.  Сергий (Страгородский) архиеп . Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Свщ. Писания и творений святоотеческих. Репринтное издание 1898 г. Москва; Просветитель 1991. 93.  Сергий (Страгородский) архиеп . Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св. Писания и творений святоотеческих. СПБ. 1910. 94.  Сергий (Страгородский) патр. Значение апостольского преемства в инославии. — " Журнал Московской Патриархии, " 1961, с. 30–45. 95.  Сергий (Страгородский) патр . Отношение православного человека к своей Церкви и инославию. — " Журнал Московской Патриархии, " 1967, 1, с. 63–69. 96 . Скабалланович М.А. Разделение Церквей при патриархе Михаиле Керулларии. — " Христианское чтение, " 1884, с.626; 1885, с. 95–145. 97.  Соколов И.П. Учение Римо-католической Церкви о таинстве священства. СПБ. 1907. 98.  Соколов. В.А . Иерархия Англиканской епископальной церкви. Сергиев Посад, 1897. 99. Сравнительное обозрение учения о первородном грехе в христианских вероисповеданиях. Тамбов, 1878. 100.  Стуков Ф. Лютеранский догмат об оправдании верою. Историко-критический очерк. Казань, 1891. 101 . Теодорович Н.И. Учение Тридентского собора о первородном грехе. Почаев, 1886. 102.  Терентьев Н . Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам. Казань, 1910. 103.  Терентьев Н . Символические книги лютеранства. — " Православный собеседник, " 1909, с. 324–48; с. 467–95; 1910, с. 89–109; с. 180–224; с. 350–90; с. 467–97; 104.  Троицкий В.Н. Очерки истории догмата о Церкви. Сергиев Посад, 1912. 105.  Трубецкой Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V b. Миросозерцание блаж. Августина. 4.1, М. 1892. 106.  Трусковский И. Руководство к обличительному богословию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

97 Продолжая кратко анализировать происхождение греческого и латинского благословения, заметим здесь, что из них рукопись употребляет первый жест, а именно на л. 16, 17, 19 и исключительно в характере оживленной беседы. Десница же Божья всегда благословляет по-гречески, что составляет и само по себе факт важный и было замечено не раз. 98 Единственный древнехристианский памятник с сюжетом творения жены – барельеф латеранского саркофага с Троицею, где Дух Святой, оживотворяя рукоположением, напоминает саркофаг с Прометеем и Афиною: Bosio A. Roma sotterranea. Romae, 1632. P. 159 [Deichmann F. W. Repertorium der christlich-antiken Sarkophage. T. I. Wiesbaden, 1967. 43]. 100 Заметим прекрасный рисунок двух слонов и лошадей, а также одногорбых верблюдов. Быки с горбами (bos indicus или суданские зебу), долгоухие козлы, ослы со стоящими ушами, водящиеся и доселе или водившиеся прежде исключительно в Египте, дают основание профессору зоологии Усову заключить, что и эта рукопись, подобно Россанскому кодексу, происходит из Александрии: Усов С. А. Миниатюры к греческому тексту Евангелия VI века, открытому в Россано//Древности: Труды Имп. Московского археологического общества. 9. 1881. 1. С. 64–65 [то же в кн.: Сочинения С. А. Усова/Ред. В. Ключевский . Т. II. M., 1892. С. 60–61]. 101 Лишь случайным образом эта мозаика оказалась ближайшею к абсиде слева; ср. с намеренным помещеним этого сюжета в трибуне Св. Виталия равеннского. 102 Излишне говорить, что мы разумеем церковь восточную, хотя бы и до разделения церквей. На Западе мы не знаем изображения Мельхиседека ранее Х века: в кодексе Брюссельской библиотеки [Ms 9987–91] Х века, где Мельхиседек изображен с Авелем – по переводу равеннской мозаики: см. Гëрц К. К. О состоянии живописи в северной Европе от Карла Великого до начала романской эпохи. СПб., 1873. С. 60. У Дидрона издан потир с изображением Мельхиседека и пр.: Annales archéologiques. 3. 1845. P. 206. 103 О которых рассуждает г. Стасов по поводу керченской фрески: Стасов В. В. Катакомба с фресками в Керчи//Отчет Императорской Археологической комиссии. 1872. С. 305–306.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010