Лит.: Борзаковский В. С. История Тверского княжества. СПб., 1876; Антонин (Державин), еп. Рака свт. Филиппа, митр. Московского, в Тверском Успенском Отроче мон-ре//Тверские ЕВ. 1886. 14. Отд. неофиц. С. 393-400; Гавриил (Голосов), еп. Отрочь мон-рь в г. Твери. Тверь, 1894; Добровольский И. И., сост. Тверской епархиальный стат. сб. Тверь, 1901; Кучкин В. А. Источники «Написания» мон. Акиндина//АЕ за 1962. М., 1963. С. 60-68; он же. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974; Макарова Т. И., Николаева Т. В. Из истории культуры Тверского Отроча мон-ря//Сов. Арх. 1976. 4. С. 100-110; Булкин В. А., Иоаннисян О. М., Салимов А. М. Успенский собор тверского Отроча мон-ря по археол. данным//Памятники железного века и средневековья на В. Волге и В. Подвинье. Калинин, 1989. С. 97-107; Семячко С. А. Повесть о тверском Отроче мон-ре. СПб., 1994; она же. Повесть о Тверском Отроче мон-ре//СККДР. 1998. Вып. 3. Ч. 3. С. 194-201; Булкин В. А., Салимов А. М. Успенский собор тверского Отроча мон-ря на рубеже XV-XVI ст.//Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Тверь, 1996. Вып. 1. С. 79-84; Хворостова Е. Л. Успенский собор Отроча мон-ря в Твери: (проблемы реконструкции)//Тверской археол. сб. Тверь, 2001. Вып. 4. Т. 2. С. 343-351; Успенский Отроч мон-рь//СПАМИР: Тверская обл. 2002. Ч. 1. С. 624-626; Салимов А. М., Булкин В. А. Успенский собор тверского Отроча мон-ря//Арх. наследство. М., 2007. Вып. 47. С. 34-49; Иванов П. С. Описи Тверских монастырских библиотек XVII-XVIII вв. как ист. источник//Михаил Ярославич Тверской - вел. князь всея Руси. Тверь, 2008. С. 243-256; Шестакова (Антонова) А. А. Средневековая монументальная живопись Успенского собора тверского Отроча мон-ря//Вопросы отеч. и заруб. искусствознания: Сб. ст. Тверь, 2010. 3. С. 32-48; Салимов А. М. Каменное строительство в тверском Отроче мон-ре во 2-й пол. XV-XVI вв.//Вестн. слав. культур. 2010. Т. 8. 4. С. 74-83; он же. Средневек. зодчество Твери и прилегающих земель. XII-XVI вв. Тверь, 2015. Т. 1. С. 52-73, 456-469; Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Руси в XIV-XV вв.//Средневек. Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 248-331; Кутаков С. С. «...А те починки за монастырем»: Монастырская колонизация в Тверском у. XVI в.//Русский ист. сб. М., 2016. [Т.] 10. С. 152-157.

http://pravenc.ru/text/2581733.html

Лит.: Токмаков И. Сведения о домовой церкви при моск. ГА МИД. М., 1882; Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя//Тр. VI Археол. съезда в Одессе в 1884 г. Од., 1887. Т. 3 (отд. изд.: Од., 1886. М., 2006р); Книга Паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского, в 1200 г.//ППС. 1899. Т. 17. Вып. 3; Вирсаладзе Т. Фресковая роспись в церкви Архангелов села Земо-Крихи: [Рача]//Шромеби (Труды)/Ин-т истории АН Груз. ССР. Тбилиси, 1963. T. 6. С. 107-167 (на груз. яз.); Janin. Eglises et monastères. 19692. P. 102-109; Успенский сборник. М., 1971; Маясова Н. А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой//ГММК: Мат-лы и исслед. 1976. Вып. 2. С. 39-61; она же. Древнерусское лицевое шитье: Кат. М., 2004; Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собр. ГРМ. М., 1985; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987; Иконы Древней Руси XI-XVI вв. СПб., 1993; Богоматерь Владимирская: К 600-летию Сретения иконы Владимирской в Москве 26 авг. (8 сент.) 1395 г. М., 1995; Русские мон-ри: Искусство и традиции. СПб., 1997; Stylianou A. The Painted Churches of Cyprus. Nicosia, 19972; Смирнова Э. С. Миниатюры XI в. в Кодексе Гертруды (Псалтырь архиепископа Эгберта из Трира), Чивидале, Нац. Археол. музей, cod. CXXXVI//Искусство рукописной книги: Византия, Древняя Русь: Тез. докл. междунар. конф. Москва, 17-19 нояб. 1998 г. СПб., 1998. С. 32-34; Пивоварова Н. В. К истолкованию программы росписи диаконника церкви Спаса на Нередице в Новгороде//ДРИ. СПб., 1999. [Вып.:] Византия и Др. Русь: К 100-летию А. Н. Грабара. С. 210-227; Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле: Кат. М., 2003; Белоброва О. А. О почитании мучеников Адриана и Наталии на рус. почве//Очерки рус. худож. культуры XVI-XX вв. М., 2005. С. 17-26; Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005; Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М., 2005; Holy Image, Hallowed Ground: Icons from Sinai/Ed.: R. S. Nelson, K. M. Collins. Los Ang., 2006; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007; Иконописцы царя Михаила Романова. М., 2007; Возвращенное достояние: Рус. иконы в частных собр.: Кат./Науч. ред., сост.: И. А. Шалина. М., 2008; Иконопись эпохи династии Романовых: Собр. Виктора Бондаренко. М., 2008; Образы и символы старой веры. СПб., 2008; Герасименко Н. В. и др. Изображения святых во фресках Софии Киевской: Западное пространство основного объема под хорами//ИХМ. 2009. Вып. 11. С. 208-257; Кочетков. Словарь иконописцев. М., 20092; Sainte Russie: L " art russe des origins à Pierre le Grand. P., 2010.

http://pravenc.ru/text/673929.html

Лишкина Анна Леонидовна (189(6)8– 1982), педагог. Арестована в декабре 1928 г. по «делу А. А. Мейера», приговорена к трем годам лишения свободы и отправлена на Соловки Лозина-Лозинскнй Владимир Константинович (1885 – 26 декабря 1937), священномученик, протоиерей. Арестован в 1925 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Лопатин, заключенный Лорд Наталья Алексеевна (урожд. Камендровская; род. 1949), внучка Η. П. Анциферова Луначарский Анатолий Васильевич (1875 26 декабря 1933), советский общественный и государственный деятель Лыкошина Анна Петровна (1884 – 11 октября 1925), мученица. Арестована в феврале 1924 г., приговорена к двум годам лишения свободы и отправлена на Соловки, где и скончалась Лысцов, заключенный сотрудник лагерной администрации Любчинский Феликс Николаевич (1886 – 17 ноября 1931), католический священник. Арестован в апреле 1927 г., приговорен к 10 годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где и скончался М Магерам, бакинский вор Майсурадэе Александр Николаевич (1896 – 16 июня 1938), заключенный сотрудник лагерной администрации. Расстрелян Макарий (Воскресенский Макар (?) Федорович; 1866 – не ранее 1931), архимандрит. Арестован в феврале 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки Макаров, тюремный следователь Маковский Константин Егорович (1839 – 17 сентября 1915), художник Максим (Жижиленко Михаил Александрович; 1885 – 4 июня 1931), епископ Серпуховской. Арестован в мае 1929 г., приговорен пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Максима Исповедник (26 августа 662), святой, богослов Малаша, кухарка Малиновский, заключенный сотрудник лагерной администрации Мальсагов Созерко Артаганович (1893 – 25 марта 1976), офицер. Автор воспоминаний о Соловках Малюта Скуратов (ум. 1573), опричник Мамедов Махмуд, заключенный мусаватист Мануил (Лемешевский (Лемишевский) Виктор Викторович; 1884 –12 августа 1968), митрополит Куйбышевский и Сызранский. Арестован в сане епископа Лужского, викария Петроградской епархии в феврале 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.: Синод. тип., 1913). С 80-х гг. XX в. в издания И., выпускаемые как гражданским, так и в церковнослав. шрифтом, добавляются воскресные отпустительные тропари, богородичны, ипакои и вседневные богородичны, поемые по тропарях (см.: Ирмологий/Изд. Моск. Патриархии. М., 1982, 1997, 2008. Ч. 1; Ирмологий/ТСЛ. [Серг. П.], 1995). В издание И. гражданским шрифтом, подготовленное в Московской Патриархии, включено нотное приложение: одноголосный И. знаменного и обиходного распевов, составленный в 80-х гг. XIX в. архим. Аароном (Казанским) (1982. Ч. 2), и сборник традиц. многоголосных напевов, а также гармонизаций и переложений, выполненных прот. Петром Турчаниновым , А. Ф. Львовым , архим. Феофаном (Александровым) , А. А. Архангельским , Е. С. Азеевым , А. Д. Кастальским , Д. М. Яичковым , А. Е. Ставровским , С. З. Трубачёвым , архим. Матфеем (Мормылем) (1983. Ч. 3). Арх.: РНБ. Ф. 1147. 808: Смоленский С. В. Описание знаменных и нотных рукописей церковного пения, находящихся в «Соловецкой библиотеке» КазДА. Каз., 1895. Маш. Изд.: Смоленский С. В. Снимки с певческих рукописей к Описанию соловецких рукописей. Каз., [б. г.]. Табл. I-IV; (переизд.: Smolenskij S. V. Paläografischer Atlas der altrussischen linienlosen Gesangsnotation/Hrsg. v. J. v. Gardner. Münch., 1976. Taf. I-IV); Ирмологий, содержащий ирмосы всего лета, употребляемые при церковных службах во обители Живоначальныя Троицы и прп. Сергия: С местным напевом, усвоенным давностию употребления/Сост.: архим. Аарон [Казанский]. М., 1886. [Серг. П.], 19042; Круг церковных песнопений обычного напева Московской епархии. М., 19072. Ч. 2: Ирмосы; Koschmieder E. Przyczynki do zagadniena chomonji w hirmosah rosyjskich. Wilno, 1932 [изд. части Вроцлавского Ирмология кон. XVI - нач. XVII в.]; idem. Die ältesten Novgoroder Hirmologien-Fragmente. Münch., 1952, 1955, 1958. 3 Bde. (ABAW. Phil.-hist. Kl. N. F.; 35, 37, 45); Fragmenta Chiliandarica Palaeoslavica. [Vol. B]: Hirmologium/Ed. R. Jakobson, C. Høeg. Copenhagen, 1957. (MMB. Sér.

http://pravenc.ru/text/674073.html

Она должна открыть их миру в духе смиренного служения, ради преображения мира во Христе». Афинагор I: 1886–1972. Молитва Церкви предает его «вечной памяти» Бога, теперь мы должны воспринимать его в вечности. Стараясь это выполнить, я имею смелость написать: Афинагор I, блаженной памяти. 26 марта 1976 года, Собор архангела Гавриила. Владимир Зелинский. НАСЛЕДИЕ ПАТРИАРХА АФИНАГОРА I «Беседы с патриархом Афинагором» Оливье Клемана происходили, записывались, а затем были опубликованы приблизительно четверть века назад. Четверть века — почти вчерашний день для истории христианства и, может быть, еще не завершенный сегодняшний. Что–то, однако, изменилось к концу этого дня; уже последние годы жизни Константинопольского патриарха стали для него, по словам Клемана, «часом испытаний». Время «Бесед» обещало стать как будто поворотным во взаимоотношениях Церквей Востока и Запада. Встреча Павла VI и Афинагора I в Иерусалиме, снятие анафем, наложенных в 1054 году, завязавшиеся богословские контакты с протестантским миром, подготовка к будущему всеправославному Собору, казавшемуся таким близким, — все эти события были как будто явными знаками близящегося единства, «увещаниями», коими «Дух говорит Церквам». Но прошло время, и «увещеванья» словно приумолкли или перестали доходить до нашего слуха, знаки потеряли силу и убедительность. Всеправославный Собор так и не состоялся. Все реже и реже вспоминают о нем православные Церкви, в особенности те из них, кто после многолетнего разоренья занят залечиванием ран или поисками твердой национальной почвы под ногами. Контакты с протестантским миром остались не более, чем контактами, ибо миры эти движутся в разных направлениях: православие все более уходит к своему прошлому, протестантизм все более освобождается от своего. Торжественная отмена анафем, когда–то прозвучавшая одновременно в Риме и в Константинополе, как будто ничего существенного не изменила в отношениях между православием и католичеством. И она сегодня — где–то полузабытое прошлое времен высадки первого человека на Луне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

От лат. subrogo – заново или взамен избирать, дополнительно избирать. См.: Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. Около 50 000 слов. изд., переработ. и доп.]. М.: «Русский язык», 1976. С. 967.  Rufini Aquileiensis presbyteri. Historia ecclesiastica. Liber secundus. Caput IX//PL 21. Col. 520. Перевод на русский язык смотри: Руфин, пресвитер Аквилейский. Церковная история [Электронный ресурс]/URL: (дата обращения: 22.03.2021).  Theodoretus. Historia ecclesiastica//TLG 4089.003. Page 287, line 4. Перевод на русский язык смотри: Феодорит, еп. Кирский. Церковная история. М.: Изд-во «Российская политическая энциклопедия»; Православное товарищество «Колокол», 1993. С. 234.  Socrates Scholasticus. Historia ecclesiastica//TLG 2057.001. Book 7 chapter 36, line 32-34. Перевод на русский язык смотри: Сократ Схоластик. Церковная история. Книга VII, глава 36 [Электронный ресурс]/URL: (дата обращения: 22.03.2021).  Socrates Scholasticus. Historia ecclesiastica//TLG 2057.001. Book 7 chapter 36, line 23.  По мнению свящ. Дж. Макгакина, областной Собор епископов расценил отказ свт. Григория занять кафедру Сасим как автоматическое согласие на епископство в Назианзе, однако версия самого святителя была иной. Британский исследователь считает, что этот областной Собор даже требовал от святителя принесения архиерейской присяги для кафедры Назианза, но он отказался заключить такой «контракт» и спешно удалился в Селевкию. См.: McGuckin J. Saint Gregory of Nazianzus... Р. 232-233. Б. Дэли понимает стихи 538-547 из поэмы De vita sua как диалог свт. Григория, по поводу назначения его приемника, с епископами, составлявшими Собор провинции. См.: Daley B.E. Gregory of Nazianzus... Р. 12.  Используемая нами здесь и далее специальная терминология следует классификации, проведенной еще авторитетным византийским толкователем канонов Феодором Вальсамоном. См. его толкование на 15-е правило Первого Вселенского Собора: Rhalles-Potles (1852). Σ. 146-148. Перевод на русский язык см.: Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. М.: «Сибирская Благозвонница», 2011. С. 54-56. Ср.: Πηδλιον τς νοητς νης τς μας γας καθολικς κα ποστολικς τν ρθοδξων κκλησας. θνα, 1886. Σ. 27; Перевод на русский язык см.: Никодим Святогорец, прп. Правила Вселенских соборов//Пидалион: Правила Православной Церкви с толкованиями: в 4 т.: пер. с греч. Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2019. Т. 2. С. 54-55; Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского/Отв. ред. и перев. свящ. М. Козлов, пред. прот. В. Цыпина: в 2 т. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1996. Т. 1. С. 226-227; Петр (Л’Юилье), архиеп. Правила первых четырех Вселенских Соборов/Авториз. пер. с франц.; под ред. прот. Владислава Цыпина. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. С. 144-145. (Православное богословие, 3).

http://bogoslov.ru/article/6170568

Православная энциклопедия. Т.5. М., 2002. С. 621–642. Курганов Ф. Исторический очерк греко-болгарской распри//Православный собеседник. 1873. 1.С. 30. Соколов И.И. Константинопольская Церковь в XIX веке//История Православной Церкви в XIX веке. Православный Восток [Репринт. История Христианской Церкви в XIX веке Издание А.П. Лопухина. Том 2. Бесплатное приложение к журналу «Странник» за 1901 г.]. М., 1998. С. 4. Кирил, Патриарх Български. Българскато население в Македония в борбата за създаване на экзархията. София, 1971. С. 7. Там же. С. 10. Паисий Хилендарски. Слаянобългарска история. София, 1963. С. 104–105. Цит. по: Лилуашвили К.С. Национально-освободительная борьба болгарского народа против фанариотского ига и Россия. Тбилиси, 1978. С. 24–25. Верюжский В., протоиерей. Происхождение греко-болгарского церковного вопроса и болгарской схизмы//Журнал Московской Патриархии. 1948. 11. С. 53. Гришина Р.П. Феномен Болгарской Православной Церкви (1870–1940)//Человек на Балканах: социокультурные измерения процесса модернизации на Балканах. СПб., 2007. С. 226. Петков П. Православная Церковь и государственная власть в княжестве Болгария. 1878–1896//Bulgarian Historical Review. Sofia, 2000. 3–4. P. 73. Цит. по: Гришина Р.П. Феномен Болгарской Православной Церкви. С. 226. Подтверждает такие выводы и З. Маркова. См.: Маркова 3. Българското църковно-национално движение до Кримската война. София, 1976. С. 193. Гришина Р.П. Феномен Болгарской Православной Церкви. С. 226–227. Курганов Ф. Исторический очерк греко-болгарской распри//Православный собеседник. 1873. 2. С. 189. Теплов В. Греко-болгарский церковный вопрос по неизданным источникам. СПб., 1889. С. 35. М-в П.А. Болгарский раскол//Русский вестник. 1889. 10. С. 162. Там же. С. 161. Курганов Ф. Исторический очерк греко-болгарской распри//Православный собеседник. 1873. 2. С. 189. Маркова 3. Българското църковно-национално движение до Кримската война. С. 195–196. П[етров] Н. Взгляд очевидца на греко-болгарскую распрю//Исторический вестник. 1886. Август. Т. 7. С. 275.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта – в день блаженной кончины († 1879) и 23 сентября – в день его прославления. Источники и литература: Творения Иннокентия, митрополита Московского. Собраны И. Барсуковым. Кн. 1–3. М., 1886–1888; Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, Кн. 1–3. СПб., 1897. Барсуков И. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1883. В. Алексеев. Высокопреосвященный Иннокентий, митрополит Московский. – Журнал Московской Патриархии (дале – ЖМП), 1949, с. 36–44, Архимандрит Евлогий (Смирнов). Жизнь и апостольские труды митрополита Иннокентия (Вениаминова) (1797–1879). – ЖМП, 1975, с. 58–65. Причисление к лику святых апостола Северной Америки и Сибири митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова) . – ЖМП, 1977, с. 3. Фиалкин В. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, и его миссионерская деятельность. – ЖМП, 1979, с 70–71; с. 73–77; с. 73–77; с. 68–77; [ Скурат К. Е. ], Святитель Иннокентий, митрополит Московский, в последние годы своей жизни. – ЖМП, 1981, с. 68–70; Окладников А. П., академик. От Анги до Уналашки: удивительная судьба Ивана Попова. – Вопросы истории, 1976, Его же. Иннокентий Вениаминов . – В кн.: Первопроходцы, М., 1983, с. 130–161; Демин Л. Семья первопроходцев. – Голос Родины, 1983, (2385). Преподобнаго и чудотворца Ипатия, епископа Гангрскаго Стихиры, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: Отче Богомудре Ипатие,/воздержанием добре воспитався,/в преславную добродетелей вшел еси высоту,/простираяся к видению тайнейшему яве,/Христову доброту созерцая./Егоже сияньми/ум же и мысль озарив,/всем облистал еси чудес зари. Отче отцев Ипатие,/православия светом облистав,/озарил еси мысли, преподобне,/верно притекающих к тебе,/и Ария зеницы омрачив,/отринул еси от Церкве Христовы./Темже, светильника тя стяжавше в си,/священную память твою/почитаем и ублажаем. Отче священне Ипатие,/Царя Христа, Егоже ясно проповедал еси,/Отцу Единосущна,/имея в сердцы твоем,/чудесными зарями просиял еси,/световодя всю подсолнечную./Змия убил еси/и теплых истечение твоими молитвами вод источил еси/на исцеление страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рукописи См. Ioannidis N. Ch., protopresb. 6 .1991), а также: 1969 . Halkin F. Homélies de Bryennios dans un manuscrit de Jérusalem//AB 1970. 88. 60–61. 1970 . Tomadakis Ν. Β. γιορειτικο κδικες τν ργων ωσφ Βρυεννου//EEBS 1963. 32. 26–39. Хронология 1971 . Loenertz R. Pour la chronologie des oeuvres de Joseph Bryennios//REB 1949. 7. 12–32 же: LoenByz 6 .583). 1. 51–75. Изданные соч. Некритич. (и единственное до сих пор) собр. соч., осуществленное Е. Вулгарисом и основанное на неполной рукописной традиции: 1972 . ωσφ μονχο το Βρυεννου τ ερεθντα. 1–2. Leipzig 1768; 3/Ed. Mandakasis Т. 1784; 2 1–3/ Εσαγ. Delidimou E. Θεσσαλονκη 1991. 1973 . Oeconomos L. L’état intellectuel et moral des Byzantins vers le milieu du XIV е siècle d’après une page de Joseph Bryennios//Mélanges Charles Diehl. P. 1932. 1. 225–233. 1974 . ωσφ Βρυεννου Πρακτικ Συνδου ν Κπρ// ν Κωνσταντινουπλει Φιλολογικς σλλογος. Παρρτημα το ΙΖ τμου. Κωνσταντινοπολις 1886. 48–51. Письма 1975 . Kurtz Ε. Kritische Nachlese zum Briefe des Joseph Bryennios//BZ 1892. 1. 332–333. 1976 . Papadopulos-Kerameus Α. ωσφ Βρυεννου πιστολα τρες//Varia graeca sacra. Записки истор.-филол. фак-та СПб. ун-та. СПб. 1909. 95. 292–297. 1977 . Tomadakis Ν. В. κ τς βυζαντινς πιστολογραφας. ωσφ μοναχο το Βρυεννου πιστολα Α κα α προς ατν Γ//EEBS 1983–1986. 46. 279–364. Неизданные соч. Сочинения против латинян; Ветхозаветные тексты, истолкованные в духовном смысле; О благодеянии умершим; Об участи душ, отделившихся от тела; Высказывания о вере; Похвальное слово Богоматери; О последних временах (BHG 430h); Схолии к комментариям Максима Исповедника на Пс.- Дионисия Ареопагита . 1978 . Tomadakis Ν. В. ωσφ Βρυεννου νκδοτα ργα κρητικ//EEBS 1949. 19. 130–154. Исследования 1979 . Арсений (Иващенко), архим. Греческая церковь на острове Крите в период венецианского владычества//ПО 1876. 2. 669–722. 1980 . Арсений (Иващенко), архим. О жизни и сочинениях иеромонаха Иосифа Вриенния , греческого проповедника в конце XIV и первой четверти XV столетия// ΓΙΟ 1879. 2(5–6). 85–138; 2(7). 403–450. оттиск: М. 1879. 101.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

С позиций исторического материализма и научного атеизма освещал историю Католической церкви в своих многочисленных монографических исследованиях и журнальных публикациях с конца 50-х гг. (после увольнения из советских спецслужб) член-корреспондент AH СССР Иосиф Ромуальдович Григулевич (псевдоним – И. Лаврецкий; 1913–1988) 1418 . Упомянем также о некоторых характерных для своего времени трудах Лазаря Наумовича Великовича 1419 , Александра Хáимовича Горфункеля (род. 1928, ныне работает в США) 1420 , Ефима Федоровича Грекулова 1421 , Григория Абрамовича Гурева (1891–1978) 1422 , Иосифа Ароновича Крывелёва (1906–1991) 1423 , Мирана (Михаила) Петровича Мчéдлова (1928–2007) 1424 ; известного математика, профессора МГУ (1931–1948) Марка Яковлевича Выгодского (1898–1965) 1425 ; профессора Ленинградского университета, члена-корреспондента AH СССР (1976) Виктора Ивановича Рутенбурга (1911–1988) 1426 ; представительницы белорусской школы историков Веры Ивановны Горемыкиной 1427 . Проблемы источниковедения, генезиса и истории раннего христианства разрабатывали специалисты-антиковеды академик Роберт Юрьевич Виппер (1859–1954) 1428 , профессор Сергей Иванович Ковалев (1886–1960) 1429 , профессор Николай Александрович Машкин (1900–1950) 1430 , Елена Сергеевна Голубцова (1921–1998) 1431 , Наталья Ивановна Голубцова 1432 , академик Сергей Александрович Жéбелев (1867–1941) 1433 , профессор Андрей Чеславович Козаржевский (1918–1995) 1434 ; крупный специалист по раннему гностицизму Марианна Казимировна Трофимова 1435 ; непревзойденный исследователь социально-экономических и историко-культурных проблем истории Древнего Рима Елена Михайловна Штаермáн (1914–1991) 1436 ; Юлия Константиновна Колосовская (1920–2002) 1437 ; автор многочисленных работ по истории раннего христианства и раннехристианской письменности профессор Ирина Сергеевна Свенцицкая (1929–2006) 1438 ; начинавший как историк-антиковед известный отечественный философ Герман Германович Дилигенский (1930–2002) 1439 ; Иосиф Давидович Амусин (1910–1984), посвятивший более 100 работ исследованию различных аспектов истории Кумранской общины (включая источниковедческие аспекты) 1440 ; Михаил Моисеевич Кубланов (1914–1998) 1441 , Яков Абрамович Ленцман (1908–1967) 1442 , профессор Гилéр Мордухович (Маркович) Лившиц (1909–1983) 1443 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010